Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этические основания кросскультурных коммуникаций Петрова Ирина Сергеевна

Этические основания кросскультурных коммуникаций
<
Этические основания кросскультурных коммуникаций Этические основания кросскультурных коммуникаций Этические основания кросскультурных коммуникаций Этические основания кросскультурных коммуникаций Этические основания кросскультурных коммуникаций Этические основания кросскультурных коммуникаций Этические основания кросскультурных коммуникаций Этические основания кросскультурных коммуникаций Этические основания кросскультурных коммуникаций Этические основания кросскультурных коммуникаций Этические основания кросскультурных коммуникаций Этические основания кросскультурных коммуникаций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петрова Ирина Сергеевна. Этические основания кросскультурных коммуникаций : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Петрова Ирина Сергеевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2008. - 176 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-9/151

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Философско-этические основания кросскультурных коммуникаций 13

1.1. Эволюция философско-этических теорий межкультурных коммуникаций 13

1.2. Кросскультурная коммуникация как объект этического исследования 46

ГЛАВА 2. Аксиология кросскультурных коммуникаций 69

2.1. Ценностные основания кросскультурных коммуникаций 69

2.2. Системообразующая роль нравственных ценностей в формировании кросскультурных коммуникаций 95

ГЛАВА 3. Этические основания формирования кросскультурной компетентности 123

3.1. Актуальные тенденции формирования кросскультурной компетентности в образовательном пространстве вуза 123

3.2. Гуманитарные технологии в формировании кросскультурной компетентности (на примере РГПУ им. А.И. Герцена) 141

Заключение 159

Список литературы 161

Приложение! 174

Введение к работе

Обоснование темы исследования и ее актуальность

Проблемы, связанные с усилением глобализационных процессов современного социума, наиболее остро стоят в контексте кросскультурного диалога как необходимого условия существования людей в поликультурном мире. В этих обстоятельствах возникает необходимость уточнения и конкретизации универсальных нравственных категорий, составляющих единые этические основания кросскультурных коммуникаций, что определяет социокультурную актуальность исследования. Изучение понятия «кросскультурные коммуникации» носит междисциплинарный характер, но именно философско-этическое осмысление указанного явления, предполагающее обращение к фундаментальным ценностным доминантам, позволяет уточнить и обосновать наиболее эффективные регуляторы кросскультурного взаимодействия.

Кросскультурные коммуникации - это процесс взаимодействия субъектов (индивидов, групп, организаций), принадлежащих различным культурам, в целях обмена ценностно-значимой, опосредованной нормами и традициями информации с помощью принятых в культуре знаковых систем, правил и техник. Сегодня учеными высказывается мнение о том, что в условиях глобализации кросскультурная коммуникация представляет собой механизм по созданию общих ценностей и формированию единого социокультурного пространства, в котором возможно полноценное существование и развитие представителей различных культур.

Кросскультурная коммуникация носит антропологический характер и
включает в себя коммуникацию как между исторически сложившимися
общностями (народностями, расами, этносами), так" и между социальными
группами (конфессиональными, профессиональными, культурно-

историческими). В то же время не подлежит сомнению тезис о том, что современная культура есть достояние всего человечества, поскольку является

результатом длительного исторического взаимодействия различных народов, поэтому значение процесса кросскультурнои коммуникации в жизни человеческого общества невозможно переоценить. Сказанным определяется практическая значимость настоящего диссертационного исследования.

Теоретическая актуальность исследования обосновывается тем, что, с этической точки зрения, основная проблема кросскультурных коммуникаций -это проблема взаимопонимания и ответственности, а также забота о сохранении многообразия культур в условиях динамично развивающегося мира. Эти проблемы преимущественно были вызваны глобализацией мирового пространства, приведшей к усилению универсализации и стандартизации всех процессов жизнедеятельности современных обществ и культур. Этому способствовало, с одной стороны, распространение Интернета, устраняющего формальные границы общения и идентификацию физического субъекта коммуникации; с другой - распространение единых стандартов на технологии производства, моду, рекламу, речевую культуру и поведение, ведущие к утрате своеобразия- субъектов коммуникации. Возрастание роли вербального общения посредством знаков, символов, текстов вытесняет значимость живого общения, технологизирует коммуникативное взаимодействие, низводит его до уровня интерпретации информации. При этом современное общество сталкивается с проблемой неготовности к осознанию своей ответственности за ее распространение и использование. Сказанным обосновывается значимость задачи формирования нравственных ценностей общения.

