Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этические идеи в естественнонаучной ветви русского космизма: Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный Садикова, Ольга Георгиевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Садикова, Ольга Георгиевна. Этические идеи в естественнонаучной ветви русского космизма: Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Садикова Ольга Георгиевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2013.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/181

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Актуальность данного исследования заключается в углубленном

изучении этического содержания многогранного философского наследия Н.А.Умова, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Н.Г.Холодного, как наиболее отвечающего современности, но недостаточно осмысленного в контексте проблем современной экологической этики и новых форм фиксации моральной ответственности.

Гуманистическое мировоззрение, неразрывно связанное с этической позицией космизма, говорит о разумных началах планетарных процессов, которые вносятся в эволюцию космоса деятельностью человека. Именно так широко мыслили космисты. Сейчас становится все более очевидным расширение объема понятия «гуманизм», уточнение представления о разумных формах жизни, необходимость нового понимания сострадания. В этой связи представляется плодотворным соотнести современную трактовку гуманизма со взглядами представителей естественнонаучной ветви русского космизма, ведь они задолго до современной эпохи стали говорить о роли человека в поддержании эволюционных процессов, распространении разума во вселенском масштабе.

В современном мире, в связи с возникновением глобальных проблем и их усугублением, остро встала необходимость разработки и распространения общезначимых духовных и, прежде всего, моральных ценностей. Эта линия в развитии современного гуманизма была предвосхищена в трудах рассматриваемых космистов-естествоиспытателей. Это же можно сказать об их стремлении найти глубокие основания для практически ориентированной нравственной позиции личности, активно и творчески преобразующей бытие.

Актуальным в развитии гуманистической мысли является разработка футурологических проблем. Проблема будущего всегда этически окрашена, как в смысле отношения к будущим поколениям, так и в смысле идеалов общественного развития, которые люди должны быть готовы принять. Это хорошо понимали космисты. У Н.А.Умова, К.Э.Циолковского,

В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Н.Г.Холодного проблема будущего представлена в связи с осмыслением этических задач, встающих перед каждым человеком и обществом в целом. Она связана с освоением космического пространства, упорядочивания околоземной сферы бытия человека, представлением о развитии коллективных начал в общественной жизни людей, что собственно является одним из основных условий развития ноосферы. Эти представления требуют дальнейшего осмысления и развития.

Из идеи космизма о единстве микро- и макрокосмоса вытекает новая этика. В ней осознается более высокая ценность жизни, т.к. при разрушении человека - микрокосмоса происходят изменения в макрокосмосе. Возникает проблема самоконтроля человека в Космосе. Как полагали космисты, к нему должно прийти осознание космического долга, ответственности за Космос- мироздание; понимание необходимости соединения космического дерзания, предводительствуемого научным разумом, с заботой, попечительством обо всем живом на Земле и о Космосе в целом.

Современный этап существования науки - наступление постнеклассической науки - выводит на первый план проблему субъекта познания. Одной из научных ценностей становится открывающий, мыслящий человек - сам исследующий ученый. Поэтому в диссертационном исследовании уделено определенное внимание анализу личностных качеств, отдельных жизненных ситуаций исследуемых космистов- естествоиспытателей. Истоки этических идей этих мыслителей прослеживаются в их биографиях. Сознание морального долга, построенное на этой основе поведение было характерно для Н.А.Умова, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского, Н.Г.Холодного. Все эти мыслители предлагали определенные (хотя в чем-то и спорные) образы морального поведения человечеству в качестве необходимой основы для его дальнейшего существования.

И в жизни, и в теоретических работах рассматриваемых ученых всегда присутствовали вопросы добропорядочности, доброжелательности, милосердия. Рассматриваемые ученые-космисты были близки к народу, общались с простыми людьми, все видели и сочувствовали, будучи душевно тонкими, сострадали, с детства впитывали справедливость и несправедливость, наличествующую в социуме, достроив до космических масштабов значимость нравственных деяний и морально-этических положений. Этому можно привести массу примеров, начиная с ранних лет жизни рассматриваемых ученых.

