Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История изучения хантыйского фольклора, XIX-XX вв. Волдина Татьяна Владимировна

История изучения хантыйского фольклора, XIX-XX вв.
<
История изучения хантыйского фольклора, XIX-XX вв. История изучения хантыйского фольклора, XIX-XX вв. История изучения хантыйского фольклора, XIX-XX вв. История изучения хантыйского фольклора, XIX-XX вв. История изучения хантыйского фольклора, XIX-XX вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Волдина Татьяна Владимировна. История изучения хантыйского фольклора, XIX-XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Томск, 2000.- 316 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/681-5

Введение к работе

Актуальность исследования. Значительное место народно-поэтического творчества в традиционной хантыйской культуре, являющегося не только самостоятельной ее частью, но и отражением многих важнейших ее сторон, определило повышенный интерес к хантыйскому фольклору исследователей многих отраслей науки на протяжении всего периода изучения данной культуры. Необходимость обобщения исторического опыта изучения хантыйского фольклора и результатов его исследования обусловливает актуальность темы диссертации и представляет большой научный интерес для специалистов самых разных областей знания, привлекающих в свои исследования данные хантыйского фольклора или изучающих его аспекты.

В отечественной науке фольклор является одной из отраслей этнологии, исходя из этого, предлагаемая диссертация выступает как этнологическое исследование. В последнее десятилетие в российской этнологии усилилось внимание к историографическим аспектам данной науки, планируется или уже ведется подготовка справочной литературы об этнографических сообществах и этнографах России. Диссертация отражает именно это актуальное направление науки.

Хантыйский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Ближайшие родственники хантов по языку и культуре - манси (в научной литературе эти два народа называют обскими уграми), следующим по языковой близости народом являются венгры. Более отдалены финноязычные народы, проживающие в России, Эстонии и Финляндии. Этим родством, которое было установлено учеными около середины XIX в., во многом объясняется история изучения традиционной культуры хантов, включая и устное народное творчество.

Объектом диссертационной работы является устное народное творчество как часть традиционной культуры одного из финно-угорских народов Севера - хантов, а предметом - история собирания, публикации и разностороннего анализа хантыйского фольклора.

Хронологические рамки охватывают весь период изучения хантыйского фольклора, начиная с первых записей его образцов и по настоящее время. Этот период длится с 40-х гг. XIX в. по конец XX в.

Теоретико-методологической основой исследования является комплекс идей, разрабатываемых в отечественной и зарубежной этнологии, историографии и фольклористике. В своей работе диссертант придерживается принципа историзма, т.е. рассмотрения предмета исследования в развитии на определенном историческом этапе.

Понятие «фольклор» употребляется для различных явлений народной культуры. В настоящем исследовании диссертант придерживается определения фольклора как устно-поэтического искусства народа.

Необходимо различать фольклор как объект исследования и как предмет исследования. В качестве объекта фольклор привлекает внимание этнографии, искусствознания, литературоведения, лингвистики, культурологии, социальной психологии, педагогики, семиотики и многих других наук. Будучи одним из источников, материалом для решения специфических задач указанных наук, фольклор может включаться в комплексное изучение фольклора. В предлагаемой диссертации более всего отражена роль фольклора для этнографии как исторической науки.

Фольклорный текст как объект исследования отличается от других словесных текстов тем, что он возникает в быту, бытом обусловлен и функционирует в быту. Бытовая обусловленность и бытовые связи фольклора - это есть специфически конкретное выражение его исторических и социальных связей и зависимостей. Образовав специфическую подсистему, фольклор выполнял весьма важную роль в системе традиционной народной культуры. В фольклорной традиции интегрировалась, закреплялась и аккумулировалась информация, выработанная этносом или его локальной группой.

Целью данной работы является исследование процесса сбора произведений хантыйского фольклора и их публикации, а также анализ основных тем и проблем в посвященных ему исследованиях. Из двух линий этого процесса - отечественной и зарубежной - в диссертации наиболее полно отражена первая, т.е. отечественная. Это обосновано, с одной стороны, меньшей изученностью вопроса, а с другой стороны, труднодоступностыо иностранных источников. Особое внимание уделяется неизвестному прежде в науке направлению в изучении фольклора хантов, а именно собиранию, хранению и публикации его местными силами на территории проживания народа.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

- обобщение сведений о собирателях и исследователях хантыйского фольклора, о деятельности в этом направлении научно-исследовательских учреждений;

систематизация, составление количественной и качественной характеристики собранных и опубликованных текстов фольклорных произведений;

анализ имеющихся исследований по хантыйскому фольклору, особенно этноисторического плана;

выделение и характеристика основных этапов изучения хантыйского фольклора по характеру и участникам процесса изучения фольклора, степени его активности.

