Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Символика календарных и семейных обрядов и праздников украинцев : (Проблемы функционирования) Пригорницкий, Владимир Васильевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пригорницкий, Владимир Васильевич. Символика календарных и семейных обрядов и праздников украинцев : (Проблемы функционирования) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора.- Минск, 1990.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-2/3405-x

Введение к работе

Актуальность темы,. Изучение символика как одного из важнейших компонентов традиционных и современных обрядов и праздников, в том числе революционных традиций представляется актуальной задачей современной этнографической науки. Знание, учет обрядово-празд-ничной символики позволяют всесторонне осмыслить нравственно-этические сферы духовной культуры.

Будучи элементом одного из устойчивых социальных явлений -традиций, обрядовая сикволика отражает, прежде всего, художественно-эстетический и мировоззренческий уровень этнического самосознания. В свете ленинского учения о необходимости использования . положительного опыта предыдущих поколений хак условия успешного решения современных задач лучшие гуманистические, в том числе революционные традиции прошлого, взятые из них "образцы борьбы доля-аы служить нам маяком в деле воспитания новых поколений борцов" . Анализ обрядовой символики важен для познания механизма передачи ценностей духовной культуры.

Вполне естественно, что обращение к ценному опыту прошлого и его творческое использование для радикальных социально-экономических преобразовании составляет одну из важнейших практических задач на современном этапе лизни общества. К ним в сфере духовной гизнп относится, прежде всего, обогащение и развитие национального самосознания, аккумулированных в нём лучших нравственных традиций своего и других народов, унаследованных от многовековых межэтнических связей. Использование художественно-эстетического потенциала обрядовой сферы позволяет максимально реализовать воа без исключения ее общественно воспитательные функции. На видное ыеото здесь работа выносит мировоззренческую функцию. едь научно мировоззренческое, атеистическое воспитание включает в себя "повышение трудовой и общественной активности людей, их образование, широкое распространение новых советских праздников и обычаев .

Исследование прогрессивных форм обрядово-художествеввого творчества, обобщение в нем положительного опыта, реконструкция неоправданно забытых элементов позволяют глубже позвать механизм возникновения, формирования и развития духовной культуры, содействуют обогащению ее содержания и художественно-эстетических форм.

Цель ВЙЙ8ТН» Целью предлагаемой работы является исследование

  1. Ленин В.И. К оценке русской революции // Полн.ообр.соч. - Т.І7. - С.50.

  2. КПСС. Съезды. Материалы ЛУП съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1987. - С.165.

- 2 - .

следующих вопросов: а/ какая социальная основа возникновения обрядової- символики; б/ пути развития объекта; в/ место традиционных символов в формировании современной граяданско2 обрядности; г/ показать ведущую роль символики в системе обрядности, повышении идейно-эстетического уровня обрядовой сферы жизнедеятельности общества.

Реализации поставленной цели служат следующие задачи: а/ воссоздать незаслуженно забытые символы в традиционной обрядности; б/ обобщить положительный опыт бытования новой советской обрядовой символики; в/ показать этническое своеобразие феномена в его историческом развитии; г/ обосновать объективную закономерность развития и трансформация обрядовых символов в аопехтв их полисвмаатиэа-ции; д/ выработать пути практической реализации результатов проведенного исследования.

Научная новизна работы, заключается в том, что в ней впервые в украинской этнографии предпринята попытка дать типологию исследованных обрядовых символов /в работе их свыше 150/, прослежены общие закономерности их развития на основе полисемзвтизации и полифункциональности. Также впервые разработав тезис о приоритетности, интегрирующем значении художественно-эстетической функции над другими социальными функциями обрядов и праздников, что эти особенности являются условием ритуальное значимости последних.

Практическая значимость работы. Исследование имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение. Оно расширяет возможности выбора отдельных неразработанных тем, дискуссионных' проблем лит углубленного их научного анализа. Таблицы и схемы динамики исследованных обрядовых символов могут служить в качестве методического пособия. Фактический материал поможет обрялэооздателям и обрядоисполяитедяы со званием полнсемавтики символов более содержательно к ярко оформлять и проводить празднества с точки зрения воспитательного и эстетического эффекта. Это особенно касается символов недостаточно изученных. В данном аспекте определенную практическую значимость представляет осуществленная диссертантом реконструкция целого ряда традиционно-символичесжих действий, например, "завивание березки", украшение едки в лесу, "завязывание колосьев" /"ручеек"/ символизация и объективизация земли, ооляца, зоорнитоморфическкх существ, акварвой, флорвой ж других стихий, органически входящих в обрядово-праздначнут канву и развлекательную сферу самодеятельного художественного творчества, которое ныне имеет тенденцию к модифицированному возрождению.

