Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы современной информационной этики Филина Ольга Александровна

Проблемы современной информационной этики
<
Проблемы современной информационной этики Проблемы современной информационной этики Проблемы современной информационной этики Проблемы современной информационной этики Проблемы современной информационной этики Проблемы современной информационной этики Проблемы современной информационной этики Проблемы современной информационной этики Проблемы современной информационной этики Проблемы современной информационной этики Проблемы современной информационной этики Проблемы современной информационной этики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филина Ольга Александровна. Проблемы современной информационной этики : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Филина Ольга Александровна; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого].- Тула, 2009.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/33

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социокультурные и ценностные основания информационного общества

1.1. Феномен информационной картины мира 16

1.2. Становление информационного общества 29

1.2. Нравственные ценности информационного общества и традиционная мораль 42

Глава II. Информационная этика как инвариант ценностям информационного общества

2.1. Моральные дилеммы информационного общества 69

2.2. Информационная этика и основные типы нравственных регуляций информационного общества 89

2.3. Философский анализ этических кодексов информационного общества 107

Заключение 132

Библиография 139

Введение к работе

Актуальность исследования. Беспрецедентные достижения современной науки и техники являются столь очевидными и бесспорными, что на Международном конгрессе ЮНЕСКО по вопросам технического и профессионального образования XXI век был принципиально назван «эрой знаний, информации и коммуникации». Тем самым, были определены глобальные ценностные векторы развития современной цивилизации.

Большинство авторитетных исследователей характеризует современную фазу существования человечества в терминах «принципиально нового фактора мировой истории». Можно привести мнение К. Ясперса, одного из крупнейших философов XX века, осмысливших проблему техники как принципиально нового уклада современной европейской цивилизации, с которой не сопоставимо ничто, ранее существовавшее в человеческой истории вообще. Философ, называя современную эпоху «веком техники», пишет: «Лишь в масштабе мировой истории становится понятным, какие глубокие изменения, подготовленные в течение двух последних веков, произошли в наше время; изменения, которые по своим последствиям несравнимы ни с чем, что нам известно из истории прошедших пяти тысячелетий».

При несомненных успехах современной техники, достигшей наиболее впечатляющих результатов в области информационных технологий, в среде философского сообщества растет неподдельная тревога в связи с нравственными угрозами человеческому существованию, которые являются следствием научно-технического развития. Свою озабоченность сегодня выражают не только профессиональные философы-этики, но и представители гуманитарной и технической интеллигенции, политические и общественные деятели, вообще, все мыслящие и переживающие люди.

Среди западноевропейских мыслителей всерьез заговорили о духовных проблемах человека, связанных с развитием техники Хосе Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Г. Йонас и др. Образуется единое концептуальное пространство мысли, в котором возникает новый комплекс проблем, связанных с отношением техники к человеку и человека к техники, который требует этического осмысления и этических решений. Не случайно, поэтому такие отрасли философского знания как прикладная и профессиональная этика стали наиболее популярными и распространенными в XX веке.

Однако вряд ли можно радоваться успехам на ниве прикладной этики и строить оптимистические прогнозы относительно ее возможностей решать те глубочайшие нравственные проблемы человека, которые возникают в результате новейших информационно-технологических вывозов человеку. Рост информационной насыщенности жизни современно общества обратно пропорционален его духовно-нравственному содержанию. Об этом говорят и западные и отечественные философы. Так, Жак Эллюль, стремясь к гуманизации техники и власти, говорит о наличном положении вещей так: «Информатика, сросшись с бюрократической властью, застынет несокрушимой глыбой». Это есть исторический тупик человечества. Известный отечественный исследователь философии науки В. Н. Порус среди парадоксов современной цивилизации называет «оскудение духовного бытия на фоне гигантского роста информации». Прагматико-утилитарная направленность развития современной технологической цивилизации приводит в результате к катастрофическим нравственным последствиям: «Научное знание, используемое лишь как средство рационализации всевозможных видов человеческой практики, ценимое только в своей утилитарной функции, легко становится средством гипертрофии рационально-технического начала, «роботизации» человека».

Это создает прецедент этического анализа сложившейся ситуации вокруг современной фазы развития технической цивилизации и информационного общества, являющегося самым значительным плодом этого развития. Совершенно очевидно, что в современной ситуации необходимо как дальнейшее развитие прикладной, в частности информационной этики, так и поиск новых путей и подходов к пониманию сущности происходящих процессов, которые смогли бы обогатить и саму информационную этику, и что самое важное, помочь современному человеку информационного общества адекватно осознать свою бытийную ситуацию. Этому может способствовать углубление философско-аналитической критики информационного общества, в результате которого должен быть выработан трезвый взгляд на существо современной техники, лишенный оптимистических крайностей апологетического к ней отношения, так и завышенных опасений технофобии.

В связи с этим возникает необходимость философской аналитики этических кодексов информационного общества, поскольку сама информационная этика приобретает институализированные формы своего воплощения в социальной реальности, что требует исследования вопроса о ее нравственно-регулятивном потенциале.

