Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этническая история северных хантов (обдорско-куноватская группа) в XVII - начале XX вв. Перевалова, Елена Валерьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Перевалова, Елена Валерьевна. Этническая история северных хантов (обдорско-куноватская группа) в XVII - начале XX вв. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Ин-т истории и археологии.- Новосибирск, 1997.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-3/1584-6

Введение к работе

Постановка проблемы и актуальность исследования Изучение этногенеза и этнической истории различных этнических общностей, как народов, так и отдельных этнографических или этнических групп является одной из основных задач этнографической науки. В круг этой тематики входит исследование этнической истории северных (обдорско-куноватских) хантов.

По совокупности лингвистических и этнографических характеристик в составе северных хантов, наряду с березовско-казымской и атлымско-шеркальскои, выделяется обдорско-куноватская группа (этнографические материалы дают основания считать обдорско-куноватских хантов отдельной территориальной группой, характеризующейся высокой степенью эндогамности и политико-административной обособленностью). Географически она оказывается самой «нижней» из нижнеобских или «северной» из северных. Имея в виду условность понятий «северная» или «нижнеобская» по отношешпо к жителям Приобья, мы адресуем эти определения обдорско-куноватской группе хантов.

Исторически, на протяжении XVII - начала XX вв., нижнеобские (обдорско-куноватские) ханты были расселены по Малой и Большой Оби с притоками Полуй, Собь, Войкар, Куноват и Сыня. В начальньш период российской колонизации они входили в состав Обдорского и Ляпинского княжеств, в дальнейшем — Обдорской и Куноватской волостей (по переписи 1897 г. их численность составляла 4125 чел.), в советскую эпоху — Шурышкарского и Приуральского районов Ямало-Ненецкого автономного округа (по переписи 1989 г. их численность составляла 7200 чел.). В устье Оби расселена самая северная группа хантов, здесь проходит граница между уграми и самодийцами, между культурами таежных промысловиков и тундровых оленеводов; здесь сложилась своеобразная система административно-политического устройства, основанная на наследственной власти туземных князей; здесь иначе, чем в более южных районах, проходила христианизация, распространялись нормы государственного права, экономические и торговые новшества. Таким образом, особенности этнической истории северных (обдорско-куноватских) хантов в XVII - начале XX вв. предопределялись не только сложным характером туземного межэтнического взаимодействия, но и своеобразием Российской государственной политики в условиях Западносибирского Приполярья.

Выбор хронологических рамок работы (XVII - начало XX вв.) связан с тем, что главным фактором внешнего воздействия на этническую историю коренных жителей Западной Сибири в этот период являлась российская колонизация; прежде (до XVII в.) этнические процессы предопределялись другими причинами (влиянием тюрко-монгольских политических образований, движением мигрантов через Урал); позднее (с 20-х гг. XX в.) на смену российской пришла советская колонизация, имевшая принципиально иной характер. Кроме того, наиболее ранние летописные и архивные источники, в которых находят отражение факты этнической истории северных хантов, относятся к XVII - началу XVIII вв.; включение в обзор первых десятилетий XX в. позволяет использовать полевые материалы автора с учетом того, что историческая память ныне живущего поколения может быть условно распространена до начала XX столетия.

Изученность темы

В истории этноисторического изучения северных хантов можно выделить несколько этапов. Почин в исследовании этнической истории коренного населения Северо-Западной Сибири был сделан участниками Академических экспедиций 1733-1743 гг. и 1768-1774 гг., в работах которых выделяются два направления: этноисторическое, содержащее в большей степени данные по политико-административной истории народов (Г. Ф. Миллер, И. Е. Фишер) и этнографическое, описывающие различные стороны жизни и быта туземцев (П. С. Паллас, И. Г. Георги, В. Ф. Зуев). Особо следует отметить «Историю Сибири» Г. Ф. Миллера - неповторимый по насыщенности и значимости исторический труд, а также «Описание живущих Сибирской Губернии в Березовском уезде Иноверческих народов Остяков и Самоедов» В. Ф. Зуева - первую этнографическую работу, посвященную северным остякам и самоедам. Факт «сводного» рассказа Зуева о северных остяках и самоедах может свидетельствовать о существовании в XVIII в. более тесных связей между нижнеобскими хантами и ненцами и о невозможности их четкого разграничения.

