Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Материальная культура уральского казачества конца XIX - начала ХХ века (развитие этнических традиций) Сагнаева, Саади Кайроллоевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сагнаева, Саади Кайроллоевна. Материальная культура уральского казачества конца XIX - начала ХХ века (развитие этнических традиций) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Москва ; Санкт-Петербург, 1992.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. I. Изучение казачества приобрело особое значение В: настоящее время в овязд о возрождением культурных традиций, переосмыслением опыта прошлого, а также деятельностью общественных организаций, выступающих от имени "iKagssoa*. Феномен активной еамоадейтафмкации о казачеством части населения на территории, бивших казачьих войск, попытка интегрирования некоторых форі казачьего самоуправления я хозяйствования, патриотического ш трудового воспитания в современную практику также требуют серьезного анализа. Исследование истораи а культуры российского казачества позволит более объективно, учтивая его социокультурное своеобразие в прошлом, подойти к пониманию современных явлений общественной казна, связанных о возроадением казачества.

2. Изучение культуры уральского казачества помоает более полно представать его этническую историю, сопоставить с культурой других групп казачества, русского населения разных регионов страви. Выявление черт сходства и локального своеобразия материального бита уральского казачества помоает охарактеризовать в целой своеобразие казачества как этносословной группы, выявить этническая, исторические, экологические, социальные и другие факторы, поалаявппе на оформление и развитие его традиционной культуры.

Предметом исследования являются традиционные одежда а шща, которые рассматриваются в контексте этнической истории и хозяйственной деятельности уральского казачества, его этносоциального своеобразия. Особое внимание уделяется анализу рола старообрядчества, а такяе такого субъективного фактора, как самосознание казачества в сохранении традиционной культуры.

Диссертация ограничена хронологическими рамками конца XIX -начала XX века, хотя для сравнения привлекаются материалы как более раннего, так и более позднего времена.

В работе рассматривается материальная культура на только уральских казаков, но а "уральцев" - локальной группы, образовавшейся яз наскольких тысяч уральских казаков, высланных а конце 70-х годов XIX века в Туркестанское генерал-губернаторство.

Исследуемая территория включает западную часть Уральской а
северо-западную часть Гурьевской ойластей Казахстана (бываая тер
ритория войска ) и районы компактного проживания "уральцев"
в Дкаыбулской области Казахстана и Каракалпакии (г.Ьукус).

Степень разработанности темы. В большинстве работ по истории и куллгуре уральского казачества, вышедших до 1917 года, градицв-оппые одежда и пища ве были предметом специального изучения. Но многие лв них тем не менее оодерхат ценные сведения о быте и куль-type уральских казаков. "Энциклопедией" уральокого казачеотва называй труд И.А.Бородина "Уральское казачье войско" (1891), охва-глваигдй широкий круг воіірооов по истории, географии, статяотаке, хозяйственной деятельности Уральокого войска. По масштабу нсоледо-пания к вему близок труд А.Д.Рябиннна "Уральокое казачье войско" (IBWi). Эти работы - самке крупные дореволюционные исследования об іральоком войоке, не потеряли научной ценности и в настоящее время.

Особое место орвди работ, освещающих отдельные оторовы материального быта казачества, занимают статьи и очерка известных уральских бытописателей Н.Ф.Савичева и И.И.Желеэнова, а также не-бслыля публикация анонимного автора - "Заметки о народном быте уральских казаков" (1866), содержащая относительно подробное описание их одежды середины XIX века,

В советское время многие вопрооы иотории и культуры уральокого казачества не получили достаточного оовещения. В отдельных работах советских ученых, посвященных традиционной культуре русского населения, упоминались в оравнительно-историческом аспекте лишь отдельные компоненты традиционной одежды. Небольшой очерк об одежде і пище уральских казаков был помещен в сборнике, "Урало-Каспийский край".(1927), но он не предотавляет научной ценности, шокольку основин на компилятивном материале. То ке можно оказать и о тех фрагментарных характеристиках традиционной одехды, которые встречается я публикациях местных краеведов в оояетокое вреїш.

