Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кавказская война и Исламский фактор на Северном Кавказе (Первая половина XIX века) Чжун Се Чжин

Кавказская война и Исламский фактор на Северном Кавказе (Первая половина XIX века)
<
Кавказская война и Исламский фактор на Северном Кавказе (Первая половина XIX века) Кавказская война и Исламский фактор на Северном Кавказе (Первая половина XIX века) Кавказская война и Исламский фактор на Северном Кавказе (Первая половина XIX века) Кавказская война и Исламский фактор на Северном Кавказе (Первая половина XIX века) Кавказская война и Исламский фактор на Северном Кавказе (Первая половина XIX века) Кавказская война и Исламский фактор на Северном Кавказе (Первая половина XIX века) Кавказская война и Исламский фактор на Северном Кавказе (Первая половина XIX века) Кавказская война и Исламский фактор на Северном Кавказе (Первая половина XIX века) Кавказская война и Исламский фактор на Северном Кавказе (Первая половина XIX века) Кавказская война и Исламский фактор на Северном Кавказе (Первая половина XIX века) Кавказская война и Исламский фактор на Северном Кавказе (Первая половина XIX века) Кавказская война и Исламский фактор на Северном Кавказе (Первая половина XIX века)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чжун Се Чжин. Кавказская война и Исламский фактор на Северном Кавказе (Первая половина XIX века) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 : Москва, 2005 187 c. РГБ ОД, 61:05-7/470

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Ислам на Северном Кавказе. Происхождение мюридизма .

1. Распространение ислама на Северном Кавказе. Суфизм 28-44

2 . Происхождение мюридизма 45-62

Глава 2. Мюридизм и Кавказская война

1. Наибский мюридизм, отношения между адатом и шариатом 63-83

2. Причины Кавказской войны 83-100

Глава 3 . Имамат Шамиля: идеология и государственное устройство

1. Идеология и право 101-120

2. Государственное устройство имамата 120-135

Глава 4 . Воззрения русской интеллигенции и русского общества на кавказские события первой половины XIX века

1. Русские писатели о Кавказе 136-153

2. Воззрения декабристов и представителей революционно-демократического направления русской общественной мысли на проблемы Кавказа 153-166

Заключение 167-171

Библиография 172-187

Введение к работе

Актуальность темы. В истории народов Северного Кавказа, как и в истории Российской империи, Кавказская война занимает особое место. Для Российской империи обладание Кавказом было стратегически важно, Кавказ был одним из базовых элементов системы защиты ее южных границ. Сейчас, в связи с распадом СССР и возникновением на постсоветском пространстве целого ряда вооруженных конфликтов, обращение к теме Кавказской войны особенно актуально - это должно помочь выявлению истоков существующих ныне противоречий.

При обращении к истории Кавказской войны в первую очередь необходимо исследовать исламский фактор в жизни горцев и политике имамата и причинах Кавказской войны. Проблема исламского фактора, его роли и значения в историческом развитии Северного Кавказа, в ходе Кавказской войны первой половины ХК века -многоаспектна и сложна. Чтобы подступиться к этому вопросу, следует изучить истоки религиозного движения, понять пути духовной эволюции как основной массы населения, так и его лидеров, возглавивших национальное сопротивление и создавших новое государственное образование на Кавказе.

Ислам и шариат способствовал ликвидации духовно-культурной разобщенности множества родов, племен, сельских общин и формированию их в единое теократическое государство - имамат. Они смогли дать народу чувство мощного духовного единения. На протяжении длительного времени ислам проникал в народное сознание, а при имаме Шамиле смог объединить горцев.

Новые религиозные учения, прежде всего мюридизм, явились важными факторами в процессе Кавказской войны. С утверждением мюридизма на Северном Кавказе, имам Шамиль стал активно строить единое государство. В общественно-политической, духовно-нравственной, семейно-быговой сферах ислам играл огромную роль. Очень важно выявить различия между суфизмом и мюридизмом, выявить суть различий между мистико-аскетическим и политическим течениями, определить суть наибского мюридизма, все это дает возможность понять, почему во время Кавказской войны для северокавказских народов ислам стал знаменем сопротивления Российской империи. На протяжении длительного исторического периода мюридизм был идеологическим инструментом борьбы против внешней агрессии, инструментом военно-политического объединения.

Цель и задачи диссертации. Основной целью диссертационной работы является попытка анализа проблемы формирования мюридизма, исламского фактора в

жизни северкавказских народов, отношения к колониальной политике российского правительства. Особое внимание уделяется таким вопросам, как особенности распространения ислама на Северном Кавказе, формирование идеологии мюридизма, отношения между адатами и шариатом, причины Кавказской войны, политическая характеристика имамата, его идеология имамата и государственное устройство, воззрения русской интеллигенции на Кавказские события. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Раскрыть пути, методы и основные этапы распространения ислама, суфийского движения на Северном Кавказе.

  2. Проанализировать идеологию мюридистских движений, основные причины Кавказской войны и степень влияния исламского фактора.

3) Определить характер и формы влияния исламского фактора на социальное устройство

имамата Шамиля. 4) Выявить особенности идеологии имамата Шамиля и специфику распространения ислама и шариата в горской среде.

Объект исследования. Обектом исследования данной работы избраны исторические события Кавказской войны первой половины ХГХ века. Региональный подход к этой проблеме обусловлен тем, что Северный Кавказ представляет собой регион распространения мюридизма в это время.

Методологические принципы. Методологической основой исследования является совокупность научных методов, составляющих основу историческую исследования: принцип историзма, конкретно-исторический подход к анализу явлений прошлого; научная объективность, требующая учета максимально возможного количесва фактов и факторов при анализе исследуемого явления; сравнительно-исторический метод.

Научная новизна. В работе на первое место выдвигается изучение исламского фактора, в связи с которым рассматривается как происхождение так и сущности кавказского мюридизма , как религиозного движения связанного с борьбой горцев Дагестана и Чечни.

Источниковая база. Для решения поставленных задач в рамках исследования в качестве источников были использованы многочисленные документы. Это прежде всего документы, опубликованные в сборниках «Акты Кавказской археографической комиссии», выпускавшихся в 1866-1904; «Сборнике сведений о кавказских горцах», выходившем в 1868-1873, «Кавказский сборник», выпущенном в свет в 1876-1912 и др. Рассмотрены

материалы периодической печати - журналов «Современник» и «Русское слово» 18591. Их публикаций более позднегопериода следует прежде всего упомянуть «Хронику Мухаммеда Тахира ал-Карахи»2, изданную в 1941 г., «Асари Дагестан»3, «Обзор источников по истории имамата», осуществленный Н.И.Покровским, 4 сборники материалов «Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х ггХІХ в.»5, «Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колорнизаторов»6.

«Акты Кавказской археографической комиссии» представляют, пожалуй, наибольшую ценность из всех источников, опубликованных в дореволюционный период. Издание охватывает период с 1799 по 1862 г. «Акты» представляют собой публикацию документов, извлеченных из архивов наместничества кавказского. Материалы по истории имамата и мюридизма на Северном Кавказе помещены в томах VII - XII (1827 - 1862 гг.).

Что касается характера этих публикаций, то они главным образом состоят из официальных документов, тенденциозно подобранных составителями, которые стремились всячески оправдать действия правительства. Собранные здесь документы отражают политику русского правительства, в том числе непосредственно политику Ермолова по отношению к горцам. Седьмой том «Актов» охватывает время управления Паскевича, 1827-1831 гг. — период, когда складывается мюридистское движение, когда возникает имамат. С восьмого тома появляются значительный корпус материалов, рисующих борьбу царского правительства с имамами. Девятый том включает документы периода управления Головина (1838-1842) и Нейдгардта (1842-1844), то есть очень интересную эпоху истории мюридизма: время чеченского восстания 1840 г., успехов движения в Нагорном Дагестане, захвата мюридизмом Аварии. Том десятый, относящийся ко времени наместничества Воронцова (1845-1853), показывает, что имеется значительное количество сведений о внутреннем положении имамата второй половины 40-х годов. Интерес представляет переписка по вопросу о столкновении Хаджи-Мурата с Шамилем.

