Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнографические мотивы в произведениях Низами Бунятова Ширин Теймур кызы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бунятова Ширин Теймур кызы. Этнографические мотивы в произведениях Низами : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Ин-т истории.- Баку, 1991.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-5/2369-0

Введение к работе

Актуальность исследования. Составные части культурного наследия быт v культура, став важнейшей задачей этнографии.,, отражают в себе общественное сознание,, мировоззрение,, хозяйственную жизнь,этно-ооциологическоа развитие-каждого народа.

Для изучения истории хозяйства, материальной и духовной культуры,, семейного быта народа преобратает актуальность исследование этнографических моментов в наследии великих мыслителей,, художников слова. Один, из таких мыслителей Низами Гянджеви,, создавший впервые в мировой литературе "Хамсе"- корифей не только Азербайджана,, но и всего человечества. Литературное наследие великого поэта и мыолите-ля. Низами Гянджеви является достижением духовной жизни азербайджанского народа.

Собранный в произведениях Низами богатый этнографический материал, достаточно полно отражая жизнь народа, предотавляет. широкие возможности для понимания обычаев п обрядов того периода. Вот паче-м2 глубокой и всестороннее изучение произведений Низами Гянджеви с этнографической точки зрання имеет огромное значение.

В постановлении Щ Ш Азербайджана ов 6 января ГЭ79 года говорится „ что. творчество Низами Гянджеви является огромным вкладом и сокровищницу мировой литературы„ итогом многовекового развития духовной жизни; азербайджанского народа„ непревзойденный художественным достижением. Его поэмы г "Сокровищница тайня'»"Хсср0в и Ширин, "Лейли и Меджнуа"„"Свмь красавиц"; "Искеядеряама" - благодаря заложенным в них великим: гуманистический идеям,прогрессившш философским воззрениям,патриотизму и интернационализму,, на протяжении восьми столетий воспринимаются поэтами,писателями, художниками и шслктеляда^ак произведения современный в оказывают* влияние иа художественнее творчестве различных зох.

Необходимость специального, этнографического исследования поэм

Низами,, содержащих богатейшие сведения заключается в том, что наряду с изображением характерных особенностей материальной и духовной культуры азербайджанского народа в ХП в., они дают возможность проследить динамику развития этой культуры вплоть до наших дней» Сохранение этнографического наследия Низами и сегодня имеет большое научное и практическое значение- Его произведения являются богатейшим источником для изучения народного быта и культуры Ш в»,считающегося в истории Азербайджана"золотым веком". Известный востоковед Э.Бер-тельс отмечает.что Низами- такая величина в истории мировой литературы,, что " его творчество,, поэтику,, язык, описываемый быт,, научные

"I взгляды можно исследовать в разных направлениях »

Следует отметить',, что обращение к. наследию деятелей науки как к этнографическому источнику дает возможность разрешить ряд этнографических проблелг. В этой области в азербайджанской этнографии сделаны первые шаги. Так,. Э„Щкавадова обратилась к творчеству великого ученого-просветителя Х1Х-иачала XX в.Гасан-бека Зардаби,, используя

его наследие как источник для изучения быта и культуры азербайджав.-

' ч - ского народа того периода

Не случайно, и обращение автора диссертации к творчеству Низами, как к этнографическому источнику.. Вместе с тем творчество поэта впервые; исследуется с историко-этиографической точки зрения»

Цель и' задачи исследования. Основная цель исследования- изучег ние наследия Низами Гяндаеви с историко-зтнографическои точки зрения Установлены и следующие задачи диссертации, в связи с основной целью: - объяснение роли этнографических сообщений о быте и культуре азербайджанского народа в средние, века .нашедших отражение в творчества

Г. Бертельо Э. Некоторые заметки о творчестве Низами// КаіНизами. Баку» А.зернзцр.ГЭ4в. КВ.І.СД7В.. /Азерб.яз./.

  1. См.. Бондарчик. 8»К«,Чаглинов И",!.. Николай Яковлевич Никифоровскиа Манск-ДЭЙЗ; Бондарчвк Б.К»Кедоким Еоманович Еоманау. Минск. 196! Гдрданов В»К..,Мамбетов ГJCJCaH Гирей и его "Записки о Черкесии" //ГКЭС.М.198а.С.30-ЗГ»; Степанов НЛ. і.1»В.^омоносов и русская э нография //Сов. этнография .1961 J» 5.С »107-123»

  2. Дйявадова Э.БЫТ'И культура'азербайджанского народа втрудах Гз сав>бека Заддабиї Автор дис.-..кавд.ист.каук«днск.12об.