Содержательностью этнографического описания нижнеобских остяков и самоедов отличается сочинение начала XIX в. Ф. Белявского «Поездка к Ледовитому морю», включившее сюжеты, относящиеся к этнической истории северных хантов: об остяцких князьях и самоедских старшинах, особенностях местного управления, сборе ясака и обдорской ярмарке, родовой экзогамии. В середине XLX в. появляется ряд работ, содержащих ценные материалы по этнической истории северных хантов.

Среди них можно выделить труды лингвиста и этнографа М. А. Кастрена, педагога и историка Н. А. Абрамова, чиновника и путешествешгака Ю. И. Кушелевского. В наблюдениях и рассуждениях М. А. Кастрена сочетаются «чутье» полевика и талант исследователя: им дана развернутая характеристика северохантыйского рода, выделена группа обдорских остяков, отличавшаяся культурным своеобразием. В работах Н. А. Абрамова представлены сведения об остяцких княжествах и князьях, о христианизации и реакции северных остяков и самоедов на российскую политику массового крещения инородцев. В книге Ю. И. Кушелевского «Северный полюс и земля Ялмал» впервые изложена концепция хода и причин проникновения остяков на территорию Северного Приобья, этноисторически рассмотрен характер взаимоотношений между северными остяками-пришельцами и самоедами-туземцами.

Из работ исторического направления конца XIX в. необходимо отметить труды П. Н. Буцинского, А. Титова, Н. М. Ядринцева. Интересными дополнениями к исторической картине развития Обдорского края явились описания хода христианизации Иринарха (И. С. Шемановского), В. С. Герасимова, зарисовки об остяцких князьях Г. Попова, Н. Н. Оглоблина. Среди этнографических исследований этого периода выделяются работы, содержащие конкретные сведения о культуре и этнической истории северных хантов В. В. Бартенева, О. Финша и А. Брэма, А. И. Якобия, И. С. Полякова.

Следующий этап в истории изучения северных хантов составляют работы авторов рубежа XIX-XX вв. С. К. Паткановым издано уникальное собрание фольклора иртышских остяков, рисующее картины военных конфликтов (в том числе межэтнических -самодийско-угорских) и торгово-обменных.контактов. До настоящего времени сохраняет значение одного из основных источников по этнической истории и другой труд С. К. Патканова «Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев», зафиксировавший этнодемографическую ситуацию в Сибири в конце XIX в. Этнографической обстоятельностью характеризуются работы исследователей-краеведов начала XX в.: А. А. Дунина-Горкавича, И. Н. Шухова, А. X. Бушевича, Г. М. Дмитриева-Садовникова, включающие сведения по северной группе хантов, в частности о недавнем заселении остяками территорий каменных самоедов.

Очерки исследователей конца XIX - начала XX вв. основаны на богатом полевом материале и приурочены к определенным районам и

хронологическим периодам, в них содержатся значительные материалы, характеризующие этническую ситуацию в Нижнем Приобье в конце XIX - начале XX вв. Однако, несмотря на богатство фактического материала и обоснованность ряда частных заключений, целенаправленных исследований по этнической истории (в том числе северных хантов) не проводилось.

В 1930-е гг. формируются новые подходы в изучении коренного населения Нижнего Приобья. Среди исследований исторического направления выделяются основанные на богатейшем архивном материале труды С. В. Бахрушина, которому впервые удалось воспроизвести историческую картину средневековых остяцких княжеств. По содержательности, полноте привлекаемых архивных и литературных материалов исследования С. В. Бахрушина до сих пор остаются непревзойденными, особенно в вопросах политической истории угров и самодийцев.

