Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноконфессиональные процессы в ямордовии (XIX- XX вв.) Шилов, Николай Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шилов, Николай Владимирович. Этноконфессиональные процессы в ямордовии (XIX- XX вв.) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Москва, 1997.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. В широком спектре этносоциальных процессов видное место занимает этноконфессиональная проблематика, рассматривающая содержание, характер и механизм взаимосвязи на различных уровнях этнических и конфессиональных общностей, взаимодействующих друг с другом.

Роль и место этой проблемы является отражением значимости этноса и религии как двух фундаментальных, хотя и разнопорядковых социально-культурных явлений, соотношение и взаимоотношение которых оказывает существенное влияние на конкретную историю любого народа.

Это взаимовлияние значительно возрастает в переломные моменты и периоды с присущими им противоречивостью, ломкой системы духовных ценностей и нарушением социальной стабильности, каковым и является современный этап отечественной истории. Отсюда - многократно возрастающая, в частности, для национальных регионов, актуальность обращения к этноконфессиональным проблемам как в их научно-теоретическом, так и практическом аспектах.

Сегодня особенно важно научное осмысление проблемы этнического самосознания и самоидентификации в их соотношении с религиозным компонентом как в масштабах Российской Федерации, так в рамках отдельных регионов, особенно полиэтнических и поликонфессиональных. Именно к их числу относится Мордовия, представляющая собой сравнительно стабильный - и уже потому заслуживающий специального исследования - этноконфессиональный регион, имеющий вместе с тем свои сложности и особенности. Актуальность обращения к этно-конфессиональной проблеме подтверждается и материалами этносоцио-логических исследований последних лет, обнаруживших высокую (около 60%) степень конфессиональной самоидентификации русского и мордовского населения как православных и более 70% татар как мусульман.

Теоретическую и практическую значимость решения проблемы эт-ноконфессионалъности определяет ее роль в составе ряда фундаментальных этнологических проблем, особенно этногенеза и этнической истории мордовского народа, а также в связи с разработкой концепции национальной политики в современной Российской Федерации и ее этнических субъектах, без чего нельзя понять (и тем более прогнозировать) развитие межнациональных и межконфессиональных процессов, а зна-

чит - разрабатывать и предлагать эффективные меры локализации и преодоления их возможных отрицательных последствий.

Степень разработанности и историография проблемы. Этноконфес-сиональная проблема является частью более широкой проблемы "этнос и религия", обращение к которой имеет устойчивую традицию в отечественной и мировой гуманитарной науке и, как следствие, - значительный объем накопившегося исследовательского материала (прежде всего этнографического) и соответствующей литературы.

В мировоззренческом плане в отечественной литературе выделяются два подхода: религиозно-богословский, присущий главным образом философии "серебряного века" (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, Л.И.Шестов, П.А.Флоренский и другие), и светско-религиоведческий, последний в его научно-атеистическом варианте, характерен для идеологии и практики советского периода. В его рамках этноконфессиональная проблема за редким исключением не выделялась и поглощалась формулировкой "нация (реже этнос) и религия", предполагавшей противопоставление двух идеологических линий: религия - национализм, атеизм -интернационализм в присущей тому времени манере, затушевывавшей реальное содержание и остроту проблемы. Однако как в советской, так и в постсоветской научной литературе имеется немало крупных работ, анализирующих проблему "этнос и религия", включая частично и ее эт-ноконфессиональный ракурс.

Условно можно выделить три уровня исследования: общий (на общесоюзном или общероссийском материале), региональный и местный. В российской этнологической (этнографической) литературе таковыми являются труды С.А.Токарева, Ю.В.Бромлея, А.И.Клибанова, В.И.Козлова, Л.М.Дробижевой, В.В.Пименова, К.И.Козловой и ряда других. В них интересующая нас проблема рассматривается как на концептуальном, так и на эмпирическом уровне, и в ряде случаев опирается на системный подход.

Ценный опыт разработки понятийного аппарата и методологии проблемы содержится в работах П.И.Пучкова и А.Н.Ипатова. Отдельные стороны рассматриваемой проблемы затрагиваются в публикациях последних лет.

На региональном уровне этноконфессиональная проблема рассматривается в работах по проблеме взаимоотношения этноса и религии, связанных с историей и современным состоянием финно-угорских и тюркских народов Урало-Поволжья. Среди таковых - труды Р.Г.Кузеева, В.Е.Владыкина, В.С.Соловьева, Г.Е.Кудряшова,

П.В.Денисова, А.Х.Халикова и других. В большинстве из них главной темой является христианизация и ее этноконфессиональные и этнокультурные последствия для финно-угорских и тюркских народов Поволжья, а также соотношение язычества и православия на различных ступенях их этнической истории.

