Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина Сысуев, Дмитрий Алексеевич

Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина
<
Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сысуев, Дмитрий Алексеевич. Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.05.-

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Становление нравственной философии И.А.Ильина И

1.1. Идейные истоки нравственной философии И.А.Ильина И

1.2. Основные этапы развития нравственных воззрений И.А.Ильина 37

Глава 2. Проблемы теоретической и нормативной этики в наследии И.А.Ильина 63

2.1. О русском духовно-нравственном складе 63

2.2. Проблема насилия в нравственной философии И.А.Ильина 77

2.3. Проблема социального ранга и нравственной справедливости 125

Заключение 144

Библиография

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Продолжающийся духовный кризис современной культуры, и в особенности русской культуры, возникший в силу известных исторических условий и сопровождающийся потерей в обществе истинных ценностных ориентиров, со всей определённостью обнаруживает потребность в пересмотре всех её духовных основ. В связи с этим, вполне естественным видится обращение к прошлому, дабы обрести в лучших образцах его источник вдохновения, сил и опыта на пути к творческому обновлению.

Таким духовно-нравственным источником является этическое наследие русской религиозной философии, ярким представителем которой был и остаётся профессор И.А.Ильин (1883-1954). Выдающийся ученый, оригинальный мыслитель, чьё творчество до недавнего времени было предано полному забвению, он внёс значительный вклад во все области знания, которыми занимался.

Для данного исследования прежде всего представляют интерес нравственные воззрения русского философа. Им был сформулирован ряд важнейших этических проблем, сохранивших свою значимость и по сей день.

Актуальность исследования бесспорна и обусловлена следующим: во-первых, проблемы, поднимаемые в трудах И.А.Ильина, не сошли ни со сцены теоретических дискуссий, ни с арены политической борьбы. В настоящее время имеется немало поводов задуматься над самыми серьёзнейшими и последними вопросами жизни. В чём состоит её смысл? Что представляют собой истинные ценности и каков критерий их определения? Какой морали

следует придерживаться, на какие нравственные принципы должно ориентироваться в надежде осуществить свою жизнь на законах веры и любви.

Поэтому рассмотрение в рамках данного диссертационного исследования таких острых и актуальных в нынешних условиях теоретических и одновременно во многом практических проблем, как проблемы преодоления морального и социального зла, русского национального характера и его воспитания, справедливости и связанного с ней равенства и неравенства и др., представляет несомненный интерес и жизненную потребность.

Во-вторых, этико-социальные взгляды русского мыслителя до сих пор не получили должного освещения и оценки в отечественной этической науке, что выдвигает на первый план необходимость целостного анализа его нравственной философии.

В-третьих, своеобразие подхода И.А.Ильина к сущности многих изучаемых им вопросов, определялось тем, что в центре его внимания неизменно находилось будущее России. Им были разработаны не только стратегические, но и тактические пути и способы её духовного возрождения, что особенно ценно в условиях современного состояния нашего Отечества.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Несколько лет назад имя профессора И.А.Ильина было малоизвестно как в нашей стране, так и за рубежом. Известные историки русской философии либо обошли его полным умолчанием (Г.В.Флоровский), либо удостоили недобросовестной критики (В.В. Зеньковский), либо упоминали по случаю (Н.О.Лосский), что можно объяснить лишь тем, что основные труды мыслителя увидели свет на излёте его жизненного пути и по окончании оного.

В отечественной философской литературе отсутствуют исследования, в которых нравственная философия И.А.Ильина была бы предметом специального целостного изучения. Тем не менее, работы русского философа, которые в той или иной степени затрагивали этическую проблематику, зачастую становились объектом пристального внимания со стороны научного мира.

Ещё при жизни И.А.Ильина отдельные положения его этических воззрений были подвергнуты критическому анализу со стороны ряда видных деятелей русского зарубежья, его непримиримых оппонентов, Н.А.Бердяева, В. В. Зеньковского, З.Н.Гиппиус, Ю.Айхенвальда, Л.Добронравова и Ф.А.Степуна. Те же аспекты, но уже с совершенно иных позиций рассматривались митрополитом Антонием, А. Билимовичем, В. X. Даватцом, П.Б.Струве, Н. О.Лосским.

