Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русское население Притомья Скрябина Людмила Анатольевна

Русское население Притомья
<
Русское население Притомья Русское население Притомья Русское население Притомья Русское население Притомья Русское население Притомья Русское население Притомья Русское население Притомья Русское население Притомья Русское население Притомья
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Скрябина Людмила Анатольевна. Русское население Притомья : 07.00.07 Скрябина, Людмила Анатольевна Русское население Притомья : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 СПб., 1995 204 с. РГБ ОД, 61:95-7/488-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование русского населения Притомья с. 15-41

1.1. Заселение края: государственные мероприятия и категории засольщиков (17-18 вв)

1.2. Сложение земледельческих станов

1.3. Заселение Притомья в конце 19 - начале 20 вв. Общая характеристика старожилов и переселенцев

Глава 2. Хозяйственно-бытовой уклад русского населения Притомья с. 42-97

2.1. Основные занятия и промыслы

2.2. ЛІилищно- хозяйственный комплекс

Глава 3. Социальные отношения и обрядовая культура с. 98-138

3.1. Сельская община: социально-культурные и бытовые функции

3.2. Праздничные традиции общины

3.3. Семья и свадебная обрядность

Заключение с. 139-145

Слисок литературы с. 146-164

Список источников с. 165-167

Список информаторов с. 168-176

Список сокращений с. 177

Приложение с. 178-20*

Введение к работе

Постоянно усиливаюцееся внимание к русской народной культуре воплотилось во множестве исследований этнографов, историков, фольклористов и искусствоведов. И если вначале преобладали работы обобщающего характера, посвященные русскому населению обширных исто рикоэтнографических областей, то в последние десятилетия более актуальными становятся проблемы изучения истории и культуры локальных групп этноса. Объясняется это, прежде всего, ростом национального самосознания и возрастамцим интересом широких слоев русского народа к своей национальной культуре. Свидетельство тому - создание во многих областях и городах России и "ближнего зарубежья" добровольных обществ граждан, объединённых стремлением к изучению, распространению и сохранению народной культуры своего края, увеличение количества средних учебных заведений, работающих по программе "Русская юкола", организация местных этнографических музеев, издание краеведческих сборников и многое другое. На фоне этих процессов научное изучение локальных особенностей формирования и бытования русской культуры является определённым социальным заказом общества, именно этот факт обусловливает актуальность данной работы.

Объектом диссертационной работы является сельское русское население Лритомья 17 - начала 20 вв. Анализ социально-экономических, этнокультурных и этнопсихологических процессов, протекавших в пределах данной территории, в аспекте формирования и взаимодействия 2-х групп русского населения: старожилов (потомков переселенцев 17-18 вв.) и переселенцев конца 19 - начала 20 вв. , составляет тему исследования. Отсюда вытекает цель работы - проследить направление трансформации культурных традиций обоих потоков пересе- - 4 -ленцев, их взаимную психологическую адаптацию. Для достижения цели предполагается решить ряд конкретных задач: определить источники и этапы формирования русского населения Притомья в течении 17 - начала 20 вв.; выявить особенности культуры и духовной жизни русских старожилов и переселенцев конца 19 - начала 20 вв. , а также их эволюционные последствия; исследовать характер отнонений старожилов и переселенцев Притомья.

При исследовании применялись сравнительное историко-этнографическое описание и отчасти комплексный метод, т. е. привлечение данных историко- гуманитарных наук - языкознания, психологии, истории архитектуры

Региональные границы исследования обозначены в названии диссертационной работы Притомье - территория бассейна реки Томи, правого притока Оби. Общая протяженность реки 863 км. , площадь бассейна составляет 62 тыс. кв. км. Томь берёт своё начало на одной из веркин Кузнецкого Алатау и около 250 км. течёт в горах по узкой не заселённой долине, затем протекает в пределах Западно-Сибирской равнины На всём протяжении в Томь впадает 115 рек, наиболее крупные из них, по которым нию первоначальное расселение русских - pp. Чёрная, Лебяжья, Сосновая, Уньга, Порос, Киргизка (Краев, 1916. С. 32; Мьггарев, 1977. С. 12; Ильичёв, 1988. С. 66-67).

