Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственные основы толерантности в современной социокультурной ситуации Касьянова Евгения Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Касьянова Евгения Ивановна. Нравственные основы толерантности в современной социокультурной ситуации : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.05 / Касьянова Евгения Ивановна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2009.- 41 с.: ил. РГБ ОД, 9 09-2/442

Введение к работе

Актуальность исследования. В жизни мирового сообщества и научном ее осмыслении одним из наиболее значительных, отвечающих сложным процессам международного, межконфессионального и культурного общения народов, является феномен толерантности. Толерантность стала своеобразным велением времени, стратегии и тактики международных, общественных и межличностных отношений.

Для современного этапа развития человечества характерны разнонаправленные и во многом противоречивые тенденции. Мир становится многополярным, мозаичным за счет выхода на арену самостоятельного исторического творчества всё новых участников в виде национально-государственных образований, этнических и конфессиональных общностей, а также многочисленных социокультурных групп, имеющих собственную культурную идентичность. Наряду с процессами глобализации, интеграции идут процессы дифференциации, самоидентификации, что нередко приводит к конфликтам и коллизиям, особенно, когда приходят в столкновение разные культуры и цивилизации.

В настоящее время, когда мир испытывает рост агрессии и широкое распространение насильственных способов решения социально-политических, религиозных, этнических проблем, вполне закономерным является стремление к распространению новой философии толерантности, которая обосновывала бы иную систему жизненных ценностей и приоритетов. Как уважение к представителям различных этносов, религий и культур, толерантность выступает непременным условием выживания и развития современной цивилизации. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе диалога и соглашения.

Концепция толерантности, как атрибута демократической политической культуры, была и остается в фокусе внимания научных интересов аналитиков. Формирование гражданского общества в России, вхождение России в международное политическое пространство возможно лишь при усвоении фундаментальных демократических ценностей, одной из которых является толерантность. Отсюда актуальность научного выяснения ее реальных основ и функционального содержания.

Проблема толерантности актуальна также для современной России в силу ее многонационального состава и многоконфессиональности, трансформации российского общества, усиления проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов, снижения согласия и терпимости в социуме. Эти обстоятельства делают необходимым утверждение толерантности в России.

Важное значение для развития толерантности представляет нормальное функционирование основных механизмов интеграции общества. В качестве интеграторов, как правило, рассматриваются религия, государство, культура, мораль, право и т.д. Среди них особое место может занять институт

образования. В современной образовательной парадигме акцентируется проблема формирования толерантного сознания молодежи, поскольку она является мощным рычагом последующих общественных изменений.

Для российского общества характерно ослабление действия всех вышеуказанных интеграторов. В частности, проблема современного общества - падение нравственного уровня людей, является общей причиной многих социальных девиаций.

В общественном сознании сложился своеобразный ценностный вакуум, который в наибольшей . степени оказывает влияние на молодежь, находящуюся на пороге самостоятельной жизни. В этих условиях большое внимание должно уделяться вопросам нравственного становления личности, которое по своей сути работает на будущее, закладывает основы для общественных изменений, предопределяя в большей мере его развитие.

Поэтому важным становится рассмотрение сущности и особенностей утверждения толерантности в российском государстве, выявление ее нравственных основ и нравственного потенциала. Противоречие между возрастающей социальной потребностью общества в утверждении толерантности как стратегии взаимодействия между социальными группами и людьми, толерантности как нравственной ценности, и недостаточной привлекательностью эталонов толерантных моделей поведения, существующих в социуме, и определяет актуальность данной темы. Можно выделить еще ряд противоречий, обусловливающих необходимость анализа нравственных основ толерантности, в частности, противоречие между высоким уровнем значимости толерантности для развития молодого поколения, а также развивающегося гражданского общества, с одной стороны, -и недостаточным уровнем толерантности педагогов как влиятельной профессиональной группы, и студентов, с другой стороны.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Феномен толерантности в нашей стране систематизировано и интенсивно начал разрабатываться с середины 90-х годов XX века. Можно выделить несколько аспектов, в которых осуществляется анализ и оценка полидисциплинарной категории толерантности в научной литературе.

