Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль культурно-просветительных учреждений Беларуси в развитии обрядности : (1920-1980-е годы) Касперович, Виталий Адамович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Касперович, Виталий Адамович. Роль культурно-просветительных учреждений Беларуси в развитии обрядности : (1920-1980-е годы) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора.- Минск, 1993.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-2/2217-0

Введение к работе

Актуальность теми. Современный поиск путей обновления общества начинается с восстановления утраченных традиций, с обращения к многовековому опыту празднично-обрядовой культуры белору-оов. Являясь важнейшим компонентом согоіально-культуриой кязни народа, праздняки и обряды обеспечивают духовную связь поколений, укрепляют социальные ценности, морально-этические нормы общества. Однако путь обращения к своим истокам многотруцен. Вели в начале XX ст. праздники и обряды представляли собой целостную систему духовных, эстетических, моральных ценностей и ориентиров Оелоруоов, то к его концу эта целостность в значительной мере утрачена. Социальные катаклизмы XX столетия повлекли за собой исчезновение важных звеньев народной обрядовой культуры. Этому способствовали и научно-технический прогресс, который не опирался на традиционные ценности народа, и урбанизация с ее миграционными процессами, и форсированная интернационализация быта и образа жизни людей.

В современных условиях большая роль в восстановлении духовных традиций придается государственным и общественным структурам. В этом ракурсе особенно актуальным является анализ деятельности учреждений культуры (главным образом клубных учреждений) по.трансформации и развитию обрядовой культуры белорусов в контексте освещения этнической истории народа, а также прогнозирования перспективных форм работы по рекультурации обрядовых традиций.

До последнего времени основными оценочными критериями работы учреждений культуры являлись количественные показатели, попросту говоря "вал". Причем предметом особой заботы выступал не человек с его реальными интересами и запросами, а заполняемость помещений, "эффективность" их использования.

Перестройка 80-х годов в основном затронула нормативно-правовую и финансовую стороны работы клубных учреждений. Вместе с тем меняется их деятельность: от отрицания и забвения народных корней к восстановлению народных традиций, от конфронтации с церковью к взаимному пониманию в проведении праздников и обрядов.

Целью исследования является комплексный анализ развития ритуально-обрядовой культуры белорусского народа в советский период и критическое переосмысление деятельности культурно-просветительных учреждений в этой области жизнедеятельности народи.

Исходя из поставленной цели основными задачами работы яв -ляются:

рассмотреть динамику развития клубных учреждений в Беларуси;

исследовать процессы становления и развития гражданских, трудовых, семейных и календарных праздников л обрядов, выявить роль и место клубных учреждений в этой процессе;

показать этапы развития ритуально-обрядовой культуры в, советский период, рассмотреть взаимодействие в ней традиционных и новых обрядовых действий;

определить приоритетные направления деятельности учреждений культуры по развитию обрядовой сферы.

Изученность темы. Этнографических исследований, посвященных деятельности учреждений культуры по развитию празднично-обрядовой культуры, практически нет, за исключением отдельных стд-т eir.

Тем не менее, особое значение для научного осмысления проблемы имеют работы теоретического плана по вопросам культурных традиций 1С.Л. Арутюнов, Ю.В.Бромлей, їл.ІХ.Громыко, С.Л.Токарев, К.Б.%;сгов и др.).

Методологическую ценность представляют книги, посвященные проблемам традиционной и новой обрядности, их взаимодействию. Среди них наибольший интерес имеют работы этнографов В.К.Соколовой, И.II.Соколовой, л.Л.Тульцввой, Л.М.Сабуровой, В.К.Бондар-чика, Л.К.Гаврилш, И.Н.Браима, А.II.Пономарева и др., а также книги ученых обществоведов, имеющие культуроведческую направленность, — В.И.Брудного, Д.М.Генкина, Ю.И.Елъченко, А.Юазаева, В.А.Руднева, Д.М.Угриновича и других авторов.