Степень изученности проблемы. Существующую литературу по данной проблематике представляется возможным классифицировать следующим образом:

1. Исследования в области философии техники;

2. Исследование информационного общества в контексте постиндустриальной цивилизации;

3. Исследования в области прикладной (в том числе информационной) этики.

1. Аксиологические основания современного информационного общества восходят к классической традиции философии техники, в которой рядоположенными оказываются онтологические и этические аспекты проблемы. К наиболее значимым именам в этой области следует отнести М. Хайдеггера, К. Ясперса, Л. Мэмфорда, Х. Склимофски, Ж. Эллюля и др.

Именно этим мыслителям принадлежат фундаментальные вопросы о смысле и существе техники, о взаимоотношениях техники и природы, о бытийной судьбе человека в мире техники.

Среди мыслителей XX века, критически осмыслявших социокультурную и духовную ситуацию современной технической цивилизации, возможные перспективы ее развития можно отнести О. Шпенглера, Й. Хейзингу, Хосе Ортегу-и-Гассета, К. Ясперса, П. Козловски, А. Этциони, Б. Сутора, М. Бюшера, Дж. Гэлбрейта, И. Барбура, Г. Йонаса и др.

Ортега-и-Гассет предвосхитил многие реальности глобального общества, современной медийной культуры; Й. Хейзинга обнажает противоречие между нравственностью и развитием техники; К. Ясперс увязывает развитие техники с духовным кризисом культуры; Г. Йонас вырабатывает основы этики ответственности в условиях техногенной цивилизации.

2. Исследование информационного общества в контексте постиндустриальной цивилизации носит широкомасштабный и объемный характер. Классическими работами этого направления можно назвать следующие: М. Кастельс «Информационная эпоха: экономика, общество и культура», Э. Тоффлер «Третья волна», П. Дракер «Посткапиталистическое общество», Д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования», Т. Стоуньер «Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики», И. Масуда «Информационное общество как постиндустриальное общество».

Общим здесь является признание прогрессивной роли теоретических знаний, информации и услуг в развитии современного общества.

3. Современные отечественные исследования в области этики посвящены изучению и осмыслению различных сторон современного общества, в том числе и перспективам информационной этики. К числу наиболее значимых исследовательских трудов как этического, так и общефилософского характера относятся работы Р. Ф. Абдеева, Р. Г. Апресяна, В. И. Бакштановского, В. А. Возчикова А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко, С. Г. Кара-Мурзы, А. А. Королькова, К. Костюка, В. А. Красильщикова, Н. Н. Моисеева, В. Н. Назарова, Ю. М. Осипова, А. С. Панарина, Ю. В. Согомонова, В. П. Фетисова, и др.

Существует значительное количество учебников по информационной культуре личности, журналистской этике, социальной информатике, информационно-профессиональной культуры менеджера, авторами которых являются А. В. Беребердин, И. В. Боброва, С. В. Гриценко, И. В. Грошев, А. Н. Дулатова, И. В. Петрова, А. В. Рунов и др.

Следует выделить учебник В. Н. Назарова «Прикладная этика», в которой всесторонне рассмотрен феномен современной медиаэтики, его структура, типология, сходство и отличие от информационной этики.

Однако в большинстве работ имеет место либо аксиологически-нейтральный описательный характер регулятивных функций современной информационной этики, либо некритическая апология современного информационного общества, либо такое же некритическое отрицание вообще значения технического развития современной цивилизации.

В современный ситуации необходим философско-критический анализ информационной этики, выяснение ее перспектив в современной массовой культуре, выявление нравственно-регулятивного потенциала этических кодексов информационного общества.

Объект исследования: этика.

Предмет исследования: информационная этика.

Цель диссертационного исследования: целостный анализ информационной этики.

В диссертации в соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

выявление характеристик информационного общества:

- анализ аксиологического содержания и аксиологической направленности информационного общества;

- выявление ценностных оснований становления информационной картины мира;

- рассмотрение основных концептуальных построений философии техники применительно к современным реалиям информационного общества;

показать черты социокультурных и нравственных отношений в информационном обществе:

- сопоставление нравственных ценностей информационного общества и традиционной морали;

- определение природы кризиса современного информационного общества;

- выявление и анализ моральных дилемм информационного общества;

выявление философско-антропологических, социокультурных, ценностных оснований информационной этики:

- определение и анализ моральных дилемм информационной этики;

- раскрытие регулятивной функции современной информационной этики;

- философский анализ основных этических кодексов.

Теоретическая база и источники исследования. Исследование проводилось на основе анализа и реконструкции следующих источников: классические работы в области философии техники (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Сколимовски); работы, посвященные анализу информационного общества в контексте постиндустриальной цивилизации (М. Кастельс, Э. Тоффлер, Д. Белл); работы современных философов-этиков (А.А. Гусейнов, Р. Г. Апресян, В.Н. Назаров).