- Историко-философский: в традициях русской религиозно-философской мысли следует выделить произведения Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, В. С. Соловьева, И. Л. Солоневича и др., в которых осмыслены духовно-исторические основы российской цивилизации. В трудах русских ученых и исследователей Н. Я. Данилевского, А. С. Хомякова и др. исследованы религиозно-духовные ценности российского общества в русле культурно-цивилизационного процесса. Глубокому всестороннему изучению традиционных цивилизационных систем и механизмов их функционирования посвящены работы зарубежных исследователей: М. Вебера, Г. Гегеля, Т. Бокля, И. Канта, К. Маркса, Л. Моргана, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Ф. Энгельса, О. Шпенглера и др., а также современных представителей историко-философской школы: К. Поппера, Г. Риккерта, А. Дж. Тойнби, С.

Хантингтона. В их трудах раскрыты методологии и модели познания путей развития цивилизаций.

Историко-философский аспект темы толерантности актуализирован в работах таких авторов, как Р. Верной, О. Грелл, В. А. Гура, Е. В. Дворецкая, В. М. Золотухин, И. Карли, А. С. Колесников, Дж. Лаурсен, В. А. Лекторский, У. Монтер, Р. Портер, Л. В. Скворцов и др.

- Философский: толерантность исследуется как философская
категория диалектического отражения социального поведения человека и его
гармоничного взаимодействия с окружающим миром (В. А. Васильев, Б. С.
Гершунский, В. А. Лекторский и др.). Толерантность трактуется как
«ценность-в-себе» (для Г. Маркузе - «цель-в-себе», для Питера П.
Николсона - «благо-в-себе») или, как одна из ценностей либеральной
демократии. «Конфликтный» исследовательский подход к толерантности в
отечественной философии подробно разрабатывается Б. Капустиным, а на
западе его придерживается Шанталь Муфф, Жижек Лаклау.

- Этический: толерантность рассматривается как добродетель. Джон
Ролз и другие представители деонтологического либерализма видят в
толерантности некий моральный идеал, к достижению которого обществу
необходимо стремиться. В отечественной научной мысли также существует
традиция рассмотрения толерантности во взаимосвязи с моралью (Вл.
Соловьев «Оправдание добра», И. С. Кон, А. А. Гусейнов, Е. В. Магомедова).
В этике можно выделить два основных подхода к пониманию толерантности.
При первом подходе толерантность выступает как самостоятельная
общезначимая ценность. Толерантность при этом трактуется как всеобщий
принцип, действие которого не ограничено никакими условиями. Пример
толерантности такого типа может быть выражен в требовании
равнозначности любых идей, представлений, точек зрения. В этом смысле
«толерантность» тождественна «плюрализму». Толерантность, описываемая
таким образом, исключает насилие, отождествляя последнее с абсолютным
злом. х

При втором подходе толерантность определяется как возможность воспринимать чужие представления и принципы, если только они не противоречат требованиям морали. В рамках данного подхода признается относительный характер толерантности. Границами толерантности считается морально неприемлемое, человеконенавистническое сознание и поведение, исключающее идею толерантности. В рамках такого подхода признается возможным использование насилия в определенных ситуациях, называемого в связи с этим А. А. Гусейновым «прагматическим» пониманием насилия.