В этих'публикациях особое место занимает «Дневник Руновского», изданный в 1904 г.7 А.И.Руновский служил в качестве правительственного пристава при Шамиле,

1 Казембек М.А. Мюридизм и Шамиль//Русское слово, кн. XII. СПб. 1859. С.182-242.

Хроника Мухаммеда-Тахира ал-Карахи о Дагестанских войнах в период Шамиля. Передвод с арабского А.М.Барабанова. Предисловие акад. И.Ю.Крачковского. М.Л.,1941.

Гасан Алкадари. Асари-Дагестан. Махачкала, 1929.

Покровский Н.И. Обзор источников по истоии имамата/ДТроблемы источниковедения. Вып. П. М.,1936.

Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг. ХГХ в. Сборник документов. Составили Гаджиев В.Г. и Рамазанов Х.Х. Под ред. Даниялова ГА. Махачкала, 1959. 6 Шамиль-ставленник султанской Турции и английских колонизаторов (Сборник документальных материалов). Под. ред. Цагарейшвили Ш.В. Тбилиси, 1953.

Акты Кавказской археографической комиссии.(АКАЮ Т.12. Тифлис, 1904. С. 1395-1526.

поселенном вместе с семьей в г. Калуге. Он жил в доме Шамиля, ежедневно общался с ним. Одна из статей, написанных Руновским, под названием «Записки о Шамиле»8, издана была в 1860 году в Петербурге, другая была опубликована в «Актах Кавказской археографической комиссии», издававшихся в Тифлисе. Фактически Шамиль является соавтором этой работы, так как она написана на основе его рассказов. Руновский тщательно записывал содержание своих бесед с Шамилем, в которых был освещен ряд интересных вопросов внутренней политики и политической истории имамата. Руновский четко различает мюридизм как религиозно-политическое учение, являвшееся идеологией национально-освободительного движения, и суфизма - послушничество наибских и тарикатских мюридов.

«Сборник сведений о кавказских горцах» дает ценный материал для понимания противоречий между шариатом и адатом. В «Сборнике» на первом месте стоят официальные записи горского обычного права, сборники адатов. Дагестанские адаты собирались окружными начальниками в 1865 и 1866 гг. и частично изданы в VII выпуске («Адаты Даргинских обществ»). Свод ряда дагестанских адатов, составленный Комаровым, помещен в выпуске в «Сборнике'». Свод Комарова коротко сообщает в первой главе о происхождении в Дагестане суда по шариату и адату и дает некоторые исторические сведения, относящиеся к борьбе шариата с адатами во времена мюридизма.

Одним из наиболее важных и ярких источников является «Низам Шамиля»,10 опубликованный в III выпуске «Сборника сведений о кавказских горцах». Содержание его сводится к следующим пяти документам: 1) Положение о наибах, 2) Предписание имама всем наибам, 3) Причины съезда в Андии, 4) Молитва, предписанная к прочтению после хутбы каждому совершающему пятничное служение (Джума намаз), 5) Приказание, отданное имамом при собрании в Хунзахе.

Что касается «Сказания очевидца о Шамиле», то эта книга впервые опубликована в 1870 году11. Это один из первых опубликованных источников, принадлежащих перу дагестанских исследователей, посвященных движению горцев и мюридизму. Гаджи-Али был секретарем при Шамиле на протяжении двадцати лет (1839-1859), он заслуженно занимал в имамате различного рода должности и выполнял ответственные поручения самого Шамиля.

8 Руновский А.И. Записки о Шамиле. СПБ. 1860.

Комаров. Адаты и судопроизводство по ним (материалы для статистики Дагестанской области). 10 Низам Шамиля//Сборник сведений о кавказских горцах Вып. 3. 1870.

Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. Перевод с арабского. - Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, Вып. VII. 1870. С. 1-76.

Книга Гаджи-Али - это в основном хроника военных действий, поданная наряду с богатым биографическим материалом о Шамиле. Имам даже после поражения остается для Гаджи-Али идеальной личностью, в отличие от его наибов и сыновей. «Сказание очевидца о Шамиле» содержит исключительно интересный и очень важный материал, освещающий возникновение и развитие кавказского мюридизма и дает характеристику руководящей верхушки мюридистского движения. Особый интерес представляет завершающий раздел книги, озаглавленный «Источники доходов и причины падения Шамиля». Гаджи-Али довольно точно определил причины отхода широких масс от движения - насилие и страшные поборы наибов делали положение горцев крайне тяжелым, а главное, беспросветным. Вывод автора таков: «Власть Шамиля была уничтожена коварством и изменою наибов и его приближенных, русским войском и золотом»12.

«Кавказский сборник» также дает очень ценный материал о происхождении мюридизма. Из числа изданных записок необходимо упомянуть прежде всего о «Путевых записках Генерального штаба капитана Прушановского», опубликованных в т. ХХШ «Кавказского сборника»13. Это произведение представляет особую ценность, так как здесь разбирается вопрос о начале мюридизма. Для изучения первого периода деятельности Магомед Ярагского, для понимания мюридизма эпохи 1825-1827 гг., работа Прушановского иногда оказывается единственным источником.

Среди местных документов, важнейшим источником для изучения истории кавказского мюридизма является «Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи». Мухаммед Тахир в 1850 году был назначен секретарем Шамиля и поселился дома у Шамиля, в Дарго. Шамиль рассказывал эпизоды борьбы, а Мухаммед записывал их на арабском языке. Основная часть ее была написана в 1851-1856 гг. Переведенная с арабского языка, она была издана в лишь в 1941 г. с предисловием академика И.Ю. Крачковского. Несомненным достоинством «Хроники» является то, что она писалась человеком, которому были доступны почти все сведения о Шамиле и созданном им теократическом государстве.

Оба автора этих полубиографических-полумемуарных текстов, Мухаммед Тахир и Гаджи-Али, безусловно, компетентны. Однако при всей своей значимости местные источники страдают однобокостью и тенденциозностью. В них, хотя и в наивно-Там же. С.76.

Прушановский К.И. Выписка из путевого журнала Генерального штаба капитана Прушановского с 1823 по 1843 год//Кавказский сборник. Т. 23. 1902.

религиозной форме, чрезмерно восхваляются мероприятия имамов, идеализируется Шамиль.

Еще следует упомянуть добавить произведение «Асари-Дагестан» Гасана Алкадари. В нем ярко проявляется религиозное мировоззрение автора, осознание ничтожества человека перед волей аллаха, от которой зависят жизнь и судьбы людей и целых народов. Гасан Алкадари, хотя и видит объективные причины выступления горцев, но все же наибольшее внимания уделяет религиозному фактору. Он вообще не дает описания военных событий, но зато весьма ясно и детально говорит о реформах Шамиля и государственном устройстве имамата. Примечательно, что Гасан Алкадари ясно и четко видит военно-политический смысл тариката Шамиля, резко отличающийся от прежнего мистического его смысла, а также социально-политическую суть противопоставления шариата адатам.