Существенно расширили объем исторических данных по этнической истории хантов работы И. И. Огрызко и Н. А. Миненко, открывшие дополнительный фонд материалов по истории христианизации коренного населения Северного Приобья, реконструирующие этноисторическую ситуацию Северо-Западной Сибири в XVIII - первой половине XIX вв. и рассматривающие проблемы политики российского правительства в отношении туземцев.

В советский период начинается развитие западносибирской археологии, в связи с чем возрастает интерес к проблемам этногенеза народов Нижнего Приобья, прежде всего обских угров, С 30-40-х гг. этнографические исследования в Северо-Западной Сибири были во многом переориентированы на проблемы этногенеза. Это связано как с общей тенденцией советской этнографии рассматривать вопросы происхождения изучаемых народов в качестве базовых, так и с тем обстоятельством, что ведущий исследователь Нижнего Приобья В. Н. Чернецов блестяще сочетал в своих работах археологические и этнографические методы. В. Н. Чернецовым и В. И. Мошинской были заложены основы северообской археологии и одновременно этногенетического подхода в этнографии.

В те же 30-40-е гг. развивается и этноисторическое направление, возглавляемое Б. О. Долгих. Одной из целей, поставленных Б. О. Долгих при написании его главного труда «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в.», было преодоление «разрыва между этнографией и историей». Искусное сочетание архивных источников и этнографических материалов позволило автору воссоздать

этнодемографическую ситуацию в Сибири в рашшй период российской колонизации.

В последующие десятилетия эти два направления -этногенетнческое (В. Н. Чернецов) и этноисторическое (Б. О. Долгих) - оставались и до сих пор остаются ведущими. Ранние моменты этнической истории обских угров рассматривались исследователями в основном в ракурсе освещения проблем формирования дуально-фратриальной организации Пор-Мось (В. Штайниц, В. Н. Чернецов, А. М. Золотарев, 3. П. Соколова, П. Вереш, В. Г. Бабаков,

A. В. Головнев). В последние годы все больше внимания уделяется
проблемам формирования отдельных этнографических групп обских
угров (3. П. Соколова, Н. В. Лукина, П. Вереш, А. И. Пика,

B. Г. Бабаков, Е. П. Мартынова). Следует, однако, отметить
неравномерность изученности этнической истории различных групп
хантов и манси. В частности, северная группа хантов, являющаяся
объектом настоящего исследования, охарактеризована в литературе
фрагментарно: если процессы формирования казымской, сынско-
куноватской территориальных групп были рассмотрены
3. П. Соколовой, то самые северные (обдорские) ханты остались без
внимания угроведов.

Для изучения этнической истории северных хантов важное значение имеет анализ ненецко-угорских контактов. Исследователями самодийских народов рассматриваемые проблемы затрагивались в рамках изучения этногенеза и этнической истории северных самодийцев (Г. Д. Вербов, Б. О. Долгих, В. И. Васильев, А. В. Головнев).

Таким образом, этническая история как хантов в целом, так и их отдельных групп, исследована недостаточно. Отсутствие обобщающих работ, на наш взгляд, во многом обусловлено однонаправленностью привлекавшихся источников и методов исследования. В связи с этим проводившиеся ранее исследования этнической истории хантов имеют либо сугубо исторический (С. В. Бахрушин), либо преимущественно социально-демографический (3. П. Соколова) характер.

Цели и задачи исследования

Основной целью настоящей работы является исследование этнической истории северных хантов в XVII - начале XX вв., факторов и механизмов ее формирования. В связи с этим предполагается решение следующих задач:

— анализ этнодемографической ситуации в Нижнем Приобье в XVII-XIX вв. (динамики численности населения, системы расселения,

брачных ориентации, фамильного и родового состава);

характеристика факторов внешнего воздействия (прежде всего российского влияния) на этнокультурные процессы у северных хантов и их соседей;

определение направлений и масштабов миграций, приведших к складыванию общности северных хантов и обусловивших ее этнокультурное развитие в XVII - начале XX вв.;

рассмотрение внутренних (на уровне родовых групп) механизмов этнических процессов;

выявление этнокультурной специфики (по ряду культурных признаков) северных хантов относительно соседних этнических общностей (ненцев и более южных групп угров).