- Культурологический: специфика данного аспекта изучения
толерантности отражена в большом пласте отечественной
культурологической литературы (Ю. А. Аверин, А. И. Арнольдов, М. М.
Бахтин, А. Я. Гуревич, М. С. Каган, В. Л. Кургузов, Ю. М. Лотман, Б.
Малиновский и др.). Она выражается в исследовании толерантности через
механизмы культурного освоения и воспроизводства, инкультурации
личности. Пониманию и обоснованию проблемы в процессе

социокультурного воздействия помогают труды зарубежных учёных: Ф. Боаса, К. Вальверде, X. Г. Гадамера, К. Клакхона, П. А. Сорокина, А. Тойнби, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера, А. Швейцера, О. Шпенглера, К. Ясперса. Работа культурологического направления выразилась в разработке таких проблем, как: культура мировой солидарности, мирового сотрудничества, диалога, толерантности; освоение культурного наследия человечества; отстаивание свободы выражения мнений и культурного многообразия. Она также представлена в двух основных концепциях: концепции толерантности в современном мегаполисе и концепции взаимодействия и взаимодополнительности разных направлений в искусстве, таких, например, как искусство авангарда и традиционное искусство. Первая из этих концепций смыкается с идеей «прагматического плюрализма», изложенной в работе Б. Рубла «Second Metropolis». Вторая же представляет собой абсолютно новый подход к описанию стилей, направлений и жанров современного искусства, поскольку рассматривает художественные практики XX-XXI вв. как своеобразную «школу толерантности». Важным итогом работы направления, таким образом, является идея о том, что разнообразие художественных практик выполняет помимо чисто эстетической еще и практическую социально значимую функцию своеобразного обучения толерантности.

- Политический: предмет политического подхода - политическая
толерантность, формирующаяся в отношениях между отличающимися
политическими взглядами, личностями, общественными движениями,
организациями, партиями, информационными структурами, субъектами
международных отношений, нахождение консенсуса между
переговорщиками; поиск политических союзников, дипломатия (особенно
превентивные дипломатические действия). Роль и функция системы
демократических норм и ценностей в обеспечении стабильности
демократии- основной вопрос, определяющий концептуальные и
методологические подходы к исследованию политической толерантности.

Существенен вклад в концептуализацию политической толерантности Самюэля Стоуффера, Джона Салливана, Пола Снидермана, Джеймса Гибсона, Филиппа Тетлока, Джеймса Гластера, Майкла Хаута. Наиболее представительные авторские системы взглядов разработали И. Валлерстайн, В. Иноземцев, В. Н. Лукин, Т. В. Мусиенко, С. Хантингтон, А. Чичановский, А. Этциони и др.

- Психофизиологический и общепсихологический, содержащий
анализ состояния когнитивных функций, индивидуально-типологических
особенностей личности, устойчивости к фрустраторам, уровней реализации
личностных потенциалов, развития мышления и интеллекта как ключевых
факторов формирования толерантного поведения (Б. Г. Ананьев, А. Г.
Асмолов, А. К. Болотова, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Б. В. Зейгарник,
Е. П. Ильин, Б. Р. Кадыров, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. И.
Фельдштейн, В. С. Чернявская и др.).

- Социологический и этносоцнологнческнн: оценка толерантности
как проявления социализации и социальной адаптации в поликультурном
социуме (Ю. В. Бромлей, 3. Т. Гасанов, М. В. Савва и др.).

- Педагогический: личностно и коллективно ориентированная,
инновационная и традиционная педагогика, обосновывающая стратегию
педагогической деятельности для успешной организации межэтнического
взаимодействия в поликультурном учебном коллективе (Е. В. Бондаревская,

B. В. Давыдов, И. А. Колесникова, М. Н. Кузьмин, И. В. Крутова, Н. Н.
Суртаева, Г. М. Шеламова, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.).

- Историографический: оценка толерантности как фактора
устойчивости общества в исторической эволюции национальной политики
России (Р. Г. Абдулатипов, А. Н. Сахаров, Ю. И. Семенов, В. А. Тишков и

др.).

