Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общетюркские элементы в этнической истории и бытовой культуре ногайцев Керейтов Рамазан Хусинович

Общетюркские элементы в этнической истории и бытовой культуре ногайцев
<
Общетюркские элементы в этнической истории и бытовой культуре ногайцев Общетюркские элементы в этнической истории и бытовой культуре ногайцев Общетюркские элементы в этнической истории и бытовой культуре ногайцев Общетюркские элементы в этнической истории и бытовой культуре ногайцев Общетюркские элементы в этнической истории и бытовой культуре ногайцев
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Керейтов Рамазан Хусинович. Общетюркские элементы в этнической истории и бытовой культуре ногайцев : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.07.- Москва, 2002.- 429 с.: ил. РГБ ОД, 71 03-7/6-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Вопросы этнического состава ногайцев Тамга. Эн 128

Г лава II. Хозяйственный уклад и материальная культура Скотоводство 155

Земледелие 177

Охота 184

Поселения 201

Жилище 205

Одежда 212

Пища 223

Глава III. Общественные отношения 243

Глава IV. Семья и брак 269

Формы семьи 269

Внутрисемейные взаимоотношения 278

Формы, условия и нормы заключения брака 284

Обряды свадебного цикла 303

Привод невесты у ногайцев Северо-Западного Прикаспия...315

Привод невесты у кубанских ногайцев 318

Родильные обряды и воспитание детей 334

Расторжение брака 343

Терминология родства и свойства 347

Заключение 368

Список информаторов 382

Список сокращений 390

Библиография 393

Иностранная литература

Охота

Канглы было племенем, принявшим участие в этногенезе ногайцев и, по- видимому, бывшим непосредственным соседом кыпчаков. Канглы не без основания отождествляются исследователями с КАНПОЙ,

Ссылаясь на К. Багрянородного С.А. Плетнева пишет: "Известно, что три самых знатных подразделения печенегов в X в. именовались кангар, в VI!! в. они под именем канглы-кангар, фиксируются источниками к северу от Аральского моря, а еще раньше, в самом начале нашей эры, примерно там же китайские хронисты помещали враждебное империи Хунну объединение Канпой" (Плетнева. 1982. с. 140.)

По мнению В.А. Гордлевского КАНГЛЫ - одно из ранних тюркских племен, пришедших в Малую Азию еще до сельджуков - в 1 тысячелетии нашей эры (Гордлевский. 1941. С. 22).

Упоминания о канглах встречаются в китайских источниках XII в. (1161- 1189 г.), и там они именуются КАН-ЛИ. Ссылаясь на китайскую историю А.Ш. Кадырбаев пишет, что "... в биографии Бухуму повествуется о борьбе племен КАНГЛЫ в союзе с правителем керайтов Ван-ханом против Чингис-хана" (Кадырбаев. 1979. С. 517). В "Сокровенном сказании" канглы называются канглин (Козин. 1941. С. 188. 270. С. 192), а европейский путешественник Гильом де Рубрук назвал их кангле (Путешествие ... 1957. С. 56).

Согласно китайской хронике кангуйское царство охватывало огромную территорию Средней Азии (Эрматов. 1968. С. 60). А.Т. Кайдаров считает, что китайские путешественники посещали государство Канпой в III - I вв. до нашей эры, и при этом они отмечали, что по своим народным обычаям и традициям КАНГЮЙ//КАНЛЫ во многом близки к аланам: они обитали в жилищах с высокими укрепленными стенами, по религиозным представлениям были зо- роастрийцами, поклонявшимися Солнцу, Луне, зверям и т.д., а по языку - тюрками, близкими к усуням. Однако их- язык не в меньшей степени близок к языку кыпчаков (Кайдаров. 1984. С. 39), хотя "... в более позднее время, к 111 -1 вв. до н.э. сложился значительный тюркский элемент среди усуньских племен в Семиречье, на Тянь-Шане и КАНГЮИ по Сырь-Дарье" (Бернштам. 1959. С. 20).