Решение поставленной задачи требует научного осмысления специфики формирования кросскультурнои компетентности, которая позволит представителям любой культуры вести созидательный диалог. Полифоническое многообразие состава участников межкультурного взаимодействия, в котором каждый является носителем определенной культурной традиции и системы нравственных ценностей, обусловливает необходимость повышения эффективности процесса коммуникации, что предполагает адекватность в понимании морально-нравственных мотивов поступания. Процесс

идентификации этих мотивов носителями информации, выявление общих этических оснований в различных позициях субъектов коммуникации чрезвычайно сложен и требует наличия специальной кросскультурной компетентно сти.

В процессе исследования вопросов содержания кросскультурной компетентности и оценки результативности межкультурного взаимодействия был проведен анализ ряда международных документов, содержащих общие нравственные основы выживания человечества. Среди них Декларация тысячелетия ООН, решения Международной конференции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), документы Римского клуба о нравственных качествах современного человека, Окинавская Хартия глобального информационного общества. Это позволило выделить следующие критерии эффективности кросскультурных коммуникаций:

4 d взаимная толерантность субъектов коммуникации;

единство понимания и интерпретации нравственных понятий и норм; а соблюдение прав и свобод личности;

достижение целей коммуникации;

наличие долговременной устойчивой связи;

сохранение самобытности носителей культуры. Кросскультурные коммуникации есть комплексный и

сложноструктурированный феномен, содержание и формы которого стали предметом анализа многих наук, в том числе философии, социологии, психологии, социолингвистики, теории коммуникации, менеджмента. Однако уровень теоретической разработанности нравственных аспектов темы кросскультурных коммуникаций представляется недостаточным. Это свидетельствует о том факте, что роль этики в предотвращении и урегулировании конфликтов, возникающих в процессе межкультурного взаимодействия, является недооцененной.

Степень научной разработанности проблемы

Понятие «кросскультурная коммуникация» происходит от англ. cross-culture communication, что буквально означает «пересекающаяся культурная коммуникация». В литературе оно часто используется как идентичное понятию «межкультурное взаимодействие». Научное изучение кросскультурных коммуникаций началось на Западе, что связывают с появлением в 1954 году книги Холла Э. и Трагера В. «Культура как коммуникация» {Culture as Communication), в которой впервые был употреблен этот термин.

С конца XX века исследованиями в области кросскультурной коммуникации активно занимаются не только культурологи и философы, но и социологи, психологи, педагоги. Проблематика кросскультурной коммуникации занимает важное место в трудах отечественных ученых Головлева Е.Л., Грушевицкой Т.Г., Гудкова Д.Б., Дулгановой В.Н., Иконниковой С.Н., Леонтовича О.А., Сабуровой Н.А., Садохина А.П., Тер-Минасовой С.Г., Черникова В.Е. и др.

В истории моральной философии вклад в выявление этических оснований межсубъектного взаимодействия представителей различных культур внесли труды философов Апресяна Р.Г., Гусейнова А.А., Далмара Ф., Дробницкого О.Г., Зимбули А.Е., Иванова В.Г., Кагана М.С., Каике В.А., Лихачева Д.С., Швейцера А. и др. Этические основания общения в контексте использования гуманитарных технологий в смыслодеятельностной практике рассматриваются в трудах Г.П. Щедровицкого.

Среди культурологов и философов, внесших значительный вклад в развитие теории кросскультурной коммуникации, следует выделить Аверинцева С.С, Бахтина М.М., Бубера М., Дюркгейма Э., Кагана М.С., Кассирера Э., Лотмана Ю.М., Малиновского Б.К., Мамардашвили М.К., Мида М., Мосса М., Сепира Э., Уайта Л., Уисслера К., Фукуяму Ф. и др.

Процессы освоения индивидом норм общественной жизни и культуры, вопросы социализации и инкультурации изучаются социологами с помощью традиционных методов анализа: наблюдения, эксперимента, анкетирования, тестирования, собеседования и пр. Эти исследования нашли отражение в работах

Араб-Оглы Э.А., Моля А., Маркузе Г., Масуды И., Ракитова А.И., Степина B.C., Тхакушинова А.К., Южаниной Н.С.

Влияние культурных различий на процессы интерпретации и категоризации языковых высказываний, онтология соответствующих поведенческих стереотипов стали предметом внимания психологов в области межкультурной коммуникации, таких как Бергер Л., Берри Д., Дасен П., Лангер С, Олпорт Г., Роджерс К., Сигал М. и др.