Административные границы Притомья на протяжении 17 - начала 20 вв. неоднократно изменялись. В 17 в. его составляли земли Томского разряда Сибирского Приказа, в 18 в. - Томского и Кузнецкого округов Тобольского генерал-губернаторства (в конце века Тобольского наместничества -JLC.); с 1804 г. округа были преобразованы в Томскую губернию, в которую вопли также Каннский, Красно- - 5 -ярскмй, Енисейский, Туруханский, Нарымский и Вийский округа. * Губерния делилась на уезды и волости. С 1858 но 1910 гг. на территории Притомья располагались Оемилужская, Нелнбинская, Спасская, Тутальская и часть Ояшинской волости Томского уезда, а также Тарсминская, Верхотомская, Мунгатская, Ильинская, Кузнецкая волости Кузнецкого уезда (Административно-территорисільное деление... , 1966. С. 9-Ю; Волченко, 1963. С. 7; Рабцевич, 1979. С. 9-11). В 1910 г. была проведена реорганизация волостей: их количество увеличилось за счёт дробления существующих ранее (Памятная книжка... ,1910). **

В настоящее время в регион входят Томский район Томской области, Юргинский, Яигсинский, Тонкинский, Кемеровский, Крапивинекий. Новокузнецкий, Шждуреченский, частично Беловский и Прокольевскии районы Кемеровской области (СМ.: Приложение.Карта-схема 2).

Хронологические рамки исследования - 17 - начало 20 вв.,которые подразделяются на этапы в соответствии с волнами переселений: этап - 17-18 вв. - формирование старожильческого населения, сложение его культурных особенностей; этап - конец 19 - начало 20 вв. - формирование переселенческого населения; активное взаимодействие культурных традиций старожилов и переселенцев.

Изучение истории и быта русского Населения Притомья началось * В 1822 г. территории Красноярского, Енисейского, Туру-ханского, округов образовали Енисейскую губернию. В конце 19 -начале 20 вв. Томскую губернию составляли 7 уездов: Томский, Ка-инский. Кузнецкий, Барнаульский, Бийский, Змеиногорский, Мари-инский (См.: Приложение. Ката-схема 1). ** В нашем исследовании в основном используются данные административно-территориального деления с 1858 по 1910 г. - 6 -во второй половине 19 в. , в первую очередь, усилиями местных сибирских краеведов Е А. Кострова, А. В. Адрианова, И. Малиновского, П. Го-лубева. В их ряду особо выделяется деятельность князя Е А. Кострова, труды которого посвящены русской колонизации края, обычному крестьянскому праву, традиционным верованиям ш обрядности русских Томской губернии (Костров,1860, 1873, 1876, 1879, 1880,1881).

Вопросы формирования русского старожильческого населения При томья получили подробное освещение в работах профессора Томского университета Д. Е Беликова (1898, 1898а, 1901). Автор, опираясь на исторические документы 17-18 вв., выделил основные социальные группы первых засельциков Притомья и впервые сделал вывод об их преимущественно севернорусском происхождении.

Огромное количество данных о земледелии, животноводстве и промысловой деятельности русских Томской губернии, и, в частности, Притомья, содержится в дореволюционных сельскохозяйственных и социально-экономических трудах (Потанин,1856, Петропавловский,1886, Кауфман,1893,1894; Головачёв, 1894, 1900; Бажаев,1896; До-чевский,1898; Суиинский, 1898; Сувейздис,1900; Рубакин,1908; Зверев, 1912 и др.). Особый интерес для нашего исследования представ ляет работа Е Ваганова "Хозяйственно-статистическое описание крестьянских волостей Алтайского округа"* (1886), составленная по материалам обследования большинства притомских волостей (за исключением трёх пригородных) в 1882 г. В этой работе содержатся * Алтайский округ составляли земли принадлежавшие Кабинету Его Величества. С 174.4 г. округ являлся особой хозяйственной единицей губернии. На территории Притомья к Алтайскому округу относились все волости Кузнецкого у. , а также Ояшинская и Ту-тальская вол. Томского у. - 7 -данные о способах землепользования и общинном регулировании земель, севооборотах, состоянии скотоводства, пчеловодства и кустарных промыслов.