- Филологический: «лингвокультурологические проблемы
толерантности». В рамках направления впервые в российской филологии
проводится анализ толерантного и тоталитарного языков. Таким образом,
проблемы толерантности рассматриваются как проблемы речи, исследуются,
какие речевые практики являются индикаторами толерантности и
интолерантности в современном обществе, как воспринимается в наивном
языковом сознании сам концепт толерантности, и как он связан с другими,
стоящими рядом с ним понятиями, такими как терпимость, миролюбие,
ненасилие, демократия и пр. (А. С. Вепрева, Н. А. Купина, О. А. Михайлова).

В отечественной науке тема толерантности популярна в многочисленных исследовательских центрах: в Институте Философии РАН, в Уральском МИОНе, в Институте Социологии РАН, в Институте Толерантности Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы; проблемы толерантности не раз поднимались на Ломоносовских чтениях в МГУ.

За последние годы написаны и защищены диссертации, посвященные проблемам толерантности. Наиболее близкой по \тематике является диссертация Р. Р. Валитовой «Толерантность как этическая проблема». Очень активно проблематика толерантности разрабатывается в педагогике (Н. П. Едыгова, П. Ф. Комогоров, Н. Ю. Кудзиева, И. В. Крутова, А. О. Наследова,

C. Н. Толстикова, В. В. Шалин). В философии активно работали
исследователи В. М. Золотухин, Н. В. Круглова, Ф. М. Малхозова, М. Б.
Хомяков. В психологии - Н. В. Мольденгауэр, Н. В. Недорезова.

При всем многообразии направлений исследования толерантности до сих пор остаются малоисследованными роль морали в формировании толерантности, нравственный механизм детерминации толерантности, что отрицательно сказывается на изучении толерантности в целом. Актуальность этих проблем и их недостаточная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи данного диссертационного исследования.

Объект исследования - феномен толерантности в системе единства и многообразия цивилизаций, в современной социокультурной ситуации России.

Предмет исследования: нравственные основы толерантности и
толерантного образа жизни. Предметным фрагментом исследования
выступит также феномен толерантности в системе высшего
профессионального образования. <

Цель исследования - выявить нравственные основы толерантности, теоретически обосновать роль морали в формировании толерантности, значение института образования-как важнейшего фактора формирования потребности в толерантном поведении.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

1. Исследовать феномен толерантности в этико-культурно-
цивилизационном аспекте. Проанализировать западные и восточные
цивилизационные особенности понимания толерантности, российскую
культурную традицию толерантности, российскую концепцию толерантности
в современной сиоциокультурной ситуации, феномен толерантности в
этическом аспекте глобализации.

2. Выявить теоретико-методологические предпосылки исследования
нравственных основ толерантности и толерантного образа жизни.
Представить социокультурную интерпретацию толерантности как
нравственного понятия в российской культурной традиции.

  1. Обосновать толерантный образ жизни как интегративный показатель толерантности.

  2. Раскрыть соотношение структур понятий «нравственные основы», «толерантность», «образ жизни».

  3. Осуществить анализ нравственных основ толерантности, структуры нравственного механизма детерминации толерантности.

6. Исследовать толерантность как нравственную ценность и норму
сосуществования, как личностное качество. Обосновать нравственную
активность как сущностную характеристику толерантности.

7. Определить возможности и роль института образования в
формировании толерантности как социально и личностно-значимой
ценности, исследовать ее место в системе моральной компетентности
технического специалиста.

8. Выявить сущность коммуникативной толерантности в структуре
межличностного общения студентов и факторы ее формирования.

Гипотезы исследования:

Концептуальные идеи исследования нашли свое отражение в основной гипотезе: толерантность имеет нравственную природу, мораль является нравственной детерминантой толерантности. Толерантный образ жизни может рассматриваться как интегративный показатель толерантности, нравственная активность - как сущностная характеристика толерантности.

