Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современные этнические процессы среди хакасов Кривоногов Виктор Павлович

Современные этнические процессы среди хакасов
<
Современные этнические процессы среди хакасов Современные этнические процессы среди хакасов Современные этнические процессы среди хакасов Современные этнические процессы среди хакасов Современные этнические процессы среди хакасов Современные этнические процессы среди хакасов Современные этнические процессы среди хакасов Современные этнические процессы среди хакасов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кривоногов Виктор Павлович. Современные этнические процессы среди хакасов : ил РГБ ОД 61:85-7/890

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ЧИСЛЕННОСТЬ И РАССЕЛЕНИЕ ХАКАСОВ 23

ГЛАВА 2. КОНСОЛИДАЩОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СРЕЖ ХАКАСОВ 52

ГЛАВА 3. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СРЕДИ ХАКАСОВ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 182

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ, 191

ПРИЛОЖЕНИЯ 208

Введение к работе

В последние десятилетия одним из важнейших направлений в развитии этнографической науки в нашей стране стало изучение современных этнических процессов1.

Новые условия жизни после Великой Октябрьской социалистической революции привели к значительным изменениям в облике наций и народностей, населяющих нашу страну.

Успешное претворение в жизнь ленинской национальной политики, преобразования в материальной и духовной культуре, интернационализация жизни, урбанизация - все эти разнообразные политические, социальные, экономические процессы прямо или косвенно привели к значительному ускорению и активизации этнических процессов.

За последнее время объем научной литературы по данной тематике значительно возрос. Изучаются различные типы этнических процессов как у отдельных народов, так и групп народов, расселенных в этнически сложных регионах.

Значительное количество работ в этом плане посвящено народам Сибири2. Разностороннее изучение этнических процессов позволило

ХХУТ съезд КПСС и задачи советской этнографической науки. Сов. этнография, 1981, В 3.

Васильев В.И. Современные этнические процессы в низовьях Енисея. М., 1964; Гурвич И.С.Современные этнические процессы,протекающие на севере Якутии. Сов.этнография,I960, В 5; Потапов Л.П. К вопросу о национальной консолидации алтайцев. Сов.этнография, 1952, В I; Смоляк А.В. О*современном этническом развитии народов Нижнего Амура и Сахалина. Сов.этнография, 1967, JS 3; Томилов Н.А. Современные этнические процессы у татар городов Западной Сибири. Сов. этнография, 1972, й 6-й др. - 4 -перейти к созданию обобщающего характера монографий по отдельным народам и регионам этого обширного края1.

Вышла в свет и уже переиздана сводная монография, посвященная этническим процессам в целом по Советскому Союзу2.

Одновременно с появлением работ по конкретным народам идет методологическое и теоретическое осмысление проблем по этой тематике. Ъ литературе разрабатывались вопросы сущности и типологии этнических процессов,выявлялись причины их развития и действие аппарата этих причин в зависимости от численности, расселения, особенностей исторического пути тех или иных народов,определялись показатели этнических процессов и факторы,усиливающие или ослабляющие их развитие. Много в этом направлении сделали Ю.В.Еромлей,И.С.Гурвич, Т.А.Жданко.В.И.Козлов.Л.П.Потапов.В.В.Покшишевский и другие0. І.Гурвич И.С.Этническая история северо-востока Сибири.ТИЭ, т.89, М.,1966; Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера.М.,1970; Смоляк А.В.Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина.!,!., 1975;Томилов Н.А.Современные этнические процессы среди сибирских татар. Томск, 1978 и др. 2.Современные этниче ские проце ссы в СССР.М.,1975. З.Бромлей Ю.В.Этнос и этнография.М.,1973;он же.Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории).МД98І; он же.Очерки теории этноса.М., 1983;Гарданов В.К.,Долгих Б.0.,1данко Т.А.Основные направления этнических процессов в СССР.Сов.этнография.1961, JS 4; Гурвич И.С.Современные направления этнических процессов в СССР. Сов.этнография.1972,М;он же.Этнокультурное сближение народов СССР. Сов.этнография.1977,В 5;Жданко Т.А.Этнографическое изучение процессов развития и сближения социалистических наций СССР.Сов.этнография. 1964,J6 6;Покшишевский В.В.Этнические процессы в городах СССР и некоторые проблемы их изучения.Сов.этнография. 1969, її 5 и др.

В плане разработки общих положений, связанных с характеристикой этнических процессов, много дали дискуссии и работы по проблемам типологии этнических общностей и выделению признаков, определяющих характер их развития1.

Высокий уровень изучения этнических процессов у народов СССР, значительные теоретические обобщения по данной тематике стимулируют дальнейшее проведение работ в этом направлении. Исследования современного этнического развития отдельных народов,этнических и этнографических групп сохраняют своё значение как в плане дальнейшей разработки вопросов по этой проблематике, так и в прикладных целях этнографической науки.

Проблемы современных этнических процессов среди хакасов исследованы пока слабо. Меаду тем, важность этих исследований обусловлена многими причинами, в частности тем, что хакасы живут в регионе, для которого характерно быстрое индустриальное развитие.

Это влияет на все стороны жизни коренного населения и чрезвычайно активизирует социальные , а опосредованно и этнические процессы.