Известный положительный вклад в изучение мюридизма в середине XIX в. внесла работа МА.Казембека. Казембек - выдающийся востоковед, неоднократно встречался с Шамилем, находившимся в плену в Калуге, где он имел с ним продолжительные беседы по широкому кругу вопросов, в том числе по проблеме истории борьбы горцев. Впоследствии Казембек опубликовал работу «Мюридизм и Шамиль» в журнале «Русское слово»14, выходившим в 1859-1866 гг. МА.Казембек выявляет политический смысл тариката Шамиля, показывает его корни, соотносит эти различия с различиями между шиизмом и суннизмом, подчеркивает теократический характер имамата. В своей статье он пытается определить сущность мюридизма. М.А.Казембек считает, что мюридизм был основан на идеологии джихада, тариката. Он не выяснял, почему мюридизм в тех условиях был наиболее подходящим оружием для борьбы против царской России. Он прямо указывает на злоупотребления администрации, создавшие напряженную обстановку на Кавказе.

Особое место среди работ источниковедческого характера в 20-30-х гг. XIX занимает статья Н.И.Покровского «Обзор источников по истории имамата». Она является специальной источниковедческой работой обобщающего характера. Н.И.Покровский дает качественный анализ дореволюционных источников, в том числе «Актов кавказской археографической комиссии» и «Сборников сведений о кавказских горцах».

Что касается публикаций, сделанных в советское время, то наибольшее значение имеет сборник «Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг. XIX века», так как он послужил основанием для исследовании ряда документов, почерпнутых из архивов,

14 Казембек МА Мюридизм и Шамиль//Русское слово, кн. XII. СПб. 1859. С. 182-242.

помог уточнить многие частные вопросы, хронологию и транскрипцию собственных имен и географических названий. Сборник охватывает период со времени возникновения антиколониального движения горцев до его подавления в 1859 г. Включенные в сборник документы по содержанию отражают следующий круг вопросов: социально-экономическое и политическое положение Дагестана в первой четверти ХГХ века, колониальная политика царского самодержавия, причины возникновения и ход борьбы горских народов Северо-Восточного Кавказа против феодалов и царизма, государственная система имамата, военные, административно-финансовые и социальные мероприятия Шамиля, подавление движения.

Сборник «Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов» издан в Тбилиси в 1953 году. Сборник этот содержит материалы, охватывающие период с 1826 по 1859 г. и пять небольших документов за 1861-1864 гг., всего в сборнике опубликован 401 документ. Авторам удалось показать широкое участие грузинского дворянства в Кавказской войне против восставших горцев.

Что касается архивных источников - базовым хранилищем документов по истории Кавказской армии и Кавказской войны является Центральный государственный военно-исторический архив (Москва). Сотрудники военно-исторического архива делят документы о Кавказской войне на пять групп. Четвертая группа - одна из самых, ценных: это документы Военно-ученого архива (ВУА) и коллекция «Кавказские войны». Здесь важна работа К.И.Прушановского, о роли наибов и имамате Шамиля — в «исторических записках» главе об обязанностях наибов15.

Историография. Дореволюционная российской историография Кавказской войны представлена, прежде всего, работами, носившими ярко выраженный имперский характер, несущими печать официальных правительственных оценок. Мюридизм в этих произведениях рассматривается как завезенное извне изуверского учение, отличающееся фанатизмом, особо воинственным характером. Проявление малейшего недовольства классовой и национальной политикой царизма выдается за религиозный бунт, за воинственное выступление против христианства16. Предполагалось, что мюридизм служил политике иностранных держав - Османской империи, Ирана, других враждебных Российской империи государств.

Этой точке зрения можно противопоставить работы представителей демократического направления общественной мысли. Их оценки движения горцев и

Прушановский К.И. Исторические записки. - глава об обязанностях наибов//Центральный государственный военно-исторический архив(ЦГВИА) ВУА № 6512. Смирнов Н.А Мюридизм на Кавказе. М., 1963. С.16.

личности их вождя заметно отличаются от оценок официальных историографов. Нам остается довольствоваться публицистской, художественными произведениями, дневниками, мемуарами, письмами таких представителей русской литературы, в первую очередь, как А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, МЮЛермонтова, А.А.Бестужев-Марлинский, Л.Н.Толстой, А.И.Герцен, Н.А.Добролбов, Н.Г.Чернышевский и др. Представители этого направления сочувствовали народам Кавказа и рассматривали борьбу горцев как национально-освободительную войну против русского самодержавия".

В советской историографии Кавказской войны можно выделить несколько этапов: с 20-х до середины 40-х, с конца 40-х до середины 50-х и с середины 50-х до конца 80-х годов. За это время сам Шамиль и деятельность мюридизма оценивалась порой с диаметрально-противоположных позиций. Так, в работах одних историков движение горцев показывалось как прогрессивное, национально-освободительное, а Шамиля представлялся великим демократом, борцом за свободу народов, в работах других это движение изображалось реакционным.

Пионером в деле становления советской историографии по данному вопросу следует считать историка-марксиста МН.Покровского. В 1924 г. появились работы М.Н.Покровского «Дипломатия и войны царской России в ХЕХ столетии»18. Написанная еще до Октябрьской революции, эта статья представляет собой первую в русской историографии попытку марксистского освещения данной проблемы. Он считал, что государство, созданное Шамилем, было теокротическим по форме: теократия являлась «идеологической оболочкой вполне реальной светской власти»1'.

В 30-е годы новые интересы, связанные с движением горцев Кавказа в XIX в., установленные М.Н.Покровским, получили дальнейшее развитие новой советской историографии. Крупнейшие учены страны — классики мирового востоковедения акад. В.В.Бартольд, акад. И.Ю.Крачковский, известный этнограф-кавказовед А.И.Генко, Н.И. Покровский, Б.В.Скитский20 работали над выявлением и изданием письменных источников по движению горцев. Характерно, что все исследователи придавали большое историческое значение движению Шамиля. Из работ кавказоведов в это время наиболее

Гаджиев В.Г., Пикман A.M. Великие русские революционные демократы о борьбе горцев Дагестана и Чечни. Махачкала, 1972.

Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в ХГХ столетии. М., 1924. С. 179-229. "Тамже. С. 207,212.

21 Крачковский И.Ю. Арабская рукопись воспоминания о Шамиле//3агшски института востоковедения АН СССР. Л.,1933. № 2. С. 9-20; Его же. Неизданные письма Шамиля//3аписки института востоковедения АН СССР. Л., 1933. № 2. С. 1-7; Генко А.И. Арабская карта Чечни эпохи П1амиля//3аписка института востоковедения АН СССР. Л.,1939. № 2. С. 21-36.Покровский Н.И. Мюридизм у власти («теократическая держава П1амиля»)//Историк-марксист. М.,1934. Т. 2. С.30-75; Скитский Б.В. Классовый характер мюридизма в пору имамата Шамиля. Владикавказ, 1930.

известными были появившееся в 1939 г. работы С.К.Бушуева и Р.М.Магомедова21. Их подход к интерпретации движения горцев был единым, методологически они не отличались традиции советской историографии 20-х годов. В них заметно положительное влияние традиций, заложенных в рассмотрении движения горцев М.Н.Покровским. Они отмечают прогрессивный характер мюридизма. В целом в работах второй половины 1930-х гг. резко усилились акценты на «антиколониальном», «освободительном», «справедливом» характере движения горцев22.

К 1940-м годам в советской исторической науке произошли существенные изменения. Оценка движения под руководством Шамиля резко изменилась. Первым проявлением этого нового подхода оказалось выступление Х.Г.Аджамяна «Об исторической сущности кавказского мюридизма»23 в ходе дискуссии, проведенной в 1947 году в Москве. Была сделана первая попытка кардинальной переоценки Кавказской войны ввиду ее политической вредности.

Суть выступления Аджамяна сводилась к тому, что принятая в советской исторической науке безусловно положительная оценка движения горцев неверна. Движение мюридизма трактовалось как реакционное, феодально-религиозное сопротивление влиянию более передовой России. Длительное сопротивление Шамиля объяснялось внешней причиной - помощью Турции и Англии24. Движение кавказских горцев с точки зрения Аджамяна было реакционным еще и потому, что эта борьба ослабляла Россию, усиливала позиции антирусской коалиции.

