Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема нравственных абсолютов в этическом учении В.С.Соловьева Пугачев, Олег Сергеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пугачев, Олег Сергеевич. Проблема нравственных абсолютов в этическом учении В.С.Соловьева : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05.- Москва, 1993.- 28 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Моральные абсолюты - термин, получивши исчисляемое двумя-тремя десятилетиями хождение в отечественной философской литературе. Если в период "систем" и в белее позднее время его употребление было спорадическим, то в последние 10 лет это словосочетание все чаше мелькает на страницах не только специально-этической, но и общефилософской, научно-популярной, публицистической литературы, причем ки в словарях, ни в энциклопедиях нет пока отдельной статьи, ему посвященной.

Поскольку все более очевидной становится необходимость исследования рамок, границ, собственно терминологических признаков, особенностей и объема содержания "морального абсолюта", мы вправе надеяться, что тема исследования, направленного на анализ одной из областей его бытования (теоретического и практического), имеет свое оправдание, поскольку именно конкретный теоретический (как б данном случае) и практический план изучения способствует выработке общенаучного, философского определения, где дефикицирование играет роль фиксатора ноеого понятия, определяя его статус, который, хотя к может оказаться нестабильным и неокончательным, все же заметно облегчает дальнейшие операциональные подходы к изучению целого ряда семантических пластов этики, истории философии и некоторых других сменных областей.

Касаясь философии Зл.Соловьева в целом, можно отметить следующий актуальный феномен: ока стала предметом всестороннего изучения в широком диапазоне аспектов - от текстологического

до общефилософского. Идеологический прорыв или инверсия, совершившиеся в политической сфере нашего 'общества, способствовали тому почти модному интересу к русской религиозно-философской мысли, который охватил определенные слои социума б данный момент. Этот интерес, плюралистичный по своим источникам к ракурсам, на наш взгляд, все более входит в рамки серьезного изучения к исследования, причем не только самих по себе, как самоцели, ко и в намерении.найти во вчерашнем дне ответы на вопросы дня сегодняшнего и завтрашнего. Ценность завоеваний русской ду-хозности чувствуется интуитивно v. рационально!различными обшест-венными стратами, - оживление ретроспекции представляется как акт рационального самосознания, рефлексия переломного этапа, со всей его болью, неурядицами и неузнанным новым, становящимся. Зпохк, отдаленные друг от друга временной дистанцией длиною з век, так непохожие своей конкретикой и деталями, могут оказаться чуть ли не идентичными по строю и тенденциям мышления. Чуткая душа философа и философа гениального, каковым был Бл.Соловьев, оказалась способной к прозрениям, ведомым далеко не всем. Казалось, он смотрел в вечность к видел временность времени и чаял будущей победы над ним и смертью. Неотвратимость смерти, наглядно слитая с названием человек (=смертный) была воспринята Соловьевым как противозаконный (с точки зрения законов нравственности) и противоестественный (с точки зрения человеческой природы) факт. Рассматривая человека в аспекте причастности к абсолютному миру, в соответствие с символом веры христианства, православным учением, выбором, сделанным его разумом и совестью, философ заявляет свою позицию как "смертоборчество", причем такое, которое идет рука об руку с интенцией нравственного совершенствования,

- З - і

ибо, по Соловьеву, если нет нравственно совершенного, то нет и бессмертия, поскольку именно мораль является "скрепой", соединявшей душу и тело в единое человеческое существо.

На путях к этическому идеалу: преобразованию земного человечества в Богочеловечество, Соловьев как бы расставляет вехи в виде моральных абсолютов.

