Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этические идеи в социальных утопиях А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна Учайкина, Наталья Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Учайкина, Наталья Ивановна. Этические идеи в социальных утопиях А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна : автореферат дис. ... кандидата философ. наук : 09.00.05 / Мордовский гос. ун-т.- Саранск, 1993.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-2/2659-1

Введение к работе

Актуальность исследования. - Во все времена существовало тяготение к выснему, совершенному, свободному от противоречий и компромиссов повседневности обществу. Реальной действительности, отягощенной несправедливостью, насилием и другими формами ала, противопоставлялся желаемый образ идеального состояния мира. Особенно интенсивный характер поиски нравственного идеала приобретает в кризисные моменты развития общества. Тогда мечты о "земном рае" овладевает широкими массами ладей и воплощается в грандиозные проекты социальных преобразований. Особую разновидность таких проектов представляет собой утопический социализм.

Обращение к истерии утопической социалистической мысли в настоящее время имеет несомненную актуальность. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, идет переоценка отношения к социализму. Если раньше наблюдалась тенденция абсолютизации социалистических ценностей, то сейчас, напротив, преобладает другая крайность, состоящая в их полном отрицании. Обе крайние точки зрения на творя» социализма: как безмерное возвеличивание, так и безмерное принижение ее ценностей - порочны в своей основе. Во-вторых, стагнация нашего общества в последние десятилетия его существования предопределяла также и стагнацию в общественной мысли. История социалистических идей излагалась односторонне и предвзято, подчас с искажением их подлинного смысла. Дія решения вопроса об исторических судьбах социализма необходимо углубленное изучение источников и нюансов социалистической мысли, их объективная оценка. Дія того, чтобы развести утопическое и реальное содержание социализма, целесообразно рассмотреть феномен утопизма во всей полноте его конкретных проявлений. С нашей точки зрения, утопический импульс сознания, направленный на конструирование идеала и воплощение его в реальную жизнь, в немалой степени способствовал прогрессивному развитию общества.

В рамках утопической традиции происходило созидание нравственного идеала, который связывался с представлением о желаемом, достойном и должном состоянии человека. Идеальным очитался образ жизни, соответствующий потребностям, интересам и уотремлениям человеческой личности в полной мере, обеспечивающий все благоприятные условия для ее полноценного развития.

В утопическом сознании идеальная сфера человеческого битка всчгда мыслилась как обльсрь подлинного существования человека, как мир "истинной человечности". Поэт-о^у изучена утоянчвсккх проектов прослого имеет определенное значение для более полного покидания сухости человека, как она отразилась и виразилась в различных видах культуры. Практически все типы утопического сознания: социалистические, анархические, релнгиознш, технократические и др. - в какой-то мере предвосхищают возкаакае способа сосуществования людей в обществе и в этом откоиэнак НМ8ЖТ судеот-веннуя познавательную значкиость.

Социализы не беспочвенен; социалистические кечти бази и будут, потоку что они коренятся в чсловеч&окой прхрода. Ооозкаккг идейного основания утопического социализма помогает разобраться с сущностными особенностями человека в целоы. Обращаясь к данной проблеме, мы тем сакьш яснее понимаем неотъемлемое черты человеческого сознания к культуры, которые порскдавт еоциалястичвекув идеолопш к будут порождать ее впредь.

При всей умозрительности и абстрактности утопических представлений с нравственном идеале, jcj говорить о том, что здесь решалась очєїя» важная задача, - задача постиквкня скисла к направленности исторического развитил. В теоржях Сен-Сеаокг., Фу-рье и Оувка излагалась целостная систеьа развкткя человечества, вплоть до абсолютно совершенного состояния общества, гд ссе яв~ дк долгая бить счастливы. Необходимо откатить, что в ведрах самой культури вмеотся различные теоретические предпосылки, которые получает свое развитие при определенной качественное уровне общественного сознания. Есть такие стороны в человеческой природе и культуро, которые породили утопический социализм. Культура с неизбежностью породдает социалистические утопии, взращивая таких мыслителей, как Сен-Симон, Фурье и Оуэн.

Осмысление действительности есть неотъемлемый признак человеческого отношения к миру. В таком осшеленяк уже содержится потребность преобразования. В этой кьг видик сущностную черту человеческой деятельности, способствующую развитив утопического мышления. В атом смысле утопизм вытекает из самой природы культуры. Теоретическое моделирование нравственного идеала возникает es стремления к наиболее совершенному общественному состоянии.

Обращение к этическому наследию утопического социализма по-монет, помимо всего остального, избежать тупиковых, абсолютно 2

бесперспективных путей развития нравственной культуры, что особенно ваяно сейчас, когда наше общество находится в стадии самоопределения.

Степень разработанности проблемы. В отечественном обществоведении существует значи*-ельное количество серьезных исследований, посвященных утопическому типу мышления вообще, утопии как социокультурному феномену. Часть этих работ написана давно, но стала известна широкой научной общественности только сейчас. К ним относятся сочинения: "Об общественном идеале" П.И.Новгород-цева; "Метафизические предпосылки утопизма" Г.В.Флоровского; "Бресь утопизма" С.Л.Франка и др. Другая часть работ ("В мире утопии" Э.Я.Баталова; "Социализм как идея и как реальность" В.М.Межуева; "В 6ops6e двух утопий" Вад.В.Радаева и др.) написана под влиянием тех процессов, которые протекает в современном мире и отражают сложности социалистического движения. В тех и других работах характеризуются основные признаки утопизма, его корни, формы проявления, исторические судьбы.

Мыслители дореволюционной России и российской эмиграции в основном критиковали утопические концепции Сен-Симона, Фурье и Оуэна с точки зрения ортодоксальной или неортодоксальной православной идеологии. Таковы "Русская идея", "Истоки и смысл русского коммунизма" Н.А.Бердяева; "Человекобог и человекозверь" С.Н.Булгакова; "Пути русского богословия" Г.В.Флоровского и др. В советский период преобладала критика взглядов социалистов-утопистов с позиций марксистской методологии. Эти взгляды оценивались с точки зрения их соответствия или несоответствия научному социализму, а именно, теории классовой борьбы, обществвнно-вконо-мических формаций, путей революционного преобразования общества. ("К вопросу об отношении Фурье к собственности при строе гармонии" -Ч.В.Борщевского; "Сен-Симон и еен-симонизы" В.П.Волгина; "Социальная философия Шарля Фурье и ее место в истории социалистической мысли первой половины XIX века" И.И.Зкльберфарба; "Сен-Симон" А.П.Левандовского; "Великий социалист-утопист Р.Оуэн" С.А.Саркисян и др.).

Исследованию утопии посвящено немало трудов и зарубежных авторов, в них подчеркивается принципиальная неосуществимость социалистических проектов в реальной действительности вследствие преобладания в природе человека индивидуального, а не коллективистского начала. Сюда относятся работы "Идеология и утопия"

К.ЫангеЯма; "Утопия и револлция" М.Ласки; "Утопическое мышление в западном мире" Ф.мэнвэль и Фр.Мэнвэль; "Вымысел и поучение" А.Петруччани и др.

Есть исследования, посвященные педагогическим , политические, экономическим взглядам мыслителей. В НИХ с той или иной степенью полноты затрагиваются и нравственные проблемы. Но среди необъятного массива литературы нет ни одного исследования по этическим проблемам творчества Сен-Симона, Фурье и Оуэна. На восполнение этого пробела х направлена данная работа.

Целью и задачей исследования является выяснение специфического преломления традиционных этических проблем в утопическом социализме XIX века. Эта цель реализуется через

выяснение своеобразия утопического подхода к проблеме направленности нравственного развития человечества;

анализ оснований нравственности в утопическом социализме Сен-Симона, Фурье и Оуэна;

определение содержания нравственного идеала утопических социалистов и путей его реализации;

рассмотрение проблемы чувственного и рационального содержания морали;

выявление взглядов утопических социалистов на взаимоотношение личности и коллектива;

установление места утопического социализма в философской традиции и западноевропейской культуре.

В задачу нашего исследования не .входит анализ социально-классового содержания утопий Сен-Симона, Фурье и Оуэна, поскольку специфика нашего исследования иная; нам необходимо вычленить

См.: Василькова С.В. Педагогические взгляды Шарля Фурье. - М., 1966; Педагогические идеи Роберта Оуэна. - М., 1940; Подыарков В.Г. Роберт Оуэн - гуманист и мислитель. - Н., 1976 и др.

*^м.: Володин А.И. Утопия и история. - Ы., 1976; Добролюбов Н.А. Роберт Оуен и его попытки общественных реформ. - М., 1952; Лейст О.Э. Политическая идеология утопических социалистов Франции в ХУШ веке. - М., 1972 и др.

42м.: Кильчевский В.А. Роберт Оуэн и основы потребительской кооперации. - Харьков, 1919; Тотомианц В.Ф. Шарль Фурье и кооперация. - М., 1917; Фроммет Б. Революционное учение Фурье и кооперативная пропаганда. - Пг., 1917 н др. 4

этический аспект этих теорий. Подробный анализ социально-классовых оснований этих утопий был сделан в отечественной литературе XX века (см.работы Анекштейна А., Баталова Э., Волгина В., Володина А., Застенкера Н., Зильберфарба И. и др.).

Теоретической и методологической основой исследования являются филоссфско-этичоскив исследования отечественных и зарубежных авторов. За последние десятилетия советские этики провели большую и плодотворную работу по развитию общей теории морали. Больвой вклад в исследование нравственности внесли работы С.Ф.Ани-симова, Л.Ы.Архангельского, Л.Б.Волченко, А.А.Гусейнова, О.Г.Дроб-ницкого, В.Г.Иванова, И.С.Кона, А.П.Скрипника, jJ.Ы.Cvoленцева, А.И.Титаренко, А.Ф.Шишкина и др., раскрывшие особенности исторического развития морали, сущность и назначение нравственного идеала, основное содержание справедливости, равенства, долга и других этических категорий.

Лри исследовании соотношения проблем "нравственного идеала" и "утопии", рационального и эмоционального содержания морали были использованы положения и выводы Р.И.Александровой, Е.Л.Дубко, Т.И.Пороховской,Ю.В.Согомокова, К.А.Шварцман и др. В работе применен метод ставнительного анализа этических концепций, разработанный отечественной историей этики.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые этическая мысль утопического социализма XIX века рассматривается в целостном виде. На протяжении длительного времени теория утопического социализма интерпретировалась на основании предвзятых идеологических установок прокоммунистического или антикоммунистического т-олка. Содержание утопического социализма, по крайней мере его этические аспекты, существенно богаче, чем то, что передавалось с помощью идеологических клише. В анализе сущности морали и отдельных этических проблем Сен-Симон, Фурье и Оуэн отразили общечеловеческие нравственные ценности. На защиту выносятся следующие положения:

I. Утопия как необходимый элемент духовной культуры отражает некоторые стороны общественных отношений, внутреннюю сущность человека, а также активно содействует формированию и развитию этих отношений и этой сущности. Любые утопические конструкции содержат в себе черты современного им строя, но преобразовывают их так, чт-о положительные стороны возводятся в абсолют и получают преобладание, а негативные устраачются вовсе. В этом коренная слабость

всякой утопии, но и ее культурно-конструктивная сила. Утопия -это естественное продолжение органически присущего культуре стремления к идеализации.

  1. В истории этической мысли наибольший вклад внесен утопическим, социализмом в разработку проблемы нравственного идеала. Конструирование утопических проектов - это и есть, по сути дела, своеобразное решение проблемы нравст—венного идеала. Этические идем утопического социализма являются позднейшим продуктом длительного развития мировой утопической мысли, истоки которой восходят к "Государству" Длатона. Эт-ика Сен-Симона, Фурье и Оуэна представляет собой особую форму рационалистической этики, прямо сориентярованной на политику. В ней дается оригинальное решение традиционных проблем рационалистического утопизма: основных социально-нравственных добродетелей, поступательного развития человечества, взаимоотношений между людьми в совершенном государстве и др.

  2. Утопический социализм являєтеся самостоятельным феноменом западноевропейской культуры. Его особенностью выступает унаследованное от христианского хилиазма (еретического направления в христианстве, проповедующего веру в тысячелетнее царство Христа) стремление построить идеальную жизнь в реальной действительности. Основные расхождения между этикой утопического социализма и нравственным богословием ортодоксального христианст -ва касаются вопросов о достижимости идеала и о добре и зле. Христианство обещало рай в неземной жизни и только верующим: в эмпирическом же мире осуществление принципов добра невозможно вследствие первородной и прирожденной греховности всех людей. Утописты верили в возможность построения на земле абсолютно совершенного общества, в котором все люди будут счастливы, так как они добры по своей природе.

