Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственный идеал и его воплощение в азербайджанском устном народном творчестве Омаров, Вахид Аллахверди оглы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Омаров, Вахид Аллахверди оглы. Нравственный идеал и его воплощение в азербайджанском устном народном творчестве : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Азерб. гос. ун-т им. С. М. Кирова.- Баку, 1989.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-3/3814-9

Введение к работе

Актуальность теки. Нравственное воспитание всегда составляло важнейший компонент формирования личности. Оно приобрело особуэ актуальность ныне, в условиях демократизации, перестройки вашего социалистического общества. Сложилась необходимость активного взаимодействия нравственной сферы со всеми другими сферами общественного сознания. Б этсм заложена сила, побуждающая к раскрытию творчески! задатков, благородных качеств человека. Эту идее обосновал ХХУП съезд нашей партии: "Социализм - это общество высокой нравственности. Нельзя быть человеком идейным, не будучи честным, совестливым, порядочным, требовательным к себе. Наше воспитание будет тем плодотворнее, чем энергичнее станут утверждаться идеалы, принципы и ценности нового общества".

Этому призвано служить также приобщение современника к богатству непреходящих ценностей народного творчества. Каждое поколение, постигая творчество народа, обретает опору своим высоким человеческим, гражданским устремлениям. Народное начало -неисчерпаемый живительный источник, питающий общественную жизнь во всех ее проявлениях. Из этого источника черпают мудрость, красоту, возвышенные идеалы облагораживания общества, совершенствования человека. К этик истокам восходит своим корнями коммунистическая мораль: "Наша мораль впитала в себя как общечеловеческие нравственные ценности, так и нормы поведения людей и отношений между ними, которые рождены народным массами в многовековой борьбе против эксплуатации, за свободу и социальное равенство, счастье и мир".

Преемственные саязи с народным творчеством - один из краеугольных камней исторической преемственности поколений. Деятели культуры, мысли во все времена обращались к духовно-практическому опыту народа. ..Этот опыт исторически способствовал развитии социальной, художественной мысли. Сама философия (означающая любовь к мудрости.)" обязана 'своим происхождением сокровищнице народной мудрости. Особенно .-этическое, эстетическое содержание истории философии* .впитало'а себя результаты творчества народа.

  1. Матераалй-:'Хфі;візада Коммунистической паотии Советского Союза. -$.і -'Политиздат', 1235, с.83.

  2. Там жэ, с.157, -" ''", ' .-. ' '.'

На этой субстанциональной основе формировались фундаментальные понятая, которыми оперируют этики или эстетики. Это - добро, зло, правда, кривда, мугзство, прекрасное, героическое, возвышенное, ряд других понятий. Исторически они наполняются новым содержанием, обновляются, совершенствуются, но сохраняется их народная первооснова. При этом их деятельное функционирование обусловливаатся идущими из этой первоосновы составными элементами. Имя была пронизана, к примару, философия морали, искусства древнего Востока, античной Греции. Зороастр, Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель придавали существенное значение обобщению творений народного сознания. Мифы, сказания, легенды, на- педашз худогзственши синтез в эпическом искусстве, подвергались философскому осмыслению. Просвечивались духовные нити, сседи-нявзае эпохи, а такзе смзнязщяе Друг друга человеческие поколения. Наследие древне-восточных народов, античного мира в этой сфере проницательно анализировал Гегель. Религия, мифология, искусство той эпохи иашла у него духовно-нравственное, эстетическое осмысление. К.Маркс особо интересовался микологической предпосылкой греческого искусства, эпоса: "Предпосылкой греческого искусства, - писал К.Маркс, - является греческая мифология,т.е. природа и сами общественные формы, уне переработанные бессозна-тельно-худояествоннам образом народной фантазией... Однако трудності заключается ке в той, чтобы понять, что греческое искусство и эпос связаны с известными формами общественного развития. Трудность состоит б том, что они еще продолжают доставлять нам художественное наслаздение ив известном отношении сажать нормой к недосягаемым образцом",1

Притягательная сила искусства, вклзчая творения народной фантазии, определяется красотой воплощенного здесь идеала,Преа-де всего в отом плане фольклорные истоки культуры сохраняют для кас значение. Разумеется, идеал в фольклоре носит ко абстракт-НС-умозрительный, а худонествеЕнс-конкратный характер. По своей сути он возвеличивает светлое начало гнзнп, добрые, соэидателъ-г.кз силі человека. Причем раскрытие этих сил осуществляется чз-роз EUCOK5I3 поступки, кзмзряеша Болачаезі нравственного смысла. Носитель идеала наделяется превосходными, вызывавшими воехшце-ктч, чертами характера. Особенное.воплощение такой замысел на-

I !лаокс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. - М.: Искусство, 1957. v.i, с.121.

