Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры у адыгских народов в XIX - начале ХХ века (этнографические исследования) Мафедзев, Сараби Хажмастафович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мафедзев, Сараби Хажмастафович. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры у адыгских народов в XIX - начале ХХ века (этнографические исследования) : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.07.- Москва, 1988.- 42 с.: ил.

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию межпоколенной трансмиссии традиционной культуры у адыгских народов - современных кабардинцев, черкесов и адыгейцев Северного Кавказа, а частично и адыго-черкесов ближневосточных стран.

В этнографической науке термин "межпоколенная трансмиссия культуры" применяется наряду с терминами "социализация" и "инкультура-ция". Правда, последние два термина не всеми понимаются одинаково. В то время как одни авторы применяют их синонимично, другие называют социализацией усвоение общечеловеческих норм, а инкультурацией-норм, специфичных для того или иного этноса (см.в особенности: История первобытного общества. Эпоха классообразования, I98S, гл.З). Но последняя точка зрения не получила распространения. Это и понятно. Усвоение этнических норм в общем процессе приобщения детей и молодежи к культурному опыту старших поколений едва ли отделимо от усвоения ими общечеловеческих норм. Иными словами, в межпоколенной трансмиссии культуры трансмиссия этнической культуры и культуры этноса (Козлов, 1979, 82; Арутшов, 1982, 8) слитны. Поэтому, имея в виду, что понятие "социализация" является более широким, включающим в себя и понятие "инкультурация", мы в дальнейшем, как и подавляющее большинство исследователей, не будем особо их различать, если в этом не будет необходимости. В то же время мы будем пользоваться и более привычным для традиционной русской и советской этнографии термином "воспитание", которое предусматривает направленный процесс приобщения подрастающего поколения к культуре общества.

Этнографическое значение исследования процессов социализации общеизвестно. Как отмечает И.С.Кон, "шр детства и способы воспитания детей - старый и вместе с тем вечно новый предмет наук о человеке и обществе" (Кон, 1983, 3). Говоря другими словами, социализация детей и молодежи так же новы, как ново появление ребенка, и так же стары, как старо человечество. И каких бы высот ни достигла культура, как бы ни шагнул вперед прогресс, дети открывали, открывают и будут постигать мир для себя с самого начала.Раз-ве что ускорятся темпы такого постижения. Этим объясняется актуальность разработки данной проблемы.

Межпоколенная трансмиссия культуры всегда являлась неотъемлемой составной частью жизни народов, в частности,- их духовной культуры, представляющей собой "информацию, которая существует в коллективной памяти любой человеческой группы" (Бромлей, 19?3, 50).

И без изучения процессов воспитания, его методов и механизмов нельзя понять закономерности преемственности культуры, особенности семейного и общественного быта, и т.д. Трансмиссия жизненного опыта от старшего поколения к младшему - одно из самых необходимых условий существования всех этнических общностей, ибо, как писали К.Маркс и Ф.Энгельс, "от воспитания и внешних обстоятельств зависит...все развитие человека" (Маркс и Энгельс, т.2, 144).

Таким образом, трансмиссия культуры в широком смысле является составной частью культуры производства, которая, как отмечает В.И.Шнирельман, распадается на культуру производства материальных и духовных ценностей и культуру воспроизводства самого человека. Однако постольку поскольку человек "воспроизводится как существо социальное, то последняя включает не только физическое воспроизводство и сопутствующие ему культурные атрибуты, но и социальное воспроизводство, т.е. социализацию личности, системы воспитания" (Шнирельман, 1985, 67).

Социализация как усвоение индивидом определенной системы знаний, опыта, социальных норм, этнокультурных установок, позволяющих ему стать полноценным членом общества, предусматривает не только целенаправленное воздействие на личность, т.е.воспитание в собственном смысле слова, но и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование личности (БСЭ, 651; Кон, 1967, 22). "Развитие индивида,- отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс, - обусловлено развитием всех других индикуюв, с которыми он находится в прямом или косвенном общении" (Маркс и Энгельс, т.З, 440). И то и другое происходит в повседневном быту как в семье и ее непосредственном окружении, так и в более широкой общественной среде. В то же время и то и другое предполагает не только пассивное усвоение культурных ценностей. Ребенок и подросток не только усваивают, но и проявляют себя, утверждая свою личность. Другими словами, они не только подвержены воздействию субъектов воспитания (родителей, старших, окружающих), но и во взаимодействии с социальной средой вырабатывают в себе такие качества, как чувство собственного достоинства, самоутверждение и т.д.

