Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психофизиологические основы морали Сидоренко Юрий Иванович

Психофизиологические основы морали
<
Психофизиологические основы морали Психофизиологические основы морали Психофизиологические основы морали Психофизиологические основы морали Психофизиологические основы морали Психофизиологические основы морали Психофизиологические основы морали Психофизиологические основы морали Психофизиологические основы морали Психофизиологические основы морали Психофизиологические основы морали Психофизиологические основы морали
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сидоренко Юрий Иванович. Психофизиологические основы морали : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.05 Кострома, 2006 430 с. РГБ ОД, 71:07-9/70

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Моральные чувства (ощущения) как объект научного исследования 18

1.1. Степень разработанности проблемы чувств и эмоций 18

1.2. Эмоционально-психологическая сторона морали в этических концепциях XVIII -XIX веков 37

1.3. Современное состояние эмоционально-психологических исследований в зарубежной этике и других науках о человеке 54

1.4. Проблема моральных чувств в отечественной этической и социально-психологической литературе 77

Глава 2. Сущность моральных чувств (ощущений) 95

2.1. Место и роль моральных чувств (ощущений) в детерминации сознания и социального поведения людей 95

2.2. Компоненты моральных чувств 113

2.3. «Моральный мозг» 127

2.4. Взаимодействие эмоционального и рационального в нравственном сознании 135

Глава 3. Место моральных чувств (ощущений) в системе морали 158

3.1. Основные психофизиологические детерминанты моральной регуляции 161

3.2. Филогенез и онтогенез моральных чувств (ощущений) 169

3.3. Влияние психофизиологических особенностей индивида на проявление моральных чувств и формирование нравственной личности... 192

Глава 4. Психофизиологические детерминанты, смысл и логика базисных моральных чувств (ощущений) 219

4.1. Социумные чувства 228

4.1.1. Чувство (ощущение) человека 228

4.1.2. Любовь к человеку (влечение к человеку, потребность в человеке, чувство принадлежности человеку) 230

4.1.3. Чувство (ощущение) долга 240

4. 1. 4. Чувство (ощущение) коллективизма 249

4.1.5. Чувство (ощущение) ответственности 254

4.1.6. Совесть как явление и ощущение 257

4. 2. Эготические чувства 272

4.2.1. Чувства (ощущения) собственной значимости (достоинства, ценности) и чести 272

4.2.2. Чувство (ощущение) стыда 284

4.3. Чувства (ощущения) справедливости, равенства, зависти 298

4.4. Чувство (ощущение) честности 314

4.5. Чувство (ощущение) свободы 318

4. 6. Чувство (ощущение) счастья 330

4.7. Чувство (ощущение) враждебности к человеку. «Антимораль» 345

4. 8. Чувство (ощущение) самоотвержения, неприятия себя, враждебности к самому себе. «Антимораль» 371

Заключение 381

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования 4

Цели и задачи исследования 6

Объект исследования 7

Предмет исследования 7

Методологическая и теоретическая основа исследования 7

Информационная база исследования 9

Научная новизна исследования 10

Основные положения, выносимые на защиту 12

Практическая значимость исследования 16

Апробация результатов исследования 17

Степень разработанности проблемы чувств и эмоций

Чувства выступают сложнейшей стороной отношения человека к объективному миру и к самому себе. В них мир воспринимается, познаётся, осмысливается, оценивается, в них он проживается личностью. Ещё Р.Декарт подметил, что человек познаёт мир не непосредственно, а переживая собственные чувства. «Я чувствую, следовательно, я существую», — писал Ж.Ж.Руссо. «...Человек более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает»1, — считал К.Д.Ушинский. Наличие развитых, глубоких чувств определяет духовное богатство личности, от которого зависит интерес к жизни, насыщенность и красота существования. Благодаря чувствам человек не только придерживается тех или иных целей, а страстно борется за них, страдает, радуется, идёт на жертвы. Как отмечал Г.В.Ф.Гегель, «...ничто великое в мире не совершалось без страсти. Всегда дело сводится к тому, каково содержание моего убеждения, какова цель моей страсти, истинна ли та или другая по своей природе»2. То же подчёркивал М.И.Сеченов: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не представляют ни одного случая, где холодная, безличная воля могла бы совершить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя её, какой-нибудь нравственный мотив, в форме ли страстной мысли или чувства»3. П.В.Симонов утверждает, что именно изучение эмоций ведёт к пониманию «ключевых проблем общей психологии человека»4. Встречающееся при некоторых расстройствах и повреждениях мозга исчезновение или ослабление чувств делают человека глубоким инвалидом с точки зрения его социального поведения1.