Кангюйцы // канглы на протяжении веков имели контакты с разными племенами, союзами племен и народов: хуннами, согдийцами, китайцами, хазарами, аланами, печенегами, монголами, славянами. В XII - начале XIII в. племена канглы занимали степи к востоку от Южного Урала и к северу от Аральского моря; некоторые из них обитали также на территории Семиречья и в бассейне Иртыша (Кадырбаев. 1979. С. 51), а "... центр Какгуя ... может лежать только на нижней и средней Сыр-Дарье или в Хорезме” (Толстов. 1948. С. 25). Некоторые ученые считают, что в XIII в. канглы были существенной частью кыпчакских племен, ибо канглийский союз был обширным и многолюдным (Кузеев. 1974. С. 358). На территории Дешт-Кыпчака канглы и кыпчаки были союзными, но одновременно и соперничающими племенами. Есть мнение, что "... гунны устремились в Европу, включив без сомнения в свои орды части кангюйских, кипчакских, угро-финских и аланских родов ... После смерти Атиллы, когда гунны были отброшены назад к Волге и Кавказу, народ этот распался на составлявшие его рода и союзы последних" (Аристов. 1896. С. 309).

Вторжение войск Чингис-хана в Среднюю Азию трагически отразилось на судьбе и КАНГЛЫ. Известно, что значительная часть КАНГЛЫ восстала против захватчиков на стороне правителя Хорезма. По данным И.П. Петрушев- ского после взятия Самарканда около 30 тысяч воинов КАНГЛЫ, взятых в плен монголами, были перебиты по приказу Чингис-хана (Петрушевский. 1970. С. 120) Часть КАНГЛЫ была подчинена Чингис-ханом и в дальнейшем участвовала в его войне, тем самым расширяя ареал проникновения и оседания на захваченных землях. После распада Золотой Орды КАНГЛЫ вошли в состав формировавшихся на ее территории народов. Так они оказались в составе узбеков, казахов, киргизов, каракалпаков,-татар, башкир, ногайцев. "Племя канглов, - пишет Н.А. Аристов, - и близко ему родственное или происходящее от него 2) племя КИПЧАКОВ были главным тюркским элементом в образовании юго- западных тюркских народностей: туркменов, ногайцев, волжских татар, баш- киров и пр." (Аристов. 1896. С. 44).

"Согласно данным, имеющимся в Ногайских делах и других актовых материалах, - пишет М.Г. Сафаргалиев, - в XVI веке в составе Ногайской Орды находились племена: мангиты, найманы, кунграты, китайи, кипчаки, кияты, тангучаны, колгины, алчины, гублаки, канлыки, кирайты, байгуры, тайджугы, боргасмы, турхмены, аски" (Сафаргалиев. 1949. С. 35).

Среди ногайцев племя КАНГЛЫ распространилось на обширной территории. Зачастую племя разделялось на роды, но при этом сохраняя племенное название; оно шло как объединяющее. Нередко представители данного племени образовывали отдельные подразделения. Обратимся к архивным и иным источникам. Среди племен, которые в 1803 году жили за Кубанью в составе ногайцев отмечено отдельное племя "канли" (РГВИА, ф. 414. ед. хр. 434, л. 278).

