Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв. Широкова, Вера Валерьевна

История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв.
<
История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв. История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв. История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв. История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв. История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв. История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв. История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв. История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв. История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв. История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв. История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв. История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв. История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв. История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв. История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Широкова, Вера Валерьевна. История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв. : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Широкова Вера Валерьевна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2013.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/144

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Основные исторические этапы развития воинского этикета в императорской России 16

1 Соотношение понятий «нравственность», «этика», «этикет», «общение» 16

2 Истоки воинского этикета в нравственной жизни России 27

3 Нравственные традиции в русской армии середины XVIII - XIX вв. 42

4 Этический анализ системы воспитания воинов середины XIX - начала XX вв . 53

Глава 2 Трансформация воинского этикета в России (начало XX-XXI вв.) 72

1 Основные факторы создания и развития воинского этикета в Красной Армии 72

2 Воинский этикет в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период 96

3 Этикет и нравы в армии современной России 122

Заключение 154

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования. История становления и развития морали представляет собой один из фундаментальных разделов, который включает в себя систему моральных ценностей, добродетелей, прикладную этику, историю этосов и нравов. Важное место в ней отведено этикету. Во многом это обусловлено объективно существующей потребностью в поиске научно обоснованной концепции эффективного воспитания гражданина, основанной на традициях воинской этики и этикета. Нравы и этикет всегда занимали особое место в духовной культуре нашего Отечества, русской армии, были предметом национальной гордости современников и пробуждают высокие патриотические чувства у нынешнего поколения россиян. Однако не только военные подвиги России, русской армии привлекают внимание исследователей истории нравов и этикета. Статус, поведение, внешний вид военнослужащих - это своего рода визитная карточка армии, отражение степени заботы общества о своих защитниках, уровня культурно-нравственного воспитания.

Еще при Петре I в России особое значение имели законодательно закрепленные нормы. Первыми важнейшими документами, точно и полно характеризующими воинский этикет, были уставы, наставления и инструкции, которые примечательны тем, что в них раскрывались вопросы нравственности офицера и требования государства, предъявляемые к его поведению в различных обстоятельствах; прописывались правила взаимоотношений военнослужащих между собой и с гражданскими лицами, определялись наказания за невыполнение этих правил, отражалась система воинских чинов. Во многих сочинениях того периода рассматривались вопросы о хороших манерах в обществе и светских приличиях, которыми руководствовался офицер русской армии. Особого внимания заслуживает работа, подготовленная при непосредственном участии Петра I в 1717 г. - «Юности честное зерцало». Эти обстоятельства свидетельствуют о статусе воинского этикета как значимой составной части нравственной культуры России, дают возможность более взвешенной оценки его роли в жизни русской армии, в том числе на современном этапе ее развития. Важность этого момента отмечена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г.: «Для возрождения национального сознания нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую, мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития. В мире XXI в. на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».

Актуальность проблеме изучения воинского этикета придает этико- исторический анализ его становления с XVIII до начала XXI вв., способствующий пониманию его структуры, основных направлений формирования и практической реализации. Во многом это обусловливает не только научную, но и практическую значимость исследования.

Комплексное изучение истории становления и развития воинского этикета и нравов особенно важно для современного этапа развития Вооруженных Сил Российской Федерации, так как дает возможность реализовать его огромный морально-нравственный потенциал, определить эффективные пути воспитания поведенческой культуры офицеров, повысить духовную культуру воинов и призывников, формировать у них чувство гражданского долга, готовности к защите Отечества. Патриотизм, долг, честь, героизм, человеческое достоинство не случайно стали теми понятиями, на которых базируется соблюдение норм воинского этикета.

Без системы четко сформулированных требований к поведению офицера как на службе, так и вне её невозможно эффективно вести воспитательную работу, целенаправленную подготовку кадров, поддерживать должный уровень боеготовности и боеспособности армии. Министр обороны Российской Федерации С. К. Шойгу подчеркнул то обстоятельство, что «в настоящее время особо следует уделять внимание военно-патриотическому воспитанию граждан нашей страны и всему, что касается сохранения культурного и исторического наследия Вооруженных Сил России».

Таким образом, возникла необходимость качественно нового исследования, которое позволило бы комплексно изучить становление и развитие воинского этикета, определить его структуру, выявить роль в нравственной культуре армии.

Степень разработанности проблемы. Исследование этикета изначально привлекало внимание западных («Этика, или Познай самого себя» П. Абеляра; «Евдемова этика», «Большая этика», «Никомахова этика» Аристотеля; «Этика» Н. Гартмана; «Персидские письма» Ш. Л. Монтескье; «Этика» Б. Спинозы) и русских мыслителей (И. А. Ильин, Н. И. Новиков, В. С. Соловьев, В. Н. Татищев).

К теоретической разработке фундаментальных этико-философских вопросов анализа нравов российского общества обращались в своих работах Р. Г. Апресян, В. И. Бакштановский, Л. Б. Волченко, Л. Г. Гринберг, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Е. Л. Дубко, В. Г. Иванов, В. Д. Комаров, Н. Н. Крутов, В. М. Кукушин, В. Н. Назаров, Б. О. Николаичев, О. С. Пугачев, А. В. Разин, О. А. Родионов, К. Светозарская, А. П. Скрипник, Ю. М. Смоленцев, Ю. В. Согомонов, А. И. Титаренко.