Социальная природа человека ярче всего проявляется в моральных чувствах. Эти чувства относятся к самым тонким, глубоким, интимно-личным переживаниям и состояниям человеческого «Я». С.Л.Рубинштейн считает, что с психологической точки зрения нравственные чувства активизируют личность, возбуждают познавательные, волевые функции. Они обусловливают тонус, темпы деятельности, её настроенность . Возвышенность и благородство личности, совершенство человеческих поступков и отношений, конфликты личности с самой собой, столкновения стремлений «быть лучше» или «жить лучше», борьба с «борьбой за существование» напрямую определяются тем эмоциональным нравственным «фондом», которым человек располагает. Совершенство прозы и поэзии, драматургии, оперного искусства измеряется глубиной и точностью передачи оттенков моральных состояний. Даже сила воздействия инструментальной музыки и балетных поз в значительной степени сводится к палитре тех нравственных ощущений, которые ею вызываются. Для многих понятие «духовность» и «нравственность» полностью совпадают.

Моральные чувства на самых глубочайших и интимнейших уровнях сознания направляют поведение человека, позволяют ощущать смысл нравственных требований общества, делают «своими» моральные решения, превращают человека в моральное существо. Хорошо известно, что убеждения и принципы только тогда становятся прочными и надёжными, когда они глубоко прочувствованы, пережиты и благодаря этому стали как бы частью самой личности. Чувства, говоря словами К.Д.Ушинского, — «духовная сила» человека. Нет ни одного сколько-нибудь значительного проявления человеческой личности, которое бы могло иметь место без стимулирующего, мотивирующего, целепола гающего влияния того или другого чувства

Сотни лет философы и писатели, педагоги и юристы, представители практически всех наук, изучающих человека и, в первую очередь, конечно, психологии, подчёркивают особую роль чувств и предпринимают попытки их объяснения. И, тем не менее, вплоть до самого последнего времени приходится констатировать крайнюю бедность достижений в этой области. Это постоянно отмечают крупнейшие отечественные и зарубежные психологи. Так, Л.С.Выготский замечает: «Путь определений и классификации, который проделывала психология на протяжении нескольких столетий, привёл к тому, что психология чувств оказалась самой бесплодной из всех глав этой науки»1. Ему вторят Ф.В.Бассин и В.Е.Рожнов: «Мы вряд ли исказим положение вещей, если скажем, что психологическая теория эмоций на сегодня оказывается состоящей в основном либо из феноменологии эмоций,- либо из концепций, освещающих с разных сторон физиологическую основу эмоциональных состояний»2.

Во взглядах на природу и значение чувств существуют весьма большие расхождения и неясности. Сложность самих чувств как психического явления, затрудненность объективных методов их исследования, в частности, ограниченные возможности эксперимента, разноречия в толковании их проявлений и другие трудности в изучении привели к тому, что большой круг проблем, связанных с эмоциональной жизнью человека, выяснен явно недостаточно. Нет, например, единого понимания сущности чувств и эмоций (нет даже однозначной терминологии), противоречивы взгляды на их место и роль в психике, в особенности на их гносеологическое значение, неясен их онтогенез и филогенез. Различные теории избирают отдельные стороны чувств и довольно произ-1 вольно экстраполируют их истолкование на всё содержание эмоциональных явлений. Это, в частности, дало основание Д.И.Дубровскому отметить: «Термин «психическое» — один из самых широко употребляемых в современном научном обиходе — влечёт за собой пёстрый шлейф, сотканный из различных значений и смыслов. И в таком виде он фигурирует в качестве краеугольного камня психологии, отображая её теоретическую несобранность»1. Это замечание более всего можно отнести к эмоциональной психологии.