Эти процессы приводят к существенным сдвигам и внутри этноса,уси-лению взаимодействия различных территориальных групп хакасов, но І.Агаев А.Г. К вопросу теории народности.Махачкала,1965;Бромлей Ю.В.К характеристике понятия "этнос".В кн.Расы и народы,вып.I,M., 1971;Козлов В.И.О понятии этнической общности.Сов.этнография, 1967,Л 2;Токарев С.А.Проблема типов этнических общностей (К методологическим проблемам этнографии) .Вопросы философии, 1964, й II; Чебоксаров Н.Н.Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых. Сов.этнография, 1967, В 4 и др. 2. Белошапкина В.Н. Социальная адаптация коренных народов в период интенсивного промышленного освоения Сибири. Автореферат канд. дисс, Новосибирск, 1977. еще больше они влияют на активизацию контактов с представителями иных национальностей, в основном русскими.

Важность и актуальность исследования заключается, наряду с другими причинами, еще и в том, что это взаимодействие с русскими происходит в условиях значительного преобладания пришлого населения в районе расселения хакасов, а также в условиях тесных контактов с ним в разных областях жизни и деятельности. Это взаимодействие проявляется неодинаково в разных сферах материальной и духовной культуры. В одних преобладают инновации, в других сохраняются традиционные черты.

Важность исследования процессов этнической консолидации среди хакасов обусловлена во многом тем, что накануне советского периода хакасы делились на несколько этнических групп и дальнейшее развитие народа пошло по пути ликвидации или уменьшения различий между этими группами. При этом перед исследователями встают задачи выяснения механизма процессов нивелировки в тех или иных областях материальной и духовной культуры. Необходимо выяснить, в каких сферах эти различия исчезают, а в каких сохраняются.

Выяснение вопросов развития современной культуры имеет и практический интерес, так как может дать информацию,необходимую для проведения конкретной национальной политики,например,в области образования,издательской деятельности,искусства,народного творчества и т.д.

Исследования, проведенные нами по вышеупомянутым направлениям среди хакасов,имеют значение и в связи с наличием общих черт с другими этносами как у нас в стране, так и за рубежом.

Хронологические рамки работы охватывают советский период (1917-конец 70-х гг.),но основной упор делается на период развитого социализма,в основном 60-70 годы,что вызвано активизацией - 7 -этнических процессов именно в это время. В ряде случаев,по мере необходимости, автор выходит за указанные рамки,привлекая материалы, относящиеся к Ш-началу XX века с тем, чтобы связать приводимый материал с предшествующим периодом.

Научная новизна диссертации состоит в том, что эта тема не была до сих пор предметом специального конкретного изучения.

Кроме собственных материалов автор использовал работы, так или иначе касающиеся темы диссертации.

Проблемы численности и расселения хакасов в советскую эпоху затрагивались в ряде работ демографов.историков,экономистов1,но в целом они дают лишь самые общие представления по данным вопросам, что делает необходимым привлечение дополнительных источников для раскрытия темы.

Более основательно исследованы проблемы национально-государственного строительства в Хакасии,над которыми работали многие ис- торики советского периода .Национально-государственное устройство ІЛуднова В.И., Кожуховская Н.Ф. Население Саянского ТИК (формирование и расселение).Новосибирск,1979; Стариков В.Н. Население Хакасской автономной области по переписи 1959 г. Известия Красноярского отделения Географического общества СССР.1962,вып.2,с.65-92 и др.

2.Асочаков В.А.,Митюков М.А.К истории образования и развития Хакасской автономной области.В кн.Проблемы истории Хакасии.Абакан, 1970,е.З-23;Миткжов М.А.Развитие советской государственности хакасского народа.В кн.Торжество ленинской национальной политики. Абакан,1973,с.40-56;Ултургашев С.П.КПСС-организатор братской помощи народов СССР в социалистическом преобразовании национальных районов Сибири (1920-1937 гг.).В кн.Торжество ленинской национальной политики,с.19-39 и др. оказывает немалое влияние на ход этнических процессов. Довольно полно освещен этот вопрос и в монографии, посвященной в целом истории Хакасии советского периода .

Историками и экономистами написано немало работ и по такой теме,как социально-экономическое развитие Хакасии в этот периодг. Преобразования в экономике и хозяйстве привели к существенным сдвигам в социальной структуре населения,в том числе и хакасов. Эту тему разрабатывали в основном социологи,а также экономисты .

I.Очерки истории Хакасии советского периода (I9I7-I96I).Абакан,1963 2.Веткин Г.А. Перспективы развития промышленности в Хакасии. В кн. В братской семье народов.Абакан, 1968, с.36-52; Неткачев И.Т. Ликвидация экономической отсталости Хакасии в период строительства социализма. В кн. В братской семье народов, с.65-78; Бобровник В.Л. О формировании структуры промышленности в Хакасии. В кн. Торжество ленинской национальной политики,с.90-107;Чаптыков К.Г. Перспективы развития экономики Хакасии. Ученые записки Хакасского научно-исследовательского института языка,литературы и иетории(ХакНИЙЯЛИ), вып.К, 1963, с.30-39 и др.

