Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Православные традиции в Каргополье в XIХ - первой трети ХХ в. Мелехова, Галина Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мелехова, Галина Николаевна. Православные традиции в Каргополье в XIХ - первой трети ХХ в. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Москва, 1997.- 28 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования.

В работе исследуется православное устроение жизни населения Каргополья в XIX - первой трети XX в. Как известно, за годы советской власти в изучении русских православных традиций образовался пробел: они замалчивались и искажались, отдельные религиозные и околорелигиозные представления (под видом "верований" или даже "внехристианских верований") вводились в научный оборот в качестве религиозного сознания в целом. Широко распространившиеся у религиеведов понятия двоеверия и бытового православия, под которыми понимался целый комплекс вопросов, связанных с жизнью веры в народе, использовались для низведения русского религиозного опыта до бытового уровня и формирования ложных представлений о роли, месте и значении в нем дохристианских и православных составляющих. При этом к проявлениям православной и. особенно, церковной жизни господствовало оценочное (негативное) отношение. Между тем воссоздание во всей полноте и целостности духовной сферы жизни народа является одной из важнейших задач этнологии. И ныне, вслед за снятием политических и идеологических запретов, эта задача становится одной из очередных: трудами многих ученых православие "возвращается" в русскую народную культуру, выявляя свою основополагающую роль в ней. Уже сформулирована общая постановка задачи, намечены основные подходы и направления этнографического изучения православных устоев русской жизни, очерчен круг проблем и источников, освещены некоторые конкретные формы проявления религиозного сознания [М.М.Громыко. С.В.Кузнецов, А.В.Буганов. Православие в р\с-ской народной культуре: направление исследований. // ЭО. М. 193. №6, ее.60-68; М.М.Громыко. Этнографическое изучение религиозности народа: заметки о предмете, подходах и особенностях современного этапа исследований. // ЭО. М, 1995, №5. ее.77-83: она же. Православие у русских: проблемы этнологического исследования. // Православие и русская народная культура. Кн.6. М, 1996, ее. 160-185]. Тем не менее актуальность новых исследований остается очевидной. В настоящей работе сделана попытка продолжить эту линию исследования значимости православия в духовной жизни народа.

Актуальным для современной этнографии русских является и обследование отдельных ареалов и локальных общностей внутри крупнейших этнографических зон Европейской России (северной, средней и южной), тем более что ареальная дифференциация северной зоны (как и средней) выявлена недостаточно. Изучение право-

славных традиций в отдельных районах в конкретные периоды по-шолит воссоздать обшую картину состояния религиозного сознания русских в целом, а также проследить ее историческое развитие и ареальную вариативность.

Цель, шдичи и проблематика исследования.

Цель работы - реконструкция основных элементов православного уклада жизни и религиозного сознания локальной части русского народа в течение XIX - первой трети XX в., а также выявление роли, значения, направления исторических изменений и жизнеспособности русских православных традиций. Как известно, под воздействием религиозного сознания находились самые разные сферы народной жизни. В ходе исследования автор попытался решить задачу этнографического изучения его проявлений, запечатлевшихся, с одной стороны, в определенной организации территории (внешней среды), а с другой - в образе жизни, складе характера, морально-этических нормах и духовных запросах людей, обитавших в этой среде. Ярко отразилось народное религиозное сознание и в формах почитания святых и-.святынь, что тоже являлось одной из сторон исследования. Поставленная задача - триедина, и лишь условно можно вычленить ее отдельные аспекты.

Основные узловые точки, формировавшие православную топографию приходского пространства, в котором обитал житель Каргополья. - это церкви, часовни, отдельно стоящие кресты, монастыри. Уже само количество церквей и часовен и их убранство характеризуют направление не только физических усилий и материальных средств, но (и даже в первую очередь!) и духовных устремлений населения. Однако, главное - это отношение к храмам и часовням пходили ли они органично в жизнь простых людей, как оценивали их значение сами прихожане, были ли храмы для них насущной необходимостью.