В 1825 г. в составе Джембойлуковцев отмечены три куба: месит, канглы, карюрюм. При этом, как отмечает документ, в канглисский куб входили роды: урминчи, ашлыкшы, ыргакли, акул-ходжа, кашудар, аксеит, догусай, бискекле, а в состав Едишкульцев входили два аула с родовым названием "КАНГЛЫ" (ГАСК. ф. 249. оп. 2, ед. хр. 42, л. 124). Как было отмечено у КЫПЧАКОВ, так и у КАНГЛЫ есть роды с уточнением племени; иргаклы-канглы, куюм-канглы, канглы-кала (ГАСК. ф. 249, оп. 3, ед. хр. 2737, л. 12). А. Скальковский среди описанных ногайских аулов, переселившихся с 1860 по 1866 годы из Таврической губернии за границу приводит и следующие названия аулов в Бердянском уезде: Канлыгары, а в Перекопском уезде: каясты кангил (Скальковский. 1867. С. 417, 420). Среди ногайцев, проживавших на Северо-Западном Прикаспии в 1860-ые годы в составе Ачикулак-Джембойлуковского приставства был целый Канглынский куб с аулами: ыргакли, муса-кади-кую, аслыкиш, акулходжа, ар- манчи (ГАСК. ф. 249, оп. 2, ед. хр. 42, л. 124). Н. Семенов выделял в составе Канглов на Северо-Западном Прикаепии иргаклы-канглы, кангы-ай (Семенов. 1895. С. 387). Полевые записи констатируют, что в современном ауле Бейсей, что в Нефтекумском районе Ставропольского края, половина населения - представители племени КАНГЛЫ, а другая - боьлоьтпек. В 1886 г. аул под названием КАНГЛЫ встречаем в составе караногайцев на Тереке (ГАРД. ф. 350 on. I, ед. хр. 389, л. 3). П. Пашин, будучи среди ногайцев Северо-Западного Прикас- пия, зафиксировал племя канглы с тремя разными родовыми знаками - О, I, (Пашин. 1912. С. 39), но в то же время имеется и другое изображение тамги КАНГЛЫ /Д , (f\ (Баскаков. 1940. С. 133).

Жилище

Относительно ногайцев, живших в Ногайской Башкирии интересен вывод В.В. Трепавлова. Он пишет, что "... есть все основания утверждать, что Ногайская Башкирия представляла собой провинцию Ногайской Орды с относительно фиксированной территорией, административными центрами, верховными и удельными наместниками. Кто населял Ногайскую Башкирию? В источниках встречаются три этнонима, обобщенно характеризующих жителей Башкортостана XV - середины XVII вв.: ногай, башкир, истяк (иштяк, иштек и т.п.) (Трепавлов. 1997. С. 10).

Таким образом, ногайцы и башкиры, исходя из сложившихся исторических условий, вобрали в свой состав многих представителей одних и тех же родов и племен. Естественно, что в этом ряду есть и найман. Но ни в коем случае нельзя ограничиваться лишь этим этнонимом. В истории башкирского народа был период и кыпчакизации, что несомненно также сближает кипчакские племена ногайцев и кипчакские племена башкир. И еще раз хочется сослаться на объективный вывод Р.Г. Кузеева, что "Относительная быстрота и легкость ассимиляции ногайцев в башкирской среде объясняется общностью мощного кипчакского компонента в формировании обеих народов. В составе башкир и ногайцев имеется целый ряд этнонимических параллелей, восходящих к кып- чакской эпохе: кыпчак, канлы, туркмен, найман, бадрак, таз, мин, кырк и мер- кит" (Кузеев. 1973. а. С. 55; Баскаков. 1940. С. 141-143).

Тесные этнические и этнокультурные связи, существовавшие между ногайцами и татарами Поволжья также отразились на этнонимике этих народов. Особые отношения сложились в период существования Ногайской Орды и Казанского ханства. Именно в этот период, как гласит документ "Меж их послы ходили и гости ходили с торгом" (ПДРВ. ч. 7.С. 170, 274, 285). О пребывании и оседании представителей племени найман на территории Татарстана говорят топонимы нагаево, найманово. Деревня Найманы считается возникшей не позднее эпохи Золотой Орды (Халиков. 1989. С. 166). Ногайский компонент в формировании татарского народа еще основательно не изучен. В мае месяце 1991 г. в г. Казани на конференции "Культура, искусство татарского народа: истоки, традиции и взаимосвязи", заведующий отделом этнографии ИЯ ЛИ Татарской Академии наук Д. Исхаков сказал, что пришло время комплексного изучения места ногайцев в этногенезе татарского народа. А данные для изучения уже накоплены, они подтверждают, что представители ногайцев живут в среде татар Кировской, Пермской, Ульяновской областей, в Елабужском районе Татарстана, в г. Касимове и т.д.

