Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.) Фадеева Ольга Евгеньевна

Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.)
<
Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.) Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.) Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.) Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.) Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.) Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.) Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фадеева Ольга Евгеньевна. Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.) : ил РГБ ОД 61:85-7/940

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование традиций белорусской народной вышивки 19

1.1. Из истории развития белорусской вышивки . 19

1.2. Вышитые предметы и их использование в быту, обычаях и обрядах белорусов 29

Глава 2. Основные тенденции, разбития белорусской народной вышивки 60

2.1. Материал вышивки 60

2.2. Технические приемы 75

2.3. Орнамент белорусской народной вышивки . 95

2.4. О семантических значениях традиционной вышивки 113

2.5. О взаимосвязях вышивки и узорного ткачества . 133

Глава 3. Региональные и локальные особенности белорусской народной вышивки 144

3.1. Региональные особенности 144

3.2. Локальные типы вышивок 153

Заключение 170

Литература 176

Приложение 1 202

Приложение 2 234

Введение к работе

Актуальность темы основывается на учении В.И.Ленина о роли художественных традиций в развитии культуры социалистических наций. Продолжая ленинскую политику в области культуры, Коммунистическая партия и Советское правительство наряду с общими задачами социально-политического и духовного прогресса общества постоянно предусматривают расширение возможностей для широкого доступа советских людей ко всему лучшему, что дает культура каждого из наших народов.

Выполнение решений партии выдвигает перед этнографией задачу углубленного изучения народной культуры, активного усвоения ее прогрессивных традиций. В связи с этим важное значение приобретает изучение традиционно-бытовой культуры, неотъемлемой частью которой является народное искусство, обладающее не только эстетическими, но и утилитарными свойствами.

Одним из древнейших и развитых видов бытового искусства белорусов является вышивка, сохранившая в силу экономических и при-родно-географических условий немало самобытных черт и особенностей. Являясь составным элементом культуры, вышивка отражает социальную среду ее бытования, художественные вкусы и мастерство ее создателей, их представления об окружающей действительности.

Подобно другим видам народного орнаментального творчества вышивка несет на себе яркий отпечаток общеэтнической и локальной принадлежности, отражая тем самым историю развития народа в целом и его отдельных груш. Поэтому результаты ее иоследования дают возможность осветить некоторые вопросы этнокультурной истории народа.

Исследование закономерностей развития вышивки имеет немало- _ 4 - важное значение и для создания более полной картины отдельных форм традиционной материальной и духовной культуры белорусского народа.

Изучение традиционных промыслов, в том числе вышивки, имеет особую актуальность в свете Постановления ЦК КПСС от 29 января 1975 г. "О народных художественных промыслах", в котором говорится: "Народное декоративно-прикладное искусство, являющееся неотъемлемой частью советской социалистической культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики (в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — М., 1978, т. II, с. 502).

Поставленные в диссертации проблемы приобретают актуальность для белорусской советской этнографии и в связи с быстрым исчезновением из быта народных тканей, орнаментированных традиционной вышивкой.

В настоящее время в распоряжении исследователей имеется довольно обширный круг публикаций, в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы изучения белорусской народной вышивки. Бресте с тем отсутствует специальная работа, которая содержала бы анализ развития вышивки, раскрывала бы ее специфические черты и локальное своеобразие. Все это определило выбор темы диссертации.

Степень разработанности проблемы. Народное искусство, в том числе орнаментальное творчество, становится объектом пристального внимания исследователей с середины XIX в. — со времени возросшего интереса широкой общественности к народу, национальной культуре, историческому прошлому. До начала XX в. сведения о народной вышивке белорусов разбросаны по многочисленным статьям, публикациям и документам.

Наиболее ранние фактологические данные, касающиеся главным образом материала вышивки, объектов ее приложения, обнаружены в "Статуте Литовском" (Горбачевский, 1874), в разнообразных судебных документах, опубликованных в многотомном издании Виленской археографической комиссии (АВАК, 1867, 1870, 1872, 1875, 1890, 1891, 1894, 1895, 1899, 1912). Подобный материал найден также в Историко-юридических материалах Витебской и Могилевской губерний (ИЮМ, 1871, I87IA, 1874, 1876, 1880, 1881), извлечениях из таможенных книг (Русско-белорусские, 1863, 1872). В целом, древнебе-лорусские письменные памятники ХУІ—ХУШ вв. явились ценным источником для выяснения путей исторического развития вышивки, рассмотрения ее с точки зрения показателя социально-экономической дифференциации различных слоев населения.

Значительный материал по этнографии, в том числе по орнаментированным вышивкой тканям, был собран в ИХ — начале XX в. Среди обширного круга публикаций особую значимость для темы диссертации имеет работа Н.Я.Никифоровокого о материальной культуре сельского населения Витебщины (1895). В ней содержатся подробные и обстоятельные сведения об особенностях народного костюма данного региона, много внимания уделяется декоративному оформлению традиционной одежды и тканей, служащих для убранства жилища. Ценность работы и в том, что описание различных видов узорного текстиля дается в развитии, с учетом социально-экономических изменений, имевших место во второй половине XIX в.

Существенное место отведено описанию традиционного костюма и его украшающих элементов в Ш вып. "Белорусского сборника" Е.Р.Романова (1912). Обращается внимание на то, что в начале XX в. в одежде сельского населения Могилевской губ, прослеживаются изменения, вызванные влиянием городской культуры. Они особенно ощутимы в пригородных селах, где праздничный костюм шьется из промышлен- ных тканей и по городскому образну. Весьма интересно замечание Е.Р.Романова о вышивке как основном признаке локальных отличий в традиционной одежде белоруса.