ходит в эпических сказаниях. Герои, воспетые народом, движима его интересами, призваны сделать явью его мечты, чаяния. Неразрывное единство с ним придает им возрастаэдув внутренняя энергии, являясь победоносным источником. Единоборство со злим началом во имя общего счастья выявляет их возвышенные качестза. Они обладают цельным характером, высоким достоинством, неиссякаемой физической, нравственной силой, мужественной волей. В г том отношении героическое у разных народов имеет общую закономерность, духовную"общность. Вместе с тем проявляется различно, отражая особенности видения своего творца, исторической среды. Сочетание в героическом общего с особенным красноречиво подтверждает также эпос азербайджанского фольклора. С этой точки зрения высшее его достижение составляет прославленный зпос "Кёр-оглн". Он объединяет в сабе эпическое, лирическоз, дг:литпческоз начала. Весь пронизан свободолюбивым духом, сироким демократизмом, отрицанием всех форм гнета, подавления личности. Великая сила притяжения гуманистического содержания "Кёр-оглы"" на протяжении веков возрастала. А в наше столетие его мировую славу приумножила одноименная опера Узеира Гаджибекова. Ядро эпоса продиктовано мотивами антифеодальной борьбы, однако общее содержание ими не ограничивается. Лвди, окружавшие героя Кёр-оглы, образует общность равноправных, проданных интересам целого сотоварищей. Равноправие распространяется также к женщинам, на уступавши* мужчинам з мудрости ила храбрости.

Во главе с Кёр-оглы герои-заступники народа создали своз собственное общество. В нем живут по законам мужества, царит правда, нет места обману, лицемерию, трусости. Здесь заботятся не только о физической силе, заботятся также о силе душевной. Их героизм неотъемлем от природного тапанта к искусствам. Казани из них умеет импровизированно слагать стихи, красиво петь, играть на сазэ. Сам народный герой Кэр-оглы одновременно замечательный поэт, ашуг, - чем очень гордится. Иначе говоря, у них нравственное слито воедино с эстетическим, с чувством прекрасного. Названный эпосунаследовал, вобрал в себя лучшие традиция ярвдшестзугаего опыта азербайджанского фольклора. Свои сокровенные мезта о свободе, личном, общественном счастье азербайджанский народ лелеял веками. Слагавшиеся им еще с незапамятных времен баяты, сказка, легенда полны эткми ыотивамз. Они послужила благодарной духовной почвой, на которой мог появиться эпос

"КЗр-оглы". Его преемственные связи восходят также к азерСай-даакехсму эпосу раннего средневековья "Деде-Коркуд". Осмысленная оценка выкристаллизовавшихся в этой области нравственных ценностей представляет познавательно-воспитательный интерес.

uSUHb_Ea3221Sffii2uTii_tSMS. Непосредственно азербайджанскому фольклору посвящена значительная филологическая, литературоведческая, отчасти такзе философская научно-исследовательская ллгература." Достигнутые успехи явились фундаментом для продол-хэшея углубленного исследования. Специальное этическое изучение

данного объекта предпринято впервые. При этом испсльзсвакы сход-

2 кы?. исслздевания авторов других регионов.

Цель и задачи, исследования.» Основной целью исследования является философско-этический анализ воплощенного в фольклор? нравственного идеала. Достижению этой цели подчинены следующие наиболее основные задачи:

раскрыть смысл идеала вообще, нравственного в частности. Показать его преломление в творческом художественном воображении народа;

осветить характер взаимоотношений нравственного идеала б фольклор:, с условиями своей исторической среды. Определить в нем степень взаимодействия идеального с реальным;

выявить в народном идеале единство этического с эстетическим - слитность добра, красоты, истины;

проследить внутреннюю связь с нашей' современностью 303-вышенных нравственных идеалов в азербайджанском фольклоре;

рассмотреть значение этого фактора в нравственном прогрессе внутренней движущей причине общественного прогресса.