Наиболее значительный вклад в изучение философского наследия И.А.Ильина в целом и этического в частности, внесли: его ученик P.M.Зиле, крупнейший исследователь и популяризатор его творчества Н.П.Полторацкий, а также католический священник из Бонна В.Офферманс.

Первой попыткой исследования творчества И.А.Ильина в пределах России следует считать во многом, на наш взгляд, идеологизированную статью А.Г.Вашестова, вышедшую в свет в 1984 году. Однако лишь с 1989 года, когда начали публиковаться фрагменты из книг русского философа, происходит его постепенное возвращение к русскому читателю, введение в широкий научный оборот его идей, а в связи с этим возрастает и количество работ, посвященных его творчеству.

Из современных авторов, так или иначе затрагивавших в своих публикациях этические воззрения И.А.Ильина, следует назвать Н. К. Гаврюшина, И. И. Евлампиева, В. И. Кураєва, Ю. Т. Лисицу, И.Н.Смирнова и А.И.Тимофеева. Однако следует отметить, что все эти обращения либо фрагментарны, либо носят в целом общий характер.

Отдельные аспекты философского наследия И.А.Ильина были рассмотрены в рамках Всероссийской научной конференции "Русская философия: преемственность и роль в современном мире" в мае 1992 года в Санкт-Петербурге, а также 2-го Санкт-Петербургского симпозиума историков русской философии в 1993 году. Кроме этого представляют несомненный интерес материалы апрельского семинара 1993 года, также проходившего в Санкт-Петербурге и специально посвятившего свою работу социальной философии русского мыслителя. Таким образом, отечественная этическая мысль находится лишь на пороге глубокого осмысления духовно-нравственного наследия И.А.Ильина.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Цель данного исследования состоит в анализе этических воззрений И.А.Ильина. В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи:

определить идейные истоки нравственной философии И. А. Ильина;

рассмотреть основные этапы развития нравственных воззрений русского мыслителя;

определить аксиологические основы его нравственной философии;

выделить круг ключевых проблем теоретической и нормативной этики в творчестве И.А.Ильина;

выявить отношение мыслителя к проблеме насилия и процессу преодоления морального и социального зла;

рассмотреть выделяемый И.А.Ильиным комплекс специфических нравственно-психологических черт русского народа;

выяснить отношение исследователя к проблеме справедливости;

определить своеобразие этических взглядов И.А.Ильина и их место в истории отечественной мысли.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА. Теоретической и методологической основой исследования являются философско-этические работы отечественных и зарубежных авторов, среди которых в первую очередь следует отметить труды Р.И.Александровой, С.Ф. Аниси-мова, Р.Г.Апресяна, Л.М.Архангельского, А.А.Гусейнова, О.Г.Дробницкого, Е.Л.Дубко, А. П. Скрипника, Ю. М. Смоленцева, А.И.Титаренко и других. Разработанный ими категориальный аппарат этической науки использован в данной работе.

Кроме того, к исследованию творчества И.А.Ильина, применён им же самим сформулированный метод, основное требование которого сводится к овладению изучаемым предметом изнутри. По своему содержанию этот метод является феноменологическим. Для его реализации необходимо, согласно утверждению И.А.Ильина, принять рассматриваемый предмет в себя, потерять себя в нём и усвоить его стиль, акт и содержание. Применительно к философии И.А.Ильина это будет выражаться в посильном концептуальном воспроизведении его философской рефлексии и попытке увидеть тот предмет, который он видел и которым он жил. Всякой критике и всякому научению предшествует понимание отвергаемого и приемлемого, что, на наш взгляд, особенно ценно.

С целью сравнительного анализа и определения места и значения творчества И.А.Ильина в области отечественной философской мысли, были использованы работы Н.А.Бердяева, Н.0.Лосского, В.В.Зеньковского, В.С.Соловьёва и других её представителей.

