Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Протоиндийская цивилизация: этнокультурные проблемы Альбсдиль, Маргарита Федоровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Альбсдиль, Маргарита Федоровна. Протоиндийская цивилизация: этнокультурные проблемы : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.07.- Санкт-Петербург, 1995.- 40 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность и научная значимость исследования, Этнокультурная история народов Индостана изучается в течение длительного периода. За это время выдвигались самые различные, порой противоречивые теории и гипотезы о возникновении и развитии индийского (и шире — южноазиагского) этнокультурного ареала, а также об этногенезе народов Индостана. Картина ранних этапов этнокультурного прошлого этого региона порой оказывалась надуманной, выводы не подкреплялись надежными аргументами, а критерии, выдвигаемые этнологической наукой, нередко нарушались.

Таким было положение несколько десятилетий тому назад. Оно обусловливалось общим уровнем развития этнологических исследований и состоянием источниковедческой базы. Научные археологические изыскания начались только в 20-х годах нынешнего века, велись нерегулярно и лишь в отдельных районах; фрагментарно и неравноценно изучались также этнографические, антропологические, исторические и лингвистические материалы. В результате не было и не могло быть предложено надежной и стройной концепции этнокультурного развития для древнего периода Индостана. Многие кардинальные проблемы этнической истории этого региона не только были не решены, но даже и не поставлены. Между тем именно для индийского субконтинента с его этнической и лингвистической мозаичностью, сочетающейся с неоспоримым культурным единством, особенно важно выявить эти проблемы, корректно поставить их и найти пути для их разрешения.

Открытие протоиндийской (ее именуют также хараппской или индской) цивилизации в 20-х годах XX века и ее более, чем полувековое исследование предоставляет современным исследователям-этнологам достаточное количество надежных источников для подобных изысканий. Они позволяют прояснить ранние этапы этнокультурной истории Индостана, сформулировать узловые проблемы, связанные с ними, и попытаться выявить реальную картину.

Таким образом актуальность исследования протоиндийского культурно-исторического наследия обусловлена прежде всего его связью с общим кругом этнокультурных и этногенетических проблем, относящихся к Южной Азии древнего периода. Кроме того, сведения о протоиндийской цивилизации и культуре представляют собой ценный источниковедческий материал, важный для реконструкции этноисторических и этнокультурных феноменов не только Индии, но и индоевро-

пейской исторической общности, а также для общей картины этнической истории народов мира.

Протоиндийские материалы позволяют поставить для южно-азиатского ареала ряд проблем, важных с точки зрения современной этнологической науки, например, проблему субстрата и преемственности культур на субконтиненте, проблему происхождения и эволюции конкретных этнических общностей и выявления ведущих элементов бытовой культуры и ритуальной практики, проблему сложения основных этнолингвистических общностей, проблему этнокультурных контактов с сопредельными регионами, прежде всего Передней и Юго-Восточной Азии, проблему корней религиозных представлений и тд. Культурное протоиндийское наследие принадлежит не только древности, оно продолжает во многом оставаться живым и активным элементом, источником культуротворящей энергии в последующие исторические периоды культурного развития. Таким образом обращение к древности приобретает современное актуальное звучание.

Цели и задачи исследования. Конечная цель исследования — стремящееся к адекватности осмысление тех фрагментов реальности, которые отражены в протоиндийских источниках, доступных нашему историческому наблюдению, и воссоздание этнокультурного облика протоиндийской цивилизации, по возможности, зримо, ощутимо, органично, во всем множестве и своеобразии ее взаимосвязей. Выполнение задачи в полном объеме — процесс длительный и многоступенчатый, и потому выполненное исследование претендует лишь на определенные шаги в этом направлении. Они сводятся к тому, чтобы очертить круг источников, найти возможные пути и способы их интерпретации, предварительно проанализировав и классифицировав их, показать основные пласты материала, существенные для современных этнологических изысканий, а также обозначить круг основных проблем, поставленных протоиндийским наследием перед современной этнологической наукой.

Одной из важных задач исследования было осмысление познавательной перспективы этнологического знания в современных условиях. Она предполагает широкий общий фон единого всемирно-исторического процесса, сочетаемый с осознанием глубинной нерасторжимости исторических судеб Востока и Запада. Эта задача тесно взаимосвязана с другой: определить пути вхождения в интеллектуальный и психологический мир иных, удаленных от нас во времени и пространстве

культур, традиции которых тысячелетиями складывались под влиянием условий, кардинально отличающихся от привычных нам.