З.Белошапкина В.Н.Роль миграции в освоении хакасами нетрадиционных занятий.В кн.Торжество ленинской национальной политики,с.143-154; она же.Социальная адаптация коренных народов в период интенсивного промышленного освоения Сибири.Автореферат канд.дисс.;Белошап-кина В.Н.Достюк В.Г.Некоторые социальные и демографические аспекты хакасской сельской семьи.Ученые записки ХакНИИШШ,вып.ХУЛ, 1972, с.147-157;Бобровник B.I.Социальная структура населения Хакасии и ее зависимость от уровня экономического развития.Ученые записки ХакНИИЯЛИ,вып.ХУЛ,1972,с.63-73;Костюк В.Г.Вопросы профессиональной ориентации молодежи коренных народов Сибири и Дальнего Востока (Тезисы докл.Всесоюз.конференции).Новосибирск,1973,с.152-154 и др.

Преобразования в области национальной культуры довольно полно освещены в работах многих историков,этнографов,искусствоведов . Б этих работах показано в основном возникновение и развитие профессиональной культуры хакасов: театра,литературы и т.д.Рассматриваются также проблемы культурной революции. Уделяется внимание и развитию некоторых видов традиционной культуры и искусства,например, музыкального творчества,прикладного искусства и т.д. В научной литературе показано,как за советский период была создана письменность, распространилось образование на родном языке, что позволило в короткий срок ликвидировать неграмотность среди населения, а также создать кадры национальной интеллигенции.

С этими работами тесно связаны исследования лингвистов,много внимания уделяющих изучению развития хакасского литературного язы-ка.расширению его общественных функций и т.д. Затрагивались ими І.Асочаков В.А.Национально-государственное строительство и развитие культуры Хакасии.В кн.Торжество ленинской национальной политики, с. 204-2 12; он же.Подготовка учительских кадров для школ Хакасии (І92І-І937).В кн.Вопросы истории Хакасии,Абакан,1977,с.96-105; Ултургашев СП. Некоторые вопросы развития национальных культур в период развернутого строительства коммунизма (по материалам Хакасии) .Ученые записки ХакШИЯЛИ,вып.Х1Д965,с.13-24 и др. 2.Боргояков М.И. К истории форлирования хакасского языка. Ученые записки ХакНИИЯЖ, вып.ХУШ, 1973, с. 153-168; он же .Источники и история изучения хакасского языка.Абакан,1981;Патачакова Д.Ф.Современное состояние хакасского литературного языка и его дальнейшее раз-витие.Ученые записки ХакНИИШШ,вып.XI,1965,с.134-145; Исследования по современному хакасскому языку.Абакан,1980;Карпов В.Г.Об общественных функциях хакасского языка.В кн.Торжество ленинской национальной политики, с.237-245 и др. - 10 -и вопросы освоения хакасами русского языка ,но этот вопрос не может пока считаться полностью раскрытым,по крайней мере,имеющегося в литературе материала недостаточно для освещения многих аспектов двуязычия.Между тем эта сторона языковой ситуации в наибольшей степени связана с этническими процессами,что делает необходимыми дополнительные исследования таких вопросов,как распространение двуязычия в разных группах хакасов,использование хакасского,русского или обоих языков в разных сферах духовной культуры и общения.

Из работ этнографов,так или иначе коснувшихся современных этнических процессов среди хакасов,можно назвать рад статей К.М.Пата-чакова,в которых описываются культурно-бытовые условия жизни хакасов в наши дни,изменения в общественной,семейной сферах,религиозных представления^.В некоторых работах К.М.їїатачакова,обращенных к дореволюционному периоду0,имеются отдельные сведения и о современном бытовании некоторых традиционных видов культуры.Кроме того, эти работы дают сравнительный материал для сопоставления полученных в настоящее время сведений с предшествующим периодом.

Изучению традиционных видов материальной и духовной культуры І.Боргояков М.И.Социолого-лингвистические исследования в Хакасии. Учен.зап. ХакНИИЩШ,вып.ХУ1,1971,с.205-210;Чанков Д.И. 0 распространении двуязычия среди хакасов.Учен.зап.ХакБИИЯЖ,вып.Х1,1965 и др.

2.Патачаков К.М.Социалистический быт хакасских колхозников (по материалам колхоза "Путь к коммунизму" Алтайского района) .Ученые зап. ХакШШШ,Абакан,вып.У1Д958;с.101-107;он же.Современный быт и культура села (Хакасии).В кн.Вопросы социально-экономического развития Хакасии. Абакан,1968,с.І4І-І48 и др.

З.Патачаков К.М.Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (ХУШ-ХІХ).Абакан,1958;он же.Очерки материальной культуры хакасов.Абакан,1982 и др. - II - хакасов посвящены работы этнографа Ю.А.Шибаевой1.В них,несмотря на то,что они нацелены на исследование прошлого,имеется материал, позволяющий судить об отдельных сторонах современных процессов в таки областях, как одежда, религиозные представления и т.д.

В одной из монографий Л.П.Потапова,посвященной этнографии хакасов досоветского периода,дается материал и по современным процессам среди хакасов,рассматриваются изменения в хозяйственном укладе^ некоторых областях культуры2.То же можно сказать о разделе "Хакасы" в книге "Народы Сибири"0, написанном тем же автором.

В ряде работ этнографов имеется материал об обычаях и обря- д дах хакасов, в том числе и в настоящее время, что весьма ценно для понимания этнических процессов.

