Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Природа нравственных чувств Бондаренко Лилия Ивановна

Природа нравственных чувств
<
Природа нравственных чувств Природа нравственных чувств Природа нравственных чувств Природа нравственных чувств Природа нравственных чувств Природа нравственных чувств Природа нравственных чувств
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бондаренко Лилия Ивановна. Природа нравственных чувств : ил РГБ ОД 61:85-9/126

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические основы исследования природы нравственных чувств 18

I. Характеристика основных подходов в анализе эмоциональной сферы сознания 18

2. Развитие представлений о природе нравственных чувств в истории философии 29

3. Диалектико-материалистические принципы анализа природы нравственных чувств 44

Глава II. Нравственные чувства как элемент морального сознания 70

I. Формирование нравственных чувств в истории общества 70

2. Нравственные чувства как регулятор поведения 92

3. Воспитание нравственных чувств ПІ

Заключение 129

Литература

Введение к работе

Необходимость углубленного марксистского анализа природы нравственных чувств обусловлена как теоретическим интересом,за-дачей развития марксистско-ленинской этики, так и самой практикой коммунистического строительства в нашей стране. Здесь впервые в истории реализуется гуманистический идеал человечества, суть которого заключается в построении такого общества, которое будет производить "как свою постоянную действительность, человека со всем богатством его существа, ...богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях".1' Потребность дальнейшего совершенствования развитого социалистического общества, возрастание роли субъективного фактора в общественной жизни, полная реализация возможностей развитого социализма "прямо зависит от уровня сознательности и активности трудящихся". ' Именно поэтому развитие человека, формирование нового типа личности является главной целью всей политики партии в период совер' шенствования развитого социализма. Развитие человеческой индивидуальности, накопление знаний, формирование убеждений, обогащение духовного, эмоционального мира личности ставятся в нашей стране на уровень задач государственной значимости. "Революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового

I/ Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г» Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.122-123.

2/ Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983, с.67.

человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства. /

В целом, рассмотрение эмоциональной сферы нравственного сознания - традиционная для этики проблема. Она прослеживается на протяжении всей истории развития этической мысли, в связи с анализом природы и сущности морали, механизмов регуляции поведения, взаимосвязи рационального и эмоционального в нравственном сознании. Что же касается собственно природы нравственных чувств, то сформулированная как проблема еще в домарксистской этике, она успешно разрабатывается лишь в настоящее время. Это обусловлено наличием в марксизме научно обоснованной методологии исследования общественных явлений, высоким уровнем развития этики, успешным развитием теории эмоций и чувств в психологии. Исследование соотношения эмоционального и рационального, взаимосвязи эмоций с потребностями личности, исследование эмоции и чувств как отражения и оценки, осуществленные в психологии (работы В.К.Вилюна-са, Л.С.Выготского, Е.Й.Додонова, К.Изарда, А.Н.Леонтьева, А.Н.Лука, Н.А.Менчинской, Я.Рейковского, С.Л.Рубинштейна,]?.Селье, П.В.Симонова, Г.Х.Шингарова, К.Обуховского и других авторов2/

I/ Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983г. М., Политиздат, 1983, с.27.

2/ См.: Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений, М.,1975; Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965; Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978; Изард К. Эмоции человека. М., 1981; Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции (конспект лекций), М., 1971; Его же. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Лук A.M. Эмоции и личность. М., 1982; Менчинская Н.А.

явились естественно-научной основой исследования природы нравственных чувств в этике.

Проблема нравственных чувств традиционна в истории этики.Она поднималась представителями различных философских школ и направлений. Попытка наиболее полного их изучения сделана Э.Э.К.Шефт-сбери, Ф.Хатчесоном, Д.Юмом и И.Кантом.

Вопросы исторического развития взглядов на проблему природы

нравственных чувств рассматриваются в работах Апресяна Р.Г.,Вол-

ченко Л.Б., Батуриной Г.И., Дробницкого О.Г., Титаренко А.И.,

Шишкина А.Ф.

В советской этической литературе вопросы природы нравственных

чувств рассматриваются в работах С.Ф.Анисимова, Р.Г.Апресяна,

И.Батуриной, В.К.Бакшуюва, В.И.Бакштановского, А.А.Гусейнова,

О.Г.Дробницкшго, В.Ф.Зыбковца, М.С.Кагана, Н.Н.Крутова, И.С.Кона,

Б.Р.Николаевича, Н.В.Рыбаковой, А.Г.Спиркина, А.И.Титаренко,

Психологические закономерности формирования научного мировоззрения. - В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981; Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1945; Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982; Симонов П.В. Эмоции и воспитание (Вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций).-Вопросы философии, 1981, № 5, с.39-48; Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971; Труд, контакты, эмоции. Наблюдения, советы, рекомендации психологов. Л., 1980.