Определенный вклад в разработку проблем современной обрядности внесли белорусские этнографы. Особенно активизировалась работа в послевоенный период. Уже в 60-х годах выходит книга

Олененко Ю.А. Деятельность культурно-просветительных учреждений по развитию социалистической обрядности // Советские традиции, праздники и обряды. Киев, IS86; Касперович Г.И., Струяецкий Т.Н. Роль культурно-просветительных учреждений Белоруссии в пропаганде и виодрэнии социалистической обрядности // Праздники и обряды в Белорусской ССР. Ши, 1988.

А.И.Залесекого и В.м.Иванова о новых обычаях и обрядах .

В 7Q--80-X годах появляется ряд монографий, исследующих изменения в быту и культуре сельского и городского населения Белоруссии, в которые включены разделы по обрядовой культуре белорусов . В это ze время зыходят книги А.А.Мелешко по современной гооэданской а семейной обрядности .

Нови.*,! этапом в изучении празднично-обрядовой, культуры белорусов следует считать коллективный труд "Праздники и обряды в Белорусской СС?" (Минск, 1988 г.), гдэ рассматриваются как теоретические вопросы обрядности, гак' п излагаются сценарно-ме-тодические материалы, которые используются в практической деятельности учреждений культуры, а такие энциклопедия "Зтнаграфія Беларусі" (Ml иск, 1989 г.). К сокаленш, они, как ц предыдущие исследования, ке избехалн идеологических шгаыпов своего времени, когда господствовал некритический подход к новым обрядовым формам и недооценивалось богатство традиционной культуры народа. В какой-то мере эти недостатки преодолеваются в монографии "Сям* я t сямейкы быт" (Минск, 1990), где имеется интересный раздел по семейным обычаям и обрядам белорусов (Т.И.Кухаронак) и книгах "Грамаяскі быт і культура гарадскога насальніцтва Беларусі" (Минск, 1УЭ0), "Грамадскі быт 1 культура сельскага насель-ніцтва Беларусі" (Минск, ІУ93), в которые включены'разделы по обрядности (С.А.Милюченков, Л.И.Минько и др.).

Для изучения ритуально-обрядовой культуры белорусов большое значение имеют исследования фольклористов, создавших фундаментальные труда по семейной к календарной обрядовой поэзии, послу-:.-сившей дополнительный источником для автора.

К третьей группе источников можно огнести исследования по

ЗалескІ A.I., Іваноу У.М. Новая звыча! I абрады — у наш быт. Мн., I960.

Изменения в быту и культуре сельского населения Белоруссии. Мц, 1976; Изменения в быту и культуре городского населения Белоруссии. Кн., 1976; Этнические процессы и образ .тазнп: На материалах исследования населения городов БССР. Мн., 1980. Мялешка А.А. Сучасныя традшпН, святы 1 абрады. Мн., 1976; его не. Современные гражданские обряды н традиции. Мн., . 1985.

культурному строительству в Белорусски, а также книги, посвященные учреждениям культуры, истории их создания, различным направлениям деятельности, в числе которых — обрядовая культура народа1.

Четвертая группа литературных источников связана с практическими разработками, куда входят сценарные материалы, методические рекомевдации и публикации, рассказывающие о конкретных праздниках и обрядах .

И, наконец, можно выделить диссертационные работы В.о.Батяе-ва, П.А.Гуда, Т.И.Кухаронак, Я.П./шпень по проблемам обрядности, в которых частично освещалась деятельность клубных учреждений по развитию современных праздников к обрядов.

Однако, несмотря на накопленный обширный материал и серьезные исследования по ритуально-обрядовой культуре белорусов, ряд связанных с ней проблем еще требует своего изучения. До сих поп нет обобщающего исследования о роли учреэдеиий культуры в развитии обрядности, охватывающего весь советский период, которое бы объективно, без штампов и предубеждений подвергло анализу основные тенденции развития современной обрядности.

При работе над диссертацией автором применялись используемые в отечественной этнографии методы сравнительно-исторического исследования, системного, комплексного анализа, а также методики непосредственного полевого наблюдения и этносоциологическо-го исследования.