Выводы сделанные в результате проведённого исследования, основаны на изучении:

книг и статей И.А.Ильина по методологии философского исследования ("Шлейермахер и его "Речи о религии", "Религиозный смысл философии. Три речи" и др.);

собственно философских работ мыслителя ("Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека", "О сопротивлении злу силою", "Путь духовного обновления", "Аксиомы религиозного опыта");

произведений, составивших своеобразный "триптих", посвященных философскому осмыслению жизни, по своему жанру близких к духовному писательству ("Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий", "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний", "Путь к очевидности");

публицистики И.А.Ильина (журнальных и газетных статей);

опубликованных писем;

работ представителей философской отечественной мысли конца XIX-XX веков;

православной святоотеческой литературы;

философских исследований наследия И.А.Ильина, как отечественных, так и зарубежных авторов;

воспоминаний об И.А.Ильине.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что в нём впервые осуществлён систематический анализ этических воззрений И.А.Ильина;

рассмотрены основные этапы их развития и определены идейные истоки;

раскрыты ценностные ориентации его этических взглядов;

указаны особенности его нравственной философии;

сделана попытка определения её места в русской философской культуре.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по этике и истории философии, а также оказать помощь в дальнейшем изучении философского наследия И. А. Ильина.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные результаты исследования обсуждались на заседании кафедры этики МГУ имени Н.П.Огарёва, на Огарёвских чтениях в г.Саранске, международной теоретической конференции "Культура и этноэтика" (Киев, 1994) и Всероссийской научной конференции "Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья" (Саранск, 1994).

Идеи, содержащиеся в диссертации, нашли своё отражение в депонированной публикации "К проблеме равенства в нравственной философии русского зарубежья (И.А.Ильин и Н.А.Бердяев)" (1993) и статье "И.А.Ильин о русском духовно-нравственном складе" (1994), а также тезисах: "У истоков русской этноэти-ки (подход И.А.Ильина к проблеме русского национального характера) (1994), "Проблема духовного обновления человека в философии И.А.Ильина" (1994),"И.А.Ильин и проблема духов-

но-нравственного воспитания русского народа" (1994), "Традиции русской нравственной философии (И.А.Ильин и М.М.Бахтин)" (1995). Материалы и выводы диссертации были использованы при подготовке учебного пособия по этике.

Идейные истоки нравственной философии И.А.Ильина

Предваряя непосредственное рассмотрение вопроса об идейных истоках нравственной философии И.А.Ильина, необходимо определиться с тем, что следует понимать под термином "нравственная философия". После длительного периода забвения, ныне, данное понятие находит всё большее распространение в отечественной философской литературе. На наш взгляд, это - особая форма философской рефлексии, в поле зрения которой находится целый комплекс проблем, касающихся связи между основополагающими принципами бытия и нормами человеческой жизнедеятельности, включающий в себя осмысление таких категорий, как добро, справедливость, свобода, любовь, правда, красота, совесть и т.д. В центре внимания нравственной философии стоит человек.и мир его ценностей.

В.С.Соловьев, наиболее полно и последовательно развивавший в своём творчестве идеи нравственной философии, определил в качестве её главной задачи установить "понятие добра; выяснить всё, что разум, возбуждаемый опытом, мыслит в этом понятии, и тем самым дать определённый ответ на главный для нас вопрос о должном содержании или смысле нашей жизни" [135, 98]. По своей проблематике нравственная философия находится в теснейшей связи с религией, а по способу познания - с теоретической философией [135, 100].

Эта форма философской рефлексии стала преобладающей чертой творчества отечественных мыслителей. Исторически сложилось так, что русская философия не была системой отвлечённого знания, в этом, как нам думается и состояло её существенное отличие от западноевропейской философии. Своей конечной целью она ставила воспитание человека и совершенствование общества, в связи с чем, уделяла огромное внимание осмыслению духовных ценностей и оснований человеческой жизни. Необходимость существования нравственной философии в отечественной культуре связывалась с тем, что человек никогда не отрешится от проблемы выбора между добром и злом.

