Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этические основания гражданственности Шестакова Надежда Александровна

Этические основания гражданственности
<
Этические основания гражданственности Этические основания гражданственности Этические основания гражданственности Этические основания гражданственности Этические основания гражданственности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шестакова Надежда Александровна. Этические основания гражданственности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Шестакова Надежда Александровна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2009.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/70

Содержание к диссертации

Введение

1. Становление понятия «гражданственность» в истории этики

1.1 Истоки формирования понятия «гражданственность» в античной этике 15

1.2. Эволюция представлений о гражданственности в западноевропейской философии и этике 40

1.3. Гражданское самосознание как социально-этический идеал русской нравственной философии 74

2 Формирование морали гражданственности: социальные и индивидуальные модели

2.1 Трансформация гражданских ценностей в современной России 101

2.2 Нравственное становление личности гражданина 128

Заключение 153

Список использованных источников 160

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современный этап общественной жизни характеризуется исключительной динамичностью в сфере моральных отношений и ценностных ориентации, сменой предпочтений и снятием некоторых ограничений, налагаемых на жизнедеятельность людей. Быстрое становление и развитие российской государственности и общества дали толчок к формированию общероссийской нации и естественным образом выдвинули требование к состоянию гражданского сознания россиян. Гражданственность, будучи своеобразно выражена в российской истории, внесла весомый вклад в определение судьбы России как государства и общества, лица российской нации, идеологии, морального сознания и продолжает играть важную роль в жизни нашего общества, во многом определяя его настоящее и будущее.

На протяжении трех последних столетий нашей истории гражданственность как составляющая нравственного сознания прошла сложный путь формирования и развития и к настоящему времени становится, во-первых, основой формирующейся российской государственности, во-вторых, складывающейся общероссийской нации, в-третьих, ключевым и системообразующим звеном нравственной позиции личности россиянина, в-четвертых, базовой основой системы воспитания подрастающих поколений. Именно гражданское самосознание россиян является субъективной основой определения национальных целей и приоритетов России.

Прежде всего следует обратить внимание на изменения в структуре гражданских ценностей. Не случайным является и участившееся употребление понятий «гражданское участие», «гражданская активность», «национальная идея», «патриотизм». Практика последних десятилетий инициировала новое понимание гражданственности во взаимосвязи с принципом социальной справедливости, с идеей прав человека и морального равенства. Такие изменения предполагают перестройку ценностно-мотивационной сферы. Перспектива социальных изменений, формирование новой гражданской идентичности, отказ от унифицированных гражданских ценностей требуют самого тщательного изучения данного феномена, специфики его проявления и факторов, обусловливающих этот процесс. Этическая составляющая наделяет гражданственность ценностным содержанием, моральной мотивацией. Этика гражданственности позволяет прояснить характеристики морального субъекта и его действий.

Ключевой составляющей этических оснований гражданственности является представление о должном порядке взаимодействия между членами общества, их отношение к государству и своим обязанностям гражданина. Этот порядок складывается на основе прав, обязанностей и системы добродетелей.

Гражданственность представляет собой ценностное осознание личностью своих гражданских прав и гражданских обязанностей на основе представлений о социальной справедливости и суверенитете личности. Системообразующими ценностями для гражданственности выступают свобода индивида и исходящее

из уважения отношение к своим (и других людей) правам и обязанностям. Гражданственность развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности.

В своей работе мы будем рассматривать гражданственность как отличительную характеристику мировоззрения личности, оценочное отношение граждан к различным аспектам жизни общества, добродетель личности, специфическую сторону коллективной деятельности.

Актуальность темы диссертации в прикладном плане обусловлена осознанием того, что духовное возрождение России невозможно без осмысления и упрочения традиций гражданственности как важного интегративного фактора общественного развития и поиска путей практического их воплощения. Особенно ощутимой становится потребность в осмыслении гражданственности как морально-нравственной основы, придающей государству и обществу устойчивость и долговечность.

Степень научной разработанности проблемы. В истории развития философской мысли изучению гражданственности отводилось значительное место в силу значимости осмысления основ человеческого общежития. Проблема взаимоотношений между человеком, обществом и государством довольно подробно рассматривалась в философском дискурсе. Определяющее влияние на теоретическое осмысление гражданственности и поведение гражданина в полисе имели взгляды античных философов: Платона, Аристотеля, Цицерона, Плутарха, Марка Аврелия и др.

Важное воздействие на понимание гражданственности оказала западноевропейская философия, представленная взглядами Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А. Смита, А. Фергюсона, И. Канта, Т. Пейна, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, М. Вебера и др. Согласно положениям западноевропейской философии модель гражданственности складывается из индивидуальных, нравственных, политических, социальных и правовых составляющих.