А.Ф.Шишкина и др. '

Значительный вклад в решение проблемы природы нравственных чувств вносят труды этиков-марксистов В.Вичева, В.Момова, М.Фриц-ханда.

Авторы работ, посвященных исследованию нравственных чувств,

I/См.: Апресян Р.Г. Эмоциональные механизмы нравственности. Вопросы философии, № 5, 1981, с.113-124; Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. И., Мысль, 1979; Батурина Г.И. Природа нравственных чувств и их роль в поведении человека. В сб."Насушные проблемы этики", Тамбов, 1975; Бакшутов В.К. Нравственные чувства и научное сознание. В сб. "Структура морали", Свердловск, 1970; Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983; Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., МГУ, 1974; Дробницкий О.Г. Проблемы нраветвенности.М., Наука, 1977; Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М., Политиздат, 1974; Каган М.С. Человеческая деятельность. М.,Политиздат, 1974; Крутов Н.Н. Мораль в действии, М., 1977; Его же. Нравственные потребности личности. М., 1981; Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М., 1980; Николаичев О.Б. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. МГУ, 1976; Рыбакова Н.В., Протанская Е.С. Воспитание нравственных чувств. Л., 1979; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972; Рациональное и эмоциональное в морали/Под ред.А.И.Титаренко, Е.Л.Дубко.- М.: Изд-во МГУ, 1983; Титарен-ко А.И. Структуры нравственного сознания. М., 1974; Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М., 1979.

- 7 -подчеркивают огромное значение этого элемента нравственного сознания в морали, необходимость его глубокого исследования, В советской этической литературе общепризнанной является идея социально-классовой природы нравственных чувств, указывается на роль нравственных чувств как механизма, обеспечивающего перевод элементов общественного морального сознания в индивидуальное моральное сознание личности, ее поведение. В ряде работ нравственные чувства рассматриваются в связи с исследованиями нравственных потребностей, ценностей. В психологической и этической литературе сделаны попытки выяснить особенности эмоций и чувств в сравнении с ощущениями и воспииятиями, выделить их специфические черты, дать классификацию, ставится вопрос о происхождении и генезисе чувств, анагомоморфологических механизмах их выражения. В последние годы осуществлены важные исследования взаимосвязи нравственных чувств с рациональными элементами морального сознания. Внимание исследователей привлекает проблема воспитания нравственных чувств.

Несмотря на постоянное внимание этики к данной проблеме, в ней трудно найти пример систематической разработки вопроса природы нравственных чувств.

Требуют решения вопросы о специфики нравственных чувств,механизмах их социальной детерминации, функциях, закономерностях развития нравственных чувств в фило- и онтогенезе, вопросы взаимосвязи нравственных чувств с потребностями и ценностями личности, широкий круг вопросов по формированию нравственных чувств в условиях развитого социалистического общества. Исследование это должно осуществляться с помощью концептуальных средств более адекватных и специфичных применительно к морали,

- 8 -чем заимствованные из психологии теории эмоций и чувств, имеющие место в современной этической литературе. Некоторые из перечисленных выше малоизученных вопросов стали предметом исследования . в данной диссертационной работе.

Целью работы является исследование природы нравственных чувств. Конкретизация цели осуществляется через решение следующих вопросов:

вычленение предметной области исследования;

анализ представлений о природе нравственных чувств в истории философии;

вычленение диалектико-материалистических принципов анализа природы нравственных чувств;

исследование процесса формирования и развития нравственных чувств в истории общества;

характеристику регулятивной функции нравственных чувств в поведении личности;

анализ проблем воспитания нравственных чувств.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, материалы съездов КПСС и другие партийные и государственные документы. В работе используются достижения советской и зарубежной психологии в области теории эмоций и чувств, работы советских эти-ков по проблемам природы морали, механизмов нравственной регуляции, специфике нравственных чувств.

Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая, из трех параграфов) и заключения.

Во "Введении" обосновывается актуальность темы диссертации, указываются теоретические источники и методологические основы

- э -исследования, формулируются цель и задачи работы, основные положения, выносящиеся на защиту, научная новизна работы.

