Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Моральное сознание личности Бормотова Ирина Михайловна

Моральное сознание личности
<
Моральное сознание личности Моральное сознание личности Моральное сознание личности Моральное сознание личности Моральное сознание личности Моральное сознание личности Моральное сознание личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бормотова Ирина Михайловна. Моральное сознание личности : ил РГБ ОД 61:85-9/473

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Структура индивидуального морального сознания 22

I. Нравственные чувства как базисный элемент в индивидуальном моральном сознании 29

2. Роль моральных знаний и взглядов в моральном сознании личности 54

3. Нравственные убеждения - ядро индивидуального морального сознания .«..; 80

Глава II. Формирование морального сознания личности . 102

I. Возрастные особенности становления морального сознания личности . 105

2. Значение нравственных навыков и привычек для формирования индивидуального морального сознания 124

Заключение 143

Библиография 145

Введение к работе

Весь ход современной жизни ее динамизм, интенсивное развертывание НТР, резко возрастающий поток информации, совершенствование всей системы социалистических общественных отношений, обострение идеологической борьбы на международной арене предъявляет все более сложные требования к человеку. Это вызывает особую актуальность проблемы личности, одной из наиболее сложных и острых проблем социальной науки» Результаты ее разработки находят отражение, в многочисленных исследованиях самых различных отраслей знания. Однако в комплексе наук, изучающих личность, марксистско-ленинская этика занимает особое место. Она поставила человека в центр своего социально-нравственного идеала как всесторонне развитую личность, впервые определив реальные, социально-исторические пути его осуществлениям Этим марксистская этика продолжила гуманистические традиции многих прогрессивных мыслителей прошлого, считавших, что нет для человека более притягатеньного объекта, чем сам чаловек.

Человек, личность - чрезвычайно сложная система, связанная с внешним миром противоречивым процессом взаимодействия, взаимозависимостей. "Представление о человеке, писал А.Ы.Ле-оятьев, - стоящем, один на. один перед окружающим его предметным и (духовным - Б.И.) миром, является, конечно, допущением совершенно искусственным. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному, миру .всегда опосредованы отношением к людям, к обществу"

Однш из важнейших звеньев этого опосредованного отношения к окружающему миру является мораль. Значение нравственного фактора для личности трудно переоценить. Данные психологов, юристов, социологов показывают, что жизнь человека и его деятельность нельзя понять без обращения к моральной сфере. И это не преувеличение, потому что и взлет, и падение личности начинается в моральной сфереї в зависимости от того, как понимает человек нравственный смысл жизни, свое назначение, насколько он реализует их в своей деятельности, находится общественная значимость его как личности. К.Маркс отмечал, что "если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком". В системе коммунистического воспитания роль нравственного воспитания неуклонно растет, ибо уровнем нравственной зрелости во многом определяется отношение человека к людям, к природе, к Родине, к работе, к семье. Июньский (1983г. ) и Апрельский (1984г.) Пленумы ЦК КПСС особо отметили зависимость решения многих экономических, политических, социальных задач нашего общества от успешного решения.вопросов нравственного становле р ния социалистической личности. Поэтому "сегодня идейно-нравственному развитию подрастающих поколений, воспитанию культуры чувств следует уделять не меньшее внимание, чем обучению с.376. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, С.5, 2 См.-: Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М., 1983; Материалы Пленума ЦК ШСС 20 апреля 1984 г. М., 1984. основам наук".

Нравственное начало неразрывно связано о гразданскши позициями личности» с ее преданностью общественным идеалам. Эта связь обретает особый смысл в условиях обострения вдеологячес-кой борьбы на международной арене, В.И.Ленин требовал» "чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молсдеш о было воспитанием в ней коммунистической морали" •

Итак, формирование человека как личности неразрывно с его нравственным формированием» ибо без нравственных характеристик» без нравственной структуры личность не состоится. Пожалуй» самое категоричное предупреждение протяв забвения шш недооценки нравственных начал для личности принадлежит Аристотелю: "Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах".

Нравственные чувства как базисный элемент в индивидуальном моральном сознании

Принцип типизации до отношению к индивидуальной форме общественного бытия заключается в том, что конкретность этой формы рассматривается через ее существеннне, а не случайные признаки -такие, как способ включения индивида в общественные процессы, способ развития, диалектика изменения и сохранения и т.д. Это далает объяснимым применение критерия повторяемости при исследовании индивидуальности.