"Уральцы" Средней Азии и Казахстана также привлекали внимание Niioiих путешественников в бытописателей своеобразный укладом жизни, драматизмом событий, связанных с переселением. В трудах В.В.Крестовского, Ь.Г.Короленко, Л.С.Берга и других авторос можно найти немило сведений этнографического характера об "уральцах".

Еолъвой вклад в изучение "уральцев" внесла видающийся советский этнограф Е.Э.Бломквист, в работах которой раскрыты характерные осемх'иности культуры, исторические и социальные корни своеобразия лиге, и гикко цллигиозного ооэнанлч этой группы. Особое внимание Г.ЭЛ'июмкнист удолкла cij-ojxs межэтнических конгиктов. Ню, в чаотно-1.71:, пі ин"Д'.:пі унккальнііо материалы по билингвизму "уральцев". В j,;cUi':-им1, a }чиюгс иааг.и отражение лишь часть нолоных и архивных i..iui;.i-.V't, с/. Оі.щіі:-\ по nj twti исслидіііиііііі.і культури "уральцев" в

- З -

Каракалпакии.

В целом степень азуїзпностя материальной культуры "уральцев" п,особенно, уральокого казачества, недостаточна. Предпринятое в дзссертацяп исследование материальной культуры полемо отого осложнилось слабой разработанности» вопросов этнической вотораи и традиционного хозяйства уральского казачества. Недостаточность мото-рико-отпографачеоких по следований по другим казачьвм войскам отсыпала В08Н08ШООГИ широких псторяко-культурных сопоставлений.

С целью проведеная сравнительного аооледования культур; каза-чеотва с народным оьтоы руоского наоеления другах регионов, а тонно народов Волвско-Уральокого а Среднэазиатско-Казахстанского ро-гпонов были правлг-"лш работы этнографов по широкому кругу проблем, связанных о традиционной одеадой и шлцей. Это прежде всего з руды С.Ы.Абрамзона, С.А.Арутюнова, Г.П.Васильевой, Н.П.Гранковой, СИ, Дмитриевой, Д.Б.Засодателевой, И.В.Захаровой, Д.К.Зеленина, Б.Х. Кармышевой, В.Ю.Крушнокой, А.А.Лебедевой, Н.И.Лебэдевой, В.А.Іи-пннской, Г.С.Масловой, Е.И.Маховой, А.С.Морозовой, М.Г.Вабииоаича, 0.А.Сухаревой, Л.Н.Чиииковой, Ы.И.Шмелевой а др.

Цела доследования - I) на основе анализа одэвды а гадя уральокого казачества конца ЇІХ- начала XX веков выявить наиболее отойкиэ этнические традиции его материального Сыта, й) раскрыть их связь о другими сторонами традиционной культуры казачества, 3) показать детерминированность своеобразия материального быта казачества особенностям его происхождения я ооциокультурного разшмия, а также 4) обосновать возмокяость исполь80ванші в ксчес 'м истори-ко-эгнографического источника для изучения этиосословнсЬ грушш таких компонентов материальной культуры, как одовда и пища.

Для выполнения поставленной цели было необходимо;

  1. Осветить этническую историю уральского казачества,чуобн определить основнье исторические, социальные, экономические, этнические фактора, повлиявшдо на формирование и развитии наиболее характерных черт традиционно-бытовой культуры.

  2. Проанализировать традиционную структуру системы питании и ее связях с природной сі-ідой и основными направлениями хозяйственной деятельности казачества.

  3. Выявить традиционные способы получения, хранения, пороработ-ки и употребления пщи в ракурсо атиической специфики, обратив ооо-бое внимание на социальные аспекты повседневной, праздничней, oojh-дово-ритуальной трапез и основних их компонентов в исторической ыу-намикв и локальных вариантах.