Видное место среди сибирских исследователей занимает А. А. Кауфман. Он активно разрабатывал переселенческую проблему в тесной связи с аграрным вопросом; больное место в его работах занимало изучение крестьянской общины (1894а, 1895, 1896, 1897, 1896а, 1901, 1905), касался он и взаимовлияния старожильческой и переселенческой культур (1891, 1893а, 1905). Труды А. А. Кауфмана важны, прежде всего, своей фактологической базой, так как автор в основ-ном опирался на данные полученные им в результате обследования населения Томской губернии в 80-90-х гг. по заданию Министерства Государственных Имуществ. Наибольший интерес для нас представляет его работа "Экономический быт государственных крестьян восточной части Томского округа и северо-западной части Мариинского окру га"(1892), составившая 14-ый выпуск серии "Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян ш инородцев Западной Сибири". На территории собственно Притомья оно охватило Нелю бинскую, Оемилужную и Спасскую вол. Томского у. В 1894 г. А. А. Ка уфману, студентам П. Головину и Б. Ростковекому было поручено исследование хозяйственного положения переселенцев, прибывших в 1880-1894 гг. Результаты опубликованы в 1895-96 гг. в 2-х томах под названием "Хозяйственное положение переселенцев, водворенных на казённых землях Томской губернии". В перечисленных трудах содержится экономическая характеристика, трёх пригородных волостей Притомья с описанием основных занятий и промыслов населения и выделением хозяйственно-экономических особенностей отдельных населённых пунктов.

В том же 1894 г. в Ояшинской и Тутальской вол. Томского у. - 8 -проводили исследования С. П. Швецов и П. М. Юхнев. Их сведения были опубликованы в 1898 - 1900 гг. в 2-х томах труда "Материалы по исследованию крестьянских и инородческих хозяйств в Томской округе", В 1 томе (вып. 1.) содержится статистический материал: характеристика каждого населённого пункта (число дворов, количество жителей) с этносоциальным указанием - старожилы, переселенцы, инородцы; количество земельных угодий, скота, размеры залавки под отдельные культуры; количество хозяйств занимающихся кустарными промыслами; виды и количество жилых и хозяйственных построек. Выпуски 2-ого тома представляют собой экономическое исследование основанное на анализе статистических данных 1-ого тома.

Изучение взаимоотношений сибирских старожилов и переселенцев из европейских губерний России и взаимопронинновения их культур, потребовало обращения к публикациям, отражающим различные стороны этих процессов. В конце 19 века в общественных кругах России сложились две точки зрения на роль крестьянских переселений в Сибирь и другие окраины Империи. Представители первой явно преувеличивали культурную роль переселенцев и оценивали хозяйственно-культурные традиции сибиряков как нечто "первобытное" (Исаев, 1890, 1891; Налов, 1872; Ядринцев, 1882). Вторую точку зрения отстаивали А. А. Кауфман и его немногие последователи. Они считали, что "переселенцы научили сибиряков только "некоторым мелочам" и, напротив, сами "вполне ассимилировались с сибиряками и переняли их хозяйственные приёмы" (Кауфман, 1893а, 1905; Филимонов,1891). Сюжеты, посвящен ные взаимоотношениям сибирских старожилов и переселенцев, были весьма популярны и часто публиковались не только в специальных трудах, но и в периодических изданиях (Кирьяков,1902, Анучин, 1876; Щапов,1872; Голубев,1892).

С 20-х гг. 20 в. начался советский период в изучении Сибири в - 9 -целом и её отдельных регионов. Характерные для дореволюционных исследователей темы - проблемы переселенческого движения, экономические описания отдельных административно территориальных единиц и населённых пунктов не получили дальнейшего развития. Можно выделить лишь две работы 20-х гг. , написанные в традициях прежних исследований: книга экономиста В, Нагниоеды "Сельское хозяйство Томской губернии" (1924) и работа М. Бородкиной "Деревня Иткара Томского округа" (1927). С 30-х гг. начали выходить фундаментальные исследования по истории заселения Сибири и аграрного освоения этого края, эти вопросы были основными в трудах С. В. Бах рушила (1927,1938) и В. И. Щункова (1946,1956). В 60-70- е гг. по являются исторические и этнографические труды, посвященные компактным регионам и этнографическим областям (Колесников,1963, 1973, 1976, 1978; Миненко,1975; Громыко,1965; Сабурова,1969 и др.) Все эти работы содержат некоторый материал по интересующей нас тематике. В публикациях историков и этнографов 70-90-х гг. стали преобладать разделы и отдельные труды, посвященные различным проявлениям материального быта, духовной культуре и общинной организации русского населения Сибири. Однако трудностью использования этих работ является их обобщающий характер, оперирование крупными географическими токсонами и административно-территориальными единицами "растворяющими" локальную специфику (Громыко,1975,1974, 1977, 1984; Зверев,1982,1983,1985; Миненко, 1973Д975,1975а, 1979, 1982, 1985, 1988, 1991; Аслаханов, 1975; Лебедева, 1974; Русакова,1973, 1982, 1989; шелегина,1993 и др.). Изучение истории и хозяйственного освоения собственно При томья началось в 50-е годы и стало одним из ведущих направлений Томского государственного университета. Особенно выделяются работы 3. Я. Бояршиновой. На основе широкого круга источников и работ - 10 -предшественников она проследила процесс складывания структуры пашенного земледелия в Томском уезде, роль служилых людей, государственных крестьян и вольных переселенцев в колонизации томских земель в первой половине 17 в. (Бояршинова,1950,1952Д971, 1977,1982,1983).

