Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственные основания мировоззренческих идей Н.М. Карамзина Кувшинова Наталья Владимировна

Нравственные основания мировоззренческих идей Н.М. Карамзина
<
Нравственные основания мировоззренческих идей Н.М. Карамзина Нравственные основания мировоззренческих идей Н.М. Карамзина Нравственные основания мировоззренческих идей Н.М. Карамзина Нравственные основания мировоззренческих идей Н.М. Карамзина Нравственные основания мировоззренческих идей Н.М. Карамзина
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кувшинова Наталья Владимировна. Нравственные основания мировоззренческих идей Н.М. Карамзина : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Кувшинова Наталья Владимировна; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т].- Шуя, 2009.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/187

Введение к работе

Актуальность исследования. Н.М. Карамзин – мыслитель, писатель, критик, журналист, историограф, преобразователь русского языка. Вклад Н.М. Карамзина в историю культуры настолько многообразен, что исследовать его творчество можно в различных ракурсах. В настоящем исследовании творчество Н.М. Карамзина рассматривается преимущественно в этико-философском аспекте.

В.Г. Белинский, определяя роль и значение Н.М. Карамзина в русской культуре, в 1843 году охарактеризовал два рода исторических деятелей: к одному из них принадлежал Н.М. Карамзин, к другому А.Н. Радищев: «… одни (деятели – Н.К.) своими делами творят новую эпоху, действуют на будущее; другие действуют в настоящем и для настоящего. … Первые, если они действуют на литературном поприще, завещевают потомству творения вечные, неумирающие; вторые – пишут для своих современников, и их произведения для будущих поколений получают уже не безусловное, но только историческое значение, как памятники известной эпохи. К числу деятелей второго разряда принадлежит Карамзин…».

Прошло более полутора веков с тех пор, как прозвучало это высказывание. И сегодня, с высоты наших дней, можно сказать, что время доказало другое. А прав ли В.Г. Белинский? Н.М. Карамзин интересен своими идеями для современного общества. Времена меняются, и в каждом времени есть свои герои, под влиянием которых свершается история. В.Г. Белинский прав для прижизненного периода, характеризующего отношение современников к А.Н. Радищеву и Н.М. Карамзину. Но он не рассмотрел величия данных фигур в исторической перспективе. Есть времена, и есть вечность, более длительная перспектива.

Личность и творчество Н.М. Карамзина в какой-то период действительно не привлекали внимание читателей и мыслителей, но сегодня, в постсоветском обществе, Н.М. Карамзин вновь актуален. А.Н. Радищев в советский период рассматривался как революционер, он воспринимался как бунтарь, призывающий свергнуть самодержавие, расшатать основы Российской империи. Постсоветский период вернул интерес к Н.М. Карамзину, для которого проблемы сохранения и упрочнения русского государства были важнейшими.

В настоящее время остро встает вопрос необходимости обоснования нового пути развития России, основанного на сочетании традиций и новаций. Президент РФ в Посланиях Федеральному Собранию РФ 2007 - 2008 г.г. подчеркнул необходимость возрождения духовных, нравственных традиций России, призвав для определения правильных ориентиров развития страны опираться на базовые морально-нравственные ценности, такие как патриотизм, «уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей истории». В связи с государственной программой возрождения России, возникает потребность в воспитании гражданина, отвечающего требованиям нового времени, и обладающего, в первую очередь, такими нравственными качествами, как гражданственность и патриотизм. Но возрождение России немыслимо без обращения к историческому наследию. Поэтому вновь становятся актуальны взгляды Н.М. Карамзина, для которого вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, возрождения духовных, нравственных традиций России были основными.

Степень научной разработанности проблемы. В результате исследований творчества Н.М. Карамзина российская, в том числе и советская, наука накопила богатый материал. Но, несмотря на многочисленные исследования по изучению взглядов Н.М. Карамзина, именно этическая сторона его творчества, посвященная вопросам формирования патриотизма и гражданственности, раскрыта не достаточно. Отсутствуют работы, раскрывающие нравственно-мировоззренческую позицию мыслителя по вопросам нравственного воспитания граждан в условиях Российской самодержавной государственности.

В досоветский период творчество мыслителя изучали В.Г. Белинский, Я.К. Грот, В.О. Ключевский, А.А. Корнилов, П.Н. Милюков, М.П. Погодин, Л.И. Поливанов, А.Н. Пыпин, Б.М. Эйхенбаум и многие другие. Несмотря на некоторые расхождения в оценке творчества мыслителя, все исследователи отмечали «гражданский подвиг Карамзина» в деле воспитания российских граждан: создание русской публики, читающей именно русские, а не французские книги, просвещение русского общества, рассмотрение нравственных вопросов, деятельность по преобразованию русского языка. Особенно высоко была оценена роль «Истории государства Российского» в воспитании патриотизма и гражданственности российских граждан. Все работы данного периода содержат анализ многих сторон творчества Н.М. Карамзина, но на специальные исследования нравственного содержания наследия мыслителя не акцентированы.