Проблемам современного мира как коммуникативного пространства, этноязыковой самобытности, обучения иностранным языкам и другим вопросам, связанным с темой нашего исследования, посвящены работы отечественных ученых Волова Л.А., Дулганова В.Н., Габуниа З.М., Гришаева Л.И., Коптельцева Г., Рот Ю., Тхорик В.И., Тымчук Е.В., Фурманова В.П., Черникова В.Е. и др.

Выявлением и анализом взаимосвязи между понятиями «межкультурная коммуникация», «общение» и «диалог» занимались Выготский Л.С., Каган М.С., Курбатов В.Н., Леонтьев Д.А., Парсонс Т., Парыгин Б.Д., Прилюк Ю.Д., Соколов А.В., Трагер Д., Холл Э., Черри К. и др.

Изучению проблематики межкультурного взаимодействия' в аспекте экономической и хозяйственной деятельности организаций, бизнес-коммуникаций посвящены работы зарубежных и отечественных исследователей Борисовой Е.А., Гестелана Р., Захарова Д.К., Кибанова А.Я., Лобанова И.Б., Льюиса Р.Д., Мясоедова СП., Панфиловой А.П., Персиковой Т.Н., Пивоварова С.Э., Покровской Е.А., Почепцова Г.Г., Холдена Н. Дж.

Российскими учеными активно обсуждаются вопросы формирования кросскультурной компетентности как фактора модернизации высшей школы. Специфика подготовки современных специалистов, обновление социально-нравственной практики взаимодействия в новом поликультурном обществе исследуются Бордовской Н.В., Валицкой А.П., Вербицкой Л.А., Громовой Л.А., Козыревым В.А., Набок И.Л., Трапицыным С.Ю., Тряпицыной А.П.

Гипотеза исследования. Проблематизация, конкретизация и типологизация этических понятий и норм способствует их включению в

контекст межкультурного взаимодействия и содействует гармонизации и оптимизации кросскультурных коммуникаций. Важным условием повышения эффективности кросскультурных коммуникаций является наличие у ее субъектов кросскультурной компетентности, формирующейся в процессе социализации личности, ее обучения и воспитания.

Цель исследования - на основе комплексного междисциплинарного исследования выявить, конкретизировать и типологизировать круг нравственных категорий, норм и ценностей, необходимых для гармонизации и оптимизации кросскультурных коммуникаций в современных условиях.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

- рассмотреть на основе философско-этического анализа эволюцию
теорий межкультурных коммуникаций;

- проанализировать кросскультурную коммуникацию как объект
этического исследования;

типологизировать ценностные основания кросскультурных коммуникаций и выявить роль нравственных ценностей в их формировании;

определить систему критериев эффективности и механизмы регуляции кросскультурных коммуникаций;

построить и обосновать систему универсальных этических ценностей, необходимых для оптимизации и гармонизации кросскультурных коммуникаций в эпоху глобализации;

определить содержание понятия кросскультурной компетентности и механизмы ее формирования в образовательном пространстве вуза;

исследовать условия формирования кросскультурной компетентности средствами инновационной программы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий.

Объект диссертационного исследования - кросскультурные коммуникации. Предмет - этические основания кросскультурных коммуникаций.

Теоретической и методологической базой исследования являются фундаментальные идеи философско-этической мысли, данные этнопсихологии, культурологии, теории коммуникаций, исследования в области международных отношений, работы по педагогике, лингвистике и др. В основу исследования положен философско-этический анализ, сопряженный с комплексным и междисциплинарным подходами, метод контент-анализа. В качестве методологических средств исследования выступают феноменологический, культурологический, историко-типологический и системный анализ.

Научная новизна исследования состоит в следующем: проблема гармонизации кросскультурного диалога рассмотрена как предмет этического анализа; впервые предложена комплексная методология конкретизации нравственных оснований решения проблем межкультурной коммуникации.

Новизна полученных автором результатов заключается в следующем:

выявлена специфика этических оснований кросскультурных коммуникаций (универсальность нравственных норм, добровольность их исполнения, ответственность за результаты);

исследованы и типологизированы нравственные '.' ценности, способствующие оптимизации и гармонизации кросскультурных коммуникаций;

дифференцированы уровни кросскультурных коммуникаций в зависимости от типа межсубъектного взаимодействия и характера нравственных проблем;

уточнены и обоснованы критерии эффективности кросскультурных коммуникаций;

разработана модель этических оснований кросскультурного взаимодействия, базирующаяся на нравственных качествах доверия, толерантности, лояльности и ответственности;

исследовано и обосновано содержание нравственной составляющей кросскультурной компетентности современного человека;

- раскрыта сущность механизмов формирования кросскультурной компетентности гуманитарного технолога в образовательном пространстве вуза.