Однако, существуя и развиваясь внутри определенного общества, используя его материальные и духовные средства в качестве возможностей (которые могут быть и пределами) развития своих человеческих качеств, разные индивиды осуществляют это различным, "особенным11 по выражению К.Маркса, образом. Отсюда и разнообразие форм индивидуального развития, индивидуальной активности, которое может порождать и противоречивое соотношение индивидуального и общественного.- Значит» закономерности индивидуальной формы бытия человека - это специфическая форма общественной детерминации, индивидуальный, личностный уровень общественной "организациип жизни, Поэтому индивидуальный уровень общественного бытия человека наиболее конкретен и сложен,

Таюш образом, "методологическое значение диалектики индивидуального и общественного, - воспользуемся точной формулировкой К.А,Абульяановой-Сяавской, - заключается в обосновании правомерности выделения индивидуальной формы общественного бытия человека, в ее исследовании по ряду оснований"; в "постановке вопроса о самом качественном своеобразии индивидуального уровня общественного бытия человека".

Все разобранные положения находят самое непосредственное выражение в морали, для характеристики которой диалектика общественного и ищщввдуального имеет принципиальный смысл, поскольку в области взадмоотношений мезду общественными и личными потребностями и интересами возникают узловые нравственные проблемы. Да и сама мораль возникла и существует как определенный способ согласования поведения кавдого отдельного человека с интересами другах людей, класса, общества в целом.

Диалектическая взаимосвязь общественного и индивидуального морального сознания сложна и противоречива. С одной стороны, моральное сознание общества, классов представляет собой выражение наиболее типической морали иядивддов данных классов или общества. Однако общественное моральное сознание нельзя определить как сумму индивидуальных сознаний, ибо оно является относительно самостоятельной духовной системой, сложившейся в той или иной социальной среде, включающей в свой состав нравственные ццеалы, нормы,, взгляды, понятия и теории. С другой стороны, общественное моральное сознание не существует вне и помимо индивида. Белее того, имеет разную степень развития, которая определяется материальными условиями. Таким образом, в своем анализе нравственных чувств Фейербах указывает на очень существенные их черты, описывает их как самостоятельный элемент морального сознания и как мотив нравственного поведения, а в рассуждениях о нравственном совершенствовании человека порой приближается к историческому взгляду на развитие человека. Однако в целом "он остался на уровне абстрактного и одностороннего понимания человека и человеческих отношений, сводя многообразие социальных отношений к идеалистически понятым связям между "Я" и "Ты".1

Есть еще точка зрения, которая специфику нравственных переживаний и их форм определяет через качества их "носителя" (Д.В. Антонов),: Однако здесь есть возможность преувеличения субъективной стороны переживания.1

На наш взгляд, наиболее плодотворны в плане уточнения специфики именно нравственно-эмоционального освоения действительности функциональные определения нравственных чувств. Сущность нравственных перекиваний раскрывается в них через связь с моральной деятельностью, с поступками и отношением к ним, через функцию регуляции отношений между людьми на основе ответственности перед обществом и социальной ценности субъекта - носителя нравственных чувств (С.Ф.Анисдаов, Ю.И.Сидореяко).: Функциональные определения содержат в себе важный вывод, связанный с основополагающими положениями марксизма: нравственные чувства, в их специфически человеческой форме и содержании являются результатом социального развития, если иметь в виду общество в целом.