Особый интерес в связи с избранной темой представляют исследования этноконфессиональной проблематики на материале мордовского этноса в его взаимоотношении с русским, татарским и другими народами и их культурами на территории Мордовии. Наиболее крупными в масштабе республики и региона по данной проблеме являются работы В.А.Балашова, В.Ф.Вавилина, В.А.Юрченкова, Н.Ф.Мокшина, А.С. Лузгина, Н.Ф.Беляевой и других. В них поставлены и рассмотрены вопросы, преимущественно связанные с христианизацией мордвы, ее до-и постхристианскими верованиями, влиянием этих процессов на отдельные стороны культуры и быта. Однако специально, как объект исследования, этноконфессиональная проблема на материале Мордовии практически не выделялась, если не считать нескольких небольших публикаций, содержащих тезисы соответствующих выступлений на научных конференциях и симпозиумах.

Историография по конкретным вопросам рассмотрена в соответствующих главах и параграфах диссертационной работы.

Значимость этноконфессиональной проблемы и ее недостаточная разработанность на региональном уровне обусловливает выбор и актуальность темы исследования.

Предметом диссертационного исследования является изучение взаимодействия этноса и религии на примере этноконфессиональных процессов в Мордовии и смежных регионах.

В качестве исходной гипотезы выступает рассмотрение этноса и религии как двух систем, имеющих общие по своей социальной природе социокультурные основы и поэтому объективно связанных между собой. Религия - это существенный элемент культуры, имеющий свою уникальную "нишу" в удовлетворетш потребности человека получить ответы на коренные "предельные" вопросы бытия: о смысле жизни и смерти, земном предназначении человека и т.п. В силу своего общечеловеческого характера эти вопросы, концепции и идеи одновременно являются и общечеловеческими, и этнически-национальными, и личностными. Это создает одну из социокультурных основ для сближения различных этнических культур и религий и образования полиэтнических регионов, одним из которых является Мордовия.

Цель исследования состоит в выявлении устойчивых тенденций и особенностей взаимодействия этноса и религии на региональном уровне.

Для достижения цели исследования поставлен ряд исследовательских задач:

- рассмотреть идентифицирующую роль религии в этническом са
мосознании, соотношение национального и религиозного компонентов
в его структуре;

- исследовать синкретизм как специфическую религиозно-
национальную (этноконфессиональную) форму взаимопроникновения
различных элементов этнической культуры и религии в процессе их ис
торического взаимодействия. Выделить специфику православно-
языческого синкретизма у мордвы, связанную с процессом христианиза
ции;

определить этнические и религиозные истоки этноконфессио-нальности и последующих этноконфессиональных процессов в Мордовии;

показать, что поликонфессиональность является характерной чертой современного этноконфессионального облика народов Мордовии как результат их социально-культурной этнической истории;

проследить и проанализировать конфессиональный аспект аккультурации и ассимиляции;

оттенить внутреннюю противоречивость и разнонаправленность этноконфессиональных процессов дифференциации и интеграции, а также роль последней в гармонизации социальных отношений

и сохранении социальной стабильности.

Хронологические рамки исследования. Ограничение хронологических рамок исследования этноконфессиональных процессов на территории Мордовии преимущественно XIX-XX столетиями определяется, в первую очередь, развитостью форм их проявления именно в данный исторический период, наличием этнографического и статистического материала, а также возрастающей актуальностью этноконфессиональной проблематики в современных условиях.

Методы исследования. В исследовании, прежде всего, применялся метод исторического анализа данных по этноконфессиональным проблемам, а также использованы методические приемы анализа массовых источников. Автор принимал непосредственное участие в сборе информации в ходе этнографических экспедиций и записи традиционных протокольных этнографических бесед, дающих живую картину жизни людей и их отношения к исследуемым проблемам. Под руководством авто-

pa были организованы этносоциологические опросы, а также использовался метод "включенного наблюдения" за деятельностью религиозных общин и организаций в Мордовии.

Источниковедческой базой исследования послужили:

материалы Центрального Государственного Архива Республики Мордовия (РМ), в частности, фонда Совета Министров о закрытии и наличии действующих на территории республики религиозных объединений; архива Записи Актов Гражданского Состояния Республики Мордовия о статистике национально-смешанных браков в РМ за последние десятилетия; текущего архива Министерства Юстиции Республики Мордовия (дела регистрации и перерегистрации религиозных объединений в РМ с 1991 года), позволившие проанализировать деятельность зарегистрированных религиозных объединений и выявить динамику их роста. Использовался также рукописный фонд Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при правительстве Республики Мордовия (МНИИЯЛИЭ).