История нравов и духовной культуры русской армии XVIII - начала XX вв., связанная с патриотизмом как духовно-нравственной основой поведения воина, воспитанием, традициями российской армии, представлена в работах Н. Д. Бутовского, М. И. Драгомирова, П. П. Епифанова, А. И. Каменева, А. И. Куприна, Э. Ленобля, Д. Ф. Масловского, А. Н. Норцова, А. А. Свечина,

Э. Ф. Свидзинского, А. В. Суворова, В. Н. Татищева, Ф. Ф. Ушакова, Т. В. Швориной и др.

Существенный вклад в разработку истории проблем воинского этикета внесли исследования П. О. Бобровского, А. В. Демидова, А. И. Дырина, И. А. Липского, Г. П. Мещерякова, Г. А. Пикалова, Б. Н. Платонова, Н. Д. Табунова, Е. М. Ярославского и др.

Аспекты, связанные с изучением традиций, обычаев офицерства, нашли свое отражение в творчестве таких известных ученых, как А. Б. Бадьянов, Н. И. Дорохов, В. М. Зайцев, А. Ю. Кривицкий, Ю. М. Лотман, С. Г. Максимов, В. В. Розанов, В. Д. Серых, Сапер, М. И. Ясюков и др.

В советский период (1917-1991) исследование аспектов воинской этики и этикета с позиции социалистической морали представлено в работах Д. А. Волкогонова, Г. А. Пикалова, Я. В. Подоляка, Э. Г. Фишера.

В статьях М. Бабкина, В. Д. Верходубова, С. И. Гусева, В. Пенского, М. В. Шадской рассматриваются понятия «воинская этика», «воинский этикет» не только с этической, но и с правовой и исторической точек зрения. О повышенном внимании к данному вопросу свидетельствуют также диссертационные исследования Л. Н. Антипина, А. В. Демидова, С. Н. Ермоченко, А. Н. Кондратьева, М. Г. Лазара, А. А. Минкиной, Р. А. Сайфутдинова, В. А. Синюкова.

Анализ степени разработанности исследуемой проблемы свидетельствует, тем не менее, о недостаточном количестве фундаментальных работ, дающих целостную оценку развития и становления воинского этикета армии России с момента ее зарождения до настоящего времени.

Актуальность темы, степень ее научной разработанности позволили определить объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объектом настоящего диссертационного исследования выступает воинский этикет как этико-философская и этико-правовая категория, его место в общественных нравах.

Предметом исследования является история становления и развития воинского этикета и нравов в России (XVIII - начало XXI вв.).

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе научной методологии определить структуру и особенности развития этикета и нравов в русской армии XVIII - начала XXI в., их роль в функционировании российских Вооруженных Сил.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

уточнить и дополнить определение воинского этикета, описать его структуру;

рассмотреть условия становления и выделить этапы формирования воинского этикета в этической мысли России периода XVIII - начала XXI вв.;

проанализировать нравы военнослужащих в российской армии и западноевропейские традиции этикета;

показать историко-культурную значимость воинского этикета и его роль в воинской этике современной России;

сформулировать общие выводы и практические рекомендации по развитию воинской этики и повышению эффективности нравственного воспитания военнослужащих в современных Вооруженных Силах.

Научная гипотеза исследования состоит в том, что под воинским этикетом понимается свод правил поведения, основанных на принципах армейской морали, формализованных (законы, уставы, приказания) и неформальных с разной степенью обязательности (традиций, обычаи, привычки, церемонии) требований. Такие правила охватывают служебные и неслужебные взаимоотношения военнослужащих, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к другим людям. Воинский этикет имеет два относительно самостоятельных основания: правовое и нравственное.

Теоретико-методологическая основа работы.

В диссертационном исследовании широко используются наработки «этической феноменологии» - исследования отдельных социокультурных феноменов, определенные традиции которого были заложены в работах Р. Г. Апресяна, Л. Б. Волченко, А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко, В. Н. Назарова, А. П. Скрипника, А. И. Титаренко и др.

Проведение диссертационного исследования на стыке таких наук, как философия, этика, история, культурология, право, предполагает комплексный характер избранной методологии, позволяющей всесторонне и целостно раскрыть сущность воинского этикета. Положенный в основу работы принцип системности предопределил необходимость использования следующих методов исследования:

интегративного, позволяющего использовать достижения в различных областях научного знания для решения задач, поставленных в настоящем исследовании;

сравнительно-исторического, дающего возможность рассмотреть процесс развития представлений о воинском этикете, сопоставляя их между собой и с западноевропейскими традициями;

герменевтического, способствующего правильному истолкованию и пониманию нравственных позиций и их символического выражения;

аксиологического, обосновывающего место воинского этикета в системе социокультурных ценностей.

Источники исследования. В первую группу источников входят работы П. Абеляра, Аристотеля, Н. Гартмана, Б. Спинозы, Ш. Л. Монтескье, И. А. Ильина, В. С. Соловьева и др.