- З -Низами ті прослеживание их нинргччєского развития нз основе сопоставительного материала;

для отого основное внимание направлено і-ш изучение историке—этнографической характеристики эпохи Низами,, формирования .мировоззрения поэта в условиях феодального общества;

к его творчеству осуществлен подход с историческое точка зрения;

сделана попытка изучения хозяйственного быта,материальное и духое-ііоіі культур,, семенного быта народа и других глобальных проблем этнографии..

Степень разработанности темы. В планировании научных исследований в области изучения наследия Низами нет определенной систем. Некоторые стороны его творчества изучены наиболее глубоко ,. другие-ме - частично или вообще не изучены.

Следует отметить,что интерес к творчеству Низами возр.с с 30-х годов.. Выведшие в І94С я 124? -и годах альманахи "Низами"-тому подтверждение . Такие исследователи, как О.Бертельс,А..*:ЗКОЄльсклй,З.Иб-рагимов,'іЛлекперов.і.Ціриф,ГЛрасли,::ііір Джалал,АЛубгряз,А.Рустгмо-ва,Г..\іамедов,С.1їаиаев посвятили творчеству Низами интересные исследо-

I. Низами Гянджеви / Крат.справ.;Сост.. Дя.Каграманов. Еаку;Элм.197Э.

2- Низами. В 4 кн.Баку і АзернеяірЛ940-І847Л(н.І-4; Низами // Сб.ста-тей.аку:21зд-во АН АзССРЛ947.Азерб.лз..

с. Бертельс Э. БеликиЗ азербайджанский поэт Низами. Баку: Азеонешр.
1940; Ыаковельский A.D. Элементы диалектики в мировоззрениях
Низами // ТрЛн-та философии АН. АзОСЕЛ945.ТЛ; Он не. Об азер
байджанском общества Ш века по произведениям Низами Гянджеви
//Сб.ст.аку: Изд-во АЯ АзССТД347і Ибрагимов 3. К обществен
но-политическому положению периода Низами // Кн.11изамиЛзаку:
АзернешрЛ940. Алекперов М. Низами и азербайджанская
народная литература // Адабийат.. 1947.24 сентЛзерб.яз.; Он же.
Низами Гянджеви и азербайджанское народное творчество // Азер
байджан Ыектеби
.1947.54 Азерб.яз.; Ариф М."А!аленькке герои Ни
зами и большие мечты // Сб Лінзами-Гянджеви ,Баку:Изд-во АН АзССР.
1947;, Араслы
Ж. Низами Гянджеви.БакуЛ947; Азаде F. Низами Гянд
яеви:: Жизнь ш творчество Лику: ЗлмЛ979. Мир Джалал.О рассказах;
в
"' Семи красавицах" // СбЛизами. Гянджеви .Баку; Изд-во АЕ
АЗССЕД947;; Мубариз А.Низами и наше время .Баку гАзернешр.1947;
Мамедов Г.. Общественно-политические взгляды Низами Гянджеви.
Баку:АзернешрЛ9Є2ї Пашаев С Лизами и фольклорЛЗаку :3нание
1976.
"

Целый ряд проблем в творчестве Низами бил освещен с этнографической точки зрения. Так М^Цадашзаде исследовал мысли Низами относительно духовной культуры-, ДжДкмф писал об этнографических данных, сообщенных в произведении поэта "йскавдернаме".2 статьи Г.Гасымова, посвященные высказываниям Низами относительно музыки3. Взгляды поэта, на медицину нашли свое отражение в статьях М.Эфендиева и А.Маме-дова . А.Мамедов попытался изучить взгляды поэта на медицину, но это в полной мере ему ае удалось. Посвященные исследованию наследия Низами произведения могут использоваться в качестве сопоставительного материала.. Освещенные в этих произведениях вопросы жизни и творчества Низами шала большое значение в разработке теш диссертации..

Представленная диссертация,, являясь первой попыткой изучения историческое гі'^тафші Асрпйайдкаиа средних веков, способствует такке заполианиэ пробела власти, псторикс-этнографического изучения наследия Низами.

Основную источкиковедческуР'базу исследования составляют поэмы Низами Гякдаевп, включешшо в его "Хамсе",я также изданные в раз-

личные, годы поэмы и. их филологические перевода, В качестве сопоставительного материала использованы работы азербайджанских этнографов и историков, исследующих хозяйственную жизнь і. материальную и

I» Дадашзаде М, Духовная культура Азербайджана в средние века. Баку г. Эли.1985..

