Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современный образ жизни российских немцев : На материалах Западной Сибири 1989-2001 гг. Виль Юлия Александровна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Виль Юлия Александровна. Современный образ жизни российских немцев : На материалах Западной Сибири 1989-2001 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Омск, 2002.- 223 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/425-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Исторические условия формирования современного образа жизни немецкого населения в Западно-Сибирском регионе 40

1. Расселение, динамика численности и современная миграционная ситуация 40

2. Этническое самосознание как социально-психологическая сфера образа жизни 66

Глава II. Культурная сфера образа жизни и современные языковые процессы у немцев Западной Сибири 86

1. Изменения в материальной культуре на современном этапе 86

2. Перемены в духовной сфере 107

3. Современное языковые процессы у немцев Западной Сибири 123

Глава III. Социальные отношения и семейно-бытовая сфера у сибирско-немецких групп 147

1. Современная ситуация в сфере социальных отношений, тенденции развития 148

2. Трансформационные процессы в семейно-бытовой сфере, межнациональные браки 154

Заключение 174

Литература 181

Список источников 204

Приложение 205

Расселение, динамика численности и современная миграционная ситуация

На сегодняшний день вопросы формирования немецкой диаспоры в Западной Сибири в той или иной мере были освещены в трудах отечественных ученых. В первую очередь следует отметить работы Л.В. Малиновского . Отдельные сведения по численности немцев были опубликованы А.Д. Колесниковым2. Некоторые данные о численности и расселении немцев в Западной Сибири и Алтайском крае имеются в работах В.И. Бруля . Данные о колонизации отдельных районов Западной Сибири, в свете проблемы социально-экономического потенциала и особенностей хозяйственной деятельности немецких переселенцев нашли отражение в статьях П.П.Вибе . Достаточно подробные сведения о расселении, динамике численности, а также периодизация формирования немецкого этнического массива на территории Западной Сибири приведены в работе Т.Б. Смирновой5. Большинство зарубежных авторов освещает формирование немецкого этнического массива в Европейской части России, уделяя сибирским колониям недостаточно внимания. Многие зарубежные авторы под «Сибирью» понимают всю Азиатскую часть Российской империи. Исключение составляют работы Я. Штаха и К. Штумппа.

Я. Штах в значительной мере опирается на свои впечатления от пребывания в Сибири и Северном Казахстане разъездным пастором во время Первой Мировой и гражданской войн. Карл Штумпп на основе архивных материалов, опроса свидетелей собрал сведения о всех известных немецких селениях в Сибири, Казахстане, Оренбуржье . Эти работы носят скорее мемуарный характер.

Трудно представить себе историю Сибири без немецких фамилий. Появление немцев в Западной Сибири относится к началу XVIII в. Достаточно упомянуть имя выходца из Саксонии подполковника Ивана Бухгольца, основавшего в 1716 г. Омскую крепость. Много немцев было среди сибирского чиновничества. Первые научные описания Сибирского края принадлежат немецким ученым и путешественникам: Даниелю Мессершмидту, Герхарду-Фридриху Миллеру, Петру Симону Палласу, Вильгельму фон Радлову. Много немцев было среди священников и учителей, архитекторов и музыкантов, купцов и ремесленников. Уже к концу XVIII в. в Барнауле, Томске, Тобольске и Омске существовали лютеранские приходы. В Омске в 1792 г. была построена каменная кирха св. Екатерины.

Однако основную массу немцев Сибири составило сельское немецкое население, так называемые «немецкие колонисты». Именно они сыграли основную роль в образовании существующих в настоящее время сибирских немецких групп.

Возникновение крупной немецкой диаспоры в Западной Сибири относится к концу XIX - началу XX вв. Переселение немцев в Сибирь явилось продолжением и завершающим этапом движения немецких групп на восток. Постоянный приток иностранцев в Россию, особенно усилившийся в Петровскую эпоху, получил новое направление в царствование Екатерины П. Для освоения пустующих земель Поволжья, а позднее, после успешных войн с Турцией, районов на юге России, необходимо было земледельческое население. При существовании в России крепостного права не могло быть и речи о переселении сколько-нибудь значительных масс русского крестьянства. С другой стороны, Екатерина II, сама немка по происхождению, прекрасно знала о тех трудностях, которые переживали германские княжества: малоземелье, майоратный принцип наследования земли приводили к росту массы безземельных крестьян.

Уже в год своего вступления на престол, 4 декабря 1762 г., Екатерина II издает Манифест «О позволении иностранцам выходить и селиться в России и о свободном возвращении в свое отечество русских людей, бежавших за границу». Несколько позже, 22 июля 1773 г. был издан более подробный, гарантирующий эмигрантам надежное будущее «Манифест о дозволении всем иностранцам, в Россию выезжающим, поселяться, в которых губерниях они пожелают и дарованных им правах». Несмотря на то, что приглашались в Россию все иностранцы, основную массу колонистов составили немцы, большинство из которых происходило из западных княжеств Германии: Эльзаса, Пфальца, Гессена, Вюртемберга и др. Положение здесь осложнялось постоянными пограничными войнами и конфликтами с Францией. Введение воинской повинности также вызвало всеобщее недовольство. Часть эмигрантов вынуждена была уехать по религиозным соображениям: официально действующая католическая церковь и победившее лютеранство не признавали других, более радикальных направлений протестантизма, которые преследовались (вюртембергские сепаратисты, меннониты).