Надо ли напоминать о том, что такие моральные абсолюты как стыд, совесть, любовь, достоинство,] долг составляют ту жизненную основу, которая обеспечивает самое биологическое и со-

I циальное бытие человечества. j

Исследование системы моральных абсолютов в этике Соловьева не составляло задачи замкнутой на себя и самодостаточной. Связь с такими дисциплинами, как история философии, психология, социология, история, религиоведение эксплицирует себя настолько ярко, что выступает как очевидное. Собственно говоря, этика, как живое и развивающееся знание проникает во все сферы общественных отношений человеческой деятельности, поскольку мораль не есть просто один из способов человеческого бытия, но являет-ся стернневьш з каждой личности и каждом, социуме, поэтому в данном исследовании намечаются выходы на| рубежи взаимодействия

с другими дисциплинами в плане изучения моральных абсолютов

I
уже в аспекте общей проблемы, а не отдельного этического уче
ния. . I

Слово "проблема" в заглавии работы отражает непростой, противоречивый характер функционирования и субординации моральных абсолютов в этике Вл.Соловьева. Смысл этих противоречий раскрыт в соответствующих параграфах работы. Христианское по своему духу, этическое учение Соловьева содержит в себе то жи~

вое и разумное, что не может не волновать ни материалистически, ни атеистически мыслящих людей. Такая ситуация порождается очень широким, раскованным, свободным и совестливым подходом русского философа к обсуждению общечеловеческих проблем, причем не обходятся и самые слокные аспекты так называемых "вечных вопросов".

Цель и задачи исследования.

В данной диссертации автор ставил перед собой следующую цель: исследовать феномен моральных абсолютов в этике Вл.Соловьева, выяснить причины, обусловившие их появление и определившие их функциональное значение.

Общей цели исследования сопутствовало решение следующих задач:

выявить системный характер организации моральных абсолютов в этическом учении Вл.Соловьева, что подразумевает постановку вопросов и поиск решения в следующем проблемном поле: а)пока-зать характерность определенного гипостазирования в сфере человеческих отношений абсолютов добра, долга, совести и др., что обусловлено специфическим статусом нравственного мира; б) установить особенности моральных абсолютов в этике Соловьева и в этой связи выявить моральный смысл учения о Богочеловечестве, осуществить аксиологический анализ позиции "смертоборчества" Вл. Соловьева в аспекте понимания проблемы жизни и смерти и роли нравственных абсолютов; в) эксплицировать христоцентрический смысл этических построение русского философа;

показать различие^ и сходство религиозного и внерелигиозногс

- о -

взглядов на моральные абсолвты;

рассмотреть обшее состояние 'проблемы абсолютного в этике в связи с теми подходами к ней, которые были предложены в анализируемой системе;

предпринять попытку определить статус, выявить специфические аспекты понятия "моральный абсолют";

показать возможность выхода исследуемой проблемы на социальный уровень.

Теоретической и источниковедческой базой диссертации послужили идеи, выработанные отечественной этикой досоветского и советского периодов, а также современные положения, высказанные на страницах трудов, изданных в последние годы. Идеи классической этической мысли также легли в фундамент теоретической и источниковедческой базы диссертации.

Особенно важное значение для автора имели работы М.Экхарта, Я.Беме, Г.В..Гегеля, О.Шеллинга, А.Шопенгауэра, С.Шлегеля, И. Канта, К.їишера, Дж.Мура, Н.Гартмана.

Из патриотической литературы: Августин, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник.

Среди отечественных авторов - труды И.Киреевского, А.Хомякова, П.Чаадаева, Вл.Соловьева, Е.Н. Трубецкого, Н.Бердяева, Н.Лосского, В.Зенькозского.

Работы современных авторов: С.С. Аверинцеза, А.. Лосева, О.Г. Дробницкого," З.А. Бербешкиной, А.А. Гусейнова, СЛ. Аниси-ыова, А.И. Титаренко, Л.Б. Золченко, Е.Л. Дубко, Т.К. Порохов-ской, В.Н. Еердакова, А.З. Разина, В.А. Титова, В.Н. Кувакина, Ю.М. Смоленцева. Кроме того, лекции преподавателей Московской

- с -

духовной академии - архимандрита Платона (Игумнов П.П.) по теме "Введение в правовое богословие" и о.Владислава (Ципин В..с;.), "История православной церкви", прочитанные в МГУ в I991-1992 учебном году. Помимо отечественных работ, в диссертации отражены некоторые идеи, высказанные современными зарубежными авторами (З.Олденквист, Дж.Сагтон, К.Решер).