2, Акиф М- Этнографические сведения в поэме "йскендеріїаме"// Элм ве.хаят.. В 2. IS8Q..

3.. ЗГасымов З.Г.. Низами и азербайджанская музыка. // Элм ве хаят.

Он «е."Музыкальные инструменты в период Низами.// Адабийат.1947.

17 сент.

Он же. Музыкальная культура периода Низами.1947.30 июьл.

4, Эфендиев М, и Алиев РЛизами и. современная ему медицина.//Изв. АИ АзССЕ,1954,Л 2;: Мамедов А. Врачевание Низами// Азербайджан гяндалеои.191Л окт.

Баку :Элн.1Э81;. Семь красавиц.Баку;Злм.і983.Искєндернаме.Баку: Элм. 1983.

духовную культуры, различные стороны семейного быта , Наряду с этим значительное место занимают сведения средневековых историков»геогра-фов-пу теї. .ютвешшков .

Научная новизаа исследования заключается в том,что в нем впервые делается попытка этнографического изучения произведений Низами» В результате автор собрал к анализировал этнографические сведения о хозяйственной жизни и материальной культурег.семье и семейном быте» брачных отношениях, обычаях и обрядах, об общественном строе,., духовной культуре, содержащиеся в произведениях Низами. L диссертации также уделено внимание другим этнографическим взглядам поэта-мыслителя, и сегодня не потерявшим своего значения»

Научно-практическое значение работы состоит в том,, что сделанные выводы и обобщения могут быть использованы в изучении исторической этнографии Азербайджана,динамического развития и преобразования хозяйственной жизни, материальной it духовной культуры.а. также семейного быта.. Вместе с тем резульїатн исследования могут быть использованы при написании многотсмника "Истории материальной культуры" и "Этнографии Азербайджана" при изучении спецкурсов по этнографии Азербайджана в вузах. Все вышеперечисленнпа способствует научно-теоретическому и практическому изучении наследия Низами.

Методологическую основу работы составляет исторический подход к данной теме» При изучении характерных особенностей материальной и духовней культур, хозяйственного п. семейногоб быта „нашедших свое оїражение в "Хамсе" Низами И' имеющих большую этнографическую цец-ностЬкНеобходгал подход с точки зрения динамики развития»

I» Этнография Азербайджана.Баку:Изц»ва Эш.19ба»Бунятов Т.К» истори' развитая земледелия в Азербайдаане.БакуЛзд-во АН АэССР.1964{; Сн. же.Из истории развития скотоводства в АзербаЙдканз.Баку.Элм» I9G9;, Гулкеа Г» Обычаи и обряды у нас в быту .Баку :Азернєпір.19и7. Он же. О пахотных орудиях а системах земледелия в Азэро'с.Ддяанз. Баку .АЗС.ЗлмДЭ65.т»2.. .Ожзнадов Г.Пахотные орудия Азербайджана

Х1Х-начала XX пв.Бакуї Элм.1979;; Гулиез 1С. Чглтыководство в Азе;

5яічту;;пно.Бгіку,;. Эш.1577;; Бахтеев 4.Х.. К истории культуры ячменя !

0ССЕ.19о6 // Кн.. Материалы по 'гетории земледелия ССОЕ«4..-Л»:Аїі

CG'Ji?.IS5o и др.

2» С'грабон.Геогрп-і;.-]ія.Л.БаукаЛ9С4,Якут Ал-Хямави.Мудъам Ал-Булдан// Сїєдонгл об Азербайджане / Пор.З.Л.Бунлтова и 1і..і.^зе.Баку:ч.'і„'.. i:;ui; .;і^.!алчудс;л.;іутешесї'вєншгки,,открнтяя,Азеі:С.зіі.г№іг. кйку,.;;: -:::лГі]:.ІГЗЬ.

Апробация исследования. Основные положения диссертации нашли свое отраяение. в опубликованных автором статьях.Ряд вопросов диссертации был освещен на научных конференциях в АН Азербайджана. Диссертация была обсуждена и представлена к защите отделами археологических исследований на новостройках и исторической этнографии-Сектора археологии и этнографии Института АН Азербайджана»

Структура диссертации. Еабота состоит из введения.четырех глав,, заключения, библиографии и списка сокращений.