Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Морально-ценностный аспект проблемы отношения "Инвалид-общество" Баусов, Юрий Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баусов, Юрий Николаевич. Морально-ценностный аспект проблемы отношения "Инвалид-общество" : автореферат дис. ... кандидата философ. наук : 09.00.05 / МГУ.- Москва, 1991.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-1/3726-x

Введение к работе

Актуальность исследования. Социальные процессы, происходящие в нашем обществе, обнажили многие нравственные проблемы, скрытые прежде за идеологизированным фасадом официальной государственно-бюрократической политики. Среди них и давно назревшая проблема бесчеловечного отношения со стороны государственных институтов к инвалиду.

В нем сфокусировалась вся безнравственность отношения общества к инвалиду. Общества, которое более 70 лет, занятое утверждением провозглашенных идей диктатуры пролетариата, поощряло существование двойной морали.

Исследование проблемы отношения "инвалид - общество" позволяет уверенно подходить к возрождению гуманистических основ нравственности, найти устойчивые ценности, которые, несмотря на крушение неколебимых прежде идеалов, могли бы дать точку опоры в бурных социальных изменениях. Наиболее важной из них является самоценность любого человека как личности, независимо от конкретных его качеств, от степени его социального и физического здоровья.

Проблема инвалидности выходит сегодня на одно из первых мест по значимости для выживания всего общества с учетом, экологических изменений, происходящих на Земле в связи с воздействием человека на окружающую среду.

Актуальность проблемы заключается в том, что науке необхо
димо разобраться в процессе инвалидизации, ибо от этого прямо за
висит трудовой, деловой, а главное - нравственный потенциал чело
века и общества.
I-/OYO - '

Сейчас происходит переориентация всего хозяйственного механизма на рыночные отношения. Надо ооознать, что будет обостряться проблема трудоустройства безработных и решать ее с учетом самых различных психофизических возможностей людей. Здесь сейчас формируется мощный источник многих морально-психологических драм личности и роста антисоциальных явлений. Исследование проблемы инвалидности дает шанс, при надлежащем учете и использовании его результатов, избежать крупных экономических просчетов и серьезных нравственных потерь.

Изучать эту проблему можно с разных сторон, но в данном случае мы будем рассматривать ее с этических и социологических позиций. При таком подходе одна из наибольших трудностей исследования данной проблематики заключается в обширности, масштабности и динамизме самого проявления инвалидности, с одной стороны, и скудости, случайности и разрозненности литературы /в особенности аналитического плана/ о нем, с другой.

В философской и этической литературе проблема нравственных взаимоотношений между инвалидом и обществом не выделялась и не исследовалась. В последние десятилетия от исхода противоборства социально-экономических систем зависела судьба всего человечества. Специалисты тем не менее занимались проблемой инвалидности, изучая те или иные ее аспекты, в зависимости от запросов, поступавших от официальных органов. Эти исследования носили узконаправленный характер и не могли повлиять на ситуацию в целом.

В советской литературе до сих пор нет современной концепции, которая бы аккумулировала новые подходы и перспективные идеи. История проблемы еще таится в труднодоступных архивных материалах, а ее современное состояние хаотично отражено в текущей периодике.

Из специальной литературы можно почерпнуть главным образом обоснование тех партийно-административных инструкций, которые определяли не существо проблемы, а необходимые тоталитарной системе формы отношений. В лучшем случае в данной литературе давались конкретные рекомендации по обустройству рабочих мест для инвалидов. Если иметь при этом в виду, что в народном хозяйстве преобладали технологии низкого уровня, которые до сих пор царят на нашем производстве, то можно понять и величину эффекта от этих рекомендаций, в особенности меру их гуманизма.

Очень мало, к сожалению, современных переводных работ по данной проблеме.

Целью диссертации является исследование внутренней логики развития морального отношения "инвалид - общество" применктельно к нашему современному обществу.