При всей оригинальности суждений и разноплановости интересов И.А.Ильина, он развивал традиционные для русской нравственной философии подходы. Осознание того, что в основе философского видения мира лежит нравственная идея, не превращающая добро в отвлечённое понятие, а делающая его жизненным ориентиром, есть, на наш взгляд, наиболее важный момент, характеризующий отношение мыслителя к статусу данной науки. Нравственная философия, по его словам, "должна стать убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности" [82, 496].

В этом смысле её можно определить как философию созерцающего или поющего сердца. Таким образом, И.А.Ильин продолжил традицию русского философствования, в лучших образцах которого всегда на первый план выступали практические запросы жизни, задачи духовного становления личности и которое всегда органически соединялось с художественной литературой, литературной критикой и публицистикой. Существует глубокое внутреннее родство между русской нравственной философией и искусством. В полной мере оно выразилось и в творчестве И.А.Ильина.

Проблемы, находящиеся в центре внимания мыслителя, начиная с первых самостоятельных работ, касались сущности и смысла человеческого существования, судьбы человека в мире. Именно стремление постичь смысл земного бытия человека, выявить критерий истинных ценностей, исследовать духовные основы жизни, составляло ядро всех творческих исканий И.А.Ильина и определяло, по нашему мнению, внутреннюю последовательность и логичность его философского развития.

В основе миросозерцания русского философа лежат глубокие и разветвлённые корни: античная метафизика в лице её блестящих представителей Сократа, Платона, Аристотеля; западноевропейская мысль Нового времени; немецкая классическая философия, представленная Кантом, Фихте, Шеллингом, Гегелем и несомненно отечественная религиозно-философская мысль XIX в., в тех её началах, которые заложили И.В.Киреевский и А.С.Хомяков, пытавшиеся преодолеть немецкий философский идеализм, соединяя Православие со своеобразием и самобытностью русской народной жизни. И.А.Ильин был хорошо знаком и с популярными на рубеже веков философскими течениями Запада. Особенно большое влияние на выработку его методологии и гносеологии оказала феноменологическая школа в лице её родоначальника Э.Гуссерля.

Сплав этих многообразных идейных влияний в существенных чертах определил становление нравственной философии И.А.Ильина в целом и своеобразие подходов к решению отдельных проблем. Отношение русской философии к классическому наследию и современным западным течениям ни коим образом не сводилось к механическому заимствованию.Разделяя мнение Н.П.Полторацкого относительно того, что русские мыслители XX века "не просто перелагали на русский язык германских идеалистов (и мистиков), а творчески претворяли их и преодолевали", следует заметить, что оно в полной мере относится и к И.А.Ильину. "Они шли от идеализма к реализму. И созданная ими русская религиозная философия есть, в этом смысле, совершенно оригинальное явление в истории человеческой мысли" [123, 131]. Ещё Т.Кар-лейль, мировоззрение которого по духу весьма созвучно мировоззрению И.А.Ильина, утверждал, что "ценность оригинальности состоит отнюдь не в новизне, а в искренности" [95, 146]. В творчестве русского философа, несомненно, присутствуют оба этих момента.

Естественно, не все перечисленные линии влияния равнозначны. Нисколько не умаляя значения выдающихся мудрецов античности в процессе становления воззрений И.А.Ильина на предмет нравственной философии, следует все же отдать предпочтение в этом деле представителям немецкого классического идеализма. Ещё во время обучения в университете И.А.Ильин посвящает им ряд своих кандидатских сочинений, таких как "Учение Канта о "вещи в себе" в теории познания", "О "Науко-учении" Фихте Старшего издания 1794 г." и "Учение Шеллинга об Абсолютном". Выбор данных тем, очевидно, определила принадлежность И.А.Ильина к числу учеников П.И.Новгородцева.

