Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семантика родильной обрядности у бурят Батоева, Дарима Баторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Батоева, Дарима Баторовна. Семантика родильной обрядности у бурят : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Улан-Удэ, 2000.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/550-9

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Предлагаемая работа посвящена не теряющей никогда актуальности теме - заботе о рождении и сохранении подрастающего поколения. Изучение родильной обрядности позволяет затронуть широкий круг проблем, анализ которых помогает выявить особенности многостороннего процесса социализации ребенка в обществе, делает более полным представление об особенностях традиционной картины мира. В разнообразных верованиях и представлениях, связанных с рождением детей, отражаются древнейшие пласты народного мировоззрения и мировосприятия.

Особый интерес данный комплекс обычаев и обрядов представляет также в связи с тем, что в силу присущей ему консервативности, он сохранял немало перелситков предшествующих стадий социального развития, давая важный материал для соответствующих исторических реконструкций, что позволяет нам выявить как картину мира (мировоззрение) архаического традиционного общества, так и этнические константы.

Состояние и степень изученности темы

Родильная обрядность всегда привлекала внимание бурятоведов, особенно с конца XIX в., когда появилось достаточно много работ по этнографии бурят, где встречаются материалы и по интересующей нас проблеме.

В описаниях путешественников, в общих работах по этнографии бурят дореволюционного периода встречаются ценные, но, к сожалению, очень краткие сведения по данной теме (в виде фрагментов и отдельных заметок): П.Е. Кулаков [1896], И. Подгорбунский [1891], Н.Я. Агапитов и М.Н. Хангалов [1883]. Более значимыми являются работы ЯЛ. Чистохина [1883, 1889], Я.С. Смолева [1898].

В послереволюционный период более подробное освещение данного вопроса мы находим в работах Б.Б. Барадина [1926], М.М. Николаевой [1929], Б.Э.Петри [1925]. Ряд важных сведений по данной теме имеется в работах М.Н. Хангалова, в которых автор наряду с другими с другими вопросами, касается и родильных обрядов [1903,1958, 1960].


Интересный материал по родильной обрядности агинских бурят имеется в книге Л.Л. Линховоина [1972]. Большую ценность представляют работы Г.Р.Галдановой [1986, 1987, 1992, 1996], в которых содержатся подробные описания отдельных обрядов и связанных с ними представлений. Но самым примечательным в работах Г.Р. Гаддановой является выявление семантики отдельных элементов в рассмотренных ею обрядах.

Наиболее серьезным исследованием по данной теме является работа К.Д. Басаевой [1991], в которой на основе разных источников собраны и проанализированы родильные обряды в основном у западных групп бурят.

В 1995 г. опубликованы материалы Г.-Д. Нацова, в которых представляют интерес описания обряда захоронения последа у хоринских и еравнинских бурят, поскольку родильные обряды у этих групп бурят исследователями не рассматривались.

Большое значение для освещения многих вопросов, рассматриваемых в работе, имеют статьи Т.Т Бадашкеевой, в которых на основе полевых материалов по Монголии и Бурятии и письменных источников исследуются причины бездетности и способы ее устранения [2000а], символика и значение обряда захоронения последа [2000].

Отдельные элементы родильной обрядности были освещены в трудах Т.М. Михайлова [1987], СП. Балдаева [1959, 1960, 1970], И.М. Манжигеева [1960, 1978], К.М. Герасимовой [1989, 1999]. Более подробно вклад каждого ученого в изучение поставленной проблемы раскрывается в работе.

Как видно из исторического обзора публикаций, связанных с родильной обрядностью, она нашла свое место в этнографических исследованиях бурят. Но одновременно следует отметить, что ни в дной работе родильная обрядность не была предметом специального исследования, что и определяет недостаточную полноту изученности этой проблемы.

Эти проблемы и основные подходы к их изучению в отечественной этнологии нашли отражение в публикациях, появившихся в последние годы. Прежде всего, исследователи

сконструировали архетипическую синтагматическую труктуру родильной обрядности: О. Горшунова [1995], Т.П. Е>едянович [1995], Л.Т. Соловьева [1995], И.В. Ильина и Е.П. Мартынова [1997], Г.Ш. Файзулина [1997].

Кроме того, в отечественной этнологической школе были ;ыработаны интерпретативные подходы: С.Н.Соломатина 1985, 1986, 1988, 1993, 1993а], С.К. Колодезников, [1996], 'оманова [1997], Слепцов, [1983, 1989, 1997].

Большую ценность представляют работы А.К. Байбурина 1993] и В.И. Ереминой [1991], в которых анализируются (сновные типы восточно-славянских обрядов, описываются их ггруктура, функции, семантика, а также типология ;емиотических средств ритуала. В этом плане интересна >абота Е.С. Новик [1984], в которой подробно анализируется нирокий круг обрядов, в том числе переходных, осматривается методика комплексного анализа.

Хронологическими рамками исследования является іериод второй половины XIX - XX вв., что обусловлено срайними датами известных в настоящее время источников.

Территориальные рамки исследования охватывают всю >тническую Бурятию, куда входят Предбайкалье и Забайкалье і составе соответственно: Иркутской области, Усть-Эрдынского бурятского автономного округа, Республики эурятия, Читинской области, Агинского бурятского ттономного округа.

Цель и задачи исследования

Целью данной работы является наиболее полное описание лруктуры родильной обрядности и анализ функций единиц збряда.