В изучении культуры и народного искусства важную роль сыграли исследования И.А.Сербова. Несмотря на то, что Сербов придерживался ошибочной теории этногенеза белорусского народа непосредственно от восточнославянских племен, его работы содержат интересные сведения о быте и культуре населения южной Белоруссии (Сербов, І9ІІ, 1915; Сербау, 1928). В рамках исследуемой темы особого внимания заслуживает характеристика общих и локальных особенностей орнаментированного вышивкой и ткачеством полесского женского праздничного костюма. Ценность ярких, выразительных описаний увеличивается за счет дополнения их полевым фотоиллюстративным материалом.

Насыщенность фольклорно-этнографическими данными, содержащими разнообразные сведения о вышитых тканях, их использовании- в быту, обычаях и обрядах, характеризует материалы, помещенные в сборниках П.В.Шейна (1887, 1890, 1902). В качестве фактологических данных привлекались материалы А.К.Сержпутовского (Сержпутоу-скі, 1930), Е.Ф.Карского (1916), П.Бессонова (1871), Н.Янчука (1889), Ю.Р.Крачковского (1874), П.П.кубинского (1877), А.Бульбы (І9ІІ), П.Бобровского (1863), А.Сементовского (1872).

В целом, говоря об изучении белорусского народного искусства в дореволюционный период, можно констатировать, что это было время накопления фактического материала и начало его научного осмысления.

Новый этап в изучении народной культуры начался с победой Октябрьской революции. Он отличался новой марксистско-ленинской методологией, классовым подходом к исследуемым явлениям, иными фор- мами собирательской деятельности. Наряду с материальной и духовной культурой изучалось и народное искусство. Значительную роль в исследовании изобразительного, а также народного искусства сыграли работы М.Щекотихина (Шчакаціхін, 1928, 1929) и возглавляемая им Комиссия по истории и искусству, созданная в 1926 году.

Широкое изучение народного искусства началось в послевоенные годы. Одним из результатов исследования узорных тканей явилось издание нескольких альбомов. В 1951 г. вышел в свет альбом "Белару-скае народнае мастацтва", подготовленный к изданию еще в довоенное время И.А.Сербовым и содержащий образцы традиционного белорусского ткачества, ковроделия, вышивки, вязания. Были изданы также альбомы "Беларускі народны арнамент" (1955), "Народнае прикладное мастацтва савецкай Беларусі" (1958), в которых представлены лучшие графические образцы вышитого и тканого орнамента, фотоиллюстрации народного костюма, декоративных тканей. Отдельные вопросы развития белорусских узорных, в том числе вышитых тканей, освещены в трудах о декоративно-прикладном искусстве (Гринблат, 1940; Кацер, 1972). Для исследования традиций белорусской народной вышивки существенное значение имеет коллективная монография "Бела-рускае народнае адзенне" (1975), в которой приведен конкретный материал о художественно-декоративных особенностях народной одежды. Весомый вклад в изучение белорусского народного костюма в целом и с точки его украшающих элементов внесла Л.А.Молчанова (Молчанова, 1968, 1969, 1981; Малчанава, 1972). Интересные данные в плане сравнительного изучения народной вышитой одежды восточнославянских народов помещены в работе Г.С.Масловой "Народная одежда русских, украинцев и белорусов" (1956).

В последние годы проблемы изучения народных орнаментированных тканей активно разрабатываются не только этнографами, но и искусствоведами. Ценный иллюстративный материал о праздничных комплектах белорусской традиционной одежды помещен в фотоальбоме М.Ф.Романюка (Раманюк, 1981). Это издание, а также ряд научных исследований (Раманюк, 1971, 1983, 1984; Ромашок, 1975) явились результатом многолетних полевых изысканий автора, ставившего перед собой задачу выяснения не только общей специфики декоративных особенностей белорусского народного костюма, но и его локального своеобразия. Проблемы комплексного изучения традиционного и современного народного искусства успешно решаются в публикациях искусствоведа Е.М.Сахуты (1980, 1982, І982А).

Плодотворная собирательская деятельность республиканских музеев, научное изучение памятников народного искусства способствовали выходу в свет ряда изданий альбомного типа, в которых определенное место отведено и вышитым тканям (Паньшина, 1975; Мастац-тва, 1978; Бедарускія, 1979; Музей, 1983).

Для исследования темы диссертации существенное значение имеют работы по вышивке других народов СССР (Яковлева, 1954, І954А, 1955, І955А, 1959, І959А; Богуславская, 1972; Українське, I960; Линнус, 1955, 1973; Крюкова, 1951, 1968, 1973; Хохов, 1948; Азербайджанские, 1971; Давтян, 1972), позволившие расширить круг сравнительных данных, необходимых для выявления общего и особенного в белорусской вышивке.

Таким образом, из анализа литературных источников явствует, что белорусская народная вышивка, являясь объектом внимания как этнографов, так и искусствоведов, рассматривалась преимущественно с точки зрения ее декоративных качеств. Большая часть названных работ дает общее представление о белорусской вышивке. В некоторых из них есть ценный практический материал по отдельным вопросам проблемы. В то же время отсутствуют исследования, в которых раскрывались бы этнические нормы вышивки, ее связь с социальной структурой общества, хозяйственно-бытовым укладом и мировоззрением народа, наконец, этнокультурными процессами. Неразработанность этих проблем свидетельствует об актуальности выбранной темы.

Цель данной работы заключается в комплексном этнографическом исследовании белорусской народной вышивки конца XIX — начала XX в. В соответствии с целью намечено решение следующих задач: изучить значение вышивки и вышитых тканей в быту, обычаях и обрядах белорусского народа; выявить основные тенденции и динамику развития вышивки; определить общие и локальные особенности; показать значение вышивки как историко-этнографического источника.

Учитывая цели и задачи, объектом исследования явился белорусский народный вышитый текстиль, а именно: одежда и ткани убранства жилища конца XIX — начала XX в. Автор ограничил свою работу преимущественно изучением совокупных признаков вышивки сельского населения, в большей мере сохранившей черты этнической специфики. Принимая во внимание, что вышивка рассматриваемого периода представляет собой результат длительного исторического развития, для выявления закономерностей ее развития привлекаются материалы более ранних периодов.