Исследование этической составляющей русского космизма в целом, еще не получило достаточной систематической проработки, что и определяет необходимость исследования этого круга проблем.

Степень разработанности темы.

Тема космизма - одна из приоритетных в современном научном, философском и общекультурном дискурсе. В Советское время труды космистов-естествоиспытателей изучались в большей степени, на наш взгляд, в связи с материалистичностью их взглядов по многим вопросам и в связи с началом космической эры, которую эти ученые предвидели и над чем напрямую работал, например, К.Э.Циолковский.

Русский космизм в целом вызывает сейчас устойчивый интерес: естественнонаучная ветвь - в меньшей степени, гораздо больше востребованы работы по оккультной (мистической) и религиозной ветвям. Проявляется интерес к художественно-поэтическому направлению космизма. Среди последних изданий можно назвать выход двухтомника В.Н.Муравьева в 2011 году.

Нравственная философия космистов-естествоиспытателей, выражая важнейшие этические доминаты современности, практически совершенно не исследована. Целенаправленные исследования нравственной составляющей русского космизма в основном относятся к религиозно-философской ветви космизма, например, христианская этика Н.Ф.Федорова. Среди авторов, рассматривавших этическую составляющую естественнонаучной ветви русского космизма, основное внимание уделялось этике К.Э.Циолковского, который придавал большое значение этике и написал ряд специально- этических работ: «Этика или естественные основы нравственности», «Земная

этика», «Научная этика» и другие . Не были обойдены вниманием отдельные этические идеи К.Э.Циолковского в работах М.А.Абрамова, В.И.Алексеевой, В.Е.Ермолаевой, В.В.Казютинского, В.М.Мапельман и ряда других авторов, представленные в том числе в многочисленных трудах научных Чтений К.Э. Циолковского, ежегодно проводимых с 1966 года в Калуге. При этом многолетний участник Циолковских чтений В.Е.Ермолаева небезосновательно утверждает, что философию К.Э.Циолковского «за редким исключением (И.А.Кольченко, В.В.Казютинский) плохо понимают и сейчас» . С этим утверждением в определенной мере можно согласиться. Философское наследие К.Э.Циолковского еще в достаточно большой своей части находится в архивах. Этот факт в совокупности с большой степенью фантастичности во взглядах ученого, зачастую противоречивостью его позиции, философской недоработанностью в сочетании с объемностью его творческого наследия, - все это создает трудности при попытке целостного осмысления этической концепции К.Э.Циолковского. Издание философского наследия К.Э.Циолковского началось в 80-х годах ХХ века, широкомасштабная публикация осуществляется только в последние два десятилетия. Например, работа 1898 года «Научные основания религии» впервые опубликована более чем через столетие - в 2007 году; датированная 1923 годом «О душе, о духе и о причине» опубликована в 2003 году.

Исследования этической составляющей - важнейшей, на наш взгляд, в философском и общенаучном наследии космистов-естествоиспытателей - затронуты в работах В.В.Варавы, Н.К.Гаврюшина, А.Г.Гачевой, Ф.И.Гиренка, В.О.Глуховцева, В.Н.Назарова, А.В.Разина, С.Г.Семеновой, А.В.Суслова, З.Н.Хабибулиной, К.Х.Хайруллина.

Однако остается еще много проблем, требующих дальнейшей разработки и изучения. Это оценка перспектив реализации творческих возможностей человека в преобразовании природы и самого себя, соотнесение этого преобразования с законами эволюции космоса, определение меры и форм ответственности человека за развитие космосферы.

Жизненные пути и творчество исследуемых в диссертации ученых- естествоиспытателей, но без специального анализа этических взглядов, рассматривались, в основном, сразу после окончания их жизненного пути, например, об Н.А.Умове писал А.И.Бачинский в 1915-1916гг. В дальнейшем работами, специально посвященными физику Н.А.Умову, была книга Д.Д.Гуло (1971), а также две кандидатские диссертации: Л.А.Друянов(1951г.) и Э.В.Панков (2001г), делавшие акцент на материализме ученого-физика.