В период культа личности Сталина советским историкам были по существу навязаны взгляды, приводившие к отрицанию движения горцев против царизма. М.Д.Багиров, первый секретарь ЦК Компартии Азербайджан, написал статью, названную им «К вопросу о характере движения мюридизма и Шамиля»25. Там полностью повторялись оценки, взятые из доклада Анджамяна. В этой статье движение мюридизма изображалось как реакционное, националистическое, антирусское. Шамиля и других имамов Багиров называл ставленниками Османской империи и наймитами английских колонизаторов. Антиколониальная и антифеодальная направленность движении горцев отрицалась. Точку зрения об инспирированности движения внешними силами встали и те, кто в свое

Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость иод руководством Шамиля. М., 1939; Магомедов P.M. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1939.

Дсгоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М., 2001. С.244.

Историческая наука в СССР. Дискуссия о движении Шамиля//Вопросы истории. 1947. № 11. С. 134-140.

24 Вопросы истории. 1947. № 11. С.134-140. " «Большевик». 1950. № 13.

время доказывал прогрессивность движения горцев2 . Так, например, С. К.Бушуев в своей книге «Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России»27 назвал движения горцев инспирированным.

В статье, посвященной изучению социальной базы движения А.В.Фадеев также утверждал, что «мюридистское движение инспирировалось агрессивными кругами султанской Турции и капиталистической Англии»28. Однако он заявлял, что под реакционной оболочкой мюридизма скрывался стихийный протест масс против феодального гнета и колониального произвола. Этой статьей в журнале «Вопросы истории» была открыта дискуссия, длившаяся в течение 1956-1957 гг. Участники дискуссии - С.К.Бушуев, Г.Д. Даниялов, А.М.Пикман, М.В. Покровский2' - пришли к выводу, что, характеризуя мюридизм, необходимо отделять социальные мотивы этого движения как направленного против феодального и колониального гнета от мюридизма -его идеологической, религиозной оболочки.

В этот период развернулись широкие дискуссии о Кавказской войне30. Условно
здесь можно выделить два направления - «прошамилевское» и «антишамилевское»31.
Сторонниками первого направления В.Г.Гаджиев, А.М.Пикман, Г.Д.Даниялов,
А.Д.Даниялов, Х.Х.Рамазанов. Они подчеркивали «антиколониальную»,

«антисамодержавную» и «антифеодальную» сущность движения горцев и считали его «прогрессивным». Представители другого направления - С.К.Бушуев, М.В.Покровский, А.В.Фадеев - обращали внимание прежде всего на реакционную оболочку мюридизма.

В изучении рассматриваемого движения горцев положительную роль сыграли махачкалинская и московская научные сессии историков 1956 г. Поворотным пунктом в интерпретации движении мюридизма стал состоявшийся в феврале-марте 1956 г. XX

Бушуев С.К. Борьба горцев на независимость под руководством Шамиля. М-Л, 1939. 27 Бушуев С.К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России. М., 1955.

Фадеев А.В. О внутренней социальной базе мюридистского движения на Кавказе//Вопросы истории. 1955. № б, С.67.

29 Бушуев С.К. О кавказском мюридизме//Вопросы истории. 1956. № 12. С.72-79; Даниялов Г.Д. О движении горцев под руководством Шамиля//Вопросы истории. 1956. Jfe 7. С.71-72;Покровский М.В. О характере движения горцев Западного Кавказа в 40-60-х годах XIX века //Вопросы истории. 1957. № 2. С.62-74.

Движение кавказских горцев под руководством Шамиля. Доклады и решения научной сессии Дагестанских филиала АН СССР в Махачкале, 4-7 октября 1956г. Махачкала. 1956", О движении горцев под руководством Шамиля. Материалы сессии Дагестанского филиала АН СССР 4-7 октября 1956г. Махачкала, 1957// Гаджиев В Г. Движение кавказских горцев под руководством Шамиля в исторической литературе. Махачкала, 1956; Рамазанов Х.Х. Колониальная политика царизма в Дагестане в первой половине ХГХ в. Махачкала, 1956,Очерки истории Дагестана. Т. 1.Махачкала, 1957. С.210-237. 31 Дегоев В.В. Указ. Соч. С.251.

съезд КПСС, открыто осудивший культ личности Сталина. В Махачкале в октябре 1956 г. прошла сессия Дагестанского филиала АН СССР32. В решении сессии движение горцев определено как массовое, народное, антиколониальное, движение, которое не могло быть инспирировано из-за рубежа. В то же время религиозная оболочка движения - мюридизм - была признана реакционной, поскольку она способствовала разжиганию религиозного фанатизма и ненависти к народам. В декабре 1956 г. научную сессию провел Институт истории АН СССР в Москве. Участники ее пришли к тем же выводам, что и участники сессии в Махачкале33.

На оживление продолжительной работы указывает появление глубоких, содержательных монографий Н.А.Смирнова34, А.В.Фадеева35, В.Г.Гаджиева36. Книга «Мюридизм на Кавказе» составила заметную веху в исследовании национально-освободительного движения. Н.А.Смирнов первым обратился к изучению мюридизма как теории и практики шамилевского выступления, рассмотрел мюридизм как специфическое явление религиозной идеологии, в котором выразились и интересы масс. Также были изданы работы, особенно ценные в плане изучения социально-экономического развития горского общества-труды Х.М.Хашаева37 и Р.М.Магомедова 8.

Однако с конца 60-х годов заметен спад исследовательской работы по изучению движения мюридизма, что находится в прямой зависимости от начавшегося на рубеже 1960-1970 гг. так называемого периода застоя. К середине 1980-х гг. в изучении проблемы Кавказской войны наступил новый этап. В годы застоя, когда общественные науки выполняли социальный заказ, была сформулирована концепция добровольного вхождения Чечни и Ингушетии в состав России, проводилась мысль о реакционности антиколониальных движений, в частности, движения горцев в 20-50-е годы XIX в. Тем самым советской историографии навязывалась «новая концепция», коренным образом отличавшаяся от той, которая была выработана на научных форумах в 1956 г.

Инициаторами выдвижения на первый план идеи «добровольного вхождения» Чечни и Ингушетии в состав России выступили М.М.Блиев, В.Б.Виноградов, С.Ц.Умаров и

Обсуждение вопроса о характере движения горских народов Северного Кавказа в 20~25~х годах XIX века//Вопросы истории. 1956. № 12. С.188-198.

К дискуссии о характере движения горцев Дагестана под руководством Шамиля//Вопросы истории. 1957. № 1.

34 Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI-XIX веках. М.,1958; Его же. Мюридизм на Кавказе. М.Д963.

Фадеев А.В. Россия и Кавказ первой трети ХГХ в. М.,1960. 36 Гаджиев ВТ. Роль России в истории Дагестана. М., 1966.

Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана XIX века. М.,1961.

Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII — нач. XIX вв. Махачкала, 1957.

другие ученые. С начала 80-х гг. были предприняты попытки представить эту борьбу как
проявление горской «экспансии». Истоки данной теории экспансионизма прослеживаются
в трудах представителей еще дореволюционной официальной историографии.

М.М.Блиев подчеркивает, что на Северном Кавказе «население почти не знало проявления царского колониализма»3'. Он отрицает колониальный гнет в горных регионах Кавказа, чтобы обосновать свою версию о набеговом хозяйстве горцев. М.М.Блиев заявляет, что у горцев Северного Кавказа существовала «набеговая система», действия же царских войск выдаются за вынужденные меры самозащиты и обороны от набегов горцев.