Теоретическая значимость диссертации

Полученные в ходе теоретического анализа результаты позволяют представить концептуальную модель системы этических оснований кросскультурных коммуникаций с учетом содержания нравственных норм и принципов, соответствующих типологии и уровням межсубъектной коммуникации. Обоснована дифференциация уровней коммуникации по характеру нравственных проблем, по составу коммуникантов, их нравственным характеристикам и целевым установкам. Систематизированы универсальные критерии оценки эффективности межкультурного взаимодействия, позволяющие учитывать их при формировании кросскультурной компетентно сти.

Выводы и материалы диссертации могут послужить дальнейшему исследованию роли этического ресурса в регуляции кросскультурных коммуникаций и повышении их эффективности. Разработанная методология этического исследования, основанная на проблематизации, типологизации и конкретизация нравственных оснований кросскультурных коммуникаций, может найти широкое применение в современной теоретической и прикладной этике, в теории и практике современного образования.

Научно-практическая значимость диссертации

Выводы диссертации могут быть использованы при проведении лекционных и семинарских занятий по дисциплинам прикладной этики, этики общения, этики бизнеса, управления конфликтами, а также послужить основой для спецкурса «Этика кросскультурных коммуникаций». Теоретические положения могут быть включены в разработку и внедрение в образовательный процесс механизмов формирования кросскультурной компетентности на основе гуманитарных технологий.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. На протяжении всей истории становления кросскультурной коммуникации предпринимались постоянные попытки найти универсальные регуляторы процесса межсубъектного взаимодействия представителей различных культур, в частности, посредством усовершенствования законодательной базы в области международного сотрудничества и прав человека, создания экономических и политических регуляторов при разрешении проблем, которые, по существу, носят нравственную проблематику. Решение нравственных проблем, обретение взаимопонимания и согласия участников кросскультурного взаимодействия друг с другом и миром в целом невозможно без обращения к этике, позволяющей обосновать единство универсальных моральных ценностей для всех культур.

  2. Достижение целей гармонизации и оптимизации процесса кросскультурной коммуникации, создание обстановки взаимного уважения, понимание необходимости сохранения полифонического многообразия мировых культур - все это требует соблюдения специфических нравственных требований, формализованных в виде универсальных нравственных качеств. До настоящего момента нравственные качества доверия, толерантности, лояльности и ответственности не были систематизированы и конкретизированы в этическом поле исследования кросскультурных коммуникаций. Этические основания кросскультурного взаимодействия содержат в себе указанные нравственные качества, механизмы их формирования и регуляции, типологизированные по ценностям, мотивам, средствам и целям.

3. В системе кросскультурных коммуникаций можно выделить пять
уровней: интраперсоналъный, межличностный, внутригрупповой,
межгрупповой и глобальный.
Предложенная типология уровней
кросскультурных коммуникаций основана на способности человека к
субъективному интраперсональному диалогу, в основе которого лежит
способность к рефлексивному мышлению и осознанию внутренних морально-
нравственных мотивов. Уровни межличностной, внутригрупповой,
межгрупповой кросскультурной коммуникации тесно взаимосвязаны и

различаются по характеру коммуникантов и контенту информации. Глобальный уровень носит собирательный характер. Решение проблем, связанных с барьерами в кросскультурной коммуникации, требует комплексного подхода, основанного на механизмах моральной оценки, с позиции универсальных нравственных ценностей с учетом механизмов гражданского и уголовного права.

4. Необходимым условием нравственного совершенствования субъектов межкультурной коммуникации является формирование кросскультурной компетентности. Названная компетентность является ключевой составляющей профессиональной компетентности гуманитарного технолога, позволяет обеспечивать реализацию жизненных интересов и целей человека в условиях современного поликультурного мира.

Апробация материалов по тематике работы

Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались автором в ходе выступлений на международных, научно-практических конференциях и семинарах, среди них: «VIII Санкт-Петербургская Ассамблея молодых ученых и специалистов» (СПбГУ., 2003); «Россия и интернационализация высшего образования» (МГУ, 2005); «Студенческие инициативы и исследовательские проекты в области менеджмента, экологии, политики и культуры» (СПб., 2005); «Современные проблемы межкультурных коммуникаций» (СПб., 2005); «Ребенок в современном мире» (СПб., 2006) и др.