Для изучения этнических процессов автором привлечены иссле-

I.Шибаева Ю.А. Одежда хакасов.Сталинабад, 1959;она лее. Из истории хакасского жилища.Краткие сообщения ин-та этнографии, 1950,вып.Х, с.40-53;она же. Влияние христианизации на религиозные верования хакасов (религиозный синкретизм хакасов). В кн.Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина Х1Х-начало XX в.).Л., 1979, с.180-196, и др.

2.Потапов Л.П.Краткие очерки истории и этнографии хакасов (ХУП-ХІХвв.). Абакан, 1952.

3.Народы Сибири.Этнографические очерки.Из серии "Народы мира". М-Л., 1956,с.376-419.

4. Усманова Л.С. Похоронная обрядность хакасов.В кн.Семейная обрядность народов Сибири (опыт сравнительного изучения). М., 1980, с.108-109; она же. Элементы традиционной обрядности в современной хакасской свадьбе. В кн. Полевые исследования института этнографии. 1976,1.,1978,с.94-99;Наумова 0.Б.Свадебная обрядность хакасов. В кн. Семейная обрядность народов Сибири, с.24-26 и др. - 12 -дования и других смежных наук,в частности антропологии .Материалы этой науки позволяют судить о месте хакасов в расовой систематике, а также об антропологических особенностях отдельных этнических групп хакасов.

Говоря об этнических процессах,происходящих в советский период,нельзя обойтись без материала,относящегося к предшествующему периоду,то есть, к ХШ-началу XX векам.Это необходимо для сравнения его с современными материалами,собранными автором, с тем,что-бы раскрыть динамику происходящих процессов.

Об этническом составе и этнических процессах среди хакасов до революции имеется материал в работах как советских,так и дореволюционных авторов. Так как этот период выходит за хронологичече-ские рамки нашей работы,то ограничимся самыми общими сведениями.

Объемный материал по данному вопросу имеется в трудах Л.П.Потапо- ва . Б них подробно рассмотрены процессы,происходящие в этническом развитии хакасов в ХУП-ХІХ веках в рамках проблем происхождения и формирования хакасской народности.

Значительный материал имеется в работах других исследователей, посвященных различным сторонам истории,культуры,этнического І.Ярхо А.И.Алтае-саянские тюрки (Антропологический очерк).Абакан, 1947;Алексеев В.П.Происхождение хакасского народа в свете данных антропологии.В кн.Материалы и исследования по археологии,этнографии и истории Красноярского края.Красноярск,1963,с.135-164 и др. 2.Потапов Л.П.Краткие очерки истории и этнографии хакасов (ХУЇЇ-XIX вв.). Абакан, 1952; он же .Происхождение и формирование хакасской народности.Абакан,1957;он же.Происхождение и этнический состав койбалов.Сов.этнография,1956,№ 3;он же.Этнический состав сагайцев. Сов.этнография, 1947,11 3;он же.Этнографическая поездка на юг Хакасии в 1946 г.Ученые записки ХакШИЯЛЙ,вып.1,с.51-61, и др. -ІЗ -состава хакасов,их социально-экономическому развитию1.

Богатый материал по зтнографіи хакасов можно найти в трудах дореволюционных авторов , но здесь мы на них не останавливаемся, так как они не имеют прямого отношения к нашей работе,хотя частично и использовались для решения тех или иных вопросов.Их анализ имеется в работах советских этнографов и историков0. І.Арзшатов А.А.К вопросу о формировании хакасской народности.Ученые зап.истор.-юрид.фак-та,Кирг.ун-т,вып.УШ,сер.ист.,с.184-198; Бахрушин С.В.Енисейские киргизы в ХУЛ в. В кн.Бахрушин СВ. Научные труды.Т.3.Избранные работы по истории Сибири ХУІ-ХУП вв., М., 1955,4.2.История народов Сибири в ХУІ-ХУП вв.,с.176-224;Боргояков М.И.Вопросы этногенеза хакасов ХШ-ХУШ вв. и исторические предания.Учен. зап. ХакНИИЯЛИ, вып. XIX, 197 4, сер. ист ор. ,$ 5,с.І20-ІЗІ;Бута-наев В.Я.Некоторые новые данные по родовому делению хакасских ка-чинцев.В кн.Мат-лы Всесоюз.конф. 14-16 июня 1973 г.,Томск,1973, с.183-187;он же. Социально-классовая структура хакасов конца XIX-начала XX вв. В кн.Аграрные отношения и земельная политика царизма в Сибири (конец XIX в. - 1917 г.).Красноярск,1982,с.3-15;Кар-цов В.Г. Хакасия в период разложения феодализма (ХУШ-первая половина XIX вв.). Абакан, 1970 и др.

2.Георги И.Г.Описание всех в Российском государстве обитающих народов Л.2, СПб, 1777 ;Ярилов А.А.Кызыльцы и их хозяйство.Юрьев,1899; Кузнецова А. А. Дулаков П.К. Минусинские и ачинские инородцы .Красноярск, 1898 ;Яковле в Е.К.Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея.Минусинек, 1900 и др. 3.См.например,Боргояков М.И.Источники и история изучения хакасского языка,с. 125-143;Патачаков К.М. Русские ученые о хакасах. В кн. 250 лет вместе с великим русским народом. Абакан, 1959, с.164-187 и др.