Русская философская, социально-правовая мысль внесла существенный вклад в разработку проблематики, связанной с гражданственностью. Осмысление идей гражданственности в рамках русской философской мысли сформировалось в рамках революционно-демократической, религиозно-философской, либеральной и консервативной традиций.

Представители революционно-демократической мысли (А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) выступали за решительные социальные преобразования, призывая к активной гражданской позиции, воплощению идеи всеобщего равенства. В консервативной мысли (М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров) к общим характеристикам гражданственности относятся патриотизм, уважение к обычаям и традициям, истории государства. Русская нравственная философия (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин) предлагает строить отношения между индивидом и государством на основе принципа солидарности, являющегося преломлением в

правовой сфере принципов всеединства и соборности. Либеральная традиция (М.М. Сперанский, Б.Н. Чичерин, М.И. Туган-Барановский, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, СИ. Гессен) выдвинула на передний план проблемы свободы, гражданского общества, правового государства и связанные с ними вопросы отношения личности, собственности и государства.

Наметившееся в последние десять - пятнадцать лет расширение концептуального поля, в котором развивается философско-правовой дискурс о гражданственности, привлекает все новых авторов к этой теме. В целом в теоретическом освоении гражданственности наметились следующие направления: либеральная традиция в различных ее модификациях (Э. Геллнер, У. Кимлика, Т. Маклафлин, Дж. Ролз, М. Уолцер и др.); традиция коммунитаризма (У. Кимлика, А. Макинтайр, М. Уолцер).

С 90-х гг. XX в. в России развернулась дискуссия по вопросам гражданского общества и природе гражданственности. В работах А.С. Ахиезера, А.Н. Гончаровой, В.В. Ильина, И.И. Кального, И.И. Кравченко, О.Н. Полухина, Ю.М. Резника и др. рассматриваются пути согласования общественных и личных интересов, исследуются возможности государства и гражданского общества, особое внимание уделяется проблеме российской гражданственности, положению личности гражданина в обществе.

Вопросы правового положения личности в обществе, историко-правовые аспекты проблемы ее взаимодействия с государством исследуются в работах современных авторов: С.С. Алексеева, Ю.И. Гревцова, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, С.А. Комарова, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, Н.А. Придворова, В.П. Сальникова и др.

Проблемы становления гражданственности, гражданских качеств личности в различных аспектах рассматриваются в работах Е.В. Бондаревской, Н.А. Борытко, О.И. Донецкой, А.А. Козлова, И.В. Суколенова и др.

Среди важнейших источников диссертационного исследования можно
выделить труды современных специалистов по этике, посвященные вопросам
нравственной сущности гражданственности (Р.Г. Апресян,

В.И. Бакштановский, Е.В. Беляева, А.А. Гусейнов, Ю.В. Согомонов, Т.В. Мишаткина и др.).

В нашем исследовании мы не могли не уделить внимание работам выдающегося ученого современности М.М. Бахтина, термин которого мы взяли за основополагающий в вопросе выделения одной из моделей гражданственности.

Следует отметить работы современных исследователей в области этики: О.В. Артемьевой, О.Г. Дробницкого, М.Д. Мартыновой, А.В. Прокофьева, А.В. Разина, А.П. Скрипника, Э.Ю. Соловьева и других.

Нельзя было обойти вниманием социологические исследования, в основе которых лежит выявление ценностной динамики гражданственности в постсоветской России. Это работы А.Н. Малинкина, Т.А. Рассадиной, Б.П. Шулындина и других.

Среди авторов исследований, посвященных анализу понятий «гражданин», «гражданство», «культура гражданственности», «гражданские позиции», «гражданские ценности» следует выделить В.А. Варывдина, Ю.В. Гуськова, Т.С. Колябину, А.И. Кочеткову, В.В. Маленкова, СП. Перегудова и др.

Феномен гражданственности достаточно хорошо изучен в социально-философском и политическом аспектах. Значительно меньше внимания уделено рассмотрению данного явления в спектре этико-философского анализа. Поэтому мы предпринимаем попытку рассмотреть явление гражданственности с этической точки зрения.

Объектом исследования является гражданственность как система ценностей и добродетелей

Предметом исследования являются морально-этические основания гражданственности.

Целью исследования является раскрытие морально-этической сущности гражданственности как системы добродетелей и ценностей.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

проанализировать процесс понятийного развития и становления гражданственности в античной этике;

проследить эволюцию представлений о гражданственности в западноевропейской философской и этической мысли;

определить генезис и специфику становления гражданственности как социального идеала русской нравственной философии;

- выявить модели гражданственности, отражающие процесс
трансформации ценностей и добродетелей в современной России;

- рассмотреть пути формирования гражданственного отношения к жизни
и нравственного становления личности гражданина.

Методологическими основаниями диссертационного исследования являются:

- комплексно-системный подход, который позволяет рассмотреть
феномен гражданственности с позиций различных наук, в плоскости их
взаимосвязей.

