Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема специфики женского нравственного сознания. Историко-философский аспект Моисеева (Валянская), Оксана Петровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Моисеева (Валянская), Оксана Петровна. Проблема специфики женского нравственного сознания. Историко-философский аспект : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.05.- Москва, 1994.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Женская нравственность в целом как феномен культуры принадлежит к числу тех проблем, которые, считаясь вечными, являются в то же, время важными для человеческого общества в любой момент его развития.

В наше время, когда переосмысливаются традиционные представления философской и нравственной культуры, две взаимосвязанные проблемы: преодоление методов и форм патриархатного мышления и выравнивание устоявшегося дисбаланса в реалиях социальной и индивидуальной жизни женщины и мужчины - имеют свой актуальный теоретический и практический характер. В основе этих проблем лежат две разновидности одного и того же конфликта. В обобщенном виде этот конфликт можно обозначить как столкновение старого, консервативного взгляда на женщину с новым, более полно отвечающим духу времени.

На теоретическом уровне в этом конфликте выступает, с одной стороны, явно или неявно выраженный подход к мужчине как первому, основному, ведущему полу человека, который является создателем и носителем наиболее развитой и четкой моральной, системы и, соответственно, отношение к женщине как ко второму, дополнительному, ведомому полу с менее осознанной, размытой системой нравственных представлений. С другой стороны, в этом конфликте участвует набирающий силу новый подход; созревший в недрах феминистского мышления, выражающий взгляд на женщину как на единицу человеческого рода, имеющую не функционально-дополнительную, а самостоятельную человеческую ценность, равно как и мужчина. С этой точки зрения, не женщина обладает сниженной способностью к моральному мышлению и деятельности, а мужчина воспринимает ее неадекватно, поскольку она является представительницей другого нравственного мира, во многом непохожего на его собственный.

На уроЕне моральной практики этот конфликт выливается в столкновение и ломку меняющихся половых ролей, статусов и стереотипов поведения мужчины и женщины и дает о себе знать в различных ефедрах жизни: общественно-политической и индивидуальной.

Сложность построения диалога между выразителями двух вариантов нравственного сознания ( мужского и женского ) при отсутствии рекомендаций, основанных на понимании их специфики, имеет разнообразные последствия. В их числе - депрессивные психологические

4.

состояния людей и попытки бегства от конфликта: к примеру, алкоголизм мужчины и погружение в болезни женщины.

Этический анализ женского нравственного сознания и его специфики находится в тесной связи с задачей развития и обогащения современной отечественной этики. Дело в том, что достижения феминистской мысли в западно-европейских странах, США и Австралии уже стали неотъемлемым компонентом демократического мышления в целом. Современное гуманистическое сознание органично вобрало в себя идеи о необходимости кардинальной деконструкции застывших пат-риархатных структур в политике, науке, религии, образовании, в работе средств массовой информации.

Феминизм из идеологического оружия женского освободительного движения, превратился в инструмент философского исследования мира, в новую альтернативную теорию и программу преобразования общества и его культуры. Согласно концепции представителей современной философии, феминизма как женщин, так и мужчин; в ходе феминистской революции человечеству предстоит избавиться от стандартов субъект--объектных репрессивных отношений к природе, социальным и этни -ческим общностям, т.е. от того типа отношений, которые по сути являются инерцией функционирования патриархатаой культуры, основанной на принципах захвата и подавления, агрессивности и доминантности. Другими словами, грубая эксплуатация природы, политика, проводимая с позиций силы, тоталитарная государственность, жесткая социальная иерархия, авторитарные методы управления производственной и научной деятельностью, расизм и сексизм рассматриваются как проявление сущности патриархатной культуры - воплощение традиционной мужской психологии и идеологии.

Высвобождение женского начала в культуре связывается с переходом на основу субъект- субъектных взаимодействий, морали сотрудничества и заботы. Принципам женской этики отводится важная роль в решении глобальных проблем современности.

Философия феминизма доказала свою состоятельность, конструктивно решая как проблемы анализа женского сознания, так и вопросы развития гуманистического сознания в целом.

К сожалению, приходится констатировать, что в лоне отечественной этической науки феминистские исследования еще только начинают зарождаться. Принимая участие в данном процессе, мы также еидим в этом актуальность и настоятельную необходимость создания нашей работы.

5.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема специфики женского нравственного сознания является неисследованной областью в отечественной этике. Более того, вряд ли мы ошибемся, если скажем, что фактически этот вопрос до сих пор не был поставлен всерьез и со всей определенностью. Специальными работами по данной теме отечественная этическая наука не располагает - для их появления не было необходимых условий. Одна из основных причин этого состоит в том, что этика советского периода была помещена в определенные идеологические и методологические границы.

