Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Чуваши Самарского Заволжья: история расселения и этническая культура : Конец XVII - начало XX вв. Ягафова, Екатерина Андреевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ягафова, Екатерина Андреевна. Чуваши Самарского Заволжья: история расселения и этническая культура : Конец XVII - начало XX вв. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / МГУ. Исторический факультет.- Москва, 1996.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-1/1693-2

Введение к работе

Актуальность темы. Изучение современной культуры чувашского народа невозможно без поиска корней, истоков ее формирования, что, в свою очередь, требует обращения к исследованию процессов, сопутствовавших сложению чувашского этноса. Этногенез и этническая история чувашей представляют собой достаточно сложное явление, сочетавшие в себе различные этнические процессы, в том числе и миграционные, в которых чуваши участвовали на протяжении всего известного истории времени. ХУЛ - XIX вв. явились одним из знаменательных этапов в данном процессе, так как в ходе него сложилась современная картина расселения чувашей в пределах Волго-Уральской историко-этнографической области (ИЗО). В указанное время происходило заселение чувашами территории современных Ульяновской, Самарской, Пегоенской, Оренбургской, Саратовской областей, Татарстана и Башкортостана.

Составной частью вопроса о формировании чувашской диаспоры, составлявшей по последней переписи (1989 г.) более половины (50,8 %) от общей численности чувашей, проживавших в бывшем СССР, является проблема расселения чувашей в Самарском Заволжье в XVTJ - XVHI вв.

Результатом колонизационно-миграндонных процессов является, как правило, создание новых хозяйственных и культурных форм, образование новых этнических типов как следствия адаптации населения к новой экологической среде и новому социальному и национальному окружению. Таким образом, исследование расселения этноса предоставляет возможность не только создать картину его географического размещения на определенной территории, но и подводит к проблемам

более высокого плана - формирования своеобразной группы в рамках данного этноса, обладающей социально-бытовыми, культурно-языковыми особенностями и, иногда, отличающейся самосознанием. В XVII - XIX вв. в результате расселения чувашей в Закамье, Поволжье и Приуралье сложились предпосылки для формирования таких групп.

Возникает проблема определения статуса таких групп. Самарские чуваши в классификации Р.Г.Кузеева и В..Я. Бабенко относятся к ЭГ второго, нового, типа - этнографических групп, сложившихся в некотором удалении от этнической территории, но в пределах ИЭО. Предложенная названными авторами дифференциация этноса учитывает территориально-географический подход, позволяющий выделять территориальные группы или, по определению Р.Г.Кузеева, "территориальные (смешанные внутриэтнические) группы" в составе этнографических групп. Тем не менее, предложенные до сих пор конкретные способы разделения чувашей диаспоры неосновательны и требуют значительных уточнений, корректировки в характеристике и сравнении культуры каждой конкретной локальной группы с другими региональными подразделениями чувашского этноса.

Под "самарскими чувашами" или "чувашами Самарского Заволжья" (оба эти понятия взаимозаменяемы) автор понимает чувашей, расселенных с конца XVII в. в бассейне Большого Черемшана, Кондурчи, Сока, Большого Кинеля и Самары, на территории будущих Самарского Ставропольского, Бугульминского, Бугурсланского, Бузулукского уездов Самарской губернии (с 1851 г.). Большая половина чувашских селений этого региона входит в совремеїшую Самарскую область (это объясняет внимание прежде всего к чувашам, проживающим в пределах этой области), а также в приграничные районы сопредельных с ней Татарстана, Башкортостана, Оренбургской и Ульяновской областей, в течение столетий

чуваши этих районов были связаны с самарскими чувашами благодаря территориальной близости, экономическим и культурным контактам, обусловившим культурное и языковое родство.

В Самарской области проживает по данным последней 1989 г. переписи, 118 тыс. чувашей, что составляет 6,4 % от общей численности чувашей диаспоры.

Регионом наиболее компактного расселения чувашей на территории области являются северные и северо-восточные районы: Кошкинский, Челно-Вершинский, Клявлинский, Шенталинский, Исаклинский, Сергиевский и Похвистневский, в которых численность чувашей составляет от 15 до 35 % , что и объясняет отчасти выбор именно данного района в качестве объекта исследования. Кроме того, заселение указанной территории происходило почти одновременно - в течение XVIII в. - и было связано с едиными социально-политическими событиями - колонизацией заволжских земель в конце XVD - XVIII вв.

Цель и задачи исследования. Основная проблема, которая решается в дашюй работе - проблема формирования группы самарских чувашей и ее этнической культуры в контексте исторических и этнокультурных процессов в поволжско-приуральском регионе и в общероссийском масштабе, в целом.

Касательно конкретных разделов дашюй работы задача заключается в следующем:

-выяснение причин миграции чувашей в Самарское Заволжье;

-выявление характера расселения чувашей, т.е. особеїпюстей географического размещения различных групп мигрантов и их взаимотношении с другими народами, хода, темпов и этапов расселения с обозначением наиболее характерных черт каждого из них;

-выявление социальной и конфессиональной принадлежности чувашских переселенцев, а также мест их первоначального проживания;

. - анализ миграционного потока чувашей на различных этапах расселения и динамики численности чувашского населения в крае;

- выявление особенностей этнической культуры самарских чувашей, связанных, во-первых, с процессом переселения в Заволжье и влиянием этнокультурных традиций мигрантов - выходцев из различных этнографических групп чувашей, во-вторых, с характером расселения в полиэтничном окружении, среди русских, мордвы и татар, и, в-третьих, с социально-экономическим положением и политическими событиями в Самарском крае. Выбор конкретных вопросов при характеристике этнической культуры (языка, календарной и брачной обрядности, традиционного женского костюма) объясняется спецификой конфессионального состава самарских чувашей (наличием большого числа некрещеных чувашей), а также вышеуказанными задачами исследования.

Хронологические рамки работы определяются темой исследования. Расселение чувашей в Самарском Заволжье началось в конце XVII в. и продолжалось в течение XVIII в. К концу века миграционные процессы в регионе стабилизировались и не влияли существенно на формирование общей картины расселения. Сложение особенностей этнической культуры наиболее интенсивно проходило именно после окончания массовых перемещений в регионе, то есть в течение XIX в. Значительное разрушение основ национальной культуры связано с общественно-политическими катаклизмами общероссийского характера, происходившими начиная с середины второго десятилетия XX в. (первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, коллективизация и т.д.) и изменением хозяйственного уклада и образа жизни чувашских крестьян в условиях индустриализации экономики и урбанизации общества в XX в. Поэтому

вторая половина второго десятилетия XX в. берется в качестве верхнего хронологического барьера диссертации.

Основной метод, применявшийся при написании работы -сравнительно-исторический, позволяющий раскрыть процесс расселения чувашей в Самарском Заволжье, показать особенности их этнической культуры по сравнению с чувашами других регионов, отметить этнокультурные связи самарских чувашей с другими соседними народами, проследить этапы эволюции культуры самарских чувашей. Данные переписей и архивные документы подвергались статистической обработке, а этнографический материал по обрядности и костюму - типологизации и картографированию, что позволило точнее отразить характер, масштабы распространения тех или иных явлений культуры. В 4 главе часть материала представлена в виде иллюстраций.

Научная значимость и новизна работы заключается в том, что она является первым опытом изучения территориальных групп чувашей, совмещающим анализ исторического, лингвистического и этнографического материалов. Этот опыт может быть применен для характеристики и других региональных групп чувашей. В данной работе самарские чуваши впервые представлены в таком многостороннем освещении и сравнении с чувашами других регионов Поволжья и Приуралья. В диссертации использован также достаточпо широкий круг источников - архивные, музейные, полевые материалы - до этого не вводившихся в научный оборот.

Практическая значимость работы заключается в использовании материалов по самарских чувашам для сравнительного изучения культуры других территориальных групп чувашей, а в перспективе - для создания "Этнографического атласа чувашей Поволжья и Приуралья". Исторические и этнографические сведения, содержащиеся в диссертации, могут быть

успешно использованы для изучения других аспектов культуры самарских чувашей, например, музыковедческого. Научная информация по данной территориальной группе чувашей может стать основой для создания научно-популярных изданий.

Степень изученности темы.

Специальных исследований по данной теме никогда не проводилось, однако отдельные вопросы рассматривались в рамках других, более обширных тем - истории колонизации поволжского-приуральского региона и формирования этнокультурных особенностей его населения.

Вопросы колонизации приволжских и заволжских земель, лежавшие в центре внимания историков XIX в., связывались прежде всего с ходом правительственной колонизации, рассматриваемой в качестве основного составляющего процесса освоения данного региона. Владельческой, церковно-монастырской и, тем более вольной крестьянской, колонизации, отводилась второстепенная роль, а последняя вообще рассматривалась как факт, негативно воздействовавший на общий ход событий.

Б этом духе были написаны работы В.їхЛ.Черемшанского, Г.ИЛеретятковича, П.И.Рычкова. Указанными авторами были в общих чертах сформулированы те вопросы и проблемы, которые получили более четкое и пространное освещение в работах историков XX столетия: вопрос о характере колонизации, этапах и особенностях продвижения населения на восточные окраины России, национальном и социальном составе колонистов (Н.А.Фирсов, Г.И.Перетяткович, ЮВ.Готье, В.Н.Витевский, Д.Э.Дэн, М.М.Шульгин, П.А.Преображенский, А.А.Преображенский, ШТ.Ермолаев, В.Д.Димитриев и др.).

Этнический и этнодемографический аспект освоения Заволжья рассматривался в работах В.П.Тумайкина, Т.И.Ведерниковой,

Д.М.Исхакова, А.Каттелера, В.М. Кабузана, Р.Г.Кузеева и других исследователей.

