Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Союз сельских общин аварцев Ункратля XIX - начале XX в. (историко-этнографическое исследование) Гусейнов, Магомед Магомедович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гусейнов, Магомед Магомедович. Союз сельских общин аварцев Ункратля XIX - начале XX в. (историко-этнографическое исследование) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Санкт-Петербург, 1996.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Изучение культур малых народов, локальных этнических групп традиционно является одним из приоритетных направлений отечественной этнографической науки. В последние годы учеными-дагестановедами проведены исследования истории и культуры большинства народов Дагестана. Параллельно ведется изучение социально-экономической и политической истории края и отдельных, располагавшихся на его территории политических образований. Специфика исторического прошлого большинства народов Дагестана определяется тем, что развитие этнических и этнокультурных процессов в их среде проходило в непосредственной связи с процессами социально-политическими. Одной из главных причин тому являлась значительная роль сельской общины, определявшей форму и динамику большинства эволюционных процессов. Неслучайно почти все малые этнические образования горного Дагестана в социально-политическом плане представляют собой союзы сельских общин - "вольные" общества.

Актуальность темы представленной работы определяется тем, что Ункратль был одним из крупных союзов сельских обществ Дагестана, игравшим важную роль в этнокультурной, социально-политической и торгово-экономической истории Западного Дагестана. Особую актуальность историко-этнографическое исследование ункратлинцев приобретает в наши дни в связи с бурным ростом национального самосознания, повышением интереса широких масс к прошлому своих народов, их традициям и культуре, обычаям, обрядам.

Цели и задачи исследования. До настоящего времени вопросы истории и этнографии ункратлинцев еще не были предметом специального исследования. В предлагаемой работе дается историко-этнографиче-ский очерк этого территориально-локального подразделения аварского народа, которое в XIX - начале XX в. представляло собой союз восьми сельских обществ, известный под названием Ункратль (в настоящее

время его территория образует Цумадинский район Республики Дагестан).

Основной целью диссертационной работы является комплексное изучение вопросов истории и этнографии ункратлинцев. В работе прослеживаются основные этапы этнической истории ункратлинцев, характеризуются их хозяйство и материальная культура, раскрываются черты общественно-семейного быта, освещаются аспекты духовной культуры.

Объект исследования. Выбор в качестве объекта исследования именно этого регионального подразделения аварцев (ункратлинцев) был обусловлен рядом причин. Ункратлинцы - это своеобразная группа аварского этноса, по своей локализации представляющая его эксклавную часть. В силу ряда исторических факторов ункратлинцы жили в окружении багулалов, чамалалов, тиндалов, хваршин, цезов, тушин, чеченцев, вследствие чего развитие их бытовой культуры протекало в территориальном отрыве от основного массива аварцев. Это обстоятельство выработало у ункратлинцев ряд культурно-бытовых особенностей, проявляющихся как в материальной, так и в духовной культуре, отличающих их от аварцев. Изучение последних имеет большое конкретно-историческое значение, так как позволяет представить региональные особенности этнической культуры аварцев. Проблема имеет и теоретическое значение: она дает возможность проследить закономерности историко-этно-графического развития этнических групп, находящихся в иноэтничном окружении.

Методологической основой диссертации послужили разработки ученых-этнологов (Ю.В.Бромлея, СААрутюнова, Ю.И.Мкртумяна, Л.Е.Куб-беля, Ю.И.Семенова и др.) по теории жизнеобеспечения этноса, самоорганизации и жизнедеятельности общественной среды; принципы и методы историко-этнографического исследования, разработанные в трудах российских, в т.ч. дагестанских этнографов (А.Н.Генко, Л.И.Лаврова, Г.Ф.Чурсина, М.О.Косвена, Є.М.Шиллинга, А.В.Гадло, Л.Б.Панек, Ю.Ю.Карпова, Х.-М.О.Хашаева, С.Ш.Гаджиевой, С.САгашириновой, М.-З.О.Осма-нова, МААгларова и др.), на основе которых базируется изучение

выбранного объекта исследования и решение задач, поставленных в данной работе.

Источники исследования. Источниками для написания данной диссертации послужили сведения восточных и русских авторов, официальные документы и статистические сведения XIX - начала XX в., работы дореволюционных и советских кавказоведов. В диссертации использованы архивные фонды Центрального Государственного военно-исторического архива, Института этнологии и антропологии Российской Академии наук, Центрального Государственного архива Республики Дагестан, рукописного фонда Института истории, археологии и этнофафии Дагестанского научного центра РАН, а также полевые материалы, собранные автором.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в отечественной этнофафической науке предпринята попытка комплексного изучения аварцев-ункратлинцев, живущих в иноэтничном окружении, впервые вводятся в научный оборот полевые этнофафические материалы и архивные источники по исследуемой группе.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней материалы и выводы могут быть использованы в лекционных курсах, спецкурсах исторических факультетов вузов республики, при подготовке обобщающих трудов по истории и этнофафии народов Дагестана, Кавказа и общей этнофафии.

Апробация работы осуществлялась прежде всего путем публикации положений и материалов диссертации в историко-этнофафических изданиях (гг. Москва, Санкт-Петербург, Рязань, Грозный, Махачкала). Диссертация обсуждена на заседании отдела этнофафии Института истории, археологии и этнофафии Дагестанского научного центра РАН и отдела этнофафии Кавказа МАЭ РАН. По теме диссертации опубликовано 8 работ, общим объемом 10 п.л.

!