Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этические воззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого Попова Валентина Викторовна

Этические воззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого
<
Этические воззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого Этические воззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого Этические воззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого Этические воззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого Этические воззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попова Валентина Викторовна. Этические воззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Попова Валентина Викторовна; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т].- Шуя, 2009.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/184

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Жизнь и духовные искания В.Ф. Войно-Ясенецкого 13

1.1. Первый этап (1877-1904 гг.): духовно-нравственное становление мыслителя 13

1.2. Второй этап (1905-1921 гг.): служение врача-хирурга 19

1.3. Третий этап (1921-1961 гг.): нравственный опыт жизни архиерея и ученого 28

Выводы по главе 1 43

Глава 2. Особенности мировоззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого 44

2.1 Синтез науки и религии в творчестве В.Ф. Войно-Ясенецкий 44

2.2 Религиозно-антропологические основания этических воззрений В.Ф. Войно-Ясенецкого 64

Выводы по главе 2 88

Глава 3. Содержание этических воззрений В.Ф. Войно-Ясенецкого 89

3.1. Нравственные аспекты проповедей архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) 89

3.2. Этические основания врачебной деятельности в трудах В.Ф. Войно-Ясенецкого 105

3.3. Идея человеколюбия как структурообразующий компонент этического мировоззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого 128

Выводы по главе 3 139

Заключение 141

Библиографический список 145

Введение к работе

Актуальность исследования определяется духовно-нравственной нестабильностью современного российского общества, сопровождающейся ослаблением нравственных приоритетов, идеалов и ценностных установок. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость в решении вопросов духовно-нравственного оздоровления российского общества, что делает необходимым обращение к творчеству и мировоззрению российских мыслителей, которые внесли существенный вклад в развитие этической мысли.

Современное российское общество в поисках нравственных, ценностных начал все чаще обращается к философской мысли своих предшественников. До начала XX столетия русская этико-философская мысль, в основном, строилась на религиозных представлениях, в центре которых находится Бог как Абсолют и нравственный Идеал. На современном этапе вновь проявляется интерес к религиозному учению, в частности, к Православию. Большой интерес на современном этапе вызывает нравственное учение Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, сформировавшееся на основе христианских (православных) представлений. Данное исследование фокусируется на этических взглядах В.Ф. Войно-Ясенецкого. На уровне обыденного сознания жизнь В.Ф. Войно-Ясенецкого полна парадоксов: талантливый ученик художественного училища и одновременно «мужицкий врач»; выдающийся ученый медик и правящий архиерей (также известный как архиепископ Лука, канонизированный в 1999 году Православной Церковью святитель); блестящий хирург и в то же время проповедник; автор медицинских монографий и творец богословских, религиозно-философских трактатов. В своей жизни В.Ф. Войно-Ясенецкий синтезировал образ ученого и богослова. Обращение к идейному наследию В.Ф. Войно-Ясенецкого актуально потому, что мыслитель внес большой и, к сожалению, до сих пор еще не вполне оцененный вклад в постановку и решение многих актуальных для российской и мировой общественности гуманитарных проблем: вопросы этики, антропологии, гносеологии, деонтологии, сотериологии, философии смерти и бессмертия, вопрос о взаимоотношении веры и знания. В.Ф. Войно-Ясенецкий своей жизнью и в своем творчестве передал последующему поколению огромный нравственный, религиозный и научный опыт, который позволяет по-новому оценить многие современные проблемы нравственного развития общества в контексте традиционного для России этического подхода. Безусловно, нельзя В.Ф. Войно-Ясенецкого отнести к типу философов-моралистов, или назвать этиком в строго академическом смысле этого определения. Однако его этические воззрения представляют несомненный интерес в качестве оригинальной попытки постановки и осмысления насущных нравственных вопросов в предельно широком контексте социально-философских и теологических размышлений. В этом В.Ф. Войно-Ясенецкий смысле являет собой совершенно особое явление в истории отечественной духовной и нравственной культуры.

Теоретическая значимость исследования также определяется и тем, что современная этика обращена, прежде всего, к прикладным проблемам. Особенно актуальны сегодня проблемы медицинской этики, а именно деонтологии как врачебной этики. Современные медицинские технологии выходят на новые уровни влияния и управления человеческой жизнью, вступают в противоречие с традиционными нравственными принципами и ценностями. Поэтому проблема определения норм взаимоотношений между врачом и пациентом значима на современном этапе, так как эти отношения в реальной практике, к сожалению, все меньше базируются на принципе гуманного отношения к больному, вследствие чего теряется понимание ценности человеческой жизни. Как теоретик и практик во врачебной сфере, В.Ф. Войно-Ясенецкий уделяет большое внимание нравственному поведению медицинского работника, в основе которого, по его убеждению, должно быть заложено чувство любви и сострадания к пациенту, чувство долга и ответственности за каждое действие. Таким образом, В.Ф. Войно-Ясенецкий определяет совокупность этических качеств, необходимых в профессиональной деятельности врача: милосердие, сострадание, заботу, долг, любовь. Поэтому система этических воззрений В.Ф. Войно-Ясенецкого может рассматриваться как возможный подход к построению как теоретических оснований, так и самой практики медицинской этики, что приобретает не только несомненную теоретическую значимость в контексте исследования отечественной этической традиции, но и особую актуальность в условиях современного общества, остро нуждающегося в обретении и обосновании стратегических духовно-нравственных ориентиров своего развития. Все это свидетельствует о том, что обращение к этическому наследию В.Ф. Войно-Ясенецкого является на сегодняшний день по-настоящему своевременной исследовательской задачей, реализация которой может стать важным шагом на пути формирования фундаментальных парадигм нравственного самосознания современной России.

Степень разработанности проблемы. В качестве важнейшего источниковедческого материала данной диссертационной работы выступили богословские, философские, автобиографические, медицинские произведения В.Ф. Войно-Ясенецкого: «Наука и религия», «Дух, душа и тело», «Я полюбил страдание», «Очерки гнойной хирургии», проповеди и духовные беседы.