Методологическую и теоретическую основу выполненного исследования составили труды основоположников марксизмачиенинизма, материалы и решения съездов КПСС и пленумов ЦК KQCC, директивные документы КПСС и Советского государства, доклады и выступления руководителей партии и правительства, а также работы советских этнографов.

Важнейшее общеметодологическое значение имеет разработка

В.И.Лениным научной, диалектико-материалистичеокой теории познания, в свете которой очевидна необходимость непрерывного углубленного изучения объекта исследования, поисков его новых и новых граней.

Одним из ведущих теоретико-методологических принципов, которыми руководствовался автор при написании исследования, явилась проблема исторической преемственности и обновления в народной культуре, поставленная благодаря трудам основоположников марксизма-ленинизма на подлинную научную основу.

Особенно важны в связи с этим мысли В.ИДенина, высказанные им в ряде работ о развитии русской культуры и по национальному вопросу, а также в статьях, речах и заметках о культурной революции, культурном наследстве и Пролеткульте. Непременным условием формирования новой социалистической культуры В.И.Ленин считал всемерное использование всех культурных богатств, созданных человечеством. "Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство" (В.И.Ленин. Успехи и трудности советской власти, —Полн. собр. соч., т. 38, с. 55).

Подчеркивая тезис о культурной преемственности между последовательно сменяющимися социально-экономическими формациями, В.И.Ленин вместе с тем указывал на необходимость классового подхода к культуре капиталистического общества и соответственно всех антагонистических формаций. Хорошо известны слова В.И.Ленина о том, что "в каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса... Но в каждой нации есть также культура буржуазная... — притом не в виде только "элементов", а в виде господствующей культуры" (В.ИДенин. - II -

Критические заметки по национальному вопросу. — Поли, собр.соч., т. 24, с. I20-I2I). Эти указания В.И Ленина требуют строго дифференцированного подхода к культурному наследию каждого народа, умения различать в нем передовые, прогрессивные явления и классово чуждые, враждебные трудящимся.

Сущность преемственности, таким образом, состоит в неразрывном органическом единстве с одной стороны наследования накопленных предшествующими поколениями культурных ценностей, т.е. традиций, с другой — критического анализа и творческой переработки этих культурных ценностей, т#е. новаторства (Пименов, 1967, 6). Определяя подход к объекту исследования, автор учитывал, что народная культура, как явление одновременно историческое и географическое, должно исследоваться в двух аспектах — диахроническом и синхроническом, историческом и территориальном. В решении этой проблемы автор руководствовался ленинскими высказываниями о необходимости последовательного соблюдения принципа историзма. "Самое надежное в вопросе общественной науки... это — не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии ... проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" (В.ИЛенин. О государстве. —Поли. собр. соч., т. 39, с. 67). Не менее важны слова В.И Ленина, относящиеся к исторической конкретной постановке вопроса: "Безусловным требованием марксистской теории при разборе какого бы то ни было социального вопроса является постановка его в определенные исторические рамки, а затем, если речь идет об одной стране ... учет конкретных особенностей, отличающих эту страну от других в пределах одной и той же исторической эпохи" (В.ИЛенин. О праве наций на само- определение, — Поли, собр. соч., т. 25, с. 263-264).

Таким образом, народная вышивка белорусов конца XIX — начала XX в. рассматривается автором как историческая категория, в развитии которой нашла отражение культурная преемственность прошлых поколений. Методология исследования вышивки, как одного из компонентов народной культуры, базируется на принципах и законах диалектики, на позициях действительного историзма.

При исследовании выбранной темы важные теоретические ориентиры дало изучение обобщающих трудов советских ученых этнографов, посвященных теоретическому осмыслению общих закономерностей развития культуры в целом и складывания ее специфических черт; проблемам этногенеза и этнической истории советских народов; задачам исследования взаимовлияния культур; роли традиций и инноваций; вопросам формирования научных концепций и направлений. Это исследования Ю.В.Бромлея (1973, 1981), С.А.Токарева (1954, 1958),К.В.Чистова (1972), В.И.Козлова (1977), В.К.Бондарчика (Бандарчык,1964, 1970, 1972), Е.П.Бусыгина (1966), В.И.Наулко (1975), Ю.Г.Гошко (1976), В.С.Зеленчука (1968), а также обобщающие издания Института этнографии АН СССР, историко-этнографические атласы (Народы, 1964; Современные, 1975; Проблемы, 1979; Русские, 1967; Русские, 1970).

Немаловажное значение для разработки темы диссертации имели работы ведущих советских исследователей народного искусства: А.Канцедикаса (1977, 1981), П.Г.Богатырева (1971), В.М.Василенко (1974), М.А.Некрасовой (1983), П.С.Семеновой (1977). Анализ данных работ, посвященных теоретической разработке актуальных проблем народного искусства, дал возможность определить место и роль вышивки среди других видов орнаментального творчества; позволил уяснить основополагающую черту народного искусства — синкретич-ность, понимаемую не только как наличие взаимосвязей между раз- -.13 - личными видами народного творчества, но как совокупность материальной и духовной деятельности; показал неразрывность связей народного искусства с социальными, экономическими, общекультурными, духовно-нравственными и эстетическими проблемами.

Методика исследования предопределена целью и задачами работы. Широко использовался сравнительно-исторический метод, который, как известно, имеет два аспекта: хронологический и пространственный. Первый применялся для анализа вышивки с точки зрения ее развития во времени, результаты этнографического исследования корродировались и подкреплялись данными смежных наук — истории, археологии, искусствоведения, языкознания, а также материалами других видов белорусского народного искусства. Применение второго характерно для исследования пространственного распространения различных типов вышивок и их культурно-генетического отношения между собой (Штернберг, 1931, 103).