Роль моральных знаний и взглядов в моральном сознании личности

Анализу рационального уровня индивидуального морального сознания, его формам, функционированию, особенностям уделялось в этике традиционно много внимания. Это и понятно.1 Сознательное отношение к самому себе и окружающему миру - специфическая черта человека, а "нравственность, как и научное мышление, - писал О.Г.Дробяищшй, - есть определенный способ понимания человеком своего исторического бытия" . Действительно, являясь оценочно-императивным способом освоения действительности, протекающем в рамках противоположности "добра" и "зла", мораль, вместе стем, выступает и как способ мировоззренческой ориентации человека в окружающем мире.1 А мировоззрение характеризуется главным образом своими интеллектуальными компонентами, поскольку только интеллект может обеспечить поистине конкретное, диалектическое отношение к миру, только благодаря интеллекту ситуация, объект, явление оцениваются не в их абстрактной изолированности, а во всем богатстве связей с социальной действительностью. Благодаря деятельности рациональных слоев нравственной структуры, личность определяет социальное и личностное значение тех или иных моральных ценностей, оценивает, корректирует, "читает" поступки и линии поведения в соответствии с этими ценностями.1 При этом интеллект более объективен по сравнению с эмоционально-чувственными элементами морального сознания, ибо главное отличие рационального мышления и чувствования состоит в том, что по своей сущности нравственные эмоции и чувства предназначены отражать лишь то, что затрагивает потребности данного человека, то, что дош него значимо, тогда как рациональное моральное мышление отражает и то, что еще не стало потребностью человека, лично его не затрагивает. Рациональные процедуры как раз и направлены на то, чтобы получить объективную истину (не зависящую, как известно, от эмоций человека) Рациональное, интеллектуальное в нравственной структуре личности - это осознанное, осознаваемое самим субъектом деятельности, и это очень важное Для морального самоопределения, поведения и самочувствия личности необходимо, чтобы моральные ценности, существенные моральные дилеммы, идеи, побуждения, последствия поступков были.представлены в области ясного сознания, осмыслены человеком.

Указанными особенностями интеллекта объясняется то огромное значение, которое он играет в свободном моральном выборе личности. В сфере морального выбора человека "мы имеем две реальности: I) сознательный выбор моральных ориентации, иными словами, выбор "стратегии" поведения (своего рода "теоретическое" моральное сознание) и 2) выбор поступка на основе этих моральных ориентации, т.е., можно сказать выбор "тактики" поведения ("практическое" моральное сознание)". И если во втором случае рациональный уровень морального сознания личности далеко не всегда может включаться, то первый случай морального выбора, на наш взгляд, в принципе невозможен без участия интеллекта, а нередко и ведущей роли интеллекта. Рациональный, интеллектуальный уровень морального сознания личности - довольно сложное образование. С одной стороны, интеллектуальное выступает в виде рационально-разумного-теоретического, а с другой, - рационально-рассудочного-обыденного. Эти две стороны представляют собой два способа мышления - диалектико-логический и формально-логический. Требование и особенность морального рассудка - однозначность суждений и оценок, осознание предмета, как отмечал Гегель, в его абстрактности, во "внутрен- нем простом различии", Ф.Энгельс также подчеркивал, что рассудок оперирует по строго заданной схеме, шаблону, без осознания самого метода, его границ и возможностей, в то время как разум стремится выйти за пределы сложившейся системы, способен целостно осознать ситуацию, явление, адекватно отражать их противоречия и возможности. Отсюда следует, что творческая способность присуща в моральном сознании личности прежде всего разумной стороне. Это хорошо подтверждается и предложенным В.Н.Саратовским подходом к рассудку как к инструменту, рассчитывающему технологию деятельности, а к разуму - как регулятору целей этой деятельности, подчиняющей себе рассудок как средство. Поясняя это, ученый приводит такое образное сравнение: "Царство рассудка без разума напоминало бы автоматический цех, где хорошо отлажено все, кроме одного - пульта управления.1 Разум без рассудка - это бессильный экстаз проповедника-утописта.; И только их единство дает нам подлинно человеческое думание, результативное и отвечаю-щее за свои результаты".

Таким образом, выделение рассудочной и разумной сторон позволяет глубже понять характерные черты рациональной сферы индивидуального морального сознания в целому "Дуэт" голосов рассудка и разума - очень важное качество нравственного сознания личности. И этот "дуэт" в различных соотношениях присутствует во всех элементах индивидуального морального сознания.

Несмотря на существенные различия разум и рассудок объединяет стремление логически обосновать то или иное решение. Это и нозволяет рациональному уровню выполнять свою "верховную" -целенаправляющую - функцию. Через рациональные элементы морального сознания во внутренний мир личности, ее нравственную тізнь вводится дисдиплинирующее мировоззренческое начало. Поэтому рациональные слои, рациональные элементы нравственного сознания человека "играют активную ..роль, придавая нравственному сознанию единую целенаправленность, соединяя составные его части и функционирующие механизмы в единую целостность". Интересно, что этические исследования показывают такую закономерность, как возрастание роли рациональных элементов общественного морального сознания в зависимости от его перехода к более высокой структуре ходе исторического развития, думается, это характерно и для индивидуального морального сознания.