Условия в местах предполагаемого поселения колонистов были весьма тяжелыми, поэтому Екатерина дала переселенцам значительные привилегии: казенные земли они получали бесплатно, им давались деньги на переезд, ссуды на обзаведение хозяйством, на 30 лет они освобождались от налогов и всех видов повинностей, в том числе от воинской службы, сохраняли самоуправление и свободу вероисповедания9. .

Благодаря этим привилегиям и активной деятельности вербовщиков в Россию хлынул поток переселенцев. Между 1764 и 1767 гг. из Германии в Россию эмигрировало от 23 000 до 29 000 человек. В Россию колонистов провозили через Любек и Остзее. Одна часть переселенцев поселилась вблизи Петербурга, большая же часть выбрала для колонизации Волжскую область и область г. Саратова. Там они основали 104 колонии, некоторые из которых были уничтожены нападением кочевников10.

Вскоре началось освоение колонистами и южных окраин России. Первыми в Новороссии поселились меннониты, вынужденные покинуть Пруссию и Данциг из-за религиозных противоречий. За ними последовали и другие немцы, бежавшие из разоренных войной земель. Кроме Новороссии они селились в Бессарабии, на Азовском побережье, в Закавказье.

Новые льготы были дарованы колонистам при Павле I и Александре I11. Число колоний быстро росло, они добились значительных экономических успехов. Со второй половины XIX в. отношение к немцам начинает меняться, количество льгот сокращается. Однако колонистов больше волновала другая проблема - малоземелье. Население быстро увеличивалось за счет высокой рождаемости.

В немецких колониях России существовали две системы землевладения. В Поволжье по образцу русской общины существовала система общинного землевладения с периодическими переделами земли. В результате происходило дробление наделов и рост малоземельных крестьян. На юге России действовал принцип единонаследия земли, и здесь быстро образовалась масса крестьян, не имеющих наделов. Кроме того, на юге, где товарно-денежные отношения были весьма развитыми, существовал слой предпринимателей, желающих приобрести новые земли для расширения производства. Особенно зажиточными были меннониты. Именно они первыми начали осваивать восточные земли, Сибирь, где земля была дешевле.

Массовую миграцию немцев в Сибирь подтолкнули неурожай и голод 1891-1892 гг. в Поволжье. Первым немецким поселением на Алтае стала деревня Шенфельд, основанная в 1890 г. выходцами из Поволжья . В Омском уезде первое немецкое село - Александрова, было основано в 1893 г.

Основными районами расселения немецких крестьян до столыпинской реформы была Акмолинская область, прежде всего Омский, Акмолинский и Кокчетавский уезды и Славгородский уезд на Алтае. Немецкие села располагались компактно, в основном в районе 10-верстного степного пространства и по линии Петропавловск-Омск-Барабинск.

В 1894 г. на территории нынешнего Азовского района было образовано с. Привальное, в 1895-1896 гг. - Сосновка (Шиллинг), Поповка (Йост), Красноярка, Новинка. К 1896 г. была создана Александровская волость. Всего в Акмолинскую область в 1893-1896 гг. переселились 452 немецкие семьи численностью 3057 человек13.

По данным первой всероссийской переписи в Акмолинской области проживало 4791 человек немецкой национальности. Всего в Сибири, по данным С.К. Патканова, проживало 5535 немцев14. В Омском уезде насчитывалось 3315 немцев (из 14 298, зарегистрированных в областях и губерниях за Уралом, то есть 23% от общего числа), в том числе в г. Омске 437 человек1 . В Александровской волости (которую в ряде публикаций называют Немецкой волостью) в пяти селениях имелось 279 дворов и 2033 человека, в том числе в Александровке 839 человек или 41%. В прочих селениях насчитывалось от 228 человек (с. Новинка) до 365 человек (с. Сосновка)16.

Изменения в материальной культуре на современном этапе

В нашем исследовании понятие «материальная культура» употребляется в наиболее узком, но традиционно чаще всего используемом смысле - как материальные формы культуры, направленные на непосредственное жизнеобеспечение.

В материальную культуру в этом случае включаются, прежде всего, хозяйство, жилище, пища, одежда, а также орудия труда, предметы домашнего обихода и средства транспорта .

Как и любая другая подсистема культуры, материальная культура представляет собой механизм адаптации общества к условиям природной и социальной среды его существования. То есть, в материальной культуре находит отражение природно-географическая среда обитания данного этноса, уровень его экономического развития, общественная структура, окружение и другие конкретно-исторические условия. С изменением этих условий меняются и формы материальной культуры.

В нашу задачу входит, с одной стороны, изучение изменений, происшедших вследствие миграций, аграрных реформ, политических преобразований и других факторов. С другой стороны, нашей задачей являлось изучение стабильных элементов материальной культуры немцев Западной Сибири, взявших на себя функцию этнических определителей4.