Структура диссертационной работы определена характером и объемом научного исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, насчитывающий 162 наименования и приложения. Общий объем работы составляет 176 страниц.

Эволюция философско-этических теорий межкультурных коммуникаций

В рамках философского подхода к рассмотрению диалога культур произошло становление концепции кросскультурных коммуникаций. Ее частные вопросы исследуется такими науками, как психология, культурология, социология, философия, этнология, филология, но, пожалуй, только этика решает задачу поиска обоснования межсубъектного взаимодействия через призму этических норм, ценностей и категорий.

Анализ философско-этических теорий межкультурных коммуникаций позволит уточнить понятие кросскультурной коммуникации, рассмотреть процесс ее становления как явления культуры и вскрыть основную проблематику в исторической ретроспективе.

Поставленные в исследовании задачи решаются с помощью этического инструментария, призванного регулировать поведение и отношения людей в процессе их взаимодействия. В этике как практической философии всегда важное место занимал вопрос регуляции межличностных отношений, моральных норм и правил поведения человека в обществе. Тема межкультурного взаимодействия во многом была построена на теории общения, диалога и межсубъектной коммуникации, которые во все времена носили личностный смысл и рассматривались на понятийном уровне в тесной связи с историческими и социокультурными факторами, исходя из актуальных для данного исторического периода мировоззренческих концепций и субъективных представлений мыслителей.

В истории философии и этики существует несколько подходов к пониманию соотношения понятий «коммуникация» и «общение».

Первый подход состоит в отождествлении двух понятий. Его придерживаются многие отечественные психологи и философы - Л.С.

Выготский, В.Н. Курбатов, Д.А. Леонтьев и др. В ряде энциклопедических словарей термин «коммуникация» трактуется как «путь сообщения, общение». Известный украинский исследователь, специалист в области теории общения Ю.Д. Прилюк на основании историко-лингвистических исследований значений этих терминов приходит к выводу, что этимологически и семантически термины «общение» и «коммуникация» тождественны и в значении «информационного обмена в обществе» они семантически равноправны.

Аналогичных взглядов придерживаются и такие авторитетные зарубежные ученые, как Т. Парсонс и К. Черри. По мнению первого, коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми. Черри отмечает, что коммуникация «в сущности социальное явление», «социальное общение» с использованием многочисленных систем связи, выработанных людьми, среди которых главными, «несомненно, являются человеческая речь и язык».

Второй подход связан с разделением понятий «коммуникация» и «общение». Именно такую точку зрения высказывает известный российский философ М.С. Каган. Он считает, что коммуникация и общение различаются в двух аспектах. Во-первых, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация... является чисто информационным процессом - передачей тех или иных сообщений». Во-вторых, они дифференцированы по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъект -объектная связь, где субъект передает некую информацию, а объект выступает в качестве пассивного получателя (приемника) информации, который должен всего-навсего ее принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Коммуникация, таким образом, по мнению М.С. Кагана, является процессом однонаправленным.

Общение, напротив, представляет собой субъект - субъектную связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений - есть собеседники, соучастники общего дела». В общении информация циркулирует между партнерами, следовательно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двунаправленный характер

Несколько иное представление о соотношении понятий общение и коммуникация можно найти в работах Б.Д. Парыгина, который предполагает, что в структуре общения содержится три взаимосвязанных компонента: коммуникация, которая состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; интеракция, заключающаяся в организации взаимодействия между общающимися индивидами; и перг\епция, связанная с психологическим восприятием и познания друг друга партнерами по общению и установлением на этой основе взаимопонимания

Третий подход к проблеме соотношения анализируемых понятий основан на явлении информационного обмена. К нему склоняются исследователи, которые считает, что общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе. Эти процессы охватывают весь общественный организм, пронизывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом,- даже самом малом фрагменте общественной жизни, причем далеко не всегда облекаются в форму слова, языка или текста. Более того, сообщения в " вербальном (словесном) виде составляют лишь небольшую часть информационного обмена в обществе, в остальных случаях обмен информацией осуществляется в неязыковых формах, а ее носителями служат не только невербальные сигналы (мимика, жесты, интонация и пр.), но и вещи, предметы, материальные носители культуры. Последние позволяют передавать информацию и в пространстве, и во времени. Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются преимущественно вербально, с помощью языка (речи или текста).

