Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этические взгляды Аласдайра Макинтайра Ивлева, Марина Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ивлева, Марина Ивановна. Этические взгляды Аласдайра Макинтайра : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05.- Москва, 1994.- 28 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В настоящее время ведется плодотворный диалог между представителями различных направлений в моральной философии. Для интеллектуального взаимопонимания необходимо знание различных стилей мышления, культурно-философских традиций, в связи с чем.особую актуальность приобретают историко-философские исследования, изучение разнообразных течений и школ западной моральной философии.

Данное диссертационное исследование посвящено рассмотрению такого сравнительно нового направления англо-американ-ской моральной философии, как этика добродетели, которая получила широкое распространение с семидесятых годов нашего столетия. Она опирается на весьма влиятельную исторически аретологичееную традицию Аристотеля, Августина, Фомы Аквин-ского, ее проблемы находятся в русле ориентации современной морали на гуманизм и общечеловеческие ценности. В то же время этина добродетели практически очень мало известна в нашей стране.

Одним из наиболее выдающихся ее представителей является Аласдайр Макинтайр, которого можно назвать лидером этого направления в США. Его книга "После добродетели", опубликованная в 1981 году,- по своему влиянию на развитие англо-американской этики нередко сравнивается с "Теорией справедливости" Д.Ролса. Исходя из того вклада, который Макинтайр внес в развитие своей области исследования, его имя может быть поставлено в один ряд с такими известными представителями мораль-

ной философии, как Р.Хеар, Д.Фяетчер, У.франкена.

Макинтайр принадлежит в тому поколению философов, которое заняло ведущее место в науке в шестидесятые годы, когда проявляется особый интерес к проблеме человека во всем ее многообразии, к философии гуманизма. Он известен как эрудированный и литературно одаренный автор,1

Макинтайр отказался от формалистического подхода к изуче нию явлений морали, оспаривая ценность подходов, составляшш суть эмотивистской, лингвистической, деонтической этики, оживил интерес исследователей к содержательному, историко-сравні тельному подходу, конкретно-историческому методу исследовант

Будучи противником абстрактного морального "теоретизирования" , он последовательно проводит идею связи социальной пр ктики и моральной теории, искал пути решения социальных проблем при помощи этики.

Макинтайр осуществил теоретическое осмысление понятия добродетели в истории философии, а также в реальной истории языке, исследовал место и роль добродетели в этосе общества; исходя из принципов социального детерминизма, он предложил собственное понимание добродетели и осуществил толкование со держания таких добродетелей, как справедливость, храбрость, благоразумие, честность и других.

Среди работ Макштайра выделяются такие, как, п A xkort ta,.to*-4 erf е'Н^сі'ЧОб*.), *'/^Л,І.ИЛІГ ІІе Self-lotuses of

„f 4WA U Mo)

_ 5 -

Макштайр известен и как выдающийся исследователь истории моральной йшюсофии. Его "Кратная ястория этики" является эдной из наиболее удачных исторических работ в западной этике.

Идеи Макинтайра, его работы оказали существенное влияние за формирование этических взглядов многих современных исследователей в области аретологии, среди которых Х.Алдерман, Б .Арнольд, Д.Вонг, М.Девис, С.Конли, Д.Нортон, Д.Уолтон, С.Ха-уэрвас и другие.

Работы Макинтайра явились вехой не только в развитии эти-еш добродетели, но и значимыми для западной морально! философии в целом. Этическая концепция Макинтайра, будучи практически неизвестной в нашей стране, является предметом оживленных философских дискуссий и споров в американской и западноевропейской этике, таких, например, как дискуссия 1983 года; посвященная обсуждении книги "После добродетели" в журнала "lo-u-ii-y " (? 26, Ш 2, 4), дискуссия 1989 года, посвященная понятию справедливости в этике в журнале " >ihLc$ " (т.99, ИЗ, 4), дискуссия го вопросу об основаниях современной моральной философии, сокращенно опубликованная в книге " ТКе \root% efe-fluXS .' saetvt-e, k^Uouoiv cmcL vatu&^, ", изданной в 1981 году. Свою оценку творчеству Макинтайра давали такие известные представители современной философии, как Р.Александер, Т.Бьючемп, М.Вартофский, А.Гевирт, Д.Дворкин, М.Нуссбаум, С.Тулмин, Д.Уоллес, У.Франкена, Р.Хеар.

Общественное звучание идей Макинтайра несомненно, и анализ как его воззрений, так и проблематики аретологии в целом представляет собой одну из актуальных задач исследования.

Степень разработанности проблемы

Некоторые черты этики добродетели в ее историческом развитии представлены в отечественных исследованиях по истории моральной философии в работах А.А.Гусэйяова, В.Г.ИЕанова, Л.М.Архангельского, С.Ф.Анисимова, А.Ф.Шишкина, Т.Дкафарли; Однако современной западной аретологии по понятным причинам не уделялось достаточного внимания. Потребность в анализе идей совращенной англо-американской арзтологии на примере одного из наиболее выдающихся ее представителай - А.Макинтайра диктуется как неполной разработанностью этой обширной темы в отечественной этической науке, так и недостаточным вниманием К тем возможностям, которые открываются благодаря применению аретологического подхода к изучению теории морали.