Одним из доминирующих являлся метод ретроспективных реконструкций, применяемый для воссоздания отдельных форм традиционной культуры, выявления локальных типов вышивки, рассмотрения ее семантических значений.

Народное бытовое искусство — это сложносоставное явление, а вышивка — лишь одно из его слагаемых. Учитывая синкретичность народного искусства, автор стремился к комплексному подходу в изучении объекта в связи с другими видами орнаментального творчества и прежде всего в связи с узорным ткачеством.

В качестве вспомогательных использовались функциональный, структурно-иерархический методы. Первый позволял рассматривать вышивку, ее признаки, а также сами вышитые предметы с точки зрения их разнообразного назначения. С помощью второго определялось соответствующее место каждого явления среди нескольких явлений -14 ~ сходного порядка (классификация технических приемов, орнаментальных мотивов и пр,).

Наряду с вышеобозначенными применялся метод количественной и качественной характеристики явлений, восхождение от абстрактного к конкретному. Использовался метод непосредственных полевых наблюдений, картографирования, статистический подсчет массового материала.

Источниковедческой базой исследования явились полевые экспедиционные материалы, собранные автором в течение последних лет в Брестской (1981 г., 1982 г., 1983 г.), Гомельской (1982 г., 1984 г.), Могилевской (1980 г., 1983 г.), Минской (1979 г., 1980 г.), Гродненской (1980 г.) областях. Сбор материала включал работу с информаторами по специальному вопроснику, разработанному автором, и разностороннюю фиксацию необходимых объектов (фотосъемка на черно-белую и цветную пленку, графические зарисовки орнаментальных композиций, заполнение таблиц для последующей обработки материала). Полевые материалы автора хранятся в архиве сектора этнографии ИИЭФ АН БССР (фонд 6, опись 12, дело 36, 43, 96,97, 98).

При написании диссертации существенная информация получена в результате знакомства с архивными материалами сектора этнографии ИИЭФ АН БССР, Научно-исследовательской художественно-экспериментальной лаборатории УХП БССР, Специальных научно-реставрационных мастерских БССР.

Важный источник исследования составили музейные коллекции. Изучены фонды Музея древнебелорусской культуры ИИЭФ АН БССР, Государственного художественного музея БССР, Государственного музея БССР, Рабочей группы Министерства культуры БССР по созданию Белорусского Государственного музея народной архитектуры и быта.

Просмотрены коллекции народных тканей Гомельского, Молодечненско-го, Витебского, Могилевского областных краеведческих музеев, Белорусского музея социалистического преобразования Полесья (г. Пинск), многих районных и школьных краеведческих музеев. Музейные материалы использовались автором прежде всего при исследовании вопроса о локальных особенностях вышивки.

В процессе работы над диссертацией привлекался фольклорный материал, запечатлевший свойственное белорусам отношение к вышитым тканям как необходимой принадлежности быта. Данные фольклора хранят ценные сведения о самых различных признаках орнаментального комплекса традиционной вышивки, о функциональном назначении вышитых тканей в семейной и календарно-годовой обрядности. В качестве дополнительного источника использовались материалы археологии, языкознания, искусствоведения.

Научная ценность и новизна работы состоит прежде всего в том, что в этнографической науке она является первым исследованием, в котором предпринята попытка всестороннего изучения белорусской народной вышивки. В диссертации дана комплексная характеристика этнической специфики вышивки белорусов конца XIX — начала XX в., проанализированы закономерности ее развития, выявлены общие и локальные особенности, установлена связь вышивки с этнокультурными прцессами. В научный обиход введены новые данные, касающиеся материала, технических приемов, орнамента традиционной белорусской вышивки, ее семантических значений, использования вышитых тканей в быту, обычаях и обрядах народа. Основано положение о взаимосвязи вышивки и узорного тканья. Разработана методика сбора и фиксации материала по орнаментальному текстилю с использованием специальных таблиц и возможной последующей обработкой на ЭШ.

Основные положения. Белорусская народная вышивка конца XIX — начала XX в. — многослойное явление, нижний пласт которого с наибольшей отчетливостью характеризует орнаментальный комплекс геометрической вышивки народного костюма и отдельных предметов декоративно-бытового обихода; развитие вышивки шло по линиям: условная геометрическая орнаментика — геометризованно-растительные композиции — изображение реальных форм растительного мира; многофункциональный комплекс счетного шитья — украшающие швы; монохромный колорит красного, иногда белого, черного цветов — равноправное сочетание красного с черным — полихромия; магическая основа древней семантики — эстетическое начало поздних узоров; наибольшие изменения белорусская народная вышивка претерпевает в период развития капитализма; орнаментальный комплекс народной вышивки конца ПХ — начала XX в., сформировавшийся на протяжении нескольких столетий, отличается генетическим единством основных элементов на всей территории Белоруссии, общность черт не исключает наличия локальных особенностей; формирование локальных типов вышивок относится к различным историческим периодам и определяется этническими традициями, социально-экономическими факторами, историко-культурными связями; белорусская народная вышивка — ценный историко-этнографический источник.

Практическое значение диссертации состоит в том, что ее содержание может быть использовано при реконструкции локальных комплексов народного костюма, для решения проблем историко-этно-графического районирования Белоруссии, в процессе изучения вышив- ки искусствоведческой наукой. Помимо значительного теоретического интереса, результаты работы окажут практическую помощь в деле повышения качества изделий современных художественных промыслов, развитие которых базируется на прогрессивных традициях народного искусства. Материалы диссертации могут быть использованы в музейной работе при сборе этнографических коллекций, систематизации и паспортизации памятников материальной культуры, при создании вариантов сценического костюма для профессиональных и самодеятельных фольклорных коллективов, проведении лекционной и агитационно-пропагандистской работы среди населения. Материалы исследований представляют также интерес для работников Домов народного творчества, предприятий легкой промышленности, а также для творческих работников Домов моделей.