Традиционный марксизм, предложив прогрессивное для своего времени решение женского вопроса, делал основной акцент на равенстве мужчины и женщины. И такая постановка вопроса была действительно актуальна в исторических условиях первоначального развития марксизма. Вопрос же о "равенстве различий" в проблеме пола был вытеснен эгалитарным подходом и надолго остался на переферии научного знания. В целом в отечественной научной и популярной литературе по проблемам философии, психологии, социологии и экономики утвердилось догматическое представление о том, что женский вопрос в нашей стране нашел свое наиболее полное и оптимальное разрешение.

Предметом ряда исследований и диссертаций эпохи застоя явля
лась роль КПСС в решении проблемы наиболее широкого вовлечения
женщин в общественное производство. ' ,

В центре внимания ученых стояла проблема повышения женской трудовой, социальной и политической активности, т.е. возобладал грубый утилитарный подход к женщине. Если в домарксистской литературе женщина в основном представлялась как биологическая машина для репродукции полноценного человеческого материала, в чем виделось ее основное предназначение и ценность, то в отечественной марксистско-ленинской науке женщина стала прежде всего инструментом в строительстве социализма и защиты его завоеваний ( Например: Ганиев К.А. Социальная активность женщин как фактор укрепления обороноспособности социалистического государства: Автореф. дис. на соиск. учен, степі канд. филос.наук. - М., 1985 ). Богатство этической проблематики, связанной с духовным миром женщины, сократилось настолько, что рассматривалось как производное от решения задачи "женщина как производительная сила" ( Зубенко Л.А. Влияние трудовой деятельности женщины на формирование ценностных ориента-

6.

ций // Общественное сознание и социальная практика - М., 1982; Келлам А.А., Ранник Э.Э. Самореализация женщины как личности через труд // Социалистическая теория и социальная практика - М., 1982 ).

Исторические обобщения в нашей философской науке не поднимались выше уровня разрозненных,региональных исследований ( диссертации о вовлечении женщин Узбекистана, Чувашии в индустриальное производство).

Поскольку проблема пола не была серьезно поставлена в нашей философской литературе, постольку широко создавались и создаются различные социально-психологические модели личности ( студента, инженера, врача ) игнорирующие половую специфику, хотя личность, как правило, не существует вне половой принадлежности.

Удивительным,редким исключением стали сочинения Ю.Ргарикова, который пришел к исследованию проблемы пола, отталкиваясь от своих замечательных по глубине наблюдений и выводов, сделанных в связи с изучением истории и философии любви. Сравнительное изучение психологии половых различий также в рамках философии любви предложил болгарский автор К.Василев. Пионером этой нетронутой темы является И.С.Кон, основными сферами приложения сил которого являются сексология и этнография.

Именно в работах этой небольшой группы авторов сделаны первые плодотворные попытки увидеть среди других проблему особенностей женского нравственного сознания и поведения.

Между тем в дореволюционной философии интерес к миру женщины, к вопросу о том, как оба пола - каждый по своему - восполняют друг в друге целостного человека, был весьма напряженным и устойчивым. С постижением смысла пола связывалась тайна индивидуальности, таинства любви и загадка человеческого бессмертия. Русские мыслители имели разнообразную эмпирическую базу для создания своих построений и были знакомы с ходом развития европейской философской мысли в этом направлении. В России на рубеже Х1Х-ХХ-го вв. активно переводилась и издавалась на языках оригиналов обширная западная литература по проблеме пола и человеческому вопросу.

Однако, начиная с 20-х годов, многообразие и глубина в исследовании данной проблематики начали оскудевать и приобретать характер прикладных разработок по отношению к социальной политике. Характерно, что и сами наши женщины-философы шли в науке мужским путем, рассматривая проблему человека в традициях маскулинизированного мышления.

7.

Иная картина предстает перед нами в современной зарубежной, философской литературе, в первую очередь англоязычной и французской.' Нашему взгляду представляется необозримо-громадный массив накопленного в основном за последние 30 лет материала. Созданы энциклопедии, биобиблиографические справочники и указатели по феминизму, проблема пола для которого является одной из центральных.-Интенсивно ведется разработка учебных программ: только в США читается 30.000 курсов лекций по философии феминизма. Несомненный интерес представляют сборники междисциплинарных исследований, составленные из статей женщин-феминисток разных стран мира, принадлежащих к различным школам, и направлениям.

Сегодня для философии феминизма характерна такая Еысокая степень многоаспектности, что мы вправе говорить о тем, что эта философия подвергает критическому пересмотру все основные компоненты культуры и знания. В том числе активно дискутируются и вопросы, занимающие нас: историко-философские и этические. Однако,.следует сказать, что и в русле феминистской философии вопрос о специфике женского нравственного сознания является недостаточно разработанным. Основная ветвь развития феминизма продолжает по инерции защищать идею половой унификации личности. Концепция специфики женского морального мышления и идеи женской этики, тем не менее, завоевывают право на существование благодаря получившим широкое признание исследованиям философа Дж.Гримшоу, психолога К.Гиллиган и других авторов.