Вслед за М.М.Блиевым В.Б.Виноградов пишет, что «привычное употребление понятий «колониальная политика», «колониальный режим», «колониализм» в контексте исторической действительности нашего края в дореформенной, в докапиталистической еще эпохе вызывает сегодня всякие сомнения»40. В.Б.Виноградов и С.Ц.Умаров в своих рекомендациях заявляли «новое прочтение» концепции народно-освободительной борьбы горцев Северного Кавказа. Они интерпретировали горскую «систему экспансии» (вооруженные набеги за добычей и пленниками) как агрессивную форму собирания «феодальной собственности». В.Б.Виноградов и С.Ц.Умаров утверждали, что М.МБлиев пришел к выводу о том, что «Кавказская война... явилась завершающим этапом системы экспансии, ее ужесточенной и высокоорганизованной формой»41. В 1988 году, то есть через пять лет после статьи М.МБлиева, тот же исторический журнал напечатал статью его оппонентов Б.Х.Ортобаева и Ф.В.Тотоева42. Б.Х.Ортабаев и Ф.В.Тотоев выступили с обстоятельной критикой концепции Блиева и Виноградова. Они показывают, что у горцев испокон веков была налаженная система автономного самообеспечивающегося хозяйства. И сами набеги появились как вынужденная форма сопротивления, а иногда и пропитания горцев после разорения царскими войсками их аулов43. В.П.Невская констатировала, что «нельзя согласиться с мнением ММБлиева, который на первое место ставит военную функцию сельской общины, организацию набегов, считая ее более важной, чем хозяйственная. Это не только не подтверждается историческим и этнографическим материалом, но и противоречит ему»44. Концепцию В.ГШевской была поддержана также М.А.Абдуллаевым, А.И.Халиловым, Г.Г.Гамзатовым, Х.М.Ибрагимбейли45.

" Блиев М.М. Кавказская войнаАсоциальные истоки и супшость//История СССР. 1983. № 2. С.54.

40 Виноградов В.Б. Умаров С.Ц. Вместе к единой цели. Грозный, 1987. С.9.

41 Виноградов В.Б. Россия и Северный Кавказ. (Обзор литертуры за 1976-1985 гг. Итоги и
перспективы изученияУ/История СССР. 1987. № 3.

Ортабаев Б.Х., Тотоев Ф.В. Еще раз о Кавказской войне: о ее социальных истоках и сущности //История СССР. 1998. № 4. 43 Ортабаев Б.Х., Тотоев Ф.В. Указ. Соч. С.81.

Невская В.П. Проблемы сельской общины и горских народов Северного Кавказа в советском

20-22 июня 1989 г. в Махачкале состоялась Всесоюзная научная конференция «Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х ХГХ века». В центре внимания участников конференции стояли такие проблемы, как роль идеологического фактора в движение горцев, движущие силы и характер борьбы. Ряд докладов был посвящен ходу борьбы, анализу природы имамата Шамиля и его реформ, участию народов Кавказа в движении. Участники конференции пришли к выводу о том, что «борьба горцев выражала интересы народов Дагестана, Чечни, Северо-Западного Кавказа, находила общенародную поддержку, носила освободительный характер»46.

В 1994 г. вышла монографя ММ.Блиева и В.ВДегоева «Кавказская война». В ней развивается мысль о формационньж истоках Кавказской войны. Авторы выводят ее причины из социально-хозяйственного строя горцев, который якобы имел в качестве экономической сердцевины «набеговая систему», приносившую материальный результат (добычу).

Ярким событием в постсоветской истории изучения Кавказской войны стала научная конференция в Краснодаре в мае 1994 г.4' На этой конференции значительное место уделено внешнеполитическим аспектам Кавказской войны. В подавляющем большинстве работ 1990-х гг. утверждается идея о национально-освободительном содержании движения горцев при заметном ослаблении внимания к «классовым», «антифеодальным» моментам и постепенном изъятии из понятийного аппарата проблемы таких определений, как «реакционная оболочка» мюридизма .

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего исследования роли исламского фактора в истории народов Северного Кавказа. Этим обусловлено значение постановки проблемы роли религиозного фактора в его исламской разновидности всех уровнях причин Кавказской войны. Результаты исследования могут найти применение в процессе дальнейшего решения

кавказоведении//Известия СКНЦВШ. Общественные науки. 1985. № 1. С.44.

Абдуллаев М.А. Отражение антифеодальной борьбы крестьянских масс Дагестана в общественно-политической мысли//Классовая борьба в Дагестане. Махачкала, 1984. С. 117-118; Халилов А. Шамиль в истории и памяти народов//Советский Дагестан. 1988. № 5. С. 31-37; Гамзатов Г.Г. Перестройка и национальное создание. Аспекты гуманитарные и исторические//Советский Дагестан. 1988. № 6. С. 19-23;Ибрагимбейли Х.М. Народно-освободительная борьба горцев Северного Кавказа под руководством Шамиля против царизма и местных феодалов//Вопросы истории. 1990. № 6. С.56.

Основные выводы и рекомендации Всесоюзной научной конференции //Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах XIX в. Махачкала, 1994. С.319-324.

Кавказская война:уроки истории и современность. Материалы научной конференции, г. Краснодар, 16-18 мая 1994 г. Краснодар, 1995.

41 Дегоев В.В. Большая игра на Кавказежтория и современность. М.,2001. С.271.

проблемы исламского возрождения на Северном Кавказе, формирования обыденного и теоретического сознания.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

. Происхождение мюридизма

В литературе существует несколько версий о путях проникновения мюридизма на Северный Кавказ. Его историю выводили из Средней Азии, из Турции, из Азербайджана (точнее, Ширвана, - феодального государства, занимавшего север современного Азербайджана). Русские дореволюционные авторы настаивали на том, что мюридизм был непосредственно импортирован на Северный Кавказ накануне войны за независимость враждебными России странами и получил распространение среди горцев только в результате их фанатизма, легкомыслия и невежества. Этой версии придерживались Н.В.Ханыков, К.И.Прушановский, А.А.Неверовский, Лобанова-Ростовская.

Идеи братства Накшбандийа-Халидийа начали распространяться в Дагестане благодаря деятельности шейхов Магомеда Ярагского и Джамал-Эдина. К.И.Прушановский так описывал этот процесс: «В 1823 г. жил в с. Яраг Кюринского ханства (Дагестан) мулла Магомед, у которого был ученик родом из Бухары по имени Хас-Магомед. Этот ученик и научил учителя тарикату, который был неизвестен до той поры в Дагестане. Но, с другой стороны, рядом в Ширванском ханстве (Азербайджан), в с. Кюрдомир жил и проповедовал накшбандийский тарикат некий ученый Гаджи-Измаил. По другой версии, Хас-Магомед посоветовал Магомеду изучать тарикат непосредственно из первых рук -у Гаджи-Измаила»107. По словам Н.А.Волконского, Гаджи-Измаил благословил муллу Магомеда повернуть дела на надлежащую дорогу и, возведя своего почетного гостя в звание старшего мюршида (учителя), приказал ему по возвращении в Дагестан немедленно приступить к открытой проповеди тариката . К.И. Прушановский сообщал также о совещаниях Гаджи-Измаила с духовными лицами из горного Дагестана, на которых эфенди и гости единодушно указывали

Волконский Н.А. Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 г. в связи с мюридизмом//Кавказский сборник. Т. 10. Тифлис, 1886. С.7-8. на ослабление исламской веры: «Мусульмане предались греху, пьянство и разврат сделались им знакомы... мусульмане не ведают шариата, будучи подвластными неверным, не могут возвыситься до постижения великой науки тариката»109.

Таким образом, согласно этим сообщениям, идеи тариката в Дагестан действительно пришли из другой, соседней страны. Однако, например, Н.И.Покровский, приводя эту версию, замечает, что авторы «протащили в литературу мысль об изобретении учения (мюридизма) ловкими муллами, враждебными царскому правительству»1 . Импорт идеологии отрицали и многие другие авторы, писавшие о Кавказской войне, в частности, Н.Ф.Дубровин, Р.А.Фадеев. Последний писал, что мюридизм родился на Кавказе, «как и теперь рождаются в Азии разные мусульманские толки»111.