В целом жизнь и творчество В.И.Вернадского изучались достаточно интенсивно Г.П.Аксеновым, Р.К.Баландиным, И.И.Мочаловым,

  1. Л.Яншиным, Ф.Т.Яншиной. Общенаучные и философские идеи

  2. И.Вернадского были востребованы в Советское время, по нашему мнению, в связи с созвучностью построения социалистического общества и концепции ноосферы. Разработка проблемы будущего коммунистического общества дополнялась более широкой идеей ноосферы, где учитывалось будущее всего человечества в единстве с природной средой. Разные аспекты идеи ноосферы мы находим в трудах Ф.И.Гиренка, Э.В.Гирусова, В.Н.Демина, В.П.Казначеева, И.А.Козикова, Н.Н.Моисеева, Б.Г.Режабека, Ф.Э.Реймерса, А.Д.Урсула, Л.В.Фесенковой, А.Л.Яншина, Ф.Т.Яншиной.

Идейное наследие К.Э.Циолковского и его ученика и друга А.Л.Чижевского представлено, в том числе, в таком интересном издании 1995 года, как воспоминания самого А.Л.Чижевского о годах дружбы с

К.Э.Циолковским «На берегу Вселенной». Среди последних по времени исследований взглядов А.Л.Чижевского можно выделить работу М.Л.Захарова, который проводит достаточно скрупулезный анализ философских воззрений космиста, включая новые архивные материалы. Но и он практически не отмечает этической составляющей во взглядах

    1. Л.Чижевского, хотя говорит о философской прогностике ученого.

    О естественнонаучном вкладе Н.Г.Холодного одним из первых писал академик А.А.Имшенецкий ещё в 1953 году - сразу после кончины Н.Г.Холодного. Биография Н.Г.Холодного была освещена только двумя авторами - Г.В.Поруцким в 1967 году и академиком-биологом М.Ю.Сытником в 1971 году.

    Относительно трудов самих рассматриваемых ученых, следует отметить следующее. Труды Н.А.Умова, несмотря на их значимость, представлены, в основном, в дореволюционных изданиях конца Х1Х-начала ХХ веков, а архивы интереснейшего русского советского академика Н.Г.Холодного оказались в другой стране - на Украине, как, впрочем, и масса материалов В.И.Вернадского, которые находятся в США, Чехии и ряде других стран.

    Объект исследования: естественнонаучное направление философии русского космизма.

    Предмет исследования: этическое наследие ведущих представителей естественнонаучного направления философии русского космизма.

    Цель исследования: показать жизнеспособность этического наследия ученых-космистов в связи с современными задачами разработки этики глобальных проблем.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    - реконструировать этические взгляды Н.А.Умова, К.Э.Циолковского,

      1. И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Н.Г.Холодного;

      рассмотреть взгляды отмеченных мыслителей в контексте этической направленности и других тенденций развития русской философской мысли;

      показать значение и возможности использования взглядов русских космистов естественнонаучной ветви для разработки современной экологической этики;

      показать значение космизма как способа обоснования морали;

      выявить влияние жизненной позиции русских космистов на их философские идеи (в соответствии с методологией постнеклассической науки);

      показать значение взглядов представителей естественнонаучной ветви русского космизма для разработки общественного идеала ноосферы (оценка политических воззрений, концепции общественного блага, роли народных масс в истории).

      Теоретической базой исследования являются оригинальные работы рассматриваемых ученых, а также теоретические и научные исследования, позволившие глубже понять как своеобразие научных исследований Н.А.Умова, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского, Н.Г.Холодного, так и особенности их философии и этических построений.