Апробация. Результаты выполненных исследований, впервые введенные в научный оборот материалы и сделанные на их основе выводы и обобщения нашли отражение в диссертации и дополняющих ее научных статьях, периодических изданиях, сборниках. Всего по теме диссертации опубликовано 8 работ, общим объемом 3 п.л.

Основные положения диссертации изложены в научных докладах на межинститутских конференциях ИИЭФ АН БССР "Памятники древне-белорусской культуры. Новые открытия" (г. Минск, 1981, 1983), на республиканской научной конференции "Народное искусство Ви-тебщины" (г. Полоцк, 1983), на конференциях ИИЭФ АН БССР "Быт и культура белорусов" (1982, 1983, 1984). Конкретные положения работы были апробированы в докладах, лекциях для сотрудников научных и культурно-просветительских организаций, музеев; выступлениях на семинарах о народном искусстве.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и используемой литературы; приложения I, содержащего фотоиллюстративный и графический материал, приложения 2, посвященного описанию методики сбора, обработки и хранения материала с помощью ЭЕМ. Диссертация изложена на 242 страницах машинописного текста.

Из истории развития белорусской вышивки

У народов Восточной Европы вышивка — один из древнейших способов орнаментации тканей. Об этом свидетельствуют результаты археологических раскопок славянских курганов, а также находки на соседних со славянами территориях. Среди археологических фрагментов узорного текстиля — тканого, набивного, вышитого привлекают внимание ткани кривичей из раскопок Н.И.Булычева в Смоленской и Калужской губ. Здесь помимо полосы привозной шелковой ткани с вышивкой золотной нитью найдены и образцы тканей местного производства, один из которых украшен геометрическим шитьем ярко-оранжевой нитью по синевато-зеленой земле (Клейн, 1926, 8-9). При раскопках Люцинского грунтового могильника IX— П в., принадлежащего латгальцам, обнаружен фрагмент виллайне — женской четырехугольной накидки из темно-синей шерстяной ткани, расшитой бронзовыми колечками и спиральными трубочками (Культура, 1969, НО, 115). Той же этнической группе принадлежат шерстяные ткани со следами вишивки суконной пряжей (Клейн, 1926, 10). Археологический материал свидетельствует, что у латгалов украшения одежды металлическими пронизками постепенно сменяется к Ж в. вышивкой льняными, шерстяными нитями и бисером (Латышское, 1967).

О бытовании вышивки у древних славян и об особенностях ее орнаментики дают представление и памятники изобразительного искусства. Так, на серебряном гравированном браслете с изображением игр скоморохов (вторая половина Ш — первая треть Ш в. Городище Старая Рязань, Рязанская обл.) "плясунья", "гусляр", "дудочник" одеты в расшитые сорочки (Произведения, 1977, 161).

Одним из важных объектов приложения вышивки у восточных славян являлась одежда. Совокупность разнообразных источников, подтверждаемых данными этнографии о традиционной крестьянской одежде XIX — начала XX в., указывает прежде всего на "сорочину" — женскую и мужскую плечевую одежду, представлявшую собой туникооб-разную рубаху с прямыми рукавами. Ворот "еорочицы" был круглый "под шейку", с прямым разрезом на груди, длина мужской рубахи доходила до колен, женской до щиколотки (Левашова, 1966, 116, 117). Узор размещался в виде бордюра на подоле, нижней части рукава, окаймлял ворот, проходил вертикальной полосой вдоль разреза на груди. Именно такое расположение декора можно видеть на серебряных скульптурах малых форм из Мартыновского клада УЇ в., изображающих мужчин в сорочках с вышитой по пояс манишкой (Седов, 1982, табл. ІУ, 72). Идентичное изображение — на серебряном запястье

Тверского клада (Записки, 1915, табл. П, рис. 2), на миниатюре из Вышеградского кодекса XI в., показывающей дьявола в характерной для славян одежде — узких штанах и туникообра8ной сорочке навыпуск, украшенной узорчатой каймой с геометрическими мотивами (Нидерле, 1924, 161). Женская рубаха отличалась от мужской более обильной орнаментикой.

Археологические и письменные памятники указывают еще на одну деталь женской одежды, бесспорно украшавшуюся шитьем. Это головной полотенчатый убор — "повой", "убрус". Орнаментировалось очелье и ниспадающие на грудь концы. "Повой" — головной убор Минской княжны, упоминает Ипатьевская летопись (ПСРЛ, 1962, столбцы 492-493). При раскопках ряда курганов среднего Поднепровья найдены фрагменты головных повязок с вышивкой золотными нитями (Самоквасов, 1908, 192, 193, 218). М.О.Новицкая, исследовавшая образцы древнерусского золотошитья, высказала предположение о том, что "повязки" не что иное, как орнаментальные бордюры полотенчатых головных уборов высших сословий. Возможно, однако, что они являлись и самостоятельным головным убором девушек (Новицька, 1965, 30).

Льняные и шерстяные ткани — наиболее распространенные в Древней Руси, к сожалению, относятся к тем археологическим материалам, которые быстро разрушаются под воздействием почвенных кислот. Одной из редких находок льняной ткани, украшенной вышивкой, является фрагмент орнаментированного рушника, в который был завернут клад, найденный в 1876 г. в Киеве (Беляшевский, 1888, 138). Следует упомянуть также о фрагменте полотняной ткани, вышитой белыми и цветными нитями, из клада, обнаруженного на территории Киевского Михайловского монастыря (Новицька, 1965, 27).