Наличие племени найман мы встречаем среди узбеков и алтайцев (Рад- лов. 1929. С. 18). В.В. Радлов еще раньше привел названия родов у узбеков из племени найман: тэре-тамгалы, баганалы, эргенекты (Радлов. 1887. С. 23), совпадающие с ногайскими баганалы-найман и эргенекли-найман, с теми же названиями тамг.

Представители племени найман живут и среди каракалпаков. "Наиболее ранние данные о родовой структуре каракалпаков также указывают на родоп- леменность их состава и в частности на наличие среди них мангытов, кыпча- ков, уйшунов и других племен, входивших в ХУ1-ХУ11 вв. в состав ногайцев" (Иванов. 1935. С. 268). Приводимые Т.А. Жданко данные о роде баканлы и те- ристамгалы (Жданко. 1950. С. 56), по-видимому, из племени найман; в среде ногайцев и казахов называют баганалы-найман.

Будучи в тесных этнокультурных связях, роды из племени найман, попадали в разные регионы, иногда далеко отстоявшие друг от друга. Например, найманы были и в Крыму, где даже в 1920-ые годы в Перекопском уезде были аулы: акмечеть найман, найман, биюк найман, кучук найман, в Евпаторийском уезде каранайман (Памятная книга. 1867. С. 420). Конечно, вопрос о принадлежности этих аулов ногайцам или крымским татарам спорен, тем не менее они оставили здесь свой след. Также как и то, что среди племен, населяющих Северо-Западную Монголию в 1870-ые годы был зафиксирован род семиз-найман (букв, жирный найман) (Аристов. 1896. С. 354). Представителей племени пай- ман мы видим и в Литве, где в ХУ-ХУШ вв. существовала Найманская Виленская стяга, а в г. Нямежисе "доводилось слышать от местных татар, что такая- то семья относится к найманам" (Черенков. 1983. С. 68).

Как видим, бытующие среди ногайцев названия племени найман распространены среди многих народов, ныне обитающих на широких просторах от Иртыша до Крыма, включая Среднюю Азию и Казахстан.

КЕРЕИТЫ (Керейтлер). Исторические данные свидетельствуют, что представители племен Кереит живут среди ногайцев издавна. Они вошли и в состав Ногайской Орды. В настоящее время ареал распространения их среди ногайцев обширен. Если в других регионах обитания представители племени кереит именуют себя, как и другие, выходцами из этого племени, сохраняя родовой знак-тамгу, то у кубанских, частично - у думских ногайцев, они носят фамилию Керейтовы. О них у народа сохранилась следующая любопытная поговорка: Кереит, кереит кериси, кенъ тогайдынъ териси, Савыннан Алла сакла- сын, сакавынынъ эриси (Кереит, кереит - обратные, широкой долины шкура, от здорового - бог защити, с немым спорящий).

Этноним кереит также восходит к татаро-монгольским племенным объединениям и связан с одним из крупных древних кочевых племен, вошедших в состав кереитского государства. Оно находилось к западу, в соседстве, с най- манским государством (Васильев. 1859. С. 133).

В XI в кереиты кочевали в восточной части Гоби и создали "... крупное объединение во главе с ханом, ... На северо-западе кереиты граничили с мерки- тами, занимавшими район Селенги. Наконец, южнее хребта Танну-ола находилась территория найманов, испытавших на себе влияние уйгуров ..." (Крюков, Малявкин, Софронов. 1987. С. 66). До начала XIV в. кереиты обитали в районе верховьев Селенги на севере до излучины Хуанхэ на юге, от Хангайских гор на западе до Буир-Нора и Халхин-Гола на востоке.