Основные положения исследования апробируются также в частных гипотезах:

феномен толерантности имеет социокультурные основы в жизни разных цивилизаций. Специфика возникновения толерантности в российской

культуре связана с христианским принятием страдания, долготерпения, любви к ближнему, с такими нравственными качествами как доброта, милосердие, сострадание и самопожертвование, которые являются ключевыми для характера русского народа. Российская концептуальная модель толерантности основана на сотрудничестве культур, этносов и религий, социальных общностей, групп. Близость культурных традиций разных слоев и ценностное единство общества создают предпосылки для формирования социального согласия как значимой характеристики российской концепции толерантности;

целостное понимание толерантности требует рассмотрения ее как двухуровневого иерархического образования. Первый уровень -фундаментальный - составляет концептуальное осмысление базисных теоретических основ толерантности, в том числе нравственных -толерантность как нравственная ценность, толерантность как норма и толерантность как действие. Второй уровень - регулятивный - включает разработку, изучение и совершенствование нравственного механизма утверждения толерантности. Результатом регулятивного воздействия на социальное поведение является формирование установки личности к позитивному взаимодействию с различными формами существования инаковости, толерантность как нравственное качество личности;

отечественная система высшего профессионального образования будет обеспечивать достаточно высокий уровень сформированное толерантности у обучающихся, если в процессе подготовки студента категория «толерантность» будет специально обозначена и органично вписана в содержание образования и методы организации деятельности на всех уровнях.

Теоретическую базу настоящего исследования представляет полидисциплинарная разноаспектная характеристика, анализ и оценка категории толерантности в научной литературе. Особое внимание в современной философии уделяется проявлениям толерантности в различных сферах жизни общества - коммуникации (Ю. Ершов), международных (С. Л. Кропотов, В. И. Михайленко) и межэтнических отношениях (В. Е. Козлов, Н. В. Мольденгауэр), морали (П. Николсон), политике (Дж. Мерфи, Дж. Чой, В. В. Шалин), праве (Дж. Горман, Н. Маккормик), религии (У. Джеймс, Дж. Коффи), экономике (В. О. Лобовиков), этике (Р. Р. Валитова, Н. Грамер, Г. Невью). При этом пути распространения толерантности в социальной жизни усматриваются исследователями преимущественно в образовании (Г. Д. Дмитриев, Д. В. Зиновьев, Е. Ю. Литвиненко, Р. Пратт, К. Уэйн и др.).

Работа базируется также на трудах по этике (Р. Г. Апресян, А. А. Гуссейнов, О. Г. Дробницкий, Е. Л Дубко. В. Г. Иванов, А. И. Титаренко, А. Ф. Шишкин и др.), социальным основам межличностного общения людей (А. А. Бодалев, Л. П. Буева, М. С. Каган, А. А. Леонтьев, А. В. Мудрик); научных положениях о сущности личности и ее психологической структуре (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов).

Методологическую основу диссертационного исследования

составляет современное научное мировоззрение, принципы системного, сравнительно-исторического, культурологического, цивилизационного подходов, а также историзма, развития, комплексности, взаимодополняемости, деятельностный и процессный методы.

Системный подход позволил раскрыть значение и место морали в системе факторов формирования толерантности, выделить главное, существенное - толерантный образ жизни как интегративный показатель толерантности. Сравнительно-исторический подход дал возможность осуществить историко-философский анализ концепций толерантности, выявить тенденции их изменения. Социокультурный подход предоставил возможность проанализировать нравственный механизм детерминации толерантности в современном социуме в условиях поликультурности и многоконфессиональности. Цивилизационный подход - исследовать истоки толерантности в различных культурах и религиях, феномен толерантности в аспекте глобализации. На основе деятельностного подхода образ жизни, как система форм жизнедеятельности, представлен в качестве интегративного показателя толерантности.

В основе диссертационного исследования также лежат основные научные подходы к исследованию толерантности, раскрытые в трудах С. Л. Братченко, П. Ф. Комогорова, И. Г. Пчелинцевой и др.

Экзистенциально-гуманистический подход позволяет представить толерантность как осознанную, осмысленную и ответственную, не сводимую к автоматизмам или стереотипным действиям. Толерантность рассматривается как ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и ответственного решения.