Материалы по истории формирования старожильческого населения Притомья и сопредельных территорий содержатся в работах Ч. Ф. Емельянова, им были наиболее чётко разработаны такие вопросы как социальный состав, занятия и повинности населения Среднего Лриооья в феодальную эпоху (Емельянов, 1974, 1975,1978,1980,1981, 1984,1989).

Изучением особенностей хозяйственной деятельности крестьян Томской губернии в 19 - начале 20 вв. занимались историки Л. Г. Сухотина (1963,1967,1969) и Ф.С.Кузьмина (1974). История переселений периода столыпинской реформы нашла своё отражение в исследованиях Е. И. Соловьёвой (1956,1965) и А. В. Миюкуренко (1975,1980, 1985). Проблемы взаимодействия культур и взаимоотношений старожилов и переселенцев Сибири на примерах по Томской губернии освещены в статьях И. С. Томиловой (1972), 3. JL Горьковской (1980) и В. К. Бочановой (1982).

Помимо историков исследованием русского населения Притомья занимались и представители других гуманитарных наук. Изучение этнического состава первых русских поселенцев, составивших ядро русского старожильческого населения Притомья, было начато языковеда ми на основе русских говоров (Григорьев,1921; Агеева,1953; Блинова, 1957, 1962; Любимова,1969,1973; Иванова,1962,Воробьёва,1972,1973, 1978; Чигрик, 1971; Палагина, 1973). Результаты их изьюканий не только подтверждают исторические свидетельства о преобладании среди первых жителей Притомья выходцев с севернорусских земель, но и дают до- полнительный материал об этнокультурных традициях старожилов. Особый интерес представляют статьи Е. IL Молчановой "Сельокохо зяйственная лексика старожильческого говора по р. Томи"(1959) и Ф П. Ивановой "Название одежды и обуви в говорах старожильческих районов Томской области, расположенных по р. Оби и её притокам" (1956).

В конце 40-х гг. известным историком архитектуры Б. А. Ащепко вым проводилось обследование традиционной народной архитектуры Западной Сибири. В 1950 г. вышла его работа "1>усское народное зодчество Западной Сибири" в которой опубликованы материалы, полученные в результате экспедиций по населённым пунктам Томской, Новосибирской и Кемеровской областей. В конце 80-х годов исследова ние архитектурных особенностей жилицно-хозяйственного комплекса русского населения Притомья проводились томским архитектором П. Ю. Рачковским (1990).

Непосредственно этнографическое изучение русского населения Притомья и сопредельных с ним территорий - Алтайского края, северных районов Томской и Кемеровской областей начались лишь с кон ца 60-х гг. Наибольшее количество публикаций посвяцено изучению особенностей материальной культуры русского населения Алтая и прежде всего,жилицно-хозяйственному комплексу и одежде (лебеде ва,1971;липинская,1969, 1975, 1979, 1979а; Липинская, Сафьянова, 19796). Итогом многолетней работы В. А. Липинской стала её монография "Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре (18 -20 вв.) (1987). Семейные отношения и обрядовая культура русских Алтая также освещалась в статьях В. А. Лигош ской и А. В. Сафьяновой (1979а, 1989). В 70-х гг. А. В Сафьянова проводила исследования в ряде районов Томской области. Результатом их стала статья "Этнографическое изучение русского населения Томской - 12 -области (1978). Русское население Томской области - основной объект исследований П. Е. Бардиной. В 70-80-е гг. выели её работы посвященные жилищу, одежде и промыслам старожилов северных районов Томской области (1978,1980,1982,1984,1985). Одна из последних статей IL Е. Бардиной посвяцена похоронно-поминальным обрядам населения Среднего Лриобья (1990).

