Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственная культура мордовского этноса Ломшина, Елена Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ломшина, Елена Николаевна. Нравственная культура мордовского этноса : автореферат дис. ... кандидата философ. наук : 09.00.05 / Морд. гос. ун-т.- Саранск, 1994.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-3/522-2

Введение к работе

Актуальность исследования. Острый и активный интерес общества к проблемам духовности, нравственности характерен для переломных эпох истории, одну из которых ныне переживает Россия. В условиях, когда рушатся привычные жизненные ориентации, ценности, идеалы, а новые еще не рождены, общество и человек естественно обращаются к своим истокам, прошлому. Известно, что любой народ живет и совершает великие дела в истории благодаря цельности своего духа, а если этот дух распадается, он может сойти с исторической арены.

Поэтому обращение к изучению народной нравственности, духовных ценностей этноса имеет несомненную актуальность и обусловлено рядом обстоятельств:

во-первых, в разломы истории, как правило, имеет место кризис самой морали, проявляющийся в том, что определенные нравственные ориентиры не задают человеку устойчивой системы видения мира и общения с другими людьми, формируются новые образцы и нормы отношения к миру и деятельности, не укладывающиеся в привычные направления. Это порождает у человека неуверенность, нестабильность. Поэтому возрождение духовных, нравственных ценностей прошлого приобретает особую значимость;

во-вторых, поскольку нравственный прогресс так же противоречив, как и социальный в целом, важно в этих сложных условиях извлечь из прошлого те духовные, моральные ценности, которые, по словам А. С. Пушкина, являются основой "самостоянья" человека, залогом его жизнеспособности и нравственной силы;

в-третьих, историческая память народа есть необходимое условие его самоопределения, поскольку в ней заключены выстраданные веками идеалы и чаяния, на основе которых формируются ценности будущего;

в-четвертых, следует отметить, что система морального сознания мордовского этноса практически не изучена, хотя его этноэти-ка так или иначе затрагивалась этнографами, историками и философами в исследованиях по истории и теории духовной культуры. Между тем потребность в такого рода разработках резко возрасла в связи с активизацией процессов национального возрождения народов России, в том числе и мордовского народа — одного из крупных этносов нашей страны. Поэтому изучение народной нравственности, выявление системы и особенно структуры ценностных ориентации, обеспечивающей своеобразие нравственности конкретного этноса значимо и актуально для развития современной этической науки как в теоретическом, так и в практическом плане.

Вот почему центральное место в работе занимает раскрытие сущности и роли нравственной культуры, своеобразия нравствен-

ного сознания, выявление того, какое место занимают нравственные традиции в духовной жизни мордовского этноса на современном этапе.

Степень научной разработанности проблемы. Изучением нравственной культуры этносов (племен, народностей, наций ) занимается этноэтика. Это научное направление еще только формируется, и поэтому самой наукой еще окончательно не определено и не уточнено проблемное поле соответствующих исследований. В последнее время наметился значительный рост интереса к этноэти-ческим проблемам, что убедительно было продемонстрировано на состоявшейся в 1994 году в Киеве международной научно-теоретической конференции "Культура и этноэтика", на которой обстоятельно рассматривались методологические и теоретические проблемы этноэтики — традиции и инновации в моральной культуре этносов,экономические и политические аспекты этноэтики,перспективы развития моральной культуры этносов в XX в. и др.

Однако монографических работ по этноэтике пока нет. Имеются отдельные статьи, посвященные этическим традициям того или иною народа. К ним можно отнести: "Этические аспекты грузинской языческой мифологии" Буцхрикидзе Н. В. (1991 г.), "Мифологические корни этических категорий добра и зла" Махарадзе А. Ш. (1986 г.), "Избегание: формационная оценка или этический нейтралитет" Смирнова Я. С. , Першиц А. И. (1978 г.); монографию Валеева Д.Ж. "Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее" (1989 г,); недавно защищена кандидатская диссертация "Мораль и нравственность в системе этнокулитуры" Алиевой Р. М. (1992 г.) и др.

Большое количество этнографических работ посвящено описанию нравов, обычаев, традиций отдельных народов. К их числу принадлежат монографии Бгажнокова Б.Х. "Адыгский этикет" (1987 г.), Винничук Л. "Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима" (1988 г.), Громыко М. М. "Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века" (1986 г.), Романова Б. А. "Люди и нравы древней Руси" (1947 г.).

Моральная культура этноса может быть всесторонне изучена только в контексте общих проблем культурологии,которые глубоко разработаны в работах Бахтина М.М.. Гуревича А.Я., Лосева А.Ф., Лотмана Ю.М., Хейзинги И. и др.

В последние десятилетия общие теоретические проблемы нравственной культуры наиболее полно представлены в публикациях литовской этической школы, возглавляемой В. Жямайтисом . В этом направлении плодотворно работали и работают Бакштанов-ский В.И., Бачинин В.А., Будагов Р.А., Волченко Л.Б., Ганжин В.Т., Кобляков В.П., Согомонов Ю.В., болгарские этики Станков Д., Вичеи В. и др.

Культура этносов в историческом аспекте широко представлена в трудах Леви — Брюля Л., Леви — Стросса К., Мид М., Тайло-ра Э.Б., Фрезера Ж.Ж. и др.