У этих версий есть одна общая черта — обе они основываются на предположении, что суфизм стал известен на Кавказе непосредственно перед началом войны или незадолго до того . Сторонники третьей версии утверждали, что тарикат (накшбандийский) был издавна известен горцам. Так, А.К.Казембек считал, что суфизм проник в Дагестан вместе с арабскими завоевателями. Другой автор, Махмудбеков, сообщал, что тарикат был известен в Ширване лет за 400 до появления Шамиля. «После четырехвекового застоя мюридизм в Ширване возгорается с новой силой» .

По нашему мнению, началом распространения тариката Накшбандийа на Северном Кавказе следует считать 1820 г. Появление накшбандийского тариката в Дагестане началось с проповеди религиозной концепции «чистой веры». Первый проповедник тариката в Дагестане, Магомед Ярагский изначально толковал тарикат как «чистую веру». Источники сообщают, что Магомед Ярагский подвергся преследованию со стороны владетельных дагестанцев. До 1823-1824 гг.

Махмудбеков М. Мюридическая секта на Кавказе. «Сб.мат. для описания местностей и племен Кавказа». Тифлис, 1889. Т.24. С.23. в его проповедях, «по-видимому, не было светской политической направленности, что вполне естественно» 114 . Н.И.Покровский пишет: «Мулла Магомед часто вынужден был прибегать ко всему своему красноречию и присутствию духа, чтобы призвать к порядку беспокойных людей своего аула»115. Необходимо отметить еще один очень интересный факт - известно, что Магомед Ярагский просил Джамал-Эдина наблюдать за Гази-Мухаммедом, дабы не позволить ему «сойти с дороги»116. Мы можем предположить, что Магомет Ярагский, не встав полностью на позиции тарикатизма Джамал-Эдина, отвергал и крайности шариатистов, и призывы к газавату. Он сдерживал проявления народного гнева, вызванного нарастающими противоречиями между религиозным содержанием тариката и чисто светской, социальной составляющей зарождающегося движения. Эту точку зрения отстаивает и Н.А.Смирнов, писавший: «Можно предполагать, что с такой установкой Гази-Мухаммеда и заменившего его в 1832 г. Гамзат-Бека соглашались далеко не все представители высшего мусульманского духовенства в Дагестане. Шейхи Магомед Ярагский и Джамал-Эдин даже обвиняли Гази-Мухаммеда в отступничестве от истинного учения ислама, от общепризнанных религиозных норм, особенно от учения тариката в высшем понимании толкования Корана и шариата» !7.

Спустя два года положение изменилось. После «покорения Кавказа» генералом Ермоловым, Магомед Ярагский начал в своих проповедях выступать против Российской империи и ее экспансии на Кавказе. Именно в этот период среди тарикатистов начинался раскол. Магомед Ярагский не только усвоил от Измаила идеи тариката, но и получил духовные полномочия на руководство мюридами-приверженцами. Таковых уже в следующем году у Магомеда Ярагского было немало, причем среди них оказались и будущие духовные и общественно-политические лидеры мюридистского движения горцев Дагестана. Уже в 1824 г. среди мюридов было немало таких, кто считал «борьбу за веру» неотъемлемой частью духовного поиска. Речь шла об идее независимости. Эта идея бьша стимулом, способным поднять и сплотить весь народ, подвигнуть его на подвиги, на борьбу, пусть даже она будет сопровождаться лишениями и жертвами.

Гази-Мухаммед - будущий первый имам - использовал тарикат как орудие сопротивления русским властям в Дагестане. Он-то и предложил идею объединения горцев на основе шариата для сопротивления политике царского правительства и для борьбы с теми, кто стал на путь поддержки имперской власти. Именно Гази-Мухаммед адаптировал учение о тарикате для решения реальных политических задач. (Гази-Мухаммед, ставший религиозным вождем Дагестана и Чечни, происходил из крестьян, из Койсубулинского вольного общества118.)

Теперь следует остановиться на идеологических различиях между двумя направлениями, возникшими в кавказском мюридизме . В мюридизме сразу же возникли две группировки, две «партии». Как идеология, связанная с общественными процессами переходного периода, мюридизм не мог отразить наличие в обществе двух социальных сил, двух направлений - «консерватизма», отстаивавшего старый уклад жизни, и «модернизма», выступавшего за обновление общества. Известно, что в концепции Шамиля проблема двух «партий» в мюридизме занимала очень важное место.

Причины Кавказской войны

Борьба горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля против политики Российской империи является крупнейшим событием в истории народов Кавказа. Среди множества вопросов, возникающих в связи с рассмотрением этой темы, особое место занимает вопрос о причинах Кавказской войны. Существуют две концепции, в рамках которых принято рассматривать причины локализации

Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. М., 1968. С.68. военных действий царской армии в 20-50-х гг. XIX века на территории Дагестана и Чечни.

Согласно первой концепции, получившей наиболее полное обоснование у дореволюционных исследователей, причиной Кавказской войны объявляется низкий уровень социально-экономического развития народов Дагестана и Чечни, отсутствие развитых феодальных отношений, что обусловливает необходимость обеспечения средствами к жизни этих народов путем грабительских набегов на территорию владений царской России. В 1937 г. Н.И.Покровский пришел к следующему выводу о причинах Кавказской войны: «Русские дворянские историки причины, вызвавшие Кавказские войны, пытаются изображать, как самооборону царизма от «диких» и воинственных горных «хищников», которые своими набегами, якобы терроризировали мирное население у подножья гор»232.

Другой версией является концепция советских историков, выдвигающая в качестве главной причины Кавказской войны колониальную политику царизма и усиление феодального гнета233. Н.А.Смирнов в своей работе234 подчеркивает, что колониальная политика царизма являлась одной из причин Кавказской войны. Х.О.Хашаев указал на тесные исторические связи народов Дагестана с русским народом, охарактеризовал колониальную политику русского правительства, обострившую борьбу внутри горских племен и вызвавшую восстание . На состоявшейся в Москве, в институте истории АН СССР 1956 г., научной сессии, ее участники пришли к выводу, что основными причинами движения была признана завоевательная политика царизма, в проведении которой русские власти опирались на местных феодалов, и обострение классовых противоречий среди горских народов. Колониальная политика тяжелым бременем ложилась на плечи народов Северного Кавказа и этнических групп края, усугубляя и без того тяжелую их Смирнов Н.А. Реакционная сущность движения мюридизма на Кавказе в XIX. М., 1952.

Обсуждение вопроса о характере движения горских народов Северного Кавказа в 20-50-х годах XIX века//Вопросы истории. 1956. № 12. С.88. жизнь со стороны горцев . Специальной теме - «Колониальная политика царизма в Дагестане в первой половине XIX века» был посвящен доклад Х.Х.Рамазанова. Отмечая прогрессивное значение присоединения Дагестана к России, заявил он, нельзя, однако, упускать из виду колониальную политику царизма237.