Основы онтологии человеческого бытия И.А.Ильин заимствует у Фихте и Гегеля. Фихте важен для него потому, что в его философии человек впервые перестал сводиться к абстрактному гносеологическому субъекту и был понят как абсолютно конкретный и абсолютно свободный человеческий дух, несущий в се - 15 бе подлинное божественное начало мира. Учение Фихте оказало огромное воздействие на формирование философии русского мыслителя. Фихте связывал разум с активностью, деятельностью субъекта и рассматривал его не как отвлечённое понятие, а как "практический", т.е. "нравственный" разум. Практически-нравственное отношение к миру он считал исходным. "Мы действуем не потому, что предназначены действовать; практический разум есть корень всякого разума" [149, 84].

Одним из наиболее важных факторов, существенно повлиявших на становление нравственной философии И.А.Ильина, стало его обращение к богатейшему наследию Гегеля. Русский мыслитель посвятил ему несколько своих ранних работ [63, 35-41; 89, 250-306; 87, 413-476; 80, 280-355; 58, 513-545; 88, 165-224; 86, 151-227], содержание которых легло в основу двухтомного труда о Гегеле, до сих пор остающегося одним из наиболее крупных явлений отечественной истории философии [90]. Оформившись здесь в целостную концепцию, многие воззрения И.А.Ильина послужили отправной точкой для будущего творческого развития.

Основные этапы развития нравственных воззрений И.А.Ильина

Философия И.А.Ильина не является законченным учением или закрытой системой, что соответствует особенности отечественной философии в целом. Вместе с тем, именно нравственная идея придаёт цельность взглядам русского мыслителя, поскольку находится в центре внимания его философских исканий. Она в той или иной степени пронизывает всё его творчество. В развитии нравственных воззрений И.А.Ильина можно условно выделить несколько основных этапов.

Первый из них правомерно было бы охарактеризовать как этап становления его нравственной философии. Хронологически он соответствует "московскому" периоду жизни философа, примерно с 1906 до 1922-года-включительно. Именно в это время закладываются основы его своеобразной манеры философствования и определяется первоначальный круг интересов. В данный период И.А.Ильин сосредоточивается на решении проблем, связанных с осмыслением того, что есть философия, её предмет, цели и задачи, а также на поиске адекватного метода философского исследования. Особое место в этом комплексе проблем отводится рассмотрению вопроса о нравственных качествах философа и их роли в процессе познания. Уже на этом этапе происходит непосредственное обращение к природе морали и нравственности с последующим выходом на решение конкретных проблем.

Важнейшими работами этого периода являются книги "Общее учение о государстве и праве" (1915), "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" (1918), брошюры и статьи "Понятия права и силы" (1910), "Духовный смысл войны" (1915), "Идея личности в учении Штирнера: опыт по истории индивидуализма" (1911), "О любезности: социально-психологический опыт" (1912), "Философия Фихте как религия совести" (1914), "Философия как духовное делание" (1915) и др. Перечисленные труды стали результатом углубленного постижения различных философских систем прошлого и, прежде всего, немецкого классического идеализма, а также феноменологии, знакомство с которой состоялось во время научной командировки в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина и Геттингена в 1910-1911 гг.

Основным итогом первого периода развития стало формулирование общих представлений о предмете нравственной философии и её особенностях. Говоря о философии, как систематическом познавательном раскрытии того, что составляет самую глубокую основу жизни [83, 39], И.А.Ильин тем самым даёт определение нравственной философии, ибо наиболее важными, вечными духовными основами он считает веру и любовь. Он характеризует её как "настоящую", "подлинную", "истинную" философию. Именно она, как никакая другая наука, стоит перед последними, самыми углубленными и утончёнными, и притом самыми духовно-значительными проблемами. Областью её специальной компетенции" объявляется, прежде всего, природа добра, красоты, истины [83, 62]. Своеобразие философии русский мыслитель видит в том, что её предмет не даётся в пространственно устойчивом или легко повторяющемся внешнем виде. Это предмет незримый, неслышимый, нечувственный, не материальный, не существующий в пространстве и не длящийся во времени. В содержании всякого явления выделяется, в первую очередь, его духовный смысл. В силу этого философия является актом исследования духа и духовности. В разумном раскрытии духовного смысла заключена задача философской мысли. "Философия исследует сущность самой истины, самого добра и самой красоты, - подчёркивает И.А.Ильин, - она исследует самый дух человека. Она исследует божественную природу во всех предметах и, наконец, восходит к познанию самого Божества" [83, 50].