В соответствии с целью ставятся задачи:

рассмотреть методологию .вопроса, выделив основополагающие противоречия как источник данной проблемы;

разработать и обосновать свой подход к проблеме, соотнося его с основными фактами и тенденциями, а также с документами - "Всемирной Программой действий в отношении инвалидов", созданной ООН и Законом СССР "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР";

показать оправданность такого подхода с позиций общечеловеческого прогресса;

дать краткую характеристику этапов истории инвалидности, критериев социально-нравственной оценки и соответствующего отношения общества к данному явлению;

выявить и изучить наиболее существенные отношения между инвалидом и обществом, обращая преимущественное внимание на гуманистический аспект проблемы;

показать острую необходимость изменения крайне тяжелой ситуации в жизни советских инвалидов.

Фактологическая и методологическая база исследования. В работе используются законодательные акты как международного, так и внутрисоюзного, республиканского уровня, действующие в настоящее время, либо недавно переставшие функционировать.

Данная проблематика практически не отражена в историко-философской литературе. Нами не найдены какие-либо специальные разработки этой темы в социальной философии. Надо полагать, проблема была сформулирована лишь в последние десятилетия, что и объясняет подобную скудость информации.

Прежние советские социологические исследования инвалидности слишком тенденциозны /что отмечают ныне и'сами специалисты, и социологи/, их нельзя полновесно использовать в нашей работе. Новые же исследования, отвечающие интересам движения инвалидов, еще только намечаются. Отчасти робость здесь обусловлена тем, что еще неясны запросы становящегося инвалидного движения, а отчасти влияет хроническая нехватка средств на проведение подобных исследований. Сказывается также инерция казенного безразличия. Например, в последней /1989г./ переписи населения, несмотря на запросы инвалидов, эта область жизнедеятельности общества не нашла отражения в опросных листах.

В работе не ставилась задача привлечь весь имеющийся в советских архивах материал по данной проблеме. В этом случае ис-

- 5 -следование утонуло бы в необъятном море фактов, накопившихся за время существования советского общества. В материале требовалось выделить основные тенденции, характеризующие существенное влияние подобного опыта на развитие нравственности. Без подобной основы невозможно говорить о целостном философско-этическом подходе к обсуждаемой проблеме. Пока нет общей методологической обоснованной концепции данного общечеловеческого явления, осмысление отдельных проявлений неспособно привести к адекватной этической оценке. Такой концепцией, по нашему мнению, выступает утверждение, что отношение "инвалид - общество" является одной из форм более" широкого отношения "индивид - общество". Правда, при всей внешней схожести нравственных коллизий, происходящих в отношениях "инвалид - общество" и "индивид - общество", они вовсе не тождественны.

Проблема нравственности человека в обществе - это проблема его свободы, его отношений с другими людьми. Насколько человек свободен в выборе своей позиции в отношениях с другими людьми, настолько он может быть нравствен в своих поступках. Инвалид, особенно в нашей стране, не имеет возможности свободного проявления себя в отношениях с другими людьми, с обществом. Эта несвобода отличается на целый порядок от возможностей, которые имеет среднестатистический нормальный человек. Следовательно, и нравственные критерии этой группы людей несопоставимы с общепринятыми в настоящее время.

Именно поэтому необходимо наряду с этической проблематикой

исследовать общую методологию вопроса, тесно увязывая его с со-2-W4Q

даологической и юридической проблематикой, с теми реальными отношениями, в которых существует эта социальная группа.

В настоящее время сложились и существуют два подхода к решению проблемы в отношении "инвалид - общество".

Первый — его можно назвать социально-прагматическим - когда общество трактует индивида по преимуществу как рабочую силу, через его способность к труду. Отсюда и определение инвалидности через отсутствие трудоспособности. Данный подход еще до недавнего времени лажер в основе отношения нашего государства к инвалиду.

Есть и другой подход - гуманитарно-антропологический. Он получил достаточно широкое распространение в развитых капиталистических странах. При данном подходе считается, что каждый человек имеет право на жизнь, а стало быть и на собственное биологическое существование в любом виде.

Такое различие в подходах отражает разные уровни развития общества, меры его гуманности, оно затрагивает объективную диалектику человеческой сущности, показывает степень гармонизации биосоциальной сущности человека.

Свобода выбора, как нравственный эквивалент человеческой идентичности, должна лежать в основе социального бытия, быть и свободой его биологичяского самоопределения. Если инвалид не способен прямо создавать материально овеществленный общественно полезный продукт, то он тем не менее реально участвует в "производстве" самого человека, выводя общество на новую степень свободы человеческого духа. Корни моральной проблемы ответственности /отдельного индивида перед обществом, общества перед группой и индивидом/ здесь обнаруживаются весьма явственно.