В исследовании этого процесса, в выявлении общего и частного не только в отдельных социальных группах, но и в различных адыгских обществах их специфических особенностей межпоколенной трансмиссии заключается научная новизна данной работы. Она является 4

первым опытом комплексного изучения и обобщения народных методов, средств, принципов и форм трудового, военно-физического и нравственного воспитания. Поэтому в работе особое внимание обращается на то, чтобы как можно четче провести границу между идеальным представлением народа о социализации и ее реальны.! бытованием, между рациональным и иррациональным.

Изучение механизмов межпоколенной трансмиссии культуры, разработка их регулятивной системы у народов нашей многонациональной страны имеют не только научно-теоретическое, историко-культурное т но и практическое значение, потому что включение молодежи в активную деятельность, формирование ее социалистической сознательности, творческой инициативы, высокой ответственности перед родиной, убеждение ее в том, что она - хозяин не только собственной судьбы, но и всего государства, к какой бы национальности она ни принадлежала, является одной из самых насущных задач советской этнографии.

Методологической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы КПСС и Советского правительства по вопросам воспитания и обучения в нашем обществе. Не случайно проблемы социализации детей и молодежи, преемственности поколений, трудового и нравственного воспитания всегда были и остаются в центре внимания Коммунистической партии и Советского правительства. С особой силой об этом было сказано на июньском (1983 г.), апрельском (1985 г.), февральском (1988 г.) и других Пленумах ЦК КПСС.

В новой редакции Программы КПСС сказано: "Партия будет делать все необходимое для того, чтобы з полной мере использовать преобразующую силу марксистско-ленинской идеологии для ускорения социально-экономического развития страны, вести целеустремленную работу по идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию советских людей, формированию гармонично развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство,, моральную чистоту и физическое совершенство" (Материалы ХХУП съезда КПСС, 1986, 162-163).

Одним из главных направлений демократизации и обновления советского общества на современном этапе М.С.Горбачев в книге "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира" считает усиление внимания к вопросам трудовой, идейной и нравствен-

ной закалки молодежи, избавление ее от мелочной опеки и надзора, воспитание чувства ответственности, чтобы "каждый молодой человек ощущал себя причастным ко всем делам и заботам страны" (Горбачев, 1988, 115).

Для успешного осуществления этих задач большое значение имеют изучение, обобщение и всесторонний анализ традиционных методов и механизмов социализации детей и молодежи у народов нашего многонационального государства.

Состояние изученности проблемы. Межпоколенной трансмиссии культуры, социализации за последние годы уделяется большое внимание как в кашей стране, так и за рубежом. Они стали предметом исследования представителей самых разных смежных специальностей: этнографов, социологов, философов, педагогов, культурологов и др.До-статочно подробная библиография представлена в статье Г.А.Комаровой (Комарова, 1980, 203-209) и особенно в историографическом очерке И.С.Кона по этнографии детства (Кон, 1983, 9-50).

Анализ этой литературы показывает, что, во-первых, проблемами изучения детства занимались главным образом педагоги и психологи, привлекая, однако, и этнографический материал, и, во-вторых, основное внимание педагоги обращали на народную педагогическую мысль, деонтологически отраженную в пословицах, поговорках, рассказах и т.п., а психологи - на общую социально-психологическую адаптацию детей и молодежи, законы регуляции поведения и т.д. В этом плане народная педагогика, да и народная психология тоже,; почти у всех народов выглядят одинаково: все они хотели и хотят воспитывать своих детей честными, смелыми, трудолюбивыми и т.п.

Однако важно проследить, какой смысл вкладывается в содержание этих общечеловеческих ценностей.

Сходство народных идеалов и педагогические параллели, которые, в частности, наглядно отражаются в пословицах и поговорках различных народов, свидетельствуют о близости общих принципов и методов воспитания. Но, как верно отмечает Л.С.Выготский, "для педагогов и для тех, чья деятельность требует точного знания ребенка, анализ фактов важнее теории" (Выготский, 1932, 7; ср.: Пиаже, 1932, 64). Поэтому при изучении народной практики воспитания необходим дифференцированный подход.