статистические материалы переписи населения, начиная с Первой Всероссийской переписи 1897 года, дающие богатые возможности для выявления конфессиональной принадлежности населения, проживающего на территории современной Мордовии, а также последующих переписей в СССР 1959, 1970, 1979, 1989 годов, позволяющие проследить динамику численности мордвы за советский период истории, получить сведения о сохранении родного языка, о национально-смешанных браках и т.п.

материалы этносошгологических исследований и опросов населения за ряд лет: комплексной экспедиции Научно-исследовательского Института Материальной Культуры, Президиума Совета Союза Воинствующих Безбожников 1934 года по изучению культурных сдвигов у мордвы за годы революции, материалы этносоциологического исследования мордовского населения РМ 1979 года; исследование 1985-1986 гг. МНИИЯЛИЭ; исследование 1991-1992 гг. Научно-исследовательского института регионологии при Мордовском государственном университете; анкетных опросов 1994 и 1995 гт. НИИ регионологии при МГУ им. Н.П.Огарева: "Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии".

В диссертации широко используются материалы пилотажного (пробного) исследования, проведенного автором в 1996 году среди сельского населения РМ.

В работе также используются материалы исследования, которое автор провел среди мордовского населения в трех населенных пунктах Адамовского, Кваркинского и Свеглинского районов Оренбургской области.

В диссертации нашли отражение материалы этнографических экспедиций МНИИЯЛИЭ за ряд лет, полевые материалы автора, собранные им в ходе упомянутых экспедиций в 1985-1986 и 1991 -1992 гг.

- материалы российской и местной (республиканской) прессы, информирующие о современном положении религиозных организаций, эт-ноконфессиональной ситуации и межконфессиональных отношениях в России, и в том числе в Мордовии.

Научная новизна исследования. Предлагаемая диссертационная работа является по существу первой в Мордовии попыткой целостного исследования этноконфессиональности как социокультурного явления. В нем впервые этноконфессиональная проблема рассматривается в системе "внутренних" и "внешних" связей: социально-психологических в сфере аккультурационных и ассимиляционных явлений, миграционных, этнокультурных и этнорелигиозных процессов в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Соответственно прослеживается противоречивость этно-конфессионального аспекта внутри этнических и межэтнических процессов.

Практическое значение диссертационного исследования. Содержащаяся в работе информация и основанные на ней выводы могут быть использованы при разработке региональной политики управления этносоциальными процессами, направленными на предотвращение межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

Материалы диссертации могут стать основой для разработки и чтения соответствующего лекционного спецкурса.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на региональной научной конференции "История христианизации народов Среднего Поволжья и ее марксистско-ленинская оценка" (г. Чебоксары, 1988), на IX научной конференции молодых ученых Волго-Вятского региона (г. Горький, 1989), на Всероссийской научной конференции "Актуальные проблемы современной молодежной культуры" (г. Горький, 1990), на региональной научной конференции "Проблемы национального развития и межнациональных отношений в Урало-Поволжском регионе" (г. Ижевск, 1990), на Всероссийской конференции "Традиционное и новое в культуре народов России" (г.Саранск, 1992), на международной научно-практической конференции "Культура

(язык, верования) финно-угорских народов: проблемы и перспектива изучения" (г. Йошкар-Ола, 1992), на 1-х международных Эрьзинских чтениях "Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века" (г. Саранск, 1996), на Всероссийской научно-практической конференции "История, образование и культура народов Среднего Поволжья" (г. Саранск, 1997), региональной конференции "Проблемы межэтнических взаимодействий в сопредельных национальных и административных образованиях (на примере региона Среднего Прикамья) (г. Сарапул, 1997), на Втором международном конгрессе этнографов и антропологов (г. Уфа, 1997), а также на Огаревских научных чтениях в Мордовском государственном университете и на научных конференциях преподавателей и студентов МГПИ им. М.Е.Евсевьева.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Логика построения работы определяется задачами теоретического рассмотрения этнологического содержания диссертационной проблемы и ее базисных понятий на общем и региональном (местном) материале (первая глава), выявления истоков этноконфессиональности в процессе этногенеза и этнической истории мордовского и других народов Мордовии преимущественно в рамках XIX века с выделением аккультураци-онного значения деятельности школы Н.И.Ильмішского (вторая глава), исследования современных этноконфессиональных процессов в республике (третья глава).