Существующая на сегодняшний день литература, посвященная анализу трудов В.Ф. Войно-Ясенецкого и выраженного в них идейного наследия мыслителя, чрезвычайно невелика по своему общему объему.

Современное состояние исследований творческого наследия В.Ф. Войно-Ясенецкого во многом отражают работы биографического характера. Существует большое количество литературы, посвященной исследованию личности В.Ф. Войно-Ясенецкого. Такие авторы как: С.Т. Варшавский, В.А. Глущенков, С.Л. Воробьев, Т.И. Грекова, И.Д. Змойро, И.А. Кассирский, В.В. Кованов, В.П. Котельников, протодиакон В. Марущак, протоиерей М. Поповский, Н.В. Панов, В.А. Поляков в своих работах отразили персоналистский подход, осмысливая жизнь В.Ф. Войно-Ясенецкого, с одной стороны, как религиозного деятеля (святого), с другой как - профессора хирургии, выдающегося ученого XX века.

Уникальна и значима по своему содержанию книга В.А. Лисичкина «Крестный путь святителя Луки», в которой автор исследует жизнь мыслителя на основе редких архивных документов, а именно копий документов из архивов КГБ и копий личных писем В.Ф. Войно-Ясенецкого, тем самым детально, и в то же время, максимально полно раскрывает жизнь мыслителя в советский период, в годы гонений на Русскую Православную Церковь.

Однако, несмотря на значительный пласт биографической литературы о В.Ф. Войно-Ясенецком, в науке его творчество исследовано в малой степени; тем более этические взгляды знаменитого русского врача и мыслителя не являлись предметом специального анализа, составляя, в большинстве случаев, сопутствующую ведущим направлениям анализа периферийную проблематику. Обобщающие работы по исследуемой проблеме практически отсутствуют.

В настоящее время существует только одна диссертационная работа Н.Д. Мостицкой, посвященная культурологическому анализу творчества В.Ф. Войно-Ясенецкого. Работа «Христоцентрическая модель творческого развития личности (на примере творчества В.Ф. Войно-Ясенецкого)» акцентирована на проблеме творческого развития личности, основанного на духовном совершенствовании и процессе «высшего целостного познания» личностью мира трансцендентального, Божественного. Н.Д. Мостицкая ставит своей задачей исследовать жизненный путь В.Ф. Войно-Ясенецкого в единстве его духовной, научной и практической деятельности как попытку реализации христоцентрической модели. Автор подчеркивает возможность дополнения научной картины мира христоцентрической моделью, что позволяет человеку самореализоваться, стать творчески развитой личностью. Н.Д. Мостицкая полагает, что христоцентрическая модель творческого развития личности, согласно которой инструментом высшего познания и центром духовной жизни является «сердце», может иметь большое значение в современной культурной ситуации кризиса духовно-нравственных ценностей. Однако, в данной работе обращение к осмыслению нравственных аспектов идейного наследия В.Ф. Войно-Ясенецкого фрагментарно.

Использованные в данном исследовании труды относятся к области этики, общей философии. Обращение к истокам философской мысли представленных в классических сочинениях русских (Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, С.Л. Франка, П.А. Флоренкого, П.Д. Юркевича и др.) и зарубежных (И. Канта, А. Швейцера) философов различных исторических эпох, а также обращение к исследованиям по этике и христианской этике (А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, протоиерея В. Свешникова) позволило выявить и проанализировать особенности этических воззрений В.Ф. Войно-Ясенецкого.

В творчестве В.Ф. Войно-Ясенецкого важнейшим аспектом является этическая составляющая, поскольку мыслитель и теоретически, и практически исследует проблему профессиональной деятельности врача, по его мысли, базирующейся на внутреннем нравственном законе - голосе совести и моральных ценностных установках общества. Следовательно, проанализировать этические воззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого на эту проблему невозможно без обращения к теоретическим основам медицинской этики и деонтологии, изложенных в обширном пласте сочинений российских и европейских авторов XX – начала XXI вв. В ряду подобных исследований можно назвать работы А.А. Балмасова, Г.Е. Батрака, П.Е. Бейлина, В.В. Белецкой, А.Ф. Билибина, Н.Н. Блохина, И.В. Богорада, о. И. Брека, Е.А. Вагнера, Н.А. Виноградова, С.А. Гиляревского, А.А. Грандо, А.П. Громова, С.Н. Давыдова, Е.В. Денисова, Н.П. Евсеевой, В.А. Еренкова, И.Я. Завилянского, К.С. Заирова, А.Я. Иванюшкина, В.Н. Игнатьева, Р.А. Камбурга, К.П. Кашкина, С.В. Кисина, Ф.И. Комарова, И.И. Крыжановской, Ф.М. Контского, Л.Б. Лихтермана, И.А. Логвиненко, Н.А. Магазаника, Г.В. Морозова, А.Н. Орлова, Ю.Д. Павлова, В.П. Петленко, Б.Д. Петрова, Д.И. Писарева, К.К. Платонова, Н.И. Погибко, Г.С. Пондоева, А.А. Росновского, П.М. Сапроненкова, А.В. Сахно, И.В. Силуанова, Л.Д. Славолюбовой, А.И. Смольнякова, В.М. Сухарева, К.Е. Тарасова, М.Э. Телешевской, Н.С. Тимофеева, Н.Н. Тимофеева, Ф.Г. Углова, Б.Л. Угрюмова, о. С. Филимонова, Е.Г. Федоренко, Л.Б. Хаеса, А.Н. Ханиной, о. С. Харакас, Л.Л. Хунданова, Г.И. Царегородцева, Э.П. Чеботаревой, И.А. Шамова, А.Г. Шантурова, Н.В. Эльштейна. Исследования указанных авторов, без сомнения расширяют общие представления о теоретических аспектах медицинской этики. Исследования Э.А. Бирюковой «Виртуальные основы этики духовного оздоровления», Е.С. Быковой «Парадигмы здоровья в контексте философской антропологии», А.С. Калугиной «Этико-философский анализ феномена сердца (на материале русской философской культуры второй половины XIX - начала XX вв.)», Т.А. Ковелиной «Образ врача в культуре» позволили сформировать авторские представления о духовном и нравственном оздоровлении личности, понимаемом как необходимых компонентах самосовершенствования человека, в котором серьезную роль может играть врач.