Кросскультурная коммуникация как объект этического исследования

Развитие кросскультурного взаимодействия представляется сложноструктурированным процессом, сущностные характеристики которого следует рассматривать в аспекте различных подходов, что позволит определить действенные механизмы гармонизации кросскультурнои коммуникации и раскрыть ее понятие, структуру и место в системе этических ценностей.

Осмысление предмета кросскультурнои коммуникации приводит к пониманию самой коммуникации как способа существования человека в социуме и средства жизнедеятельности любой культуры в целом. При этом культурное пространство имеет сложную структуру и включает множество взаимосвязанных отдельных элементов жизнедеятельности общества. Отдельные элементы ценностной системы каждого субъекта формируются в рамках того искомого культурного пространства, в котором находится субъект, осуществляющий процесс коммуникации.

В современных условиях эта проблематика занимает одно из центральных мест в исследованиях отечественных ученых, о чем свидетельствует целый ряд публикаций Н.Л. Шамне, С.Г. Тер-Минасовой, О.А. Леонтовича, Д.Б. Гудкова, Т.Г. Грушевицкой, Л.И. Гришаевой, Л.В. Цуриковой и др.

Как было обосновано в предыдущей главе, культура и коммуникация -это родственные явления. Их взаимосвязь основана на том, что коммуникация представляет собой «процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем, приемов и средств их использования»77. Культура, в свою очередь, развивается посредством обмена идеями, межличностного общения, развития торговых отношений, т.е. разного рода коммуникаций. Основой коммуникации является информация, или содерэюание, которое выступает как основа культуры. Именно содержание определяет ее направленность, тематику, форму и качество, и передача содержания {информации) выступает механизмом культуры, с помощью которого транслируется тот или иной текст.

В современном мире политические, идеологические и культурные границы между странами и народами, государствами и континентами достаточно размыты, что обусловлено степенью и масштабом развития межкультурных контактов. Этим обстоятельством обусловлено наличие тесных кросскультурных взаимодействий.

Безусловно, положительной стороной кросскультурного сотрудничества становится возможность действительно эффективных культурных контактов в различных областях: экономической, политической, образовательной, социальной, промышленной и пр.

Наряду с развитием системы кросскультурной коммуникации разрабатываются механизмы регулирования этих отношений через обновление правовой базы, разработку и подписание различных протоколов (Киотский, Болонский и т.п.), создание общеевропейской Конституции, международных профессиональных кодексов. Однако, на наш взгляд, они не всегда являются действительно эффективными, в то время как воздействие ценностных и морально-нравственных механизмов представляется более широким и действенным.

Осознание существующих тенденций развития кросскультурной коммуникации актуализирует в современном обществе потребность в соизмерении и согласовании ценностного базиса мировых культур с целью оптимизации механизмов эффективности кросскультурной коммуникации. В этих противоречивых условиях возникает необходимость детального рассмотрения базовых ценностно-нравственных оснований и механизмов кросскультурной коммуникации, теоретических и методологических подходов к ее изучению.

Исследования в области кросскультурнои коммуникации опираются на данные различных наук, что приводит к противоречивым представлениям о явлении. Наибольший объем в теоретических и методологических разработках в изучении кросскультурнои коммуникации принадлежит таким наукам, как философия, лингвистика и культурная антропология. Однако сущностное понимание явления кросскультурнои коммуникации невозможно без учета методологических подходов других наук, таких как психология, педагогика, теория коммуникации, направленных на рассмотрение ее конкретных гуманистических и гуманитарных аспектов.

Этический подход к рассмотрению кросскультурнои коммуникации является одним из фундаментальных подходов, поскольку именно он выявляет и изучает глубинные морально-нравственные основания межсубъектных отношений как на уровне личности и группы, так и на уровне различных культур. Масштабность и в то же время глубина названного подхода позволяют трактовать кросскультурную коммуникацию не просто как систему, но как: единственный способ «сосуществования» всего многообразия культур на Земле. Мировые процессы глобализации и стремление создать единое «мультикультурное пространство» само по себе ставит ряд совершенно новых задач политических, экономических, научных и, конечно, этических. Этический подход к изучению кросскультурнои коммуникации предполагает выявление специфики функционирования морали, закономерностей ее проявления в сознании, поведении, межсубъектных отношениях в условиях процесса постоянного взаимодействия различных культур.