Помимо тканей местного производства в Киевской Руси широко использовался шелковый византийский текстиль, который поступал в виде гладких однотонных, полихромных узорчатых тканей, золот-ных лент, тесьмы, а также шелковой и золотной вышивальной пряжи (Фехнер, 1977, 130-142). Немало фрагментов выявлено и на территории белоруоских земель. По опубликованным данным остатки шелкового текстиля обнаружены при раскопе древних Мотиславля (Аляк-сееу, 1971, 20), Берестья (Лысенко, 1976, 422), при исследовании городищ древних Турова (Минская, І9ІІ, 244-245), Минска и других городов. Остатки шелковой ткани с золотным шитьем найдены в инвентаре кургана на территории Верхнедвинского района Витебской области (Сергеева, 1976, 425). По мнению М.В.Фехнер, шелковые ткани не являлись исключительной принадлежностью социальных верхов Киевской Руси. Веским аргументом в пользу данного утверждения служит тот факт, что подавляющее количество найденных фрагментов шелка происходит из сельских и рядовых городских захоронений (Фехнер, 1977, 137). Дошедшие до нас образцы шелковых бытовых тканей, украшенных вышивкой, говорят о том, что в их орнаментике присутствовали как символические древне славяне кие мотивы — геометрические, зооморфные, растительные, которые утратили отчасти свое первоначальное магическое значение и постепенно превратились в орнаментально-декоративные узоры, так и мотивы, аналогичные привозным восточным тканям.

В Древней Руси вышивка на обиходных тканях была органично связана с художественным т.н. "лицевым" шитьем. Благодаря особым условиям хранения до нашего времени дошло значительное количество памятников декоративно-прикладного искусства ЛІ-ХУП вв., выполненных золото- и шелкошитьем. Это разнообразные по назначению ткани церковного обихода — воздухи, пелены, покровы, которые составляли часть убранства древних храмов наряду с фресками и произведениями станковой живописи. Вышитые изображения украшали торжественные одежды священнослужителей; плащаницы, покровцы, хоругви являлись принадлежностью многолюдных праздничных церемоний, а знамена, шитые иконы, целые иконостасы сопровождали воинов в дальние походы (Маясова, 1971, 5).

Вышитые предметы и их использование в быту, обычаях и обрядах белорусов

В конце XIX — начале XX в. объектом приложения народной вышивки в Белоруссии являлась как и в предшествующее время одежда и отдельные предметы убранства. В общем комплексе женской и мужской одежды не все предметы в равной степени подвергались орнаментации. Наличие или отсутствие вышивки, сочетаемость с узорным ткачеством, характер декора были обусловлены сложившимися традициями белорусского орнаментального искусства, региональными особенностями, предназначением и временем изготовления того или иного предмета.

Среди орнаментированных вышивкой предметов женской одежды центральное место занимает сорочка с поликами, для обозначения которой в Белоруссии применялось в основном два термина: "сорочка" и "кашуля". Декор концентрировался на рукавах и поликах. Наиболее распространенным вариантом являлось размещение вышивки на плечевых вставках и верхней части рукава в виде нескольких поперечно расположенных полос. Композиционное расположение узора на рукавах, площадь, занимаемая вшивкой, находились в прямой зависимости от назначения сорочки и региональных особенностей.

Вышивка присутствовала также на манжетах и воротнике. Для белорусской традиционной сорочки характерно два вида манжет: наиболее распространенные в виде двойных полосок ткани ("каунернкі", "каунерцы", "кумірцн") и колоколообразные ("манкеты", "мгнкеты", "брьізулі"), которые встречались чаще всего на Полесье. Последние всегда являлись принадлежностью праздничной одежды и потому украшались вышивкой особенно часто. Бытовали в Белоруссии и сорочки с безманжетными вышитыми рукавами (северные р-ны Минщины, Моги-левщина).

Превалирующим типом воротника сорочки с поликами был неширокий стоячий, который сочетался с планкой-манишкой. Вышивка проходила по окружности воротника, размещалась вертикальной полосой по всей ширине манишки. Немногим уступал в распространенности отложной воротник и сопутствующее ему оформление "пазухі" в виде прямого нагрудного разреза. "Пазуха" нередко украшалась вышивкой по линиям разреза. Расположение вышивки на отложных "каунярах" отличалось заметным разнообразием. Иногда декорировались только углы, в других случаях бордюр проходил по наружному, изредка по верхнему внутреннему краю. В последнем случае сорочку носили с поднятым воротником (Волковысский, Каменецкий районы). Локальное бытование имели своеобразные по крою "брыжи" — воротники округлой формы (Восточное Полесье).

Практиковалось также украшение вышивкой подола сорочки, но среди населения Белоруссии оно имело локальное распространение и было связано с определенными типами поясной одежды и с особенностями ее использования (Восточное Полесье, Поднепровье).

Go второй половины XIX в. получила популярность сорочка на "гестцы", которая украшалась исключительно вышивкой. Данный покрой особенно часто встречался на Витебщине и Могилевщине, где было развито отходничество и тесные связи с городом (Молчанова, 1968, 120). Композиционное размещение декора диктовалось особенностями кроя сорочки.

В целом, украшенная шитьем или узорным ткачеством сорочка бесспорно относится к тем предметам, которые с наибольшей яркостью представляют этническое своеобразие традиционного белорусского орнаментального текстиля. В традиционном комплексе женской одежды сорочка — один из самых устойчивых компонентов. Во многих регионах Белоруссии ее носили до 30—50-х гг. XX в., а в отдельных местах используют как праздничную и обрядовую одежду и в настоящее время (рис. 2, б, в). Сорочки без украшений бытовали в ряде районов северо-западной и центральной Белоруссии, а именно: в северных районах Гродненской и Минской обл. и западных районах Витебской обл. (Молчанова, 1968, 131).