В этом отношении важны проблемы, связанные с воссозданием, ремонтом и оснащением церквей: кто и при каких условиях хлопотал, организовывал, финансировал, осуществлял и контролировал создание церковного здания и последующее его обустройство и эксплуатацию. Для этнографического исследования существенно также выявить, какие мастера - пришлые или местные, самодеятельные или профессиональные рубили храмы, изготавливали иконостасы, писали иконы, лили колокола.

Особую роль в православной топографии играли монастыри, не входящие непосредственно в приходскую церковную структуру. Насколько тесно они были связаны с окружающей мирской жизнью. как велико было их духовное значение, каково было отношение прихожан к бывшим монастырям, упраздненным в ходе реформы

конца XVIII в. - таков круг вопросов, которые автор ставил перед собой.

Население, создававшее приходское пространство Карі ополья (а процесс этот продолжался и в рассматриваемый период даже кім. где основы были заложены ранее) и обитавшее в нем - jto рядовые прихожане и приходской актив (среди которых были крестьяне, мещане, купечество и др.). священно- и церковнослужители, сельские учителя, монашествующие, а также старообрядцы. Одна us основных проблем - религиозность жителей, т.е. функционирование рели гиозных понятий и установлений в мировосприятии и мироощущении ЛЮДеЙ. В ИХ ВерОИСПОВеДНОЙ Практике И Повседневной ЖИЗНИ

Как и всюду, религиозность проявлялась в следовании православным заповедям, в любви к храмам и часовням, слитности богослужебной практики с обыденной жизнью, в домашних иконах и молитвах, молитвенном обращении к святым, паломническом движении к святыням, характере церковных праздников и г.д. Все пи а і. пекты. а также духовно-нравственный облик и особенности в религиозности различных социальных слоев и стали предметом исследования. При этом главное внимание уделялось мирянам, и среди них крестьянству как преобладающей части населения: остальные - при ходское духовенство, монашествующие - интересовали автора с точки зрения их взаимодействий с прихожанами. Также и старообрядцы, которых оставалось довольно много в Каргополье. не являлись специальным объектом изучения, но для полноты картины религиозной жизни необходимо было определить их взаимоотношения и взаимовлияния с основным населением.

Важная характеристика религиозности - круг наиболее почитаемых святых и праздников. Как показало исследование Н.С.Борисова, охватившее территории Костромской и Ярославской епархий, большие возможности в его выявлении таятся в анализе сплошного материала о посвящениях престолов всех церквей [Н.С.Борисов. Посвящения престолов в русских храмах X V111-XIX вв. // Вестник МГУ, серия 8 (история). 1993. №3. ее.21-33]. Карго-польские материалы позволили провести подобный анализ. Структура именований престолов, в сочетании с данными об особом почитании отдельных икон, о молебнах и крестных ходах, приуроченных к определенным дням, достаточно полно характеризует круг святых и святынь, выделяемых на рассматриваемой территории.

В работе поднята и проблема начального православного образования, т.к. важно выяснить, как формировались основы православных знаний и привычек крестьян, и какую роль в з том играла система обучения.

Все формы православной жизни позволяют выявить некоторые качественные характеристики в религиозности населения, но

определение соотношения общерусских черт, региональных (северно-русских) особенностей и локальной (каргопольской и. шире, олонецкой) специфики пока затруднено из-за отсутствия аналогичных исследований в соседних регионах и в целом по России.

Особый комплекс проблем во всех перечисленных аспектах связан с советским периодом, тем более что народная православная жизнь этого времени, особенно провинциальная, пока не исследована. Здесь важно выявить степень сохранения и степень разрушения православных традиций, а также преобладавшие тенденции.

Методологическая база.

Современным исследователям православных традиций свойственно стремление преодолеть ограниченность бытовавшего до недавних пор атеистического подхода и раскрыть многообразие и полноту православной жизни русского человека. При этом ученые понимают, что важно постигнуть сознание верующего, расшифровать смысл и значение события или факта с его точки зрения и в его системе ценностей. Необходимость и плодотворность такого подхода - в контексте православной культуры - теоретически обоснована в работах последних лет М.М.Громыко. Из того же стремился исходить и автор.