Вопрос о расселении чувашей в Самарском Заволжье так или иначе затрагивался исследователями при решении указанных проблем, но при этом в ряду работ преобладают статьи и монографии теоретического плана, касающиеся общих тенденций колонизационных и миграционных процессов в рассматриваемом регионе и вопросов социально-экономического развития Поволжья. Ощущается явный недостаток в исследованиях, учитывавших бы этническую специфику этих явлений, а также в детальных описаниях данных процессов. Эти работы не дают четкого представления о ходе освоения чувашами указанного региона, о размерах и социальных, этнографических особенностях миграционных волн, не объясняют многих вопросов относительно культурно-бытового и языкового разнообразия современного чувашского населения в этих районах.

Изучение этнических особенностей культуры самарских чувашей ограничивалось до последнего времени лишь описанием (А.С.Иванов, А.Глинский, Б.Лясковский) или анализом ее отдельных явлений - одежды, жилища, поселений, музыкального фольклора, монументального искусства, ономастики, особенностей говоров (В.ПИванов, Л.А.Иванов, Г.Б.Матвеев, А.А.Осипов, А.А.Трофимов, ЛЛ.Петров, ЬШ.Егоров, Л.П.Сергеев и др. ), что препятствует целостному восприятию культуры самарских чувашей. Отдельные ее аспекты, например, обрядность, оставались вне поля зрения этнографов и фольклористов.

Эти обстоятельства обуславливают актуальность настоящего исследовшшя, сочетающего комплексный подход и рассмотрение наименее изученных сторон культуры самарских чувашей.

Источники исследования.

Материал, необходимый для раскрытия вопроса о расселении чувашей в Самарском Заволжье в изучаемый период содержится в различного рода источниках: архивных документах, правительственных актах, статистических данных, публицистических очерках и путевых заметках, картах и т.д.

Подробные сведения о народонаселении интересующего региона представлены в документах XVIH-XIX вв., находящихся в фондах: 1) РГАДА - Переписных книгах 1716 г., Ландрат книгах и ревизских сказках І-Ш ревизий по Бугульмипскому уезду и Ставропольской провинции бывшей Оренбургской губернии и Ногайской дороге Казанского уезда (Ф. 350), материалах специального и генерального межевания (Ф. 1324, 1334, 1336, 1354-1356), в "Наказах в Новоуложенную комиссию" 1767 г. (Ф. 342); 2) РГИА - материалы IV-ГХ ревизий (Ф. 558, 571), статистических отчетах губернаторов и различных учреждений (Ф. 379, 1281, 1282, 1284, 1290); 3) РГВИА - военно-статистических и топографических описаниях наместничеств и губерний(Ф. ВУА, 414); 4) Архиве РАН (Санкт-Петербургское отделение) (Ф. 30), а также в опубликованных материалах.

Для изучения хода правительственной колонизации использовались материалы из архива Сената - "Дела по губерниям" (РГАДА. Ф. 248).

Для выяснения вопроса о географическом размещении чувашей Заволжья привлекался картографический материал - губернские и уездные карты, планы дач генерального и специального межевания (РГАДА, Ф. 192,1354,1356).

Этнографический материал для изучения культуры самарских чувашей использован также из различных источников:

1) письменные источники - из архивов Чувашского института гуманитарных наук (Отд. I-IV, VIII), Русского географического общества

(Разряд 34), и архива Академии Наук (Ф. 3, 21), 3) коллекции одежды, предметов быта, культа, фотографии и письменные источники - из Российского этнографического музея, собранные в начале и первой половине XX в. разными исследователями: И.Н.Смирновым (колл. 176), СЛРуденко (колл. 1205), А.С.Ивановым (колл. 5231), и другими (колл. 967, 968, 1416, 2032, 5095, 5231, 5238); опубликованные материалы, среди которых наиболее значимы работы путешествешшков XVIII в. И.И.Лепехина, ИЛФалька и П.С.Палласа, финского ученого Х.Паасонена.

Определенный интерес для исследования темы представляют публицистические очерки об отдельных селениях, написанные священнослужителями и краеведами.

В работу включена значительная часть полевых материалов автора, собранных в ходе поездок в Самарскую область в 1990-1996 гг.: особенности говора, топонимика, история селений, свадебная, брачная, похоронно-поминальная обрядность, национальный костюм.

Таким образом, основная источішковая база - архивный материал, публикации, музейные коллекции - предоставляет возможность для серьезного изучения данной темы.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором в докладах, представленных на научных конференциях "История Чувашии: проблемы и задачи изучения" (Чебоксары, 1993), "Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность" (Глазов, 1995), "Краеведение Чувашии" (Чебоксары, 1996), "Межэтнические отношения, национальные проблемы и движения в Среднем Поволжье и Приуралье в ХУШ - XIX веках" (Чебоксары, 1996).