Степень изученности темы. История собирания, публикации и научного функционирования хантыйского фольклора в целом не была прежде предметом специального изучения. Информация по отдельным вопросам этой обширной темы содержится во вводных статьях к публикациям текстов, в кратких исследованиях и библиографиях.

В России начало изучения хантыйского фольклора освещено в работе С.К.Патканова (Patkanov, 1900. II), где рассмотрена деятельность М.А.Кастрена, А.Э.Алквиста, А.Регули.

В 1939 г. Н.П.Никольским была составлена аннотированная библиография по этнографии, истории, археологии, антропологии, фольклору и языку хантов и манси. В нее была включена литература только на русском языке. Книги на языке хантов и манси, а также зарубежные издания в обзоре отсутствуют.

В 1969 г. вышла статья З.Н.Куприяновой «Собирание и изучение фольклора народов Севера в советскую эпоху (угро-самодийская группа)», где особое внимание уделяется сотрудникам Института народов Севера (Ленинград).

В статье Н.В.Лукиной «Зарубежные публикации фольклора обских угров» [1982. С.36-39] впервые дана полная сводка изданий хантыйского фольклора в Венгрии, Финляндии, Германии. Ею опубликована также краткая информация об истории изучения обско-угор-ского фольклора в предисловии к тому «Мифы, предания и сказки хантов и манси» [1990. С.28-31]. В этой работе содержатся сведения об отечественных и зарубежных собирателях, публикациях первоисточников и исследованиях.

О фольклористической деятельности В.Штейница писали К.В.Чистов, Е.А.Хелимский, Г.Зауэр, Б.Шульце, Э.Ланг и другие.

Важное место в исследовании истории изучения хантыйского фольклора имеет литература справочного и библиографического плана. Изданная в Г.Хельсинки в нескольких томах «Библиография по ура-листике» включает в себя сведения о работах по хантыйскому фольклору [1989. Кн.1, 4.1, 2; 1994. Т.З].

На русском языке за рубежом вышла «Библиография Сибиреве-дения», подготовленная Е.Скрибиик [Bibliographia Sibirica, 1994. T.IX]. В 1994 г. вышел справочник «Российские фольклористы», составленный Л.В.Рыбаковой, где содержится информация о специалистах, работающих и с хантыйским фольклором. Краткие статьи о собирателях и исследователях хантыйского фольклора содержатся в биобиблиографическом словаре «Ученые и краеведы Югры» [1997].

В зарубежных изданиях содержится значительная информация о выдающихся собирателях обско-угорского фольклора Венгрии, Финляндии и Германии. Достаточно большое место их деятельности уделяется в предисловиях к фольклорным изданиям, вышедшим в разное время.

Источники исследования: основной источниковой базой диссертации послужили данные, опубликованные в литературе и относящиеся ко всему исследуемому периоду. Это публикации текстов, публицистические и популярные издания, вышедшие на протяжении полутора столетий в нашей стране и за рубежом. Нераздельность интереса к хантыйскому фольклору таких наук, как этнография, история и языкознание, начиная с середины XIX в. до конца XX в., позволяет привлекать труды по этим наукам для получения информации.

В качестве источника диссертационного исследования немаловажное значение имеют также сведения, впервые собранные лично автором в 1990-х гг. и относящиеся ко второй половине XX в. Они представлены распросными данными, сведениями из архивов, фонотек и музеев, а также материалами газет и журналов.

Научная новизна. Диссертация вводит в научный оборот новую значительную информацию о процессе сбора, публикации и исследования хантыйского фольклора, собранную автором в неиспользованных до этого источниках. Автором выявлено много новых имен и фактов, связанных с исследуемой проблемой.

Это первая крупная работа, в которой рассмотрена в комплексе полуторавековая история изучения устного творчества хантов отечественными и зарубежными авторами.

В диссертации впервые выделены этапы истории изучения хантыйского фольклора и раскрыто содержание происходивших в них процессов. Новым словом в этнографическом сибиреведении является разработанный диссертантом аспект, касающийся местной истории собирания и публикации хантыйского фольклора. В диссертации подробно исследован также малоизученный вопрос о вкладе наци-

ональной интеллигенции в собирание и исследование произведений устного народного творчества как части этнической культуры.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее для решения научных проблем в связи с дальнейшим изучением хантыйского фольклора, а также в возможности привлечения широкого круга фольклорных материалов, собранных в разное время исследователями, в качестве источника при разностороннем изучении хантыйского этноса, его мировоззрении и истории.

Широкое применение данных диссертационной работы возможно в сфере самодеятельной и профессиональной культуры. Информация по истории изучения хантыйского фольклора может быть полезна при обучении студентов, изучающих язык, этнографию и историю обско-угорских народов, а также специализирующихся по финноугроведению.

Структура. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертации на История изучения хантыйского фольклора, XIX-XX вв.