- метод сравнительно-исторического анализа этических и политико-
правовых концепций, позволяющий показать многообразие гражданских
добродетелей и ценностей в контексте развития философской мысли;

- метод системного категориального анализа, позволяющий
рассматривать гражданственность как систему взаимосвязанных и
взаимообусловленных этических категорий. Реконструкция смысловых
контекстов категориальных и функциональных свойств гражданственности
проведена на базе герменевтических и структурно-функциональных методов;

- аксиологический подход, позволяющий показать трансформацию
гражданских ценностей;

- диалектический подход, позволяющий раскрыть объективные закономерности исследуемого феномена и, в частности, выявить внутреннюю динамику становления морали гражданственности.

Гипотеза исследования. Гражданственность имеет этические основания, так как она опирается на определенные ценности и реализуется в конкретных добродетелях. Гражданственность выступает динамичной характеристикой состояния общества, с помощью которой можно объективно судить о процессах развития нравственного сознания, о формах нравственного поведения и содержании социального идеала.

Научная новизна исследования заключается в том, что гражданственность впервые в отечественной этике становится объектом комплексного этико-философского анализа, объединяющего данные из области морали, права, политики на основе этической рефлексии. Результаты, определяющие новизну диссертационной работы, состоят в следующем:

проанализирован процесс понятийного развития и становления гражданственности в античной этике. Выявлено, что формирование понятия «гражданственность» обусловлено социальными и культурными особенностями эпохи развития гражданского самосознания жителей древнегреческого полиса;

рассмотрены эволюция и рефлексия представлений о гражданственности в западноевропейской философии. Показано, что гражданственность в постановке западноевропейской философии выступает как один из механизмов социально-нравственной регуляции. Раскрыта идея консенсуса и договорных отношений, лежащих в основе западноевропейской модели гражданственности;

определен генезис и специфика становления гражданственности как социального идеала в русской нравственной философии с опорой на характер представлений о гражданственности в рамках революционно-демократической, религиозно-философской, либеральной традиции, консервативной мысли. Показана общая тенденция рассмотрения гражданственности в контексте формирования российской государственности и на основе идей гражданской активности, соборности, свободолюбия, патриотизма;

выявлены модели гражданственности, отражающие процесс трансформации гражданских ценностей в России XX века. Выделены следующие модели гражданственности: традиционалистская, кризисная, транзитивная, ценностно-полифоническая;

рассмотрены пути формирования гражданственного отношения к жизни и нравственного становления личности гражданина. Предложены модели морального развития гражданственности: утилитаристская модель, этика добродетелей, деонтологическая модель, этически полифоническая модель.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Гражданственность представляет собой систему добродетелей и ценностей, отображающих моральное измерение взаимоотношений человека и государства, и включает как заинтересованное отношение личности к делам государства, так и ее активное участие в делах общества.

  2. Гражданственность формируется в связи с появлением полисной демократии. В античной традиции гражданственность рассматривалась как «цивилизованное», нравственно-этическое явление, сущностное содержание которого проявлялось через такие качества, как добродетели, общественное благо, обязанности, причем, данные элементы гражданственности не сводятся к сумме составляющих ее явлений, а представляют собой целостную систему. В процессе своей эволюции оформляется в виде компромисса между индивидуальной моралью и моралью институционально-государственной.

3. Понимание гражданственности в русской философии и общественной
мысли опиралось на различные теоретические основания. Революционно-
демократическая мысль была направлена на кардинальные социальные
преобразования и призывала к активной гражданской позиции, обеспечению
всеобщего равенства. В консервативной мысли к общим характеристикам
гражданственности относятся патриотизм, уважение к обычаям и традициям,
истории государства. Русская нравственная философия предлагает строить
отношения между индивидом и государством на основе принципа
солидарности, являющегося преломлением в правовой сфере принципов
всеединства и соборности. Либеральные концепции ориентированы на
ценность свободы, гражданского общества и правового государства.

4. Рассмотрение трансформации ценностей в российской общественной практике позволяет выявить следующие модели гражданственности: традиционалистская, кризисная, транзитивная, ценностно-полифоническая. Ориентированная на плюралистичность цечностных доминант, диалогизм, ценностно-полифоническая модель гражданственности направлена на решение современных задач развития России, поддерживающих стратегию консолидации и интеграции. Выделенные модели гражданственности не исчерпывают существующее многообразие культурных традиций, но содержат в качестве общего инварианта идеал добродетельной гражданственности.