В силу того, что изучение православной религиозности, после значительного перерыва, лишь начинается в этнологии, в работе большое внимание уделяется первичным формам научного обследования: накоплению фактов, описанию явлений, их систематизации и анализу, и лишь по возможности - их обобщению и осмыслению в хронологическом и сравнительно-историческом планах. Этим же. а также стремлением воссоздать духовную атмосферу времени, обуславливается обширность приводимых цитат.

В работе применен системный подход, при котором народная религиозная жизнь рассматривается как целостный феномен, включающий как собственно церковные, так и внецерковные стороны повседневной жизни. Перспективность изучения религиозного опыта народа в контексте церковной жизни давно отмечена советскими этнографами [Л.А.Тульцева. Религиозно-бытовые пережитки у русского сельского населения (на материалах Рязанской области). Диссертация на соискание ученой степени к.и.н., с.2]. Использован и обоснованный в современной этнологии метод рассмотрения явлений материальной и духовной культуры народа в их взаимозависимости и взаимопроникновении. В рамках избранной темы это тем более необходимо, что православие пронизывало многие стороны русской жизни, формировало самые разные грани человеческой

личности и общественного устройства, наложило отпечаток едва ли не на все формы жизнедеятельности людей.

Особенностью работы является го. что автор обращается к ;о-кальному району Русского Севера. За счет ограничения территории автор пытается возможно более полно выявить саму структур}, православного устроения жизни и определить разные стороны функционирования и бытования православия у русских.

Формированию методологической базы работы способствовали теоретические положения и конкретные разработки диссертационного исследования А.В.Камкина [Традиционные крестьянские сообщества Европейского Севера России в XVIII в. Диссертация на соискание ученой степени д.н.н.]. Автор применил к іпучаемомч району и периоду некоторые элементы понятийного и терминологического аппарата этой монографии, принцип аналитического выделения отдельных компонентов рассматриваемой структуры (территории и населения, его организации, форм его деятельности и пр.). При анализе церковных наименований использована методика Н.С.Борисова [Указ. соч.]. изложенная в соответствующей і лаве диссертации. В осмыслении методологических установок много помогло автору исследование И.А.Есаулова [Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995].

Территориальные и хронологические границы.

Территориальные рамки исследования охватывают бывший Каргопольский уезд Олонецкой губернии (в границах XIX в.). в т.ч. пограничные приходы, время от времени менявшие административную принадлежность.

Исследуемый хронологический период включает XIX - первую треть XX в. Большая часть этого времени (до революции 1917 г.) -такой период истории русского народа, когда в его самосознании конфессиональный (православный) фактор имел важное, а в отдельные моменты и решающее значение. В рассмотрение включены и первые десятилетня советской власти, когда, несмотря на множество изменений в народной церковной жизни, религиозность продолжала характеризовать значительную часть населения Каргополья. и. в основном, сохранялись православные устои. Автор довел свои изыскания до 1930-х гг., когда православные традиции стали объектом массового разрушения.

Историография вопроса.

Изучение вопроса о православных традициях жителей Русского Севера началось с конца XVIII в. (Н.Я.Озерецковским.

П.И.Челищевым. В.В.Крестининым). В 30-50-е гг. XIX в.в Санкт-Петербурге было опубликовано несколько обозрений Олонецкой губернии (К.Ф.Бергштрессера, В.А.Дашкова, И.И.Пушкарева. Э.Циммермана), в которых можно найти описания и религиозного быта олончан. Новая страница в этнографическом изучении различных местностей России и Северного края открывается с началом деятельности Императорского Русского Географического общества. Так, в 1851 г. вышел очерк С.П.Кораблева, посвященный г.Каргополю и его жителям. В начале XX в. появились и научные труды, рассматривавшие общественную, в том числе приходскую, жизнь и религиозность северных крестьян в период до конца XVII в. М.М.Богословский, С.В.Юшков ввели в научный оборот и наполнили жизненными реалиями такое сложное и многообразное явление северной жизни, как крестьянский "мир", проявлявшийся в триаде волость - община - приход. Говоря о церковных приходах последующего времени, дореволюционные ученые (П.В.Знаменский, А.А.Папков). как правило, отмечали лишь негативные тенденции.