В первой главе диссертации "Методологические основы исследования природы нравственных чувств" дается характеристика основных подходов в анализе эмоциональной сферы сознания, осуществленных в современной науке, дан критический анализ основных историко-философских концепций по вопросу о природе нравственных чувств, осуществлен анализ трудов К.Маркса и Ф.Энгельса по вопросу о социально-классовой природе чувств человека, в том одсле - нравственных»

В I "Характеристика основных подходов в анализе эмоциональной сферы сознания" вычленяется предметная область исследования, излагается современное состояние проблемы, освещаются осншвные достижения в изучении эмоций и чувств в современной психологии, гносеологии, марксистско-ленинской этике.

Определяя предмет исследования, автор отмечает необходимость строгого отграничения понятия нравственных чувств в этике от обыденных представлений о них, от теоретических понятий, сложившихся в психологии и гносеологии. В обычном живом языке употребление термина "чувство" не имеет строгих, однозначных значений. Различные смысловые характеристики понятия "чувство", проникая в этическое исследование из обыденного сознания, искажают научное понимание нравственных чувств, усложняют их научное исследование в рамках этики.

Кроме того, автор отмечает, что в этических работах при исследовании нравственных чувств еще очень сильно влияние смежных с этикой философских и психологических дисциплин. Естественно, без сближения и взаимообогащения отдельных направлений теоретических

и экспериментальных работ в освещении сложной проблемы нравственных чувств едва ли можно ожидать значительного успеха. Но, с другой стороны, конкретные науки предполагают и вырабатывают свои методы изучения данного предмета, выделяют его отдельные стороны, аспекты, моменты, исследование которых возможно и продуктивно лишь в рамках этих наук. Поэтому недопустимы механические заимствования из них в философии, и, в чаотности, в этике.

В силу вышесказанного, в настоящей диссертационной работе предпринята попытка анализа материалов психологии и гносеологии, с одной стороны, с целью освоения богатого материала по теории эмоций и чувств, без которого невозможно никакое современное научное исследование этого феномена и, с другой стороны, для разграничения общастей и методов исследования чувств в этих науках и этике.

В работе дается обзор наметившихся в психологии конкретных подходов в исследовании чувств и эмоций. Сложность эмоций и чувств как психологического явления, многообразие подходов к его исследованию, специфика задач, которые ставит перед собой каждый из исследователей, порождает в психологии множество определений чувств и эмоций. До сих пор не достигнуто единство в понимании этих терминов. При этом, несмотря на неоднозначность и дискусси-онность отдельных положений в психологии эмоций, необходимо отметить огромный вклад, внесенный в разработку эмоций и чувств советскими психологами: С.Л.Рубинштейном, П.М.Якобсоном, А.Г.Кове-левым, К.К.Платоновым, А.Н.Леонтьевым, П.В.Симоновым и другими. Отмечая перспективность концепций, разрабатываемых в психологии, доказывается, что уровень психологии как конкретной науки не может до конца обеспечить решение таких проблем, как: определение

- II -

специфики нравственных чувств, выяснение механизмов социально-классовой детерминации чувств человека, выявление природы и социальных функций нравственных чувств.

В диссертации анализируется понятие "чувственное", существующее в теории познания, его отличие от понятия "чувство" в этике. Проводится это разграничение по объекту и способу отражения. Показывает, что чувственное, это такое познание, в котором объекты даны материально-телесно, в ощущениях и восприятиях. На этом уровне постигается онтологически-материальное.1/ Что же касается нравственных чувств, то в них отражаются не сами явления непосредственно, а те отношения, в которых они находятся к потребностям и интересам субъекта. Объект отражения нравственных чувств - это объект оценки, то есть нравственная ценность.

В диссертации аргументируется вывод, что разработка проблем природы нравственных чувств требует специфически этического исследования.

В 2 "Развитие представлений ш природе нравственных чувств в истории философии" рассматриваются две основные тенденции решения проблемы в истории этических учений. Приверженцы первой отстаивали идею врожденности нравственных чувств. Эта точка зрения развивается в работах Д.Локка, Д.Юма, Э.Э.К.Шефтсбери, Ф.Хатче-сона, Т.Рибо. Обращение к чувствам в работах этих авторов, как правило, было связано с попытками решения вопроса о специфике морали вообще и морального знания в частности.

В работе осуществлен достаточно подробный разбор концепций каждого из указанных авторов, отмечены положительные стороны их і/ им.: Рациональное и эмоциональное в морали. /Под.ред.А.И.Тита-

ренко, Е.Л.Дубко. - М., Изд-во МГУ, 1983, с.8.