Наряду с сорочкой важнейшей орнаментированной частью женского костюма являлся фартук, который завязывался на талии. Для обозначения данного вида одежды применялся общевосточнославянский термин "пярзднік", однако "хвартух", заимствованный из немецкого через польское п/й я, был наиболее распространенным. Если в русской деревне данный вид одежды и соответствующий ему термин появился в конце XIX — начале XX в. под влиянием города (Лебедева, 1967, 225-226), то в Белоруссии фартук относится к давним видам одежды. Об этом свидетельствуют, в частности, письменные памятники ХУ1 ХУШ вв., где данный термин фигурирует как вполне устоявшийся при описании одежды различных слоев населения. Об этом же говорит и наличие древней геометрической орнаментики, выполненной счетным шитьем или узорным ткачеством.

Традиционный белорусский фартук в зависимости от ширины полотна и местных особенностей шился из одного, чаще двух, в отдельных случаях и трех полотнищ. Декорировался он обычно одним или несколькими поперечными бордюрами, расположенными на подоле (рис. 2, г). Количество орнаментальных полос, их ширина, композиционное расположение, наличие или отсутствие декора на завязках ("пасках", "ручках", "тычках"), в области соединения полотнищ варьировалось в тех или иных регионах.

Орнамент белорусской народной вышивки

Значение орнамента как важного источника, способствующего более глубокому выяснению вопросов этнической истории народов, их культурных связей отчетливо осознавалось уже в XIX в. рядом представителей дореволюционной этнографической, археологической, искусствоведческой наук. В работах Е.Р.Романова, Н.Я.Никифоров-ского, И.А.Сербова о материальной культуре белорусов неоднократно отмечалось, что вышитая и тканая орнаментика традиционной одежды несет на себе яркий отпечаток общеэтнической и региональной специфики. В.В.Стасов говорил, что в орнаментике "русской вышивки лежат драгоценные и покуда еще не тронутые материалы для изучения разных сторон древнерусской национальности" (Стасов, 1871, ІУ). Необходимость изучения орнамента в историко-культурном отношении подчеркивал В.Богданов, писавший по поводу женского южно-русского костюма: "Если удастся наметить категории орнамента, стоящие в связи с волго-финским орнаментом, то это уже много будет говорить о взаимных культурных отношениях южно-вели-коруссов и финнов. Если же для южно-великоруссов в орнаменте будут иметься аналогии и у финнов, и у северно-великоруссов, и у малороссов, и у поляков, то вопрос требует уже новых дополнительных изысканий" (Богданов, 1914, 148).

Изучение орнаментального материала как исторического источника нашло практическое претворение в работах советских этнографов (Иванов, 1952, 1958, 1962, 1963; Маслова, 1951, 1975, 1978; Работнова, 1968; Митиров, 1974). Относительная устойчивость и этническое своеобразие орнамента позволяет видеть в нем, — пишет С.В.Иванов, — надежный источник, анализ которого должен приблизить нас к пониманию и решению ряда проблем, связанных с историей отдельных племен и народностей. Наличие у двух разных народов более или менее совпадающей орнаментики может служить достаточно веским доказательством единства или близости одной художественной культуры к другой. Если же орнамент дополняют и другие признаки, то это еще более усиливает вероятность общности художественной культуры ныне разобщенных народов, культура которых в прошлом составляла единую историко-этнографическую общность (Иванов, 1952, 87).

Таким образом, значение орнаментального материала как полноценного историко-этнографического источника не вызывает сомнений и является в настоящее время одним из признанных направлений в советской этнографической науке.

В процессе изучения орнамента народных тканей чаще всего используется принцип тематической классификации, при которой выделяются геометрические, растительные, антропоморфные и прочие мотивы. Подобная классификация однако достаточно условна, поскольку все мотивы в узоре связаны друг с другом и образуют единое целое. Кроме того существует ряд смешанных мотивов, не вошедших ни в одну из указанных групп. Тем не менее, при общей систематизации материала, тематическая классификация — наиболее приемлемый путь.

Применительно к орнаменту белорусской вышивки, данный принцип позволяет выделить группы геометрических, растительно-геометрических, растительных, а также орнитоморфных мотивов. В незначительных количествах встречаются антропоморфные и зооморфные изображения.

Геометрический орнамент. Среди указанных мотивов главенствующее положение занимают геометрические узоры, бытование которых в той или иной степени прослеживается в Белоруссии повсеместно (рис. 15). В процессе получения геометрического орнамента способом вышивания существенным фактором являлось использование структуры льняной домотканины, образованной простейшим полотняным переплетением нитей основы и утка. Изучение геометрического орнамента на предметах народного текстиля показывает, что каждая его фигура располагается строго по линиям "сетчатой" структуры полотна.

Традиционный геометрический орнамент белорусской народной вышивки не отличался особым разнообразием составных элементов. Ромбы, квадраты, кресты, розетки, звезды, треугольники, прямые и ломаные линии — его основные фигуры.

Среди перечисленных элементов центральное место отводилось ромбу. Обычно он являлся стержнем композиции, вокруг которого группировались остальные фигуры. Простейший вариант данного мотива — квадрат, поставленный на угол. Ромб (или квадрат) усложнялся: продлением двух смежных сторон, образующих верхний и нижний углы; продлением всех четырех сторон ромба в обоих направлениях; дополнением двумя, тремя или большим количеством параллельных и равных (гребенчатых) отрезков, расположенных на внутренних или наружных сторонах; соединением попарно гребенчатых отрезков. Характерным вариантом являлся также тот случай, когда продленные стороны дополнялись, чтобы образовать ромбы по всем углам. Возникала крестообразная конструкция типа мальтийского креста.

Рисунок внутренней поверхности ромба не менее разнообразен. Это вписанные один в другой ромбы, промежутки между которыми заполнены маленькими ромбиками; сетка из маленьких ромбиков или центральный ромб в окружении ромбиков, обычно шести или двенадцати.