5. Формирование гражданственности определяется, во-первых, нравственными традициями и отношениями, сложившимися в том или ином обществе, во-вторых, наличием оценочного отношения граждан к различным аспектам жизни общества, в-третьих, участием в различных социальных практиках, в-четвертых, характером нравственного воспитания, гражданского образования и самосовершенствования. Модели становления личности гражданина различаются мотивацией и способами проявления гражданственности. Предложены модели морального развития личности гражданина: утилитаристская модель, этика добродетелей, деонтологическая модель, этически полифоническая модель. В настоящее время в силу смены ценностной парадигмы формируется новая стратегия воспитания, ориентированная на становление свободной и ответственной

личности, разумно сочетающей личный интерес с коллективным, государственным и общественным интересом.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертации, использованные в ней подходы и полученные результаты позволяют выявить характерные особенности этических оснований гражданственности. Гражданственность представляет собой многогранный феномен, определяющий многие стороны как индивидуальной жизнедеятельности человека, так и развития общества в целом. Выявление сущности, характера и закономерностей соотношения гражданственности и нравственности позволяет применять полученные результаты в целях социальной диагностики, корректировки социального развития в период становления гражданского общества. Это необходимо для повышения эффективности всех аспектов социальной деятельности, усиления их нравственного значения.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке теоретических аспектов «гражданственности», а также служить основанием для формирования концепций и программ по гражданскому образованию и патриотическому воспитанию.

Основные идеи и положения диссертации могут использоваться в научной и методической работе: исследования социального идеала и гражданского самосознания, транзитивных ценностных моделей воспитания граждан, а также при разработке и чтении курсов по философским наукам, в том числе этике, политологии, социологии, социальной работе и др.

Апробация работы. Основные положения данной диссертационной работы были изложены на XI научно-практической конференции молодых ученых (Саранск, 2006), в докладах на Огаревских научных чтениях (Саранск, 2006), в рамках региональной научно-практической конференции (Глазов, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Четвертые Саранские философские чтения» (Саранск, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Пятые Саранские философские чтения» (Саранск, 2008) и отражены в 13 научных публикациях.

Структура работы. Структура и последовательность изложения материала обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы (207 наименований). Работа выполнена на 177 страницах.

Эволюция представлений о гражданственности в западноевропейской философии и этике

Средневековая философия с ее ориентацией на теоцентризм сместила акценты с приоритетной идеи государства как условия «гармонии между индивидуальной добродетелью и общественной справедливостью» на идею воздаяния с ориентиром на потусторонний мир рая или ада. Для философов средневековья истинный смысл полноты человеческого бытия заключается в сопричастности с вечным Абсолютом - Богом и обретении вечной, неразрушимой бессмертной души, которую человек может достичь посредством иррациональной веры и божественного интуитивного Духа. Чтобы быть сопричастным к Богу, человек должен через самоотрицание разума прийти к иррациональной вере. При этом тело препятствует достижению целостности, поэтому от его влечений было необходимо отказаться. В средневековье целостность человека выводится из целостности Бога, такой подход весьма типичен. Индивид целостен изначально как духовное существо, как образ и подобие Бога, поскольку последний является абсолютным, совершенным, целостным началом.

Отталкиваясь от христианской концепции истории человечества, Августин Блаженный подчеркивает, что при всем многообразии и различии народов, каждый живет «по особым уставам и обычаям». При этом всегда существовало «два града», два рода общества людей, одному из которых предопределено вечное царствование с Богом, а другому - вечное наказание с дьяволом. Августин поясняет: «Мы находим в земном граде две части: одна представляет саму действительность этого града, а другая служит посредством этой действительности для предызображения града небесного. Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; поэтому первые называются сосудами гнева Божия, а последние - сосудами милосердия»50. Таким образом, элементом гражданственности становится свободная воля, которая предопределяет возможность идти по пути добра или зла, а также посвятить себя познанию Бога и испытанию души.

В концепции Августина все социальные, государственные и правовые учреждения и установления (кроме церкви) являются порождением дьявола, а участие в них свидетельствует о греховности человека. Греховность же предопределена Творцом, наделившим человека свободной волей, т.е. способностью жить по-своему, по-человечьи. Такой образ жизни роднит человека с дьяволом, определяет его принадлежность к граду земному.

Интересна мысль Августина о сходстве эволюции человека и человечества в целом. Развивая христианский тезис о первородном грехе, Августин Блаженный говорит о том, что каждый человек, рождаясь во грехе, «сначала по необходимости бывает по Адаму злым и плотским»51, то есть, видимо, принадлежит к граду земному, «...в одном и том же человеке... предваряет негодное, с которого мы по необходимости начинаем, но с которым нам нет необходимости оставаться; затем уже следует годное, к которому мы переходим по мере успехов и с которым, достигнув его, остаемся. Поэтому, хотя не всякий злой человек будет добрым, никто, однако же, не будет добрым, кто не был злым; но чем быстрее кто-либо изменяется к лучшему, тем скорее заставляет называть себя соответственно тому, что усвояет, и названием позднейшим как бы закрывает название изначальное»52. Название это, вероятно, и есть принадлежность либо к «Граду земному», либо к «Граду Божьему». Обратим внимание на то, что условием перехода из одного Града в другой является второе рождение - рождение свыше, от Духа Святого. Таким образом, чтобы стать гражданином Града Божия, необходимо заключить завет (договор) с его основателем и хозяином - Иисусом Христом, то есть, обратившись в христианскую веру, стать христианином.