теорий: включение нравственных чувств в проблематику этических учений, описание отдельных специфических черт эмоциональной сферы нравственного сознания - различие между формами морального освоения мира, выделена гностическая функция нравственных чувств, указано, что эмоциональная сфера нравственного сознания отличается гибким, вариативным механизмом регуляции в отличие от обычая, этикета, права. В диссертации проведена и аргументированная критика этих историко-философских концепций в игнорировании социальной природы нравственных чувств.

Анализ второй исторической тендевдии в понимании нравственных чувств, идущей от Б.Спинозы, А.Сутерланда, К.Д.Ушинского, Н.В.Шел-гунова позволил выявить в целом правильную позицию ее авторов. Они отрицали врожденность нравственных чувств, понимали их как продукт развития человека, считали их формирующимися под влиянием среды и воспитания. Но эти правильные выводы слабо аргументированы, не вскрыты механизмы социальной детерминации нравственных чувств, недостаточно выявлена их специфика как социального явления. Указанные недостатки обусловлены классовой ограниченностью, отсутствием необходимой методологической основы, определенным уровнем развития науки и философии.

В 3 "Диалектико-материалистические принципы анализа природы нравственных чувств" осуществлен анализ трудов классиков марксизма-ленинизма как методологической основы исследования природы нравственных чувств.

В противоположность буржуазной рационалистической философии К.Маркс уже в "Философско-экономических рукописях 1844 года" до-1 казывает, что и как чувственное существо человек качественно отличается от животного. Причем К.Маркс не только разграничивает

- ІЗ -человеческую чувственность и чувственность животного, но исследует доминирующий фактор формирования нравственных чувств - положение человека в системе общественного производства. Причем этот фактор раскрывается им двояким образом. С одной стороны, Маркс анализирует и показывает процесс формирования из индивида человека со всем богатством его человеческих способностей и чувств именно как общественного человека в процессе и посредством общественного производства. А, с другой стороны, он раскрывает зависимость человеческих качеств, способностей и чувств непосредственно от положения человека в определенной системе общественного производства, исторически определенной системе общественных отношений. Таким образом, как писал Г.В.Плеханов, "Маркс никогда не закрывал глаза на моральные чувства, играющие роль в истории. Он только объяснил происхождение этих чувств". ' Именно Марксова концепция предметной деятельности индивида, которая разрабатывалась им, начиная с "Парижских манускриптов" вплоть до создания "Капитала", дает нам ключ к пониманию природы человеческой чувственности в целом и нравственных чувств, в частности.

По мере развития производства происходит развитие и усложнение предметного мира, которое обуславливает историческое развитие человека, опосредует развертывание его сущностного богатства и многообразия. "Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности... одним словом, человеческое чувство, человечность чувств, - возникает лишь благодаря наличию с о о т в е т-I/ Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5-ти томах.

М., 1956, 1.2, с.181.

ствующего предмета, благодаря очеловеченной природе. Образование ... чувств - это работа всей до сих пор протекшей всемирной истории". ' Отсюда следует важный методологический вывод, что в ходе истории благодаря развитию общественной социальной сущности человека формируется подлинно человеческое или специфически человеческое чувственное отношение человека к миру, другому человеку, обществу.

В работе развивается концепция социально-классовой природы нравственных чувств. Как отмечал К.Маркс, "над социальными условиями существования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и соответственных общественных отношений". '

Во второй главе "Нравственные чувства как элемент морального сознания" рассматриваются вопросы развития нравственных чувств в системе морального сознания.

В I "Формирование нравственных чувств в истории общества" становление нравственных чувств как элемента морального сознания рассматривается во взаимосвязи с развитием общественных отношений.

Марксистский принцип историзма, примененный к анализу природы нравственных чувств, позволяет выявить тот факт, что человеческая чувственность не остается всегда неизменной. Социальная природа нравственных чувств, детерминация их социальными и культур-

I/ Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., Политиздат,

1956, с.593-594. 2/ Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.8, с.145.

нши условиями приводит к их постоянному и непрерывному развитию и усложнению. Природа нравственных чувств обусловлена, в конечном счете, господствующими в данном обществе производственными отношениями. Отмечается, что это не простая, жесткая, механическая детерминация. Идея К.Маркса, изложенная в "Теориях прибавочной стоимости", о специфичности духовного производства, его несводимости к материальному приложима и к анализу природы нравственных чувств. Нравственные чувства - не прямая проекция отношений материальных, они обладают и собственной логикой развития.