Осмысление процесса развития обрядовой символики позволяет не только отобрать лучшие ее элементы, но и отчленить от нее негативные, архаические, не отвечающие нормам и принципам нравственности советского человека. В их числе - оглашение размера подарка, "выкуп" невесты так называемым "пропоем", многократные тосты. Как показывает опыт, изживание "пятея быта" происходит с помощью популяризации и активного утверждения прогрессивных традиций, привлекательных форм современных празднеств, например, украшением цветами, вручением караваев, сувениров. По нашему убеждению, вместо , архаических денежных "выкупов" невесты следует больше практиковать рекомендуемое в диссертации испытание новобрачных выполнением не- которых работ по домашнему хозяйству. Вместо "изгнания злых духов" -импровизировать архаические формы для осуждения различных антиподов общественной морали современника.

Использование рекомендованных автором древних символов, равно как и отрицательное отношение к отдельным из них, содействует обогащению идейно-художественного содержания современной гражданской обрядности, способствует соблюдению здоровых норм и принципов советского образа жизни. Высказанные соображения исключает: чистое теоретизирование. Они являются результатом практического апробирования разработанных исследователем положений, сценариев ряда реконструированных и заново предложенных сценариев празднества, а именно, в коллективе Коростенск'ого отделения Юго-Западной железной дороги прг праздновании 50-летия Великого Октября, при встрече Нового года и чеотвовании разных категорий населения в связи с важными событиями их трудовой и личной жизни, например, на Прикарпатье /Косов, Верховина/.

Методологической основой диссертации являются труды К.Маркса, Ф.Энгельоа, В.И.Левина, принципы исторического материализма рассмотрения явлений в процессе их всестороннего развития, единства противоположностей, взаимодействия. Марксистско-ленинская эстетика позволяет понимать обрядовую символику как художественное отражение и обобщение определённых общественных связей. При исследовании проблемы использовано известное ленинское положение о диалектической преемственности культурного наследия прошлого, могущего служить интереоам современников. Использован также- пршуга бинарных и полиоппозиций, предполагающий всесторонний анализ: изнутри /с тбчки зрения иманентного развития/ и извне /под влиянием внешних социальных условий/.

_ 4 -

Для разработки данной проблемы важное методологическое значение имеют и теоретические положения, сформулированные.в материалах высших партийных органов пзриода перестройки, посвященные усовершенствованию идеологической работы. Особенно мелено внимавие ускоренному развитию всех сфер общественной &изни страны, тем мотивам и интересам, которые движут народники массами. Ведь этнография, как и другие общественные науки, должна способствовать освещению "жизненных проблем и противоречий общественных тенденций и перспектив" , исследовании социалистической, интерэтнической по содержанию, многообразной по национально-локальной форме культуры советских людей, утверждению в общем развитии прогрессивных, самобытных традиций национальных меньшинств. Опираясь на давпые методологического положения, теоретико-концептуальный аппарат исследования оказался сфокусированным на трех основных объектах феномена: структурально-содержательном состоянии символики с имманентными ей закономерностями, насыщенности символов множеством семантнкснцухов-ных ценностей, а также на синкреткзированном бытовании символики в^процессе ее исторического развития. Поскольку полисемантизация обрядовых символов является результатов более поздних, сравнительно высших стадий общественного развития, постольку символ как ху- , дояественно-эстетический знак, которому "присуще частичное подобие с обозначаемым объектом"4, рассматривается генерализующим/ фактором в самодеятельном художественном творчестве. Это означает, что его генерализующей, интегрирующей функции подчинены другие адекватные социальные факторы.''

При исследовании процесса возникновения и развития обрядовой символики использовался комплексный подход, включающий, в частности, индуктивный и дедуктивный методы, принцип сравнительно-исторического анализа. Обрядовая символика изучалась не только с помощью приемов, используемых в этнографической науке /скажем, путем непосредственного, полевого наблюдения, описания, интервьюирования/1 но и на стыках смежных наук. Частично применялась методика статистического анализа.

  1. КПСС, Пленумы. Материалы Пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. 27-28 января 1987 г. - Ы.: Политиздат, 1987. - С.8. ..',

  2. Москалець В.П. Радянська обрядовість як соціально-психологічне явїщє // Становлення і функції радянських обрядів і свят. - К.; Наукова думка, 1983. - С.6І.

-5-.