Вторую группу представляют документы из фондов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА): главного штаба (ф. 400), канцелярии Военной коллегии (ф. 2), главного военно-технического управления (ф. ВУА), главного Комитета по устройству и образованию войск при Военном Совете (ф. 868), а также из фондов Российского государственного военного архива (РГВА): Управления армиями Южного фронта (ф. 100), Управления армиями Восточного фронта (ф. 106), Всероссийского главного штаба (ф. 11), управления 5 Краснознаменной армии (ф. 185), политического управления Красной Армии (ф. 9).

Третья группа - опубликованные в разные годы законодательные документы и акты (уставы, наставления, инструкции), помещенные в Полное собрание законов Российской империи, в свод военных постановлений либо в отдельные сборники, содержащие важнейшие документы о военном устройстве России, о высшем военном управлении, порядке комплектования Вооруженных Сил, военное законодательство.

Четвертая группа - справочная литература, посвященная вопросам формирования этикетного поведения военнослужащих на службе и в быту, а также мемуары - воспоминания и письма генералов и офицеров армии, содержащие субъективную оценку различных аспектов поведения военнослужащих, действия в армии норм этикета, его роли в построении гармонично развитой личности российского офицера.

Пятая группа - произведения художественной литературы на военную тему А. С. Пушкина, А. И. Куприна, А. И. Каменева и др.

Шестая группа - историко-культурологические источники: журналы «Военная мысль», «Военно-исторический журнал», «Вопросы истории» и другие, в которых широко освещали различные стороны воинского этикета российского офицера известные военные публицисты (Н. Д. Бутовский, В. Д. Верходубов, С. И. Гусев, М. И. Драгомиров).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

уточнено и дополнено определение воинского этикета, выявлена его структура;

выделены этапы развития и становления воинского этикета в российской армии XVIII - начала XXI вв.;

введены в научный оборот новые архивные источники по истории воинского этикета России;

изучен и введен в контекст западноевропейский опыт сохранения воинских традиций и этикета;

представлены конкретные предложения по формированию этикетных норм поведения военнослужащих и использованию этикета в воспитании солдат и офицеров в современной армии России.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Воинский этикет представляет собой свод строго определенных правил и норм поведения военнослужащих, основанных на принципах армейской морали, формализованных (законы, уставы, приказания) и неформальных с разной степенью обязательности (традиции, обычаи, привычки, церемонии) требований. Такие правила охватывают служебные и неслужебные взаимоотношения военнослужащих, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к другим людям. Воинский этикет имеет два основания: правовое и нравственное.

Правовое основание воинского этикета закреплено в уставах, приказах, наставлениях и инструкциях. Нравственное основание - это сложное социальное качество, сформированное на основе глубоких знаний, моральных норм и воплощающееся в культуре поведения военнослужащего. Мерилом нравственной составляющей является деятельность по законам добра в сферах военной службы, быта и досуга.

Все нормы и правила современного воинского этикета условно можно представить в виде девяти системных блоков, из них автор выделяет наиболее существенные: служебный, строевой, бытовой, ритуальный.

2. В истории становления и развития воинского этикета русской армии автором выделяются следующие этапы:

Первый - «петровский» (начало XVIII в.) представлен в первых военных уставах Петра I: «Учреждение к бою» (1708), «Воинский устав» (1714), «Воинские артикулы» (1716), «Морской устав» (1720), где впервые нашли свое отражение нормы и правила этикета.

Второй этап - «дворянско-имперский» (середина XVIII - XX вв.) характеризуется попытками передовых русских военачальников (Ф. М. Апраксина, М. М. Голицына, М. И. Кутузова, Г. А. Потемкина, П. А. Румянцева, А. В. Суворова, Б. П. Шереметьева и др.) и мыслителей (Н. Д. Бутовского, М. С. Галкина, И. П. Маслова, И. Г. Энгельмана) сформулировать основные, исходные понятия воинской этики: идеи патриотизма, верности своей Родине. Воинский этикет приобретает устойчивый характер, играя важную роль в системе боевой и морально-психологической подготовки личного состава армии, организации его быта.

Третий - советский этап (1917 - 1991) сформировал новую систему воспитания бойцов, ввел особые нормы и правила военного этикета (регулирующие взаимоотношения между военнослужащими, способствующие формированию отделенных качеств у военных (дисциплинированность, уважение к командирам), совершенствовавшие профессиональные знания, консервацию опыта традиционного поведения и передачи его из поколения в поколение.

Наконец, современный воинский этикет (конец XX - начало XXI вв.) отражается в служебных и неслужебных взаимоотношениях военнослужащих, в формах обращения военнослужащих друг к другу (правила воинского приветствия, порядок представления командирам, правила воинской вежливости и поведения военнослужащих), в ритуалах и традициях (празднование государственных праздников, дней части, вручение наград, присвоение воинских званий, вручение личного оружия), в отношениях к обществу (вежливость по отношению к гражданскому населению, проявление особого внимания к пожилым людям, женщинам и детям, защита чести и достоинства граждан, оказание им помощи при несчастных случаях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера).

3. Воинский этикет возникает и формируется в процессе образования и становления государства и его Вооруженных Сил. Важным этапом его генезиса явилось создание регулярной армии. С качественным преобразованием Вооруженных Сил складывалась его система, которая в последующем укреплялась и совершенствовалась. Воинский этикет в российской армии сохраняет основу традиционного воспитания офицерского состава, передавая лучшие образцы высокой морали и нравственности из одного столетия в другое, объединяя эпохи. Подлинная нравственная культура, нравы военнослужащих российской армии основываются на глубокой идейной убежденности, любви к

Родине, воинском долге, гражданской ответственности и нравственно-этических знаниях.