Нравственные чувства возникают в классовом обществе на фоне достаточно сложных общественных отношений. Эти усложнившиеся общественные отношения требовали новых способов регуляции, отличных от табу и ритуалов с их слепым копированием, подражанием. Развитие и разделение труда, его усложнение, развитие значимости и многообразия социальных связей привели к вытеснению сформировавшихся в доклассовом обществе нормативно-регулятивных механизмов морали. В этот период становления личности с формирующимися зачатками критического отношения к себе, обществу возникают и развиваются нравственные чувства.

В работе проводится анализ сущности, природы нравственных чувств во взаимосвязи их с другими элементами нравственного сознания, так как специфика нравственных чувств не может быть выявлена вне целостного рассмотрения морали как социального явления. і Исторически процесс взаимодействия выделившейся рациональной \ сферы нравственного сознания с его эмоциональной стороной, явилася той основой, на которой сформировались и развились социально детерминированные нравственные чувства. Обладая специфическими

чертами, эмоциональная и рациональная сферы сознания не существуют самостоятельно, радоположенно, а составляют моменты, стороны единого явления.

В работе анализируется и последующее развитие нравственных чувств в период существования феодальных общественных отношений, становления мировых монотеистических религий и в их рамках религиозного мировоззрения; развития капитализма и социализма.

Историческое рассмотрение развития нравственных чувств позволяет сделать важный вывод: развитие социализма позволяет говорить о переходе к новому этапу развития эмоциональной сферы нравственного сознания.

G развитием социализма возникают новые общественные связи и отношения, способы коллективной жизнедеятельности и стилей общения, системы потребностей, интересов и норм поведения, а с ними изменяется и содержание нравственных чувств.

В 2 "Нравственные чувства как регулятор поведения" посвящен выявлению специфики нравственных чувств как регулятора поведения личности. Под прямой эмоциональной регуляцией поведения понимается способность нравственных чувств мотивировать определенные поступки. Проблема соотношения нравственных чувств и мотивов поведения в советской этической литературе не решена однозначно. Анализируя различные точки зрения автор вслед за А.й.Титаренко вычленяет оценочно-императивную функцию нравственных чувств, в регуляции поведения.

В диссертации рассматриваются различные сочетания нравственных чувств с другими споообами регуляции. Показано как в зависимости от этого сочетания изменяется значимость нравственных чувств как регуляторов поведения.

- I? - .

В 3 "Воспитание нравственных чувств" дан анализ специфики

целенаправленного формирования эмоциональной сферы нравственного сознания. Характеризуется роль интеллектуального развития в формировании нравственных чувств. Автор показывает, что при планировании процесса воспитания в трудовом коллективе прежде всего важно учесть объективные факторы, которые оказывают существенное влияние на формирование нравственных чувств. Определяющую роль здесь играют материальные производственные отношения. Характер и содержание выполняемой работы, индивидуальные особенности, взаимные оценки и самооценки обуславливают сложный комплекс нравственных чувств. Все это не простая совокупность морально-психологических явлений, а сложная система, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи. Главным системообразующим элементом в ней являются нравственные чувства.

В заключении подводятся итоги исследования.

Характеристика основных подходов в анализе эмоциональной сферы сознания

Исследование природы нравственных чувств предполагает прежде всего, как и всякий теоретический анализ, вычленение предметной области исследования и определение саюго понятия "нравственные чувства". Трудность вычленения и определения области нравственных чувств обусловлена рядом обстоятельств.

В первую очередь тем, что моральная сторона не является обособленной от других сфер человеческой деятельности, а органично вплетена в нее, растворена в ней. И поскольку все сферы общественной жизни пронизаны и переплетены нравственными отношениями, то и возникает трудность строгого отграничения понятия нравственных чувств в теории этики от обыденных представлений о них и теоретических понятий сложившихся в самых различных областях гуманитарных знаний.

В обычном живом языке употребление термина "чувство" не имеет строгих, однозначных значений. Под чувством часто понимается живое, искреннее, подлинное, интуитивное, достоверное и т.д. Здесь не существует четкой определенности термина. На уровне обыденного морального сознания чувство трактуется как "здравый смысл" и тогда ему приписываются такие свойства рассуточного мышления как поверхностность, прямолинейность, рутинность, тривиальность и тону подобные. Такого рода характеристики чувств из обыденного сознания, проникая в этические исследования через использование поня - 19 -тий и определений обыходного языка, искажают научное понимание нравственных чувств, затрудняют научный этический анализ их. Отсюда возникает необходимость строго научного этического исследования природы и сущности нравственных чувств.