Научная новизна исследования.

Предлагаемая диссертация представляет собой исследование проблем моральных абсолютов в этике B.C. 'Соловьева в аспекте не только их социально-исторической обусловленности, но и выявления актуально значимого плана.

1. Проблема абсолютного в морали сама по себе не является
новой для этики, но до недавнего времени она была одной из за
крытых для отечественных этических исследований. В этом смысле
изучение специфических функций моральных абсолютов в конкретном
этическом учении представляется оправданным с точки зрения но-
бизны. Научный смысл такой постановки цели заключается в следую
щем :

рассмотрение "поля" функционирования терминов: абсолютистская мораль, моральные абсолюты, абсолютное в этике;

выявление тенденции к гипостазированию категорий-абсолютов добра, любви, жалости и др., что не является просто технической ошибкой, но обусловлено собственно этическими соображениями, среди которых - необходимость противостояния моральному релятивизму, нигилизму, имморализму и т.п.

2. Анализ статуса и функций этических абсолютов позволил
представить их как иерархическн^организованную систему-» в цент-

ре которой находится абсолютное добро, а периферию составляют такие абсолюты как стыд, жалость,' сострадание, совесть, благоговение, любовь. Принцип всеединства, имеющий, на наш взгляд, и методологическое значение в философии Соловьева, позволяет совершить "восхождение" от земных сфер нравственного порядка к трансцендентным, причем выипие принципы не упраздняют низших, а органически включают их в себя. Так любовь, составляя существенный признак божества, является одновременно важнейшей стороной человеческих отношений.

3. В ходе исследования концептуальной роли моральных абсо
лютов, эксплицирована их логическая и онтологическая связь с
понятиями:

веры (показана необходимость веры как условия действия моральных абсолютов в социально-историческом времени, нравственном сознании);

истины (в плане соотношения гносеологического аспекта истины с моральным, раскрываемом в семантике слова "правда").

4. Изучение метафизической части теоретического наследия
русского философа позволило установить парадоксальность некото
рых выводов этики Вл.Соловьева (например, наличие зла и Бога
любви - то, что и по сей день является задачей теодицеи; явные
признаки акцидентальности в трактовке человеческой сущности
при одновременном признании человека как цели для Бога, концеп
ция двух абсолютов и некоторые другие) и одновременно ее цен
ность и значение для современных нравственных поисков в плане
представлений о "трансцендентности" морали.

Материалы диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшей разработки вопросов этики и истерии философии, связанных с наследием Вл.Соловьева. Креме этого, они могут представлять интерес и в теоретико-практическом аспекте дальнейшего изучения специфики функционирования религиозных и секулярного типа нравственных абсолютов, их природы и сущности. Теоретические результаты диссертационного исследования могут быть полезными в процессе преподавания курса этики и истории-философии, в спецкурсах и лекционной работе.

Апробация диссертации.

Основные положения диссертации излагались автором в виде докладов на научно-практической конференции в Пензенском сельскохозяйственной институте (март, 1990), на Всесоюзном этическом симпозиуме "Этика и современная нравственная ситуация" в г.Москве (январь, 1991), на межвузовской научной конференции в г.Вологде (апрель, 1992), на международном симпозиуме "Этика прав человека" в г.Москве (февраль, 1993), на семинаре аспирантов кафедры этики (декабрь, 1991), материалы диссертационного исследования были использованы в лекциях к на семинарских занятиях со студентами философского факультета МГУ.

Стиуктуса работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и

библиографии по исследуемой теме.

\