В последние годы активно ведётся изучение» фольклора и обрядовых традиций русских северных районов Кемеровской области. В результате этой работы Е. И. Лутовиновой опубликована книга "Фольклор Ижморского района" (1993) и составлено учебное пособие "Русский фольклор Кузбасса" (1993). Больную работу по сбору и изучению локальных фольклорных традиций проводит этномузыколог В. Ф, ПохабЧж В 1994 г. вышла его первая публикация - "Живые родники Кузнецкого края: песни и обряды сёл среднего течения р. Кии", представляющая собой исследование фольклорных традиций русского населения Чебу-линского района Кемеровской обл.

Между тем, интересующий нас регион изучен сравнительно слабо: до 1992 г. было лишь несколько публикаций по материалам Нижнего Притомья - современного Томского района Томской области. Это статьи HL А. Томилова "Некоторые материалы к этнографии русских Нижнего Притомья" (1978) и "0 средствах пе])едвижения русского населения Нижнего Притомья" (1978а). В первой рассматриваются вопросы формирования населения и особенности хозяйственного уклада жителей старожильческих селений близ Томска, вторая посвящена описанию транспортных средств бытующих у этого населения. Среди работ Е. П. Бардиной непосредственно Притомью посвящены статьи "Изменения в жилице русского населения окрестностей г. Томска" (1976) и "Строительная техника и жилища русского населения Томского района в первой половине 20 в. "(1978). 'Этнографическое изучение русского населения Притомья в грани цах Кемеровской области ранее не проводилось и впервые начато автором диссертации с 1988 г. (Скрябина,1992,1993,1993а,19936).

С 1988 по 1993 гг. было проведено 7 этнографических экспедиций» организованных государственным историко-культурным и природным музеем-заповедником "Томская писаница" (г. Кемерово), одна из них - совместно с архитектурно-реставрационной мастерской г. Новокузнецка. Работа проводилась в 32 населённых пунктах Яшкинского, Юргинского, Топкинского, Кемеровского, Крапивинского, Новокузнец кого районов Кемеровской области и Томского района Томской области. Собран материал по различным сторонам жизни русского населения бывших уездов Томской губернии. Экспедиции работали по следующим программам: а) история заселения края и отдельных населённых пунктов; б) хозяйственные традиции и крестьянское землепользование; в) жилищно- хозяйственный комплекс; г) семья и община; д) обряды и праздники; е) взаимоотношения между старожилами и переселенцами

Экспедиционные исследования показали, что в настоящее время у русского населения Притомья практически не сохранилось предметов старого этнографического быта (орудия труда, утварь, одежда, ме бель и пр. ). Достаточно редко встречаются традиционные жилью и хозяйственные постройки не подвергшиеся перестройки или частичной реконструкции. В целом полученный материал базируется преимущественно на устной традиции - воспоминаниях старых жителей. Всего опрошено 122 информанта.

Материалы экспедиций - полевые дневники, научные отчёты, феи тографии и реставрационная документация находятся в архивном фон де музея-заповедника "Томская писаница" (АМЗТП. Ф. 3. Оп. 1. ДД. 10,11,13,43,44,82 - материалы автора).

Помимо собственного полевого этнографического материала при - 14 -написании работы были использованы фонды центральных (РГАДА, РГИА.АРГО) и местных архивов (ГАТО, ГАНО, ГАКО). Архивные источники можно систематизировать в 4 группы в сюответствии с тематикой разделов нашей работы.

Первая группа документов - это Писцовые и Переписные книги 17 в. и Ревизские сказки 18 в. (РГАДА. Ф. 214 "Сибирский Приказ" и ГАТО. Ф. 321 Томский округ Тобольского наместничества).

Ко второй группе относятся документы из РІПА: фонд 391 - Переселенческое Управление, фонд 1265 - Второй (Сибирский комитет, фонд 1284- Департамент общих дел МВД; ГАТО: фонд 3 - Томское губернское управление, фонд 239 - Томский переселенческий район; ГАНО: фонд 146 - Статистический комитет Томской губернии. Эти фон-ды содержат отчёты томских губернаторов, обозрения Комитета гос нмуществ Томской губ., подворные списки деревень, статистические описания волостей и материалы сельскохозяйственных переписей 1916- . 1917 гг.