      Вслед за рассматриваемыми русскими учеными, получившими прекрасное классическое образование, диссертант обратился к трудам Платона, Аристотеля, Канта.

      Также был использован классический корпус работ русских философов, среди которых труды Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, В.В.Зеньковского, Н.О.Лосского, Н.А.Бердяева, Е.Н.Трубецкого и др.

      Максимально возможно изучены первоисточники - работы рассматриваемых космистов-естествоиспытателей. Особое внимание уделялось трудам общенаучной и философской направленности, не исключая знакомства и с рядом узконаправленных научных работ в соответствующих областях естествознания.

      С целью проследить логику выхода на этические проблемы, также проанализированы переписка, дневники, воспоминания, журнальные статьи этих ученых.

      Были проанализированы труды отечественных современных исследователей русской философии в целом и русского космизма, в частности: М.А.Абрамова, Г.П.Аксенова, В.И.Алексеевой, А.И.Алешина, А.Г.Гачевой, Ф.И.Гиренка, В.О.Глуховцева, Б.В.Емельянова, О.Д.Куракиной, М.А.Маслина, С.И.Некрасова, Н.А.Некрасовой, А.П.Огурцова, Э.В.Панкова, С.Г.Семеновой, В.А.Усольцева, Л.В.Фесенковой, К.Х.Хайруллина, Н.В.Чемерисовой, С.И.Шлекина.

      При обосновании особенностей нравственных элементов русского космизма использованы работы С.Ф.Анисимова, Р.Г.Апресяна, В.В.Варавы,

        1. А.Горелова, Д.П.Горского, А.А.Гусейнова, А.В.Джогана, Е.Л.Дубко, И.А.Козикова, П.А.Кропоткина, В.Меденицы, М.П.Медянцевой,

        2. Н.Назарова, О.С.Пугачева, А.В.Разина, Н.В.Рыбаковой, А.В.Суслова, А.И.Титаренко, В.А.Титова, В.П.Фетисова.

        Была проработана специальная литература по глобалистике, экологической этике, социальной экологии: В.П.Казначеева, Н.Н.Моисеева, А.П.Назаретяна, В.Н.Сагатовского, Е.А.Спирина, А.И.Субетто, Г.Н.Тюриковой.

        Также были привлечены работы по синергетической проблематике, работы, как родоначальников теории самоорганизации, так и современных исследователей: В.И.Аршинова, И.Р.Пригожина, Г.Хакена, В.В.Шалаева.

        Из трудов зарубежных авторов были использованы тексты Г.Йонаса, А.Макинтаира, П.Тейяра де Шардена.

        Методология исследования основана на применении системного метода, позволившего выявить целостный характер философско-этического наследия Н.А.Умова, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Н.Г.Холодного; активно использовался диалектический метод; методология постнеклассической науки; применялась синтетическая методология, основанная на синтезе различных гуманитарных наук, в числе которых этика, философия, религиоведение, история философии, история культуры; герменевтический, нарративный методы, метод историко-философской реконструкции, которые способствовали выявлению истоков формирования этических взглядов рассматриваемых ученых и их идей; компаративный анализ, позволивший выявить в русском космизме сходство и отличия решения этических вопросов в естественнонаучной и религиозной ветвях русского космизма.

        Научная новизна исследования заключается в следующем:

        1. в комплексном рассмотрении этических взглядов русских космистов, опиравшихся в своем мировоззрении на достижения естественных наук;

        2. в демонстрации единства жизненной позиции и философских взглядов представленных ученых-космистов - на основе методологии постнеклассической науки;

        3. в доказательстве перспективы естественнонаучной ориентации в решении философских вопросов этической мотивации на базе идей космизма;

        4. в подробном рассмотрении этических взглядов малоизученных работ академика Н.Г.Холодного;

        5. в демонстрации продуктивности взглядов космистов естественнонаучной ориентации для разработки современной экологической этики;

        6. в демонстрации демократической политической позиции космистов на базе идей создания коллективного разума, ноосферы, общих целей всех людей относительно справедливого использования природных ресурсов и их совместного участия в разрешении развивающегося противоречия общества и природы.