В XIII в. по уточненным данным Рашид-ад-Дина "народу кераит" принадлежала территория" ... как то: (по рекам и озерам) Онон, Келурэн, Талон- Балджи-ус, Буркан-Калдун, Кукана-наур, Буир-наур, Карат, Куйин, Эргунэ-кун, Калаир, Селенга, Баргуджин-Токум, Калаалджин-элэт и уткух, кои смежны с Китайской стеной" (Рашид-ад Дин, 1952. Т.1. С. 74.) Жившие здесь кереиты насчитывали несколько племен, которые считались подданными кереитско- го Он-хана. (Рашид-ад-Дин. 1952. С. 128). Термин Он происходит от китайского Ван "князь". Данный титул был получен кереитским ханом от цзиньского императора и присоединен к его ханскому званию, но в то же время хан считался "... главой сильного союза племен кэрэитским Ван- ханом, который был андой (побратимом) Есугей-багатура", - отца Чингисхана (Тихвинский. 1977. С. 27). До своего усиления Чингис-хан и "... отец его Эсукэй находились под зависимостью Ван-хана" (Васильев. 1859. С. 131), поддерживали союзнические отношения с Вав-ханом, коварно используя его для подчинения других соседних государств. По данным того же Рашид-ад-Дина Он-хан имел хорошее войско, был для соседей авторитетным, одерживал победы над войсками Чингис-хана, который был даже зависим от кераитов (Рашид- ад-Дин. 1952. С. 15). Между семьями ОН-хана и Чингис-хана существовали брачные отношения (мать Чингис-хана была из племени Кереит). Великодушный Он-хан обращался к Чингис-хану как к сыну, подчеркивая его положение и на различных сборах сажал его слева от себя, показывая, что он стоит ниже (Рашид-ад-Дин. 1952. С, 131; Валиханов. 1961. С. 138).

Формы, условия и нормы заключения брака

Однако, хотелось бы остановить внимание на следующем, на наш взгляд, интересном факте названий и форм тамг ногайцев и их соседей по Кавказу, что в свое время заметил Л.И. Лавров. Многие формы тамг ногайцев идентичны тамгам народов Кавказа. На эти аналогии у абазин, балкарцев, кабардинцев, карачаевцев, помимо Л.И. Лаврова, указывали и другие исследователи (Кос- таньянц. 1909. С. 16., Шаманов. 1972. С. 83., Хуранов. 1979. С. 161, Биджиев. 1993. С. 172, Яхтанигов. 1993). В то же время при сопоставлении тамг ногайцев с тамгами народов Кавказа наблюдается интересное явление. Соседи ногайцев абазины, карачаевцы, даже абхазы и т.д. тамги называют по носителям фамилии: Агачевы, Джужуевы, Озовы, Нировы, Бажевы, Отырба, Науруз, Дуда, Батані, Хубий, Шаман и другие. В то же время ногайцы имеют помимо названия фамилии или принадлежности к племени или роду, еще и название тамги, часть которых мы привели выше. Эти названия отражают одноименные предметы: эргенек - решетка, шаужей - недоуздок, баганалы - столб, куйыскан - подхвостник, ашамайлы - седло верблюда, ай - луна, шоькиш - молоток, шоьмиш - ковш; по буквам арабского алфавита - элип, кос (эки) элип; по буквам из ор- хонского письма, огузские тамги и т.д. Также относительно тамг у ногайцев существует и следующая пословица: "Ногай болсанъ - тарак бол, мырза бол- санъ - орак бол" (если ногаец - то пусть тамгой будет гребень, если мурза - то пусть тамгой будет серп). Есть и такая поговорка: "Эсеней тамга - ортак" (тамга Эсенея общая), имея в виду, что данную тамгу носят многие. Эта тамга / - элип, и ее носители главным образом кыпчаки. Относительно же этнонима "эсеней", по которому существует фамилия Есеней, можно сказать, что это название реки Енисей, где когда-то жили предки ногайцев. Это название, по-видимому, перенесено ногайцами на название речки Есеней, что в нынешнем Краснодарском крае. Нельзя забывать и интересные сведения А.Ш. Джанибекова, отметившего, что были тамги, обозначавшие занятие данного рода; одни занимались охотой, другие - земледелием, третьи - ремеслом и т.д. Разумеется, не все здесь бесспорно. Тем не менее названия тамг позволяют довериться такой мысли.