Необходимо отметить, что идея христианства была ориентирована не только на верующего человека, а предполагала активную социальную деятельность по совершенствованию общественного устройства в соответствии с новыми концепциями гражданственности, повлиявшими на дальнейшее развитие представлений об общественной жизни, с христианскими ценностями.

Этическая мысль эпохи Возрождения фокусируется на проблеме человека, а также связанных с ней вопросах социального, гражданского плана. Возникшие в эпоху Возрождения гуманистические идеи отвечали реальным потребностям развития общества того периода. В рамках идей гражданского гуманизма обозначился взгляд на члена общества как на независимую, волевую, свободную личность. Гуманисты признавали социальность первейшим качеством человека наряду с разумом. Новый взгляд на вопросы, связанные с представлениями о благородстве, гражданском долге, добродетелях, позволил сформировать новую концепцию предназначения человека в обществе, мире. Приобрел актуальное звучание тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида — гражданственность, бескорыстное инициативное служение общему благу. Будучи весьма актуальными для своего времени, эти идеи явились инструментом релятивации средневековых догм.

К. Салютати, занимая пост канцлера Флоренции, неизменно действовал, исходя из интересов общества. В своих размышлениях К. Салютати разделял деятельность людей на жизнь отрешенную от мира, жизнь частную и жизнь общественную. Не отрицая потребности духовного очищения, он все же не высказывал одобрения по поводу отшельничества, ибо такое существование не имеет смысла, ведь тогда человек не совершенствует добродетели и не помогает в этом деле другим. При наличии добродетели любая деятельность достойна уважения: «где добродетель, там и благородство» . Истинно преданный Богу не остается безучастным к окружающим, а значит предпочтительнее активная жизненная позиция. По мнению К. Салютати, гражданин всегда действует во имя общего блага и государства. Символом гражданина для него явился Геракл, деяния которого он описал с точки зрения гражданственных идеалов54.

С позиций общественной пользы, активной гражданской позиции рассматривал жизнь человека Л. Бруни, который явился ярким выразителем идей гражданского гуманизма, видным теоретиком гуманистической этики. Человек представлялся ему существом общественным, чья жизнь должна проходить во взаимодействии с другими людьми. Именно в деятельности человека-гражданина раскрываются нравственные качества личности. О добродетелях философ рассуждал как о необходимом условии достижения счастья, гармонии, совершенства, указывая при этом путь стремления к добродетелям: деятельность, тренировка, усердие. Л. Бруни разделял добродетели на моральные и интеллектуальные. К интеллектуальным добродетелям он относил мудрость, знание, опыт, понимание, искусство. К моральным - то лучшее в человеке, что противится чувствам, уводящим с истинного пути. Высшим проявлением добродетели, по мнению Л. Бруни, является гражданская сознательность.

Гражданское самосознание как социально-этический идеал русской нравственной философии

Предлагаемые в русской нравственной философии модели гражданского самосознания во многом опережают ход реально-исторического развития и носят идеальный характер. «В каждой культурной эпохе, имеющей свои типичные черты, можно уловить одну центральную идею, из которой проистекают все ее духовные движения и которая как будто является их конечной целью»108. В идеале гражданского самосознания находят свое отражение наиболее значимые в данной исторической ситуации ценности и добродетели, благодаря которым образ гражданина выступает как активная личность. В разрабатываемых философских проектах представлены желаемые и идеальные модели гражданственности, предлагаются пути, согласно которым предлагаемый идеал может стать реальностью. Поэтому идеальные модели гражданственности содержат в себе регулятивную идею, так как выступают в качестве образа, цели, к которой надо стремиться, и в то же время оказывают влияние на характер социально-нравственной деятельности.

При этом в методологическом плане возможности социального идеала в конструировании гражданственности определяются тем, что с его помощью создается образ, которым руководствуется личность в настоящем и посредством которого определяет путь самосовершенствования, консолидации и духовного обновления общества. Социальный идеал делает общество способным к выживанию за счет открытия перспектив развития высшего блага и формирования гражданской культуры.

