Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Домонотеистические верования и обряды народов Дагестана: рудименты язычества в традиционной духовной культуре дагестанцев Гаджиев, Гайдар Абдулвагидович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гаджиев, Гайдар Абдулвагидович. Домонотеистические верования и обряды народов Дагестана: рудименты язычества в традиционной духовной культуре дагестанцев : автореферат дис. ... доктора истор. наук : 07.00.07 / Моск. гос. ун-т.- Москва, 1992.- 41 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-3/3969-5

Введение к работе

Актуальность темы обусловлена также необходимостью.всестороннего изучения истории дагестанцев,что обогащает наша знания о процессах *а явлениях исторического прошлого новыми сведениями. Этой задаче отвечает представленная в работе характеристика исторических корней традиционных верований дагестанцев,попытка выяснить их происхождение.

Современная действительность требует от обществоведов смелее
ставить новые проблемы,повышать теоретическую ценность и практичес
кое значение; исследований.имеящях поисковый характерно всем мало
изученным и спорным вопросам. В' свете этого в работе сделана попыт-.
ка отойти от слс-кившихся предшествующими десятилетиями стереотипов
в исследовании религиозных верований и найти новый подход к осмыс
лению, материалов по традиционным верованиям дагестанцев. В результа
те автором выявлен специфично дагестанский архаический пласт веро
ваний ^определены границы распространения тех или иных верований и
обрядов.. - .

Под видом демократизации нашего общества в Ъамое последнее время определенные политические силы стали выступать с обещаниями верующим создать более демократические условия в реализации законодательства о религиозных культах.При этом они,бордоь,якобы,за соблю-

дение стародавних традиций,преподносят народные верования в качес
тве традиций.которые строго должны соблюдаться. Это породило не
мало криьотолков,необоснованных и предвзятых утверждений об иден
тичности религиозных вер >ваний и народных традиций дагестанцев,
подмену одних понятий другими.
.

Наконец, за последнее время накоплен большой фактический материал о народных верованиях,нуждающийся в теоретическом обобщении и осмыслении,позволяющий показать различные пути проявления общих и специфических.закономерностей развития дагестанского общества. Эти верования наряду с исламом выступали идеологической опорой в становлении и дальнейшем развитии различных социально-экономических формаций в Дагестане.

Объект исследования. В современных условиях чрезві.*чайно важ
но, чтобы ничто из уникального исторического 'наследия народа не бы
ло утеряно. В диссертации впервые в дагестанской этнографии все
сторонне исследуется проблема домонотеистических верований и обря
дов,формы их проявления,роль и значение в быту дагестанцев. В ис-
ледовании максимально использован конкретный полевой этнографичес
кий материал,собранный диссертантом в течение многих.лет. Опреде
лено место и роль конкретного вида верований,при этом учтено'.что,
каждое верование выполняет'определеннные функции и все вместе
составляют целостную систему.
". ,,.",.. ./

Хронологически работа охватывает Х1Х-ХХ века.Такой выборі хронологических рамок обусловлен тем.что это время отличается особой жизненностью верований,сложившихся в'течение многих веков,. Духав-т иая культура дагестанцев аккумулировала в себе сплав древних и ,:, сравнительно недавних традиций,который стечением времени органично интегрировались в систему,отражая естественные процессы ее внут^ ренней динамики и саморазвитяя. Это было время длительного и проти^ воречивого процесса присоединения Дагестана к России,когда веко-іше'ус-їЬи феодально-патриархалькых традиций рушились,уступая место новым идеологическим ценностям. Значительным изменениям подверглись экономика,политика,общественный строй.культура^появились но-вашонные элементы в духовной культуре. К этому времени относится появление на свет мноЯвства источников и сведений по интересующей нас теме,позволяющих ретроспективно описать и проанализировать различные народные* верования и обряды.

Цель и задачи исследования. Данная работа посвящена выявлению этнического своеобразия,локальных особенностей народных верований

населения современного Дагестана. Основной целью диссертации является, с одной стороны,введете в научный odopor нового материала, характеризующего исторические корни религиозных верований, а с другой стороны, комплексное этнографическое исследование домонотеис-тических верований и обрядов,их видов и форм проявлений,роли в различных жизненных ситуациях. Анализируемый материал позволяет реконструировать традиционное мировоззрение дагестанцев,воссоздать в максимальной полноте и точности религиозные представления об окружающем мире. Исходя из указанной цели на основе анализа и обобщения полевого,архивного,литературного материалов решены следующие конкретные задачи:

1.Определены и анализированы важнейшие структурообразующие компоненты народных верований; выявлены причины сложения и дальнейшей трансформации религиозных вер.ований.их роль как идеологического фактора в становлении и поддержании социально-экономического строя Дагестана.

^.Охарактеризованы рудименты домонотеистических верований и обрядов дагестанцев в совокупности преимущественно.в Х1Х-ХХ веках.

3.Типологически и функционально расчленены,всесторонне описаны верования я обряды языческого происхождения, . . . показана роль и влияние социально-экономических факторов на них.

4.Определена и проанализирована значимость различных верований,обрядов,ритуалов,облаченных в религиозную оболочку^в повседневной жизни дагестанцев.

5.Установлена степень влияния народной религии на культурно-бытовую жизнь дагестанской семьи.

б.Выявлено общее и этнически особенное в верованиях различных народов Дагестана,что позволило установить общность происхождения дагестанцев,их древние культурные и другие контакты с народами Кавказа,способствовавшие сложению одинаковых или сходных верований.

Теоретической и методологической основой диссертации явилось научное положение.рассматривающее религию как положительный компонент культуры этноса.Автор в своем исследовании опирался на достижения этнографической научи последних лет в теоретической осмыслении типологии . этнических процессов и общностей для выявления и анализа основных направлений,факторов и этапов сложения и функционирования домонотеистических верований и обрядов у дагестанцев.

Метод исследования. Основным методом исследования,применяв
шимся автором,были традиционные в этнографической науке непосред
ственные беседы и интервьирования информаторов,являющиеся необ
ходимым условием ретроспективного исследования культуры прошлого
и настоящего: использован такие сравнительно-исторический подход
к выяснении происхождения отдельных верований и обрядов производ
ственного цикла,участником отдельных иа которых автору приходилось
бывать. ' ,

Во время сбора и фиксации полевого этнографического материала выявлены,изучены и проанализированы опубликованные научные,научно-популярные, публицистические,эпистолярные материалы по народным верованиям отдельных народностей Дагестана. Производился подбор и анализ неопубликованных и опубликованных материалов,храня-' щихся в архивах и библиотеках Москвы.ЛенинградаДбилиси,Махачкалы. Осуществлен сравнительный анализ собранных материалов о народах Дагестана и материалов по другим народам этнографических зон Северного Кавказа,Закаышзья.Средней Азии и др.

Источниковедческой базой исследования явился полевой этнографический материал,собранный автором в течение 1969-4989 годов во всех сельских районах республики. Материал собирался по специальной программе /вопроснику/, составленной диссертантом,охватывавшей весь спектр домонотеистических /языческих/ верований,их виды, типы,формы проявления.роль в быту.

С помощью программы выяснялись главным образом вопросы пережиточного бытования демонологических,анимистических представлений, характер и Форш проявления магии,анимизма,фетишизма,тотемизма, космогонии,культа предков,растений,їсивотннх,гор,камней и т.д. Определенное внимание уделялось обрядам я ритуалам производственного и непроизводственного циклов,сопровождавшим те или иные жизненные ситуации дагестанцев. Программа включала вопросы фольклора,подкрепляющие /расширяющие наши познания о ранних формах религий населения Дагестана.

Сбор материала проводился преимущественно путем бесед одновременно с несколькими респондентами обоих полов старшего поколєішя. Такие беседы были более информативны,ибо их участники дополняли друг друга в сведениях. Наиболее ценные сведения нами собраны в дальних дагестанских аулах,где сравнительно лучше сохранились стародавние дагестанские традиции. Полевой материал анализировался

с позиций теории и практики современного религиоведения и позволял проследить уровень и характер религиозности дагестанцев в исследуемое время,формы проявления дсмонотеистяческих верований. К отдельным полевым сведениям нам пришлось- отнестись критически, ибо они были явно заимствованы из мифологии древних шшишзаплй Востока, с которой дагестанцы знакош.Нами отобран из полевых сведений чисто-дагестанский материал.

Важным источником для данной работы послужил архивная материал,превде всего адатнне нормы,содержащие сведения по религиозным верованиям,по которым можно судить о локальных различиях в верованиях не только внутри одного этноса,но и различных общин внутри этноса. Среди архивных материалов первостепенное значение отводится сборнику архивных документов "История,географія и этнография Дагестана. ХУШ-Х1Х вв." под редакцией М.О.Косвена и Х.О.Хаша- -ева /1953 г./.

Изученность темы. Данная проблема до сих пор не стала предметом специального изучения. Тем не менее,отдельные отрывочные сведения по ней в контексте освещения других зопросов истории и этнографии ^Дагестана можно найти а описаниях античных /Страбон/ и средневековых. / Ибн-ал-Факих,Ибн-Русте,!Ласуди,Кбн-Хаукаль,аль-Гарнати.Казвиш.Галоїшфонтибус а др./ авторов,писавших о Дагестане. В более позднее время отрывочные сведения о религиозности дагестанцев содержат отчеты начальников округов о состоянии' дел в вверенных им землях,обзорах,мемуарах должностных лиц администрации дореволюционного Дагестана,а также исследователей,зачастивших в нрай после окончательного присоединения его х России,путевветвенни-ков,оставивших ценные сведения о многогранной духовной культуре дагестанцев /Й.Данилевскии-1846 г., П.Пржецлавский-1862-1864 гг., Н.Вучетич-1864 г., Н.Львов-1871 г., Н.Воронов^-1870 г., Н.Дубровин-1871 г., Л.Загудский- 1875 г., Д.Анучин- 1884 г., Л.!илов-1886 г., М.Ковалевский- 1890 г., Б.Дорн- 1896 г., А.Васильев- 1899 г., А.Александров и С.Лобанов- 1910 г., А.Дярр- 1915 г. и др./. .

Правдивый и ценный материал по религии дагестанцев содержат публикации переводчиков царской администрации,гимназистов,учащихся медресе, и в особенности представителей дагестанской интеллигенции при царизма /Й.Шихалиёв- 1848 г., А.Чиркеевский- 1869 г., А.Омаров- 1868-1870 гг.,Т.М.Амиров-1873 г., О.Каранаилов-1884 г., Г.Дебиров-1884 г., А.Мамэдов- 1892 г., Д.Бабаеа-1893 г., А.Алиха-

ханов-1896 г., С.Габиев- 1906 г., А.Шемшединов- 1905 г., Д.Бута-ев- 1916 г. и др./. Главное преимущество этих сведений-достовер-ность,конкретизация материала,точность в деталях.

Родоначальниками плгчомерного изучения культурного наследия народов Дагестана стали специалисты из центральных районов России /Е.Шиллинг, З.А.Никольская, Б.Калоев, Л.И.Лавров, А.Трофимова и др./, в работах которых мы находим много сведений о верованиях дагестанцев. С 50-х годов XX века в республике появились яркие представители дагестанской этнографической, школы,в трудах которых, наряду с другими вопросами этнографии Дагестана,затрагиваются и анализируются отдельные аспекты традиционной духовной культуры, хотя народные /домонотеистические/ верования занимают в них незначительное место /С.Ш.Гаджиева.Р.М.Магомедов.С.С.Агаширинова, М.М.Ихилов и др./.

Начиная с 60-х годов появляются труды по духовной культуре дагестанцев,затрагивающие отдельные стороны народных верований /А.Г.Булатова, М.А.Агларов, И.А.Макатов, М.Р.Радчгабов, Ш.Г.Гамза-ев, Г.А.Гаджиев и др./. Однако специальных обобщающих исследований с всесторонним охватом домонотеистических верований и обрядов дагестанцев, их роли я форм проявлений в равных сферах кизни пока не имеется.