  1. Быдаллть характерные особенности традиционной одевды уральских калаков, проследить их развитие, соотношение традиций в новаций; охарактеризовать локальные элементы одехды в общие о другсма кавачьы/.и войсками и ааселєішеа разных регионов Росоен, выявив инс-этначныо заимствования.

  2. Рассмотреть одеаду в качестве этнического, половозрастного, профессионального я конфессионального шаркора, показав вкако-ьую роль отдельных элементов казачьего костюма.

  3. На основе анализа восприятия казаками отдельЕш: элементов традиционной одекда, а такке способов нх изготовления в ношения рас-Kpjtb ;роль самосознания ісазачества в консервации старинных фору едызди и усилении ее знакового содержания.

Источники. Диссертация базируется на материалах автора, собранных в ходе поливых исследований I9SG-I99I гг. в Уральсшй, Гурь-ь-вскоЭ, Дзшмбулской областях Казахстана, а такие в Каракалпакии. Помимо этого использованы хранящиеся в архиве Музея антропологии и этнографии шони Петра Великого (Кунсткамера), НИИ РАН полевые ма-ториалн Е.Э.Блоыквист, изучавшей культуру "уральцев" в I943-IS15 гг. в Каракалпакии ( Нукус, Турткуль, Кунград) и Туркмения (Ходкейли) (KlG.On.I. Ед.хр.І-І22). Б ходе экспедиций ею был собран уникальный махервал по духовной культуре, языку (обряди, фольклор, диалект), материальному быту, сделаны фотографии и рисунки одезды. В диссертации использована такко этнографическая часть рукописи С.А. Судакова "Уральцы-старообрядда Амударьинского оазиса" (1933), хранящейся в фонде Е.Э.Бломквист (4.10. ОаЛ- Ед.хр. 121). Сведения об одежде и пище "уральцев", имеющиеся в най, несмотря на фрагментарность, дополняют данные Е.Э.Бломквист. Несомненный интерес пред-отаиллет и иллюстративный материал (фотографии и рисунки) С.А.Суда лона. При рассмотрении обрядовых функций пищи я одезды дравлака-,11'сь tukeo полевые записи U,II.Белецкой, участвовавшей в экспедиции 1'У,Ъ г., я такке хранящиеся в фонде Е.Э.Бломквист (4Л0.0п.1.Ед.хр. VV-Ы).

Ъторой корпус источников составляли материалы по этнической истории и традиционней культуро yj-альских кааакоЕ, хранящиеся в tи ,\к.,;^игл! наук 1АН ? Санкт-Ш'торбурге (C.l-'i. Он.1; Ф.1304.On.I, I.'.У!1. (.'n.I,*) ,Ікі:ті«лміом Госуд'і]ст):оііном іхнііиіо-псторнчослом ср-j..Kit- (-:.13. On.і/і!..7; С-.ЮС». On.l; С-.Г-'.'З. Он.і,ІЗ; C.-iuO. On. 1,44; -.іі( . '. :.і; С.' t.3...;.. l і! др.), Ар/Ш'о ;.'у:ч.-я ііі:ті\"іюлогил и этно-

графая пмоня Петра Великого (Кунсткамэра), НИИ Р/Ь (Ф.Ю.ОпЛ. Ед.хр.1-122), Отдела рукопяоой Российской Государственной библаїо-. 5ека(0.1Э5. Од,1,2), Рукописном отдало Госудэроть-вшюЗ Пуояячьой бабмогекл па.Салтцкоса-Щэдрапа (Ф.8Є5, 1055, 1159), Урвльокоа областной государственно!! архпвз а Каракелпаксхоы государственном архзво. Использованы таккз сдолааниэ Е.Э.Блошшист ашиски аз на-торяолов по "урзльцаы" (Ф.Ю.ОпЛ. Ед.хр.40,41). хранящиеся в гс с'удярствэнинх архивах Узбзкяотапа' з Караішлпаїшв.