Третью группу составляют материалы АРГО (Разряд 55 и 62), ГАТО (фонд 240 Управление Госимуцеств по Томской губ.), и рукописного фонда Новокузнецкого краеведческого музея (НКМ НФД. 2).

К четвёртой группе относятся данные церковных метрических книг составившие в ГАКО фонд ОДФ 60.

Важными источниками для работы стали материалы "Чертёжной книги Сибири" С. У. Ремезова (1882. 2-е изд.); материалы Портфелей Миллера (РГАДА. Ф. 199), опубликованные А. X Элертом (1987,1988,1990); дневниковые записи С. Л Крашенинникова за 1734 г., впервые изданные в 1966 г.; Списки населённых мест Томской губернии за 1856, 1886, 1904, 1910, 1911гг.

Однако отсутствие достаточного количества полевых материалов, других источников и публикаций по ряду аспектов материальной и ду - 15 -ховной культуры русского населения Притомья не дало нам возможность вк-помить в данную работу разделы посвященные одежде, пище, семейной обрядности, традиционным верованиям.

Заселение края: государственные мероприятия и категории засольщиков (17-18 вв)

Началом освоения русскими территории Притомья явилось строительство Томского острога. Район будущего города был "проведан" русскими еще в 1601 г., когда дипломатическое посольство с "государским жалованием, с милостивым словом и с ковши, и с платьем, и с грамотами", возглавленное тобольским сыном боярским В.Тырковым, отправилось из Тобольска на Томь, "ко князцам и к мурзам" (Минен-ко,1990.С.17) . Миссия явно имела успех, так как в 1603 г. в Москву прибыл князец томских татар-эуштинцев Тоян и обратился к русскому правительству с просьбой принять его народ под защиту и построить на их землях крепость, гарнизон которой оберегал бы татар от вторжения кочевников - киргизов и телеутов (Миллер, 1937.С.314). Просьба татар была удовлетворена и на берега р. Томи для устройства острога, по распоряжению Бориса Годунова, были присланы тобольские, сургутские, пелымские и берёзовские служилые люди,тобольские татары, сургутские и берёзовские остяки. Отряд выбрал место для острога на правом берегу Томи, на так называемой Воскресенской Горе у впадения р.Ушайки в Томь. В течение летних месяцев и сентября 1604 г. строительство было закончено.

С первых дней своего существования Томск стал важным военно-административным центром. С основанием острога русским отрядам было облегчено продвижение вверх по реке Томи и присоединение к Томским владениям новых земель. Следующим народом, который решено было присоединить к Российскому государству, были кузнецкие татары (абинцы и бирюсинцы), жившие в верховьях Томи и по ее притокам p.Кондоме и Мрассу. Русские стали называть их "кузнецами", потому что они умели выплавлять железо: кузнецкие татары находились в подчинении киргизов, которые брали с них дань железными изделиями (Миллер,1937.С.318). Правительство было заинтересовано в присоединении этого народа, чтобы лишить кочевников, причинявших русским землям большой урон своими набегами, возможности получения оружия. Покорение кузнецких татар оказалось для служилых людей нелегким делом. Первые попытки "объясачить" это население были предприняты в 1609 г. и лишь в 1615 г. кузнецкие татары стали без сопротивления платить ясак в российскую казну (Миллер,1937.С.318-321) .