Приведенная здесь научная литература помогает осветить отдельные стороны этнических процессов среди хакасов, но целиком этой темы не раскрывает, а ряд разделов не затронут исследователями вообще. Поэтому в данной работе большинство разделов написано почти целиком на основе исследований автора, остальные - при существенной их доле. Эти вопросы рассмотрены под углом двух основных видов этнических процессов, получивших наибольшее развитие среди хакасов - консолидации и интеграции. Кроме того, немало внимания пришлось уделить проблемам этнической демографии и этнической географии, так как они тесно связаны с темой исследования.

В данной работе показана численность хакасов на разные периоды. Выявлены основные демографические характеристики (рождаемость, смертность, естественный прирост и щу.), а также изменения в национальном составе области. Особое внимание уделено этническому аспекту миграции. Выявлен не только национальный состав области вцэлом, но и отдельных районов, городов, поселков, сел в разные периоды. Подробно рассмотрен этнический аспект урбанизации.

Этническая структура хакасов в наши дни показана целиком на материалах автора. Рассмотрены изменения в численности отдельных этнических групп хакасов и их расселении за советский период. Собранные материалы позволили выявить, в каких сферах культуры и жизни различия между субэтносами сохранились, а в каких исчезли.

Исследованы контакты между представителями этнических групп хакасов в разных сферах материальной и духовной культуры. Выявлена степень брачного смешения между ними.

Особое внимание уделено изменениям в этническом самосознании и самоопределении как на уровне всего этноса, так и отдельных этнических групп.

Выявлены политические, социально-экономические факторы влияю- щие в той или иной степени на этнические процессы.

С использованием различных методов получен обширный материал, раскрывающий характер и степень сближения хакасов с окружающим пришлым населением, в основном русскими, в хозяйственном укладе, уровне социального развития, некоторых областях материальной и духовной культуры.

Показано, в каких областях культуры и в какой степени сохраняются и развиваются традиционные элементы, а в каких преобладают инновации. Большое внимание уделено различным аспектам двуязычия. Выявлено, в каких областях речевого поведения и в каком соотношении используются хакасами русский и хакасский языки.

Все вышеперечисленные процессы показаны в динамике. Много внимания уделено региональным особенностям их развития, материал дифференцирован по районам, населенным пунктам разного типа. Кроме того, эти данные рассмотрены по половозрастным, соцнальныгл, образовательным группам.

В работе представлен значительный материал по установкам хакасов на различные виды межнациональных контактов.

Важное место в работе уделено национально-смешанным бракам хакасов. Выявлено их количество, динатлика роста их числа по различным территориальным, половозрастным, социальным, образовательным группам. Показаны этнические последствия таких браков.

Все эти этнографические материалы, собранные автором, увязаны с исследованиями других наук (истории, экономики, демографии, лингвистики и др.) и работами этнографов и позволяют детально показать главные направления в развитии этнических процессов среди хакасов, раскрыть как общие их закономерности, так и особенности, присущие только данному региону.

Раскрытие не освещенных в научной литературе вопросов потре- бовало привлечения новых дополнительных материалов и источников, проведения новых исследований.

Материалы по данной теме собирались автором в 1975-1982 годах и охватывают всю территорию расселения хакасов. Сбор материала производился по всем крупным этническим и территориальным группам хакасов во всех восьми районах Хакасской автономной области и некоторых граничащих с Хакасией районах Красноярского края. Всего автору в составе экспедиций или индивидуально удалось побывать в 73 из 261 сельских населенных пунктов области.

Значительная часть массового материала (в основном опросные листы) собраны с участием автора в 1978-1979 гг. отрядом Сибирской историко-этнографической экспедиции Омского государственного университета. Б составе этого отряда работали студенты исторического факультета ОмГУ и национальных групп филологического факультета Абаканского государственного педагогического института. Студенты ЯМ свободно владели хакасским языком, что сыграло положительную роль в исследованиях, особенно в работе с пожилыми людьми, слабо владеющими русским языком.

Экспедиции по своему характеру были маршрутными. Помимо анкетирования, осуществлялся сбор материала по различным областям материальной и духовной культуры хакасов методами наблюдений, бесед с информаторами.

Собирались и обобщались статистические материалы. В частности, получены и обработаны данные похозяйственных книг всех сельских Советов области (в 1977 году их было 62), а также поссоветов, в составе которых имеются сельские населенные пункты (4) и ряда сельсоветов сопредельных с Хакасией районов. По этим материалам путем подсчетов получены сведения по национальному составу каждого села, по составу семей, прежде всего хакасских, выявлены все на- ционально-шешанные семьи, составлен полный свод всех хакасских фамилий по каждому селу с количественными характеристиками (то есть количество людей каждой фамилии по каждому селу), что позволяет выяснить этническую структуру хакасов, численность и расселение этнических групп хакасов.

Материалы загсов собраны в основном по периоду 50-70 годов, частично - за более ранние периоды. Они позволяют выяснить такие вопросы, как рождаемость, смертность, браки и разводы среди хакасов. Дают эти материалы представления и о миграциях (при сопоставлении места рождения и места вступления в брак), об этническом составе хакасов (при анализе фамилий), брачных контактах между этническими группами хакасов, о национально-смешанных браках хакасов. Эти данные соотнесены с уровнем образования и местом работы, сведения об этом имеются в актах о браках, а также с возрастом, местом жительства и т.д.