Ногайские тамги имеют свои названия не только у кубанских или нижнеповолжских групп, они сохранили их у тех групп, которые сотни лет назад ушли за пределы России. Об этом свидетельствуют и тамги, собранные и опубликованные учеными из Румынии Гизелой Сулитеану и Энвером Мамутом в 1950-1970 годы.

Как видим, в приведенных выше таблицах присутствуют бытующие среди всех групп ногайцев тамги и их названия идентичны: казаяк, кайынши, ыр- гак, орак, тараклы, баганалы и т. д. Здесь же в разновидностях есть тамга племени наймам: Ш, Ш 7 ПТ) . Зафиксированы тамги, имеющие собственное название и принадлежность к определенному племеншайтамгалы кытай, - ак кы- тай, экилипли балга - найман, тирсек — джембойлук, баганалы - боркут.

Таким образом, тамги ногайцев, проживающих в Румынии, доказывают, что у них в прошлом тамги имели собственные названия и при этом указывали на принадлежность к определенному племени и роду. Разумеется, эти названия были в разные эпохи истории народа. Думается, наиболее древними были названия, указывающие на хозяйственные предметы: эргенек, тарак, тирсек; на предметы поклонения: коьз (видимо, подразумевали солнце), ай (луна); буквы арабского алфавита: элип, кос элип-время принятия ислама и проникновения арабской письменности; буквы орхоно-енисейской письменности и т. д.

Интересные факты выявляют знаки, найденные археологом Х.Х. Бид- жиевым на Хумаринском городище. Отмеченные им «знаки в виде двузубца, трезубца, креста, трех черточек и т. д.» (Биджиев. 1993. с. 166), как видим при перечислении ногайских тамг, имеют полную аналогию. В этом вопросе есть интересное мнение, что «тамговая система Золотой Орды была воспринята от населения юго-восточных европейских степей: от огузов, кипчаков, болгар и других союзников племен») Полубояринова. 1980. с. 204.). А то, что ногайцы в Золотой Орде играли существенную роль и выделились в отдельную Ногайскую Орду, существенно дополняет мысль М. Д. Полубояриновой.

Очевидно, в тамгах ногайцев отразились связи народа со многими бывшими и настоящими соседями. Отражение в названии племен: канглы, исун, найман, кереит, катаган, конгырат и других не только в этнонимике ногайцев, но и принадлежностью многих тамг: элип, баганалы, куйыскан, ашамайлы, ай, эргенек и т. д. и племенам казахов, кыргызов, узбеков, туркмен, башкир, каракалпаков, алтайцев свидетельствуют об этногенетических связях этих народов. Правда, с иными народами эти связи были более тесными, с другими - не так.

Кроме таких связей были и другие, способствовавшие взаимопроникновению фамилии, как следствие этого - тамг. Поэтому правомерен следующий вывод X. Яхтанигова: «Инфильтрация представителей соседних феодальных кругов в структуре горской знати происходила и на остальных ступенях феодальной иерархии. Так, например, в документе 1616 г. значится «князь Большого Ногая Иштерек» (89.С.192), а в 1640 г. Ещеречка (адыгизированная форма ногайского имени Иштерек, от которого, на наш взгляд, произошла кабардинская фамилия Ещтрэч - Ештрековых) .упоминается уже как «дворовый уздень» (89. С. 192) своих кабардинских соседей, князя муцапа Сунчалеевича Черкасского (89. С. 192). Аналогичными очеркеспвшимися ногаями(9, С. 30) являются «фамилии Едиге... Цей» (138. С. 14, 18) (Яхтанигов. 1993. С. 42). Аналогии тамг встречаются у ногайцев и балкарцев (Мусукаев. 1992).

Привод невесты у кубанских ногайцев

Ниже отмеченных чинов стояли мурзы, султаны, уздены, чьи интересы защищало царское правительство и народное обычное право. В реестр российских царских дворян входили ногайские мурзы Тугановы, Ахловы, Карамурзи- ны, Мансуровы, Нобековы, Ураковы (РГВИА. Ф. 15264, оп. 1, д. 38, 47-49). Ногайскими султанами были генерал майоры Менгли-Гирей, Казы-Гирей, а также Са- лимгирей Безраков, Давлет-Гирей Сафаткирев, Шахангирей Саламаткиреев, Ка- плангирей и другие (Керейтов. 1988 а. С. 147). Они наблюдали "за всеми делами народными, и каждое решение их принимается вроде законного, они вмешиваются во все дела своих и как старейшины имеют за всеми наблюдения" (ГАКК. Ф. 574, оп. 1, д. 2961, л. 8).