Ввиду отдаленности и разбросанности кузнецких земель настоятельно требовалась постройка нового острога для защиты данной территории от кочевников и управления местными инородцами. В 1618 г. томские служилые люди при содействии своих собратьев из Тобольска, Тюмени и Верхотурья построили при впадении в Томь р.Кондомы Кузнецкий острог (Миллер,1937.С.322) . Впоследствии, в связи с увеличением населения в Притомском районе, для его защиты томскими и кузнецкими служилыми людьми были "поставлены" Сосновский (1657) г. и Верхотомский (1665 г.) остроги. Последним острогом, построенным на Томи, стал Мунгатский, основанный в 1715 году при устье р.Мунгат (Миллер,1937. С.160; Зяерт,1990.С.78,101; Резун,1981. С.127-128). Первыми русскими поселениями не военного типа,возникшими на территории Притомья, были заимки, создаваемые служилыми людьми вблизи построенных острогов. На заимках они имели избы, содержали рабочий скот, косили сено, по мере сил и средств занимались хлебопашеством. Такие заимки заводили и некоторые посадские люди. Правительство поощряло создание сельских поселений, так как видело в них новые узлы для прикрепления отдельных земель и устройства пашни. Заимки служилых и посадских людей при естественном увеличении их семей и путем последующих присоединений сюда пришлых людей превратились в деревни и сёла. Именно из таких заимок в 17 -начале 18 вв. образовались вокруг острогов деревни, существующие и поныне. Большинство деревень, основанных в это время, получили свои названия от фамилий основателей. Так, в Переписной книге за 1703 г. мы находим прямое подтверждение этому: "казак Игнатий Ульянов сын Томилов имеет заимку в д.Томиловой казак Василий Андреев сын Саламатов имеет заимку в д.Саламатовой" (РГАДА.Ф. 214.0п.1.Д.96.Л.75). В деревне Алаевой, по данным этого же источника, жили в то время "пешие казаки" Захар, Иван, Семен, Алаевы, а в д. Корчугановой - Юрий, Лазарь, Мартемьян и Гавриил Корчугано-вы" (Там же.Л.76) . В документах 17 - 18 вв. встречается множество свидетельств об основании сельских заимок служилыми казаками. Так, в 1659 г. "литовского списка конный казак "Афонасий Гутов получил

Основные занятия и промыслы

По природно-географическим условиям Притомье разделяется на три зоны, между которыми распределялись его уезды и волости в 17-начале 20 вв.: 1) в лугово-лесной, с подзолистыми почвами располагались Нелюбинская, Спасская, Семилужская, Тутальекая, Ояшинская вол. Томского у.; 2) в горно-таежной с лесными почвами - Кузнецкая, Ильинская, Верхотомская и Мунгатская вол. Кузнецкого у.; 3) в степи с черноземной почвой - Тарсминская вол. Кузнецкого у. (Нагнибеда,1924. С.8). На первом этапе русского освоения Притомья земледельческими считались все зоны, но по мере развития г.Томска в крупный торгово-ремесленный центр пригородные волости Нелюбинская, Спасская, Семилужная превратились по-существу в неземледельческие, т.к. население стало ориентироваться на различные промыслы. Остальные волости Притомья развивались как земледель-ческо-животноводческие.

Земледелие.

Первоначально,как и во всей Сибири, в Притомье господствовала захватно-заимочная форма землепользования. Основанием для признания заимочного владения считалось первенство в захвате земли,труд затраченный на расчистку и культивирование земельных угодий и давность владения (Бшкаев,1896. С.31). Хозяин заимки мог не допускать в пределы своего владения других крестьян, даже если имел избыток непаханных земель. Однако, с ростом населения края и постепенным сокращением свободных земель, на смену захватно-заимочному землепользованию пришло, так называемое, "вольное" землевладение. При этой форме землепользования "каждый имел право лишь на ту землю, в которую он влагал свой труд, и лишь до тех пор, пока он его влагал" (Кауфман,1894. С.7). Как только крестьянин переставал пахать или косить данный участок, он терял на него все права. Поскольку количество обрабатываемой и используемой земли ничем и никем не ограничивалось, то размеры крестьянской запашки и покосов на хозяйство даже в конце 19 в. были значительны. Так, по данным исследователя П.Сущинского в 90-х гг. 19 в. в Притомских волостях максимальная запашка у старожилов колебалась от 13,8 до 21,7 дес. на двор., минимальная - 0,2 - 8,5 дес.; у новоселов - максимальные размеры запашек варьировались от 9,9 до 19,7 дес, минимальная составляла 0,1 - 2,4 дес. Под сенокосы на старожильческое хозяйство приходилось в среднем 7,95 - 6,85 дес., на переселенческое - 5,45 - 4,13 дес. (Сущинсккй,1898. С.21, 25). Величина десятины в разных местах Томской губ. была различной; кроме казённой в 2400 кв.сажень (60x40 саж.), существовали десятины хозяйственные в 2500 кв.саж.(50x50) и в 3200 кв.саж.(80x40) (РГИА. Ф.1284.Оп.223.Д.188.Л.17).