Во-вторых, сам феномен эмоционального очень сложен. Эмоциональная сфера сознания включает в себя различные по содержанию, объективной обусловленности, характеру, форме существования и проявления психические явления. Человеческие эмоции очень разнообразны. Указать все оттенки чувств или просто перечислить известные эмоциональные переживания почти невозможно. Приблизительный "словарь эмоций" включает в себя 5000-6000 терминов. Так называемые эмоциональные явления объединяют эмоции, чувства, аффекты, настроения, установки, мотивы и побуждения в один смысловой комплекс. Все это влечет за собой опасность сведения анализа эмоциональной стороны сознания к исследованию и абсолютизации одной из его сторон, что, в свою очередь, искажает определение понятий "эмоциональное", "эмоции", "чувства", "нравственные чувства" и приводит к терминологической путанице.

В-третьих, в этических работах еще очень сильно влияние смежных философских и психологических дисциплин. Естественно, без сближения и взаимообогащения отдельных направлений теоретических и экспериментальных работ в освещении сложной проблемы нравственных чувств едва ли можно ожидать значительного успеха. Но, с другой стороны, конкретные науки предполагают и вырабатывают свои методы изучения данного предмета, выделяют его отдельные стороны, аспекты, моменты, исследование которых возможно и продуктивно лишь в рамках этих наук. Поэтому совершенно недопустимы механические заимствования из них в философии, и в частности этике, как бы существенны эти исследования и их результаты не были. Марксистско-ленинская этика как самостоятельная наука ставит перед собой и решает ряд специфических вопросов, выходящих за рамки компетенции как конкретных наук, так и смежных философских дисциплин. "Они связаны прежде всего с обоснованием принципов моральности человеческого поведения. Поведение и факторы, непосредственно регулирующие его, прежде всего нравственное сознание, определяют специфику этики как относительно самоетоятешьной науки. Социальная функция морали как регулятора поведения людей и исследование этой функции в значительной мере определяют особенности предмета этики..."1 В силу вышесказанного, в настоящей диссертационной работе предпринимается попытка анализа материалов общей и социальной психологии, с одной стороны, с целью освоения богатого материала по теории эмоций и чувств, без которого невозможно никакое современное научное исследование этого феномена и, с другой, для разграничения областей и методов исследования эмоций и чувств в психологии и этике.

Развитие представлений о природе нравственных чувств в истории философии

В истории этических учений прослеживаются две взаимоисключающие позиции, два подхода в понимании природы нравственных чувств. Приверженцы первой отстаивали идею врожденности нравственных чувств, что характерно для рационалистических и интуитивистских направлений в этике и, так называемой, школы "теории нравственных чувств". Такая точка зрения отстаивается в работах Локка, Юма, Шефтсбери, Хатчесона, Спенсера, Летурно, Рибо. Главный недостаток их взглядов состоит в игнорировании социальной природы нравственных чувств.

Вторая историческая тенденция в понимании нравственных чувств, идущая от Б.Спинозы, А.Сутерланда, Э.Титгенера, К.Д.Ушинского, Н.В.Шелгунова, отрицала врожденность нравственных чувств, понимая их как продукт развития человека, как формирующаяся под влиянием среды и воспитания. Но и эта в целом правильная позиция, вследствие отсутствия необходимой методологической основы для ее исследования в домарксистской этике и философии, оказалась слабо аргументированной, так как не были вскрыты механизмы социальной детерминации нравственных чувств, недостаточно была выявлена их специфика как социального явления.

Первая из вышеуказанных позиций прослеживается уже у философов античности. Здесь имеется ряд интересных высказываний об эмоциональной жизни человека, особое внимание уделяется нравственным и эстетическим чувствам. Эмоции древние философы рассматривали в гносеологическом плане, считали, что удовольствие и страдание возникает там, где имеют место ощущения. При этом эмоциональность понималась как природное стремление, фізиологичес-кая одержимость. Эмоции трактовались как краткодейственные, направленные на ближайшие цели, механизмы регуляции поведения.Нравственными чувствами объяснялось бескорыстное и добровольное нравственное поведение. Аристотель, например, утверждал, что в основе нравственного побуждения лежат не логические доводы, а чувства. Античные мыслители не выделяли чувства и эмоции в особый класс психических явлений, не могли выявить специфику эмоционального по сравнению и рациональным и его детерминированность социо-культурными общественными процессами.

Воззрения древних философов получили дальнейшее развитие в философии Нового времени, у Локка и его последователей.

Локк трактовал чувства с интеллектуалистических позиций, считая чувства удовольствия и неудовольствия лишь представлениями, которые сопутствуют ощущениям, окрашивая их.