В «период застоя» точка зрения советских историков на причины Кавказской войны претерпела резкие изменения. М.М.Блиев выдвинул идею о том, что Кавказская война представляла собой процесс перехода однотипных общественных структур Северо-Восточного и Северо-Западного Кавказа от патриархально-родовых отношений к раннефеодальным, классовым. Такое социальное состояние (названное Ф.Энгельсом «военной демократией») характеризовалось преобладанием особого способа жизнеобеспечения общества -грабительскими набегами, объектом которых было вначале Закавказье, а затем -русские поселения на Северном Кавказе. Так возникла перманентная война с Россией, получившая идейное обрамление в виде мюридизма и газавата - подходящих средств для создания образа врага. Естественно, вопрос об «антиколониальной» направленности движения Шамиля снимался сам собой238. Более того, М.М.Блиев утверждает, что «набеговая система» горцев «легла в основу Кавказской войны»239. Он заявляет, что горцы находились на стадии «военной демократии», обеспечивали свой «прожиточный минимум» в основном набегами на предгорные равнины, казачьи станицы, где и захватывали добычу. По его мнению, источником существования горцев являлись не земледелие и скотоводство, а военная добыча, захваченная в хищнических набегах; а царское самодержавие выступало как «внешняя сила, сдерживавшая размах войны». Таким образом получается, что Россия («царский режим») вынуждена была обороняться от агрессии горцев, а так О движении горцев под руководством Шамиля. Материалы сессии Дагестанского филиала Академии наук СССР 4-7 октября 1956 года. Махачкала, 1957. С.247-250.

Блиев М.М. К проблеме общественного строя горских обществ Северо-Восточного и Северозападного Кавказа XVIII-первой половины XIX века//История СССР. 1989. № 4. С.151-168. как Россия находилась при этом на более высоком социальном этапе развития, чем горские общества («хотя существовало крепостное право, но в зародыше — даже капитализм»), то она, завоевывая Кавказ, несла горцам прогресс. М.М.Блиев заявляет, что военные акции горцев - это грабительские набеги, что борьба шла между «прогрессивными» равнинными и «реакционными» горными народностями, а царские власти лишь присутствовали при этом и без особых хлопот «приходовали» результаты этой внутренней борьбы2 . По мнению М.М.Блиева, В.Б.Виноградова и других исследователей, в развязывании Кавказской войны повинны были сами горцы. Оказывается, не «царизм» вторгся на территорию горцев, а сама Российская империя стала объектом нападений последних. В понимании этих ученых, набеги не являлись одной из форм народной войны с неприятелем, а были «экспансией», и «основным способом обогащения» горцев.

В исторической литературе до сих пор живуча также версия, объясняющая возникновение Кавказской войны чуть ли не прямым результатом деяний трех имамов: Гази-Мухаммеда, Гамзат-Бека и Шамиля. По мнению В.Г.Гаджиева, авторы, которые придерживаются таких взглядов, персонифицируют исторические явления. Он подчеркивает, что для определения роли имамов и особенно выяснения исторической сути личности самого Шамиля и истинного характера возглавляемого им движения необходимо исходить из глубокого социально-политического анализа общества, в котором осуществлялась его деятельность241. «Нет надобности здесь разворачивать аргументацию того, что движение, о котором идет речь, не было следствием деяний трех имамов, а явилось логическим

Р.М.Магомедов рассмотрел в своей работе разных политических направления, которые можно выявить в событиях Кавказской войны244. Первое направление -внешняя политика Российской империи. Второе направление - политика дагестанских феодальных верхов, вполне правомочно выражавших тогда (как и в любом феодальном обществе) интересы своей страны. Третье направление — новая государственность и общественное самосознание. Это направление дало эффективные формы организации борьбы с имперской экспансией, консолидировавшую политически активную часть дагестанского общества. Все земли Северного Кавказа (равнинные, без горной части) вошли в состав Российской империи к 1813 г. На наш взгляд, вооруженное сопротивление горцев началось не раньше, чем стала чувствоваться тяжесть двойного гнета — гнет местных феодалов усугубился за счет гнета царской администрации.

Государственное устройство имамата

Военно-административная система имамата (многоплеменного государства, своеобразного горского союза) - со всей ее довольно сложной структурой, с должностями наибов, сотенных командиров и др., складывалась в 30-50-х гг. XIX века, при ближайшем участии Шамиля - не по какому-либо заранее предначертанному плану, а в ходе борьбы горцев Дагестана, Чечни и Ингушетии за свою независимость против царизма. Заслуги Шамиля в деле организации государственной системы имамата признавались почти всеми западноевропейскими, русскими и местными авторами, занимавшимися данным вопросом. Эдмонд Тексье писал: «Шамиль был не только военным деятелем, но и хорошим законодателем... он сумел объединить враждебные племена и создал у них общие стремления; он создал регулярное войско среди народа вольных водителей, объединив ряд племен под знаменем священной войны; он дал им общий гражданский закон» .

Мильтон Макки писал, что «государство имамат представлял собою хорошо организованную систему обороны, с концентрацией власти и единством действия. Это организация, которая была вызвана потребностями государства вести непрерывную войну, где личная свобода необходимо и закономерно приносилась в жертву во имя общей независимости» . Н.Покровский, говоря об особенностях имамата, замечал: «Также построена и вся система управления: каждый из административных представителей имамата в то же самое время оказывается уполномоченным имама и по духовным вопросам. Одним словом, руководство имамата сверху донизу - духовное руководство» .

После убийства в Аварии второго имама, Гамзат-Бека, в 1834 г., многочисленное собрание мусульманских ученых, старейшин и почетных людей из среды узденей избрало Шамиля в имамы. С тех пор Шамиль стоял во главе мюридистского движения вплоть до 1859 г., когда он был взят в плен русскими войсками. Шамиль по сравнению со своими предшественниками (Гази-Мухаммедом и Гамзат-Беком) был несравненно более яркой и талантливой фигурой329. После своего избрания в 1834 г. Шамиль прежде всего приступил к собиранию разрозненных сил горцев Дагестана для борьбы с наступавшим царизмом. Шамиль повел упорную борьбу за организацию мюридистских отрядов. 24 августа 1839 г., после вынужденного ухода из своей первоначальной резиденции в Ахульго, Шамиль отправился в Чечню. Чеченцы, которые к этому времени уже испытали на себе жесткое давление со стороны царского правительства и российских войск, стали стекаться к нему.

Образование имамата означало создание сильной централизованной власти, ликвидацию феодальной раздробленности, прекращение междоусобиц, создание условий для успешного развития производительных сил и оказание сопротивления Российской империи. В имамат вошли земли ликвидированного Аварского ханства, множество союзов сельских обществ горного Дагестана и Чечни.

Непосредственно в состав имамата входили следующие территории: практически весь Нагорный Дагестан, вся Чечня, за исключением междуречья Терека и Сунжи, большая часть Карабулака, аулы цоринцев и галтаев. Подластными Шамилю признавали себя некоторые селения тушин и хевсур в Грузии. Вся территория Дагестана и Чечни была разбита на наибства: Авария, Анди, Анцух, Койсубу, Балаханы, Карата, Технуцал, Ичкерия, Мичик, Шубут, Шали, Большая Чечня, Малая Чечня и другие, всего 30. В период расцвета имамата на его землях проживало около 1 млн. чел. Столица государства (по существу ставка имама) находилась в Чечне (вначале аул Дарго, затем 1845г.- Ведено). Помимо населения обществ, входивших собственно в область имамата, на его территории проживали тысячи беглых из районов, подконтрольных России. Так, в 1840 г. практически все терские чеченцы из 12 аулов бежали, забрав все свое имущество на левый берег Сунжи, ставшей северной границей имамата в районе ЧечниJJU. В конце 40-х гг. XIX в. под верховное управление Шамиля вошла и большая часть Северного-Западного Кавказа, населенная сотнями тысяч черкесов. Посланец Шамиля, наиб Магомед-Амин, по примеру верховного имамата сумел сплотить здесь военные силы горцев и создать организованную систему

Шамиль-ставленник султанской Турции и английских колонизаторов: Сборник документальных материалов. управления государственного типа. Население было разноязычным и разноэтничным - насчитывалось до 50 народов и этнических групп Дагестана, Северного Кавказа, России, Европы и Азии. Всех их объединяла борьба против Российской империи, царской администрации.