Вольное землепользование просуществовало в Притомье вплоть до начала 20 в. и лишь в немногих старожильческих общинах, преимуще Во второй половине 90-х гг. 19 в, правительством были приняты ственно Томского уезда, существовал передел, но не пашни, а лучших сенокосных угодий (Ваганов, 1886. СИ, 25; Кауфман, 1894.С.8). законодательные акты, предусматривающие новое поземельное устройство. Согласно им на каждую душу мужского населения отводился земельный надел в размере 15 дес. удобной земли и лесной надел до і сажень = 2,1336 м.; 1 казённая десятина =1,09 га.-3-х дес. Причем, наделы отводились лишь в пользование, а не в собственность крестьян. В Притомье государственное землеустройство развернулось только в первые годы 20 столетия и было завершено, в основном, к 1916 г. (АМЗТП. Ф.3.0п.1.Д.43.Л.76; ГАК0.0ДФ.59.0П. 1.ДД.79,112).

Сельская община: социально-культурные и бытовые функции

В ходе заселения Притомья, с возникновением многодворных поселений возникает и сельская земельная община. "Земледельцы совместно приводили землю в культурное состояние и в зависимости от вложенного труда делили пашню между собой, а потом владели ею по обычному праву - подворно-наследственно, либо коллективно"(Покровский, 1991. С.24). Несомненно, опыт общинной организации был перенесён в Сибирь из родных мест первых заселыциков края, так, что русская крестьянская община в Притомье в какой-то степени регенерировала тот путь который прошла община черносошного населения Севера России.

В общинной организации земледельческого населения Сибири было заинтересовано и государство. Оно использовало её в системе обложения в качестве организатора и гаранта уплаты податей и повинностей Власти предпочитали достаточно крупные территориальные объединения, легче поддававшиеся контролю и учёту (Громыко,1977. С.44; Миненко,1982. С.З). Поэтому с переходом в начале 18 в. к подушному обложению населения формируется два типа крестьянской общины: податная, именуемая также сельское общество и земельная (СущинскийД889. С.9; Кауфман,1896. С.22; ). Административно выделяемые сельские общества чаще всего составляли несколько деревень и сёл одной волости. Земельная община, именуемая населением мир, представляла собой исторически сложившуюся организацию основанную на долговременном совместном пользовании определёнными земельными угодьями. Земельная община также могла быть сложной, включающей в себя два или три сопредельных населённых пункта (обычно малонаселённых или крупное селение с ближайшими заимками Л.С.) совместно владеющих землёй. Так, например, в конце 19 в. в Тутальской вол. Томского у. состоявшей из 73 селений числилось 20 сельских обществ и 46 земельных общин: 31 однодеревенская и 15 сложных (Материалы по исследованию...Т.2. Вып. 2. С.16-18). Земельная община могла состоять из селений, входящих в разные волости, так единым миром считали себя крестьяне д.Везменова Тутальской вол. и с.Проскоково Ояшинской вол., а также жители д.Шитико-ва Тутальской вол. и д.Асанова Кайлинской вол. (Там же ).

Интересующая нас повседневная жизнь крестьянской семьи происходила непосредственно в рамках земельной общины - мира. Как и повсеместно в России, основными функциями мира были - земельное и хозяйственное регулирование, а также контроль за соблюдением норм обычного права. При осуществлении каждой из этих функций присутствовал процесс аккумуляции и воспроизводства традиций (Громыко,1984.С.72).

При господстве в Притомье захватного способа землепользования, когда право первого захвата было единственным регулятором поземельных отношений, община регулировала лишь пользование общественными угодьями. По словам исследователя сибирской общины Н.Петропавловского,"общественное регулирование различных угодий было не одинаково; к одним видам земель община относилась строго, не допуская ни малейшего преобладания одного члена над другим, к другим же видам угодий с большим равнодушием, предоставляя свободу каждому в пользовании ими."(Петропавловский,1886. С.76). Следует отметить и тот факт, что способы общественного регулирования в различных общинах также были не одинаковы. Например, в некоторых общинах Притомья леса находились в вольном пользовании и каждый имел полную свободу в выборе места для порубки (Кауфман, 1895.С.45; Ваганов, 1882. С.25), в других лес переделялся на душевые отрезки, которые нарезались глазомерно, границы определялись по обоюдному согласию (Кауфман, 1895. С.45,46). В третьих лес распределялся на лесосеки, в которых поочерёдно на 5 - 10 лет запрещалась порубка, а по истечении этого срока лесосека делилась на душевые участки которые распределялись по жребию (Там же.С.48). Там где имелся кедровник, деятельность общины состояла в охране его от порубки. Срубить кедр разрешалось лишь на гроб (домовину) для общинника (Там же. С.53-54).

Похожие диссертации на Русское население Притомья