Задачи работы, диктуемые этой целью, заключаются в следующем:

-реконструкция наиболее полной синтагматической лруктуры обрядности, связанной с рождением ребенка у эурят;

-описание ведущих элементов структуры;

-выделение общебурятских черт и локальных особенностей;


-интерпретация сходства и различий обрядовой практики, связанной с рождением ребенка;

-анализ основных парадигм обряда по кодам и уровням (агентивный, акциональный, темпоральный, предметный, локативный);

-выявление в родильной обрядности этнических констант, характерных для обрядов жизненного цикла.

Основным объектом исследования является традиционная родильная обрядность у бурят

Предмет исследования - семантика родильной обрядности.

Методологическая и теоретическая основа работы

В работе используются методы, широко применяющиеся Б историко-этнографических исследованиях: описательный, типологический, сравнительно-исторический, принцип системности, семантический и морфологический анализ, семиотическое рассмотрение отдельных элементов обряда и их интерпретации.

Изучение традиционной родильной обрядности бурят осуществлено как в описании инвариантной синтагматической структуры текста ритуала, так и в выделении и уточнении парадигматических единиц в рамках одного обряда и общих для всех ритуалов жизненного цикла. Этому способствует выявление в родильных обрядах различных кодов и уровней, определение того, что является центральным в обряде, какие вербальные и невербальные единицы обряда служат реализации в нем космической и социальной модели миропонимания, их знаковое выражение. Отмечая знаковый характер культуры, мы учитываем полисемантичность ее знаков, когда соотношение содержания и формы выражается как "сходный смысл - разные знаки" и "разный смысл -сходные знаки".

Как обряды регулярные, календарные, общественно значимые, так и обряды жизненного цикла можно рассматривать по кодам: агентивный, акциональный, темпоральный, предметный, локативный,.

Для овладения методикой исследования, привлечены работы по родильной и семейной обрядности у народов Сибири, России, СНГ и зарубежья.

С методологической точки зрения большой интерес представляет работа Виноградовой Л.Н. и Толстой СМ. [1995], как опыт морфологического анализа текста ритуала.

Источниковая база исследования

исследование выполнено на следующих группах источников:

- архивные источники: ОППВ - были использованы
материалы из фондов СП. Балдаева: 33 (422) "Очерки по
этнографии бурят-монголов Джидинского аймака, БМА ССР",
35(422) "Родильные обряды тункипскнх бурят", 45 (423)
"Материалы по этнографии аларских бурят"; П.П. Баторова:
Ф. 14. Д.11 "Тайлага огню своего очага у кудинских бурят"

памятники фольклора бурят: героические эпосы «Абай Гэсэр», «Аламжи мэргэн», легенда о происхождении рода обогон [Румянцев, 1969], легенды о Хан Шаргай ноене [Тушемилов, 1995], миф предбайкальских бурят о рождении трех шаманов [Хагдаев, 1996], а также сказки [Бурятские народные сказки, 1990; Сказки бурят, 1997]

фактическим материалом послужили этнографические исследования Я.ССмолева, М.Н.Хангалова, СП-Балдаева, Б.Барадина, К.Д.Басаевой, К.М.Герасимовой, Г.Р.Галдановой, Г.Нацова, М.М.Николаевой, Б.Э. Петри, Т.Т.Бадашкеевой

полевые материалы автора в Кижингинском, Курумканском и Тункинском районах Бурятии, в Агинском бурятском автономном округе.

- теоретическая и специальная этнографическая литература:
надежными ориентирами в ныне безбрежном море
литературы, посвященной ритуалам и символической
культуре в целом, стали для автора работы Дж. Фрезера,
А.Ван- Геннепа, В.Л. Проппа, М. Элиаде, А.К. Байбурииа,
В.И. Ереминой. Научная новизна исследования

Введены в научный оборот ранее не привлекавшиеся исследователями архивные материалы из фонда СП. Балдаева, П.П.Баторова. Также в научный оборот вводятся полевые материалы автора.

Впервые обобщен и систематизирован накопленные этнографической наукой материал по родильной обрядности На базе собранного этнографами материала ориентированного на реконструкцию исторических фор\ бытования традиционной культуры (синтагматическое описание ее бытования на рубеже XIX - XX вв.), а такж< архивных и полевых материалов, сделан семантические анализ родильной обрядности, с выделением и уточнение\ парадигматических единиц в рамках одного обряда и общи? для всех ритуалов жизненного цикла.

Научно-практическая значимость работы

Мы исходим из насущных проблем возрожденш национальной культуры, приобретшими особое значение і последнее десятилетие на фоне возрастающей ролі национального самосознания. В связи с чем, работа может иметь значение при изучении традиционной культуры і учебно-образовательных учреждениях (ибо основным полел-деятельности по национально-культурному возрождении: становится образовательное пространство), материаль диссертации могут быть использованы в обобщающие историко-этнографических работах, в разработке спецкурсов і ВУЗах, а также возможно дальнейшее понимание традиционной культуры на конкретном обряде.

Апробация работы. С отдельными положениям!
диссертации автор выступал с докладами на заседаниях II
Международного научного симпозиума «Байкальские
встречи» (Улан-Удэ, 1998 г.); научной конференции
«Цыбиковские чтения - 7» (Улан-Удэ, 1998 г.); научной
конференции молодых ученых (Улан-Удэ, 1999 г.):
Международной научно-практической конференции

«Традиционная культура коренных народов Байкальскогс региона» (Улан-Удэ, 1999 г.). Содержание диссертации отражено в ряде опубликованных работ.

Диссертация обсуждалась на заседании Отдела философии и культурологии ИМБиТ СО РАН (08 сентября 2000 г.) и рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

Структура работы

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.