С позиции диверсификационного подхода толерантность - это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий множество линий проявления и развития, и потому пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, проявляется также в многообразии форм и видов толерантности.

С позиций когнитивного подхода толерантность в своей основе имеет знания и рациональные доводы, которые признают сложность, многомерность и многообразие, плюрализм культур и цивилизаций, мнений и суждений. Бихевиоральный подход дает возможность анализировать толерантность как особое поведение человека, направленное на конструктивное взаимодействие с «другим» на основе диалога.

Диалоговый подход исследует важный тип толерантности -межличностная толерантность - особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, в том числе - «иными». При фасилитативном подходе основное внимание уделяется поиску и созданию наиболее благоприятных условий для выработки каждым собственной, самостоятельной и независимой

толерантной позиции, для естественного, рефлексивного и индивидуального становления толерантности.

Методы исследования: диалектические: метод восхождения от
абстрактного к конкретному, индукции, дедукции, анализа, синтеза, аналогии
и др., общенаучные методы: идеализация, моделирование, сравнение,
мысленный эксперимент. Теоретический анализ философской, психолого-
педагогической литературы, мониторинг некоторых федеральных печатных
СМИ и интернет-сайтов, анкетирование, итервьюирование, контент-анализ
прессы, контент-анализ Интернет-публикаций, тестирование;

математические (статистическая обработка данных и графического представления материалов, ранжирование).

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют результаты социологических исследований, проведенных российскими социологами по проблеме толерантности, а также социологические исследования, проведенные автором в Забайкальском институте железнодорожного транспорта в течение 2002-2007 годов по проблемам «Социальный портрет студента ЗабИЖТа» (2002-2003 гг), «Социологическое обеспечение образовательного процесса» (2002-2005 гг), «Ценностные ориентации студенчества» (2003-2006 гг).

Научная новизна исследования определяется недостаточной разработанностью в науке этических аспектов проблемы толерантности.

1. Выявлены истоки толерантности в системе культур и цивилизаций,
обосновано, что толерантность находится в основании жизни разных
обществ. Выделены Основные подходы к толерантности, сложившиеся в ходе
историко-философского процесса. Исследованы основания толерантности в
русской культурной традиции.

  1. Представлена российская модель толерантности, основанная на социокультурных традициях терпимости и милосердия. Характерными чертами этой концепции являются интеграция цивилизаций, взаимная интеграция культур и этнрсов; сотрудничество культур, этносов и религий, социальных общностей, групп; социальное, социокультурное согласие, диалоговое взаимодействие и равенство позиций народов и социальных групп в общении. Представлен анализ толерантности в этическом аспекте глобализации, толерантность рассмотрена как актуальная нравственная ценность современного общественного развития.

  2. Обоснована и раскрыта взаимосвязь морали и толерантности. Толерантность рассматривается в русле социокультурного подхода как этическое понятие.

  3. Выполнен теоретико-методологический и эмпирический анализ нравственных основ толерантности и толерантного образа жизни, раскрыто содержание и структура нравственного механизма детерминации толерантности.

5. Выделен интегративный показатель толерантности - толерантный
образ жизни. Выявлены основные показатели толерантного образа жизни:

активность, осознанность, то есть способность к рефлексии, уважение, принятие значимого иного, самообладание.

6. Нравственная активность представлена как сущностная
характеристика толерантности. Нравственную активность можно определить
как специфическую активность индивида, направленную на практическое
осуществление моральных требований, исходящих от общества.

  1. Раскрыта роль образования в формировании толерантности и обоснована идея о том, что толерантность - это цель и необходимый компонент образования. Регулирующее воздействие на образ жизни студента мораль будет выполнять только, если толерантность будет включена в систему ценностей и будет сформирована в системе образования потребность в толерантном поведении.