В работе также были использованы документы ЕС, ЮНЕСКО, декларации по вопросам информатизации, этические кодексы («Этический кодекс для профессиональных коммуникаторов», «Этический кодекс для информационного общества», «Кодекс профессиональной этики инвестиционных аналитиков», «Модельный этический кодекс госслужащего РФ», «Кодекс этики членов Общественная палата РФ», «Кодекс профессиональной этики сообщества философского факультета МГУ», «Кодекс корпоративного поведения Госкорпорации «Росатом).

Методологической основой исследования являются системный, диалектический, дескриптивный, историко-философский, сравнительный и этический подходы. Диалектический метод использовался при выявлении противоречивости моральных дилемм, при анализе типов нравственных регуляций; системный метод осуществлялся при анализе информационной этики в социуме информационного общества; сравнительный метод применялся при анализе ценностей традиционного общества с общечеловеческими этическими ценностями. Важным является также компаративный метод, позволяющий сравнить аксиологическую основу информационного общества и традиционной морали.

Научная новизна исследования заключается в целостном этико-философском анализе информационной этики, в ходе которого были выявлены моральные и социокультурные основания информационной этики, как института морали в современном информационном обществе. Информационная этика представлена как своеобразный тип нравственных регуляций, проявляющихся в определенном срезе профессиональной деятельности человека, ценностный статус которых зафиксирован в профессиональных этических кодексах.

1. В диссертационном исследовании раскрыты и обоснованы морально-этические проблемы современного информационного общества, понимание духовно-нравственной сущности информации как оснований информационной этики.

2. Выявлены нравственные характеристики коммуникативных особенностей современного информационного общества, заключающиеся в неподлинности общения, что проявляется в утрате анонимности, в отсутствии непосредственного общения: человек-человек, а сконцентрировано в следующих видах коммуникативных связей: а) человек-техника-человек; б) человек-техника. На основании этого произведен сопоставительный анализ ценностей современного информационного общества и традиционной морали, в ходе которого выявилось противоречие между нравственностью и развитием техники.

3. В диссертационном исследовании представлены моральные дилеммы информационной этики, их нравственные и социокультурные истоки.

4. Определены основные типы нравственных регуляций информационного общества и обоснована роль информационной этики в преодолении моральных дилемм.

5. В диссертационной работе проанализированы основные этические кодексы информационной этики, представлен их ценностный и нравственно-регулятивный потенциал.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В диссертации обосновывается, что одно из главных противоречий современной технической цивилизации заключается в столкновении двух факторов; с одной стороны, очевидна необратимость и неизбежность технического развития, с другой, также очевидно углубление духовно-нравственного кризиса, который самым непосредственным образом связан с техническим развитием, но не может быть решен его средствами. При этом непродуктивной оказывается абсолютизация роли духовной субстанции, попытки решить духовный кризис духовными же, оторванными от материально-технической стороны, средствами. Эта нравственная антиномия, которая может быть адекватно осознана лишь в контексте этической рефлексии над сущностью техники и сущностью человеческой духовности.

2. В диссертации показано, что концептуальные построения классической философии техники в контексте реалий современного информационного общества приводят к выводу о том, что высшая фаза технологического развития цивилизации есть информационное общество. Это реальность особого рода, которая, будучи по своей природе, естественно социальной реальностью, в то же время обладает качественно иными параметрами по сравнению с традиционными социальными устройствами. Если в традиционных обществах правомерно было говорить в терминах «человек-природа», «человек-среда», «природа-техника», что подчеркивало наличие двух онтологических структур мироздания – рукотворный и нерукотворный мир, то в современном обществе власть информационных технологий столь всеобъемлюща и велика, что человеческое бытие теряет свою автономность.

4. Нами установлено, что две ведущие тенденции современности – глобальное развитие информационных технологий и углубление кризиса культуры – оказываются глубоко взаимосвязанными. Гипертрофированные информационные технологии возможны лишь в культуре с глубоким духовным изъяном. Основная моральная проблема информационного общества заключается в том, что коммуникация перестала быть подлинной. Интенсивность информационных потоков, быстрая смена ценностных и идеологических приоритетов, ставка на фактичность и сенсационность, безразличие к духовным ценностям приводят к тому, что коммуникация становится формальной и выхолощенной, лишенной человеческого начала. Это приводит к неподлинному общению, отчуждению, одиночеству – основным моральным изъянам современного информационного общества. В этом контексте повышается роль философии диалогизма, которая будет способствовать снижению неподлинности общения, отчуждения, эгоистической замкнутости, болезненного одиночества, гипертрофированного гедонизма.

5. В результате этико-философского анализа аксиологического содержания и аксиологической направленности информационного общества выяснилось, что помимо эвристических и гносеологических параметров обнаружения и распространения знания и информации, которые присущи медиакультуре, не менее важным является ценностный аспект – нравственное качество медийной продукции, определяемое тем, насколько она способствует становлению полноценной личности, свободной в своем мировоззренческом выборе. Этико-философский анализ раскрывает сложный, противоречивый характер феномена медиакультуры, который, с одной стороны приобщает человека к высоким образцам человеческой культуры, с другой, является наиболее радикальным средством манипуляции сознанием, навязыванием стиля мышления, лишенного традиционных духовно-нравственных ценностей мировой и отечественно культуры.

