Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этика Артура Шопенгауэра Тарганадзе, Циури Игнатьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тарганадзе, Циури Игнатьевна. Этика Артура Шопенгауэра : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05.- Тбилиси, 1990.- 32 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность таны. Этически-философская концепция А.Шопенгауэра в последняя период находится в центрз внимания западных философских екол. Согласно ззглядеы представителей этих икод, А.Шопек-гауор, несмотря на его песоикизк, считается позигизнии мыслителен. Они находят у него положительные идеалы, которые могут помочь современному человеку в его мировоззренческих и моральных поисках. В нх трудах А.Шопенгауэр предствет одним из великих мыслителей-гуманистов. Поэтому задаче исследователей— критический анализ их точек зрения. Ревеняе этой задачи связано также и с теми целями, которые ставятся необходимости выбора правильного идеологического пути, так как центр тяжести идеологической борьбы все больпе ока-знвается связанным с актуальными вопросами существования обзвче-ловоческой ценностьв нравственности и существования человечества. А.Шопенгауэр подготовил ту проблематику этических исканий XX века, которая вызывает острейший интерес современных кысли.теяей. 3 его мировоззрении впервые проявилось.пророчество о глубокой кризисе современного общества. Все выпесказанное указывает на то, что не-обходако углубить и совершенствовать изучение столь популярного философско-этического мировоззрения, объективно-критическое CTHO-вение к нему для того, чтобы выявить истинные моральные принципи. Моральная проблематика А.Шопенгауэра, которая до сих пэр не исело-довака глубоко, если на принять во вяиигние расскотрс-кнг лектор;;;: вопросов з обяіих чертах, особенно актуальна. с~.годи/7. а^ту^^ы-о^гь исследуекой темы состоит и в ток, что на исен яротчзднки ?азг:!т:г этики, ученые исследовали основу разрешения проблемы езойедь- у. внутренний, бескорыстный, добровольный исходный этически»; прхнцип. Попытки Канта и других философов последусщего периода защитить, с цельв автонокностн этики, чистоту своих этичеехих учений от on-

pa деленное ти извне, всегда попадали в тупав. Автономности этика *' Кант посвятил нанбольиеа вникание, однако, допустив постулаты, ов, в конце концов, все же попах в противоречие. К преодолевав этого г недостатка приступил Фихте, но его абсолютное "Я", в конце концов, привело к солипсизму, а положительные стороны этики свободы И Д62-ствия были сведены с недостатками спекулятивности, Диссер-,. тант задалась целью исследовать попытки «иЗЮпенгауэра по упрочении автономности этики, преодоления ее формальности и спекулятивности, а также выдвинутый им высокогуманный исходный принцип и его обоснование.

Уровень разработки проблемы.'Значительные исследования об А.Шопенгауэре созданы как его современниками, так и исследователями последующего периода. Это В.Гвинер, И.Фрауншгадт, В.Виндельбандт, Д.Аиер, А.Дессе, К.Фивор, И.Шмидт, В.Штейн, Э.Вагсов, Т.Рибо, Я.Най-ер, Г.Вольф, Э.Грузенберг, В.Вундт, Б.Э.Быховский, И.С.Барский и др. К.ищер посвятил ему целый том "Истории новой философии". В І9ІІ году во Франкфурте-на-Майнв й.Двасеаок основан международный журн нал "Общество А.Шопенгауэр", а сборник "Jittue ш* 4сЛэр&7$аш/ ', издаваемый под руководством А.Хвбшера, в течение АО лет исследовал его труды.

Историки философии Э.Бреие в статье "Уникальная мысль А.Шопенгауэра" и Байо в статье "Актуальность А.Шопенгауэра" отмечает, что влияние А.Шопенгауэра актуально и в настоящее время.

Некоторые вопросы этического учения А.Шопенгауэра глубоко ис
следованы грузинскими учеными Т.Буачидзе, А.Попиашвили, Г.Шушава-
ивили.
о

Специальный очарк, посвященный взглядам^А.Шопенгауэра на нра%-стэнность посвятили К.Фишер и Д.Цертелев, однако в предлагаемой работе связь этики у А.Шопенгауэра с онтологической и гносеологической сферами проанализирована по-новому.

Цели и задачи исследования. В представленной работе философия А.Шопенгауэра рассмотрена через призму моральной проблематики. Он позволяет нам утверждать, что его учение, в первую очередь, представляет собой „практическую философию, в центре которой находятся нравственнее вопроса, а также.обоснование этика посредством предложенного ии нового основания порали,

Целью работа является философско-эгнческвй анализ учения А.Шопенгауэра, сравнение его-этических взглядов с предшествующими ему учениями, выявление того нового, рационального, что внес он в этику. При анализе учення А.Шопенгауэра автор диссертации считает своей задачей показать, что практическую философию А.Шопенгауэра интересует обоснование свобода г основ этики. Автор также пытается показать, как у А.Шопэнгауэра мораль вытекает из его онтологических исследований.

Научная новизна работы состоит в следующем: В работе дано новоепонимание веян в себе. Ми утверждаем, что вещь в себе у А.Шопенгауэра - это не Бог, а космическая сила, энергия (подобная силам орярэдн), которой внутренне обладает всякое существо, но в различных существах она проявляется с различной интенсивностью. Это нам приалось показать для отрицания точка зрения .некоторых исследователей, -согласно которой.допущением вещи в себе А.Шопенгауэр ограничил свободу, и будто бн, вследствие этого, этика оказалась определенной извне и человек лязился возможности быть законодателем для самого себя. В работе показано, что в действительности вещь в себе - воля является основой сущих, внутренней энергией, в различиях формах проявляющаяся с различной потенцией, из которой проистекает поведение людей. Показано, что определенность поведения собственной волей, внутренней энергией, желанием, сущностью является

- б -

как раз тем фактором, который обеспечивает свободу поведения и обосновывает ее возможность. При этом, сравнивая этическое учение А.Шопенгауэра с предаествувцими, нельзя не отметить то преимущество, которым обладает его принцип сострадания (сочувствия) благодаря бескорыстной добровольности н неэгоистачности внутренней свободы. Этот принцип нам представляется выражением истинной нравственности.

Таким образом, в работе обоснована автономность этики А.Шопенгауэра, ее застрахованное1^ ог определения извне. Кроме того, в противоположность традиционному взгляду, показано, что нравственней принцип сострадания положителен, так как формальность и не-унчвереальность для этого принципа характерны лиаь в несправедливей, злом, порочном обществе, в котором гуманная максима: "никому :гв зрздк, помогай всем з кзру своих возможностей" приобретает отопительное значение; он приемлем для общества, в котором господствуй? равенство, справедливость и человеколюбие.

Следовательно, недостатки присуди обществу, а не принципу и его максиме, которая становится формальной и теряет свое значение лиаь в негодном обществе.

Структура диссертации. Последовательность изложения в диссертации материала, структуру диссертации определены спецификой темы, цельп и задачами исследования.