  2. Обосновано, что для утверждения толерантности необходимо: формирование толерантности в системе ценностей студентов и превращение толерантности в регулятивный принцип их профессиональной и внепрофессиональной деятельности, включение толерантности в систему моральной компетентности специалистов. Коммуникативная толерантность представлена как интегральное образование, означающее психосоциальную характеристику личности с доминантной направленностью сознания на терпимое, бесконфликтное коммуникативное поведение, на особый, доброжелательный тип взаимодействия индивида с другими людьми.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят вклад в развитие современного знания о сложном и многоаспектном феномене толерантности посредством исследования нравственных аспектов, нравственных основ, нравственного механизма детерминации толерантности; расширяют методологический потенциал этики, философии в анализе толерантности; способствуют повышению эффективности проведения социологических исследований по измерению уровня толерантности. Они могут быть применены при подготовке лекционных курсов и\ спецкурсов по дисциплинам «Социология», «Социальная работа», «Социальная психология», «Этика» и других дисциплин гуманитарного цикла с учетом проблем толерантности в образовательном цикле для студентов вузов.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что

- полученные результаты и сделанные выводы могут послужить
основой для разработки программ по решению межэтнических,
межконфессиональных, межличностных, межгрупповых проблем.
Исследование открывает прикладные возможности, в частности, для
профилактики и определения способов раннего предупреждения социальных
конфликтов, снятия критических точек роста социальной напряженности за
счет формирования позитивных установок толерантного сознания в
российском обществе;

- основные результаты и выводы" имеют практическое значение для
законодательных и исполнительных властных структур, определяющих ход

дальнейшего общественного развития. Они могут быть использованы в новейших исследованиях проблем толерантности и политических технологий, при разработке новой научно обоснованной модели национальной политики России, принятии политико-управленческих решений.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Анализ феномена толерантности в системе единства и многообразия цивилизаций. В основании толерантности на Западе лежит веротерпимость, а также права и свободы человека. Терпимость христианского Запада - это терпимость рационального толка, которая базируется на представлениях о договорном характере общества. Терпимость для христианства стоит в одном ряду с такими нравственными категориями как сочувствие, сострадание, самопожертвование, «милость к падшим» и т.п. Как духовное свойство, в христианстве терпимость близка к жертвенности. На Востоке существовала иная базисная основа, обусловленная спецификой восточной цивилизации и культуры. Понимание толерантности в рамках культурных традиций Востока отражает самобытную восточную культуру, оно опиралось на принцип невмешательства в протекание природного или социального процесса, ориентируя человека на адаптивные формы поведения. Религии Востока -это, прежде всего, пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира, все восточные религии и верования заключают в себе большой потенциал терпимости. Все это и составляет социокультурную основу толерантности. Принцип терпимого отношения к окружающим выражается через общую для всех религий доктрину любви к ближнему.

  2. Российская культурная традиция толерантности. Установлено, что специфика возникновения толерантности в российской культуре связана с нравственными понятиями, с христианским принятием страдания, терпения, понимания, любви к ближнему. Исследована толерантность в современной социокультурной ситуации России. Российская концептуальная модель толерантности основана на сотрудничестве культур, этносов и религий, социальных общностей, групп. Близость культурных традиций разных слоев и ценностное единство общества создают предпосылки для формирования социального согласия как характеристики российской концепции толерантности. Согласие выступает глубинной основой повышения социальной интеграции, снижения уровня напряженности и конфликтогенности.

3. Исследование гносеологической сущности и социокультурной
интерпретации толерантности. В структуре толерантности мы выделяем
четыре компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный,
аксиологический, поведенческий. Осуществлена социокультурная
интерпретация толерантности как нравственного понятия. Толерантность
может рассматриваться как нравственное понятие, поскольку в основе
толерантности лежат знание норм морали и общечеловеческих ценностей,
умение использовать их в различных видах деятельности, нравственные

А.13

чувства - уважение, симпатия, доброта и др. Толерантность можно понимать как морально значимый отказ от использования силы воздействия на существование морально неприемлемого отклонения.