Научная новизна. Читателю впервые предлагается обзор протоиндийской культуры в пределах, предлагаемых современным уровнем наших знаний и с позиций, насколько возможно, методически целостного подхода к проблемам этнокультурной истории индийского субконтинента. Новый подход к материалу, выполненный в русле семиотических исследований последнего времени, дает возможность построить исследование как продуктивный диалог, в котором прошлому задаются вопросы, существенных и актуальные для современности. Полученные результаты восполняют соответствующий пробел в истории изучения древних цивилизаций и этнической истории Индостана и намечают возможности для моделирования путей историко-культурного развития Индии в III—II тыс. до н.э.

Основными источниками для работы послужил корпус известных и доступных протоиндийских текстов. При скудости и фрагментарности этих источников в основу исследования положена разработка принципов их анализа. Сравнительно-сопостовительная перспектива в работе построена на научных источниках, относящихся, во-первых, к синхронно существовавшим древним цивилизациям, и во-вторых, к культурам позднейшей Индии исторического периода, преемственно связанными с протоиндийской.

Методика исследования. Разнородный и разноплановый круг источников по протоиндийской цивилизации и культуре с самого начала исключает возможность найти некий "единоспасающий метод" (по выражению М.М. Бахтина), который бы одинаково хорошо работал во всех случаях. Очевидно, что метод, помогающий освоить этнолингвистический материал, не пригоден при работе с археологическими данными или с религиозно-мифологической символикой. Стоит специально отметить, что методика работы в процессе освоения протоиндийских материалов постоянно менялась. Нередко случалось, что одни из возможных вариантов подходов к явлениям протоиндийской культуры оказывались правильными, отрабатывались и уточнялись, другие же, как обнаруживалось, "не работали", искажали материал и, по сути, ничего не объясняли. Тогда они отвергались и заменялись новыми. В итоге для каждого вида источников был выработан свой метод; они специально оговорены в работе.

Практическое значение работы. Результаты и выводы проведенного исследования могут быть использованы для сравнительно-типологического изучения цивилизаций и культур древнего мира, а также для исследования этногенеза народов Индии. Кроме того, они закладывают основы для дальнейшего, более глубокого и масштабного изучения протоиндийской культуры и цивилизации во всех многообразных формах ее проявления. Результаты работы могут быть полезны и для теоретического освоения этноисторических процессов, и для разработки вопросов методологии этнокультурных исследований. Итоговые материалы могут найти применение в практических и теоретических курсах для обучения студентов-этнологов, культурологов и историков Древнего Востока.

Научная апробация. Основные положения и выводы проведенного исследования отражены в публикациях в виде монографий и статей (см. список опубликованных по теме работ). Они прошли научную апробацию также в форме докладов и лекционных курсов. Доклады были обсуждены на всесоюзных и региональных научных конференциях и конгрессах: на V Международной конференции по санскритологии (1981 г.), на 12-м Международном конгрессе антропологических и этнографических наук (1988 г.), на конференции по актуальным проблемам изучения языков Южной Азии (1987 г.), на годичных научных сессиях Института этнографии, на коллоквиуме "Пространство и время в архаических культурах" (1992 г.), на ежегодных конференциях по теоретическим проблемам интерпретации традиционного текста в Санкт-Петербургском филиале Института Востоковедения РАН и других. Материалы исследования использованы также в лекционных курсах и практических занятиях по истории индийской культуры, религии и мифологии (на Восточном факультете СПб Гос. Университета, Восточном институте, Российском Христианском Гуманитарном институте и Высшей религиозно-философской школе при Союзе ученых Спб).

Структура работы. Работа, представляемая к защите, включает Введение и восемь глав: I. История открытия и изучения протоиндийской цивилизации. II. Обзор этноисторических источников и их классификация. III. К реконструкции хозяйственно-культурного комплекса протоиндийской цивилизации. IV. Становление письменной традиции. V. Этноязыковая ситуация. VI. Протоиндийские надписи как этноисторический источник. VII. Опыт реконструкции религиозно-мифологических воззрений. VIII. Традиционные знания. Представления о времени и календарь. Завершает работу Заключение и Список публикаций основных работ автора.

&