Уже в начальный период своего становления нравственная философия И.А.Ильина, с нашей точки зрения, неразрывно связана с религией и находит в ней свою опору. Он разделяет представления Гегеля о том, что философия имеет тот же объект, что и религия, что она есть культивирование религиозного содержания, но в иной форме - форме систематического опыта и разумного, очевидного, мыслящего познания [83, 52].

Составной частью развития нравственной философии на первом выступает последовательная разработка метода и теории познания. Специфика изучаемого предмета потребовала от исследователя создания новой философской методологии. Что же конкретно представляют из себя методология и гносеология И.А.Ильина?

О русском духовно-нравственном складе

Как явствует из предыдущей главы, многогранно творчество И.А.Ильина, велико число различного рода проблем, охваченных им. Однако главным, на что была направлена его волевая мысль, было будущее России. Именно этим, на наш взгляд, определяется глубокий интерес мыслителя к изучению основ русского духовно-нравственного склада, русского национального характера.

Национальный характер - это представление народа о самом себе, это безусловно важный элемент его народного самосознания, его совокупного этнического Я. Представление это имеет поистине судьбоносное значение для его истории. Ведь точно также, как отдельная личность, народ, в процессе своего развития формируя представления о себе, формирует себя самого и в этом смысле - свое будущее.

Своими морально-психологическими изысканиями И.А.Ильин, наряду с другими выдающимися философами своего времени, такими как Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, Н. О.Лосский и др., заложил основы в традициях русской культуры, от которых ведёт ныне свои истоки совершенно новая область научного познания - этноэтика. Это особое направление этического знания ставит своей целью изучение типичных элементов морального сознания и стереотипов практического поведения как однородных, так и разнородных исторических общностей в процессе их жизнедеятельности [158]. Главной задачей этноэтики является определение структуры ценностных ориентации, обеспечивающих этническое своеобразие нравственности и введение утраченных, в силу аномальных условий жизни, положительных самобытных традиций в современный культурный контекст.

Предшественницей этноэтики является параллельно с ней развивающееся специальное научное направление - этнопсихология. Г.Г.Шпет, стоявший у её отечественных истоков, считал 1855 год - год появления книги Штейнталя "О задачах этнопсихологии" "крещением" этой науки, имеющей богатое историческое содержание [157, 475-574]. Геродот, Ксенофонт, Цезарь, Тацит и другие должны быть названы среди первых источников этнической психологии. Задача этой науки - "подготовить познание народного духа, как психология до настоящего времени стремилась к познанию индивидуального духа" [157, 486].

"Общество внутри нас", существующее в виде однотипных для людей одной и той же культуры реакций на привычные ситуации в форме чувств и состояний, и есть национальный характер народа. Он есть часть нашей личности. Этнопсихология изучает это явление, определив его понятием "модальной личности" или "базовой структуры личности" [98, 26].

Проблема этнического своеобразия нравственности особенно актуальна в настоящее время, как с научной, так и с житейской точки зрения. Пришло время осознания того, кто мы есть, что составляет наше духовное и национальное своеобразие, в чём сильные и слабые свойства нашего характера, ибо без понимания этого трудно будет возродить Россию как великое государство, а скорее всего невозможно.

