Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Барабинские татары : Проблемы происхождения Селезнев, Александр Геннадиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Селезнев, Александр Геннадиевич. Барабинские татары : Проблемы происхождения : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Санкт-Петербург. гос. ун-т.- Санкт-Петербург, 1991.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-5/2486-7

Введение к работе

Актуальность теми.

Одной из наиболее актуальных и наименее изученных проблем сибирской этнографии, является проблема происхождения кореыю-го тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины. В настоящее время тюркские группы Западной Сибири обобщенно называются "западносибирскими татарами". Актуальность темы определяется сложностью этногенетических процессов, которые игле ли место на территории юга Западной Сибири в древности и средневековье.

Настоящая работа посвящена проблемам этногенеза барабинских татар- одной из тюркских групп Западно-Сибирской равнины. Бара-бинские татары (самоназвание - бараба, барана; в литераторе такне употребляется термин "барабшщыО - этническая группа, компактно расселенная в Центральном Обь-Иртышье, в области, которая издавна называлась Еарабой, по имени занимавшего ее народа.

В дореволюционной историографии барабинские татары рассматривались в качестве самостоятельного народа и не включались в состав остальных групп сибирских татар. В настоящее время тюрки Бараби считаются частью сибирско-татарского относа. Между тем, барабпнцы обладают четко фиксируемым отполтлом, высокой степенью эндогамности, оригинальной культурой. Все это позволяет предполонпть саїлостоятельность исторігческого пути развития барабинских татар. Проблема происхождения барабинцев должна рассматриваться как самостоятельная часть общей проблемы этногенеза тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины.

Степень изученности темы.

За три столетия (конец ХУП-ХХ вв) изучения истории, этнографии, языка и физического облика барабинских татар сформировались основные концепции их происхождения.

  1. Все авторы единодушны в констатации сложного многокомпо-ненетного состава барабшюкого этноса.

  2. Первый этнический компонент в составе тюркского населения Барабы сопоставляется с угорским или самодийским этнолингвистическими ареалами (В.Б. Богомолов, В.И. Васильев, Г.И. Пелих,

ЗЛІ. Сокочова, II.А. Тошілов; В.А. Могильников, В.И. Молодіш, В.И. Соболев; Т.Л. Трофимова и др.). В материальной и духовной культуро барабиицев выделены северные по происхождению элементы: яилища, средства псродвинения, способы украшения берестяной посуды, детали погребального обряда. Язык барабинских татар содержит субстратные структуры, общие для многих тюркских и уральских народов (А.П. Дульзон). Однако, слабо в литературе освещены проблемы древнего охотничье-рыболовческого (уральского?) субстрата в этногенезе тюрок Барабы, роль кшюсамодийских этнических групп в формировании барабинских татар, особенности поздних этногенетических контактов населения Барабы со своими северными соседямі.: обскими уграми и селькупами.

3. Второй компонент в составе барабинских татар называют тюркским. Этнической содержание компонента является предметом дискуссий.

По мнению археологов, основу тюркского массива в Барабе составили кочевнические группы - выходцы с Алтая (В.И. Молодіш, В.И. Соболев). Лингвисты пришли к выводу, что язык барабинских татар сочетает в себе признаки, характерные для народов Алтая и этнических групп, входивших в кыпчакское объединение. Присутствие кипчакского компонента подтверждается и археологическими материалами, которые свидетельствуют о распространении в Барабе сросткинской культуры. Последшою Д.Г. Савинов сопоставляет с кимако-кыпчэкским этнополитическим образованием.

Обращают на себя внимание черты сходства в культуре барабиицев и охотничье-скотоводческих народов Саяно-Алтая(Н.М. Ядрин-цев, И.А. Томилов и др.). Эти черты указывают на участие в этногенезе барабиицев "лесных" средневековых этносов Южной Сибири. Признаки лесного кшюсибирского компонента обнаруживаются в археологических памятниках Барабы I - начала П тыс. н.э. По мнению Д.Г. Савинова, новосибирский вариант сростісшіской культуры, который получил распространение на территории Еарабинскоп лесостепи синтезировал в себе местные потчовашокпо и пришлые алтае-телеекпо элементы. Известно,что в рамках телеской конфедерации были объединены как типично кочевнические, так и "лесные" группы. По данным А.Р. Кима, в древнетюркскую эпоху пасе-

ленда Бараби входило в число периферийных лесостепных популяции европеоидного облика, которые сильно отличались от монголоїдних групп, составлявших основу Центрально-Азиатских государственных образований кочевников. Данное обстоятельство означает, что кочевнические относи оказали слабое влияние на формирование физического облика обитателей лесостепной Бараби.