4. Структура и показатели толерантного образа жизни. Толерантный
образ жизни рассматривается как интегративный показатель
жизнедеятельности гражданского общества и личности, поскольку он
характеризует ценности, установки, типичные черты поведения.
Толерантность выступает в качестве базовой демократической ценности.
Оценивать то или иное общество можно по распространенности
толерантного образа жизни, в котором толерантность признается в качестве
ценности. Толерантный образ жизни предполагает готовность принять
другого таким, какой он есть; доверие, умение слушать и выслушивать
другого; способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; способность
конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без
агрессии и насилия; готовность к взаимодействию на основе согласия, но без
ущемления собственных интересов, с правом отстаивать эти интересы.

5. Мораль является нравственной основой, детерминантой
толерантности личности. Детерминантный комплекс составляют те явления,
которые оказывают наибольшее влияние на поведение субъекта, его развитие
и саморазвитие. В основу данного исследования положена авторская
теоретическая модель изучения толерантности - теоретический конструкт,
который базируется на фундаментальном осмыслении теоретических основ
толерантности и включает регулятивную составляющую - механизм
формирования толерантности. Ядро нравственного механизма толерантности
составляют ценности. Толерантность является одной из нравственных
ценностей.'

  1. При оценке уровня толерантности личности наиболее важным показателем является толерантное поведение, нравственная активность. Нравственная активность характеризует высший уровень проявления толерантности, поскольку нравственную активность можно рассматривать в качестве одного из ведущих критериев уровня развития нравственного сознания личности.

  2. Система высшего профессионального образования является социальным фактором формирования толерантности. Толерантность -важнейшее условие профессионализма современного специалиста. Толерантность в системе компетенций специалиста помогает ему активно осваивать новую среду и искать пути для творческой самореализации в ней, успешно контактировать с людьми, является показателем моральной компетентности специалиста.

  3. Коммуникативная толерантность, проявляющаяся индивидом в процессе его отношений к окружающим людям, является частной разновидностью толерантности. Она выступает и основой, и регулятивным механизмом общения студентов, личностно формирующим фактором. Становление общения представляется как двунаправленный процесс превращения объекта толерантности в субъект общения. В сущностном

плане толерантность выступает духовной основой, базисом межличностного общения. Исследование формирования толерантности предполагает выявление системы условий и факторов, оказывающих влияние на уровень культуры общения студентов вуза - будущих специалистов.

Такую систему могут составить три группы: одну группу образуют объективно опосредуемые социальные и педагогические условия, другая группа представлена собственно личностными факторами, отражающими субъективные стороны - индивидуальный процесс развития культуры межличностного общения, третья - учебно-воспитательный процесс.

Достоверность и обоснованность полученных результатов
обеспечивается методологической обоснованностью исходных параметров
исследования; адекватностью изучаемого явления целям и задачам
исследования; воспроизводимостью результатов исследования;

количественным и качественным анализом полученных в ходе исследования данных и их интерпретацией.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры гуманитарных наук Забайкальского института железнодорожного транспорта и была рекомендована к защите. Основные теоретические положения диссертации и данные социологических исследований нашли отражение в процессе многолетней преподавательской работы, в выступлениях на международных, республиканских, региональных научно-практических конференциях, в научных статьях, докладах и тезисах, опубликованных в Москве, Пензе, Санкт-Петербурге, Чите, Челябинске и других городах.

Структура работы определяется общей концепцией, целью и задачами исследования и состоит из введения, четырех глав (включающих в себя тринадцать параграфов), 3 таблиц, 3 схем, заключения, 4 приложений и списка использованных источников и литературы (389 наименований, в том числе 23 на иностранных языках).

Похожие диссертации на Нравственные основы толерантности в современной социокультурной ситуации