Итак, работ, направленных на системный анализ этических воззрений В.Ф. Войно-Ясенецкого до сих пор в науке не представлено. Таким образом, возникает проблемная ситуация, разрешение которой и явилось основанием к написанию диссертационной работы.

Теоретическая основа исследования опирается на корпус сочинений В.Ф. Войно-Ясенецкого, отечественные и зарубежные исследования по теории этики и медицинской этике как прикладной области знания, а также научная критическая литература. В качестве дополнительного эмпирического материала использовались различные публикации по данной тематике в научных изданиях, материалы научно-практических конференций.

Объектом исследования является жизнь и творчество В.Ф. Войно-Ясенецкого.

Предметом исследования – этическое мировоззрение В.Ф. Войно-Ясенецкого.

Цель диссертационного исследования – раскрыть особенности этического мировоззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого, отраженного в его жизни и творчестве.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  1. Выявить предпосылки, сформировавшие систему взглядов В.Ф. Войно-Ясенецкого.

  2. Раскрыть особенности и проанализировать теоретические основания этических воззрений В.Ф. Войно-Ясенецкого.

  3. Выделить и проанализировать ключевые этические категории в творчестве В.Ф. Войно-Ясенецкого.

  4. Определить структурообразующую роль идеи человеколюбия в этическом мировоззрении В.Ф. Войно-Ясенецкого.

Методологические принципы исследования:

Исходной методологической установкой данного исследования является метод целостного философского анализа творчества и мировоззрения мыслителя, поскольку образ мысли и образ жизни В.Ф. Войно-Ясенецкого, предстают в органическом единстве. Такой подход дает возможность анализа этических воззрений В.Ф. Войно-Ясенецкого как систематического, целостного религиозно-нравственного мировоззрения, в котором этический и гуманистический смысл деятельности личности по отношению к другой личности и общества в целом приобретает превалирующее значение.

В то же самое время объективность анализа подтверждается в диссертации сравнительным методом, что позволяет рассматривать идеи В.Ф. Войно-Ясенецкого как тип русского мировоззрения в сравнении с воззрениями философов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, П.Д. Юркевича и др.

Применение диалектического метода помогло автору раскрыть эволюцию нравственно-религиозного мировоззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого.

Так как, диссертационная работа имеет междисциплинарный характер, находится на стыке различных наук: этики, медицинской этики, религиозной философии, психологии, антропологии, автором используется системный метод.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

осуществлен целостный этический анализ мировоззрения и обзор жизнедеятельности ученого, врача, священнослужителя В.Ф. Войно-Ясенецкого;

выявлена метафизическая основа нравственной позиции В.Ф. Войно-Ясенецкого, источником которой выступает Бог как нравственный Абсолют;

раскрыто специфическое содержание отдельных этических категорий: совести, долга, сострадания, милосердия, заботы, характерных для творчества В.Ф. Войно-Ясенецкого;

выявлены особенности этического мировоззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого, построенного на религиозно-антропологических основаниях;

рассмотрена идея человеколюбия, выступающая структурообразующим компонентом в мировоззрении В.Ф. Войно-Ясенецкого и основополагающим принципом нравственной деятельности.

Теоретическая значимость исследования. Анализ этических воззрений В.Ф. Войно-Ясенецкого имеет определенное научное значение, поскольку позволяет по-новому взглянуть на становление и развитие русской религиозной этической мысли, а также врачебной этики; позволяет дать более полное представление о духовных исканиях русских мыслителей в советский период истории; проанализировать актуальную проблему соотношения науки, религии и нравственности в контексте современных духовных запросов общества.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования можно использовать при составлении и разработках учебных программ по курсам религиозной философии, этики, истории русской философии, философской антропологии, медицинской этики, теологии.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Мировоззрение В.Ф. Войно-Ясенецкого содержит оригинальную модель синтеза науки и религии, на основаниях которого человек достигает «цельного» познания мира материального и духовного.

  2. Этические воззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого построены на религиозно-антропологических основаниях. Человек по своей сущности является носителем моральных ценностей.

  3. К базовым моральным регуляторам врачебной деятельности, выступающим в качестве императивов, согласно этическим воззрениям В.Ф. Войно-Ясенецкого, относятся совесть, долг, милосердие, сострадание, забота.

  4. Идея человеколюбия, выражающая сущность «христианского гуманизма», выступает в качестве структурообразующего компонента в мировоззрении В.Ф. Войно-Ясенецкого и основополагающего принципа нравственной деятельности человека, в целом, и служения врача людям, в частности.

Апробация исследования. Данное исследование нашло отражение в публикациях автора. Основные положения исследования были изложены в выступлениях: межвузовских научно-методических конференциях «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области» (г. Шуя – Иваново, 2007-2008), I, II «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (Шуя-Иваново, 2008 и Шуя-Москва, 2009); III, V, VI Всероссийских научно-практических конференциях (Пенза 2008-2009 гг.), в материалах XXX Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений» (Санкт-Петербург, 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты» (Волгоград, 2009), Ежегодной Всероссийской научной конференции учащихся, студентов и молодых ученых «Научное творчество ХХI века» (Красноярск, 2009); IV Международной научно-практической конференции «Философия отечественного образования: история и современность» (Пенза, 2008), в материалах научно-методического журнала «Школа будущего» (Москва, 2009).

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Второй этап (1905-1921 гг.): служение врача-хирурга

Второй период (1905-1921 гг.) стал временем практической реализации В.Ф. Войно-Ясенецким его базового этического принципа «служения и помощи людям». В годы русско-японской войны он работает в качестве военно-полевого хирурга в городе Чите. В это время происходит женитьба В.Ф. Войно-Ясенецкого на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской.