Нравственная культура мордовского этноса до последнего времени не была предметом специальных системных исследований. Отдельные се аспекты отражены в работах этнографов: Беляевой Н. Ф., Евсевьева М. Е., Мельникова — Печерского П. И., Майнова В. Н., Маркелова М. Т.. Мокшина Н. Ф., Смирнова И. Н.; историков: Балашова В. А. , Заварюхина Н. В. , Юр-ченкова В. А. и др.; филологов: Маскаева А. И. , Самородо-ва К. Т., Радаева В. К.. Кавтаськина Л. С.Шуляева А. Д., Шаронова А. М.,Цыганкина Д. В.; искусствоведов: Бояркина Н. И., Брыжинского В. С.

Особый интерес представляет материал об этнокультувд мордовского народа, собранный финским ученым Паасоненом X .

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования — философско-этпческий и историко-этнографический анализ возникновения и функционирования нравственной культуры мордовского этноса. В соответствии с поставленной целью было намечено решение следующих задач:

определить ценностные приоритеты культуры мордовского этноса:

пыянить моральные образы и концепты в мифологии мордвы;

выделить ирреальный, реальный и идеальный аспекты нравственного сознания;

— выявить своеобразное оформление нравственных норм и
представлений этноса:

- проанализировать особенности нравственных отношений;

* См.: Попроси прані пи'мппп млыуры. Гслио.і симпозиума. Вильнюс. 1981;. Ира пс той на и кулыура' С'\ щиосп. Содержание. Специфика. Вильнюс: Мишпс.

1981. _

** 1'aasonen 11. Mordvinish Vnik.silichlmig. И ста us gegeben ting ubcrsol/t von P. Raiila -' Helsinki.-J В.- I93,S;II ІІ I 9J9; 111 В - I94I.IV 11.1947; V В.- 1977; VI B- 1977; VII ».- 19X0. VIII H- 14S1

установить акцентировку нравственных ценностей, присущих данному этносу;

провести сравнительный анализ этических систем угро-финских и других"народов;

выявить современные тенденции нравственного развития этноса.

Методологическая база. Теоретической и методологической основой исследования являются философско-этические работы отечественных и зарубежных авторов. За последние десятилетия этикам удалось внести большой вклад в развитие общей теории морали. Большое значение имеют работы Апресяна Р.Г., Александровой Р.И., Анисимова С. Ф., " Архангельского Л. М., Брейки-на О. В., Гусейнова А. А., Волченко Л. Б., Дробницкого О. Г. , Дубко Е.Л., Иванова В. Г., Зыбковца В. Ф., Валеева Д. Ж., Скрипника А. П., Смоленцева Ю. М., Титаренко А.И. и др. Разработанный этими авторами категориальный аппарат этической науки применен к анализу нравственной культуры мордвы.

Выводы, сделанные в результате проведенного исследования основаны на изучении :

устно-поэтического народного творчества этноса;

документов и материалов по истории мордвы;

архивного материала;

социологических исследований: "Нравственные ориентации и духовные интересы студенческой молодежи"; "Влияние национальных традиций на формирование духовно-нравственного мира личности в семье", проведенных автором;

этносоциологических данных исследования: "Традиции и новации в культуре этноса", проведенного НИИ регионологии при Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева.

Научная новизна исследования заключается в том, что нравственная культура мордовского этноса впервые представлена, благодаря использованию категориального аппарата этической науки, в систематизированном виде, а именно:

культура этноса рассмотрена через призму морального сознания, нравственного поведения, нравственных отношенн::;

осуществлен анализ конкретных форм ценностнеорпенгиру-ющей функции народной морали;

предпринята попытка вычленения общ-.*: л o^d.aoro б нравственной культуре,прослежена ее связь „ .,3^ ,_..о_-.ьс-...:.і;і

ценностями. С одной стороны, нравственная .-.\:и..у, ^,.г,и... ?../."„

этноса рассматривается как часть всеобщей, с другое, ^.дслліотс;-: се особенности, специфичность, этническое cr,OL.,C^a^::c.

в дополнение к этому вычленено понятие "ьтянь- бабань койть" (отеческие традиции), которое выступает ведущим элементом в преемственности поколений; '

выявлена роль основных нравственных ценностей этноса, имеющих гуманистическую значимость на современном этапе, осуществляющих трансляцию социального опыта в культуре и репродуцирующих систему социальных связей и отношений;

впервые составлен зрзянско-русский словарь этических терминов.

Практическая ценность исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении специальных курсов по истории нравственности этноса, а также в гуманистической, воспитательной деятельности и педагогическом просвещении.

Апробация работы. Основные результаты исследования обсуждались на Огаревских чтениях в' Мордовском университете , научно-практической конференции "Как возродить духовность общества и спасти культурное наследие России" ( Пенза, 1992 г. ), международной научной конференции "Мордовский народ: история, современность, перспективы" ( Саранск, 1994 г.), международной теоретической конференции "Культура и этноэтика" (Киев, 1994 г.). Автор участвовал в работе Молодежной Ассоциации Финно-угорских народов ( Тарту, 1993 г. ). Диссертация обсуждена на кафедре этики Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева в июне 1994 г. и рекомендована к защите.