В течение всего XIX в., и особенно часто во второй половине, в Москве и Петербурге выходили справочные издания разных авторов (Ал.Ратшина, Л.И.Денисова, В.В.Зверинского и др.) о российских монастырях, в которых шла речь и об олонецких обителях с их святынями и благочестивыми традициями.

Со 2-й половины XIX в., вместе с усилением интереса к памятникам истории и культуры формируется краеведение как отдельная отрасль знаний. Этому способствовало создание в конце 60 - начале 70-х гг. олонецких земских учреждений, в т.ч. Олонецкого губернского Статистического комитета, проводивших большую работу по сбору и публикации историко-этнографических сведений в периодических изданиях (Памятных книжках, Олонецких сборниках) и отдельных брошюрах.

В русле тех же процессов углубления интереса к местной жизни
многие историки (профессионалы и любители), учителя, священники
обратились к описанию народных православных традиций. Так, в
80-90-е и последующие годы в Каргополье деятельно и плодотворно
трудился краевед К.А.Докучаев-Басков, исследовавший городские
приходы, олонецкие монастыри, деятельность их подвижников. Ин
тересные наблюдения об олонецкой жизни и каргопольских храмах
сделали многие местные учителя, священники, крестьяне, среди них
И.И.Рудометов, П.Пятуннн, Н.С.Шайжин, Е.В.Барсов

С.Скороходов и др., а также путешественники, бывавшие в Каргополье (А.А.Шустиков).

В 1900-1910-е гг. в разных городах Севера открылись научные Общества - изучения Русского Севера (в Архангельске - АОИРС), изучения Северного края (в Вологде - ВОЙСК), изучения Олонецкой

губернии (в Петрозаводске - ОИОГ). В периодических изданиях этих
Обществ - Известиях - также встречаются сведения, свидетель
ствующие о религиозности и христианских святынях жителей Кар-
гополья и всего Севера. Проявляли деятельный интерес к Северу и
Олонии и столичные исследователи и путешественники:
С.А.Приклонский, Г. И. Куликовский, Н.Н.Харузин.

М.А.Круковской, К.Случевский. Отразилось Каргополье и в выпусках Известий Императорской Археологической Комиссии (ИАК), обследовавшей церкви Русского Севера. Многие аспекты и направления в исследовании разных сторон православия и православного искусства на Севере были намечены в работах В.А.Кожевникова, С.Н.Дурылина. И.Сибирцева. Ив.Евдокимова. В.Копяткевича.

В советское время изучение русского православия, как известно, было затруднено. Усилия ученых-этнографов сосредотачивались на архаических корнях русской и славянской религиозности и проблемах религиеведения эпохи первобытности. Удавалось освешагь только отдельные проявления религиозного быта, и лишь некоторым исследователям - давать о нем комплексное представление. В этот период во множестве искусствоведческих исследований были выявлены произведения культуры Каргополья, отразившие религиозное мировоззрение населения. Многие из каргопольских шедевров, хранящиеся в музейных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Вологды, Новгорода, Каргополя описал и систематизировал Г.П.Дурасов. сумевший еще в условиях цензурных запретов дать определенное представление о религиозной жизни района.

Постоянно изучался Русский Север и в историческом, археологическом, этнографическом, археографическом, лингвистическом и других планах. В разные годы сюда направлялись научные экспедиции Государственного Исторического музея. Института этнографии Академии наук, Государственного музея этнографии, Московского университета, музеев гг.Архангельска, Вологды, Каргополя и др. Существующая обширная литература в целом по региону и Карго-полью как его части, в том числе работы М.В.Витова. И.В.Власовой, Ю.С.Ушакова, Н.А.Макарова. М.А.Ильина, И.В.Маковецкого, П.А.Колесникова, Г.С.Масловой, В.И.Чичерова, значительно облегчили автору задачу осмысления общесеверных исторических тенденций и процессов и роли и месте в них Каргополья.