Возрастные особенности становления морального сознания личности

Индивидуальное моральное сознание ограничено рамками жизни отдельного человека, поэтому необходимой предпосылкой его анализа является учет возрастных особенностей, которые в определенной мере служат рамками, ограничивающими те или другие общественные предписания и моральные требования,- Совершенно понятно, что моральное сознание школьника, взрослого человека и старика различно,- Общественное моральное предписание уже в силу различных возрастных особенностей людей по-разному преломляется в их индивидуальном проявлении. Таким образом, возрастной параметр, как проявление фактора времени, должен быть введен в структуру нашего знания и анализа морального сознания человека.1

Этический анализ возрастных особенностей строения и становления индивидуального морального сознания имеет своей необходимой предпосылкой, основой, своеобразным базисом фунда ментальные положения, разработанные советскими психологами. Применительно к нашему предмету анализа они таковы. I). Каждый возраст представляет собой целостное динамическое образование, обладающее специфической для него структурой, неповторимой взаимосвязью эмоциональной, рациональной и волевой сторон психической жизни человека. Он имеет и свою "социальную ситуацию развития", т.е. "исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей действительностью, прежде всего социальной". Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет весь образ жизни, социальное бнтие человека. 2). Динамика развития личности представляет собой постоянную смену возрастных структур личности, переход от одной возрастной ступени к другой, в процессе которой происходит перестройка личности в целом.1 Так, новая структура сознания, приобретаемая на каждой возрастной ступени, неизбежно означает и новый характер восприятий внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия своей внутренней жизни и своей активности. Вместе с тем "пройденные личностью ступени развития постепенно порождают ее иерархическую организацию, в составе которой позднейшие, более сложные и совершенные структуры не поглощают, но качественно видоизменяют, перестраивают, обогащают, регулируют, интегрируют образования более ранних ступеней через включение их в новые системы... отношений личности к миру, в новые жизненные позиции". 3). Важнейшие изменения в формировании личности, появление тех или иных возрастных новообразований в целом неразрывно связаны с ведущим видом деятельности (каковыми в разные периоды являются общение, игра, манипулятивная деятельность, учебная, профессиональная). При этом в развитии человека "имеют место, с одной стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений мезду людьми и на этой основе - развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно-выработанных способов действий с предметами и на этой основе - формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей". Оба периода постоянно сменяют друг друга. 4).1 Основным законом развития является разновременность в "вызревании отдельных сторон личности. На различных возрастных этапах на переднем плане оказываются то или иное свойство, та или иная функция. Так, например, у двухлетних детей доминирует аффективное восприятие, в дошкольном и младшем школьном память, затем - мышление. Таким образом, развитие с необходимостью включает в себя диспропорции, развитие одних элементов структуры за счет других. 5), Каящый возрастной этап биографии человека имеет свои наиболее благоприятные возможности для развития определенного рода качеств, сторон личности. Л.С.Выготский еще в тридцатые годы писал: "Известно, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Это значит, что только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям оказывается наиболее легким, экономным ж плодотворным0. 1 Данные современных психологических исследований показывают, что наличие оптимальных сроков с возможностью выделения даже верхних и нижних порогов характерно не только для обучения, но и для воспитания определенных черт ЛИЧНОСТИ." Эти периоды, наиболее благоприятные для развития определенных качеств и сторон развивающейся личности, получили название сен-зитивных периодов. Все эти положения психологической науки не нашли еще достаточно серьезного осмысления и применения в этическом анализе морального сознания в процессе онтогенеза. Однако без этого невозможно понять закономерности и возрастные особенности строения и становления индивидуального морального сознания, ибо нравственная структура личности в определенной степени включает в себя психологическую структуру, в определенной степени базируется на ней, пересекается с ней. Поэтому порой трудно отличить, где кончается психологический анализ и начинается собственно этический анализ возникновения и развития индивидуального морального сознания.