Хотя ряд авторов в отечественной этане-*- развивают идеи, созвучные проблематике этики добродетели,, большинство исследователей, однако, придерживаются взглядов, близких деонтиче ской этдке. Необходимо такке отметить, что многие работы, по священные рассмотрению конкретных моральных качеств личности носили декларативный характер, сводились к общим фразам, ув екая из виду реального человека, включенного в социальные связи. Само понятие "моральное качество", употребляемое вместо понятия "добродетель", является по смыслу более нейтралі ніш, в, то время как в после .днем подчеркивается связь с понятием деятельного добра, доброго поступка - добра, осуществлю ного в моральной практике.

Работы, посвященные изучению проблематики современной аретологии, в отечественной этической литературе были исклю

Особенно близок к аретологическому подход В.А.Блюмкияа

" 7

читально редкими. Так,' основные черты этики добродетели в качестве одного аз направлений современной моральной философии рассмотрены в докторской диссертации ЕЛ.Дубко "Анализ йундамен'та-льных этических идей (на материалах современной англо-американской философии морали5п(1989) Некоторые особенности подхода Ма-кинтайра к понятию добродетели рассматриваются К.А.Шварцман в статье "Западная этика и проблема добродетелей" (1991).

Отсутствие переведенных на русский язык работ А.йакинтай-ра и недостаточное знакомство с аретологией в целом приводит к ошибочному пониманию специфики западной этика. Во многих исследованиях она рассглатривается либо как имеющая чисто прикладной бессистемный характер, ориентированная на моральные проблемы повседневной зизни, либо как наука, имевшая йорлализованный характер.

Вместе с тем нельзя не отметить, что, хотя исследования в области аретологии в голом и отдельных аспектов творчества Иавштайра, в частности, занимают значительное место в трудах

зарубежных авторов , целостное исследование, посвященное изучению особенностей творчества этого неординарного философа, отсутствует. Цель и задачи исследования

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать возможности применения аретологического подхода в моральной философии на примере критического анализа этических воззрений А'.Ма-кинтайра.

ек-se-

*В числе этих работ можно отметить^такие^исследования, как

Для осуществления данной цели предполагается решить сла-дуюшав задачи:

  1. Показать своеобразие эволюции этических взглядов Макин тайра Сот философии марксизма и теологии к этике добродетели), выявить основные положения его теории, понятийный аппарат, позицию автора.

  2. Критически проанализировать эклектичность и плюрализм понимания Макинтайром сущности, особенностей существования и (Йгнкционирования морали, его позицию и доводы в критике деони ческих концепций долга и морального правила, эмотивистского волюнтаризма.

  3. Показать новаторский для англо-американской моральной философии характер взглядов Макинтайра, состоящий в примененш принципов социального детерминизма и конкретно-исторического подхода к решению проблем морали.

  4. Определить вклад Макинтайра в развитие историко-этиче-ской парадигмы в восприятии морали, в совершенствование понятийного аппарата этики добродетели, обратив особое внимание а анализ предложенного им понятая добродетели.

  5. Показать особенности подхода Макинтайра к осмыслению проблемы кризиса в моральной философии на основе его идей о социальной ивдетерминированности этический учений XX века и интеллектуальном плюрализме современной культуры.

  6. Показать своеобразие аретологического подхода Макинтайра к решению проблем медицинской этики.

  7. Определить влияние этических взглядов Макинтайра на последующее развитие современной моральной философии.

_ 9

Іетодологические установки и теоретические источники исследования. > Методологической основой работы явились идеи о социальной обусловленности и историческом развитии морали, о диалектике объективного и субъективного, общечеловеческого и конкретно-історического элементов в морали. Для наиболее полного раскрасил темы использовались принципы аналитически-критического изу-їєния этических учений, наработанные в исследованиях А.А.Гусей-іова, О.Г.Дробницкого, Е.Л.Дубно, Т.А.Кузьминой, Н".Н.КуликоБой, І.А.Шварцман и других. В своем исследований автор опирался на заботы отечественных философов, содержащие принципиально важ-зые положения о сущности этики и морали: В.А.Блшкина, Л.Б.Во-ггчанко, Л.В .Коноваловой, Ю.М.Смоленцева, Ю.В.Согомонова, А.И.Ти-гаренко, В.А.Титова, В.ІЇ.Шердакова, В.Е.йзрбака и других.