Психологическая сторона морали сравнительно долгое время, особенно до 60-70-х годов прошлого столетия, мало затрагивалась в исследованиях отечественных этиков. Мораль по преимуществу рассматривалась лишь как форма общественного сознания, как «надстройка над экономическим базисом». То, что она существовала задолго до возникновения самого общества, когда речь об экономическом базисе могла вестись только в отрицательном смысле, полностью игнорировалось. Моральные чувства, как впрочем, и вообще чувства во многих чисто психологических исследованиях, сводились фактически к эмоциям, к переживаниям своего отношения к тем или иным социальным явлениям (или, как писалось в учебниках по психологии, к тому, что «человек говорит или делает»). На самом же деле эти социальные явления обретали значение для личности, т.е. узнавались и понимались только благодаря наличию смыслооб-разующего механизма моральных чувств. То есть того генетически обусловленного психофизиологического механизма, который даёт людям способность воспринимать свою взаимопринадлежность, взаимообязаности, взаимоответственность со всеми членами общества.

Место и роль моральных чувств (ощущений) в детерминации сознания и социального поведения людей

Моральные чувства относятся к одной из наиболее сложных сфер человеческой психики. Переживания этих чувств составляют самую содержательную, глубокую и интимную сторону самоосуществления личности, её «субъективную правду», некую уникальность, безмерность и непревзойденность «нравственной души». Без моральных чувств не могут возникнуть моральные явления и понятия — долга, совести, справедливости, стыда и т.д. Они сопровождают все проявления нравственного сознания от конкретных реакций на моральную ситуацию до выработки установок, убеждений, мировоззрения, смысла социального поведения и жизни в целом.

Человек не может быть не моральным. Он «обречён» на мораль. Иначе он не сможет самоиндентифицироваться, не сможет ориентироваться в социальном пространстве. Он не сможет знать, кто он. У него не будет средства для понимания себя и мира, в котором он живёт. Не будет социального «Я». У него не сформируются соответствующие потребности, интересы, цели. Жизнь потеряет смысл. Без моральных чувств как определённых структурно-функциональных состояний мозга как в их «проявляющемся», так и и «непро-являющемся» состоянии, эти процессы невозможны. Без них человек — не человек.

Атмосфера эмоционально-нравственного общения — это тот «воздух», которым мы дышим, «почва», на которой стоим. Люди действительно реагируют, когда реагируют их чувства. Великое множество переживаний и состояний не только невозможно выразить словами, но подчас и просто их понять. И тем не менее, даже «не узнанные», «слепые» чувства влекут и отвергают, оценивают и предписывают. Как часто называя явления, мы подразумеваем фактически те чувства, которые при этом испытываются (любовь, дружба, сочувствие, ревность, ненависть, сострадание, доверие, искупление, доброжелательность, благорасположение и т.п.). Многие моральные понятия (и явления), такие, например, как совесть, стыд, честь, достоинство, справедливость и т.п. фактически производны именно от соответствующих чувств. Само нравственное познание идёт по пути объяснения ситуаций, которые вызывают подобные чувства. Чувства не только язык общения, но и санкция, наказание, приговор, смерть...

Человек живёт, сколько он чувствует и пока он чувствует. Чувства («эмоцио...») — психическое бытие личности, разум («рацио...») — его истолкование. Мораль без морального чувства так же невозможна, как невозможно искусство без чувства прекрасного, музыка без мелодии, язык без имманентной ему логики и грамматического строя. Без чувств невозможны моральная воля и потребности, нравственные принципы и идеалы. Без них нет борьбы и побед, нравственного удовлетворения и счастья. Без нравственных чувств не может быть личности, коллектива, общества. Без них человеку делается недоступным (и попросту ненужным) сам смысл существования.

Столь многообразная роль моральных чувств (констатируемая уже на уровне обыденного сознания) позволяет видеть в них главное проявление моральной психики. Более же углублённое исследование приводит к выводу, что специфика морали как формы общественного сознания и социального явления со всеми её функциями (информативной, регулятивной, побудительной, воспитательной, ценностной и т.д.) в громадной степени определяется природой, закономерностями, логикой филогенеза и онтогенеза чувств, их содержательно-смысловой нагрузкой, механизмами их проявления. Чувства — неотъемлемый элемент моральной онтологии, гносеологии, аксиологии. Это становится особенно понятным, если вспомнить, что субстанциональными носителями морали как явления выступают только индивиды (точнее, анатомо-физиологический субстрат их головного мозга).