Состояние изученности проблемы. Генезис и динамика обрядовой символики до сих пор изучен фрагментарно. 3 этнографической науке дореволюционного периода при освещении данной проблемы недоставало научного осмысления, нередко допускались методологические неверные толкования, что особенно было присуще таким школам, как мифологическая, видными предегавителями которой были в отечественной науке А.Н.Афанаоьев, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, эволюционистская .Н.Ф.Сумцов/, так называемая школа заимствования /А.Н.Весе-ловсиий, Е.В.Аничков/. Несмотря на методологическую шаткость работ многих исследователей, в том числе А.Н.Афанасьева , А.А.Потеб-.ни , Н.И.Костомарова , они содержат большой фактический материал . для понимания истоков обрядовой символики. Определенный интерес представляет толкование названными исследователями генезиса феномена, его трансформации. Так, мифологи приписывали обрядовой символике лишь астральное происхождение. Эволюционисты связывали ее развитие только о постоянной изменчивостью самого по себе предмета. Апологеты "теории заимствования" в этом развитии исключали славяаские этнические первородные начала.

Кроме представителей революционно-демократического направления /Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов,"Т.Г.Шевченко, ИЛ.Франко/ большинство отечественных этнографов рассматривали фе-сомен в отрыве от комплекса социальных условий. Апологеты феодально-монархической идеологии И.Н'.Сахаров, А.И.Терещенко, И.М.Снегирев и другие идеализировали.действительность, безоговорочно восхищались всей символикой' или зе, васаясь ее негативных тенденций, находили в этом результат "врожденных пороков" крестьянина, склонного якобы к безудержного пьянству. Дореволюционные исследователи более-менее добросовестно лишь фиксировали факты, почти не предпринимая попыток для их теоретического обобщения.'

. Собственно научное исследование обрядовой символики восточных славян, в том числе украинцев, началось после Великой Октябрьской социалистической революции. Всем етапам возникновения, становления

  1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. -Ч.Ш. - II., 1869.— С.775. ,

  2. Потебня А.А. Эстетика и поэзия. - М.: Искусство, 1976. - С.614.

7. Костомаров М.І. Літературно-критичні статті // Тві t 2-х т.
- T.I. - К.: Дніпро, 1967. - 6.650.

-6 г-

и развития обрядности, в том числе ее символики в среде древних славян посвящена, например, работа "История древнейшего общества" , в которой находим указание на то, что праславяне представляли себя в кровородственных связях с окружающей средой.

Данный феномен затрагивался в работах советских этнографов и
фольклористов Н.Н.Никольского, Д.К.Зеленина, М.О.Косвена, С.А.То
карева, Б.К.Чичерова, В.Я.Проппа, которые связывали его развитие
с условиями только материальной жизни. Обрядовая символика в этой
взаимозависимости показана или преимущественно как средство улуч
шения материального благосостояния или как одно из условий к это
му. : ...

Принципиально новые концептуально-теоретические положения, что касается развития обрядовой символике нашли законченное выражение в трудах советских ученых последующих десятилетий, прежде всего, академика Ю.В.Бромлея, разработавшего марксистскую теорию этноса, а также К.В.Чистова, С.А.Арутюнова. Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы, в частности в плане значения обрядности как одного из факторов эффективного воспитания людей, содержатся в работах В.К.Бондарчика, С.Э.Маркаряна, М.К.Бахтина, Н.М.Крюков-ского и др.

Из ряда теоретических положений и выводов, сформулированных названными исследователями относительно изучаемой проблемы, наиболее продуктивно использована идея Ю.В.Бромлея о необходимости перенесения акцента на "личностный уровень", о приоритете интернационального, глобального над национальным, локальным, всеобщего вад частным, эмоционально-эстетического, высоконравственного над иными категориями восприятия внешнего мира и отношений к нему. Указанные концепции позволили разработать механизм взаимодействия элементов профессионального и самодеятельного в обрядности, ее обогащения, по вашему мнению, более яркими символами, повышения в ней роли индивидуальной психики, исполнительского мастерства. Труды Ю.В.Бромлея, С.А.Токарева, К.В.Чистова, В.К.Бондарчика, А.В.Курочкина составили в целом научно-теоретическую базу исследования. В этом отношении наибольшую ценность представляют публикации "Новая обрядность-важный компонент советского образа жизни" , " Загальнона-

  1. Першиц А.И. и др. История первобытного общества. - М.: Высшая школа, 1973. - 256 с.

  2. Бромлеи Ю.В. Новая обрядность - важный элемент советского образа жизни. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. -М.: Наука, 1981. - С.5-29.