В изучении межпоколенной трансмиссии культуры большое значение имеют вышедшие в 1983 г. два сборника "Этнография детства", 6

посвященные традиционным формам воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии (первый) и у народов Передней и Южной Азии (второй). Хотя статьи в этих изданиях сделаны в одной заданном ключе (программу см.: Кон, 1983, с.5-7) и авторы рассматривают одни и те же вопросы, работы эти не похожи друг на друга. Наряду с общими тенденциями социализации здесь показаны и этнокультурные особенности рассматриваемых народов.

Можно надеяться, что подобные исследования появятся и по народам нашей страны. Уже начиная с 1950-х годов педагоги и этнографы стали обращать пристальное внимание на традиционное воспитание детей, на особенности детской субкультуры, на обычаи и обряды детского цикла и т.д. Правда, преобладают среди них работы педагогического характера. Такого рода монографические исследования имеются по азербайджанцам (Гашимов, 1957), грузинам (Хинтибидзе, 1961; Элашви-ли, 1973), армянам (Арутшян, 1962), чувашам (Волков, 1958; 1966), украинцам (Сявавко, 1974), балкарцам (Гуртуева, 1974) и др. Отдельные статьи опубликованы по адыгейцам (Намитоков, 1955; Стародубцев, 1959; Шоров, І9Є8; Гонежук, 1978), татарам (Ханбиков, 1954), осетинам (Хадиков, 1971), кабардинцам (Смирении, 1959) и др.

Литература эта в основном эмпирическая и, хотя ее объектом является воспитание детей, речь в ней идет главным образом о народной мудрости, о человеческих идеалах, что, с одной стороны, создает впечатление о единообразии народной педагогики, а с другой - о якобы безукоризненной и безупречной практике, народного воспитания. Грешит эта литература и недостатком внимания к воспитанию молодежи различных возрастных категорий. Наконец, в ней редко рассматриваются сос-ловно-классовые особенности воспитания в отдельно взятых субкультурах или же в народную педагогику включаются только те методы и средства, которые имели место в среде трудящихся, что опять-таки способствует смещению этнокультурных акцентов. Другими словами, з большинстве из этих работ мало учитываются конкретно-исторические условия и недостаточно соблюдаются принципы историзма.

Шире подходят к изучению проблем социализации детей и молодежи этнографы, хотя специальных монографических работ по народам нашей страны пока еще мало. Соответствующие вопросы рассматриваются главным образом в исследованиях, посвященных семье и семейному быту. Правда, за последние годы по обычаям и обрядам детского цикла написаны кандидатские диссертации об удмуртах (Христолюбова, 1970),черкесах (Киржинов, 1975), осетинах (Бесаева; 1976), казахах (Толеуба-

ев, 1979), грузинах (Соловьева, 1984), абхазах (Дбар, 1985), мордве (Беляева, 1986) и др. Таким образом, началось накопление материала по социализации детей и молодежи у отдельных народов.

В данной работе автор стремится осветить основные процессы социализации детей и молодежи у адыгов в Х1Х-начале XX в., главным образом, в системе их традиционного трудового, военно-физического и нравственного воспитания. Такое исследование сопряжено с определенными трудностями.

Прежде всего в изучаемый период в крае происходили серьезнейшие общественно-политические и социально-экономические изменения. Это -усиление колонизаторской политики царизма, введение в первой четверти XIX века русского законодательства, отмена крепостного права, обострение классовой борьбы и др. Все это естественным образом не могло не отразиться на обычно-правовых нормах, на поведенческой культуре,взаимоотношениях, на нравственных стереотипах, психологическом укладе и, наконец, на принципах социализации детей и молодежи.

Трудности возникают и в плане теоретическом и композиционном, так как в общем процессе социализации не всегда легко вычленить его отдельные компоненты - трудовой, военно-физический, нравственный и т.д. Все они в какой-то мере взаимосвязаны. Достаточно сказать, что народная педагогика не дифференцировала, например, трудовое и нравственное воспитание: само собой разумелось, что трудолюбивый человек нравствен и наоборот.

Все же первостепенное внимание в работе уделяется трудовому воспитанию, социализирующему значению труда. Общеизвестно, какое огромное значение придавали классики марксизма-ленинизма труду и становлению человека вообще и человеческой личности в частности (Маркс и Энгельс, т.16, 197).

Достаточно сложно также отчетливо разделить сословно-классовые аспекты мекпоколенной трансмиссии культуры: во-первых, социальные слои представляли собой не только две противостоящих категории, но и целый спектр таких категорий; во-вторых, некоторые нормы, выработанные в высших слоях, часто становились референтными для низших. Напомним слова К.Маркса и Ф.Энгельса в "Немецкой идеологии": "Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями" (Маркс и Энгельс, т.З, 45).

Тем не менее, с известной степенью генерализации можно говорить о двух основных принципах воспитания, в особенности трудового,воєнно -физического и нравственного, принятых в княжеско-дворянской и

крестьянской среде. Знать сообразно со своими классовыми интересами растила и социализировала детей явно или завуалированно в духе презрения к простому народу и ко всему, что было с ним связано.Яркой иллюстрацией такого пренебрежительного отношения представителей княжеско-дворянских сословий адыгов к трудовой деятельности земледельцев и скотоводов является, например, их обычный ответ на "увещания не хищничать": "А что же станется с нами, когда перестанем хищничать? Мы сделаемся пастухами" (Сталь, 1900, 100).

Крестьяне же, следуя своим главным принципам "мылажьэ шхэркъ-ым" (кто не работает, тот не ест), "улажьэмэ, лыжь ппхынщ, умы-лажьэмэ,лажьэ бгьуэтынщ" (если работаешь, будешь есть вяленое мясо, а если не работаешь - горя хлебнешь) (КНС, 1959, 85-87; КП, 1965, 51), учили молодежь прежде всего трудолюбию, добросовестному отношению ко всему, что создается трудом человека.

К числу специфических трудностей нашего исследования следует отнести также некоторые понятийно-терминологические сложности.Так, в народном словоупотреблении не всегда можно точно определить смысл того или иного понятия. Возьмем общеадыгское слово "ерьпц". Само по себе оно обычно употребляется в значении "упрямый.Однако в кабардино-черкесском выражении "ерыщыр щыту маліо",имеющем большое воспитательное значение,"ерыц" соответствует таким положительным чертам характера,как настойчивость, воля, целеустремленность и т.д., и переводится соответствующим образом: "волевой, целеустремленный умирает стоя". Это как раз пример того, как "можно легко спутать настойчивость и упрямство" (Божович, 1976, 151).

Основным источником предлагаемого исследования являются полевые этнографические материалы,собранные автором в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее, а также данные устного народного творчества адыпв. Использованы также архивные и литературные сведения, в которых нашли отражение исследуемые вопрбсы.

Социализация детей и молодежи у адыгов затронута в отдельных статьях и очерках об адыгских народах и этнических группах: кабардинцах, темиргоевцах, абадзехах, шапсугах и др.Из дореволюционных авторов этой проблеме посвятил небольшую корреспонденцию А.Ковец-кий (Ковецкий,1879). Сведения о воспитании подрастающего поколения встречаются в работах Н.Ф.Дубровина (Дубровин,1871), Хан-Гирея (Хйн-Гирей,1842; 1978), В.В.Швецова (Швецов,1856), Н.В.Данилевско-

го (Данилевский, 1946), Ш.Б.Ногмова (Ногмов, 1958), К.Атажукина (Атажукин, 1971), В.В.Василькова (Васильков, 1901), И.Попко (Попко, 1880) и др.

Особенно заинтересованно занимались вопросами народного воспитания, традиционными методами социализации детей и молодежи представители передовой общественной мысли адыгов Хан-Гирей, Ш.Б.Ногмов, А.Кешев, К.Атажукин и др. В фундаментальной работе Хан-Гирея "Записки о Черкесии" имеется специальный раздел о воспитании, в котором наряду с физическим, военным и нравственным воспитанием затрагиваются и вопросы трудового воспитания (Хан-Гирей, 1978, 277-281). Ш.Б.Ногмов рассматривает вопросы воспитания во второй главе своей "Истории...".

Однако у всех без исключения дореволюционных авторов, в том числе и только что названных, проблемы воспитания подрастающего поколения затронуты лишь вскользь, в связи с тем или иным вопросом, который они освещали. То же самое можно сказать и об иностранных авторах: Дж.Интериано, А.Ламберти, Дж.Лукке, Ж.Б.Тавернье, М.Бро-невском, Ф.Дюбуа де Монпере, Т. де Мариньи, Дж.Белле, Т.Лапинском, Дж.Лонгворте, Я.Потоцком, Абри де ла Мотрэ и др. Большая часть материалов этих авторов опубликована в книге "Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХЩ-ХІХ вв." (АБКИЕА, 1974).

К теме народного воспитания у адыгов обращались и советские исследователи. Специальные статьи или разделы в общих работах посвятили этой проблеме Г.А.Кокиев (Кокиев, 1946), Я.С.Смирнова (Смирнова, 1968, 1983), Ю.К.Намитоков (Намитоков, 1957), В.В.Смирении (Смирении, 1959), И.А.Шоров (Шоров, 1968), А.А.Стародубцев (Стародубцев, 1959), Е.Н.Студенецкая (Студенецкая, 1954), С.С.Киржинов (Киржинов, 1974) и др.

Некоторые материалы по этим же вопросам содержатся в работах М.О.Косвена (Косвен, 1961), В.К.Гарданова (Гарданов, 1964, 1967, 1973), Л.И.Лаврова (Лавров, 1959), Г.Х.Мамбетова (Мамбетов, 1962, 1971), М.А.Меретукова (Меретуков, 1977), И.Х.Калмыкова (Калмыков, 1974), Э.Д.Коджесау (Коджесау, 1954), Т.Т.Шиковой (Шикова, 1956), Б.Х.Бгажнокова (Бгажноков, 1978, 1983). Интересные сведения о быте адыгов, проживающих в Турции, в том числе и по вопросам традиционных методов социализации детей и молодежи, содержатся в изданных в ФРГ на немецком языке книгах А.Ландманн (Ландманн, 1981), У.Ландманна (Ландманн, 1981), Б.ОзСека (Озбек. 1982). Однако и в

этих работах проблемы воспитания рассматриваются лишь частично, в связи с характеристикой семьи и семейного быта.

Говоря об источниках данной работы, считаем нужным отметит.,,что в ней использовано много адыгских (кабардинских, черкесских, адыгейских) пословиц и изречений в оригинале. Поскольку их семантика почти не различается, и для того, чтобы не перегружать текст фольклорным материалом, они в основном даются в кабардино-черкесской транскрипции, и лишь в необходимых случаях приводятся адыгейские варианты.

Апробация диссертации. Работа обсуждалась на заседании сектора этнографии Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института, на Ученом Совете КЕНИИ, на расширенном заседании сектора народов Кавказа Института этнографии АН СССР, а затем на заседании специализированного совета при этом же Институте, рекомендовавшего ее к защите на соискание ученой степени доктора исторических наук. Основные положения диссертации опубликованы в трех монографиях и статьях, использованы в ряде докладов на Всесоюзных и региональных этнографических конференциях и сессиях. Всего по теме диссертации опубликованы более 45 работ общим объемом 64 а.л.

На монографии "Обряды и обрядовые игры адыгов в Х1Х-начале ХХвТ-Нальчик, 1979 г.; "Очерки трудового воспитания адыгов (Х1Х-начало XX в.)- Нальчик, 1984 г.; "О народных играх адыгов (Х1Х-начало ХХв."~ Нальчик, 1986 г. имеются положительные рецензии в сборнике "Современные этнокультурные процессы в Кабардино-Балкарии" (Нальчик,1984), журналах "Советская этнография" (1986, 2), "Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы" (1987, №2). Опубликованные автором по данной теме монографии и статьи в настоящее время используются в качестве пособий в дошкольных учреждениях, в школах и учебных заведениях Кабардино-Балкарии, Адыгейской автономной области,Карачаево-Черкесии. По проблемам народной системы социализации соискатель часто выступает в Кабардино-Балкарском институте усовершенствования учителей, где функционирует научно-методический центр по использовании методов и средств традиционного воспитания в современных условиях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. В приложении даны список цитируемой литературы, а также принятые литературные и архивные сокращения.