Как явления и состояния человеческой психики моральные чувства дают человеку ощущение реальности социального мира и реальности собственного «Я» в нём, ощущение собственной причастности, вовлечённости в поток социального бытия. Благодаря этим чувствам человек осознаёт, что он — достоверная и равноправная часть мира, общества. Он улавливает некие «правила жизненной игры». «Имеет право» требовать и «обязан» подчиняться. Проявление моральных чувств, как и чувств вообще, это, с точки зрения самоощущения, и есть действительная жизнь или даже просто — «жизнь» в её обиходном понимании. (Хотя, разумеется, человек может вызывать фантомные или иллюзорные чувства, скажем, с помощью воображения или тех же наркотиков, но потому-то эти состояния и привлекательны, что именно они, а не разум дают ощущение жизни).

Человек доступен моральной регуляции не из страха наказания, пользы или материальных выгод, не из особого чувства удовольствия или по «общественному договору» (или прочим «внешним» основаниям, предлагаемым различными этическими учениями), а потому, что психофизиологические структуры его мозга устроены таким образом, что он изначально ощущает в себе определенные внутренние импульсы (ощущения). По мере их самоузнавания эта «внутренняя» информация соотносится с понятийной информацией, идущей «извне» (от его естественной социальной среды — общества). Но эта внешняя информация может быть понята, усвоена и принята только потому, что «место» для неё уже зафиксировано в самой структуре человеческого мозга.

Моральные чувства — это информация для сознания (точнее, для управляющего центра сознания или для «Я») о необходимости соответствующих действий в отношении с другими индивидами, «предписание» каждому человеку объективно наиболее адекватных форм его социального поведения. Моральные чувства в отличие от других высших чувств — это чувства, регулирующие отношения между людьми просто как людьми, как представителями соответствующего социально-биологического начала.

Основные психофизиологические детерминанты моральной регуляции

В наиболее распространённом понимании мораль — это совокупность норм и правил поведения, «добродеяние», необходимое добродетельное служение «другому», «другим», обществу. (В зависимости от теоретических предпочтений авторов — по чувству, по воспитанию, по долгу, по взаимному согласию, по состраданию, по справедливости, по интуиции, по божественным установлениям, следуя собственной природе, по принципу полезности, во имя обретения удовольствия, из-за стремления к совершенству и т.д.) . Мораль здесь выступает как одна из форм общественного сознания и как субъективное нравственное сознание индивида. Главный недостаток такого подхода — суживание явления «мораль» как объективно необходимой стороны отношений между индивидами, абсолютизация отдельных сторон сложного многогранного и многоуровневого явления2. Это особенно очевидно, если взглянуть на явление «мораль» через всю совокупность эмоциональных детерминантов социального поведения человека.

Человеческий индивид как всякое живое существо в общении с себе подобными обладает соответствующим набором объективно необходимых потребностей, Наклонностей, предпочтений. Самым значимым для любого представителя коллективистского вида выступает взаимное влечение, взаимонаправленность представителей вида друг к другу, их «взаимодополняемость».

Однако это лишь одна из сторон той сложной структуры, которую являет собой вид. Совместное проживание, одинаковые физиологические потребности и жизненные цели, характерные для особей такого вида, так или иначе задевают или могут задевать интересы других людей. (Ещё Ф.Бэкон считал, что раз все люди равны и одинаковы, они должны соперничать между собой). Соперничество или конкуренция — также неустранимая «обязанность» любого представителя вида.

На биологическом языке это именуется внутривидовой борьбой, которая выступает одним из наиболее эффективных механизмов совершенствования вида (как элемент естественного отбора). Причём согласно современным научным представлениям внутривидовая борьба в животном и растительном мире может вестись со значительно большим ожесточением, чем межвидовая. Наличествует она, естественно, и в биологическом виде «Хомо сапиенс». Против этого положения выдвигались возражения основателями позитивизма О.Контом и Г.Спенсером, марксистами, сторонниками так называемого линеарного развития человечества, позитивной эволюции человеческого сообщества, адептами гуманизма, прогресса и т.п. Однако, самые разные современные науки о человеке и человечестве (в том числе антропология, генетика, психология, конфликтология, футурология и др.) различные формы этой человеческой конкуренции рассматривают как самоочевидную истину. Сексуальное соперничество полов (внутри мужского — за право обладать избранницей, а внутри женского — за право принадлежать избраннику), бесконечные политические схватки, вездесущие финансовые и экономические баталии, войны (практически непрекращающийся «ратный труд»), многие виды уголовных преступлений, спортивные состязания, конкурсы красоты и множество других действий людей, которые, казалось бы, имеют свои конкретные поводы, причины и формы, в глубинной своей сущности — проявление этого жёсткого и безжалостного закона отбора во имя спасения и совершенствования вида. (Первыми, как известно, попытались дать научную, хотя и достаточно одностороннюю оценку некоторым из этих факторов Ч.Дарвин, А.Р.Уоллес1 и З.Фрейд).