        Положения, выносимые на защиту

        1. Ученые-космисты стояли на сциентистских позициях. Но при этом провозглашалась идея нравственной ответственности науки, коэволюции человека и природы.

        Опровергается трактовка воззрений представителей естественнонаучной ветви русского космизма как позитивистских вследствие констатации, якобы, отсутствия у них аксиологической проблематики.

        Утверждается, что кошисты-еетеетвоиспытатели считали возможным обоснование моральных принципов без обращения к религиозной традиции. Для обоснования своей этической позиции они обращались к естественным наукам, закономерностям Космоса, идеям эволюции природы и человека.

        Доказывается, что на современном этапе развития науки - в постнеклассической парадигме (где требуется рассмотрение личности ученого) - невозможно рассмотрение этических концепций ученых без целостного представления их личностей.

        Диссертант утверждает, что для мыслителей-космистов разум обязательно добродетелен, а добродетель - с необходимостью разумна. Диссертант прослеживает истоки формирования этой традиции как восходящей еще к античности.

        В диссертации обосновано понимание русского космизма как этической онтологии, т.е. как теории бытия, ориентированной на постижение смысла жизни человека. Человеческое существование вписывается здесь в космические рамки, детерминируется идеалами и целями вселенского масштаба, наделяется космическим предназначением.

        Теоретическая и практическая значимость исследования

        Исследование открывает дальнейшие перспективы разработки экологической этики, системного понимание особенностей процесса нравственной мотивации современного человека, осваивающего космос, использующего атомную энергию и осуществляющего регуляцию природных процессов на глобальном уровне. Положения и выводы, сформулированные в диссертационной работе, могут быть использованы в преподавании основного курса философии, спецкурсов по этике, истории философии, философии науки, истории русской философии, концепциям современного естествознания. Полученные результаты могут использоваться при дальнейших исследованиях историко-философских проблем.

        Апробация работы.

        Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора. Диссертационные идеи были представлены в докладах на международных научно-практических конференциях: в регулярных конференциях МГУ Леса - «Межвузовская научно-практическая конференция "Научное мировоззрение и перспективы его развития"» (Москва, 2009), «Международный методологический семинар "Экологическая этика и экология духа в условиях глобального кризиса"» (Москва, 2010), «Научная конференция с международным участием "Экологическое мировоззрение в эпоху глобализации"» (Москва, 2011), «Научная конференция с международным участием "Экологическая этика и эстетика естественной и искусственной среды обитания человека"» (Москва, 2012), «5-я научная конференция по проблемам экологического мировоззрения с международным участием "Философские и научные основания экологического сознания"» (Москва, 2013); в регулярных конференциях ОГУ - «Международная научно-практическая конференция "Русский космизм: прошлое, настоящее и будущее"» (Орел, 2010), «Международная научно-практическая конференция "Русский космизм в лицах"» (Орел, 2011); «XIII Международные научные чтения памяти Н.Ф.Федорова» (Москва, 2011); «Межвузовская конференция "Философия русского космизма как основа будущего мировоззрения"» (Москва, 2013); «Международная научная конференция к 150-летию со дня рождения В.И.Вернадского "Социально-политические идеи В.И. Вернадского и современный мир"» (Москва, 2013).

        По теме диссертации опубликовано научных работ 5 (в том числе 1 статья в журнале из списка ВАК).

        Материалы исследования использовались в учебном процессе при преподавании в высшей школе основного курса философии, истории философии, современных этических концепций и в концепциях современного естествознания.

        Диссертация была обсуждена на кафедре этики философского факультета Московского государственного Университета имени М.В.Ломоносова 17 апреля 2013 года и рекомендована к защите.

        Структура диссертации.

        Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

        Похожие диссертации на Этические идеи в естественнонаучной ветви русского космизма: Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный