Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народная медицина башкир Курганской области : конец XIX - начало XXI в. Минибаева, Заря Ибрагимовна

Народная медицина башкир Курганской области : конец XIX - начало XXI в.
<
Народная медицина башкир Курганской области : конец XIX - начало XXI в. Народная медицина башкир Курганской области : конец XIX - начало XXI в. Народная медицина башкир Курганской области : конец XIX - начало XXI в. Народная медицина башкир Курганской области : конец XIX - начало XXI в. Народная медицина башкир Курганской области : конец XIX - начало XXI в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Минибаева, Заря Ибрагимовна. Народная медицина башкир Курганской области : конец XIX - начало XXI в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Минибаева Заря Ибрагимовна; [Место защиты: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН].- Уфа, 2011.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/492

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Народные представления о болезнях и их причинах 13

1. Народная медицинская терминология. 13

2. Демонологические представления о болезнях 19

3. Духовные и физические причины болезней 34

Глава 2. Знахари и народная диагностика болезней 44

1. Знахари 44

2. Народная диагностика болезней 62

3. Пульсовая диагностика 70

Глава 3. Народные лечебные средства в комплексе рациональных знаний 76

1. Растительные средства лечения болезней 76

2. Минеральные средства лечения болезней 90

3. Средства лечения животного происхождения 100

4. Комплексный метод лечения болезней 107

Глава 4. Религиозно-магические способы лечения и предупреждения болезней 111

1. Лечебная магия 111

2. Заговоры 129

3. Окуривание 134

4. Обереги 138

5. Мусульманское врачевание 143

Заключение 149

Список литературы 152

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Диссертационное исследование посвящено народной медицине курганских башкир. Эта сфера народных знаний, включающая в себя народные представления о причине и сущности болезней, народную диагностику, целительские средства, лечебную магию и мусульманское врачевание, до сих пор тема не была предметом специального изучения.

Актуальность этнографического изучения народной медицины обуславливается, с одной стороны, усилением процессов размывания специфических особенностей традиционной культуры башкир, и, соответственно, необходимостью скорейшей фиксации уникальных знаний. С другой стороны, налицо возрастание общественного и научного интереса к народной медицине, обнаруживающего ее большой практический потенциал и возможности органического включения ее элементов в профессиональную область.

Курганские башкиры, несколько обособленно расселенные от основного этнического массива, дольше сохраняли специфические черты традиционной башкирской культуры, обладающей также и региональными особенностями. Кроме того, длительное взаимное общение этой группы башкир с другими тюркоязычными народами позволяют провести любопытные этнографические параллели в области народного врачевания, выявить универсальные культурные механизмы.

Объектом исследования диссертационной работы являются башкиры, проживающие в Сафакулевском (дд. Абултаево, Азналино, Бакаево, Белое Озеро, Большое Султаново, Боровичи, Калмык-Абдрашево, Мурзабаево, Сарт-Абдрашево, Сафакулево, Сулейманово), Альменевском (дд. Бухарово, Подъясово, Танрыкулево, Юламаново) и Щучанском (д. Арасланово) районах Курганской области.

Предметом исследования является народная медицина курганских башкир.

Хронологические рамки исследования охватывают конец XIX – начало XXI века.

Цель диссертационной работы заключается в составлении комплексной историко-этнографической характеристики народной медицины курганских башкир.

Задачи исследования:

– выявление и описание народных представлений о болезнях и причинах их возникновения;

– классификация основных типов башкирских знахарей;

– характеристика способов народной диагностики болезней;

– рассмотрение народных лечебных средств в комплексе рациональных знаний;

– определение религиозно-магических способов лечения и предупреждения болезней;

– сравнительный анализ медицинских знаний курганских башкир и некоторых тюркских народов Средней Азии, Казахстана и Сибири.

Методология и методика исследования. Теоретико-методологической базой исследования явились труды отечественных ученых С.А. Токарева, Ю.В. Бромлея, М.Д. Торэн, В.И. Харитоновой, С.Г. Аршба, И.В. Ильиной, А.Р. Сабирова, Л.М. Кадыровой и др.

Для достижения цели и решения поставленных задач в диссертации применялся комплексный подход, который позволил значительно расширить и углубить исследование народных медицинских знаний курганских башкир. Основными методами исследования явились этнографическое описание и сравнительно-исторический анализ, что позволило выявить в народной медицине курганских башкир общетюркские черты и локальные особенности. Кроме того, в работе был использован метод исторической реконструкции, системный и типологический методы. Полевые исследования проводились на основе качественной методики (наблюдение, устный опрос, включенное наблюдение).

Основными источниками данного исследования явились полевые этнографические материалы (аудио-, видеозаписи, фотографии) автора, собранные в 1997 и 2003 гг. В работе также использованы фольклорные и лингвистические материалы.

Степень изученности проблемы. Наиболее ранние сведения о народной медицине башкирского народа имеются в трудах известных ученых-путешественников XVIII – XIX вв. И.Г. Георги (1799), И.И. Лепехина (1802), П.С. Палласа (1809), П. Небольсина (1854) И.М. Казанцева (1866) и др. В целом, ранние этнографические источники содержат лишь отрывочные и случайные сведения о башкирской медицине. Однако к концу XIX столетия изучение традиционной медицины башкир вступило в новую стадию, что было связано с деятельностью в губерниях обществ врачей. Собранные земскими врачами В.А. Арнольдовым (1894) и Д.П. Никольским (1899) полевые этнографические материалы послужили хорошим основанием для дальнейшего развития изучения научной медицины.

Применительно к началу ХХ в. некоторая информация о традиционной медицине башкир содержится в работе А. Алимгулова (1915). Значительный вклад в изучение традиционной медицины башкир внес выдающийся ученый С.И. Руденко (1925; 1955). Большую ценность для этнографической науки представляет монография врача В.З. Гумарова «Башкирская народная медицина», изданная в 1985 году, а также словари (1981, 1990) и статьи, посвященные лечебным средствам животного происхождения (1978), народной гигиене и охране здоровья детей (1980), эмпирической физиотерапии (1984) и др. В 1991 году вышла в свет книга Н.В. Бикбулатова, Ф.Ф. Фатыховой «Семейный быт башкир (XIX–XX вв.)», где затрагиваются вопросы лечения детских и женских болезней.

В 2000 году была издана монография Л.И. Никоновой «Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения», в которой впервые сделана попытка обобщить опыт тюркской народной медицины (татар, башкир, чуваш).

В монографии А.Ф. Илимбетовой, Ф.Ф. Илимбетова «Культ животных у башкир: история и современность» (2009) содержится этнографический материал о народной медицине башкир в контексте их религиозно-мифологических представлений.

Сведения о традиционной медицине башкир имеются также в работах башкирских фольклористов, языковедов, литераторов и ботаников: А.Н. Киреева, Г.С Амантаева, Н. Тагирова, Н.Д. Шункарова, А.М. Сулейманова, Б.С. Баимова, Р.А. Султангареевой, Ф.Г. Хисамитдиновой, Р.Н. Каримовой, Г.Р. Батыршиной, Е.В. Кучерова, Р.Б. Ахметова и др.

Вместе с тем, авторы указанных работ рассматривали народную башкирскую медицину либо в контексте возможного рационального использования (труды земских врачей), либо в контексте мифологических представлений (филологи и фольклористы) или же ограничивались описанием отдельных моментов врачевания (довольно редкие работы этнографов). Кроме того, народная медицина именно курганской группы башкир оказалась практически вне поля зрения исследователей всех областей. Следовательно, необходимость ее комплексного этнографического описания представляется вполне назревшей. Следует отметить, что некоторые шаги в этом направлении были уже сделаны автором диссертации.

Научная новизна исследования:

–диссертация представляет собой первое ареальное и сравнительно-историческое исследование народной медицины башкир, позволяющее выявить их этническую самобытность и культурное взаимодействие с другими тюркскими народами в области народного врачевания;

– введен в научный оборот обширный полевой этнографический материал;

– исследованы не рассматривавшиеся ранее методы диагностики болезней (например, по биению пульса), которые свидетельствуют о древнейших этнокультурных контактах региона с народами Востока;

– впервые детально описано башкирское мусульманское врачевание.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в качестве сравнительного материала при написании научных монографий, статей и публикаций, посвященных проблемам народной медицины других этносов. Они могут найти применение в образовательном процессе при разработке лекционных курсов и учебных пособий по истории и этнографии башкир, краеведению, истории медицины. Кроме того, народный опыт врачевания может иметь и практическое значение для современной профессиональной медицины.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены в виде докладов на международных, всероссийских и межрегиональных научных и научно-практических конференциях и отражены в 27 научных публикациях, в том числе по перечню ВАК.

Структура исследования. Диссертационное исследование состоит из Введения, четырех глав, Заключения и Списка использованной литературы. В приложении помещены карты, фотографии, таблица растительных средств лечения болезней и список информаторов.

Демонологические представления о болезнях

Среди курганских башкир существуют различные представления о причинах болезней. Значительное место среди них занимают демонологические. Это целый комплекс представлений, толкований и связанных с ними магических практик, профилактических мер, норм и табу. Многие составляющие этого комплекса связаны с распространением ислама и слиянием канонических интерпретаций, содержащихся в письменных текстах, с народными верованиями. Демонологические персонажи, насылающие болезнь, нередко наделяются различными функциями, т.е. имеют узкую или широкую «специализацию», бывают разного происхождения и обладают способностью менять внешний облик. Рассмотрим основные из них: Зэхмэт [Захмат]. По традиционным представлениям курганских башкир, происхождение многих болезней связано с воздействием на человека злого болезнетворного духа зэхмэт (захмат), который подобен черной тени, однако имеет антропоморфный облик; он может заводить семью, иметь детей; обычно обитает в грязных местах: на мусорных свалках, помойках, в кучах золы и в заброшенных постройках. Такие места в народе называются зэхмэтле урындар, т.е. «опасные места», где люди могут подхватить болезнь (зэхмэте эйэрэ). Первыми признаками болезни являются головная боль, ощущение тяжести и холода внутри тела; впоследствии человек может превратиться в калеку. Знахари диагностируют состояние больного термином зэхмэт нугылган (букв. захмат ударил). К «опасным местам» относятся также те, где была пролита кровь жертвенного животного, т.к. к ней собираются захмат. При случайном падении в таких местах человек может страдать головной болью. В таких случаях моют голову больного водой, над которой прочитаны мусульманские молитвы «Элхэм» («Аль-Фатиха»), «ТСолнуалла» («Аль-Ихлас») [«Коран», 1, 112] , а после, выливают воду в направлении севера51. По рассказам знахарки Махикамал Галимжановой (прил. I, рис. 4.1), «захмат развелось теперь очень много, путаются прямо под ногами людей, «сваливают их с ног», и пострадавшие таким образом люди получают ушибы и переломы»52.

По поверьям курганских башкир, захмат может иметь и зооморфные черты. По сообщению знахарки Хайернисы Шафиковой (прил. I, рис. 5) захмат показался девочке-шестикласснице в образе большой белой собаки, когда она пешком возвращалась домой из школы, находящейся в семи километрах от ее дома. Собака сидела на дороге и набросилась на девочку сзади. Девочка потеряла сознание и пролежала до утра, пока ее не обнаружили. После этого случая она сильно заболела, у нее стали возникать различные видения: иногда угол дома раскрывался и входили гурьбой красивые девушки и парни, пели и плясали, и она веселилась с ними. Ее болезнь объяснилась знахарями тем, что вместе с ней в доме поселился захмат, который теперь постоянно подстрекает ее на разные действия (зэхмэт хоторта). Девочку лечили несколько мулл чтением молитв, также ими были совершены жертвоприношения овец. В каждом углу были произведены выстрелы из порохового ружья .

В некоторых случаях, когда захмат вселяется в дом, его изгоняют звуками щелкающей плетки, одновременно произносится заговор (заговоры дословно переведены автором):

- Нимэ -кыуац? - Что изгоняешь?

- Зэхмэт хыуам... " Захмат изгоняю54... (повторяется несколько раз)

По сведениям информаторов, жилищем для захмат могут служить грязные, неубранные дома и даже сами люди, незащищенные молитвами или специальными оберегами. Главным правилом, предохраняющим от захмата считается соблюдение чистоты и порядка, а также частое повторение мусульманской молитвенной формулы «Бисмиллэни-ррахмэни-ррахгт» («С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного»). Если произносить эту молитву при входе в дом, то захмат не сможет перейти через его порог. Необходимо повторять молитву перед каждым приемом пищи, иначе через нее захмат может проникнуть внутрь, что приведет к болезни зыяндаш («недомогание»), симптомами которой являются ощущение дискомфорта в области горла, сужение пищевода или вздутие живота55.

Наиболее распространенными средствами, способными отпугивать захмат являются деготь, подкова, порох и сера. Человеку, пострадавшему от захмата, дают пишу, над которой прочитаны молитвы. Деготь дают облизать больному, смазывают им двери. Дымом серы окуривают больного и дом. По поверьям, «захмат не любит запаха серы или пороха, сразу убегает, а после уже не возвращается в этот дом»5 .

В словарях башкирского языка слово зэхмэт переводится как страдание, мука души и тела, или болезнь, вызванная джинном, шайтаном. Зэхмэт тсагылыу/тейеу - заболевать; бирэн зэхмэте — обжорство; улэт зэхмэте — моровое поветрие, мор; зэхмэтле - мучительный, больной; зэхмэтле урын — место или местность, где человек, по поверью, заболевает под влиянием неизвестных злых сил . Термин зэхмэт имеет арабское происхождение: 4- =0 — («захматун») - «давка, стеснение, затруднение»58; в древнетюркском словаре zahmat означает «тягость, мука, вред»5 . Аналогии имеются у многих тюркоязычных народов, например, у узбеков — захмат, у туркмен — зэхмет, у татар — зэхмэт и т.д. .

ТСойон [Вихрь]. У курганских башкир слово зэхмэт употребляется также в собирательном значении для обозначения всех вредоносных духов.

Например, распространено представление о вихре (тсойон), как о злом духе захмат. По рассказам информаторов, захмат движется вихрем, и таким образом переселяет к себе невесту {зэхмэт кгшен кусерэ). Болезнь, возникшая от «удара вихря» называется ел нуккан («ветер ударил») или зэхмэт нуккан («захмат ударил»). Особенно опасно оказаться внутри вихревого столба (человек может лишиться разума). Для того, чтобы отогнать от себя вихрь, нужно плюнуть в его сторону трижды с ругательными словами:

Тфу, лэгин! Тьфу, проклятый!

Эщэ, урыныцды man! Иди, свое место найди!

Тфу, лэгин! Тьфу, проклятый!

Тфу, лэгин! Тьфу, проклятый!

Тфу, лэгин! Тьфу, проклятый!

По рассказам информаторов, несколько лет назад над озером Дауылды (от башк. дауыл - «смерч»), около д. Бугуй, прошелся страшный смерч. Озерная вода поднялась вверх до 20 метров и приняла образ огромной змеи, которая затем исчезла в другом конце деревни. Все это сопровождалось сильным грохотом, который был слышан даже в соседней, находящейся в пятнадцати километрах деревне Сулейманово. Во время смерча были опрокинуты автомобили, разрушено несколько домов, а вдоль берега лежала выброшенная из озера рыба .

Народные представления о демонологическом происхождении вихря существуют у многих тюркских народов, например, по верованиям алтайцев, дъел - не только ветер, но и злые духи, переносящие эпидемии, поветрия. Качинцы и сагайцы считали вихрь злым духом, уносящим похищенную человеческую душу кут . У теленгитов - умерший шаман превращался в вихрь и забирал душу человека. В качестве оберега теленгиты использовали плетку с красной рукояткой, сделанную из таволги, били ею в сторону вихря, произнося заклинание и плевали три или семь раз. У киргизов, вихрь представляется как вертящийся дьявол64.

Народная диагностика болезней

Народные способы диагностики болезней у курганских башкир отличаются многообразием. В первую очередь знахари определяют характер и причину возникновения болезни, и исходя из этого принимают решение, какими методами и средствами ее лечить.

Болезни, появившиеся под воздействием сверхъестественных сил, распознаются с помощью магии (гадания, сновидения и др.). Соответственно их лечение осуществляется магическими обрядами или мусульманскими молитвами. Опытные знахари по внешнему виду больного могут дать описание духа, наславшего болезнь. Например, как было сказано выше, если больного «ударил джин/захмат» (ен/зэхмэт нугылган), то первыми признаками болезни являются тяжесть в теле, упадок сил, головные боли, озноб и т.д. «Удар захмата» в часы заката наносит наибольший вред, человека может даже парализовать. Человек, вступивший в «контакт с бисурой» постепенно угасает, желтеет, теряет жизненную силу и рассудок. При «ударе вихрем» человек может помешаться умом . Человек, пострадавший от убыр, может тяжело заболеть; его знобит, и такая болезнь не поддается лечению. Гнойное заболевание уха указывает на «вселение в ухо татран». «Вселение в человека сверхъестественных существ» определяет как «схватывание» больного изнутри; внешне это может проявиться в судорогах, припадках, лихорадке или в потере разума188. Заболевания мочевого пузыря («мочеизнурение и недержание мочи») считаются «пришедшими с земли» (ер эн тейенеу). От порчи «завязывается язык, и не дает разговаривать» (сихыр ан тел бэйлэнэ, нейлэшергэ бирмэй) . От наговоров (тел-теш) человек переживает упадок сил, головные боли, теряет аппетит и т. д190.

Одним из магических способов диагностики заболеваний у курганских башкир является гадание (курэ э). Так, чтобы определить, чего испугался ребенок, вечером в темноте жгут бумагу и внимательно наблюдают за тенью. Например, тень может принять вид собаки (шэулэнен курэнец инде, эт булып тешэме)

Прогнозом исхода болезни могут служить сновидения (твшэнеу). По рассказам знахарки Фарзии Саитовой, ее бабушка Гульниса заранее предугадывала наступление болезни по своим снам. Еще в детстве Фарзии приснилась старая женщина из их деревни, которая бегала за ней в том платье, в котором умерла. Фарзия сильно испугалась. Одновременно этот же сон увидела ее бабушка, которая жила в другой деревне и прибежала к ней. Она сильно ругала покойную, имитируя, что пинает ее ногой. Гульниса лечила внучку от испуга опрокидыванием пиалы (свцкэ тункэреу) на сердце, чтобы вернуть его, смешенное от испуга, на свое место. Фарзия говорила, что у них в роду знахари имели дар предвидения (курэ эсе тсарсытстар минен у емдец затымда бар)

Интересен метод диагностики болезней Вилии Шарафутдиновой, заключающийся в отпивании воском на определенные органы больного человека. При отливании она называет органы вслух, затем по форме, которую примет расплавленный воск, описывает состояние органа. Свой метод Вилия называет «УЗИ органов». По сообщению информаторов, диагностика Вилии совпадает с результатами УЗИ в государственных больницах (прил. I. рис. 9.1-15).

Проводя руками по телу больного, Вилия описывает состояние позвоночника, суставов, копчика и других органов (прил. I, рис. 8.1-24). Так она диагностировала состояние обратившегося к ней мужчины: «Вот это двигательная опора человека. У него нарушена двигательная опора. Вот один позвонок выше, другой ниже, поэтому у него отнимается нога. Вот это крестцовая кость, одна сторона в сторону ушла. Вот столб, немножко здесь прижат, поэтому у него ущемление нервов, все нервы здесь заканчиваются. Копчик потом вытягивать будем. Сегодня немножко отек уже снялся. Отек все еще сильный, потому что крестцовая кость все давит на тазовую кость. Тазовая кость, совсем на бок ушла. Бедренную кость пока на место не поставишь, тазовая кость не восстанавливается, поэтому нога хромает, и одна нога у него потоньше. А позвонок в одну сторону ушел, вот поэтому такая боль. Вот здесь искривление большое. Все здоровье человека зависит от позвоночника. Если позвоночник будет правильным, то все органы будут находиться правильно и не будут болеть. Вот у него вся грудная клетка неправильна, потому что двигательная опора неправильна. Вот грудное ребро, одно выше, другое согнуто - от этого боли. Вот здесь идет сушение сухожилия (смотрела колени). Еще бы неделю протянули, они высушились бы вообще, судорога тянула бы. Тогда уже ничем не вылечишь, коленка опухает. А когда коленка опухает, жидкость нарушается, ничем не восстановишь. А вот здесь уже жидкость высыхает, поэтому хромает, потому что кость на кости. Это же больно. Вот у него жидкость куда ушла, жидкость изнутри, вот, из-под кости вышла. Вот это нужно восстанавливать массажем» (прил. I, рис. 8.10-14)193.

Этому клиенту Вилия сделала массаж по всему телу (прил. I, рис. 12.13, 19,20), опрокидывала глиняный горшок на копчик (прил. I, рис.11.17,18) и «протыкала» железной медицинской иглой подошвы в трех местах (прил. I, рис. 12.22-26). Чтобы рассосался отек, велела больному прикладывать к коленям и подержать в течение двух часов смесь из картофеля и соли.

Таким образом, Вилия, диагностировала больного вполне рациональными объяснениями о причинах болезней. На наш вопрос, откуда у Вилии современные медицинские знания, ее дочь Нурида ответила, что когда она сама училась в медицинском училище, ее мать прочитала все ее учебники, особенно «Анатомию человека». Вилия говорила о себе: «моя мама и бабушка сильно хотели, чтобы мы были грамотными знахарями»1 .

По словам Вилии, очень много больных обращаются к ней с раковыми заболеваниями горла, желудка и легких. Рак горла распространен среди молодых мужчин до 35 лет и обращаются в основном из Октябрьского района Челябинской области. По ее подсчетам, в этом регионе «каждый четвертый болеет раком горла». Приведем один из рассказов Вилии: «Как-то рано утром ко мне приезжал подполковник из г. Челябинска. Я сказала ему, что у него в легких метастазы, особенно в левой стороне. Легкое у него было переполнено гноем. После моего осмотра, в тот же день он прошел обследование в больнице, где ему сделали снимок и обнаружили метастазы в 4-х местах. Он был напуган, и в тот же вечер приехал ко мне, встал на колени и говорит: «Бабушка, спасибо за твои руки». Я лечила его комплексным методом: массажем, травами и маслами»195. В нашем присутствии Вилия обнаружила у одной женщины опухоль на шейке матки «размером с голубиное яйцо», а у другой - метастаз в печени.

В народной медицине курганских башкир диагностика некоторых болезней проводится по внешним проявлениям и признакам. Например, йылан карате (доел, змеиный глаз) бывает околоногтевой, суставной, грудной, подкожный, основным его признаком является наличие гнойного нарыва красного цвета, при выдавливании которого «видно несколько глазков, несколько отверстий размером с бусину» . Ситсан описывается как фурункул без головы (нъщауы К, топсон шегиек) или гнойный фурункул (эренде шешек), появляется от простуды и лечится магическим приемом сыйыу («очерчивание») . Сагкма — чирей с красноватой плотной поверхностью (тсы ыл булып хатып тора), локализуется обычно на коленях и локтях, чешется, стоит его почесать, увеличивается, лечится магическим приемом сагыу («ужаливание»)198.

Особое внимание уделяется диагностированию кожных заболеваний. Знахари имеют больразличают два вида лишая: атс тимрэу - белый лишай, к,ъцыл тимрэу - красный лишай. Последний называется также тэцкэ тимрэу — (доел, монетный лишай), в официальной медицине известный как псориаз. По описанию знахарей этот вид лишая отличается красно-коричневым цветом, с темным контуром, но бледный посередине199. Появление лишая обозначается термином тимрэу твиюу. Под общим названием тсысыу/тсысыныу или тсысынма подразумеваются всякие подкожные инфекционные заболевания200. Появление чесотки (бетеэ) называется бетеэлэу, иногда ее называют тсорт рэнйеуе («болезнь от червей»), определяют по красноте и зуду тела201. Сиртмэ - рожистое воспаление. По диагностике знахарки Махикамал Галимжановой рожа, которая имеет красноватый оттенок, называется «красная рожа» (кы$ыл сиртмэ) и легко излечивается (хе ер хайта), а рожа, имеющая беловатую плотную поверхность, называется «белая рожа» (атс сиртмэ), причиной ее появления считается простуда, излечивается долго и трудно (эмэллэуе бик хыйын). Оба вида рожи лечатся магическим приемом сиртеу (букв, щелкать). Знахарка Вилия Шарафутдинова для определения причины появления рожи прикладывает пятикопеечную монету к очагу болезни на сутки. По ее словам, если рожа происходит от простуды, то монета прилипает и оставляет зеленый след, а если рожа вызвана порчей, то монета легко отваливается (прил. I, рис. 8.24).

Средства лечения животного происхождения

В народной медицине курганских башкир средства животного происхождения используются в различных видах. Из кисломолочных продуктов целебными свойствами наделяются молоко, сметана, масло, катык, творог и др. Парное молоко (нет) является хорошим средством для очищения кровеносных сосудов. Кипячёным молоком запивают пропущенные через мясорубку, проросшие пшеничные зерна при мужском бессилии и бесплодии женщин. Барсучий жир с кипяченым теплым молоком пьют при болезнях легких .

На основе коровьего масла (май) и сметаны (каймак) готовятся многие лечебные мази, особенно для лечения кожных заболеваний (прил. I, рис. 10.15,16,18). Масло считается хорошим смягчающим средством при вправлении вывихов, оно добавляется в уксусные разогревающие настойки для смягчения кожи. При запорах также рекомендуется глотать масло332. Кишечные глисты выводятся топленым маслом (нары май).

При расширении вен к ним прикладывают кислую простоквашу. Ее добавляют также в ржаные лепешки для выведения жидкости при отеках. При кашле деготь употребляется внутрь вместе с катыком .

Сушеный кислый творог (корот) размешивали кипяченой водой, и добавив немного соли и масла, давали роженице после родов, чтобы у нее хорошо работал желудочно-кишечный тракт .

В косметических целях широко применяется сыворотка (эремек ныуы), ею моют волосы, а также руки после грязных работ .

Кумыс (кымъц), приготовленный из цельного кобыльего молока, считается очень полезным для всего организма, особенно при заболеваниях легких .

Нутряной жир животных в расплавленном виде является основным компонентом лечебных мазей. Обычно используют говяжий, бараний, козий и медвежий (ныйыр, наръгк, кэзэ, айыу майы). Самым эффективным считается семилетней давности жир (прил. I, рис. 10.5-7,13,14) .

Обмороженные или обожженные части тела смазывают конским или гусиным жиром (йылхы, тсаз майы) .

Куриный жир (тауык. майы) (прил. I, рис. 10.6) применяется при головной боли кернэ. Теплый нутряной жир свежезарезанной курицы прикладывают к темени больного. Опытные знахари опрокидывали на темя пациента напёрсток с жиром. Вместо куриного жира можно использовать и индюшачий (квркэ майы). При кожных заболеваниях полезно натираться разогретым куриным жиром .

Барсучий жир (бурнык майы) употребляется как внутреннее, так и наружное средство при болезнях дыхательных путей (астма, кашель). По другим версиям, при кашле легче пьется медвежий жир (айыу майы) , после этого сразу же смягчается кашель (барсучий жир усваивается тяжело).

Жир ондатры применяется при лечении кожных заболеваний как ранозаживляющее средство. При гнойном заболевании среднего уха разогревают жир и капают в больное ухо, а при насморке - в нос (прил. I, рис. 10.7)340.

Животные жиры широко распространены и в народной медицине сибирских татар .

Особое место в лечебной практике курганских башкир занимает желчь (ут) домашних животных (прил. I, рис. 10.8), птиц и рыб. По словам Вилии Шарафутдиновои, при ожогах пораженное место нужно помазать желчью любой скотины, так делала и ее бабушка. Особенно хорошо помогает коровья желчь или желчъ карпа, щуки. Она собирает их, в основном, на скотобойнях Сафакулевского мясокомбината и хранит в морозильнике. Желчь служит основным компонентом при приготовлении разогревающих смесей. Например, желчью со спиртом и тертым хвойным мылом натирают тело в бане при ревматизме, полиартрите, болезнях суставов и отеках ног. При этом говорят, что «тело горит там, где больное место». Вилия рекомендует принимать внутрь куриную желчь при раковых болезнях желудка и матки, а также при запорах. Для этого сырой желчный пузырь курицы заворачивается в хлеб, раскатывается с растительным маслом и проглатывается, для профилактики желательно повторить семь раз в год342. По рассказам Махикамал Галимжановой, для растирания в народе широко применяется желчь, настоянная на спирту .

У сибирских татар желчь домашних животных, птиц и рыб применяется при лечении нарывов и опухоли горла .

К другим средствам животного происхождения, распространенным у курганских башкир относятся шерсть и войлок. Так, раньше незаживающие раны посыпали смесью из серы, квасцов и золы, полученной из жженой кожи традиционной женской обуви сарык или жженым овечьим войлоком . Аналогичный способ бытовал и у киргизов34 .

При больных суставах или ушибах также прикладывают к больному месту весеннюю немытую овечью шерсть (саиырлы нарытс йене). В качестве обезболивающего средства ее применяют вместе с толчеными листьями белены347.

Подобное можно было наблюдать у сибирских татар, которые для устранения болезненных ощущений после переломов, ушибов и вывихов делали компресс из весенней жирной (сагыслы - смолистый) овечьей шерсти, пропитанной жидким конским калом, детской мочой или мочой больного348.

Скорлупа куриного яйца употребляется в порошкообразном виде для очистки организма от шлаков, укрепления зубов и костей .

Куриное яйцо входит в состав лечебных мазей и уксусных настоек (прил. I, рис. 10.15,37), а также глиняных и ржаных лепешек350. При ожогах применяется мазь из яйца, растительного масла и пищевой соды351.

При колите, дисбактериозе кишечника используют измельченную внутреннюю оболочку куриного желудка, настой из которой пьют в течение дня (прил. I, рис. 10.40)352.

Широко известны бульоны из птицы: при судороге («тартынскан», «кв$эн тармкан») — из индюшьих ножек, при слабости мочевого пузыря - из головы353.

Мясо сизого голубя, по сообщению Шахарнисы Закировой, считается полезным при болезнях любых органов (кашле, коклюше, ухудшении зрения), обладающим свойством увлажнения для внутренних органов (кипкэн ер эр е эретеп ебэрэ). Она читает мусульманские молитвы над сыром мясом голубя, из которого затем варят суп .

Камушки из куриного или голубиного желудка находят применение при болезни желудка и непроходимости кишечника. Их заливают кипяченой охлажденной водой, настаивают и пьют (прил. I, рис. 10.41) .

В качестве лечебного средства используется помет животных и птиц. Например, свежий конский помет добавляется в ванну при ревматизме 5 . Гусиный помет является одним из семи компонентов смеси для лечения кожных заболеваний . Высушенным куриным пометом с ртутью смазывали пораженные участки при псориазе, а вареным - при чесотке358. Раньше заячий помет тайком давали больным желтухой, и детям, завернув в пресное тесто, при систематическом недержании мочи .

При воспалении груди у беременной женщины, а также для удовлетворения пищевой прихоти, варили бульон из копыт домашних животных. Сваренное копыто давали беременной, соблазняя ее, при этом трижды произносили специальный заговор в форме диалога «Что даешь? Соблазн даю»360.

Среди курганских башкир, многие занимаются лечением пиявками, которые считаются эффективным при болезнях суставов, поясницы, головной боли, а также зубной боли от «дурной крови». В этой области всеобщей известностью пользовалась знахарка Бикташева Гульниса (1880-1964 гг.) в д. Бухарово Альменевского района Нечетное количество пиявок (до 11 штук)

Мусульманское врачевание

По мусульманским канонам, болезнь является одним из видов испытаний, посланный от Всевышнего Аллаха. Возникновению болезней обычно предшествует причина (сэбэп), насланная Аллахом. Он же создает и причину исцеления (гинфа). В хадисах Аль-Бухари также сказано: «Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, Он обязательно ниспосылает и средство ее исцеления»500.

Курганские башкиры обращаются с просьбой об исцелении к Всевышнему словами: Аллан, («Аллах»), Алланы Тэгэлэ («Всевышний Аллах»), Хоай - (от перс. «Бог»), Хо ай Тэгэлэ («Бог Всевышний»), Раббы («Господь»).

По народным верованиям, и колдовство, и действие злых духов совершаются по воле Аллаха, поэтому в защиту от плохого произносятся такие слова: Кжтермэнен Аллана Тэгэлэ! («Не дай Аллах Всевышний!»), Аллан нссктанын! («Храни Аллах!»). При выздоровлении благословляют Всевышнего словами: Аллага швквр! («Хвала Аллаху!»).

Знахари курганских башкир не называют себя целителями, говоря, что Целитель - Аллах, а они сами являются лишь причиной (сэбэпсе), ведущей к исцелению по воле Всевышнего. При лечении они произносят следующую молитвенную формулу, называя себя причиной исцеления

Такое представление отражено и в хадисе: «Чтобы Аллах принял ваши молитвы, делайте пророков и праведников причиной этого»501.

Вышеуказанная формула у курганских башкир часто произносится в конце лечебных заговоров (намок) или же переход к ней осуществляется чтением аятов из «Корана». Иногда она применяется в роли самостоятельной молитвы (дога), например, произнося ее, знахари осуществляют магический прием завязывания узлов, окуривание, «вправление живота» и др.

Некоторые знахари завершают свое лечение, произнося следующую формулу

По их мнению, истоки врачевания связаны с врачебной деятельностью пророка Мухаммада, его жены Гайшы и дочери Фатимы. Гайша была ученой, святой, знающей (белемсе), врачевателем (багымсы) и врачевание (багымсылык) передано башкирам от нее. Причиной исцеления могут являться и родственники пророка, и святые .

Считают, что помочь исцелиться могут также родственники пророка и святые. Так, при лечении некоторых болезней (чесотка, лишай и зубные боли), происходящих от червей, упоминается имя пророка Акта

Бытует мнение, что когда пророк был тяжело болен, его тело покрылось червями. Однако, согласно исламским источникам, тела пророков и святых не разлагаются даже после их смерти. В лечебных обрядах упоминаются также имена пророка Ибрахима и святого Халила, через них знахари передают свои молитвы Всевышнему и просят дать больному жизненную силу (кеуэт)504.

По словам знахарки Махикамал Галимжановой, при тяжелых болезнях они обращаются за помощью к духам мусульманских святых (эрусоска). Однажды, когда она сильно заболела, обратилась духу хазрата Юмасултана словами: «Юмасултан хазрат, ты на земле или на небе? Я ведь очень сильно заболела. Проведи по моему телу своими исцеляющими руками». После этого, по ее словам, она выздоровела, как будто вовсе не болела505.

Как было сказано выше, курганские башкиры называют мусульманских врачевателей вшкереуселэр, т.е. лечащие чтением молитв и обдуванием. Пища, над которой прочитаны мусульманские молитвы, считается целебной. Часто молитвы читаются над солью, которую потом добавляют в пишу или моют больное тело506. Мыло, начитанное молитвами, применяется для снятия боли507.

У курганских башкир наиболее целебной считается вода, набранная после утренней обязательной молитвы (намаз). Ее называют тац ныуы («утренняя вода»), которая лечит всякие болезни. Набирают ее, совершив дополнительную молитву (нафл намаз) с намерением исцеления от определенной болезни. По сообщению Хабиры Талиповой, она делала ножные ванны из такой воды по совету знахарки и исцелилась508.

У современных знахарей хранятся мусульманские книги. Так, у знахарки Нуржихан Султановой (1916 г.р.) сохранилось 14 книг, оставшихся от деда. Среди них: «Коран», «Тафсир Корана», «Хавасел Коран», «Фазылаи Шухур», «1001 лечебных молитв», «Целебные молитвы» и др.

Сохранилась интересная легенда о происхождении озера «Горького». По рассказам информаторов, когда началось массовое уничтожение религиозных книг, Насретдин диуана из д. Бахарево Сафакулевского района закопал в землю много религиозных книг и отметил место огромным камнем. Через некоторое время на этом месте образовалось озеро. В настоящее время около этого озера построен санаторий, соленая вода и грязь считаются целебными, особенно для лечения костного туберкулеза509.

В мусульманском врачевании курганских башкир молитвы используются как для исцеления, так с целью предотвращения болезни. Чтение молитв обычно начинается обязательной формулой: «Эгу у биллэни минэшшэйтан ирращим» («Прибегаю к Всевышнему Аллаху от проклятого шайтана») и «Бисмшлэни-ррахмэни-ррахим» («С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного»). Они вошли в состав лечебных заговоров. Например, при задержке речи у ребенка, ему на его голову ставят пиалу с водой и сто раз читают над ней следующую молитву

В лечебной практике мусульманских врачевателей наиболее часто употребляемые суры и аяты из Корана: «Элхэм» [«Аль-Фатиха», 1], «Колнуалла» [«Аль-Ихлас», 112], «Фэлэк» [«Аль-Фаляк», 113], Нэс [«Ан-Нас», 114], «Алиф лям мим» [«Бакара», 2:1-5], «Аятел Керси» («Аят Трона») [«Бакара», 2:255], Тэбэрэк [«Аль-Мульк», 67], Иэсин [«Иасин», 36], «Ляя Иастауи», [«Аль-Хашр», 59:20-24] и др. Суру Иасин раньше муллы писали по кругу на бумаге и пропускали больного через этот круг (тугэрэк Иасин), а также водили ею по лицу больного ребенка, чтобы снять сглаз 5И.

Для того, чтобы защититься от шайтана, необходимо постоянно повторять формулу «Агузу биллэни минэшшэйтан ирращим» («Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана»). Заклинанием против шайтана служат «Аятел Курси» [2:255] и последние три суры «Корана» [112, 113, 114], известные как ограждающие.

Распространено использование в качестве оберега (бетеу) молитвы «Аятел Кореи». Бумагу, на которой написана молитва, складывают в треугольник, зашивают в ткань и прикрепляют к одежде, при строительстве дома такой оберег кладут между балками.

Для предохранения новорожденного и роженицы от болезней дегтем записывают на бумаге первую суру из «Корана» «Аль-Фатиху» [1], и сложив в треугольник, пришивают к одежде роженицы в подмышечной области. После сорока дней этот оберег кладут в колыбель под подушку младенца. В колыбель кладут также молитвенные книги, чтобы оберечь ребенка от злых сил512.

Таким образом, курганские башкиры убеждены, что Аллах сотворил на Земле болезни и недуги, только Аллах своей мощью может устранить их и исцелить человека. Одно из 99 прекраснейших имен Аллаха - «Аш-Шафи» означает «Исцеляющий», а Священный «Коран» является источником исцеления.

В целом, в соответствии с традиционной этиологией заболеваний у курганских башкир, существует вера в возможность борьбы с болезнями с помощью религиозно-магических приемов и средств, которые обладают еще и психотерапевтическим эффектом. Сравнительные материалы по другим тюркским народам свидетельствуют о давних исторических этнокультурных контактах башкир с тюркскими народами Средней Азии и Казахстана и Сибири. Подтверждением тому служат и выводы других исследователей о том, что в традиционной культуре зауральских башкир наряду с элементами, которые по происхождению восходят к алтайской и южносибирской этническим областям, немало черт, сближающих с тюркоязычными народами Средней Азии и Казахстана513.

Похожие диссертации на Народная медицина башкир Курганской области : конец XIX - начало XXI в.