Если все основные потребности представителей коллективистского вида определённым образом не будут адаптированы и структурированы применительно к другим членам вида, то их удовлетворение может привести к взаимоуничтожению, «войне всех против всех». Смысл и форма внутривидовых отношений для каждого биологического вида — важнейший элемент его структуры, всей «биостратегии» вида. Именно «программа» поведения индивидов любого вида по отношению друг к другу, объективная логика их поступков является теснейшим выражением природы данного вида. Если бы на Земле был ещё какой-либо вид разумных существ, обитающих, например, в виде гигантских «стай» в воздухе или «косяков» в воде, у них была бы своя «мораль», определяемая их материальной природой и средой обитания.

Вид — сложнейший организм, динамическая система. Она может функционировать только при условии, что каждый её элемент занимает своё место и выполняет свою роль. Это структурно-функциональное «решение» проблемы взаимоотношений между индивидами данного вида и есть его Мораль. Тип этих объективно необходимых отношений необходимо учитывать не только для понимания природы вида, но и для прогнозирования путей его развития, выявления запаса его биологической «прочности». «Программа» или «порядок» взаимодействия «элементов» в виде (системе) «Хомо сапиенс» зафиксированы в индивидах в форме общей направленности на других, зависимости от них, их ответственности друг перед другом, определённом разделении функций в таком «организме» как вид, взаимодополнении при выполнении соответствующих действий и т.д. Психофизиологически эта «программа» закреплена и осуществляется через сложную гамму базисных чувств (самоощущений).

«Общество» (социум), возникающее на основе «вида» и отражающее все его видообразующие биологические показатели — это не просто скопление людей, сколь угодно большое. Это сложная, реально существующая система, организованная структура со своими объективно детерминированными законами, ощущаемыми людьми как своё «естество». На определённом этапе своего исторического развития люди делают эту структуру «видимой», например, в «государстве» как одной из форм (и уровней) самоуправления и в принципах организации более мелких социальных групп. Ощущение этой «невидимой», но абсолютно необходимой структурированности своих отношений люди чувствуют как потребность в установлении неких норм отношений, то есть «морали» как объективно необходимого порядка жизни, без которого общество — неорганизованная толпа, скопление «живой протоплазмы» (Позже это понимание закрепляется в «праве»). Не «мораль» как совокупность норм, запретов, требований и других регулянтов, вводимых людьми, создаёт «общество» а, наоборот, овеществлённая в соответствующих мозговых структурах видовая Мораль позволяет людям постепенно осознавать свои объективные социальные потребности и формулировать конкретные «морали» конкретных сообществ применительно к определённым социально-историческим и экономическим ситуациям. Так же, как, например, содержание полового поведения человека определяется не формами брака, а, наоборот, исторически эволюционирующие формы брака отвечают объективно необходимому содержанию половых отношений между индивидами в виде.

Социумные чувства

В научной и особенно художественной литературе описано огромное количество проявлений моральных чувств в бесконечном многообразии их оттенков, степеней и сочетаний. Однако первоосновному базовому чувству, без которого невозможна никакая нравственная реакция, — «чувству человека» внимания практически не уделяется. Точнее, это чувство как бы подразумевается примерно как тот факт, что мы дышим воздухом или употребляем пищу. А между тем, без наличия и «включения» ощущения человека не могут проявиться никакие другие нравственные чувства. Любой человек остаётся для нас неким абстрактным, безличным объектом или чисто биологическим феноменом, который беспокоит нас только с точки зрения возможного вреда или пользы до тех пор, пока не произойдёт его нравственное «узнавание», моральное признание в нём человека и его человеческих прав. Именно с этого момента устанавливается готовность к проявлению своего человеческого естества. Возникает ощущение открытости на другого, некоего единства с ним, воспринимается смысл собственно моральной регуляции. Если же это чувство в человеке не «включается», он обращается с людьми как с совершенно нейтральными или даже враждебными объектами (этот психологический дефект отмечается в психиатрических клиниках, прослеживается в поведении палачей, серийных убийц и т.д.).