Сходные взгляды развивали Юм и Лейбниц. Положительным моментом в теориях представителей интеллектуалистического направления является признание интеллекта в формировании чувств, но специфика чувств, причины их возникновения не были исследованы.

Концепция, авторы которых исходили в обосновании нравственности из идеи изначальной эмоциональности нравственных структур, постоянно воспроизводятся в разных по своим методологическим установкам и социальной обусловленности учениях. Августин и Паскаль, просветители и романтики, представители различных школ в современной буржуазной философии в той или иной мере проводят мысль, что мораль в качестве своего источника имеет особого рода эмоции, чувства, переживания, которые дают основания, для нравственного выбора, критерия оценки и т.д., одним словом, делают саму мораль возможной лишь в качестве особого феномена эмоциональной жизни, дают устойчивые ориентиры в мире моральных ценностей. Важно отметить, что обращение к чувствам, как правило было связано со своеобразными попытками решения вопроса о специфике морального знания и морали вообще.

У Э.Э.К.Шефтсбери, Ф.Хатчесона, Д.Юма "сентименталистекие" идеи получили наиболее законченное выражение и явились своеобразной призмой, преломившей основные темы и проблемы этики того времени.

Перед Шефтсбери, а позднее и перед Хатчесоном и Юмом стояла задача такого истолкования нравственности, при котором она выражала бы сущностные силы человека и представляла бы особую об-лась духа. Уже в кругу кембриджских платоников (этический интеллектуализм) получила поддержку тенденция к эмоционально эвдемонистическому объяснению нравственности и выделению в человеческой душе наряду с интеллектуальным познанием особой "благооб - 32 -разной способности", или "чувства добродетели" как силы, благодаря которой человек и приобщается к нравственности. Эти робкие шаги в сторону от радикального интеллектуализма уже можно расценивать как симптомы той ситуации в философской этике, на которую живо откликнулись Шефтсбери и воспринявшие его идеи мыслители.

У Шефтсбери - чувства "внутренне око"; у Хатчесона интуитивные характеристики морального чувства вводились в противоположность дискурсивное ти разума. Моральную красоту не анализируют, она поражает, она приятна. Добро вызывает восхищение, любовь без раздумья.1/

Формирование нравственных чувств в истории общества

Марксистский принцип историзма, примененный к анализу человеческих чувств, показывает, что человеческая чувственность не остается всегда неизменной, равной себе. Природа чувственности, детерминируемая социальными и культурными условиями, находится в постоянном, непрерывном развитии и усложнении. Поскольку нравственные чувства сопутствуют всем многообразным социальным отношениям, то вместе с развитием последних происходит и изменение первых. Ф.Энгельс, критикуя метафизичность дюринговского подхода к анализу морали, писал, "что люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т.е. из экономических отношений, в которых совершаются производство и обмен". Отсюда вытекает тот факт, что нравственность и нравственные чувства нельзя представлять в виде вечного, окончательного, неизменного и научный анализ их предполагает выяснение каузально-генетической, социальной обусловленности изменения моральных представлений и нравственных чувств, которые являются в конечном счете продуктом данного экономического порядка общества.

Рассматривая проблему детерминации нравственных чувств господствующими в обществе производственными отношениями, следует отметить тот факт, что это не простая, жесткая, механическая детерминация. Идея Маркса, изложенная в "Теориях прибавочной стоимости", о специфичности духовного производства, его несводимости к материальному приложила и к анализу природы нравственных чувств. Нравственные чувства не есть прямая проекция отношений материального производства, они обладают и собственной логикой развития.

Природа нравственных чувств не может быть выявлена вне целостного рассмотрения морали как социального явления. Это подтверждается проведенным выше критическим анализом "теории нравственного чувства". Главный недостаток указанной конценции состоит в попытке вывести всю специфику морали лишь из одного ее элемента - нравственных чувств. Это приводит представителей данной этической школы к неправильному толкованию как специфики морали в целом, так и искавению природы и специфики нравственных чувств. Только целостное видение морали как социального явления создает фундамент, дает исходные посылки для анализа специфики ее отдельных элементов, в данном случае - нравственных чувств. Поэтому исторический анализ развития нравственных чувств предполагает исследование проблемы в нескольких аспектах: изменение нравственных чувств в связи с изменением общественных отношений; качественное, количественное изменение нравственных чувств в связи с развитием рациональных элементов нравственного сознания.