Цель и задачи исследования.

Цель работы - рассмотреть процесс формирования и развития этнических компонентов барабшгаких татар и проанализировать характер их взаимодействия. Исходя их указанной цели, представляется необходимым постановка следующих задач: I)определить этнокультурные особенности уральского компонента и выделить уральские по происхождению оломенты в отнпчоском составе бараби-нских татар; 2) выяснить роль "лесных" народов средневековья в этногенезе барабинцев и обозначить основные черты лесного юшюсио'ирского компонента; 3) рассмотреть характер этшгческих связей населения Бараби в ХІТІ - начале ХУШ вв., особенности формирования барабинцев как самостоятельного этнического образования.

Методика исследования.

Работа основана на сочетании метода системного ксторико-эт-ногряфического анализа, метода этнокомпонентного анализа зз метода анализа комплексов культурных явлении.

Метод системного нсторшо-этнографического анализа предполагает рассмотрение различных явлений материальной, духовкой или социальной культур» во всех связях и опосредованиях, с точки зрения эволюции и трансформации этих явлений на разных этапах исторического развития.

Метод этнокошонептного анализа позволяет выделить в составе этнической группы отдельные этнокультурные компоненты, что повышает эффективность іісторшсо-зтнографичесішх исследований,

Комплексы культурных лвлсшпі состав7іеіш из взаимоовлзгшішх коррелируемых элементов культуры различного таксономического уровня (например, материальная культура - мировоззрение, кили-ще - намогильное сооружение и др.). Кроно понятия кс/'.шлокса

культурних явлений, вводятся понятия культурной модели и культурного комплекса. В рамках культурной модели акцентируются наиболее существенные с точки зрения поставленной проблемы системні» связи мекду комплексами г.ультурных явлений. Культурный комплекс - это совокупность наиболее этнопоказателышх комплексов культурных явлений, этнических маркеров, которые позволяет не только выделить, но и реконструировать культурный гатлекс на разных хронологических этапах. Такая реконструюєш весьма важна, в частности, при археолого-этнографи-чоских сопоставлениях.

Источники.

Работа написана на основе этнографических источников, как опубликованных, так и собранных в ходе полевых исследований. Сбор полевого материала осуществлялся в 1983-1989 гг. во всех районах расселения барабинских татар.

Важную информацию несут археологические источники. В работе широке использованы материалы финно-угорской археологии, ерэдневековых культур: потчеватской, релкинской, верхнеобской (одинповской), средневековых кочевнических памятников Южной Сибири и Восточной Европы.

Письменные источники, используемые в диссертации долятся на две группы. Первая группа письменных источников непосредственно касается барабинских татар. Вторая группа состоит из средневековых китайских, арабских, персидских, монгольских, византийских, западноевропейских, русских памятников, содержащих ценны:! этнографический материал о народах южной части Сибири, которые приняли участие в формировании населения Бо-рабн.

Основную часть лингвистических источников составляют материалы по ономастико (прежде всего этнонимике и топонимике) бзрдбшщев. Этнонимическпй фонд включает наименования волостей (Карабз, Данга, Лугуй, Тунус и т.д.), образованных русс-кок администрацией с учетом родоплемоиного деления, и много- численное названия тугуїлов (объединений групп родственников), зафиксированных у барлбинцев в 1970-х гг. Часть наименований тугупоп: зттяк, оялн, сахтар и др. имеет этноши.-пческую основу.

Научная копи: :п работы.

I. В диссертации впервые? выполнен анализ этнического состава

барабинских татар.

  1. Выделен лесной южносибирский компонентов культуре барабнн-цев. Предпринята попытка реконструкции культурного комплекса "лесных" народов юга Сибири.

  2. Предложен новый подход к решению этногенетнчоских проблей Барабы в эпоху позднего средневековья.

Апробация результатов исследования.

Основные положения работы отражены в 8 научных публикациях. Различные аспекты диссертации докладывались на Всесоюзной тюркологической конференции в г. Омске в 1984 г..Всесоюзном совещании молодых ученых "Этническая история и культура народов советской страны" в г. Омске в 15Э1 г., студенчесган конференциях в гг. Омске и Кемерове, ежегодных научных конференциях Ленинградского университета "Проблемы отечественной и всеобщей истории". Диссертация обсуздена на кафедре этнографии и антропологии Ленинградского университета.

Практическое значение работы.

Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при составлении научных трудов по истории Сибири, по культуре ее населения, при подготовке соответствующих лекционных курсов, при разработке тематики музейных экспозиций, в краеведческой и культурно-просветительской работе.

Структура диссертации.