Проблема инвалидности, рассмотренная в этическом ключе, позволяет понять истоки еще одного явления нравственной жизни -восприятия другого как подобного, но враждебного существа. Этика и здесь может сослужить добрую службу обществу, которое должно понять, что угрозой для его существования является не отдельный носитель инвалидности, а первоисточник этого состояния, та или иная болезнь, те или иные социальные условия,, провоцирующие инвалидизацию человека и в конечном счете - общества.

Может быть поставлен вопрос и об иявалидизации всего общества как определенной исторической тенденции, где воедино сплетается целый ряд проблем гуманности и нравственного регресса. В свете этого вопроса особенно аажно квалифицированно проводить этическую экспертизу законопроектов, органично увязывая их с общечеловеческими ценностями и гуманистической направленностью.

Этический подход позволяет выделить механизм формирования привилегий и поиск наиболее общих человеческих оснований для существования льгот.

Научная новизна диссертации складывается из ряда моментов.

Во-первых, новизна заключается в самом объекте исследования, впервые в советской этической литературе взятом в качестве темы кандидатской диссертации.

Во-вторых, определенной научной новизной обладает разработанная в диссертации методология раскрытия темы /когда понимание морально-ценностных аспектов проблемы отношения "инвалид -общество" обусловлено тем или иным теоретическим решением более общих проблем "индивид - общество", "социальное и биологическое в человеке", "потребности поддержания той или иной меры общест-

венного здоровья и возможности социальной инфраструктуры по реабилитации и интеграции больных, инвалидов, престарелых"/,

В-третьих, в работе впервые в советской этической литературе разработана моральная типология инвалидности, показана исчерпанность кредита морального доверия со стороны инвалидного движения к существующим структурам социального обеспечения и прослежены складывающиеся тенденции, новые формы социально-нравственного самоопределения инвалидов в условиях демократизации и социально-экономической стагнации.

В-четвертых, в диссертации показаны основные пути выхода из того социально-нраветвенного кризиса, который больнее всего ударил по "социально слабому слою" - инвалидам /реальная, а не декларативная демократизация общественных отношений; действительное движение к рыночной экономике при росте социальной консолидации; развертывание самодеятельного инвалидного движения; гуманитарная поддержка по международным и межгосударственным, частным и индивидуальным каналам; перестройка политики социального обеспечения и др./.

В-дятых, исследование зиждется на основном этико-аксиоло-гическом тезисе: "отношение к инвалиду в обществе - показатель моральности общественных отношений, мера цивилизованности общественных нравов, критерий социальной экологии человека".

В-шестых, в работе сделана попытка показать, что осознанность развития проблемы инвалидности дает возможность нравствен-ного&одхода к разработке целого пласта гуманистических проблем, касающихся всей сферы человеческой деятельности - начиная с повседневного бытового общения и кончая смыслом дальнейшего существоания человечества.

Практическая значимость. Работа может быть использована при проведении этической экспертизы законопроектов различного уровня, а также практики действующего законодательства. Предложенная методология может быть применена в конкретных социальных науках при изучении такий явлений как: донорство органов, продление жизни, социальная реабилитация инвалидов, формы инвалидного движения.

Апробация работы. Предложенный в диссертации подход к теме сложился и был первоначально апробирован в работе диссертанта с письмами инвалидов в течение двух лет в редакционных отделах печатного и телевизионного журналов "Здоровье", телевизионной молодежной программы "Взгляд", Фонда милосердия и здоровья /Московского отделения/, Московского общества инвалидов.

Отдельные идеи диссертационного исследования докладывались автором на Всесоюзной конференции по этике "Обновление морали и перспективы этики" /Москва, 1989г./, на 1-м Всесоюзном Соловецком форуме "Десталинизация сознания" /Архангельск, 1989г./, на международном семинаре по проблемам инвалидности "Реабилитация детей-инвалидов: современная ситуация и перспективы" /Таллинн, 1989г./, на Всесоюзной ежегодной студенческой конференции. "Студент и научно-технический прогресс" /Новосибирск, 1989г./. Были публикации в ж-ле "Здоровье", г-те "Комсомольская правда".