6. Одна из основных регулятивных функций информационной этики заключается в необходимости нравственного противодействия тому или иному манипулятивному воздействию медиакультуры. Позитивистский догмат ценностной нейтральности науки не может быть перенесен в социокультурную реальность, в пространство медиакультуры. Совершенно очевидно, что медийный процесс не может быть ценностно нейтральным, объективность не может достигаться вненравственными средствами. И сам критерий объективности информации должен быть подвергнут нравственному суду совести. Медиакультура как доминирующая культура информационного общества требует пристального внимания со стороны философского, этического, педагогического и культурного сообщества.

7. Определена природа и сущность моральных дилемм информационного общества как результат вызова, полученного в ходе кризиса, связанного с развитием техники. В этом смысле сама моральная дилемма определяется как вызов традиционной культуре, в которой проявляется несоответствие технического прогресса и нравственности общества.

8. Обосновано, что в качестве прикладной этики, информационная этика не противостоит традиционным этическим ценностям, в то же самое время регулятивная функция информационной этики оказывается чрезвычайно важной; в качестве морального регулятора информационная этика (наряду с правом и традиционной моралью) может стать действенным механизмом в создании морально чистоплотной ситуации в современном информационном обществе, подверженного различным безнравственным соблазнам. С этой целью необходимо всесторонне изучать и пропагандировать информационную этику, стремиться к ее институализации в современном обществе. Корректное и грамотное применение норм и принципов информационной этики поможет современному информационному обществу обрести достойный цивилизационный вид.

9. Показано, что информационное общество неоднозначно решает философско-антропологические, социокультурные, этические проблемы, что проявляется в моральных дилеммах. Это возникает в связи с отсутствием абсолютного критерия морали, так как на этапе развития информационного общества этика как теория морали констатирует ситуационный характер проявления моральных норм и принципов, а это значит, что каждая морально-нравственная ситуация требует характерного только для нее разрешения нравственной проблемы.

11. На основе анализа существующих этических кодексов делается вывод о том, что наряду с правом и традиционной моралью этический кодекс приобретает большую нравственно-регулятивную функцию, что делает саму информационную этику одним из наиболее значимых институтов социальной этики. Отмечаются значительные возможности этических кодексов в преодолении моральных дилемм информационного общества. При этом этико-философский анализ показал как преимущества существующих этических кодексов, необходимость их изучения, развития и пропагандирования в профессиональных сообществах, так и ограниченность, связанную с особенностями нравственной конституции человека, для которой всегда наиболее важными являются не формально-правовые нормы, а этические принципы, основанные на любви, свободе, сострадании и ответственности. В связи с этим возникает необходимость дальнейшей работы как в целом над усовершенствованием информационной этики, так и над этическими кодексами, в которых отражена смысловая субстанция инвариантных нравственно-регулятивных принципов современного информационного общества.

Теоретическая и практическая значимость работы. Этико-философское осмысление реалий современного информационного общества, причин его духовно-нравственного кризиса может способствовать прояснению бытийной ситуации современного человека, прояснению его смысловых основ существования. Результаты работы показывают неодномерность процессов социального развития, возможность поиска альтернативных существующим ныне доминирующим тенденциям глобализма и технократизма. В целом привлекается внимание к такой области жизни человека как духовно-нравственная проблематика, которая находится в тени современных бурных информационных процессов.

Материалы диссертации могут найти применение в преподавательской деятельности, в рамках курсов по этике, прикладной этике, социальной философии, философской антропологии, философии образования, при разработке спецкурсов по информационной этике, этике журналиста, этика Internet.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были апробированы при чтении курсов по философии и спецкурса «Информационная этика» для студентов Тульского государственного педагогического университета Л. Н. Толстого. Основные результаты исследования были изложены в выступлениях на вузовских и межвузовских конференциях: «Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее: III Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и молодых ученых» (Тула, 2007); «Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее: V Региональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и молодых ученых» (Тула, 2009).

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ (в том числе 1 статья в журнале из списка ВАК) общим объемом 3,76 п.л. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А.С. Хомякова Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка литературы.

Феномен информационной картины мира

В различные периоды существования человеческого общества на первый план выдвигались различные ценности как материального, так и духовного плана. Несмотря на наличие единого субстанционального ядра человеческой культуры, соответствующего единству человеческой природы, (о чем говорят философская антропология и этика), можно с полным правом сказать, что ценностные предпочтения современного человека существенно изменились по сравнению с предшествующими эпохами.

Все большее количество авторитетных исследователей говорят об информационной революции, как о «новом цивилизационном укладе» (П.С. Гуревич), вообще, качественно новой цивилизационной стадии развития человечества. Петер Слотердайк в своей книге «Критика цинического разума» не без оснований говорит о том, что mass media наносят смертельный удар классической метафизике, поскольку обладают способностью «онтологически реорганизовывать действительность — как действительность в наших головах»6. Эта новая «бессубъектная», «децентрированная» онтология оказывается доминирующей, противостоящей прежней «онтологии целостности».

О такой радикальной ситуации свидетельствуют как многочисленные философские труды современных исследователей7, так и программные политические документы. В частности в Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой лидерами «восьмерки», говорится, что «информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века»8.

Можно с полным правом согласиться с такой оценкой значимости информационных технологий для современного развития общества. Во многом это обусловлено логикой развития западной цивилизации. Действительно, предшествующие общественные системы радикально отличались от современных, так как социальное развитие совершило гигантский скачек за небольшой промежуток времени. К. Поппер в книге «Открытое общество и его враги» засвидетельствовал эти изменения, которые, как он говорит, буквально произошли на его глазах: «Общество, каким его знал Маркс, претерпело огромные и поистине чудесные превращения... Эти превращения, неведомые тем, кто с ними не сталкивался, я видел воочию: под влиянием «эпидемиологического» роста технологических нововведений произошла настоящая революция»9.

Эта революция привела к тому, что информация стала основополагающей категорий в истолковании сущности социальных процессов. Информация превращается в «глобальный неистощимый ресурс человечества», имеющий планетарный характер. Рынок информационных технологий («четвертичный сектор») оказался способным влиять на глобальную трансформацию социального бытия, проникая даже в те области жизни, которые традиционно считались относящимися к духовной сфере. В этом смысле процесс информатизации общества приобретает уже стратегический характер, поскольку знание и информация становятся на сегодняшний день одним из основополагающих ресурсов государства и общества, ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития. От информационных технологий зависит непосредственно нормальное функционирование социальной жизни.

Так говорят современные отечественные исследователи, в условиях, когда информационное общество уже стало очевидностью10. Однако некоторые проницательные теоретики еще в 80-е годы прошлого столетия говорили об информационном обществе как о состоявшемся факте социального бытия. Например, Д. Нейсбит утверждал, что «информационное общество есть экономическая реальность, а не мысленная абстракция»11. Р. Коэн в 1980 г. на симпозиуме ЮНЕСКО, посвященном техническому прогрессу и его социальным последствиям, говорил: «Информационная техника уходит все дальше вперед, приобретая все новые способности, все большую емкость программирования, становясь все более быстродействующей и компактной, проникая во все сферы производства и распределения, подвергая своему воздействию науки об обществе и природе, преображая весь ход научного познания от космических исследований до расчета работы супермаркетов, обеспечивая современность решений во всех сложнейших видах планирования экономики от национальных до международных масштабов в работе лотерейных комиссий и налоговых контор»12.

Книги американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования», «Культурные противоречия капитализма» явились существенным толчком для дальнейшего развития идей глобального информационного общества. В этих работах история человеческого общества разделяется на три основные стадии: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Существенной чертой постиндустриальной стадии является, по мнению Д. Белла, переход от производства вещей к развитию производства услуг, связанных с образованием, здравоохранением, исследованиями и управлением. Он пишет: «Постиндустриальное общество, поскольку оно концентрирует внимание на услугах - человеческих, профессиональных и технологических — является игрой между людьми» . В таком обществе решающий характер приобретают знания и информации.

Японский ученый И. Масуда, автор книги «Информационное общество как постиндустриальное общество» считает, что компьютерная технология станет фундаментом нового общества. Это должно привести к радикальным социальным изменениям, таким как бесклассовое и бесконфликтное общество, а к новому облику интеллектуального труда, продукция которого будет аккумулироваться и распространятся с помощью новых телекоммуникационных технологий.

Становление информационного общества

Рассмотрев глобальный характер современного информационного общества, обозначенный нами в силу тотальных информационных процессов информационной картиной мира, необходимо остановится на вопросе о становлении информационного общества. Воспользуемся удачной, на наш взгляд, периодизацией становления информационного общества, предложенной В.А. Возчиковым в монографии «Медиасфера философии образования». Исследователь выделяет следующие периоды: - протоинформагрюнный период (30-50 гг. XX века); - проектный период (60-90 гг. XX века); - критический период (рубеж ХХ-ХХІ веков)30.

Эта периодизация основывается на авторском понимании того, что мир находится на начальном этапе информационного общества, и поэтому характеризуется в терминах непроясненности и неочевидности идеалов и целей, адекватных формирующемуся информационному обществу. Само же определение информационного общества предельно просто и может быть нами принято в качестве рабочего определения: «Термин «информационное общество» характеризует цивилизационное состояние становления, перехода от индустриального типа этапа развития к новой социокультурной, политико-экономической реальности, маркерами которой являются теоретические знания, информация и высокоразвитая сфера услуг» .

Именно становление и придает информационному обществу проблемный характер. Охарактеризуем сущность социальных и философских процессов, происходивших в эти вышеназванные периоды.

1. Протоинформационный период. Автор называет X. Ортегу-и-Гассета в качестве одного из мыслителей, которые предсказали появление информационного общества. В своей работе «Восстание масс» Ортега сделал ряд существенных наблюдений, развившихся в дальнейшем в классические аналитические философемы современной массовой культуры и информационного общества, частью которой оно является.