-7--,. родне свято: походження і особливості розвитку в соціалістичному суспільстві"10, "Новорічні свята українців" , "Проблемы символа в реалистическом искусстве , "Общественный, семейный быт и духовная культура населения Полесья" , а также упоминаемая выше работа В.П.Москальца "Радянська обрядовість як соціально-психологічне явище". Во всех названных работах изложены основополагающие идеи о перспективах развития современной обрядовой символики, некоторые принципы их классификации.

Источниковедческую базу диссертационной работы составляют полевые материалы, собранные автором о 1965 по 1990 год в Житомирской, Полтавской, Луганской, Хмельницкой, Иванс-Фраяковской, Закарпатской и Черновицкой областях Украинской ССР, а также архивные источники, в том числе рукописные материалы, хранящиеся в о.тделе фондов ИМЭ им. М.Ф.Рыльского АН УССР, в фондах редакций газет указанных областей.

Существенным дополнением к полевым и архивным источникам служила этнографическая, историческая и фольклористичеекая литература дореволюционного и советского периодов, а также ряд. работ зарубежных исследователей: Ж.Пиаже, Л.Нидердв, В.Ганзв, О.Кольберга, К.Мошнского, С.Лавгер и др.

На защиту выносятся следующие основные положения:

I. Обрядовая символика возникла как одна из первоначальных форм самодеятельного художественного творчества людей, синкретизи-рованного с шетико-религиозным мировоззрением; 2/ ее развитие представляет собой процесс постепенного обогащения прогрессивно-демократическими ценностями духовной культуры; 3/ интегрирующей ос-

  1. Попов Б.В. Загальнонародне свято: походження і особливості розвитку в соціалістичному суспільстві /J Свята і обряди трудящих Києва. -К.: Наукова думка, 1982. - С.І6-32. -

  2. Курочнін Q.B. Новорічні свята українців. - К.: Наукова думка, 1978. - 190 с.

  3. Лосев А.Ф. Проблемы символа в реалистическом искусстве. - М.: Политиздат, 1977. - 363 о.

  4. Общественный, семейный быт и духовная культура населения Полесья// Институт искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР институт искусствоведения, фольклора и этнографии им. М.а.Рыльского АН УССР /Львовское отделение. - Минск: Наука и техника, 1987. - 378 с.

- 8 -новоЯ обрядовой символики выступает ее художественно-эстетическая часть, оказывающая существенное воздействие на все его социальные функции; 4/ советская гражданская обрядовая символика включает в . себя как современные, так и дооктябрьские прогрессивно-традицион-нае элементы; 5/ классификация на основе принципа ее внутренней структуры в настоящее время представляет синтез обрядовых функций и семантических значений как итог многовекового развития. Каждый символ, модифицированный или имитированный выступает в различных компонентах обряда, их разновидностях. Например, огонь - компонентом оформительства непосредственно в чаше или заменителе его /цветах, иллюминациях/, в песнях, декламациях. Колько, круг - сим-' бол единения, света, знаменует свадебную дарственную и оформительскую атрибутику, бытуют в "кругах почета" уважаемых людей во время праздничных шествий, размещениях людей на семейных обрядах и т.д.

Достоверность исследования достигается благодаря применению . марксистско-ленинской теории и методологии, ключевых положений программных документов КПСС о развитии обрядовой символики советского общества, комплексного использования данных различных областей научного знания, обширного документального и фактического материала, позволивших сравнительно всесторонне охарактеризовать процесс возникновения обрядовой символики, проследить основные пути ее перспективного развития. Сформулированные выводы непосредственно вытекают из проведенного исследования, осуществленного в соответствии с известными в этнографической науке принципами организации исследования и обработки первичной информации.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании отдела этнографии, с участием специалистов отдела советских праздников и обрядов ИК&Э им. К.Ф.Рыльского АН УССР, рекомендовавших ее к защите на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Основное содержание диссертации изложено в шести журнальных и двадцати газетных публикациях. Основные положения работы использованы в . книге "Народні свята", подготовленной на базе изучения бытовой культуры украинских горцев карпатского ареала. Они также апробированы на региональной конференции по проблемам развития музеев народной архитектуры и быта Украинской ССР /1987 г./ и на межрайонном совещании работников культуры Ивано-Франковской области /г.Косов, 1982 г./, посвященном внедрению новой гражданской обрядности. Материалы исследования частично использованы при составлении сценариев празднеств, проводившихся в названных областях Советской Украины,

-9-. а также лекций, прочитанных автором перед различными аудиториями культпросветработников.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, источников и приложения /таблицы, схемы, анкеты/.