По мере либерализации общества, сказавшейся и в отношении религии, ученые вновь смогли обратиться к изучению проблем русского православия, развивая и продолжая дело своих отечественных предшественников начала века. И в первую очередь XVIII в.. как

наименее изученный, привлек их внимание. Одна из последних работ этого направления - А.В.Камкина - восстанавливает дореволюционную традицию комплексного подхода к приходу как к одной из сторон единого, но тройственного в своих проявлениях крестьянского союза - "мира".

Произошедший поворот к православной тематике уже дал известные плоды. Так, в Институте этнологии и антропологии РАН сформированы общие подходы и разработана программа сбора полевых материалов по теме "Православие и русская народная культура", в течение шести лет действует научный семинар по той же теме, вышли 6 сборников, в которых подвергнуты обстоятельному исследованию отдельные направления православной проблематики и получены интересные выводы по таким группам вопросов, как обет, родильно-крестильная, свадебная и похоронно-поминальная обрядность, пост, религиозные основания хозяйствования, некоторые аспекты монастырского жительства и др. Тем не менее тенденции развития народной православной жизни в XIX в., а также и в последующее время, пока не выявлены, что затрудняет определение общерусских религиозных черт и региональных и локальных особенностей в каргопольских приходах.

Источниковая база.

Исследование проводилось на базе архивных документов, опубликованных материалов и результатов полевой работы автора в некоторых приходах Каргопольского района в конце 80 - начале 90-х гг.

При работе над темой предпринят поиск материалов в архивах: Государственном архиве Архангельской области (ГААО), Государственном архиве Карельской республики в г.Петрозаводске (ГАК), Государственном архиве Вологодской области (ГАВО), Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге (РГИА), архивах Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (КМЗ), Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Института истории материальной культуры (ИИМК, бывшего Ленинградского отделения Института археологии). Российского этнографического музея (РЭМ), Русского Географического общества (РГО). рукописном отделе библиотеки Академии Наук (БАН).

Наиболее полно материалы по затронутой теме представлены в фондах духовных ведомств. ГААО и ГАК, а также в светских (государственных, земских, полицейских) фондах ГААО и в фонде Строительного отделения Олонецкого губернского правления ГАК.

Материалы этих фондов дают многостороннее представление о реальной церковной жизни уезда и о религиозных запросах населения.

Из фонда Канцеляриии Синода РГИА использованы сводные общероссийские ведомости о церквях и священнослужителях. 00 училищах, дающие общее представление о состоянии отдельных ас пектов православия в целом по епархии и уезду, отчеты первої о олонецкого Владыки еп.Игнатия об обозрении им епархии, характеризующие состояние веры в .начале рассматриваемого периода, некоторые прошения крестьян о строительстве церквей и часовен.

Отдельные штрихи в общую картину православия вносят гак называемые метрики 10 каргопольскнх церквей, представляющие собой ответы священников на анкету Санкт-Петербургской Академии Художеств из архива ИИМК. Они содержат подробные описания внешнего и внутреннего облика храма, его святынь и древностей, историю его создания, имена мастеров и благотворителей, а также краткие сведения об отвечавших на анкету.

Из отдела рукописей БАН привлечена летопись одной и; церквей, отражающая этапы строительства и особенности интерьера, почитаемые иконы, имена мастеров (строителей и иконописцев і и благотворителей. Яркие описания бытовавших в крестьянской среде практических форм проявления благочестия и набожности содержатся в рукописях фонда Тенишевского Бюро РЭМ. Насыщена информацией по избранной теме обнаруженная в архиве КМЗ рукопись выходца из крестьян Шильдского прихода И.М.Митягова "На память потомкам. Воспоминания о деревне Каргополья" (составлена в 1970-е годы). В ней запечатлелись многие приметы былой православной жизни, что особенно примечательно в контексте общего антицерковного и атеистического характера рукописи.