Необходимо отметить, что постановка этой проблемы сопряжена с разного рода сложностями, и прежде всего с тем, научно ли само понятие "характер народа". Сегодня можно встретить самые разноречивые точки зрения на этот счёт. Трудно выделить такие существенные свойства характера, которые были бы присущи исключительно одному, отдельно взятому народу. И тем не менее, на наш взгляд стоит согласиться с А.И.Титарен-ко, утверждавшим, что есть определённые характерные признаки, составляющие единый комплекс специфических нравственно-психологических черт народа. "Всё дело в некоторой совокупности и в кристаллически неповторимом строении этих национальных и общенациональных черт. Отрицать наличие национального характера, национальной индивидуальности - значит делать мир народов очень скудным и серым" [106, 207]. Именно такой комплекс стремится выделить и описать И.А.Ильин.

Наиболее основательно он рассматривает данную проблему в работах "О России. Три речи." (1934г.) и "Сущность и своеобразие русской культуры. Три соображения" (1942г.), до сих пор не изданной на русском языке. Впоследствии Н.О.Лосскии в своём исследовании широко использовал содержащийся в них материал [110].

В качестве исходного допущения можно принять, что к изучению вопроса о русском духовно-нравственном складе мыслитель подходит с позиций персоналистической метафизики, которая помещает в основание мира личностное, духовное начало. Христианство принесло миру идею метафизического своеобразия человека. Идея же метафизического своеобразия народа, по мнению И.А.Ильина, есть лишь верное и последовательное раз - 66 витие этой христианской идеи [60, 362]. "Всякое национальное своеобразие по-своему являет Дух Божий и по-своему славит Господа" [64, 264].

Подобно тому, как своеобразна и неповторима каждая личность, так и каждый народ, каждая страна представляет собой "живую индивидуальность" со всеми своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Именно из этого исходит И.А.Ильин, обращаясь к вышеназванной проблеме, понимая под "душой народа" его национальный характер [81, 211]. "У каждого народа своё особое чувство права и справедливости; иной характер; иная дисциплина; иное представление о нравственном идеале, иной семейный уклад, иная церковность, иная политическая мечта, иной государственный инстинкт. Словом: у каждого народа иной, особый душевный уклад и духовно-творческий акт" [64, 264].

Он справедливо указывал на то, что проблема русского национального характера не разрешена, "ибо доселе он колеблется между слабохарактерностью и высшим героизмом" [69, 6]. Стараясь понять и разрешить это противоречие, И.А.Ильин высказал на этот счёт ряд довольно интересных суждений, заслуживающих самого пристального внимания. Что же, по его мнению, определило своеобразие русского духовно-нравственного склада, какие факторы повлияли на формирование определённых черт оного, как морально положительных, так и морально отрицательных?

Проблема насилия в нравственной философии И.А.Ильина

Можно с уверенностью сказать, что проблема насилия была и остаётся одной из тех, которые издавна волновали умы человечества. Она исключительно важна в плане понимания того, на каких принципах должна основываться жизнь человеческого общества, стремящегося к нравственному совершенству; потому остаётся актуальной и поныне. История развития философской мысли демонстрирует неоднозначное к ней отношение и предлагает решения, выражающиеся то в полном неприятии и отвержении насильственных методов, то в их частичной допустимости и даже оправданности.

Русская философия внесла большой вклад в разработку и решение этой трудной проблемы, предложив разнообразные варианты ответа на вопрос о возможности и методах физического воздействия в борьбе со злом. Среди многообразия мнений и суждений существовавших относительно проблемы насилия, имеющей непосредственное отношение к идеям добра и зла, выделяется позиция профессора И.А.Ильина. Опираясь на основы христианского учения, изложенного в апостольских посланиях и святоотеческую литературу, этот мыслитель подверг названную проблему основательному анализу и изучению.

На протяжении своей жизни И.А.Ильин обращался к ней неоднократно, развивая во многих своих работах отдельные её аспекты. По сути дела начало этой работе было положено статьёй "Основное нравственное противоречие войны" и брошюрой "Духовный смысл войны". Но наиболее полно позиция русского философа по существу проблемы была выражена им в его знаменитом исследовании "О сопротивлении злу силой". Именно в нём автор попытался найти решение приемлемое для православного христианина.