Ниже их стояли уздени - юридически свободные, но фактически зависимые от биев, мурз, султанов. Они были основной производительной силой общественных благ. Уздени "состояли в подчинении мурз, имели голос в общественных делах" (ГАКК. Ф.348, оп. 1, д. 9, л. 42-43). Но имевшаяся некоторая свобода постепенно лишалась, права ограничивались.

У ногайцев Северо-Западного Прикаспия к XIX в. сословность размылась и вся полнота власти сосредоточилась в руках богачей-биев.

Определенное место в сословной лестнице занимало духовенство. Среди ногайцев были духовные лица, получившие образование в высших духовных учреждениях Турции, Египта, Крыма. Эти лица вели свое богом данное дело в различных мечетях Астрахани, Крыма, на Кубани. Количество духовных лиц было достаточно высокое. Например, в 1834 г. по левому берегу Кубани в девяти аулах насчитывалось 34 мулл и эфенди (РГВИА. Ф. 15264, оп. 2, д. 500, л. 22). Функции духовенства заключались и в получении "зеката" (сороковая доля доходов населения), "суьр 1 (десятая доля доходов семьи), платы за участие в судебных разбирательствах, венчании, похоронах. Их включали в состав различных комиссий, при этом они исполняли волю богачей. Документ 1852 г. гласит: "Дела между ними разбираются не по шариату, как это должно быть между мусульманами, но по произволу князей, которые, пользуясь своей властью назначают для разбирательства дел не таких людей, от которых можно было бы ожидать беспристрастного решения, а эффендиев, исполняющих при разбирательстве желания князей. Дела по адату решаются также неправильно, потому что выбранные для этого люди почти беспрекословно соглашаются заранее с желанием князей" (РГВИА. Ф. 13454, оп. 2, ед. хр. 500, л. 22).

К отдельной прослойке можно отнести казаков. Слово "казак" на тюркских языках объясняется как человек вольный, независимый, уходящий со своей родины на заработки (Радлов. 1899. С. 364; Милых. 1949. С. 249). Считается, что казачество среди ногайцев возникло еще в ХУ-ХУ1 веках. В 1538 г. князь Иван Васильевич брату мурзы Урала Келмамету писал: "На поле ходят казаки многие" (ПДРВ. Ч. УШ. С. 74), имея ввиду, вольных людей, удальцов, по каким-нибудь причинам ушедшим в степь от своего племени. "Борьба за кочевья и за улусы представляла экономическую основу не прекращавшихся междоусобных распрей между членами непомерно разросшейся княжеской семьи. Побежденные в этой борьбе и их дети становились изгоями, будучи выбиты из своих юртов, они уходили "казачить" (Жирмунский. 1974. С. 417). К XIX в. к числу казаков присоединялись и просто молодые люди, вынужденные из-за различных причин покидать родные места. Об этом свидетельствует цикл песен "Казак йырлары" (Казачьи песни) и сохранившееся даже в настоящее время выражение "къазакъ шыгув" - казакование.

С середины XIX в. развитие товарно-денежных отношений стало разрушать веками устоявшиеся натуральный характер и патриархальную замкнутость ногайского хозяйства, углублять имущественное расслоение. Особенно оно усилилось после отмены крепостного права, когда биям, мурзам, султанам не всегда удавалось переустроить свое хозяйство на капиталистический лад. Многие из них продавали или сдавали в аренду свои земельные угодия и в конечном итоге разорялись. Арендаторами и покупателями лучших участков земли часто становились предприимчивые хозяева, богатевшие в результате эксплуатации бедноты, торговли, земельных спекуляций. В1912 г. в Караногае, из шести тысяч хозяев 235 или 4% всех ногайцев, владели 900 (99%) верблюдами, 10 тысячами лошадей (70%), 13400 головами крупного рогатого скота (40%), 90530 головами овец (55%), а 76% всех ногайцев владели лишь 34% всего скота. Свыше десятой части ногайского населения влачило жалкое существование, еще около десятой части вообще не имело никакого имущества (Капеяьгородский. 1914. С. 51).