  3. Социальная утопия и религиозное мировоззрение принципиально совместимы. Аля религии главное усовершенствовать природу человека, для утопии - социальный строй. Мысль о близости утопизма и религии бы; . достаточно полно и аргумент/^рованно развита в западной литературе (см., например, работу Э.Тьювсона

" ^илясниуы и утопия" и др.). Просвещенческая идея постепенного улучшения человеческой природы как необходимого условия рсеоб-щего счастья перекликается с верой в "тысячелетнее царстпо" со-вер-ионного добра и справедливости как конечного этапа историче-6

ского развития человечества. Идея прогрессивного развития уходит своими корнями в религиозное сознание - к Ветхому Завету и Апокалипсису.

5. Существует определенный параллелизм между этикой утопического социализма и утопическими тенденциями внутри христианства. Он выражается прежде всего в идее мессианства: предвещание скорого и полного торжества добра на всей земле: Иные точки соприкосновения между двумя этими культурными феноменами состоят, во-первых, в единстве социального источника: оба они возникли как движение угнетенных масс; во-вторых, в единстве задачи - избавление страждущих от горя и нищеты; в-третьих, в частичном совпадении представлений о путях решения этой задачи - в идее необходимости нравственного перерождения человека. Во взглядах на пути реализации нравственного идеала утописты XIX века сделали шаг вперед в сравнении с революционным утопизмом Реформации и Великой французской буржуазной революцией (Т.Мадцер, М.Ыелье, Г.Бабеф), который считал необходимым не останавливаться "перед насилием во имя высших целей". Сен-Симон, Фурье и Оуэн признавали только ненасильственное преобразование общества.

ь. Неотъемлемой чертой этики утопического социализма XIX в. выступает оптимизм. Осуществление нравственного порядка представляется утопистам делом достаточно легким, оно возможно в недалеком будущем, поскольку ухе имеются налицо все его предпосылки: "добрая" человеческая природа, достаточный объем знаний о человеке, обществе и мироздании. Оптимистическая уверенность утопизма граничит с раннехристианской верой в скорейшее осуществление царства божьего на земле. Здесь социальный утопизм по своему психологическому настрою гораздо ближе к пророческому визионерству, чем к трезвому и объективному научному анализу.

V. Утопический социализм оказал заметное влияние на русскую социально-нравственную культуру XIX в. Под влиянием французской революции 1Ь48 года, а также социально-политических теорий Сен-Симона, Фурье и Оуэна в России возникают многочисленные кружки, в которых обсуждается необходимость неотложных реформ в стране, рождается замысел пропаганды новых нравственных отношений среди населения.

В. Методологический порок "утопизма" заключается в непонимании или недопонимании основной функции идеала и в его социальном, и в его нравственном измерении. Идеал не может быть нвпосредст-

венной программой политических действий, которая осуществима в обозримой будущем. Функция идеала более сложна и менее очевидна. Сущность ее заключается в том, что идеал служит висшки критерием оценки поступательности или попптности социально-нравственных процессов и движений. Осуществление идеала можно мыслкть только как бесконечный поиск более совершенных форы связей между людьми и личностных ориентации. Идеал осуществляет функцию опосредования между абсолютными ценностями и реальной жизнью.

9. В числе теоретико-методологических оснований утопического социализма XIX в. выделены следующие: а) построение идеальной структуры общества чисто умозрительным путем в отрыве от реальной жизни; б) обоснование собственного права на радикальное преобразование общественной жизни религиозно-мистического характера (сознание собственной богоизбранности и причастности к божественным истинам); в) убежденность в изначальной "доброте" человеческой природа и конструктивности человеческих страстей; г) просветительские иллюзия в отношении путей реализации нравственного идеала.

Апробация и практическая ценность работы. Основные положения диссертация отражены в публикациях автора, докладывались на рядз научных конференций ("Огаровсиие чтения", Саранск, 1990, 1991, 1992 гг.; "Этика и социология политической деятельности", Владимир, 1990 г.; "Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение", Белгород, 1991 г.; Всесоюзный семинар по этике, Москва, 1991; Международный семинар по этике ненасилия, Москва, 1991 г.); на методологической оскян&ре аспирантов кафедры етики Мордовского госуниверситета вы.Н.П.Огарева. Диссертация обсуждена на заседании кафедры этики и рекомендована к защите.

Многие положения диссертации были включены в курсы лекций по етика, истории мировой и отечественной культуры, а также в специальный курс "История утопического социализма". інтервали к довода диссертации могут быть использованы в преподавай этики, куяьторологин, истории политических учений в тетх: "Ист—орки этических ученнй"; "Куль*-ура XIX в."; "Политические теории утопического социаяЕЗма"и др.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, кагдая из которых разделена на два параграфа, заклю-