Нельзя сказать, что И.А.Ильиным впервые в русской нравственной философии было высказано мнение, отличное от теоретических положений толстовского непротивления. Ещё В.С.Соловьёв в своей итоговой работе "Три разговора" дал опровержение этой идеи. "Безусловно неправо только само начало зла и лжи", писал он, "а не такие способы борьбы с ним, как меч воина или перо дипломата" [136, 9]. Для русской культуры вообще более характерно дифференцированное отношение к насилию, а не проповедь непротивленчества. Оригинальность же суждений И.А.Ильина заключается в том, что им впервые была предпринята попытка применить к новым условиям древнюю мудрость Православия и прежде всего русского Православия, что выразилось в обосновании идеи православного меча. Кроме того в его работах выяснены различия между "принуждением", "понуждением" и "насилием", а также между "неправедностью" и "грехом". Эти уточнения, на наш взгляд, не потеряли своего значения и сейчас.

Сформировавшееся под воздействием остро переживаемой им в начале 20-х годов XX века темы борьбы со злом видение проблемы, её сложности и многоплановости явилось по существу выражением ответной реакции на распространённые в тот период идеи непротивления, выразителями которых в русской этической традиции были Л.Н.Толстой и его школа. В виду того, что эти идеи легли в основу привлекающей ныне большое внимание этики ненасилия, обретшей в лице Л.Н.Толстого одного из признанных своих "апостолов", представляется важным, прежде чем приступить к анализу предложенного И.А.Ильиным решения проблемы, определить основные отличия его подхода к ней от современных ему сторонников непротивления и нынешних представителей идеи ненасилия.

Для этого прежде всего следует остановиться на определении термина "насилие". Необходимо отметить, что среди сторонников непротивления и ненасилия, да и не только среди них, это понятие трактовалось и продолжает трактоваться довольно широко и противоречиво. С одной стороны, насилие понимается как разрушительная и принудительная сила, противоречащая человеческой морали (она подавляет, унижает, эксплуатирует) [127, 28]. Это может быть выражено тезисом: "Всякое насилие - зло" [145, 222]. А с другой, подчёркивается его неоднозначная роль в истории, придаётся значение различию его форм, признаётся возможность его включения в позитивный контекст общественных отношений в качестве исключительного случая, допустимого в строго ограниченных целях и контролируемых дозах. Это выражается другим тезисом: "Насилие насилию рознь", - и приводит к возникновению вопроса о мере допустимости и оправданности насилия.

Совершенно иного мнения придерживается И.А.Ильин. Именно им была предпринята успешная, на наш взгляд, попытка прояснения терминологии в данном вопросе, что само по себе очень важно и необходимо. С этой целью он вводит общее родовое понятие, обозначенное стилистически не совсем удачным термином "заставление". Здесь имеется в виду "заставляющее применение силы к человеческому существу", которое определяется как "такое наложение воли на внутренний или внешний состав человека, которое обращается не к духовному видению и любовному приятию заставляемой души непосредственно, а пытается понудить её или пресечь её деятельность" [73, 173. Отсюда, всякое заставление есть либо самозаставление, либо заставление других. В свою очередь каждый из этих двух видов заставления может подразделяться на психическое и физическое. Одним словом, под заставлением подразумевается приблизительно то же, что в этике принято именовать термином "принуждение".

Термин же "насилие", подчёркивает И.А.Ильин, носит видовой характер по отношению к общему понятию "заставление". В силу этого было бы глубокой духовной ошибкой, справедливо замечает мыслитель, приравнять всякое заставление насилию и придать центральное значение этому последнему термину. Согласно И.А.Ильину "насилие" есть деяние произвольное, необоснованное, возмутительное; "насильник" есть человек, преступающий рамки дозволенного, нападающий, притесняющий, - угнетатель и злодей [73, 20]. Против "насилия" надо протестовать, с ним надлежит бороться. Поэтому ставить вопрос и доказывать "допустимость" или "правомерность" насилия - значит доказывать "допустимость недопустимого" или "правомерность неправомерного".

Похожие диссертации на Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина