Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фамильная организация у кабардинцев в конце XVIII - начале XX веков Гукемух, Ибрагим Халидович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гукемух, Ибрагим Халидович. Фамильная организация у кабардинцев в конце XVIII - начале XX веков : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Москва, 1997.- 25 с.: ил.

Введение к работе

1.Актуальность исследования

Изучение традиционных родственных объединений у разных этносов является одним из приоритетных направлении отечественной этнологии. Со второй половины наиего столетия интерес к этой проблеме возрос.Были проведены крупные исследования как обцего теоретического характера,так и по отдельным народам.Разработке теории структуры и эволюции различных родственных коллективов были пос-вяиены исследования М.О.Косвена,Д.А.Ольдерогге,А.И.Першша и др.Наряду с этими исследованиями появился целый ряд работ по проблемам традиционных семейно-родственных институтов у народов Кавказа.в том числе у адыгов и адыгских субэтносов.Среди ніг/, нужно особо отметить работы А.И.Першша,Е.Н.Студенецкой,Я.С.Смирновой ,М.А.Меретукова,Т.Т.Шиковой.А.И.Мусукаева и др.Несмотря на это,проблема родственных объединений и связанных с ними традиционных институтов не потеряла своей актуальности и по сей день.Возрастающий в кавказоведении интерес к историческому проы-лому коренных народов может быть удовлетворен в огромной степени путем тцательного исследования их богатейшей традиционной культуры,которая базировалась на системе фамильно-родственных от-ноыений.

Исследование вопросов структурной организации кабардинской фамилии, ее эеолюцнн и вместе с тем эволюции обслуашваюьшх ее традиционных институтов имеет.на наи взгляд,больное значение для понимания исторических.экономических и социальных процессов, происходивших в период с конца XYIII по начало XX в. не только в Ка-барде ,но и на всем Северном Кавказе.Изучение фамильной организации у кабардинцев остается актуальным еце и потому,что и поныне она представляет собой основную форму суиествовання родственных объединений и является более крупной,по сравнению с индивидуальной семьей.ячейкой обцества. Особую важность истсрико-этнологи-ческое исследование родственных объединений приобретает в наын _нн в связи с бурным ростом национального самосознания. г.овыиеннем интереса ипроких слоев общества к прошлому своих предков.их традициям и обычаям.

:.:i;.i;: и задачи исследования

Цель исследования состоит в определении степени и характера эволюции кабардинских традиционных институтов в увязке с изменениями в фамильной структуре.Б наии задачи входит также выявление основных причин,повлнявиих на изменение и ломку традиционного уклада жизни кабардинской фамилии.а с ней и всего кабардинского общества .

Одной из задач представленной работы является и максимально возможное упорядочивание терминологии и приведение ее в соответствие рассматриваемым объектам.

3.Научная новизна исследования

Научная новизна предлагаемой диссертационной работы заключается в том.что в ней впервые предпринята попытка комплексного изучения фамильной организации кабардинцев как качественно нового и универсального родственного организма.Здесь впервые вводятся в научный оборот полевые этнологические материалы и архивные источники, касаюынеся данного объекта исследования.Б работе впервые используется целый ряд генеалогических данных и тамгозых обозначений,на основании которых автор делает попытку проследить ход развития кабардинской фамильной организации.ее численный и поколенный состав. В представленной работе отдельное внимание уделено вопросу соответствия обиепринятых научных терминов Исследование вопросов структурной организации кабардинской фамилии,ее эволюции и вместе с теч эволюции обслуживаюыих ее традиционных институтов имеет,на наы взгляд.большое значение для понимания исторических,демографических и культурных процессов.происходивших в период с конца XY-III по качало XX в. в Кабарде.Изучение фамильной организации у кабардинцев остается актуальным и в современную эпоху,так как і: поныне она представляет собой основную форму существования родственных объединений и является более крупной.по сравнению с индивидуальной семьей.ячейкой сбиества.

і.Историография и источники

Как упоминалось вьше.фамильная организация у кабардинцев,за исключением статьи А.И.Першнца,специально не рассматривалась ни в одной научной работе.В появившемся относительно недавно исследовании Х.М.Думанова,в одной из глав,проблема кабардинской фамилии затрагивается в контексте вопроса о земельной собственности и поземельных отношений.В некоторых работах А.И.Мусукаева и Ю.Н.Аса-нова.опубликованных также сравнительно недавно,а именно с конца so-x по начало 90-х гг.,о фамилии говорится как об одной из поздних форм родственных объединений,но не рассматривается ни ее структура,ни стадии ее развития.Вопросы,связанные с существованием фамильной собственности на землю в Кабарде XY111-Х IX вв.,поднимались в труда/. В. К . Гарданова ,В. X . Кажарова.Т. X. Кумыкова.Однако и в утих трудах институт фамильной собственности на землю не был подробно исследован,так как авторами ставились иные задачи.Справедливости ради нужно отметить,что эти и многие другие научные исследования.о которых речь пойдет ниже.содержат богатый материал по различным сторонам жизни кабардинского общества XYIII-XIX бв.н без анализа и использования этого материала комплексное изучение фамильных институтов было бы значительно затруднено.

В разработке теоретических вопросов,связанных со структурой и эволюцией родственных объединений, особое место принадлежит М.О.Косвену.Именно на основе выявления сначала у удмуртов,а затем у южных осетин особой родственной формы -патронимии М.О.Косвеном были разработаны не только теоретические основы путей развития семейно-родственных коллективов,но и высказаны новые,-для того времени взгляды на вопросы обшественного строя народов Кавказа.Со времени' выхода в свет и популяризации в этнологической науке трудов М.О.Косвена прошло немало времени.Появились новые научные взгляды на вопросы происхождения и эволюции родственных объединений . В отечественной этнологии образовались два основных направле-ння-"родовое' и 'обшинное".Между в є душім и отечественными этнологами .занимающейся исследованием обшннкых п родовых структур и их тоансформаини. оазвернулась острая дискуссия о соответствии родовой и патронимической организаций.которая была начата М.В.Крюковым. Эта дискуссия переросла в широкое обсуждение большого круга

вопросов. сзязаяных с проблемо:'! типодсгизации родственных организации у различных народов. Одни ее участники считали, что патронимия .описанная М.О.Косвеном. и клан.описанный Л;к.мерлокоч,-это по существу тождественные, по своему типу,формы социальной организации. Другая группа либо вообие не признавала факта существования патронимии.либо идентифицировала ее с патриархальным ролом,рассматривая ее как чисто генеалогическую единицу. Отметим,что еще до начала упомянутой дискуссии,к проблеме типологизашт и структуры родственных объединений существовали различные подходы.ю.В.Бром-лей считал патронимию производной деспотической большой семьи отцовского типа и выносил эту обцественную форму за пределы патриархально-родовых структур первобытного общества.Вопрос классификации различных родственных объединении в этнологической литературе также является дискуссионным.Классификация, основанная на отличии по поколенному принципу и по характеру власти.стала объектом критики со стороны Д. А.Ольдерогге. По его мнению, делені'.е по характеру власти субъективно и носит случайный характер и оиреде-ляюиим должен быть принцип экономической объеднненностн.В отличие от М.О.Косвена.который выделяет семейную общину,патронимию и род в качестве основных общественных единиц первобытного обыест-ьа , Д.А.Ольдерогге выделяет такие социальные ферми,как род,обиипу и больиую семью.Интересен тот факт,что и М.О.Косвен и Л.А.Ольдерогге .указывая на первобытное происхождение патронимии и больной семьи,не отрицают существования этих архаических родственны/, коллективов в феодальных и даже капиталистических государствах.

В контексте данной темы особый интерес представляет вопрос об отношениях собственности,так как только путем его уяснения можно определить характер идеологической надстройки кабардинского общества .степень остаточности патриархально-родовых институтов в феодальной сословной системе и их роль на различных этапах истории Кабарды.На II научной сессии Кабардинского НІШ в 194S году свое отноыение к данному вопросу высказала А.В.Мамонтова,выдвинув тезис о том.что 'накануне отмены крепостного права в 18 67 году патриархально-родовые отноиения являлись господствующими в кабардинском обществе". Затем,уже на III сессии Кабардинского НИН.в своем докладе'К вопросу о феодализме в Кабарде',она,освещая социально-экономическое устройство края,утверждала,что в основе ка-

бардинского обшества лежало обшественное пользование землей на родовом праве.А.В.Мамонтову поддержали С.К.Бумуев и А.И.Краснов.Совершенно противоположного мнения придерживался известный кавказовед Г.А.Кокиев,утверждавший.что накануне завоевания Кабарды царизмом она находилась на стадии завершенного феодализма с некоторыми даже элементами разложения.Тезис о существовании в Кабарде XYIIі-ХІХв.феодального строя,в своих работах отстаивали Л.II.Лавров, Е.Н.Студенецкая.Б.В.Скитский,Т.X.Кумыков,Н.Х.Тхамоков и др.Промежуточную позицию в данном вопросе занимали З.В.Анчабад-зе,а позднее и И.Ф.Мужев, утверждая,что особенностью феодальных отношений в Кабарде было наличие феодально-родовой собственности на землю,а потому до реформы общественные отношения в Кабарде были полуфеодальными-полупатриархальными.В конечном итоге победила точка зрения "феодалнстов".Она была сформулированна в работах С.А.Комиссарова,М.X.Ацканова,Е.Н.Кушевой,Т.X.Кумыкова,В.К.Гарда-нова и др.X.М.Лумаиов,рассматривая фамильное земельное право,отмечает тенденцию к появлению в первой полоеинє ХІХв.личных феодальных земельных участков.которые начинают существовать наряду с обшефамильнымн.В.X.Кажаров,исследуя адыгскую вотчину, утверждает, что фамильный или родовой принцип землевладения является наиболее характерным для феодализма.И Х.М.Думанов и В.X.Кажаров приходят к одному и тому же выводу о том,что к началу XIX в.у кабардинцев сельская обиина прекраыает свое существование .так как об-иинные земли к этому времени были захвачены феодальными фамилиями. Интерес для нас представляют работы по проблемам семейного быта и семейных отношений.развития и трансформации традиционных институтов,так как без анализа структуры больших и малых семей, без уяснения функционального назначения механизмов внутрисемейных отношений,невозможно прийти к пониманию процессов генезиса и развития фамилии как родственного коллектива и социального организма .

Историография по проблеме семейного быта и семейных отношений очень обширна.На тему старокавказскон семьи опубликовано огромное количество работ, часть которых представляет собой обобцаюцне труды по целому ряду народоа Кавказа.Это прежде всего исследования Я . С . Смирновой , А. I!. My сука е за А. Е. Тер-Саркисянц , Ю. h . Асанова и др.

Исследования родственных объединений и обычного права у

алмгоь ссноь'-:ра:-этся . l nepsy-; очередь.на богатсм лнтгпатузг-.ом материале X")II1-перзой половині: XIX л. и не-, дсгсльно ынэоком спектре архивных документов. Этим отлпчл-стс,- ра5о;>; X. М..Туманова .В.К.Гарда нова,Э.Л.Коджесау.К.Ф.Дзамнхова,7.X.Кумыковз и др.Полевой материал больие используется и работах небольшого объема, авторы которых преследуют цель освецения семенных отноиепиї! И родственных структур у отдельных субзтносоз -кабардинцев.адыгейцев.черкесов и др.К таким работам можно отнести статьи А.і!.Перинна ,Е.Н.Студенецкой,М.А.Меретукова.Г.X.Мамбетова и др. Полнота освеиения родственных коллективов и свойственных им традиционных институтов в данных исследованиях неодинакова,так как задачи,поставленные в них авторами,различны.Поэтому.наряду с упомянутыми, работами нам прнилось привлечь ь качестве источников архивные материалы,как опубликованные.так и не использовавшиеся ранее.Причем.из опубликованных документов мы посчитали возможным привлечь именно ту их часть,которая,на нац взгляд.наиболее улачнс может быть использована в контексте данной работы.Разнообразный и пенный материал по наией теме сосредоточен в фондах Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской Республики,Центрального государственного военно-исторического архива РО.Центрального государственного архива Республики Северной Осетии-Алании.В ИГА KDP нами исследованы материалы п-го. 1 6-го, 13-го и. 40-го фондов, содержащих сведения о нмуиествекных спорах и фамильном наследственном праве.В ЦГВИА нами обнаружены родословные списки княжески/, и дворянских фамилий Кабарди.Эти списки помешены в фонде 1-454.описи 1.делах 49.49(1).Помимо этого из того же фонда нами использованы дела 2S3,и 193,которые проливают свет на обычно-правовое регулирование отношений собственности.Из материалов ЦГА РСО-А мы использовали фонд 262-й,опись 1-ая,дело 23-е,в котором содержатся списки аристократических кабардинских фамилий есєх сословии,составленные Терской сословно-поземельной комиссией.Кроме указанных архивных материалов,в предлагаемой работе использованы данные.полученные в результате бесед с информаторами из различных населенных пунктов Кабардино-Балкарии.Карачаево-Черкесии и Краснодарского края.

4.Методологическая основа

Методологической основой диссертации послужили разработки М.О.Косвена ,Я. С. Смирновой .А.П.Першща , Д. А.Ольдерогге по теории развития и трансформации родственных объединений.В работе применены принципы и методы нсторико-этнологического исследования,раз-работванные в трудах отечественных ,в том числе и кабардино-балкарских этнологов:Е.Н.Студенецкой,М.А.Меретукова,В.К.Гардано-ва , Г.X.Мамбетова,т.Т.Шнковой,А.И. Myсукаева,X. М.Думанова,В.X.Кажа-рова,Ю.Н.Асанова.Т.Х.Кумыкова и др.,которыми мы руководствовались при решении задач, поставленных в предлагаемой работе.

6.Структура работы

Структура предлагаемой работы подчинена главной исследовательской задаче.Она состоит из введения,трех глав и заключения.Во введении обосновывается актуальность исследования,ставятся его цели и задачи, дается обзор историографии и источников по проблеме родственных объединений у адыгов вообце и у кабардинцев в частности.Первая глава посвяцена одному вспомогательному вопросу.-вопро-су о терминах и двум основным-вопросам генезиса и структуры фамилии у кабардинцев.Вторая глава посвяцена проблеме традиционных обычно-правовых институтов,регулируют!х вопросы фамильной собственности и права наследования.В третьей главе рассматривается проблема родственной солидарности и обцефамильной идеологии.В заключении изложены краткие выводы.В конце предлагаемой работы приведены:библиография,список принятых сокращений и использованных архивных материалов,а так же схема.