В советский период творчество Н.М. Карамзина активно исследовалось в науке, но для работ этого периода характерна ярко выраженная идеологическая направленность. В 20-х г.г. ХХ в. М.Н. Покровский и А.В. Луначарский рассматривали взгляды Н.М. Карамзина как реакционные и крепостнические, что впоследствии было воспринято официальной советской историографией и литературоведением. Но уже в 40-е г.г. ХХ в. наметились новые тенденции в изучении творчества Н.М. Карамзина. Так, Г.А. Гуковский подчеркивал уважение мыслителя «к понятиям свободы, просвещения, гражданского долга, независимости личности».

В 40-50-е г.г. ХХ в. философские взгляды Н.М. Карамзина изучали за рубежом В.В. Зеньковский и В.В. Леонтович. В.В. Зеньковский, рассматривая Руссо в качестве «главного вдохновителя» формирования философских взглядов Н.М. Карамзина, особенно подчеркивает наличие у мыслителя «примата эстетического момента» и считает Н.М. Карамзина «представителем эстетического гуманизма». В.В. Леонтович, в противовес официальной советской идеологии, относит Н.М. Карамзина к представителям либерального направления, осуществляемого в рамках абсолютной монархии, особо указывая на стремление мыслителя к предоставлению гражданской свободы всем членам общества. Автор подчеркивает решающее значение, которое Н.М. Карамзин «придает нравственным принципам, этическим требованиям в государственной и общественной жизни».

Начиная с 60-х г.г. ХХ в. происходит переосмысление взглядов мыслителя, и отход от идеологической оценки его творчества. Ю.М. Лотман в 1957 г. в работе «Эволюция мировоззрения Карамзина», заложил основы нового, политически неангажированного прочтения творчества Н.М. Карамзина. Данный подход прослеживается и в работах П.Н. Беркова, Г.П. Макогоненко, которые поставили вопрос о необходимости определения подлинной исторической роли Н.М. Карамзина в формировании общественного сознания.

В 70-80 г.г. ХХ в. исследователи продолжили изучение творчества Н.М. Карамзина, рассматривая общественно-политические взгляды мыслителя (Л.Г. Кислягина) и роль его главного произведения, «Истории государства Российского», в патриотическом воспитании граждан (Н.Я. Эйдельман, В.П. Козлов и др.)

В исследованиях постсоветского периода чаще всего происходит обращение к последнему этапу деятельности мыслителя, характеризующемуся консервативным мировоззрением. Это работы Д.В. Ермашова, А.А. Ширинянца, исследователей идеологии русского консерватизма В.А. Гусева, Л.П. Костыря, Э.А. Попова, Э.Г. Соловьева, Ю.А. Филатовой, и других. Данные работы позволяют выделить основные черты консервативных взглядов мыслителя и рассмотреть его вклад в воспитание патриотизма русского народа.

Исследования указанных авторов дали возможность осознать сложность и неоднозначность исследуемой проблемы, способствовали формулированию теоретической проблемы исследования и выбору теоретико-методологических оснований диссертационного исследования.

Целью исследования является выявление нравственно-мировоззренческих идей Н.М. Карамзина как основы мировоззрения русского патриота и гражданина.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть этико-философские идеи Просвещения и определить их роль в становлении взглядов Н.М. Карамзина;

  2. Проанализировать формирование нравственных воззрений Н.М. Карамзина;

  3. Раскрыть роль идей патриотизма и гражданственности как условий развития русского общества;

  4. Провести анализ представлений Н.М. Карамзина об идее гражданского общества;

  5. Выявить принципы нравственного обоснования Н.М. Карамзиным идеи самодержавия;

  6. Рассмотреть идею религиозно-нравственного воспитания гражданина у Н.М. Карамзина.

Объектом исследования является система взглядов Н.М. Карамзина (в аспекте исторического и этического понимания им судеб и перспектив развития России) на русского человека, общество, государство.

Предметом исследования выступает рассмотрение нравственного содержания воззрений Н.М. Карамзина, касающихся вопросов формирования гражданина через воспитание гражданственности, патриотизма, нравственного, религиозного, правового воспитания.