Решение названных задач позволяет, на наш взгляд, представить этническую историю в различных измерениях - историческом, этнодемографическом, этносоциальном, культурно-хозяйственном.

Научно-методологическая основа

Среди российских этнографов не сложилось единого мнения о соотношении понятий «этногенез» и «этническая история». В трактовках, предложенных Л. П. Лашуком и обстоятельно разработанных Н. А. Томиловым, формирование этнической общности рассматривается как «неотъемлемая часть» (определенный этап) этнической истории. Данный подход к пониманию этногенеза и этнической истории представляется оптимальным, поскольку он позволяет рассматривать этнокультурные процессы в их непрерывности и хронологической преемственности. Это особенно важно в изучении истории этнического новообразования (в нашем случае одной из групп хантов), когда можно вести речь одновременно и об этногенезе (по отношению к исследуемой группе), и о «стадии этнического развития» (по отношению к основной части народа).

Для выявления этнопоказательных элементов культуры северных хантов нами использовались концепции развития хозяйства (прежде всего оленеводства), социальных норм и институтов (рода, экзогамных установок), мировоззрения (ряда культово-ритуальных традиций) у обских угров и самодийцев, представленные в работах В. И. Васильева, И. Н. Гемуева, А. В. Головнева, И. И. Крупника, В. М. Кулемзина, Н. В. Лукиной, 3. П. Соколовой.

Научная новизна работы Этническая история представляется синтезом этнографии и

истории, в связи с чем для определения хронологической «шкалы» этнической истории в начале повествования дается исторический контекст событий (на основе архивных и литературных материалов), затем на «историческое полотно» накладываются имеющиеся этнографические материалы. Для получения объемной картины этнической истории северных хантов выделяется «макроуровень», позволяющий рассмотреть общую картину миграций в Нижнем Приобье (по данным фольклора и ревизий) и выявить этноисторические связи прішіельцев-мигрантов с туземцами, а также «микроуровень», дающий возможность охарактеризовать механизм этнических процессов «в масштабе» северохантыйского рода (по полевым материалам).

Именно такой подход, на наш взгляд, помогает преодолеть разрыв между этнографией и историей, а сочетание разнородных источников (архивных и литературных данных, фольклора, полевых наблюдений автора) дает возможность «объемно» показать особенности этнической истории малоизученной северной (обдорско-куноватской) группы хантов в XVII - начале XX вв. В поиске оптимальных вариантов этого сочетания состоит одна из главных методических задач данного исследования.

Источники Одним из основных источников исследования послужили материалы сибирских архивов, прежде всего Тобольского филиала государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТО) и научного архива Тобольского музея-заповедника (НА ТГИАМЗ). По содержанию архивные материалы могут быть разделены на три группы. Первая группа включает данные, содержащие статистические сведения об остяках, вогулах и самоедах Нижней Оби. К таковым относятся прежде всего переписи (ревизские сказки) 1783-1858 гг., содержащие сведения о числешюсти, этническом и фамильном составе, естественном движении населения (рождение, брак, смерть), а также включающие сведения о территориально-административном размещении коренного населения (ТФ ГАТО. Ф. 154). Материалы ревизских сказок, наряду с данными переписи 1897 г., позволяют выявить динамику числешюсти населения, определить специфику брачных связей, установить направлешш и масштабы миграционных процессов в Северном Приобье в XVITI-XIX вв. Ревизские сказки в сравнении с метрическими книгами более полно (по крайней мере для данного региона) отражают демографическую ситуацию, поскольку в них учтены все платящие ясак туземцы, тогда как в метрических книгах - только крещеные. Вторую

группу источников составляют сведения описательного характера: документы делопроизводства, рукописные материалы по обычному праву сибирских инородцев и христианизации, комментарии к статистико-экономическим сводкам (ТФ ГАТО. Ф. 152,156,329,144). К этой же группе источников можно отнести рукописные материалы научных экспедиций 1920-30-х гт. в различные районы проживания хантов, манси и ненцев (НА ТГИАМЗ). В третью группу архивных источников, помогающих уточнить границы волостей, расположение и названия селений, включены картографические материалы ТФ ГАТО и НА ТГИАМЗ.