Для внутреннего управления аулом или кочевьем на год избирались голова, двое старшин и казначей, которые представляли высшие сословия. Помимо этого "в каждом ауле, состоящем не менее как из десяти кибиток, выбирается сверх того, староста и десятник". (РГВИА. Ф. 13454, оп. 2, д. 500, л. 22). Как правило, эти лица были из тех же князей и мурз, которые решали все дела в пользу знати.

В XIX в. среди кочевых ногайцев имелись старейшины (акъсакъалы). Они руководили мелкими племенными подразделениями. Непосредственные производители материальных ценностей называ-лись "къара халкъ" и по имущественному положению их можно разделить на три группы: зажиточных, середняков и бедняков.

У степных ногайцев в XIX в. к категории зажиточных относились скотоводы, имевшие свои юрты и до 100 голов скота. Середняки "кедейлер" - также были в основном самостоятельными семьями, которые имели свои юрты, до 5 лошадей, несколько коров, десятки овец. К беднякам относились "байгуши" - рабочая сила богача, представлявшие "собой армию "степных пролетариев" в ногайском кочевом обществе, доведенных до невероятного обнищания" (Коче- каев. 1937. С. 155). "Йоллыкулы" считались собственностью владельца и передавались по наследству. Тарханы, как сказано "ничто иное есть как только вольные, отпущенные холопы и отбывают повинность наравне с прочими ногайцами того общества, к коему пожелают причислиться" (ГАСК. Ф. 249, оп. 3, д. 2584, л.40). А вот у казахов, тарханов относили "к привилегированной прослойке" (Марков. 1976. С. 150). Низшую ступень общества составляли патриархальные рабы (ясырь, есир) - воины, попавшие в плен к ногайцам. Во второй половине XIX в. эта социальная прослойка рабов отмерла.

Эксплуатируемые массы народа должны были нести по отношению к би- ям, мурзам, султанам ряд повинностей: " в виде платы за землю вносить князьям известное количество ... засеваемых продуктов; помогали в строительстве домов, обработке полей, уборке сена, одаривали во время свадеб и поминок, а при торжествах "нередко ... отдают пятую часть всего достояния своего" (Ке- рейтов. 1988 а. С. 150).

Доведенные до отчаяния, низшие слои населения восставали1 против веками складывавшихся порядков. В1852 г. мурзы Туганов и Ахлов жаловались командующему войсками Кавказской Линии, что простые люди "не хотят повиноваться властям нашим" (РГВИА. Ф. 13454, оп. 2, д. 500, л. 35). В 1851 г. волнения произошли в аулах султана Сахат-Гирея. Восстание было подавлено регулярными войсками.

В этот период на Северном Кавказе такие примеры были типичны и у других народов.И.Л.Бабич относительно кабардинцев пишет: "Были групповые столкновения между представителями привилегированных сословий и простолюдинами" (Бабич. 2000. с.20).

В начале 1860-х годов закончилась Кавказская война. Bl861 г. вышел Манифест об отмене крепостного права. Оно на Северном Кавказе было отменено в 1867 году, и царское правительство приняло меры к максимальному удовлетворению интересов горских феодалов, которых оно рассматривало как свою основную опору в крае. После реформы феодальные формы эксплуатации стали отходить на задний план, по сравнению с кабальными (например, помочи - талакъа) и новыми капиталистическими. Поэтому классовая борьба, выражавшаяся в угоне скота, поджоге сена богачей, и т.п. не прекращалась.

Похожие диссертации на Общетюркские элементы в этнической истории и бытовой культуре ногайцев