В ряде паспортных столов получены сведения об определении национальной принадлежности подростками из национально-смешанных семей в 1981 году.

В нескольких почтовых отделениях собраны данные о подписке хакасских семей на различные газеты и журналы, в том числе и на хакасском языке. В "Союзпечати" получены сведения о подписке на газету на хакасском языке "Ленин чолы" по районам области.

Собранные наш сведения о работе библиотек включают материалы о количестве книг на хакасском языке, а обработка карточек читателей-хакасов позволила судить о том, на каких языках они читают литературу.

В научно-методическом центре народного творчества проанализирован материал о развитии современного хакасского народного творчества. -'18 -

В областном статистическом управлении изучены данные о численности национальностей области, о миграциях хакасов и другие статистические материалы. В государственном архиве Хакасской автономной области (ГАХАО) получены сведения о расселении и численности хакасов по переписям 1926, 1939, 1959 гг.

С целью расширения и углубления информации был проведен ряд опросов хакасского населения методом интервьюирования.

В 17 школах различных районов и городов области проведен опрос учащихся 8-Ю классов, опрошено 429 человек. Это составляет 1/5 общей численности этой возрастной группы, что делает материал достаточно репрезентативным.

В Абаканском пединституте опрошено 55 студентов национальных групп филологического факультета, в педучилище опрошено 40 студентов национальных групп.

Основную часть материала дал опрос населения старше 15 лет. При этом использовалась анкета, принятая в Сибирской историко-этнографической экспедиции Омского государственного университета, несколько переработанная применительно к условиям Хакасии. В ней содержится 62 вопроса. Для городского населения использовался сокращенный вариант этой анкеты (28 вопросов). В качестве образца анкеты был взят один из вариантов опросного листа, разработанного в институте этнографии АН СССР для изучения современных этнических процессов в Татарской АССР, проводимого сектором конкретных социальных исследований под руководством Ю.В.Арутюняна. Такой опросный лист позволяет охватить многие стороны современных этнических процессов и получить количественные показатели, которые невозможно добыть иными методами.

Всего по данной анкете было опрошено 2450 человек коренной национальности, жителей 24 сельских населенных пунктов, 2 поселков - 19 -городского типа и I города. Выборочная совокупность была определена с учетом пропорционального охвата этноса по половозрастным группам исходя из генеральной совокупности, известной из материалов Всесоюзной переписи населения 1979 года (приложение, таблица I)1.

При определении выборки учитывался ташке состав населения по этническим и территориальным группам, при этом мы несколько увеличили долю неболыпих по численности этнических групп, чтобы сделать данные по ним достаточно представительными (таблица 2).

Населенные пункты подбирались с учетом их хозяйственного профиля, чи елейности населения, положения относительно транспортных коммуникаций и административных центров. Особое внимание уделялось подборке сел по людности, а также по национальному составу, то есть, в зависимости от доли хакасов в их населении (таблицы 3 и 4). Предварительно национальный состав всех населенных пунктов был подсчитан по хозяйственным книгам сельских Советов.

В выборке представлены и основные типы городских населенных пунктов. Это город Абакан, где сконцентрировано более половины всех городских хакасов, станция Аскиз и поселок Шира. Всего по генеральной совокупности горожане среди хакасов составили 27,4%, в выборочной совокупности 26,5% - примерно столько же, что позволяет приводить материал не только отдельно по сельскому и городскому населению, но и суммарно.

Материалы опроса были просчитаны на ЭВМ М 5010 в г.Абакане. В результате получено около 1000 таблиц разных зависимостей,часть из них использована в данной работе.

В полевых условиях собирался и конкретный этнографический I. Все таблицы помещены в приложении. В дальнейшем при ссылке будет указываться только порядковый номер таблицы. материал, охватывающий разные стороны хозяйствеиной деятельности, культуры и быта хакасов в настоящее время (по одежде, пище, жилищам, обрядам и т.д.), для чего использовался метод бесед с информаторами, а также наблюдения.

Положения, высказанные автором в данном работе, выдвигались лишь в том случае, если они подтверждаются материалами, полученными разными методами - наблюдения, бесед с информаторами, анкетирования и т.д. Б случае возникновения противоречий, проводилась дополнительная проверка. Однако, из-за ограниченности объема работы, автор обычно приводит доказательства, полученные каким-либо одним методом, чаще всего путем анкетирования, как наиболее показательным (при этом методе результаты можно выразить в конкретных цифрах).

Трактовка смыслового содержания ряда этнических терминов, применяемых в этнографической литературе, вызывает расхождения между специалистами, что делает необходимыми некоторые пояснения к понятийно-терминологическому аппарату, используемому в данной работе.

За термином "этнос" в нашей отечественной науке установилось значение "народ" (в том смысле слова, которое оно имеет, когда речь идет о "народах мира") . Под этим термином подразумеваются основные единицы этнической классификации человечества. Наряду с ними выделяют и общности таксономически более высокого или более низкого порядка. Для обозначения общности более "низкого" уровня в данной работе используются термины "этническая группа" или "субэтнос", предложенные Ю.В.Бромлеем^.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса, с.15.

Он же. Этнос и этнография, с.32-33; он же. Современные проблемы этнографии, с.48.