Научная новизна .лссдэдорания. Народное творчество, справедливо считающееся сокровищницей мудрости, остается нагс.кнее изученным с этических позиций. Больше освещено оно филологами, литературоведами, явно мало - философами. Рабрты философского плана, посвященные фольклору, преимущественно касаются художественно-эстетического содержания, атеистических могнвоз. Однако ведущим в фольклоре является социально-нравственный аспект. Правда, все фольклорные компоненты внутренне связаны между собой. Тем не менее _эти компоненты объединяет нравственная основа, (.продолжение сноски)

Наука, 1976; его же. Героический эпос и действительность. -Л.: Наука, 1988; Кошглы Х.Г. Огузсклй героический эпос. -М.: Наука, 1976; его же. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, і'рана и Азербайджана. - М.: Наука, 1983; Клибаноз А.И. Народная социальная утопия в России: Период феодализма. -М.: Наука, 1977; Фрэиденбэог О.М. 'Лиф и литературы древности. - и.: Наука,1978; Козлов В.В.Отражение социальнс-зтичзскнх . идеалов народа'в белорусской сказке. Автореф.дисс....каяд. &клсс.каук.&нск,І979;Курбанматадов А.Эстетический идеал з Фольклоре (на материалах таджикского фольклора). Азтореф. 'дисс....канд.филос.наук. М., 1981; Пєтросян А.А. История народа и его эпос. - к. г Наука, 1982; Акиба А.А. Абхазский

cuibiuiop и действительность. - Тбилиси: Мзцкнзреба, 1982; зСелев СМ. Истошзм былин и специфика фольклора. - Л.: Наука, 1382; ЭДусаЬв С. Эпос "Манас". - Фрунзе: лкм,1934; Бабаев Д. Соотношение этического к эстеглчгского хдеалез з фольклоре (на материалах туркменского устного пезгпчзскего творчества). Автореф.дисс."..канд.(Ьтлоз.наук.ГЛ.,ІГ24; /лг.:-кин'іі.П. Русский Фольклор, - U.: В"сі"ал скола, іїо7.

Через все содержание фольклора красной нитью проходит нравственный идеал, слуха движущей осью. Поэтому исследованию фольклорного материала в этом длане должно оыть уделено больше внимания. Специальное этическое изучение нравственного идеала, содержащегося в азербайджанском фольклорной наследии, осуществляется вперзые. Новизна самой проблематики исследования обусловила новое рассмотрение фольклора. Наиболее существенное в этом отношении сводится к следующему:

подвергнуто самостоятельному этическому анализу значение народного нравственного идеала как двизущего фактора развития;

изучено своеобразие фольклорно-худокественного воплощения идеала через высокие поступки осуществляющего его героя;

акцентировано внимание на единстве героя с народом -деятельной природе идеала в фольклоре;

показана роль такого единства для осознания героем своего предназначения осуществить народные интересы, одновременно для самосознания народа, борющегося вместе с героем за их единую цель;

охарактеризовано неослабевающая сила влияния морального величия фольклорных образов на над нравственный мир.

Методолотаческуо основу исследования составили основопола-гавдие принципы классиков марксизма но изучении наследия фольклора. Тохой основой послухали такав установки нашей партии по активизации ныне нравственного воспитания. В этом плане важной опорой исследования явились достидеязя марксистско-ленинской этзческой науки.

Фактже_ская основа исследования - история азарбацдаанского фольклора с преимущественным привлечением материала эпического содержаная.

V^S3M3SSSS&JS3SS^3^lki^SSSWS^SM заключается в возмоа-ности использования его для расширения проблематика атаха. Поста-гение содержания фольклора с этической точки зрения имеет непреходящее ЕравственЕО-воспитатзльнсе значение. Приобщение современника к народным истокам нравственного идеала призвано служить его социальаой активнс-сти. Субстанционально-народное органически Еклшазт в себя общечеловеческое содержание. С давних пор оно связывает изаду собой, взаимно еблиЕазт разные народы мара. Стале бать, геследованке этой сфера мозет бнть использовано з пат-

риогичзсхом, интернациональном воспитании.

Апробация „работц. Диссертационная работа подготовлена в отделе эстетики и этики Института философии и права АН Азерб. ССР. В иене 1986 года была обсуждена, рекомендована к защите. Затем она обсуждалась, также была дспузйна к защите профессор-ско-прелодаватальскЕм составом кафедры эстетики и этики Азербайджанского университета им.С.М.Кирова. По теме диссертации опубликованы 2 статьи, 5 тезиса. Соискатель выступал на научно-практических конференциях по пропаганде идеала в азербайджанском фольклоре.

Структура диссертации, состоит из краткого введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.