Методологическая основа исследования. В процессе решения основной проблемы работы применен диалектический метод, позволяющий рассматривать эволюцию нравственно-мировоззренческих взглядов Н.М. Карамзина. Междисциплинарный статус исследуемой проблемы позволяет раскрыть многообразное содержание взглядов Н.М. Карамзина, рассмотренных в работах по философии, этике, политологии, русской истории, культурологии, истории литературы, и вовлеченных в процесс анализа посредством системного метода. Данный метод позволил преодолеть неполноту, односторонность взглядов на Н.М. Карамзина только лишь как на беллетриста, историка, реформатора русского языка, исследовать нравственные воззрения Н.М. Карамзина в комплексе. Заявленная цель исследования, кроме того, предполагает применение методов этического подхода к проблеме. В соответствии с историческим методом рассмотрение нравственно-мировоззренческой концепции мыслителя дано в аспекте ее генезиса и развития в условиях конкретной исторической ситуации.

Теоретической основой данной работы являются фундаментальные исследования междисциплинарного характера В.Г. Белинского, Я.К. Грота, Г.А. Гуковского, В.О. Ключевского, А.А. Корнилова, П.Н. Милюкова, М.П. Погодина, Л.И. Поливанова, А.Н. Пыпина, нравственных воззрений Н.М. Карамзина, предпринятые отечественными исследователями В.В. Зеньковским, В.В. Леонтовичем, Б.М. Эйхенбаумом, специальные исследования консервативного мировоззрения мыслителя, проведенные учеными МГУ Д.В. Ермашовым и А.А. Ширинянцем, исследователями русского консерватизма В.А. Гусевым, Л.П. Костыря, Э.А. Поповым, Э.Г. Соловьевым, Ю.А. Филатовой и других.

Научная новизна исследования. Работа является первым диссертационным этическим исследованием нравственных оснований мировоззренческих идей Н.М. Карамзина. Впервые предложено системное рассмотрение основных нравственно-мировоззренческих идей Н.М. Карамзина:

  1. Понимание Н.М. Карамзиным патриотизма как естественноисторического чувства человека и гражданина.

  2. Обоснование Н.М. Карамзиным гражданственности как социального качества человека в современном мыслителю обществе.

  3. Обоснование Н.М. Карамзиным самодержавия как способа правления, с необходимостью порожденного историческим развитием русского народа.

  4. Обоснование Н.М. Карамзиным идеи воспитания гражданина как важнейшей задачи общества и государства.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении области исследования и анализа творчества Н.М. Карамзина, привлечения внимания ученых и широкой общественности к необходимости исследования нравственных воззрений Н.М. Карамзина, использование его творческого наследия при формировании патриотизма и гражданственности российских граждан, таким образом, ставится важная и перспективная проблема в научном плане.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов, положений и выводов исследования в школьном и вузовском курсах отечественной истории, при разработке лекций и проведении семинарских занятий по этике в рамках новых программ гуманитарного цикла, в рекомендациях заинтересованным образовательным, воспитательным и общественным организациям.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Нравственно-мировоззренческая концепция Н.М. Карамзина сочетает в себе черты консерватизма и элементы просветительской идеологии, в которой дано нравственное обоснование самодержавия с православно-патриотических позиций. Идейная эволюция Н.М. Карамзина включает в себя три периода:

- 1785 - 1792 г.г. – период сентиментального республиканизма,

- 1793 - 1801 г.г. – период определения ценностных ориентиров,

- 1802 - 1826 г.г. – период этического монархизма (консерватизма).

  1. Воспитание добродетельных граждан под влиянием сильной личности (монарха), способствует формированию гражданского общества. Следствием формирования гражданского общества, духовную составляющую которого являются добродетельность и просвещенность его членов, может стать, по мысли Н.М. Карамзина, установление республиканской формы правления.

  2. Подданный в самодержавном государстве, в понимании Н.М. Карамзина, не бесправный раб, а мужественный гражданин, обязанный не только повиноваться монарху, но и имеющий возможность свободно излагать свое мнение на государственные дела. Отсюда вытекает нравственное обоснование идеи самодержавия как формы правления, при которой возможна забота о счастье подданных и соблюдение их прав и свобод.

  3. Патриотизм, в понимании Н.М. Карамзина, это не только важнейший принцип гражданственности как политической позиции, но и нравственное состояние личности. Гражданственно-политическая позиция расширяет свободу человека, индивида, личности.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, обсуждались на заседании кафедры философии и религиоведения ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», прошли апробацию в выступлениях на международной научной конференции «Проблемы повышения качества подготовки учителя», международной научно-практической конференции «Образование в XXI веке: этика, религиоведение, педагогика», II Шуйской сессии студентов, аспирантов, молодых ученых, Всероссийской научно-практической конференции «Патриотизм и патриотическое воспитание в современном обществе: проблемы, реалии, традиции и инновации, перспективы», результаты диссертационного исследования опубликованы в ряде статей, в том числе в научных журналах «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского» и «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова», включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы, содержащего 210 наименований.