Термин "этническая группа" нередко используется и в ином значении, как "осколки" этносах. Но в данной работе мы применяем его в первом значении, наряду с термином "субэтнос", подразумевая под этим части этноса, обладающие самосознанием и самоназваниями?

В советской этнографии пока нет единства в употреблении понятия "этническая общность". В данной работе мы используем его в более широком смысле, чем "этнос", обозначая им общности как более высокого таксономического уровня, так и более низкого (например , "субэтносы")3.

От термина "этнос" возникло много производных, в том числе прилагательное "этнический". Подобно тому, как понятие "этническая общность" мы применяем для обозначения общностей разного таксономического уровня, в данной работе мы в таком широком смысле употребляем и понятие "этнический", не только относя к явлениям сопряженным с этносом, но и с общностями других уровней. Например, "этническая территория", "этнические граниш" в нашей работе характеризуют не только расселение этносов, но и субэтносов (в связи с появлением термина "субэтнос" напрашивается производное "субэтнический", но пока что в научной литературе оно не получило распространения).

Там, где речь идет о сознании принадлежности хакасов к тем или иным этническим группам (субэтносам), мы употребили термин "самосознание уровня субэтносов", подразумевая самосознание, существующее наряду с общехакасским.

Термин "этнические процессы" трактуется в нашей литературе

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса, с.15.

Он же. Этнос и этнография, с.33.

Он же. Очерки теории этноса, с.14. не всегда однозначно1. Не вдаваясь в подробности данного вопроса, автор присоединяется к мнению, подробно изложенному, в частности, в работах Ю.В. Бромлея2, где данный вопрос рассмотрен достаточно полно. В соответствии с этими работами мы рассматриваем и такие понятия, как "этническая консолидация" и "межэтническая интеграция". В нашей работе два эти вида этнических процессов выделены не случайно, они получили среди хакасов наибольшее развитие. Другие виды этнических процессов (например, ассимиляция) выражены слабее.

В процессе этнической консолидации обычно выделяют два подвида. Из них один является этнотрансформационным и завершается появлением нового этноса. Второй относится к этноэволюционным и проявляется в сплочении этноса за счет сглаживания различии меж-ду тлеющимися внутри него субэтническими группами.. В нашей работе подразумевается второй подвид.

Под межэтнической интеграцией в нашей работе понимается появление определенной общности (при сохранении основных этнических черт) у существенно различающихся основных этнических единиц в результате их взаимодействия.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе освещаются вопросы численности, расселения, естественного воспроизводства, миграции хакасов, изменения этнического состава населения области. Две следующие главы посвящены основныгя направлениям этнических процессов среди хакасов - этнической консолида-ции и межэтнической интеграции. І.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса, с.233. 2.См.например,Еромлей Ю.В. Этнос и этнография,с.153-177; он же.

Очерки теории этноса, с.233-243, и др. З.Он же. Очерки теории этноса, с.238.

Численность и расселение хакасов

При изучении этнических процессов велика роль численности объекта изучения, то есть, этноса Каждое изменение численности народа обычно отражает особенности его социально-экономического и этнического развития или важные исторические события. В свою очередь, численность этносов оказывает определенное влияние на их этническое развитие и историю .

Для понимания развития этнических процессов в территориальном отношении важно выделение районов и населенных пунктов, где эти процессы протекают особенно бурно. Большого внимания при этом требует процесс урбанизации, так как давно отмечено, что этнические процессы среди городского населения протекают более интенсивно0. Необходимо исследовать характер расселения контактирующих этносов относительно друг друга, так как этнические процессы имеют разный характер при пограничном или смешанном расселении. Валено при этом выявить, в частности, расположение однородных территорий и зон территориального смешения этносов, изучить этнические аспекты миграций, а также связь расселения и миграций с хозяйством, природными условиями и другими факторами .

В течение советского периода численность хакасов росла, хотя в разные отрезки времени неодинаковыми темпами (таблица 5). Минимальный прирост - +0,3% в год наблюдался между переписями 1939 и 1959 годов, в чем нельзя не увидеть отрицательного влияния на воспроизводство населения военного периода. В шестидесятые годы прирост был относительно высоким (+1,5$ ежегодно). Затем вновь наступил спад, в семидесятые годы ежегодный прирост составил лишь 0,6$. Это связано с массовытл переходом к планированию количества детей в семье, что и привело к снижению рождаемости, а значит и естественного прироста.

В целом с 1926 по 1979 год численность хакасов возросла с 46 до 71 тысячи человек (на 55$). Среднегодовой прирост между переписями колебался от +0,3 до +1,5$, в среднем за весь период составил около 1$.

Как и у подавляющего большинства народов СССР, в настоящее время женщины среди хакасов преобладают. Такое положение сложилось уже после революции, а до этого мужчин было больше. Преобладание мужчин сказывалось в первые годы советской власти, но затем соотношение полов изменилось, женщин стало несколько больше (таблица 6), главным образом за счет старших возрастов. Особенно заметно преобладание женщин в городах, причем максимум падает не на пожилые возрасты, а на молодежь 15-24 лет. Женщины в этой группе составили 60,8$ от общего числа. Это связано с более интенсивной миграцией девушек из сельской местности.