Во-первых, Ортега-и-Гассет предсказывает глобализацию, говоря о ней в терминах расширения кругозора каждого отдельного человека. Он пишет: «...наш мир как-то внезапно разросся, увеличился, а вместе с ним расширился и наш жизненный кругозор. В последнее время кругозор этот охватывает весь земной шар; каждый индивидуум, каждый средний человек принимает участие в жизни всей планеты... Каждый клочок земли больше не изолирован в своих геометрических пределах, но взаимодействует с другими частями планеты».

Как будто философ говорит о едином информационном пространстве, говоря о «близости дали»: «это присутствие отсутствующего расширили до фантастических размеров кругозор каждого отдельного человека»32.

Во-вторых, Хосе Ортега-и-Гассет говорит о культе скорости, которым охвачено его поколение. В этом кроется глубокая психологическая подоплека, так как культ скорости связан с преодолением времени и пространства. Это является антропологической необходимостью для смертного человека, который должен преодолевать время и пространство, ибо пространственно-временная ограниченность человеческой жизни давит на него. Освобождение от этого давления посредством скорости дает ощущение радости и полноты.

В этом явлении философ улавливает основную тенденцию современного массового общества — страсть к путешествиям, перемещениям, переменам. Все это должно сопровождаться интенсивной информационной поддержкой.

В-третьих, Хосе Ортега-и-Гассет говорит о невероятно высокой покупательной способности современного человека, предвосхищая культ потребительства, которым также отмечено современное общество.

В-четвертых, философ описывает ситуацию, которая может быть охарактеризована как плюрализм мнений . «Пределы возможностей расширились невероятно. В области интеллектуальной появились новые пути мышления, новые проблемы, новые данные, новые науки, новые точки зрения»33.

В-пятых, философ делает важное наблюдение о том, что в области физического развития и спорта современные достижения опережают все достигнутое прошлыми эпохами.

Наконец, Хосе Ортега-и-Гассет описывает основные метрики наступающей медийной культуры: «Кино и иллюстрированные журналы показывают заурядному зрителю отдаленные части планеты, только что освоенные человеком; газеты и разговоры знакомят заурядного человека с завоеваниями человеческого интеллекта, воплощенными в изобретения, в технику, в те аппараты и чудеса, которые этот заурядный человек видит в витринах магазинов»34.

Таким образом, Хосе Ортега-и-Гассет наряду с такими именами как Ф. Ницше, О. Шпенглер, И. Хейзинга заложил основы современного миропонимания, обрисовав новую реальность, в том числе и реальность информационного общества.

В протоинформационном периоде В.А. Возчиков выделяет две линии цивилизационного развития. Одна - «духовная», другая -«технологическая»35. К духовной линии относятся такие имена как В.И. Вернадский, Н.О. Лосский, П. Тейяр де Шарден, Э. Фромм, к технологической - Н. Винер, Дж. фон Нейман и др. Духовная линия стремится в утверждении Коллективного Общепланетарного разума (Н.Н. Моисеев), технологическое направление выходит на перспективы глобализации (Э. Гидденс).

Совершенно различные идеологические установки следуют из объективного фактора развития информационных технологий. Нужно сказать, что духовная парадигма информативного общества носит скорее проективный характер, является неким нравственным идеалом, неким идеальным видением науки техники, и возможностей человеческого разума.

Одним словом всего того, что является сегодня существенной частью ноосферного мышления.

2. Проектный период. Началом информационного общества принято считать статистический отчет (50-е годы XX века) в Департаменте коммерции США, показавший, что впервые в истории число слуясащих превысило количество производственных рабочих. Основные характеристики информационного общества были определены в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций: Агентством экономического планирования, Институтом разработки использования компьютеров, Советом по структуре промышленности. Показательны сами названия документов: «Японское информационное общество: темы и подходы» (1969 г.), «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (1969 г.), «План информационного общества» (1971 г.)-36

Здесь развитое общество определялось как такое, где развитие компьютеризации предоставит людям доступ к надежным источникам информации и избавит их от рутинной работы, обеспечив высокий уровень автоматизации производства. Существенные изменения должны коснуться непосредственно самого производства, в результате которых его продукт станет более «информационно емким», что приведет к значительному увеличению доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Производство информационного, а не материального продукта должно стать движущей силой образования и развития общества.

Моральные дилеммы информационного общества

Содержание предшествующей главы показало, что информационная картина мира с присущими ей ценностными установками радикальным образом отличается от картины мира традиционной морали. Более того, основные духовно-нравственные кризисные процессы, происходящие в современной цивилизации, связаны как раз с гипертрофированным техническим развитием человечества, и далеко не в последнюю очередь с бесконтрольным и хаотическим ростом информации в современном обществе. Можно сказать, что стало аксиоматическим следующее положение: современная моральная ситуация сложилась вследствии все увеличивающейся дистанции между научно-техническим прогрессом нравственным89.