История формирования и развития воинского этикета должна быть одной из ведущих тем при распространении военно-исторических знаний о героическом прошлом нашего Отечества, боевых традициях русской армии, в первую очередь среди допризывной молодежи и личного состава Вооруженных Сил. В целях совершенствования воинского этикета представляется целесообразным:

в справочные пособия для офицеров наряду с материалами по боевой подготовке, отдельным разделом ввести краткие исторические сведения о воинском этикете и данные о его структуре и содержании;

на страницах войсковой печати публиковать больше материалов способствующих формированию у военнослужащих высокой нравственной культуры и устойчивых представлений о нравах и традициях армии;

в системе общественно-государственной подготовки систематически проводить занятия, на которых раскрывать сущность и значение этикета в различных сферах деятельности и быта военнослужащих.

Российский воинский этикет представляет собой результат творческого использования и развития передовых европейских армий с учетом национальных традиций.

    1. Эффективность нравственного воспитания в Вооруженных Силах зависит от таких факторов, как социальное положение; порядок прохождения военной службы; повседневная жизнь; быт; пример, подаваемый подчиненным командирами всех степеней; социальные гарантии и поддержка военнослужащих государством, а также медиапроекты (фильмы, телепередачи) патриотического содержания.

    Воинский этикет как самостоятельное и уникальное явление основан на требованиях уставов, принципах армейской морали, культуре и традициях Вооруженных Сил. Эти правила охватывают служебные и внеслужебные взаимоотношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к другим людям. Соблюдение требований этикета всеми военнослужащими позволяет каждому ощутить себя членом единого коллектива, почувствовать гордость за принадлежность к нему, полнее реализовать свои духовные и физически возможности.

    Для совершенствования нравов в современной армии необходимо формировать высокую личную ответственность за безупречное решение стоящих перед подразделением задач, добросовестное выполнение своих должностных и специальных обязанностей; в процессе повседневной деятельности вырабатывать у себя такие качества, как сильная воля, стойкость, отвага, выносливость, смелость; пунктуально выполнять требования военной присяги и воинских уставов; знать, хранить и приумножать боевые традиции, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей части.

      1. На основании архивных документов выявлено, что: во-первых, воинский этикет России представляет собой уникальное и самобытное явление, основанное на традициях Православия, патриотизма, взаимоуважения, товарищества; во- вторых, этикет в качестве форм поведения личности эффективен только тогда, когда имеет тесную связь с внутренним моральным сознанием личности. Особенностью воинского этикета России стало обоснование духовности как определяющей основной характеристики личности. Формирование нравственной культуры личности в воинском этикете должно быть согласовано с реальным развитием этой личности.

      Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования позволяют раскрыть особенности развития и становления воинского этикета в России XVIII - начала XXI вв. Выявление нравственного, правового аспектов воинского этикета расширяет возможности современной этической теории и задает новые направления в исследовании данного феномена. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по этике, истории этикета, философии, психологии, а также в качестве методологической основы при разработке практических рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы с офицерским составом Вооруженных Сил Российской Федерации и повышению ее эффективности, особенно в работе с курсантами и слушателями военно-учебных заведений. Выводы работы также могут служить основой для дальнейшего развития и осмысления проблем воинской этики и этикета.

      Апробация работы. Основные положения диссертационной работы изложены в 11 статьях, четыре из которых опубликованы в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов ВАК: «Известия Самарского научного центра РАН» (Самара, 2013), «Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (Саранск, 2013), «Казанская наука» (Казань, 2013), «Регионология» (Саранск, 2013). Результаты исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях (Москва, 2012, 2013; Новосибирск, 2012, 2013; Ростов-на-Дону, 2012; Саранск, 2013), аспирантских семинарах.

      Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии для гуманитарных специальностей ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» и рекомендована к защите.

      Структура и объем диссертации. Поставленные цель и задачи определили структуру диссертации. Она содержит 180 страниц и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, включающего 251 наименование.

      Истоки воинского этикета в нравственной жизни России

      Нормы нравственности, выражающие естественное стремление людей к установлению подлинно человеческих отношений, основанных на взаимном уважении, гуманности и справедливости, явились результатом длительного и сложного исторического процесса установления и налаживания взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны совместная жизнь людей, их труд и быт, экономические, культурные и иные отношения, ибо люди не могут существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений в пользу других людей, общества, государства.

      В наше время ставятся задачи — усвоить эти нормы и сделать их выполнение своими привычками. Это необходимо для упорядоченности всей общественной жизни, для спокойного ее течения, исключающего ссоры, скандалы и т. д. Соблюдение внешней формы поведения и взаимоотношений между людьми, которые определяются этикетом, позволяет каждому человеку ясно и верно представить себе, какую реакцию может вызвать данный поступок, и на этой основе регулировать свое поведение с поведением других людей.

      Этика - наука о морали (нравственности) [242, с. 573]. Как термин и особая систематизированная дисциплина этика восходит к Аристотелю; впервые слово встречается в названии всех его сочинений («Никомахова этика» [7], «Евдемова этика»[6], «Большая этика»[5]), посвященных проблемам нравственности, и несет в них основную содержательную нагрузку. В последующем этика также остается одним из типичных названий философских произведений (например, «Этика» Н. Гартмана [44], «Этика» Б. Спинозы [207]) и становится общепринятым обозначением учебной дисциплины. Аристотель говорил об этике в трех смыслах: как об этической теории, этических книгах, этической практике. Понятие «этический» от которого происходит «этика», образовано Аристотелем на основе слова «этос», обозначавшего некогда привычное место обитания, а потом уже просто привычки, нрав, характер, темперамент, обычай. Таким образом, Аристотель обозначил добродетели характера словом «этический», а науку, изучающую эти добродетели, назвал «этикой». Древние римляне ввели в речевой оборот равнозначный термин - мораль. В русском языке существует понятие «нравственность», равнозначное понятию «мораль». Оно происходит от слова нрав (характер), то есть то, что по нраву. Этикет является практическим отражением в поведении человека норм морали, нравственности.

      В деятельности человека тесно взаимосвязаны понятия «этикет» и «этика», которые по своему происхождению и содержанию различны. Этикет способствовал развитию общей культуры человеческого общения, и в этом его несомненная историческая заслуга [38, с. 20]. В процессе развития культуры, в частности по мере выявления своеобразия этики как области знания, за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) - изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью - сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль-то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность - то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства [52, с. 10]. Если мораль говоря языком военного человека, - это общая нравственная стратегия, то этикет дает тактические рекомендации поведения в тех или иных условиях. Говоря о значении термина «этикет», следует начать с того, что само слово происходит от французского etiquette, которое имеет следующее значения: «ярлык», «этикетка», «надпись». Ответ на вопрос: «Что такое этикет?» оказывается не столь простым и очевидным, как кажется.

      В словаре В. И. Даля этикет определяется как «чин, порядок, светский облик внешних обрядов и приличия; принятая, условная, ломливая вежли-вость; церемониал; внешняя обрядливость» [53, с. 1539]. Обычно под этикетом понимается «совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)» [197, с. 431]. Это определение, однако, не учитывает различий между бытовыми и ритуальными ситуациями. Ведь «поведение в общественных местах», «обхождение с окружающими» могут иметь как чисто бытовой, сугубо утилитарный характер, так и ритуальный, предопределенный мифологическим, а не этикетным сценарием.

      По мнению Л. А. Никитич, этикет — это как бы формализованная мораль, и если в прошлом правил этикета придерживались только в определенных кругах, при дворах, среди депутатов, то в наше время эти правила стали непременным условием повседневного общения [131, с. 15]. Своеобразное толкование термина «этикет» предложил американский культуролог Л. Уайт. Согласно Уайту, если понятием «этика» мы обозначаем совокупность норм, регулирующих отношения между людьми, то понятие «этикет» призвано обозначать способы регулирования отношений между группами (классами) людей: мужчинами и женщинами, начальниками и подчиненными, монархом и подданными [218, с. 225]. Правила этикета, по Уайту, отличаются той особенностью, что нарушение их никогда не остается безнаказанным, хотя наказание может быть мягким и чисто моральным. Эта неизбежность наказа ния понятна, если предположить, что в этикете отражаются действительные отношения между социальными группами, между структурными элементами общественной системы, и отступление от правил этикета угрожает дезинтеграцией самой системы. Данный подход, в целом удачный, нуждается, однако, в уточнении, поскольку уже при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что этикет более направлен не на регуляцию самих отношений между группами людей, а на контроль над внешними формами этих отношений или их символическое выражение. Хотя можно предположить, что в этих формах отношений между группами людей может отражаться хотя бы косвенно, и само содержание этих отношений.

      Этический анализ системы воспитания воинов середины XIX - начала XX вв

      Мы не согласны, что, высказывая такую мысль, Дмитриевский не считал, что необходимо воспитывать сознательного, грамотного солдата. Главное — научить «подавлять» непосредственные чувства, писал он. Другие предлагали иной метод поднятия духа: нужно с первого дня воспитывать у солдат стремление «к славе, жажду славы, - писал генерал Н. Ухач-Огоревич, - вот тот двигатель, который создает героизм» [221, с. 32].

      Повод и причины для дискуссии были. Тяжелое поражение в русско-японской войне 1904 - 1905 гг., ненадежность царских войск, выявившаяся в первой русской революции, не на шутку встревожили самодержавие и по сути выразили несостоятельность насаждавшейся системы воинского воспитания в армии, основанной на социальном неравенстве.

      Анализ исторической литературы рассматриваемого периода показывает, что изменение этикетных норм поведения офицера связано с проводимыми в русской армии реформами, которые накладывали отпечаток на все сферы деятельности офицера.

      Главной моральной заповедью офицера было сохранение чести мундира и чести воинской части. Культ чести мундира имел для офицеров сакральное значение. Внешним его выражением было то, что офицеры всегда заботились о том, чтобы выделяться в обществе безупречным, щеголеватым видом. Постоянная забота о чести мундира, показывавшего принадлежность к тому или иному роду войск, была неотделима от обязанностей свято блюсти его славные традиции, хранить честь знамени своего полка, его боевую репутацию. Мундир нужно было носить так, чтобы ничто не бросало тень на родной полк. Надевший мундир офицера переставал располагать собою по собственному усмотрению и подчинял свою жизнь точно регламентированному порядку. «Военный мундир налагает на носящего его обязанность быть во всяком случае вежливее и выдержаннее тех, кто военного мундира не имеет», - так писал генерал М. И. Драгомиров [67, с. 613]. В офицерской среде честь почиталась главной добродетелью и выражалась в обостренном честолюбии, готовности идти даже на смерть, лишь бы не запятнать честь мундира.

      Литература конца XIX - начала XX вв. раскрывает содержание отдельных аспектов этикета русского офицера, но обобщенную и полную характеристику этикета офицера не дает. Более комплексно проблемы этикета русского офицера начали обсуждаться в постсоветский период.

      В старой русской армии существовало немало военно-этических наставлений. Это и советы выпускниками юнкерских и кадетских училищ, и памятки молодым офицерам, и правила соблюдения чести и учтивости офицера для разного рода войск. «В театре, в гостях, в поезде, в ресторане или гостинице — всюду офицер должен помнить, что он носит мундир русской армии. Однополчане строго взыскивали с него за проступки, несовместимые с достоинствами офицера. Он не имел права принимать участие в ссоре на улице, появляться в нетрезвом виде, неряшливо или не по форме одетым. Непочтительное отношение к женщине влекло за собой резкое осуждение. Жить не по средствам, вязнуть в долгах, кляузничать, распускать о ком-нибудь сплетни значило утратить уважение офицерской семьи. В полку, кроме суда чести, существовало грозное наказание: провинившимся подобным образом офицеру товарищи переставали подавать руку. И если дело доходило до этого, то он должен был либо переводится в другой полк, либо, в мирное время, подавать в отставку» [206, с. 4].

      Единого кодекса чести офицера, подобного официальному «Своду правил воинского чинопочитания и отдание чести», в русской армии не было. Однако существовали и многократно переиздавались такие сводные правила военной этики и этикета как, например, «Советы молодому офицеру», составленные в 1904 г. ротмистром В. М. Кульчицким и рекомендованные как «Катехизис для каждого офицера». Вот характерный стиль этого документа: «Помни всегда, что ты офицер и что начальник всегда и всегда начальник. Всякое распоряжение по службе, в какой бы форме оно ни было выражено, есть приказание.

      Береги свою честь, честь полка и армии. Держи себя просто, с достоинством, без хвастовства. Будь выдержанным, корректным и тактичным всегда, со всеми и везде. Будь осторожным в выражениях. Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча. Избегай скандалов, денежных счетов с товарищами. Но если надо, помоги товарищу не только словам, но и делом и деньгами.

      Честь - святыня офицера. Офицер уважает человеческие права рядовых. Через ряды армии проходят все классы населения, поэтому влияние офицерского корпуса распространяется на весь народ. Горе стране, в которой солдат уносит со службы отвращение к армии. Солдаты, беспощадные судьи, разносят по беспредельной России все пережитое на службе, благодарность и озлобление, уважение и презрение.

      Бить солдата запрещено законом. Более того, генерал-адъютант Драго-миров говорил: «Стойку поправлять без прикосновения». Офицер — старший брат (но не панибрат) солдата» [227].

      Между офицерами, особенно в офицерском собрании, практиковалось товарищеское обращение независимо от воинского звания и служебного положения. Во внеслужебное время, на отдыхе и во многих случаях даже в служебное время офицеры обращались друг к другу, как правило, по имени-отчеству. Особенно это широко было распространено в военно-морском флоте.

      В своей деятельности офицерские собрания уделяли большое внимание воспитанию офицеров на боевых традициях, на любви к своей части и к ее Боевому знамени. Они высоко чтили названия своих полков и стремились поддержать их боевую репутацию, умножить боевую славу. Имя полка незримыми узами связывало воинов в одну семью. Воинское знамя считалось реликвией. Немало подвигов совершили офицеры, отстаивая честь знамен своих полков и тем самым подавая нижним чинам пример доблестной службы. Знамя части считалось подлинной святыней, за которую каждый офицер готов был отдать свою жизнь, требуя того же от солдат.

      Офицерские погоны ни при каких обстоятельствах не мог носить человек, чьей спины касалась розга. Более того, офицер, подвергшийся оскорблению действием, то есть побоям, должен был уходить со службы, поскольку считалось, что пребывание среди офицерского корпуса публично униженных людей наносит ущерб офицерскому званию как таковому.

      Воинский этикет в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период

      Отдельные стороны теории воинского этикета (вопросы патриотизма, ненависти к врагу, морального единства народа и армии и другие) нашли отражение в ряде крупных работ, таких, как «Организованность, дисциплинированность и самоотверженность советских патриотов - залог быстрейшей победы над врагом» Н. Вознесенского, «Великая Отечественная война» Е. Ярославского. Вопросы военно-этической теории, рассматривавшиеся в то время, были полностью посвящены области боевой деятельности. Многие работы не отличались тщательностью и глубиной теоретического анализа, зато компенсировали эту слабость эмоциональной силой, обилием эмпирического материала, описанием боевого опыта, формулированием многих рекомендаций и выводов, имеющих большое практическое значение.

      В сфере нравственных отношений особое место уделялось роли этикета в упрочнении организованности, воинской дисциплины и порядка. Широкое освещение получили исторические вопросы военно-этической теории, связанные с боевыми традициями русского народа, раскрытием героической сущности поступков воинов России в прошлых войнах и революционных движениях. Особенностью развития военно-этической теории этого времени является ее чрезвычайно широкое распространение, доступность изложения, глубокая близость идей и мотивов, выраженных в статьях, книгах, чаяниям миллионов советских людей.

      Воинский этикет в годы Великой Отечественной войны отражает новую ступень нравственной зрелости, которой достигло социалистическое общество и его армия, а также качественные сдвиги, происшедшие в морально-психологической сфере сознания личного состава под воздействием социальных изменений в обществе, успешно строящем коммунизм. Главным творцом победы в Великой Отечественной войне был советский народ, совершивший подвиг, в котором слито воедино величайшее мужество воинов, партизан, тружеников тыла [92, с. 26].

      «Уставы внутренней службы», изданные в 1946 г. и 1960 г., отражали опыт Великой Отечественной войны и послевоенные изменения в организации и техническом оснащении Вооруженных Сил. В 1975 г. принят новый «Устав внутренней службы», утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР. Развитие и уточнение положения о воинской дисциплине, правах и обязанностях военнослужащих получили в «Дисциплинарных уставах» 1940 г. и 1946 г., утвержденных наркомом обороны СССР. В октябре 1940 г. силу закона получил «Дисциплинарный устав ВМФ СССР». Последующие «Дисциплинарные уставы» 1960 г. и 1975 г. утверждались Указами Президиума Верховного Совета СССР.

      Вплоть до 1950 г. основные положения по организации караульной («Устав» 1935 г.) и гарнизонной («Устав» 1941 г.) служб излагались соответственно в отдельных уставах, утвержденных наркомом обороны СССР. Введенные затем единые «Уставы гарнизонной и караульной служб» 1963 г. и 1975 г. были утверждены Указами. Президиума Верховного Совета СССР.

      В «Строевых уставах» 1947 и 1959 гг. учтен опыт Великой Отечественной войны и последующие изменения в военном деле. В октябре 1975 г. приказом министра обороны СССР принят «Строевой устав», отражавший изменения в практике обучения личного состава.

      Говоря об уставах, следует обратить внимание на то, что они определяют наиболее важные нравственные качества воина: честность, храбрость, дисциплинированность, исполнительность, бдительность, войсковое товарищество, воинскую вежливость. Связь же уставных требований и норм воинского этикета состоит в том, что уставы предписывают, что делать и каким должен быть моральный облик военнослужащего, а этикет рекомендует, советует, как делать, как выполнять нравственные предписания, как развить у себя полезные привычки. Например, уставы Вооруженных Сил СССР обязывали военнослужащего быть честным и правдивым, но, чтобы развить у себя эти качества, нужно было быть верным принятым обязательствам и данному слову, дорожить своим именем и званием, всегда ставить интересы дела выше личных [149, с. 9].

      Для американского солдата, к примеру, характерны: техническая культура и военный практицизм, изобретательность и находчивость, организаторские умения. Американское командование пыталось в кратчайшие сроки сформировать из новобранцев надежных солдат, жестко вытесняя их гражданские привычки и нравственные представления усиленной боевой и идеологической подготовкой. Нравственность и этикет профессионала сводится в «кредо солдата армии США»: «Я американский солдат. Я выполняю свой долг перед американским народом, моими друзьями, будущими поколениями. Я - броня, защищающая демократию, оплот, о котором слагают песни... Я — это глаза оружия, строевая песня, мозг танка, нервы самолета, разящая сила снаряда. Я - колокол свободы. Во мне - все лучшее, что у нашей молодежи» [149, с. 98-99]. Японскому военнослужащему свойственны такие качества, как дисциплинированность и исполнительность, точность в выполнении приказа и способность ради него пожертвовать своей жизнью, самурайский дух и фанатизм, любовь к родине и императору (высшей власти), приверженность традициям и строгое соблюдение ритуалов при любых обстоятельствах, физическая выносливость, неприхотливость в еде и удобствах. Китайским военнослужащим, как и советским, обычно была свойственна большая физическая выносливость, неприхотливость, умение стойко переносить и лишения, наблюдательность, любовь к Родине и готовность принести себя в жертву ради ее интересов.

      В армию приходят юноши с определенными нравственными воззрениями и привычками, сложившимися в семье, школе, на улице. Это не может не отразиться на соблюдении воинского этикета. Встречаются солдаты, которых нужно не только обучать правилам поведения за столом, но и срочно отучать от преступных наклонностей. Это обязанность офицеров. И если воинский этикет для солдата - явление временное, то для офицера, прапорщика, мичмана он представляет постоянную норму профессиональной деятельности.

      В первые годы после Великой Отечественной войны воинский этикет был главным образом обращен на обобщение моральных аспектов минувшей войны, систематизации и теоретическому осмыслению накопленного богатого исторического материала.

      Интенсивное развитие общественных наук отразилось и на этике. В стране появились фундаментальные теоретические исследования по моральным проблемам, имеющим большое значение в практике коммунистического воспитания трудящихся. Сам термин «советская этика» обозначает определенный этап в развитии марксистской этической традиции, характеризующийся переходами от моральной идеологии к моральной теории и отличающийся мировоззренческим единством этических исследований и моральным теоретизированием как основным способом функционирования этического знания [127, с. 244].