Следует отметить, что до сих пор концептуальное содержание и
результаты исследований феминизма проникали в отечественную фило
софскую литературу только на уровне обзоров, в чем неоспоримая за
слуга принадлежит в первую очередь О.А.Ворониной, Т.А.Клименковой,
Н.С.Юлиной. Единственной монографией, созданной на базе современ
ной методологии феминизма стала книга С.Н.Некрасова и И.В.Возил-
кина, теоретико-философская часть которой ( автор - С.Н.Некрасов),
кроме введения, также строится как обзор феминистского постструк
турализма. . '

Данная диссертация представляет собой фактически первую попытку специального этического исследования, отправным пунктом которой является ценностное значение женского нравственного мира.

* Возилкин И.В., Некрасов С.Н. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. - 168с.

8.

Цели и задачи исследования. Автор диссертации считает главной сеоєй целью поиск и выявление основных подходов к решению проблемы женской нравственности в истории философии. Несмотря на то, что данная проблематика редко становилась предметом пристального внимания философов-мужчин, тем не менее каждый из них явно или неявно, вольно или невольно выражал свое отношение к женщине и ее моральности. Причем, умолчание темы,намеренное или "случайное", пренебрежение женским жизненным опытом и ориентация лишь на ценности "сильной" и "более совершенной" половины человечества также может приниматься во внимание в качестве характерного подхода к проблеме. Таким образом, работа превращается- в попытку нетрадиционного прочтения истории философии с женской точки зрения.

В соответствии с главной целью исследования ставятся конкретные задачи:

. - предложить типологию основных способов решения проблемы женской нравственности в истории философии;

дать объяснение объективных и субъективных предпосылок возникновения и закрепления доктрины полярности полов. Проанализировать особенности содержания и формы философских текстов, в которых эта доктрина представлена, показав разные степени ее концентрации в различных сочинениях;

дать оценку роли и значению альтернативных этой доктрине теорий пола ( эгалитаризм, теория дифференцированного равенства полов) также на основе текстового анализа;

осуществить попытку выявления специфики женского нравственного сознания, объяснив генезис и эволюцию этой специфики; пролить свет на ее сильные и слабые стороны;

рассмотреть перспективы женской этики.

Теоретико-методологической основой диссертации послужил аксиологический подход, а также принципы исследования, выработанные в современной философии феминизма. В работе использован метод сравнительно-исторического анализа философских концепций, а также категориальный аппарат, выработанный современной отечественной этической теорией ( Анисимов С.Ф., Апресян Р.Г., Волченко Л.Б., Гусейнов А.А., Дробницкий О.Г., Дубко Е.Л., Иванов В.Г., Кон И.О., Пороховская Т.И., Смоленцев Ю.М., Титаренко А.И. и др.).

Научная новизна диссертации. Впервые в отечественной этической литературе представлено специальное исследование проблемы

9.-

женской нравственности в истории философской мысли. Фактически диссертант разворачивает свою версию ревизии философии с позиций феминистской аксиологии. Предпринимается попытка определения основных характеристик специфики женского нравственного сознания, исторических предпосылок возникновения данной специфики и перспектив ее развития. В обращение вводятся как редкие, забытые источ- ники, так и новейший материал современной зарубежной философии.

Практическая ценность исследования. Материалы и выводы диссертации могут использоваться как при чтении основного курса историй философии и в практике проведения семинарских занятий, так и для разработки спецкурсов по проблемам философии пола, философии любви, философии феминизма.

Апробация работы. Основные результаты исследования обсуждались на заседании кафедры этики философского факультета МГУ, на занятиях международной философской школы "Этика гражданского общества" ( сентябрь 1992г., г.Плес ), на международной конференции "Этика прав человека" ( февраль 1993г., г.Москва, МГУ ), на международном женском конгрессе ( июнь 1993г., г.Москва ).

Основные идеи диссертации отражены в двух научных статьях и одной методической, а также в ряде статей и очерков художественно--публицистического и научно-популярного характера ( сЕЫше 100 ) в центральных изданиях, положены в основу двух многолетних рубрик в международном женском журнале "Мир женщины" ( 1988-1993 гг.) и женском журнале "Сюпдбике" ( 1992-1993 гг.). Идеями диссертации продиктован .. замысел и издание 5-томной энциклопедии "Женщина и мировая культура"' ( 1992-1995 гг., Ташкент, Москва ), автором-составителем которой является диссертант.

10.