Психологический механизм действия этого чувства не столь однозначен как кажется на первый взгляд. Увидев человека или узнав в чём-то живом человека, т.е. ощутив «нечто» как человека, мы непроизвольно открываем весь «потенциал» чувств, которыми сопровождается общение человека с человеком — от любви до ненависти. Человек нуждается в человеке для своего естест венного природного самоосуществления и одновременно опасается более всего именно человека. Человек рождается для человека и в то же время первый враг человека — человек. Поэтому «чувство человека» — это не просто индикатив ный (определительно-включательный) компонент всякого морального чувства. Это как бы «полный комплект», концентрированное ощущение всех моральных чувств в потенции, предельно обобщённое восприятие своей моральной при роды, своего изначального естества.

Это интегральное чувство в зависимости от ситуации и целей побуждает человека к соответствующей дифференциации всех прочих чувств и действий. Узнав, например, в незнакомце своего друга детства, мы испытываем состояния симпатии и любви. Узнав на войне в человеке врага, мы стремимся причинить ему вред, убить его. Если нам что-то не нравится в человеке, например, фигура, причёска, тембр голоса и т.п., мы ставим это в вину ему как человеку — носителю этих качеств. И наоборот, будучи вдали от любимого человека, по одному виду предмета его одежды, запаху его духов или письму мы ощущаем его как полномерного человека. Человек для человека эмоционально может выступать Богом и сатаной, судьёй и защитником, приговором и спасением, проклятием и наградой, счастьем, судьбой, смертью и бессмертием. И весь этот противоречивый набор чувств потенциально присутствует в изначальном «чувстве человека».

Способность живых существ к чувству (ощущению) любви как к избирательному стремлению или предпочтению тех или иных объектов в окружающем мире — важнейший приспособительный механизм в их жизненном цикле. Это чувство подсказывает, что именно из всего изобилия существующего имеет для них особую значимость. Без наличия такого чувства-влечения трудно ориентироваться в мире, тем более в «социальном пространстве». Без него не выстраивается иерархия ценностей, теряется главное. В этом смысле любить приходится и какую-то пищу, и климат, и местность, и человека, и вообще все, что должно предпочитаться для собственного блага, для достижения цели своего рождения (если о таковой можно говорить) и самоосуществления. Возникающее чувство любви подсказывает человеку, что для него самое важное, соответствующее именно его конкретной сущности. (Часто до всякого осознания. Вспомним, например, «любовь с первого взгляда»). Оно делает мудрее любое «человеческое творение». («Мудрость» этого чувства сопоставима с «мудростью» чувства совести, которое тоже часто возникает до и даже вне осознания своего проступка). Без способности к такому чувству (то есть без соответствующего психофизиологического механизма) не могла бы возникать потребность в представителях противоположного пола, ибо так называемое половое влечение в глубине своей тоже одно из проявлений этой способности к избирательному предпочтению. Родители не имели бы желания (точнее, психологического «средства») дорожить своими детьми, а дети родителями. Не возникало бы стремление к идеалу, к профессии, к тому или иному типу поведе ния, не появлялось бы мировоззрения, ибо все ценности мира были бы одинаковы. Да и вообще ценностями они бы стать не могли, ибо само понятие ценности предполагает, что к ним существует влечение, т.е. любовь. Чувство любви как особая изначальная психофизиологическая способность во всех её разновидностях всю жизнь управляет человеком то возникая, то ослабевая, но не пропадая совсем.

Собственно влечение человека к человеку или любовь к человеку — это базовое чувство-ощущение, некая имманентная внутренняя устремлённость на человека, на людей, на общество. (Как уже указывалось, названия чувств очень условны, особенно, когда приходится вести речь о «любви»). Понятие «любовь к человеку» — это, скорее, поэтический троп или условное название сложной совокупности чувств, которая является эмоциональным представительством той почти органической связи, которая объективно соединяет всех представителей коллективистского вида. (Идеи Гераклита, Платона, Аристотеля, Посидо-ния, стоиков о «космической симпатии» как сочувствии, общности чувств, некоем соучастии одного в происходящем с другим, т.е. явлении, которое связывает всё сущее в непрерывное целое, уже с древности отражали онтологическую роль этого чувства).