В показателях естественного воспроизводства за советский период у хакасов происходили значительные изменения. Налицо переход от неограниченной рождаемости, значительной смертности к средней, а в последнее десятилетие, особенно в городах, и низкой рождаемости и сравнительно невысокой смертности. I. Здесь и ниже вычисления проведены по материалам Всесоюзной переписи населения 1979 года, таблица 27 с, текущий архив Хакасского областного статистического управления.

Консолидащонные процессы среж хакасов

Осуществление ленинской национальной политики обеспечило переход к социализму отсталых в прошлом народов минуя стадию капитализма. Это привело к активизации этнических процессов. Для этих народностей особо важное значение имеет процесс этнической консолидации, который способствовал преобразованию их в социалистические народности с высоким уровнем внутринационального единства.

Национальный вопрос в Хакасии начал решаться сразу же после революции. Минусинским уездным Советом в апреле 1918 года было разработано "Положение о хакасском степном самоуправлении". 14 ноября 1923 года Президиум ВЦШ С принял постановление о выделении хакасских районов из Минусинского уезда в Хакасский национальный уезд с центром в селе Усть-Абаканско г. В связи с новым районированием Сибири, 25 мая 1925 года Президиум ВЦЖ преобразовал Хакасский уезд в округ . 20 октября 1930 года Президиум ВЦЖ постановил

"Преобразовать Хакасский округ в существующих его границах в автономную Хакасскую область, входящую как территориальная часть в состав Западно-Сибирского края"0. В 1934 году Хакасская автономная область вошла в состав вновь созданного Красноярского края.

Зта форма национальной автономии, как наиболее полно отвечающая интересам хакасского народа, существует более полувека, создавая оптимальные условия для всестороннего развития хакасского народа, способствуя этнической консолидации. В границах автономной области были объединены все территориальные группы хакасов. Прежние административные границы, разделяющие этнос на части, тормозящие его консолидацию, были ликвидированы. Значение автономии многогранно. Она коренным образом повлияла на все стороны жизни хакасов, на их материальную и духовную культуру, вызвав к жизни разнообразные качественно новые явления, в совокупности означающие переход этноса на новый этап в виде социалистической народности.

Большое влияние на ход этнической консолидации оказали глубокие социально-экономические преобразования, происшедшие при социализме.

В Хакасии после революции промышленность начала развиваться почти с нуля. Немногочисленные и небольшие предприятия, существовавшие ранее, были почти полностью разрушены в годы гражданской войны1. Но уже к концу тридцатых годов в области развилась уголь-ная, горнодобывающая, лесная промышленность . Городское население, которого вообще не было ранее, достигло к этому времени 40% населения области0.

Интеграционные процессы среди хакасов в советский период

Еще в дореволюционный период, после включения в состав Российской империи, коренное население Минусинской котловины вступило в тесные эконоптические, культурные, бытовые связи с прибивающими с запада переселенцами, в основном русскими . В XIX веке пришлое население значительно преобладало2. Влияние русских сказалось на разных сторонах жизни хакасов. Однако в тот период существовали и серьезные препятствия сближению коренного и пришлого населения, выражавшиеся в социальном и сословном неравенстве. Проявлялись две стороны взаимодействия коренного населения и русских: с одной стороны полоштельное влияние при общешш с русским трудовым населением, ведущее к заимствованию более высокой культуры, а с другой стороны - политика самодержавия, консервировавшая отставание, тормозившая развитие местных племен и закрепляв-шая национальное и сословное неравенство .

После Великой Октябрьской социалистической революции препятствия на пути дальнейшего прогресса хакасов и сближения их с другими народами страны были устранены. Осуществление ленинской национальной политики привело к ликвидации антогонистических противоречий между национальностями.

В период административно-территориального устройства в Хакасский уезд вошли территории, населенные не только хакасами, но и русскими. При этом подразумевалось, что в условиях социалистического строя и равенства народов это будет способствовать положительному влиянию более развитого русского населения на хакасов. Такое объединение хакасов с русскими в одной административной единице способствовало развитию процессов межэтнической интеграции.

Создание развитой экономической структуры, особенно промышленности, на первом этапе социалистического строительства шло, в основном, силами пришлого населения. Остро нуждаясь в специалистах всех профилей, в квалифицированных рабочих, Хакасия получала их из более развитых областей страны, что вело к значительному притоку русского населения. В этом находила выражение интернациональная помощь русского рабочего класса национальным окраинам в тот период, когда там еще не созрели условия для подготовки большого числа специалистов коренных национальностей.

Русские специалисты, рабочие, представители интеллигенции внесли большой вклад в развитие промышленности, культуры, просвещения, здравоохранения в Хакасии, закладывая основы для выдвижения кадров из среды коренного населения1. Добрую память о себе оставили русские врачи, учителя, другие специалисты, приехавшие в хакасские улусы. Сорок лет отдала обучению хакасских детей русская учительница Матрёна Ивановна Веселкова (в последствии Ултургашева) в улусе Политов Аскизского района, за что награждена двумя орденами Ленина . Русские рабочие - двадцатипятитысячники, посланцы Ленинграда и других городов, оказали большую помощь в деле коллективизации в селах и улусах Хакасшг. Все это способствовало формированию положительных установок в отношениях с русскими.

Началась еще в двадцатые годы подготовка специалистов и из среды коренной национальности. Группы хакасской молодежи были направлены на учебу в вузы Томска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска и других городов.

Похожие диссертации на Современные этнические процессы среди хакасов