Шамиль стремился проводить одинаковую политику по отношению к разным народам. В его письме к обществу Аргуна сказано: «Да будет известно и ведомо вам, что жители всего Дагестана у меня наравне с детьми моими. Мы не полагаем никакого различия между ними, не считаем одних близкими своими и любящими, а других далекими врагами» . Шамиль прекрасно знал, что в прошлом народы Кавказа многократно объединялись в борьбе против завоевателей. Эту традицию дружбы и исторический опыт он не только поддерживал, но и «предпринимал титанические усилия для объединения сил народов в общей борьбе и достиг в этом деле немалых положительных результатов» .

Первое из государственных учреждений имамата - «совет ученых». Он имеет довольно широкую известность. «Совет ученых» был не постоянным действующим учреждением. Он собирался от случая к случаю. В составе его - все виднейшие представители мусульманского духовенства, мусульманские ученые333 . Этот «совет» решал наиболее серьезные вопросы, и в частности, большая часть упоминании о нем относится к тем моментам, когда приходилось выбирать нового имама. Основная роль в таких «советах» принадлежала представителям мусульманского духовенства, «ученым» 4. Таковыми были собрания «совета ученых» при избрании Гамзат-Бека и при избрании Шамиля. Гази-Мухаммедом впервые были установлены «народные шариаты» или совещательные собрания .

Воззрения декабристов и представителей революционно-демократического направления русской общественной мысли на проблемы Кавказа

Еще до того, как тема Кавказа заняла прочное место в произведениях русских писателей, к кавказской проблематике обратились общественные деятели. Взгляды декабристов и революционеров-демократов на историческое развитие Кавказа в XIX нас убеждают о том что борьба за свободу народов Северного Кавказа была созвучна мыслям и чувствам горцев, отстаивающих в борьбе с царизмом. Подлиные представители русского общества, передовые люди, самоотверженно поднимавшиеся на борьбу с царским строем, боролись за освобождение как своего народа, так и других народов, населивших Российскую империю.

Декабристы первыми дали русскому обществу представление об образе жизни и быте горцев и их стремление к свободе. Многие из них также были литераторами, представителями так называемой «массовой кавказской романтической литературы», которая была в основном подражательной. Доказывая, что жестокая политика царизма «являлась одним из главных препятствий на пути мирного существования русского и кавказских народов» , они стремились показать, что хорошее управление может сделать больше, чем сила оружия. Ю.А.Жданов писал: «Для передовой русской культуры встреча с народами Кавказа отнюдь не исчерпалась впечатлениями этнографического, экзотического или романтического характера. Напротив, эта встреча оказала глубокое, неизгладимое и плодотворное влияние на передовую общественную мысль России, содействовала постановке крупных теоретическх проблем, стимулировала освободительное движение, обогащала интернациональные связи» .

Политика царского правительства на Кавказе ставила перед представителями движения декабристов сложные проблемы нравственного порядка. Как офицеры или рядовые царской армии на Кавказе они должны были участвовать в военных акциях по отношению к некоторым народам, но как представители революционного движения они не могли одобрить и не одобряли методы правительственной политики. Имея собственные взгляды на пути упрочения положения России на Кавказе, укрепления связей с кавказскими народами, декабристы внесли свою лепту в формирование программы передовой России по национальному вопросу, традиций дружественных связей между народами страны.

Еще в 1818 году «за вольнодумность» на Кавказ был сослан А.А.Шишков, позднее в «теплую Сибирь», как тогда называли Кавказ, попали декабристы А.А.Бестужев-Марлинский, Н.И.Лорер, А.В.Веденяпин, А.Н.Розен, В.И.Норов, Е.С.Лаинов и многие другие. Некоторые из них, как например, А.А.Бестужев-Марлинский, изучали местные языки и культуру. Декабристам было чуждо высокомерное, пренебрежительное отношение к горцам. Уважая их национальные традиции, они проявляли интерес к их истории, древней и самобытной культуре, языкам, общественной и семейной жизни. Они отмечали героизм и свободолюбие кавказских горцев, их трудолюбие, простоту и искренность414.

Будучи патриотами, декабристы рассматривали присоединение Кавказа к России как положительное явление, и, что особенно важно, они были убеждены, что русский народ сыграет решающую роль в культурном возрождении Кавказа. Бестужев-Марлинский писал: «Я вижу Кавказ, совсем в другом виде, как воображают его себе власти наши .. . Дайте Кавказу мир, и не ищите земного рая на Ефрате, он здесь, он здесь» . В светлое будущее народов Кавказа верил и Н.И.Лорер: «Когда-то эти божьи места [ то есть Кавказ] путем просвещения, цивилизации сделают образованного человека» 6.

А.И.Полежаев был сослан на Кавказ Николаем I за сатирическую поэму «Сашка». На Северном Кавказе он служил рядовым Московского полка с июня 1824 г. до января 1833 г. Полежаев - человек «эпохи безвременья», наступившей в России после подавления восстания декабристов. Он всей душой сочувствовал декабристам, призывал бороться против царизма4I7. Пребывание на Кавказе оказало на творчество Полежаева большое влияние. Здесь он написал стихи и романсы «Ночь на Кубани», «Черная коса», «Тарки», «Пышно льется светлый Терек», «Акташ-Аух», «Казак», «Из послания к А.П.Лозовскому», поэмы «Эрпели», «Чир-Юрт», «Герменчугское кладбище» и др. В них прекрасно отображена жизнь народов Северного Кавказа. Находясь на Северном Кавказе Полежаев мечтал о счастливой стране, где б люди жили не врагами, без права силы и войны418. Он мечтал о мирной, спокойной жизни свободных народов, о будущем счастливой страны.

После 14 декабря 1825 г. на Кавказ было сослано свыше 65 разжалованных офицеров и 3 тыс. рядовых участников декабрьского восстания. Все они были поставлены здесь в очень тяжелые условия, оказавшись невольными участниками военных «набегов» царских войск на «немирные» аулы. А.А.Бестужев-Марлинский, приговоренный к каторжным работам и вначале сосланный в Якутск, но позже, в 1829 г., переведенный рядовым на Кавказ, писал: «Я дерусь совершенно без цели, без долга даже»419.

Бестужев-Марлинский сыграл большую роль в развитии передовой русской литературы, как писатель, поэт, критик, издатель. Среди очень популярных в то время прозаических произведений Бестужева-Марлинского, написанных в ссылке, одно из первых мест занимают кавказские повести «Аммалат-Бек» (1832), «Мулла-нур» (1836), а так же «Рассказ офицера, бывшего в плену у горцев» и «Письма к доктору Эрману». В образах Аммалат-Бека и Мулла-Нура Бестужев-Марлинский пытался изобразить вольнолюбивых борцов за свободу. Он в своих произведениях создал образ человека, устремленного к добру и миру, и потому достойного лучшей доли. Один из популярнейших писателей романтического направления, он имел многочисленных последователей и подражателей. Он стремился глубоко и правдиво отражать жизнь, чему способствовал большой фактический материал на который он опирался в своей литературной деятельности, с уважением и симпатией относился к нравам, обычаям, культуре народов Кавказа, осуждал политику царского правительства, критически относился к русскому управлению Кавказом, к методам ведения войны.

По нашему мнению, Г.Хачапуридзе прав, когда пишет, что «А.Бестужев один из первых поставил вопрос о необходимости серьезного изучения настоящего и прошлого народов Кавказа. Сам он был для своего времени прекрасным знатоком Кавказа»420. В одном из писем к братьям Бестужев-Марлинский писал: «Кавказу суждены в будущем великие судьбы, как винограднику России и как воротам в Азию... могут расти все красильные и пряные травы, а сахарный тростник всходит отлично. Одним словом, край этот ждет одной головы, многих рук и всего более золота» .

Похожие диссертации на Кавказская война и Исламский фактор на Северном Кавказе (Первая половина XIX века)