Научная новизна. В диссертации впервые в советской этнографической науке на основе историко-этнографического материала предпринята попытка широкого комплексного исследования домонотеистических верований и обрядов дагестанцев как единой целостной системы. До сих пор это единственный опыт всестороннего исследования народных верований и представлений,пронизавших, все сферы кизни горцев. В ней впервые в результате разнопланового анализа полевого материала с привлечением многочисленных этнокультурных паралеллей И СОПОг» ставлений четко определены основные структурные уровни религиозности дагестанцев.

Впервые на основе конкретного историко-этнографического материала по-домонотеистическим верованиям и обрядам показана общность происхождения и исторических судеб современных народностей многонационального Дагестана.

Впервые в дагестанской этнографии прослечены причины и пути формирования ранних форм религий в условиях полиэтнической структуры Дагестана, их степень бытования,функциональное назначение,их

роль в производственной,общзственной.семейной жизни дагестанцев.

На материалах народной религии показало одной стороны,история формирования культур отдельных народностей Дагестана, а с .другой стороны, взаимовлияние этих культур, позволившее выявить общее и особенное в них.

Предпринятый в диссертации сравнительно-исторический и сис-темны-'структурный методы анализа большого количества полевого,архивного, литературного материалов по теме позволили раскрыть качественное я количественное своеобразие и сущность верований,проследить динамику и формы трансформации представлений,обрядов,ритуалов, облаченных в религиозную оболочку.

Практическая значимость результатов исследования заключается в учете местных традиций и особенностей при проведении некоторых хозяйственных работ, в развитии и совершенствовании традиционных приемов народной медицины.

Ретроспективный метод описания и анализ древних верований с выделением временных наслоений,предпринятый автором,может явиться базой для написания фундаментального теоретического труда по духовной культуре народов Дагестана. Материалы диссертации представляют большой интерес при создании многотомной истории народов Дагестана, составлении учебников,научных работ по этнографии,философии дагестанцев.' '-.'.-

Комплексное"исследование всей совокупности народных верований позволило выявить много положительного,ценного из богатого.духовного наследия дагестанцев. Все это мо*но,с одной стороны, возобновить,учитывая приверженность народа к ним, а с другой стороны, использовать в. современной обрядности, придавая ей этническую специфику,колорит. :

Поскольку домонотеистичеекие верования и'обряды дагестанцев имеют много общего и схожего с таковыми у других народов Кавказа и сопредельных регионов, изучение разрабатываемой проблемы выходит за рамки не только Дагестана,но и Кавказа. Оно расширяет наши знания о прошлой истории дагестанцев и об их контактах о другими народами. Материал диссертации,ее выводи и обобщения могут быть использованы при составлении и чтении спецкурсов и курса лекций по этнографии, истории своего края в вузах Дагестана.Кавказа.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена и рекомендована к публичной защите на расширенном заседании отдела этнографии, ученого совета Института истории,языка и литературы Дагестанско--го научного центра РАН, гзфедре этнологии Исторического факультета Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова.

Основное содержание,теоретические выводы и практические рекомендации диссертации изложены автором в монографиях: "Доисламские верования и обряды народов нагорного Дагестана"- М.: Наука,1991 /15,0.а.л./; "Верования и обряды: доисламский период"->Махачкала: . Дагкнигоиздат, 1991 /6,0 а.л./; "Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев-переселенцев" /соавторы: А.Г.Бу-латова, М.А.Ибрагимов, А.И;Исламмагомедов/- М.: Наука, 1988/19 а.л./; в публикациях в различных тематических сборниках,научных изданиях "Советская этнография", "Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы"; на 8 докладах и сообщениях на научных сессиях Института ИШІ, посвященных полевым исследованиям; на 6 региональных, 10 Всесоюзных, 1 Международной научных конференциях /гг. Уфа, Черновцы, Москва, Омск, Йошкар-Ола, Нальчик,- Алма-Ата/ и др. Всего по теме диссертации опубликовано свыше ста научных работ,общий объем которых составляет более 80,0 а.л.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, списка принятых сокра щений.