Ценностные основания кросскультурных коммуникаций

Рассмотрев представленную типологию, можно констатировать, что между всеми уровнями человеческой коммуникации существует четкая взаимозависимость. При этом стоит отметить, что решение проблем связанных с коммуникативными барьерами и нравственными конфликтами каждого уровня требуют комплексного подхода основанного на механизмах моральной оценки, механизмов гражданского и уголовного права.

Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Различия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе могут сделать эти контакты трудными и порой невозможными. Но это лишь частные проблемы межкультурных контактов. Основные причины коммуникативных

неудач лежат за пределами очевидных различий. Они кроются в различиях мироощущений, то есть ином отношении к миру и к другим людям, ценностных установках, укорененных в культурных традициях каждого народа. При этом главное препятствие, мешающее успешному решению выявленной проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей собственной, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены рамками культурной традиции, которой мы принадлежим. С большим трудом мы понимаем значения слов, поступков, действий, которые не характерны для нас самих. Отсюда напрашивается вывод, что эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться.

Немецкий философ Карл Ясперс, создатель концепции осевого времени, знаменующего собой «исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями»99, указывает на особое значение и роль человеческих коммуникаций в развитии исторического процесса: «способность видеть и понимать других помогает уяснить себе самого себе, преодолеть возможную узость каждой замкнутой в себе историчности, совершить прыжок вдаль. Эта попытка вступить в безграничную коммуникацию - еще одна тайна становления человека, и не в недоступном нам доисторическом прошлом, а в нас самых» .

По мнению 3. Баумана, носители культуры занимаются тем, что внедряют и сохраняют порядок и борются против всего, что отклоняется от этого порядка, нарушает его и, с их точки зрения, выглядит как хаос. Культура вытесняет и замещает «естественный порядок» (т. е. положение вещей, каково оно есть без человеческого вмешательства) искусственным, спланированным. В то же время «ценности стоят за любым искусственным порядком и фактически являются его неотъемлемой частью. Никакое описание искусственного порядка не может быть поистине свободным от ценностей»

Одним из важнейших элементов кросскулыурной коммуникации являются содержащиеся в ее структуре символы и культурные коды, позволяющие обобщать и транслировать информацию от коммуниканта к коммуниканту. По мысли Зигмунта Баумана, культурно организованный социальный мир и поведение культурно обученных индивидов-структурированы, т. е. «артикулированы» при помощи противоположностей в-отдельные социальные контексты, требующие различной деятельности и различных образцов поведения, пригодных для различающихся между собой социальных контекстов, при этом обе артикуляции соответствуют друг другу.

Механизм, обеспечивающий соответствие между структурами социальной. реальности и культурно регулируемым поведением, называется культурным кодом. Культурный код - это видимые, слышимые, осязаемые, обоняемые объекты или события вроде огней разного цвета, деталей одежды, надписей; устных утверждений, тона голоса, жестов, выражений лица, запахов и т. д. Они-то и связывают поведение действующих субъектов и социальную форму,-. поддерживаемую их поведением. Человеческая культура как научение индивидов состоит в том, чтобы наделять знанием о культурном коде: сформировать способность читать знаки, привить навык их отбора и демонстрации. Все должным образом «окультуренные» личности могут безошибочно определять потребности и ожидания, заложенные в ситуации, в которую они действуют, и отвечать на эту ситуацию выбором соответствующего образца поведения.

Естественно, код срабатывает только в том случае, если все люди, участвующие в кросскультурном взаимодействии, прошли такое же обучение. Все они должны научиться читать культурный код и пользоваться им одинаково. В противном случае знаки не будут восприниматься именно как знаки, ими не удастся побудить читающего к определенному типу поведения. Другими словами, культура делает возможным использование этого кода как средства коммуникации, т. е. взаимной координации поведения. Однако, с нашей точки зрения, наиболее важной характеристикой кросскультурнои коммуникации является установленное в каждой культуре различие между «мы» и «они», «родной» и «чужой». Как замечают многие исследователи, как правило, культуры стремятся к гегемонии, т. е. к монополии норм и ценностей, на которых воздвигнут их собственный особый порядок. Культуры стремятся к единообразию в области, подчиненной их гегемонии, но в то же время резко отделяют эту область от остального человеческого мира. По сути, «культура - это труд по наведению искусственного порядка - реализуется главным образом путем проведения различий, отделения, разграничения, сортировки вещей и действий, которые иначе вряд ли были бы разделены»102. Между тем, на наш взгляд, только в коммуникации культура находит свое отражение, только в коммуникации транслируются и реализуются ценностные позиции субъектов, только в коммуникации живет и существуете полифоническое, красочное разнообразие мира.

Актуальные тенденции формирования кросскультурной компетентности в образовательном пространстве вуза

Описанная в диссертационном исследовании система этических оснований кросскультурной коммуникации может быть реализована с помощью различных технологий и механизмов. В настоящей главе в качестве инструмента формирования кросскультурной компетентности рассматривается образовательное пространство вуза, а в качестве механизма - процесс подготовки гуманитарного технолога.

Такой подход является закономерным, поскольку будущее России во многом зависит от уровня знаний и профессионального потенциала современной молодежи, от степени развития их коммуникативных навыков, кросскультурной компетентности и способности к продуктивному сотрудничеству. Именно поэтому в современных условиях количественного и качественного роста числа кросскультурных контактов, в условиях поиска устойчивых и адаптивных ценностно-нравственных ориентации возникает закономерная необходимость обратиться к возможностям образовательного пространства вуза.

Говоря о высшей школе, важно помнить об этической роли образования, позволяющего человеку сохранить свою уникальную целостность, культурную и нравственную самоидентичность. Роль и значение университета в современных условиях заключаются не только в передаче знаний, развитии способности мыслить, отстаивать свою точку зрения, спорить и уважать оппонентов. Важнейшей задачей вуза становится формирование личных качеств, направленных на развитие у студентов способности к самостоятельным суждениям об окружающем его мире, умении выстраивать коммуникацию с представителями других культур, уважительно относясь к их ценностям и традициям. Названные навыки и умения представляют собой важнейшую составляющую компетентности современного специалиста.

В связи с этим особую значимость приобретает формирование кросскультурной компетентности в образовательном пространстве вуза, в основе которой лежит постижение нравственного смысла культуры взаимодействия, специалистов самого широкого профиля: гуманитарного, естественно-научного, управленческого и пр.

Образовательное пространство, как правило, формируется не только посредством образовательных задач, поставленных образовательной системой, но и самими студентами. Целостный подход к пониманию сущностных характеристик образовательного пространства университета заключается в том, что это единое целое, подчиненное цели развития и профессионального становления личности учащегося. Оно складывается из образовательных программ, ядром которых являются учебные дисциплины; определенной социальной среды, в которой заложены ценностно-нравственные ориентиры (нормы, традиции, правила поведения и пр.); методики и технологии обучения, варьирующихся в зависимости от того или иного образовательного. маршрута.

На наш взгляд, именно образовательное пространство вуза позволяет наиболее полно использовать возможности гуманитарных технологий, поскольку оно предполагает не только аудиторное, но и «живое» общение за рамками процесса освоения предмета профессиональной деятельности. Только в этих условиях появляется не навязанная, а естественная университетская среда, которая должна поддерживать нравственные и культурные традиции, принципы и ценности как явление реальной жизни.

Развитие системы высшего образования на современном этапе обусловлено рядом тенденций, влияющих на характер и нравственные последствия кросскультурных коммуникаций.

1. Первая тенденция связана с появлением новой целевой установки в области образования, ориентированной преимущественно на создание новой «элиты технократов», а также пересмотром места и роли гуманитарного знания в изучении взаимосвязи человека, культуры и общества.

2. Вторая тенденция связана с тем, что за последние несколько лет произошли значительные изменения в государственной политике, в частности, в области образования. Россия включилась в общемировые процессы модернизации, вступила в Болонский процесс, отвечающий потребностям времени и требованиям современного рынка труда, что наглядно демонстрирует опыт Герценовского университета.

3. Третья тенденция связана с увеличением влияния специфики поликультурной образовательной среды вуза на содержание и специфику образовательного пространства вуза в целом, что привело к необходимости формирования кросскультурной компетентности у современных специалистов самого широкого профиля.

Рассмотрим выделенные тенденции подробнее.

1. Первая тенденция связана с созданием новой образовательной системы на основе различных технологий: информационных, компьютерных, гуманитарных. Таким образом, целевые установки в области образования1 ориентированы в большей степени на создание новой «элиты технократов», которые рассматривают проблемы общественной морали и отсутствия идеологии как недоработки технологий. Однако эту проблему необходимо решать с позиций не технократической, а гуманитарной сферы, занимающейся изучением взаимосвязи культуры и общества, задающей вектор духовного и нравственного развития.

При этом многие ученые, проектируя варианты развития будущего, говорят о необходимости формирования «нового человека» и одновременного переосмысления культурных, религиозных, нравственных ценностей на основе «потенциала гуманитарных наук» .