Страдания людей, болезнь и смерть, которые непрестанно наблюдал В.Ф. Войно-Ясенецкий, возродили в душе мыслителя с новой силой религиозные чувства и стремление еще больше оказывать участие в жизни страдающих и больных.

В 1905 году В.Ф. Войно-Ясенецкий переезжает с супругой в небольшой уездный город Ардатов Симбирской губернии и заведует больницей. Здесь В.Ф. Войно-Ясенецкий столкнулся с большими трудностями в применении общего наркоза, поэтому у него возникает мысль о необходимости избегать общего наркоза и заменять его местной анестезией. Книга немецкого хирурга Г. Брауна «Местная анестезия» стала для В.Ф. Войно-Ясенецкого источником вдохновения. Прочитав эту книгу, В.Ф. Войно-Ясенецкий приступает к собственным разработкам в области местной анестезии.

В 1906 году В.Ф. Войно-Ясенецкий получает пост главного врача в маленькой сельской больнице на 10 коек в селе Верхний Любаж Фатежского района Курской губернии. «Чрезмерная слава сделала мое положение в Любаже невыносимым. Мне приходилось принимать амбулаторных больных, приезжавших во множестве, и оперировать в больнице с девяти часов утра до вечера, разъезжать по довольно большому участку и по ночам исследовать под микроскопом вырезанное при операции, делать рисунки микроскопических препаратов для своих статей, и скоро не стало хватать для огромной работы и моих молодых сил»,9- вспоминает В.Ф. Войно-Ясенецкий.

Все свои мысли и знания, приобретенные в ходе практики, В.Ф. Войно-Ясенецкий хочет изложить в новом своем исследовании. Для этого он в 1909 году уезжает в Москву к ученому, основателю журнала «Хирургия» П.И. Дьяконову, у которого получает разрешение практиковаться в московской клинике и писать новую работу. Толчком для написания диссертации послужило стремление В.Ф. Войно-Ясенецкого приобрести новые знания о методе обезболивания - анестезии. Дело в том, что в земских больницах хирургу приходилось сталкиваться с проблемами обезболивания при операции. Бывали случаи тяжелых осложнений после примененного общего наркоза. Сам В.Ф. Войно-Ясенецкий писал об этом: «Во многих отношениях трудна деятельность участкового земского врача, и особенно трудно начинать ее врачу, имеющему склонность к хирургии, но не получившему специальной подготовки к ней и предоставленному только своим силам и помощи книг. В таком положении земского врача-самоучки пришлось быть и мне и с особенной остротой переживались в первые годы трудности и опасности, связанные с введением наркоза при неопытных помощниках и отсутствии собственного опыта в нем».10

В своих научных наблюдениях при написании «Регионарной анестезии» Войно-Ясенецкий во многом опирается на книгу Брауна о местной анестезии. В письме к родным В.Ф. Войно-Ясенецкий пишет: «Работа предстоит большая: для диссертации надо изучить французский язык и прочитать около пятисот работ на французском и немецком языках...».

И в заключение своей работы В.Ф. Войно-Ясенецкий с радостью отмечает: «Я не ошибусь, если назову регионарную анестезию наиболее совершенным методом местной анестезии». "

С этической стороны, сам выбор В.Ф. Войно-Ясенецкого темы обезболивания можно охарактеризовать его стремлением облегчить физическую боль пациента-страждущего человека и желанием оказания более эффективной помощи. «На смену прежним, неуклюжим и примитивным способам послойного пропитывания, даже наводнения анестизирующим раствором всего, что надо разрезать, - замечает В.Ф. Войно-Ясенецкий, -пришла новая, изящная и привлекательная методика местной анестезии, в основу которой легла глубоко рациональная идея прервать проводимость тех нервов, по которым передается болевая чувствительность из области, подлежащей операции. Прервать проводимость нерва можно различными способами: перерезкой, сильным сдавлением, инъекцией анестезирующего раствора в толщу нерва или в ближайшую его окрестность».13

Докторская диссертация на тему «Регионарная анестезия» была защищена профессором в 1916 году и оценена как лучшее сочинение, пролагающее новый путь в медицине. Интересен был отзыв на диссертацию профессора Мартынова (оппонента): «Мы привыкли к тому, что докторские диссертации пишутся обычно на заданную тему с целью получения высших назначений по службе и научная ценность их невелика. Но когда я читал вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее».14

В.П. Котельников отмечает, что В.Ф. Войно-Ясенецкий впервые в мире разработал метод блокады ветви троичного нерва. Хирург описал оригинальный метод блокады седалищного нерва, который применяется не только при операциях, но и при каузалгиях, травмах нижних конечностей и артрозах. Кроме того, «заслуга Войно-Ясенецкого в медицине заключается в том, что он впервые при лечении роговицы предложил удаление слезного мешка, пораженного при этой болезни, и получил отличные результаты. Его методика получила широкое распространение в офтальмологии. Всего этого уже достаточно, чтобы войти в историю хирургии, однако профессор не прекращает своей работы». 3

Решение проблемы регионарной анестезии было научным прорывом, открывающим «новый путь в медицине». Именно с такой формулировкой В.Ф. Войно-Ясенецкому была присуждена крупная премия от Варшавского университета с денежным вознаграждением. Но вознаграждения он, к сожалению, не получил по чисто техническим причинам, т.к. не смог предоставить в Варшавский университет требуемого количества экземпляров книги, которая после опубликования мгновенно разошлась.

Из биографии В.Ф. Войно-Ясенецкого известно, что для того, чтобы расширять свои знания в медицине, он читает много отечественной и иностранной литературы. Одновременно с изучением различной литературы, В.Ф. Войно-Ясенецкий занимается практикой, оперирует. Старинная китайская поговорка гласит: «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем»... А именно - «читать и думать над больным, думать, читая и вновь возвращаться к больному; от больного к книге и от книги к больному -вот путь самообразования врача, его становления».16

Также В.Ф. Войно-Ясенецкий знакомится с зарубежными медиками-специалистами, в своих работах дискуссирует с ними, предлагая свои точки зрения. Так, в работе «О первичном остром остеомиелите позвоночника» В.Ф. Войно-Ясенецкий вступает в диспут с учеными Донати и Гросса. Здесь В.Ф. Войно-Ясенецкий, противореча зарубежным медикам, говорит о сложности заболевания остеомиелита особенно у детей, которые заболевают им чаще. В докладе он говорит о сущности этого заболевания, утверждая, что заметную роль в этом играет травма. Исходным пунктом для заражения позвонков нередко (по статистике Донати в 16 %) служат гнойные очаги: фурункулы, инфекционные царапины. В.Ф. Войно-Ясенецкий предостерегает в докладе, статистирует и обосновывает научно, просит обратить внимание на угрозу заболевания: «Болезнь нередко кончалась общей гнойной инфекцией с образованием вторичных гнойников во внутренних органах, но с особенной частотой и тяжестью развивается общая гнойная инфекция при остеомиелите тел позвонков: из 14 случаев 11 окончились смертью от быстро протекшей пиемии. Даже выздоровление не может быть конечным, изменяется степень спинного мозга, что приводит к нарушению нервной системы - боли, судороги, паралич».17 В.Ф. Войно-Ясенецкий стремится в этих словах показать всю серьезность и опасность болезни, чтобы избежать врачебной ошибки, и не заставить больного из-за нее страдать. Как видно из доклада, любая халатность и неосторожность медика может привести к негативным последствиям, повредить здоровью больного и даже привести к смертельному исходу, чего профессор никак не мог допустить.

В последнее время медицинские знания намного расширились. Однако, далеко не все люди правильно понимают сведения, почерпнутые из популярной литературы или же из книг, предназначенных для специалистов. Часть людей с чрезмерным пессимизмом оценивают результаты лечения злокачественных новообразований и считают такой диагноз смертным приговором. Поэтому В.Ф. Войно-Ясенецкий особенно просит обратить внимание на ранние формы заболевания: «Из описания клинической картины болезни ясно, что распознавание во многих случаях чрезвычайно трудно. Не раз остеомиелит позвоночника принимали за другую болезнь, например, тиф, менингит, пневмонию. Спасение больных остеомиелитом зависит от раннего распознавания и энергичного оперативного вмешательства».18

Синтез науки и религии в творчестве В.Ф. Войно-Ясенецкий

В.Ф. Войно-Ясенецкий в своем творчестве много уделяет именно религии, на основах которой строятся все его религиозные и этические воззрения. Для начала необходимо выяснить, что представляет собой такое понятие как религия. В широком смысле «религия есть отношение человека к Абсолютному, к Тому, Кого мы называем Богом»38, - дает определение религии В.Ф. Войно-Ясенецкий. Раскрывая различные стороны религии, мыслитель уточняет, что одна религия может в корне отличаться от другой. Религия может быть и правильной, и неправильной, истинной и ложной, нравственной и безнравственной - в зависимости от того, что человек подразумевает под абсолютной, высшей и последней ценностью мира и как к ней человек относится, то есть во что человек верит, что принимает и что отвергает. На основе того абсолюта, в которого верит человек, формируется нравственный и духовный мир человека, который отражается в его мыслях, словах и поступках. Из этого получается, что далеко не каждый познает смысл религии, и не каждый познает ее истины. Для многих людей религия вообще мало понятна, не смотря на то, что религия как явление присуща человеческому обществу на протяжении всего времени и подавляющая часть населения земного шара относит себя к разряду верующих. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее сущность либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в неправильном понимании религии в целом.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, как человек религиозный, рассматривает понятие религии с внутренней стороны, анализирует сущностные характеристики религиозного (верующего) человека. Религия в сущности своей - внутреннее переживание, преклонением перед Богом и общение. То есть, христианская религия - есть общение человека с Богом, желание воссоединиться с Высшим Существом, с нравственным Абсолютом и Идеалом. Если с внешней стороны каждая религия представляет собой определенную организацию (церковь) с религиозными догматами, моральными нормами, правилами, различными обрядами и культом, то в сущности, то есть, изнутри - это особый духовный мир.

Религиозный философ П.А. Флоренский отмечал, что «тайны религии - это не секреты, которые не следует разглашать, не условные пароли заговорщиков, а невыразимые, несказанные, неописуемые переживания, которые не могут облечься в слово.. .».39

На истинный религиозный путь вступила лишь та личность, которая действительно в своей жизни «встретилась» с Божеством, человека настигло Божество и излило на его Свою силу. О характере религиозных переживаний и откровений, о состояниях глубокой радости, любви, о получении даров прозрения, исцелений и познания того, что выше человека (духовного мира), равно ему (души других людей) и ниже его (природного мира), о других необычайных дарований можно приводить практически бесконечное число свидетельств, как из Священного Писания, так и из Священного Предания.

В.Ф. Войно-Ясенецкий приводит этому пример из Евангелия: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» [1 Кор. 2, 9].

Религия неразрывно связана с таким понятием, как вера человека. Религиозную веру можно определить как уверенность в реальности существования сверхъестественных существ, свойств, отношений, не основанная на логическом умозаключении и данных науки. Вера религиозная -неотъемлемая часть религиозного сознания. Вера являет собой особое внутреннее, душевное состояние человека, включающее эмоциональный, интеллектуальный и волевой моменты, регулирующее внутреннее состояние человеческой души и внешнее поведение человека. В зависимости от качества веры, человек совершает либо нравственные, либо безнравственные поступки.

Вера включает осознание, приятие и переживание факта существования Бога, Его творческого и господствующего бытия по отношению к иному бытию, Его промыслительной связи с творением. Со стороны человеческой личности эта связь с Богом обеспечивается именно религиозной верой.

Согласно христианскому мировоззрению В.Ф. Войно-Ясенецкого, вначале вера раскрывается как некое богодарованное свойство - готовность к узнаванию сверхземных, трансцендентальных объективных реальностей. В этом отношении любая вера, готовая принять небесный религиозный опыт, представляет собой интеллектуально-психологический подвиг личности. Особенно если учесть, что религиозная вера впоследствии перерастает в христианский образ жизни. В этом отношении религиозная вера несет на себе деятельную функцию в духовной и нравственной жизни личности. Вера играет огромную роль в нравственном мире человека, посредством веры осуществляется онтологическая связь с Богом, то есть, с нравственным Абсолютом, который через веру направляет человека в его мыслях и поступках. Психологическое качество веры поглощается онтологической духовностью. Именно через веру сознание безрелигиозное становится религиозным. Вера -необходимое условие для восприятия благодати Бога, так как с верой происходит общение человека с Богом. В.Ф. Войно-Ясенецкий пишет об этом: «Господь никому насильно не посылает Свою благодать. Он ищет веру, любовь и надежду в сердцах человеческих, и только тогда изливает на них благодать Свою, когда они с глубокой верой открываются перед Ним. Таинство великое совершается при этом. Таинство совершалось при всех чудотворениях Христа».40 В подтверждение своих слов мыслитель неоднократно ссылается на строки из Священного Писания. Вера должна проявляться в свободном принятии человеком Божественного начала. Поэтому в христианской традиции наряду с надеждой и любовью вера предстает как одна из главных богословских добродетелей. Вера как добродетель возрождает нравственную жизнь, поднимает человека в моральном отношении. Душевная обращенность в сторону высшего, внеземного мира, несомненно, важнейшее условие действия веры. От того, как человек обращен к Богу душевно, зависит качество веры, либо она слаба и колеблется сомнениями, либо она религиозно сильна в своих стремлениях и убеждениях. Таким образом, вера зависит от особого самостоятельного акта, неопределяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями. Основание веры лежит глубже знания и мышления.

Итак, вера - основа христианского сознания и образа жизни. При всей своей исключительной значимости она относится к числу тех понятий, определение которых постоянно сопровождается бурными и непрекращающимися дискуссиями и порождает целый ряд спорных интерпретаций и неверных толкований. Существуют множество тому причин, однако все они, по сути, сводятся к основному фактору, которым является природа веры. В данном случае хотелось бы привести слова П. Тиллиха, который попытался показать и раскрыть основные черты религиозной веры. «Вера - это понятие и это реальность, которую трудно ухватить и описать. Почти каждое слово, с помощью которого описывается вера... не застраховано от...ошибочных толкований. А иначе и быть не может; ведь вера - это не феномен в ряду других, но это центральный феномен в жизни человеческой личности, явный и скрытый одновременно. Он - религиозный и трансцендирующий религию, он универсальный и конкретный, он - бесконечно меняющийся и всегда тот же самый. Вера - это сущностная возможность человека, поэтому ее существование необходимо и универсально».41

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, говоря о вере, много раз указывает на ее значимость в жизни человека и его души. При этом мыслитель во многом опирается на текст Священного Писания, где раскрывается «сила» веры.

Подлинная жизнь христианина, в сущности, и начинается с веры, в которой происходит его встреча с Богом. Вера - живая реальность; она не сводится к акту принятия того, что почти не поддается доказательству и поэтому переходит в область веры. Акт веры - особый целостный акт, в котором личность находит свое наиболее полное выражение.

Вера, как и религия (от лат. Religaro - связывать) соединяет человека с Богом, преодолевая то разделение, которое было вызвано грехопадением. После грехопадения человеку приходится руководствоваться в своей жизни «верой, а не видением» [2 Кор. 5,7], так как «видение» для грешного человека оказывается затемненным. Созерцание человеком Божества «лицом к лицу», в этой жизни недоступно; оно откроется лишь в эсхатологической перспективе.

Нравственные аспекты проповедей архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Сочинения, написанные в жанре проповеди, занимают значительное место в творчестве архиепископа Луки (В.Ф. Войно-Ясенецким). Анализ проповедей В.Ф. Войно-Ясенецкого раскрывают его как религиозного мыслителя, деятеля церкви- архиепископа. «Сердце мое кричало: «Не могу молчать!», - признается мыслитель в автобиографическом очерке, - И я чувствовал, что мой долг -защищать проповедью оскорбляемого Спасителя и восхвалять Его милосердие к роду человеческому».96

Согласно многовековой христианской традиции, проповедь принято определять как церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение Иисуса Христа.97 Церковное учение о проповеди, опираясь на евангельское слово Самого Иисуса Христа и апостолов, усматривает в литургийной проповеди функцию благодатной жизни церкви, то есть находит, что по своей сущности она не просто естественное слово ораторского искусства, но главная продуктивная сила проповеди - благодать (по учению церкви), даруемая в таинстве священства. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) раскрывал в проповедях огромный пласт христианской культуры: от смысла православных таинств до праздников, обрядов и символики христианской жизни. В проповедях пояснялась и обрядовая знаковость, причем святитель Лука, придерживался строгой конфессиональности, призывая: «Да не будет среди вас никого, кто не носил бы на шее своей крест!». 8

Свою проповедническую жизнь мыслитель - будущий архиепископ Лука, начинает, еще учась в университете. В автобиографии В.Ф. Войно-Ясенецкого содержится рассказ о событии, в котором едва ли не впервые была продемонстрирована сила проповеднического слова: «Это случилось так: перед одной лекцией я узнал, что один из товарищей по курсу - поляк ударил по щеке другого товарища - еврея. По окончании лекции я встал и попросил внимания. Все примолкли. Я произнес страстную речь, обличавшую безобразный поступок студента-поляка. Я говорил о высших нормах нравственности, о перенесении обид, вспомнил великого Сократа...Эта речь произвела столь большое впечатление, что меня единогласно избрали старостой».99

Проповеди архиепископа Луки можно классифицировать следующим образом:

- религиозно-богословские («О молитве», «О вере», «Дух не умирает, а живет вечно», «Почему враждуют люди против истины?», «Тайна царства Божия в сердце нашем», «О поминовении умерших» и др.);

- проповеди на слова Священного Писания («Притча о сеятеле», «Притча о богатом», «Притча о винограднике», «Доколе буду терпеть вас?», «Об исцелении гадаринского бесноватого», «Неделя о мытаре и фарисее», «Тайная вечеря», «Ветхий и Новый завет» и др.);

- житийные («О преподобном Мартиниане», «Рождество Христово», «Сорок святых мучеников севастийских», «Святитель Григорий Палама», «Апостол Фома», «Святая Мария Египетская» и др.);

- культуре») и Шлейермахер, утверждающий, что проповедь - акт художественного словесного представления или воспроизведения содержания личного миросозерцания проповедника.

- нравственные («О смирении», «О лицемерии», «О неблагодарности», «Как надо воспитывать детей», «И как хотите, чтобы с вами поступали люди...», «О недостаточности одних добрых дел», «О скупости и о милостыни духовной» и др.);

- апологетические100 (противосектантские проповеди и др.).

Рассмотрим основные проповеднические труды архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), в которых наиболее отчетливо раскрываются этические воззрения мыслителя.

Многие проповеди святителя Луки (Войно-Ясенецкого) посвящены вопросу формирования механизма нравственного поступка человека. Большое внимание в проповедях уделяется самовоспитанию, утверждению моральных чувств в себе, и особенно воспитанию детей. В проповеди «Как надо воспитывать детей» раскрывается важность родительского воспитания, цель которого заключается в развитии нравственности и благочестии. На родителей возлагается огромная ответственность за, нравственное состояние детей и их будущее, поэтому в круге нравственных обязанностей важное место в этом занимает долг обучения ребенка и его воспитание. В утверждении о том, что любое отклонение от главной родительской обязанности безнравственно, архиепископ Лука опирается на слова святителя Иоанна Златоуста, указывавшего, что родители, которые не воспитывают детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, так как убийцы детей разлучают тело от души, а родители, не воспитавшие своих детей на основах православной религии и морали, обрекают детей на вечную гибель. Тех, кто не исполняет эти обязанности по отношению к детям, по словам святителя, ждет наказание: «Тяжкий, тяжкий ответ даст перед Богом каждый из тех, кто не заботится о воспитании детей... Во веки благословение Божие на тех, кто воспитывает детей своих в благочестии».101 Святитель Лука полностью поддерживает слова свт. Иоанна Златоуста, и учит в проповедях, что детей необходимо воспитывать на примере христиан первых веков. Они с раннего детства приучали детей к молитве, храму, постам, к Таинствам церковным, учили их грамоте по книгам Священного Писания. Они внушили детям, что каждое дело, каждый шаг христианина должны начинаться крестным знамением и молитвой. Русский философ И.А. Ильин вторит мысли свт. Луки: «Воспитать ребенка - значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту родину, которую стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть».102 Действительно, особое внимание должно уделяется не ТОЛЬКО воспитанию, но и образованию ребенка. Образование (от слова «образ») - это процесс физического и духовного формирования личности, процесс, сознательно ориентированный на некоторые культурные и идеальные образы. В общем смысле слова образование представляет собой совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений. Но главной целью образования является подготовка человека к жизни. В этом отношении, образование неразрывно связано с воспитательным процессом личности.

С древности было принято воспитанию и образованию уделять большое внимание. Так, например, воспитание и образование эллинов было нацелено на формирование следующих добродетелей: быть мужественным, справедливым, устремленным к истинной мудрости, к познанию самого себя, к обучению всю жизнь, поскольку старость сама по себе не делает человека умнее. Учиться тому, что следует знать; «искать путь к наивысшему совершенству» писал Платон. Суть этой мысли раскрывается в понятии «пайдейя», раскрывавшего идею такого воспитания и образа жизни, которое основывается на состоянии полного духовного развития у человека.

В труде «Сила моя в немощи совершается», включающим некоторое количество проповедей, святитель Лука Войно-Ясенецкий наставляет, что детям необходимо быть образованными и учеными, но только важно, чтобы «их обучение не ограничивалось мудростью светской, но чтобы наряду с этим они постигали мудрость христианскую». 1о есть, мыслитель говорит о необходимости совмещения светского и религиозного образования для общего развития личности. Он утверждает, что на фоне светских знаний человеку необходимо приобретать знания духовные. Думаем, многие могли бы поддержать позицию этого ученого, ведь человек образованный должен быть развит во всех областях знания, в том числе и религиозном. Поскольку изучение источников религиозных учений позволяет сделать вывод о том, что именно религия в союзе с нормами светской морали способна возродить и развить нравственные качества человека, воспитать морального человека. Например, христианские заповеди Ветхого и Нового Заветов («Не убей», «Не судите, да не судимы будете» и другие) нисколько не противоречат современным этическим нормам, но исторически выступают в качестве их истоков. B.C. Соловьев об этом писал так: «Только в связи с истинно сущим как безусловно реальным и безусловно универсальным (всеединым) могут явления нашего опыта иметь настоящую реальность и понятия нашего мышления настоящую, положительную универсальность; оба эти фактора нашего познания сами по себе, в своей отвлеченности совершенно безразличные к истине, получают свое истинное значение от третьего, религиозного начала».105

Идея человеколюбия как структурообразующий компонент этического мировоззрения В.Ф. Войно-Ясенецкого

Идея человеколюбия В.Ф. Войно-Ясенецкого базируется на центральных основаниях христианской (евангельской) морали. Именно христианская религия, по мысли В.Ф. Войно-Ясенецкого, является воплощением истинного человеколюбия.

В общем смысле, религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Христианская нравственность имеет сверхъестественное, Божественное происхождение; и тем самым обладает свойствами неизменности своих моральных установлений, носит вневременной характер. Бог - как источник всякого блага - является основанием христианской нравственности. Так как Бог является Абсолютом, поэтому абсолютность является центральным моментом в этической системе христианства. Под абсолютностью (лат. Absolutus - безусловный) нами понимается утверждение о неизменности, вечности нравственных норм морали, имеющих Божественный характер. Абсолютность христианской этики объясняется укорененностью в абсолютных нравственных истинах христианского догматического учения.

Оригинальность, несравненная цельность и законченность христианской морали, по мнению В.Ф. Войно-Ясенецкого, обусловливается тем совершенным основанием, которое заложено в учении Божественного Сына и изложено в Священном Писании. Бог, как Абсолютная Сущность, устанавливает для человека моральный закон и человек, верующий в Бога, неотступно должен следовать этой морали, данной свыше. Главной особенностью христианской морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Религиозная мораль, основанная на Священном Писании, консервативна, так как догматы вероучения считаются неизменными и передаются из поколения в поколение.

Христианская религия, согласно взглядам В.Ф. Войно-Ясенецкого, включает нравственный принцип гуманности. Мыслитель определяет понятие гуманизма (гуманности) «в том смысле, в каком оно обозначает именно «человечность», то есть все то, что направлено к подлинному благу человечества, к утверждению человеческого достоинства, к развитию высоких моральных качеств в личных и общественных отношениях».149 И в этом отношении В.Ф. Войно-Ясенецкий говорит о том, что гуманизм является неотъемлемым и самым основным элементом христианства «как религии любви, внутреннего обновления человеческой личности, призывающей к полному и бескорыстному служению на благо человечества».150 Именно христианская религия отвечает высоким моральным стремлениям человеческого духа.

Живым образцом гуманности и любви в христианстве является Сын Божий. Именно к Этому Идеалу человеку необходимо приближаться по мере моральных сил. В.Ф. Войно-Ясенецкий в своем труде «Наука и религия» указывает на то, что «Христос - Сын Человеческий. В этих словах, - говорит мыслитель, - норма христианской религии как высшего проявления гуманизма. Человечность! Это и является характерной чертой религии, основанной Сыном Человеческим».151 Учение Христа, согласно христианскому вероучению, сошедшего на землю, было зафиксировано в Евангелии. Эта книга включает в себя самое возвышенное учение о человеке и достоинстве его личности.

В.Ф. Войно-Ясенецкий утверждает, что христианская религия содержит в себе исключительно высокую мораль, об этом говорят строки из Евангелия. В данном случае можно привести несколько примеров из книги, чтобы увидеть наивысшее проявление нравственности. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (то есть жизнь свою) за друзей своих» [Ин. 15, 12-13]; «Возлюби ближнего своего как самого себя» [Мф. 22, 39] и т.д. Именно в этих словах заключается весь нравственный закон. В.Ф. Войно-Ясенецкий определяет понятие гуманизма как «любовь к человеку, к человечеству, которая естественно вытекает из Евангелия, как из своей основы».152

Христианство - это религия жизнеутверждающая, призывающая людей к свету и совершенству. Христианская мораль есть мораль становления человеческой личности, возрождаемого человека. По словам мыслителя, христианская мораль возводит к совершенству и вместе с тем побуждает вырваться из рамок замкнутого индивидуализма и слить свою жизнь с жизнью человечества. Необходимо отметить при этом, что В.Ф. Войно-Ясенецкий резко критикует принцип индивидуализма как антирелигиозного и антигуманного. Индивидуализм можно определить «как понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным (общественным) интересом, а также его блага, свободы и личностного развития в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством, или условием ее достижения».153 Из этого можно сделать вывод, что индивидуализм во многом сходится с таким понятием как эгоизм, что, по мысли В;Ф. Войно-Ясенецкого, в корне противоречит христианскому гуманизму и морали.

Христианская религия требует от человека постоянного восхождения. Требование служения людям пронизывает все Евангелие. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» [Мф. 20, 28]. Из этого не видно ничего, что могло бы быть схоже с понятием индивидуализма. Любовь не может заключаться в самой себе, так как основное ее свойство проявляется в потребности изливаться на кого-нибудь и на что-нибудь.

Любовь в христианской религии стоит в центре всех добродетелей, в центре всего нравственного закона. Ничего не имеет смысла, если оно не носит в себе корень этой добродетели. Таким образом, чтобы поступок стал гуманным, необходим чтобы этот поступок был связан с любовью. Любовь является главным в иерархии нравственных ценностей. Это высший из Божественных даров, без которого человек не может быть способен ни на что доброе. Но сначала любовь должна устремляться к Богу, и только тогда она будет полноценной, распространяясь на ближнего и все творение. Ясное и развернутое представление о том, что есть истинная христианская любовь дает нам св. апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит...» [1 Кор. 13,4-9].

С.Л. Франк писал о любви: «Любовь по своему существу не есть просто «чувство», эмоциональное отношение к другому. Любовь есть явление чудесное - некое таинство... Любовь не ослепляет, а впервые открывает глаза, делает зрячим. А именно, впервые открывая нам «ты» в его реальном глубинном средоточии — «ты» как личность, - любовь тем самым впервые делает нас доступными откровению святыни личности, святыни, которую мы не можем не любить благоговейно даже в самом преступном, испорченном, озверелом человеке».15 «Любовь есть, как обычно говорится, единение, пребывание в единстве с «другим»». Это может быть и Божественный Абсолют, и «другой» человек.

Из всего этого можно сделать вывод, что человек, для того чтобы быть гуманной личностью, должен сочетать в себе все христианские добродетели, но в центре всего должна быть добродетель любви. Именно она является связующим звеном в цепи добродетелей, и именно она делает человека человечным. В.Ф. Войно-Ясенецкий ставит перед человеком задачу — сделать сердце «храмом любви», побуждающим человека к добродетели любви к другим людям.

Добродетелью человеколюбия обязан, по мысли В.Ф. Войно-Ясенецкого, обладать каждый медицинский работник.

Из истории философии известны слова великого древнегреческого философа Сократа, который полагал, что самое сложное искусство жизни - это искусство учить, искусство лечить и искусство судить людей. Искусство врачевания и мудро, и гуманно, и многотрудно. Мудро потому, что требует ума и человеческой доброты. Гуманно потому, что все ценности врачевания направлены на благо человека, на сохранение его жизни и здоровья. Многотрудно потому, что врачевание - не шаблон, не стандарт, а сложнообозримый спектр индивидуальных реакций, индивидуальных вариантов течения болезней. Так как каждый человек уникален - и телом и душой. С древних времен врачевание признавалось обществом как самая почетная и важная профессия.