Гарбунова Р.Т. Культурна-асветніцкая работа у беларускай вес-цы у перыяд сацнялістычная раканструкцы! народная гаспадаркі (1926—1937 гг.). Мн., 1965; Гонцова С.К. Культурно-просвети-телыше учреждения Белорусской ССР: Воспитание нового человека. Мн., 1985; Шин С.З. Развитие культуры в БССР за годы Советской власти. Мн., 1970; Марцедев СВ. К духовному расцвету. Мн., 1974; Минкевич /Д.К. Культурно-просветительная работа на селе. Мн., I960; Рухавец Г.В. Становление культурно-просветительной работы в Белоруссии. Мн., 1979. Селезнева М.В., Суринович А.А. Новые гражданские обряды и ритуалы. Мн., 1978; Михневич Ю.М. Углубляя содержание традиций. Мн., 1984; В духе народных традиций: Сб. сценариев / Под ред.. , В.К.Бондарчика и др. Мн.: Беларусь, 1981.

Источниковая база исследования

— материалы и документы Центрального Государственного архива Октябрьской революции Республика Беларусь (ЦГАОР РБ), Национального архива РБ, Государственных архивов Витебской, Гомельской, Минской и Могилевской областей, а также материалы текущих архивов Министерства культуры РБ, отдела по культуре и спорту федерации профсоюзов Беларуси, областных управлений культуры, научно-методических центров народного творчества и культурно-просветительной работы, районных отделов культуры, клубов, домов и Дворцов культуры. Материалы архивов в сочетании с публикациями в периодических изданиях и литературными источниками дали основной фонд сведений об изменении в обрядовой культуре народа за 1920-1980-е годы. К тому же на начальном этапе изучение документов и литературных источников дало отправные точки для выявления и уточнения проблем обрядности, подсказало направление разработки исследования.

В диссертации используются полевые материалы, собранные автором в 1986—1992 годах. Они получены в ходе бесед с информаторами и организаторами празднеств, при непосредственном участии в праздниках и обрядах. В 1985 г. проанализирована работа по развитию обрядности 723 клубных учрехдений, на каждое из них был заполнен паспорт.

Важным источником явились материалы этносоциологического исследования, проведенного автором в 1989 году. Объектом его были клубные работники, которые занимаются организацией и проведением обрядовых форм. Всего в клубных учреждениях профсоюзов республики обрядовыми формами занимались 975 человек. Объем выборочной совокупности составил 350 работников клубов. Анкетное исследование позволило определить состояние и приоритетные направления деятельности учреждений культуры по развитию обрядово-празднич-ной культуры, выявить степень знания культработниками народной обрядности, родного языка.

В работе для сравнения привлечены материалы этносоциологи-ческих исследований городского и сельского населения Белоруссии (1985 г., 1989 г.), проведенные отделом этнографии ШИФ АНБ.

Научная новизна работы. Диссертация представляет собой первое в этнологической науке исследование, где на большом фактическом материале рассматривается роль учреждений культуры в транс-

формации и развитии обрядово-праздничвой культуры белорусов. Проанализированы основные этапы и тенденции формирования соврамен-ной обрядовой культуры в связи с деятельностью клубных учреждений, выявлены негативные и позитивные черты этого процесса. В научный обиход вводятся многие новые материалы.

Практическое значение работы. Основные положения диссертации могут быть использованы при создании работ по этнической истории белорусского народа, по проблемам его духовной культуры, а тшисо при чтении спецкурсов и разработке пособий для студентов Института культуры, учащихся кулыпросзетучилищ, при подготовке соответствующих разделов в энциклопедических, справочных и научно-популярных изданиях, в лекционной пропаганде.

Ряд основных положений диссертации был апробирован в специальных статьях, разделах, в монографиях (общий объем — 6 п.л.) и докладах на республиканских и воесоюзной научной конференции » "Традиции в многонациональном обществе" (19ЭО, Минск).

Структура работа. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, а также списка источников и литературы.