Современность бросает вызов не только традиционным моральным институтам культуры, она бросает вызов самой рациональности, рационалистическому мировоззрению, которое, по словам В.Н. Поруса, переживает сейчас трудные времена: «парадоксы современной цивилизации, связывающей как свои жизненные надежды, так и опасения с прогрессом науки и техники, противоречивость целей и ценностей этой цивилизации, обнаружение противоразумности исходов той деятельности, которая, казалось бы, вполне контролируется разумом, оскудение духовного бытия на фоне гигантского роста информации, наконец, реальность бесславной катастрофы, которую ощутило еще недавно мнившее себя бессмертным и всемогущим человечество» .

«Оскудение духовного бытия на фоне гигантского роста информации», о котором говорит один из известнейших специалистов в области философии науки, философии техники, говорит о том, что информационное общество не является беспроблемной и позитивной реальностью, о которой говорят его апологеты, но раскрывает новый уровень моральных тупиков и противоречий, которых не знали предшествующие эпохи.

Оскудение духовного бытия в обществе раскрывает наличие проблем, которые уместно обозначить в терминах традиционной этической теории как моральные дилеммы. Классическим, реципированным современной этической теорией определение моральной дилеммы можно найти на образовательном портале «Этика» Института философии РАН: «Моральная дилемма представляет собой проблемную ситуацию, выход из которой предполагает лишь два взаимоисключающих решения, причем оба эти решения не являются безупречными с моральной точки зрения. Главный вопрос, по которому в отношении моральных дилемм в этике ведется полемика - это вопрос о природе моральных дилемм, а именно - являются ли они следствием непоследовательности моральной теории или же выражают существенную особенность моральной жизни»91.

Такое понимание моральной дилеммы корреспондирует с тем, который можно обнаружить в Стэнфордской философской интернет-энциклопедии92. В традициях англоязычной философии и возникает сам прецедент моральной дилеммы, в основе которого лежит необходимость выбора одного из двух взаимоисключающих решений. Причем здесь имеет место некоторый фатализм: какой бы выбор не совершил человек в ситуации моральной дилеммы, он всегда совершит что-то неправильное.

Однако, в отличие от нравственной апории и нравственной антиномии, которые затрагивают в принципе неразрешимые («вечные», «проклятые») вопросы и проблемы, моральные дилеммы указывают на те проблемы, которые все же могут быть разрешены. Но разрешены не политико-экономическими, и вообще исключительно социальными средствами, но этическими. Понятие дилемма говорит о сложности проблемы, требующей духовно-нравственных подходов.

В определенном смысле можно сказать, что моральные дилеммы информационного общества связанны с определенными формами кризиса культуры. Рассмотрим основные моральные дилеммы, ближе всего затрагивающие этические пласты проблемы. Всего мы выделяем пять базовых дилемм, которые формулируем следующим образом: 1) дилемма свободы и смысла; 2) дилемма технологического детерминизма и технофобии; 3) дилемма глобального информационного пространства и локального культурного мира; 4) дилемма информационного блага и информационного зла; 5) дилемма свободы и ответственности работника масс-медийной культуры.

1. Дилемма свободы и смысла. Как мы уже отметили, развитие информационного общества приводит к расширению пространства личностной свободы человека. Философия досуга обнаруживает ряд вопросов, касающихся именно духовной стороны жизни личности, а не материальной. Как организовать свое свободное время, чем его наполнить, какие духовные приоритеты выбрать в виде главных - все эти вопросы, в конечном счете, упираются в самый главный вопрос философии досуга, а именно, в вопрос о смысле человеческого существования.

Каков смысл, таков и досуг; время, свободное от трудовой занятости должно быть заполнено чем-то значимым, иначе возникает состояние экзистенциального вакуума, которое грозит психопатологическими расстройствами личности . Поскольку в информационном обществе пространство свободного времени за счет усовершенствования технологий значительно расширяется, то и возникает острый, духовно-нравственный, экзистенциальный вопрос о смысле человеческого существования.

Таким образом, появление информационного общества порождает моральную дилемму следующего характера: противоречие между свободой и смыслом. Высокие технологии создают пространство досуга (свободы), которое актуализирует проблему смысла, то есть смыслового наполнения этого пространства. В парадоксальной форме она выражается следующим образом: свобода вне смысла.

Такова ситуация западного сообщества, обнажающая исчерпанность смысловых парадигм культуры и нравственных основ человеческого бытия. Это исключительно этическая проблема, которую в свое время предчувствовал еще Ф. Ницше, говоря о нигилизме и переоценки ценностей. Саму суть нигилизма немецкий мыслитель определяет так: «Что такое нигилизм? - То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос «зачем?»9 .

Ницше очень тонко почувствовал этот угрожающий симптом надвигающегося смыслового вакуума и связал его с неверной установкой предшествующей метафизики, стремящейся во всем найти высший смысл: «Нигилизм как психологическое состояние должен будет наступить после поисков во всем совершающимся «смысла», которого в нем нет: ищущий в конце концов падает духом» 5. Нигилизм как психологическое состояние разочарования и усталости не может долго длиться. На место ушедшего смысла приходит суррогатный смысл, чем и является информация.