ТрзтаЗ корпуо источников - ыувеЧныэ коллокцаа по традиционной одэвдэ уральского казачоотва. Самая большая а полная - в Уральском обизаотыои ясторакс-краеаедчвокса муззо. В Гурьоаокоа областном іф.-эаедчооксу иузее і. Государственном нуазо этвдграфэа в Санкт-Петербурга врэдоталлены ляпь некоторые предметы отаряиноЭ одоадц. Иллю-сзрциа по ыусской п г-эпокой одоздэ гмеатся а фондах возх трех ыу-явоа.

В осоеда группу источников следует выделять ыатериодн дпплок-тогогачоокях експадгцзЗ Уральского пёдагогкчоского института на. А.С.Нупкпэ иод руководство?! Іі.МЛіалочв, срздэ ксгоріа висются фрагментарнім описания одззди з пгдда, а гакзо диалектологически Л слопать Н.М.МШГОЧЭ {рукопись) "Русские народные говори Среднего в Назиего точангл psita Урал (дзоивкт яйцядх кявакоэ)вв ьоошз зонах (1975 г.). Из пзго почерпнуты'такзе иногыэ свединял об одоадо, вица, хоаяйотэо п біл*о уральского казачества.

Научная новизна работы. Даооэргащш - парзоо мопогіс&ачисксе поолодоЕапав иатерпальвоА кулітури (гдаваш образои од» іди и нища) уральского каеачество конца XIX - начала XX a., a котові зтвлче-скво траддцзз рассаатгявавгсд в коитекоте эсторзко-культурлого ceo еобразач мэачоствз, влияния социальных, экологических, зтіпічдслшх фактороэ ка ах Еоииакяовеняв а развитие, а такса а сраваоаип с культурой казачсохЕЗ другах во..ск, руоского заоиленпя разью; регионов Росоаа. В работе обооаовызается правоиераосгь ксиользопанпя таких ясторлко-этаографичеокдх источников как одевде, в азда дія иссло-довався этнической дстораа а кулігурц относословаоз" грушш.

Пра анаддзэ' «аторзальвой культуры акцентируется зияианиэ на знаковой содержании отдельных ев кошюнентоа, особенностях восприятия asKOTopicc 23 чих нооатоляыз отой культури з прадстивителяші других этнически, социальных или конфессиональных групп, что позволяет глубао представать связь материального быта с самосознание.

В научныЗ оборот ев'J де ни оригинальный г.олувие материалы дло сортанта, а такіе значительная часть научного наследил Е.З.ілоик-

ilk ? и материалы диалоктологвческого словаря Н.Ы.Ыалечв.

Практическое зиачевие двооертацид. Материалы я основные вигоди могу? быть использованы для сравнительного изучения матери-пльчоЯ культуры разных групп казачества и русского народа, а также процессов етнокультурного взаимодействия уральского казачества с ирупши народами а его этничеокой встории.

Длссйрггация может представить внтерео для научных работников-сспЕслогов, историков, искусотвоведов, е также для краеведов, му-ги!Лаы>; работников, преподавателей вузов, школьных учителей. Мате-риаль чоодежде можно использовать для моделирования и реконструкции породного костюма.

I условиях дефицита пищевых продуктов результаты исследования гродпшонной пищи дают возможность на базе местных ресурсов пище-ікго сирья организовать полноценное питание как в систше общепита, так л в домашних условиях.

Материалы диссертации могут найти применение в практике обще-етнонних и государственных организаций для получения более полного і редетаплэБИя о проблемах, связанных с историей и культурой казачества в целом, а также о некоторых специфических сторонах быта старообрядцеа.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждева ва заоедавяи отдела этнологии русского народа (апрель 1992 г.). Основные положения работы изложены в опубликованных я находящихся в печати статьях и тезисах общем объемом 5,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, ааключения, списка литературы, списка сокращений а альбома о иллюстрациями.