Другим основным источником послужили полевые материалы автора, собранные среди нижнеобских хантов pp. Сыня, Войкар, Куноват, Малая и Большая Обь и Полярного Урала, восточных и южных хантов (pp. Демьянка, Б. и М. Юган, Тромъеган, Пим, Салым), а также северных и южных манси (pp. Сосьва, Ляпин, Конда). Маршруты экспедиций охватили практически все районы расселения хантов Северного Приобья, зоны контактов хантов и ненцев, хантов и манси. Полевые исследования, проводившиеся в течение 14 лет в различные сезоны, включали опрос и непосредственное наблюдение.

Расширить временные границы исследования позволяет привлечение опубликованных летописных и ранних архивных источников. Наибольшей информативностью выделяются сборники документов, составленные Археографической комиссией («Сибирские летописи»), А. Титовым, А. И. Андреевым, М. П. Алексеевым, А. Оксеновым. К числу уникальных литературных источников можно отнести ранние этнографические сочинения Г. Новицкого и В. Ф. Зуева.

При разработке отдельных проблем этнической истории нижнеобских хантов использованы данные смежных дисциплин: языкознания, топонимии, археологии, экологии. Важнейшим условием применения всех источников является комплексность их привлечения, хронологическая, территориальная и этническая определенность.

Практическая значимость Решение проблем, связанных с современным социально-экономическим развитием Обского севера, невозможно без учета особенностей этнической истории коренных народов и их территориальных групп. Интенсивное развитие региона, происходящее в последние десятилетия, отрицательно сказывается на условиях жизни народов Севера, осложняет экологическую ситуацию, вызывает новые массовые миграции, подчас сопровождающиеся обострением

межнациональных отношений. Решение национальных проблем предполагает осмысление закономерностей и особенностей миграционных процессов, учет исторического опыта этнокультурного развития и взаимодействия различных народов и их территориальных групп. Практическая значимость работы определяется возможностью ее дальнейшего использования при разработке положений по организации и устройству этнических статусных территорий на Севере Западной Сибири. Актуальность изучения этнической истории связана с ростом национального самосознания и возрастанием интереса к истории своего народа.

Апробация работы Основные положения диссертации отражены в опубликованных статьях и были изложены в докладах на конференциях: Россия и социально-экономическое развитие Сибири (Тобольск, 1982), VI Западно-Сибирское археолого-этнографическое совещание (Томск, 1984), Unity and Diversity in Arctic Societies (Finland, 1995), Интеграция археологических и этнографических исследований (Новосибирск, 1996). Они нашли отражение в реализации российских и международных программ по исследованию и развитию культур народов Западной Сибири: «Северная Сосьва: исторические и современные проблемы развития коренного населения» [Шадринск, 1992], «Касум-Ёх: материалы для обоснования проекта эпшческой статусной территории» [Шадринск, 1993], Tracing Cultural Change in the Northwest Siberia (зарубежный соисполнитель Dartmouth Colledge), Arctic Cultural Panorama (зарубежный соисполнитель University of Lapland), проводимых под руководством А. В. Головнева. Материалы и разработки автора по этнической истории северных хантов были использованы при создании музейных экспозиций и этнографических выставок (на основе фондов ТГИАМЗ): «Мифы тайги и тундры» (1992-4 гг.), «Музыка пространств» (1995 г.), «Боги и люди» (1995 г.).

Структура работы Исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, списка сокращений и приложений к 3-й главе (таблицы, отражающие демографическую ситуацию в Обдорской, Куноватской, Ляпинской, Сосьвинской и Подгородной волостях, выполненные на основе ревизских сказок). В текст работы включены карты и схемы.