Значение нравственных навыков и привычек для формирования индивидуального морального сознания

Роль детского возраста в нравственном формировании личности не исчерпывается возникновением и развитием нравственных чувства Данный возраст имеет особую восприимчивость и для становления таких важнейших элементов индивидуально! нравственности, как нравственные навыки и привычки. Безусловно, нравственные навыки и привычки - это уже элементы поведения, а не морального сознания личности, однако значение их чрезвычайно велико для формирования и функционирования индивидуального морального сознания Вместе с тем в существующей этической литературе при анализе формирования нравственной структуры личности навыки и цри-вычки или выпадают из внимания исследователей, или роль их недооценивается Явная или неявная аргументация при этом следующая: мораль связана с осознанностью поступков, только то действие человека является нравственным, где решается проблема выбора, где человек осознанно принимает решение, где человек "творит" свое действие/ Однако в первой главе мы уже отмечали ограниченность трактовки, отказывающей сфере бессознательного в статусе "нравственного". "Исключите бессознательное из нравственного поведения, - писал В.Д.Днепров, - и вы убьете нравственность". К такому бессознательному относятся и нравственные навыки и привычки.

Выдающиеся педагоги прошлого и современности всегда отмечали огромное значение привычек и навыков в формировании личности. А.С.Макаренко постоянно напоминал, что существует два пути, которые тесно связаны и переплетены: воспитание сознания методом убеждения и воспитание привычных форм поведения посредством соответствующей организации жизненного опыта детей. В силу этого недооценка значения нравственных навыков и привычек недопустима, поскольку приводит к большим просчетам в нравственном воспитании.- Что же такое навыки и привычки? В какой мере они могут стать предметом этической квалификации? Какова их роль в формировании индивидуального морального сознания?

Уке с первых месяцев своей жизни человек включается в процесс социализации, вводится в систему общественных связей и отношений. Одним из условии введения человека в систему общественных связей и отношений являются навыки тех или иных действий, вырабатываемые у ребенка. Так, ребенка постоянно обучают действовать с определенными предметами, выполнять различные действия- операции, приучают обслуживать самого себя» Но точно также, как эти навыки-действия, необходимы и навыки поведения, которые отличаются от первых тем, что имманентно включают в себя отношение к окружающим людям, к обществу в целом. "Воспитание поведения всегда есть и научение определенным способам и нормам, процедурам и правилам регулирования действия. Воспитание, ни в коем случае не сводится к этим процессам научения нормам и процедурам поведения, но и невозможно без этих процессов, составляющих один из механизмов развития поведения человека. Думается, что понятие научения относится как к сфере обучения, так и к сфере воспитания, поскольку оно содержат в себе существенные признаки образования индивидуального опыта в определенных условиях управления поведением".

Таким образом, перед тем, как требовать и ожидать от ребенка правильного с точки зрения нравственности поведения, нужно научить его этим формам поведения, научить его нравственному поведению.1 А при обучении любой форме поведения необходим анализ конкретных умений и навыков, овладение которыми нужно для успешного выполнения именно этой деятельности. Под навыком понимают упрочинпийся способ выполнения действия, сформированного в результате упражнений.1 Особенностью образования навыка является их постепенная автоматизация, т.е. человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных, частных операций.- Поэтому навык характеризуется быстротой выполнения действия, автоматизмом. Выработанные навыки, как правило, не требуют контроля сознания при их выполнении. Все эти свойства навыка объясняются тем, что его физиологической основой является динамический стереотип, т.е. определенная система нервных связей, в которой каждый предыдущий элемент действия является сигналом дая последующего.1 Прочность образованных систем нервных связей, служащих основой овладения навыками, определяет быстроту и высокое качество действий.

Наряду с моторными, сенсорными, сенсомоторными навыками психологи ввделявэт и навыки поведения. Характеристика их и дает основание выделить нравственные навыки. Примерами простейших нравственных навыков у ребенка могут служить навыки культурного поведения. У самых маленьких - это умение не хлопать дверью, тихо разговаривать в транспорте, здороваться с людьми и прощаться, вежливо обращаться с просьбой или отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и предметам, подчиняться определенным запретам. У детей постарше - более сложные навыки поведения среда сверстников и со взрослыми: навыки самоорганизации, аккуратности, взаимопомощи, доброжелательности, трудолюбия, настойчивости.

Все перечисленные навыки имеют одну общую черту: они ориентированы на реализацию общественного интереса, приводят к определенному общно значимому результату Отсюда следует, что они обладают определенной моральной ценностью и могут быть подвергнуты нравственной оценке с точки зрения господствующих в обществе нравственных критериев.