      Этикет и нравы в армии современной России

      Ранее использовался текст присяги, утвержденный Указом Президента Российской Федерации - России от 5 января 1992 г. «О тексте военной присяги Российской Федерации»: «Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству, Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

      Принятие военной присяги регламентируется статьями 40 и 41 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Согласно ст. 41 Закона «О воинской обязанности и военной службе» новобранцы, граждане России, принимают присягу после прохождения «Курса молодого бойца». Обычно это происходит через месяц-два после прибытия со сборного пункта в учебную часть (в этом имеется сходство с советским временем). Иностранцы, поступающие на службу по контракту в Вооружённые Силы, клятву верности России не дают (они только принимают обязательство соблюдать Конституцию России, требования воинских уставов и приказы командиров). Присягу также принимают курсанты (студенты, слушатели), будущие офицеры, в первый раз проходя военный сбор (стажировку), и курсанты и слушатели учреждений военного профессионального образования - на 1-м - 2-м курсах учёбы.

      Принимая военную присягу, солдат, согласно ст. 40 Закона «О воинской обязанности и военной службе», клянется «соблюдать Конституцию России, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников». Однако по действующему законодательству почти все права и обязанности военнослужащего новобранец приобретает еще до присяги. Так, после принятия в 1998 г. Закона «О статусе военнослужащего», согласно ст. 2, солдатом призывник считается со дня отправления со сборного пункта в воинскую часть. Именно с этого времени новобранец получает права и обязанности военного, становясь субъектом не только гражданского, но и военного законодательства. Он подлежит ответственности за военные преступления (к примеру, наказанию за дезертирство).

      Есть дополнительные права и обязанности, которые военнослужащий приобретает с принятием присяги. Так, по ст. 41 Закона «О воинской обязанности и военной службе», до присяги нельзя привлекать новобранца к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению дежурств и караулов), сажать под арест, а также закреплять за ним оружие и боевую технику. Уголовной или другой ответственности за отказ давать военную клятву законодательством не предусмотрено. Тем не менее, согласно комментариям к Закону «О воинской обязанности и военной службе» отказ от принятия присяги не допускается, то есть все солдаты должны служить только под присягой. По статье 59 Конституции России, если несение воинской службы противоречит убеждениям или вероисповеданию призывника, он имеет право на замену её альтернативной гражданской.

      Следует отметить, что присяга кадетов не является военной присягой. В каждом кадетском корпусе Российской Федерации свой текст присяги, но у них, несмотря на различия в словах, смысл всегда остаётся одним. Кадет обязуется любить свою Родину, а также быть верным ей; хорошо учиться, добросовестно выполнять приказы командиров и начальников, стойко переносить все тяготы кадетской жизни.

      В памяти русского народа хранится множество пословиц и поговорок о военной присяге: «Для российского солдата все слова присяги святы»; «Присяга бойца - за Родину стоять до конца»; «Принял присягу - от неё ни шагу»; «Присягой сила воина в огне боёв удвоена»; «Кто присяге верен, тот в службе примерен»; «Верность присяге, рождает героев»; «Верность присяге - закон победы».

      Принятие Военной присяги для каждого военнослужащего остается в памяти на всю жизнь. Верность воинскому долгу, Военной присяге — это традиция Российских Вооруженных Сил, и ее соблюдение является мерилом нравственности гражданина, его дел и поступков. Выполняя свой воинский долг, каждый человек держит испытание на гражданскую и нравственную зрелость.

      К примеру, граждане Украины, которые призваны или добровольно вступили на военную службу, принимают Военную присягу на верность народу Украины, её осуществляют в торжественной обстановке, с оружием в руках, у Боевого знамени воинской части, перед строем командиров и воинов, в чем прослеживаются черты принятия присяги в России. Молодой воин дает персональную клятву народу Украины, государству, называя свою фамилию, имя, отчество: «Я, (фамилия, имя и отчество), поступаю на военную службу и торжественно клянусь народу Украины всегда быть верным и преданным ему, добросовестно и честно выполнять воинский долг, приказы командиров, неуклонно придерживаться Конституции и законов Украины, хранить государственную и военную тайну.

      Я клянусь защищать украинское государство, непреклонно стоять на страже его свободы и независимости» [158]. Военная присяга Украины - это документ юридической силы, имеет большое государственное значение. Текст Военной присяги утвержден Постановлением Верховной Рады Украины 6 декабря 1991 г. В ней сформулированы важнейшие требования, предъявляемые к воину, которые он должен неукоснительно выполнять в интересах национальной безопасности Украины.

      Немного иной текст военной присяги принят в Вооруженных Силах Республики Беларусь, но по смыслу он схож с текстом присяги и Российской Федерации, и Украины: «Я, гражданин Республики Беларусь (фамилия, имя, отчество), торжественно клянусь быть преданным своему народу, свято соблюдать Конституцию Республики Беларусь, выполнять требования воинских уставов и приказы командиров и начальников.

      Похожие диссертации на История становления и развития воинского этикета и нравов в России : XVIII - начало XXI вв.