Региональные особенности

При выявлении своеобразия вышивки отдельных зон принимается во внимание по возможности полный комплекс признаков: орнамент, технические приемы, цветовая гамма, материал, композиционное размещение узоров, объекты приложения вышивки, динамика появления инновационных особенностей, сочетаемость с узорным тканьем. Выработка типологии дает возможность и основание выявить своеобразие вышивок историко-этнографических регионов Белоруссии, а также локальные типы вышивок и ареалы их распространения в пределах этих регионов.

Орнаментальное богатство западнополесских узоров сконцентрировано на немногочисленных, но устойчивых;"предметах народной одежды: полотенчатых головных уборах, фартуках, сорочках — женских и мужских. Что касается предметов бытового обихода, то в этом регионе их обычно украшали узорным тканьем. Льняная домотканина, бывшая основным материалом для нанесения вышивки вплоть до начала XX в., сравнительно с другими регионами имела большее количество сортов, обусловленных качеством используемого сырья и дополнительной обработкой готовых холстов. Промышленный текстиль имел ограниченное распространение и шел в основном на праздничную одежду. Для западнополесской традиционной вышивки свойственна в целом цветовая гамма, состоящая из красного и незначительных добавок синего или черного цветов. Сдержанность колорита разнообразили вариации оттенков красного цвета от алого до терракотово - 145 го тонов. Комплекс технических приемов вышивки довольно обширен: применялись разнообразные украшающие швы, краевые, соединительные, шитье по сборкам. Основу западнополесской орнаментики составляли геометрические мотивы, хотя в рассматриваемое время нередки и растительные. Ведущий композиционный прием организации мотивов — бордюры.

Сравнительное сопоставление вышивок белорусского и украинского Западного Полесья показывает совпадение ряда существенных признаков. Примечательна идентичность основного технического приема — набора, обозначаемого терминами "нацяганне", "заволикан-ня", "занизування"; общность колорита (красный с незначительными вкраплениями синих или черных нитей); схожесть традиционного орнамента в виде геометрических бордюрных композиций (Волков, 1878, 323; Ісакова, 1970, 7; Нариси, 1969, 59-60; Добрянська, 1959, 75-83).

Для центральных районов Брестчины преобладающими узорами народных тканей являлась не геометрическая орнаментика, выполненная счетным шитьем или браным ткачеством, а декор в виде гладких тканых гладких полос "натыкання", преимущественно красного цвета. Бытование такого способа украшения тканей локализуется на значительной территории от Баранович на севере до Иваново-Столина на юге, включая западные Ивацевичский и Березовский районы, и находит свое продолжение за пределами Белоруссии. В междуречье Горы-ни-Стыра красные полосы ремизного тканья были основным способом украшения тканей.

Характер вышивки западнобелорусского Полесья позволяет выделить несколько локальных типов, условно названных Кобринским, Ма-лоритским, Прилукским (рис. 17).

В вышивках населения Восточного Полесья находим бытование разновременных орнаментальных слоев: от древнейших до новых, получивших распространение лишь в первой половине XX в. Повсеместно прослеживаются узоры, в основу которых положены общевосточнославянские традиции геометрического шитья. В то же время значительное развитие получило изображение растительности. Сравнительно с Западным Полесьем, где преобладали растительно-геометризованные формы, здесь нередки и более сложные варианты: контаминация геометрических и растительных элементов, стремление к изобразительному решению растительных мотивов. Разнообразна композиционная организация мотивов: бордюры, иногда медальонные фигуры, сетки. В колорите вышивок, как и всюду на Полесье, решающее значение имел красный цвет, однако черный (синий) вводились в узоры гораздо смелее. Соответствующие отличия видим и в комплексе технических приемов: набор применялся, но уже не играл столь существенной роли; широко практиковалось использование новых способов — крест, гладьевые швы по контуру, аппликация тесьмой. По имеющимся материалам в вышивках Восточного Полесья можно выделить следующие локальные типы: Лунинецкий, Житковичский, Калинкович-ский, Брагинский (рис. 17).

Вышивки населения Поднепровья составляют отличный от Полесья регион. Комплекс технических приемов счетного шитья отличается здесь заметным разнообразием. Применялась обширная группа счетных украшающих швов, строчевые разделки. Как ни в одном из регионов большое значение придавалось орнаментальным соединительным швам. Своеобразно колористическое решение вышивок: наряду с узорами исключительно красного, черного или белого цветов нередко встречается сочетание красного с белым, часто красного с черным. Геометрическая, растительно-геометризованная орнаментика имела решающее значение; рядом с бордюрными композициями издавна при - 147 менялись сетчатые. И здесь, несмотря на известное сходство узоров, выявляется ряд ареалов (рис. 17).

Вышивки Центрального региона по своим особенностям образуют отдельную зону. Геометрическое шитье представлено главным образом узорами юго-западной и юго-восточной части региона. Характерные особенности вышивок в известной мере схожи с полесской орнаментикой, хотя и отличаются по ряду признаков. Традиционная монохромность узоров красного цвета соблюдалась здесь вплоть до первых десятилетий XX века, а черный цвет нередко вообще исключался. Перечень объектов приложения геометрической вышивки включал не только предметы народного костюма, но и ткани декоративно-бытового назначения, прежде всего рушники. Если в орнаментике одежды преобладали типологически древние геометрические композиции в виде бордюров, выполняемых старинными видами счетных швов, то узоры рушников заметно эволюционировали в сторону геометризованно-растительных форм. Интересно, что в вышивке рушников чаще, чем в других регионах, применялось включение в узоры орнитоморф-ных мотивов.

Промежуточное положение Центрального региона обусловило общность черт с узорами соседних территорий. Помимо упомянутой близости с западнополесской орнаментикой традиционного костюма, вышивки северо-восточной и восточной части Минщины примыкают по стилистике к узорам Витебщины и Могилевщины.

Похожие диссертации на Белорусская народная вышивка. Развитие и локальные особенности (конец XIX - начало XX в.)