Информационная этика и основные типы нравственных регуляций информационного общества

Проблемы экологические, экономические, психологические, с которыми столкнулись граждане России, имеют исток в забвении этических абсолютов. Это взывает к тому, чтобы роль и место этики в общественной и культурной жизни значительно повысилась. Для этого необходимо поднять и философский статус этики, показать ее определяющее значение в духовной жизни современного общества.

В истории философии существовало множество обоснований морали. Хорошо известен постулат А. Швейцера, определяющий культуру через этику. Этическое, согласно мыслителю, является «конституирующим началом культуры», поскольку содержит в себе и подлинное рациональное начало, и идеалы. Только этика может создать прочный фундамент для создания нормальных взаимоотношений с действительностью115.

Несмотря на некоторый этический радикализм, оснований для такого воззрения более чем достаточно. Этика является самым константным, инвариантным и универсальным элементом культуры по сравнению даже с языком, религией, менталитетом и проч. Универсальный характер этических ценностей объясняется тем, что именно этика формирует то, без чего невозможна никакая социальная организация. Этика образует систему ценностей и идеалов, являющихся первоэлементами социального бытия как такового.

Это отмечается и философами, и теологами. Э. Левинас определяет этику как philosophia prima, подчеркивая, что человек в своем этическом отношении к Другому выходит за всякие наличные эмпирические пределы. Но только так достигается абсолютная свобода и ответственность.

X. Ричард Нибур, указывая на глубочайшую связанность культуры и социального бытия, а также на связанность культуры с миром ценностей, в котором определяющей является этическая ценность блага, дает такое определение культуры, в котором делается акцент на ее этическое измерение: «Культуры вечно стремятся к соединению мира с процветанием, справедливости с порядком, свободы с благосостоянием, истины с красотой, научной истины с моральным благом, технических навыков с житейской мудростью, святости с обыденной жизнью, и этого всего - со всем прочим»116.

Таким образом, этика является интегрирующим узлом, стягивающим воедино различные компоненты и элементы культуры, образующие в результате ее ценностно-смысловое единство.

Нужно отметить, что тенденции развития современной гуманитарной науки в мире таковы, что этическое знание становится важнейшим компонентом для всей стратегии высшего образования. Необходимость этики для философии, образования, культуры осознается мировым сообществом, результатом чего стало создание в последние годы таких крупнейших мировых этических организаций под эгидой ЮНЕСКО как Comest (Всемирная комиссия по этике науки и техники), The global ethics observatory (GEObs) The center for global ethics.

Многие западноевропейские мыслители XX века особо обращаются к проблемам этики. В качестве примера можно привести работу Г. Йонаса «Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации» (1979), в которой поставлены фундаментальные проблемы человеческого существования в контексте современной цивилизации. Однако, несмотря на особый характер техногенной культуры, требующей новой этики, значимость самой этики определяется Йонасом отнюдь не культурно-ситуативно, а распространяется на всю историю человеческого существования. Об этом сам автор говорит в начале книги следующим образом: «Окончательно освобожденный от оков Прометей, получивший от науки дар небывалой мощи, а от экономики - неустанный стимул к действию, взывает к жизни этику, добровольная узда которой призвана не дать его могуществу сделаться бедствием для человека»117.

В России в последнее время также усилился интерес к этическому знанию и образованию. Особое внимание заслуживает проект «Развитие этического образования в высшей школе», осуществляемый Сектором этики Института философии РАН и «Центром прикладной и профессиональной этики» при поддержке подпрограммы Seminar for Excellence in Teaching, целью которого является содействие содержательному и методологическому обновлению этики как университетской дисциплины.

Можно отметить тот факт, что появилось много качественной продукции по этике. Издаются учебники, монографии, защищаются диссертации, проводятся круглые столы и конференции, проблемы прикладной этики (в частности биоэтики) обсуждаются на страницах печати и в телепрограммах.

Особенно важным является вопрос о взаимоотношении науки и морали, в контексте которого формируется проблематика прикладной, в частности, информационной этики. По данному вопросу было сформулировано несколько принципиальных точек зрения, которые, однако, существенно расходятся между собой. Эти точки зрения можно обозначить следующим образом: моральность науки, аморальность науки, морализм в сфере науки.

Идея моральности науки развивалась многими учеными. Наиболее последовательные взгляды принадлежат А. Пуанкаре, который полагал, что мораль и наука прекрасно согласуются друг с другом. Про науку он писал следующее: «.. .позади того великого, что она нам показывает, она заставляет предполагать нечто еще более великое: это зрелище приводит нас в восторг, тот восторг, который заставляет нас забывать даже самих себя, и этим-то он высоко морален. Тот, кто его вкусил, кто увидел хотя бы издали роскошную гармонию законов природы, будет более расположен пренебрегать своими маленькими эгоистическими интересами, чем любой другой. Он получит идеал, который будет любить больше самого себя, и это единственная почва, на которой можно строить мораль»118.

Противоположная точка зрения, точка зрения аморальности науки лишена иллюзий относительно как личной нравственности ученого, так и всего научного сообщества. Еще Ф. Ницше всерьез поставил вопрос о нравственной сущности ученых и философов, поставив под сомнение благонадежность их моральной репутации.