В истории российской общественной мысли второй половины XIX -начала XX веков можно обнаружить ряд версий гражданственности, которые оказали особенно большое влияние на последующие теоретические разработки проектов модернизации России, включая новейшие сценарии и стратегии развития российского социума. «Никогда в истории русской культуры не наблюдалось такого многообразия этических идей и направлений, и никогда этика не была так близка к тому, чтобы стать социально значимым и мировоззренчески действенным компонентом нового общественного сознания, оказывая реальное влияние на духовную жизнь и социальные институты общества»109. Теоретико-правовое и философско-этическое изучение гражданственности в России связано с развитием либеральных, марксистских, евразийских концепций. Вместе с тем версии гражданственности внутри себя не отличались однородностью, а имели ряд разветвлений.

По мнению ряда исследователей, история российской гражданственности насчитывает более десяти веков1 . Философский хронотоп зафиксировал многоликость представлений, моделей, форм выражения гражданственности. Историческое время отражает общезначимые проблемы, составляющие стержень большинства концептуальных версий российской гражданственности: правовой идеал и проблемы гражданской правовой культуры, справедливость, социальное равенство, солидарность граждан, путь консолидации и духовного обновления российского общества.

Этические основания гражданственности обращают к ее первоистокам, а именно, к многовековой истории формирования русского национального характера, к представлениям о правде, добре и справедливости, о способах организации общественной жизни, к механизмам нравственной регуляции поведения. Историко-философская перспектива показывает производность гражданственности от феномена «правда», «право», «справедливость».

Первое предположение на этот счет было высказано митрополитом Илларионом в «Слове о законе и благодати», обратившим внимание на творческую жизнь Святого Духа. Свод древнерусского феодального права XIII-XVI вв. получил общее наименование «Русская правда». Вошедший в этот свод Устав Владимира Мономаха толковал слово «правда» в смысле «править правильно». В «Русской правде» обозначены принципы устойчивой государственной политики - быть правовой и справедливой. В этом больше всего нуждалась и зарождающаяся древнерусская гражданственность111.

В эпоху Древней Руси в литературных памятниках и летописях употреблялись такие слова, как «братство», «единство», «дружина». Через подобные понятия маркировались проявления гражданского поведения, выражалась мотивация русских князей совершать подвиги, бороться с иноземными захватчиками. К элементам гражданственности относилось всемирное братство, сила и глубина веры, жертвенность и коллективизм. Наивысшей нравственной ценностью признавалось служение Богу. Формирование гражданственности шло через включение индивида в общество, через усвоение опыта предыдущих поколений, моделей поведения, закрепленных в культуре. Многочисленные факты истории свидетельствуют, что национальное единство, бескорыстная защита Отечества всегда были близки и крестьянству, и дворянству, и духовенству, и горожанам. К числу нравственных качеств русского человека относилось активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом.

С философских позиций осмысливаются понятия «гражданы», «гражаны» в труде Сильвестра Медведева «Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся во гражданстве» . Для русской философии особенно характерны понятия «народ», «социальная свобода», «духовное достоинство».

Само же понятие «гражданственность» появились в России лишь в эпоху Просвещения, в XVIII веке, когда в качестве основополагающей выдвигалась идея нравственности и гражданского служения. Исследователи отмечают несомненную заслугу Екатерины II в продвижении на русской почве идеи гражданственности. Ею часто употреблялись понятия «гражданин», «граждане», «гражданское общество», неоднократно поднимался вопрос о естественном равенстве людей .

Трансформация гражданских ценностей в современной России

В последние десятилетия, как в России, так и в других странах, обращение к идее, связанной с гражданственностью и гражданским обществом, стало особо интенсивным, активным, полемичным. Повышенный интерес к вопросу гражданских качеств личности и гражданственности как особой форме выражения морального сознания произошел в 1990-е годы и продолжается в настоящее время. Здоровье, благополучие и качество жизни населения зависят не только от базовых политических институтов, но определяются и нравственными ценностями, на которые ориентируются граждане, а также их отношением к социальным вопросам.

Ценностное переосмысление обстоятельств жизни с позиций социальной справедливости, равенства, прав и свобод человека создает определенный тип социально-политического поведения граждан. Вместе с тем построение гражданского общества и формирование этики гражданственности предполагает наличие определенных добродетелей, интегрирующих общественные и личные интересы на основе морали. А. Селигмен делает интересное замечание: «Нынешняя давно провозглашенная эра постмодерна характеризуется возвратом к понятию гражданского общества (представляющему собой квинтэссенцию современности), а вместе с ним и к поиску решения той проблемы, которая фактически определяла облик современности с самого ее зарождения»155. Гражданственность является тем фактором, который участвует в нравственно-правовой организации общества, делая его способным к выживанию за счет духовно-нравственных и правовых ценностей.