Именно поэтому, до непосредственного анализа исторического развития нравственных чувств необходимо дать общее определение морали с позиций марксистско-ленинской этики. Мораль, нравственность - "один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения)". /

Нравственные чувства являются элементом морального сознания личности. Эти чувства, в их специфически человеческой форме и содержании, являются результатом социального развития, если иметь в виду общество в целом, и процесса социализации, если речь идет о чувствах отдельного человека. Специфика нравственных чувств не заключается в каких-то особенностях их физиологической основы. Ученые, исследующие нервную деятельность, согласны в том, что физиологическая основа у всех чувств едина - это процессы возбуждения, торможения и распространения нервных импульсов и т.д., протекающие в нервной и гуморальной системах. Упомянутые процессы определяют силу, интенсивность, длительность чувств, но отнюдь не их социальное содержание. "Вряд ли можно признать научными концепции, которые объясняют такие, например, качества человека, как честность, смелость, порядочность, наличием "положительных" генов и фактически отрицают, что эти качества формируются социальной средой".

Нравственные чувства как регулятор поведения

Марксизм раскрывает социальную предпосылку природы морали как широкую общественную деятельность людей. На основе коллективных форм труда возникает одна из первых социальных потребностей - потребность в регуляции поведения человека.

В обществе формируются различные формы регуляции поведения. Самой ранней из них была закрепленная в практике система действий, регулирующая поведение индивидов со временем ставшая обычаем, традицией. Моральное содержание в такого рода регуляции присутствует лишь имплицитно и не осознается как моральное самими индивидами. С развитием общества социальное общение приобретает характер и моральных связей, отвечает потребности видеть в другом человеке субъект отношения. Сами условия социального бытия человека, включенность его в общественные отношения, требуют осооого приема, механизма, позволяющего человеку ориентироваться в мире социальных ценностей, найти в их многоооразии то, что отвечает потребностям данной личности, включаясь в общественную деятельность, социальные отношения, тонко, дифференцированно регулировать свое поведение.

Моральные отношения, связанные с регуляцией поведения в системе общения и совместных действий, могли возникнуть лишь в обществе с появлением соответствующей потребности. "Нравственная потребность может быть исследована, во-первых, как потребность общества в целом или определенной общественной группы в специфической системе регуляции человеческих отношений, в особом типе их оценок; и, во-вторых, как потребность индивида в определенного рода поведении".1/ Нравственные чувства возникают как один из механизмов, выполняющих эти социальные функции. Поэтому важным моментом в исследовании природы и специфики нравственных чувств является анализ потребностей.

Потребности человека выступают прежде всего как материальная связь человека с объективными условиями его существования и развития, ата связь имеет субъективную сторону, выражающуюся в различном уровне осознания и переживания человеком своих нужд, ориентации на определенные предметы для их удовлетворения. Именно потому, что предметы удовлетворения человеческих потребностей "неоиходимые, существенные для проявления и утверждения его сущностных сил" (К.Маркс), существуют вне и независимо от человека, он наделен могучей силой влечений, страстей и чувств. К.Маркс писал, что человек, лишенный предметной среды, - "страдающее существо1 . "Страсть - это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека". Развитие разнообразных потребностей связано с наличием разнообразных предметов их удовлетворения. Потребности человека представляют собой побудительную силу в его деятельности. К ним относятся жизненно необходимые производственно-трудовые потребности и разнообразные эстетические, нравственные , политические и прочие потребности. Их число, характер, содержание развиваются и усложняются вместе с развитием производства материальной и духовной жизни.

В целом, потребность есть проявление необходимости, нужда субъекта в определенных связях со средой и обществом, которые обеспечивают его нормальную жизнедеятельность, функционирование и развитие. Потребность порождается условиями существования и деятельности субъекта, но не сводится к ним, а выражает лишь объективно-необходимую тенденцию развития.

Без потребностей ничто не имело бы для нас значения. Потребности - источник активности людей. Причем, движущей силой поведения потребности становятся при условии отражения их в сознании, где они принимают форму идеальных побудительных сил: влечений, желаний, чувств, настроений. Потребности выступают основанием нравственных чувств в процессе их осознания и реализации.

В психологической литературе нередко абсолютизируется зависимость эмоций и чувств от потребностей. Крайнее выражение указанная точка зрения нашла в "информационной" теории эмоций П.В.Симонова, который определяет эмоцию как "генерализованную" потребность.1 Указанная концепция основана на представлении об эмоции как факторе, устанавливающем корреляцию между потребностью, информацией, необходимой для ее удовлетворения, и имеющейся информацией. Под информацией понимается "вся сумма сведений, навыков и умений, необходимых для организации действия по удовлетворению существующих потребностей".