О церковной жизни после революции много говорят документы фондов советских учреждений, хранящихся в Вологодском и Архангельском архивах. Эти фонды отражают состояние православных традиций косвенным образом и проникнуты духом вражды к Церкви. Тем не менее они позволяют судить не только о сложных условиях жизни верующих, но и сохранении православного мировоззрения населения уезда. Определенный интерес для выбранной темы представляют и материалы, связанные с деятельностью северных краеведческих Обществ раннего советского времени (20-х гг. I. отложившиеся в архивах Вологды и Архангельска, которые при значительном антицерковном заряде описывают некоторые конкретные черты религиозности жителей.

Опубликованные источники представлены фактическими материалами, полученными из периодических изданий XIX - XX вв. -Олонецких губернских ведомостей (ОГВ), Олонецких епархиальных ведомостей (ОЕВ). Олонецкой недели; дореволюционными решо-

I-

нальными исследовательскими и краеведческими работами, а также статьями и заметками из столичных изданий XIX - XX вв., авторы которых были непосредственными свидетелями описываемого и которые, по сути, являются историко-этнографическими описаниями. В них немало материалов, связанных со святынями и благочестием населения и воссоздающих яркую картину бытовых сторон народной религиозной жизни.

Все письменные материалы дают многостороннее представление о реальной церковной жизни уезда и религиозности его населения в течение всего рассматриваемого времени. С особенной полнотой представлен дореволюционный период, слабее - 20-30-е гг. нашего столетия. Весьма ценно, что отражена обычная, мирная жизнедеятельность прихода: происшествия и конфликты возникают на этом фоне, оставаясь исключениями. Важно, что присутствуют точки зрения разных слоев населения Каргополья - церковных иерархов, священников, учителей, крестьян - это обеспечивает их взаимную проверку и уточнение.

Полевая работа автора продолжалась в течение 1988-1994 гг. Она проводилась в двух бывших приходах в западной части района (Лекшмозерском и Хергозерском) и двух бывших приходах в восточной части (Мошинском и Лимском). Полевые исследования касаются, в основном, послереволюционного и раннеколхозного времени. Они позволили существенно расширить представления о религиозности населения в нашем столетии и проследить непрерывное существование православных традиций среди значительной части населения вплоть до массового закрытия церквей в 30-е годы, а среди отдельных представителей - до наших дней.

Многие стороны церковной жизни и некоторые конкретные соития оказались сраженными в разных источниках (архивных и оп>бликованных, архивных и полевых) - они обогащали друг друга. Это обеспечило полноту и объективность воссоздаваемой картины.

Научная новизна и значимость работы.

В диссертации на основе анализа разнотипных источников воспроизводится картина православного уклада в одном из локальных районов Русского Севера. Подобное разностороннее исследование общей структуры православного устроения жизни и функционирования ее отдельных элементов в народной среде осуществлено впервые.

Представленные архивные источники, особенно из фондов духовных ведомств, в подавляющем большинстве впервые вводятся в научный оборот. Предпринята попытка их классификации. Обоб-

щен значительный опубликованный материал по разным аспектам религиозности на Севере.

С целью определения круга наиболее чтимых святых впервые проведен анализ всех церковных посвящений, сложившихся в районе в конце XIX в.; анализу подвергнуты и посвящения часовен. Для этого привлечен массовый архивный материал и предложена методика его обработки. В числе первых рассматривает автор и народную православную жизнь первых десятилетий советской власти.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для подготовки обобщающих работ, расширяющих территориальные рамки исследования темы, при дальнейшем, более углубленном, изучении русских православных традиций, а также при чтении общих и специальных курсов в вузах, в просветительской, музейной и краеведческой работе.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений. Приложения содержат впервые публикуемые архивные документы (фрагменты рукописи И.М.Митягова, письмо крестьян', документы из полевых материалов (письма священника), таблицы.