В данном разделе работы будет показана трансформация гражданских ценностей и добродетелей и их влияние на моральное сознание. Нравственные ориентации гражданственности в процессе исторического развития постоянно меняются - углубляются, расширяются, дополняются, уточняются, а иногда и превращаются в свою противоположность, изменяя не только форму их выражения, способы и границы функционирования, но и содержание поведенческих установок. В то же время сутью и смыслом этих установок всегда остается ориентация на общественное благо, санкционируемое общественным мнением и закрепленное в качестве нормы моральным сознанием. Следовательно, в этой переменчивости содержится некий инвариант, связывающий воедино добро (благо) и гражданственность, но всякий раз в конкретно-исторической форме.

Если гражданское общество в России является скорее нормативным понятием, то гражданственность имеет вполне определенные исторические практики и формы выражения в моральном сознании.

Крах советского режима создал условия для изменения представлений о гражданственности, гражданской позиции и социальной активности. Российское общество оказалось переходным не только в экономическом, социально-правовом, но и в нравственном отношении. Система ценностей, существовавшая в советский период, оказалась разрушенной, что привело к упадку социальной организации жизни, нравственному разочарованию и кризису гражданственности. Дисбаланс социально-нравственной сферы был усугублен кризисом государственной власти. «Нравственное состояние общества определяется двумя факторами: во-первых, характером общественного порядка (режима), задаваемого властью или организуемого самим обществом, а, во-вторых, характером доминирующих в обществе (как сообществе индивидов) ценностных ориентации»156. Вместе с тем в любом обществе представлен определенный набор нравственных ценностей и ориентации, которые в базовом выражении, по мнению Р.Г. Апресяна, «сводятся к четырем: гедонистически-потребительской, утилитарно меркантилистской, перфекционистски-аскетической, гуманистически альтруистической»157. На основании данного замечания можно судить о качественных различиях гражданских ценностей.

Изучению гражданских ценностей посвящено множество работ как социологического, так социально-философского плана (В.И. Бакштановский, А.И. Вдовин, В.В. Маленков, Т.А. Рассадина, Ю.В. Согомонов, Б.П. Шулындин и другие). Несмотря на различие методологических подходов и исследовательского инструментария, исследователи единодушны в выводе о том, что гражданские ценности включены в жизнедеятельность всех общественных систем, выступают ориентирами в жизни многих поколений. Их содержание, аккумулируя весь исторический опыт человечества, изменялось с течением времени. По-видимому, правы авторы тех концепций, которые считают, что гражданские ценности являются своеобразными эталонами, содержание и характер которых определяется господствующим в данной эпохе мировоззрением . Благодаря их собирательному характеру они являются универсалиями, вбирающими наиболее значимые ориентиры общественной морали. Чтобы судить о трансформации гражданских ценностей, изменении моральной картины мира необходима эмпирическая база. Неслучайно А.А. Гусейнов отмечает, что «общественная мораль - социологическая величина», «в своем конкретном выражении она поддается и подлежит изучению по преимуществу социологическими методами»159.

Советский период российской истории характеризовался высоким уровнем патриотических настроений и идентификацией гражданами себя с государством. В целом гражданственность отождествлялась с патриотизмом и верностью традициям, которые в советский период истории состояли в подчинении личности государству, то есть в фактическом подданстве. Такой амбивалентный тип российской гражданственности, сочетающий в себе черты свободолюбия и покорности, подданичества и гражданственности привел, с одной стороны, к тому, что образовалась ниша для формирования нового типа гражданственности, но с другой - препятствовал развитию в России гражданского общества. Российскими исследователями подчеркивается, что «ценностная динамика общества весьма конфликтно разворачивается в переходе от так называемого "морально-политического единства" советского народа к конфликту ценностей и их существенной переоценке»160.

Переходный период стал ситуацией морального выбора. Конец 80-х -начало 90-х годов XX века характеризовались ростом морально деструктивных форм поведения, изменениями общественных нравов и системы ценностей. Исследования в данный период зафиксировали наибольшую значимость среди социальных ценностей для россиян таких ценностей, как спокойная совесть, семья, интересная работа161, но достаточно низкий престиж ценностей политико-правовой стороны жизни, в частности гражданских. В то же время граждане положительно оценивают новые демократические ценности: свободу слова и возможность свободно выбирать руководство страны. Становление другой системы ценностей сказывается на переоценке людьми общественных обязанностей и нравственных принципов. Тем самым индивидуализм выступает «ставкой на себя» с целью решения своих собственных проблем, при этом не выходит на уровень перевода формально воспринятых либеральных ценностей в поведенческие установки личности.

Нравственное становление личности гражданина

Модернизация современного российского общества невозможна без формирования нравственной личности с чувством гражданского самосознания, умеющей самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Решение этих задач связывается с утверждением в сознании людей приоритета духовности, нравственности, такой системы ценностей, которая интегрирует в себе традиционные ориентации российской гражданственности, идеалы социальной справедливости, ценности прав и свобод личности.