Источниками диссертации явились осуществленные автором іереводд сочинений А.Макинтайра, а такае многочисленных исследований на английском языке, посвященных проблематике этики добродетели. К исследованию привлечен материал, содержащийся как в комментаричх творчества Манинтайра таких английских'и американских филосойов, как Р.Александер, Б.Арнольд, В.Барбер, Р.Вэнс, К.Даймонд. С.Лармор, С.Натансон, Х.Обердиер, Д.Іаузр-вас и многих других, так и в работах его оппонентов, таких, как Д.Дворкин, А.Гезирт, А.Баченен, С.Доппельт, М.Нуссбаум, Г.Франкена, В.Хабермас и других.

Оснозное содержание работы составляет анализ базисных положений этики добродетели, сформулированных и раскрытых в творчестве А.Макинтайра.

Научная новизна диссертации

Новизна исследования определяется уже самим обращением

к анализу этической концепции А.Макинтайра, мало у нас извест ной, в то время как она представляет несомненный интерес для специалистов в области этики. Впервые в отечественной этичес кой литературе предпринимается попытка систематического излов ния и анализа этических воззроний Макинтайра, в частности, вы являются исходные принципы и методы его исследования, понятия составляющие ядро его теории. Обосновывается роль и влияние Макинтайра на формирование тенденций развития современной моральной философии.

В то же время доказывается слабость аргументации Макинта ра по вопросу о возможных способах преодоления кризиса в мора ли и моральной философии.

В диссертационном исследовании осуществлен новый подход к оценке взглядов Макинтайра по вопросу о нормативности морал Собран и обобщен эмпирический материал о деятельности Макинта ра, переведены с английского языка и вводятся в научный оборо ряд новых литературных источников.

На защиту выносятся" следующие положения и выводы диссертации:

  1. Макинтайр является одним из наиболее типияаых продет вителей современной аристотелевской этической традиции, прина лежит к сторонникам "твердой линии" в этике добродетели, рассматривающим понятие добродетели как исходное понятие морали.

  2. В этических взглядах Макинтайра выделяются две основы области исследования: всестороннее изучение добродетели как морального свойства человека и поиски ответа на вопрос, отраж ет ли современная западная философия морали реальные нравственные отношения.

- II -

  1. Одним из исходных принципов исследования Макинтайра является принцип историзма, объединяющий в процесса изучения морали эмпирическую историю и философию. Другой исходный принцип - принцип социального детерминизма, утверждающий общественную сущность морали. '

  2. Данными исходными принципами обусловлен новый для англо-американской этики подход Мадинтайра к осмыслению теш кризиса в западной морали и моральной философии, в частности, в медицинской этике. Он заключается в выделении таких его причин, пак социальная индетаршнирозанность этических учений, абсолютизация рационально-универсалистского момента в морали, разведение факта и ценности, интеллектуальный "плюрализм современной либеральной культуры,;ве^ антинстйрйзм.

  3. Непоследовательность принципа социального детерминизма и абсолютизация тезиса о влиянии этики на реальные моральные отношения приводят Макинтайра к тому, что предлагаемый им выход из состояния морального кризиса не является плодотворным, не имеет широкого практического значения.

  4. Макинтайр является представителем исторического метода в морали. В его интерпретации этого метода, с одной стороны, утверждается связь понятий морали с конкретно-историческими условиями, с другой - требуется рассмотрение этих понятий в их историческом развитии и взаимодействии.

  5. 11а основе обобщения идей Макинтайра о сущности морали, б исследовании делавтоя вывод' о том, что мораль в этических воззрениях Макинтайра предстает в перзуа очередь как духовно-практическое явление, принадлежащее как области нравственного сознания, так и сфере социальной жизни, при постановке добродетелей 9 центр морали она не сводится только к морали лично-

сти. Нормативная сторона морали играет подчиненную роль по отношению и ценностно-ориентационной.

  1. Исходя из принципов историзма и социального детерминизма, Макиятайр формулирует свой понятийный аппарат, в первую очередь, понятие добродетели, которое связывает с понятиями практики, описания и традиции.

  2. Отказ Макинтайра от универсалистского подхода к морал который обусловил плодотворность его исследований нравственно жизни человека, с другой стороны, приводит его в потере моман та устойчивости, общечеловеческого содержания моральных понятий и принципов.

Апробация и научно-практическая значимость работы

Положения диссертации были использованы автором при чтен курсов лекций по этике, этике бизнеса и культурологии студентам РЭА имени Г.В.Плеханова и Московского банковского колледж при написании главы учебного пособия по этике бизнеса. Основные положения, выводы а результаты изложены в ряде статей и сообщений.

Материалы и основные выводы диссертации могут быть hchoj зованы в теоретических и практических целях, при чтении курсов по этике и истории этических учений. Представляя интерес в историко-этическом плане, они могут принести пользу в ходе дальнейшего изучения проблем этики и морали.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры этики фшку сотского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова и была рокомендова к зашите. Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения,

- ІЗ -

ірилояения и библиографии в наименований обашм объемом

страниц-.