В условиях современной России система нравственности имеет динамичный характер, проявляющийся в сочетании моральных устоев, традиций, обычаев прежней эпохи и норм нового этапа развития. В этом проявляется одна из основных трудностей в вопросах нравственного становления личности как гражданина, поэтому необходима ориентация на сохранение лучших национальных традиций отечественного наследия, на вооружение молодого поколения не только системой знаний, но и духовно-нравственными идеалами и ценностями. Механизмы гражданской идентификации предполагают процесс последовательного освоения и преобразования личностью различных форм проявления гражданского самосознания. Будучи существом нравственным, человек различает добро и зло в общественной, жизни, руководствуется не только стремлением, но и понятиями об ответственности, обязанностях, долге.

Гражданственность проявляется во всех областях общественной жизни. Поскольку почти все люди входят в какие-либо коллективы — по месту жительства или профессиональной принадлежности, как участники тех или иных организаций и движений, - то человека, взятого самого по себе можно представить только абстрактно. Следовательно, гражданственность затрагивает поведение человека в сфере политики, экономики, семьи, в общении с окружающими и в отношении индивида к себе. Как субъект, так и тип общественной ассоциации могут быть самыми разными, ибо создаются на многих принципах, а не только по признаку национальному, классовому, тендерному, религиозному и т.д. Люди и организации функционируют и действуют на основании принципа взаимодействия и коммуникации, и эта целостность придерживается определенной нравственно-этической позиции и обладает волей к действию.

Задача данного раздела работы заключается в рассмотрении нравственного становления гражданина. Очевидно, что различные способы построения нравственных систем закрепляются на основе принципиально различных типов нравственной мотивации. Кроме того, формы проявления гражданственности, обнаруживают свою неоднородность. Сюда относят, во-первых, действия, поступки индивидов и групп, общностей, во-вторых, определенного рода общественные (гражданские) отношения между людьми и социальными группами, в-третьих, выражение воли, мотивов, в-четвертых, личностные качества (добродетели) индивидов. Стало быть, процесс нравственного становления личности как гражданина имеет многоплановую структуру, требующую различных способов регуляции и детерминации поведения.

Формирование гражданственности определяется рядом факторов, проявляющихся в деятельности, во-первых, целенаправленным воздействием нормативной системы общества на личность, во-вторых, нравственными традициями и отношениями, в-третьих, моральной практикой. В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов отмечают, что «важнейшей особенностью гражданственности, отличающей ее от любых других видов социальной активности и деятельности, является то, что ее развитие происходит в процессе коммуникаций, воспитания, образования и всей жизнедеятельности человека на базе представлений об общем и высшем благе, проявляя себя через осознанные поступки во взаимоотношениях с другими людьми» .

Важный признак конкретизации морали применительно к этике гражданского общества зафиксирован в известном императиве Гегеля - "Будь лицом и уважай другие лица!". Эта формула требует совершать поступки и понимать поступки Других, пользоваться благом свободы без ущерба свободе Других, опираться на самостоятельно выстроенную иерархию ценностей и на ее основе осуществлять моральный выбор, неся за личные решения личную ответственность. В целом речь «идет о базовом элементе системы ценностей гражданского общества, о вполне определенной этике, без понимания которой трудно себе представить как само гражданское общество, так и конкретный институт, призванный руководствоваться этими ценностями в своей деятельности и культивировать их»197.

Способы формирования гражданского самосознания основываются на воспитании гражданских чувств и потребностей. По мнению О.Г. Дробницкого, «нормативная регуляция ставит в известные рамки, упорядочивает и организует действие стихийно-автоматических механизмов частного интереса»198. Нормативная регуляция гражданским самосознанием, с одной стороны, может возникнуть в результате стихийного взаимодействия индивидов (в рамках гражданской общности или группы) и, с другой стороны, включает в свои механизмы взаимные эмоционально-волевые воздействия людей. Поэтому гражданское самосознание является «моральным освоением действительности и моралью конкретного общества»199 и на практике реализуется как гражданское участие. Е. Бестужев отмечает, «единственной рационально объяснимой мотивацией гражданского участия может быть стремление человека улучшить качество своей жизни за счет решения проблем, стоящих перед обществом»200.

Сам процесс развития гражданского самосознания имеет нравственный смысл. В философской литературе выделяют три основных уровня развития морального сознания личности: доморальный уровень, когда руководствуются своими эгоистическими побуждениями; уровень конвенциональной морали, которому свойственна ориентация на извне заданные требования и нормы; уровень автономной морали, то есть ориентации на интернализованную внутреннюю систему принципов201. В целом этим уровням морального сознания соответствует культурологическая типология регулятивных механизмов: на «доморальном» уровне причиной послушания выступают страх перед возможным наказанием, а также ожидание и стремление к поощрению, на уровне «конвенциональной морали» послушание достигается за счет