Немцы-колонисты, переселившиеся в конце XIX - начале XX вв. в Западную Сибирь, основали здесь более 300 населенных пунктов. Это были и небольшие хутора, и достаточно крупные переселенческие поселки5. Основная масса колонистов водворялась на переселенческих участках, наиболее же зажиточные немцы основывали поселения на купленных или арендованных ими государственных, казачьих и частных землях. В отличие от первых эти поселения возникали обычно в освоенных районах, вблизи торгово-промышленных центров, коммуникаций и рынков сбыта.

Достаточно высокий уровень агрикультуры позволял переселенцам быстро приспосабливаться к новым условиям жизни. С самого начала переселенческого движения во многих селениях создавались хлебозапасные магазины, мельницы, оснащенные нефтяными двигателями. Основу хозяйства немцев традиционно составляли пашенное земледелие и животноводство. В поселениях были инструкторы полеводства, огородничества и скотоводства. Полностью отсутствовали питейные заведения6.

При анализе феномена успешного освоения немцами новых пространств в сравнении с другими переселенцами не следует недооценивать следующие обстоятельства. Исторической памятью немецкого народа не было зафиксировано такое явление, как земельный простор. Характерное рациональное постижение мира, нацеленность на его хозяйственное, социально-культурное восприятие и обустройство способствовали в Сибири выработке в немецких колонистах таких качеств, как рациональное использование трудовых и денежных ресурсов. Известно, что попадая в сибирскую среду, немцы старались концентрировать свои усилия на земледелии, поднятии пашни, а не на строительстве жилья7. Переселенческое движение немцев из материнских колоний в Сибирь отличалось большей степенью организованности, в то время как русские и украинские крестьяне часто переселялись наобум, без должной подготовки, не имея точной информации о том, куда ехать . Кроме того, в Сибирь переселялись, в первую очередь, наиболее зажиточные немцы-колонисты. «Субъективный» фактор, обусловивший экономический успех немцев-колонистов, был связан с их конфессиональной принадлежностью. В подавляющем большинстве немцы по вероисповеданию были протестантами. Существенной стороной функционирования протестантских конфессий была предпринимательская деятельность. Члены протестантских общин обладали огромным опытом подобного рода деятельности, являясь носителями специфической протестантской морали «мирного аскетизма», освещавшей накопление капитала и предпринимательства.

Протестантская этика осуждала пьянство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к труду. Лучшим способом угождения Богу в протестантизме - получить возможно большую прибыль. Особое место в протестантизме отводилось трудовой этике. Труд - важнейшая жизненная ценность, священный долг перед Богом, обществом и собой. Наряду с трудолюбием протестантская этика утверждала честность в отношениях с партнерами, священность и неприкосновенность собственности.

Благоприятные климатические условия южной Сибири, трудолюбие и хозяйственность немцев привели их к крупным промышленным успехам. Стоимость десятины в Сибири была намного ниже, чем в южных губерниях России в начале XX в. Зажиточные колонисты стремились приобрести землю в частную собственность. Для бедных семей главным мотивом переселения служила возможность получения пятнадцати десятин надела на одну мужскую душу. Средний размер надела на одно хозяйство в Акмолинской области равнялся 54 десятинам9.

Земли предоставлялись из переселенческого фонда, покупались у частных лиц, арендовались. Казачья войсковая администрация, обладая большим запасом земель (около 5 миллионов десятин) охотно сдавала их в аренду колонистам. Земельный надел в полеводстве сдавался в аренду на 12 лет, под усадьбу, сады, огороды - на 24, под заводы, фабрики - не выше 99 лет . Накануне Первой Мировой войны только на Ново-Ишимской (Пресно-Горьковской) казачьей линии было основано более двадцати немецких селений, чаще всего арендных хуторов: хутора Фризена, Реймера, Гербрандта, Германа, Кельдмана и др11.

Хотя социальная дифференциация внутри немецкой общины не приобрела ярко выраженного характера в силу ее замкнутости, определенная имущественная дифференциация все же существовала. Часть переселенцев жаловалась на непригодность земельных участков для ведения хозяйства, часть была лишена права пользования наделами, возникали самовольные поселения12. Наряду с малоземельными существовали крупные хозяйства на лучших землях. По данным на 1914 г. только на территории Омского уезда насчитывалось около 200 крупных арендаторов, из них 86 имели участки площадью свыше тысячи десятин: колонист Шпехт арендовал 9 239 десятин, Штумпф - 9 000 .

Адаптация немецких колонистов в Сибири проходила сложно. Несмотря на кажущийся земельный простор в Сибири, удобной для обработки земли с необходимыми угодьями было недостаточно. Первоначально южные районы были также признаны непригодными для переселения из-за отсутствия воды. Однако после открытия земельных пластов воды положение изменилось. Колонисты копали колодцы, иногда их глубина достигала 15-18 м, и грунтовая вода чаще всего была пригодна к употреблению.

Основой традиционного хозяйства немцев в Сибири было зерновое земледелие. По данным переписи населения 1887 г. для сельского немецкого населения Акмолинской области земледелие являлось главным источником существования для 94,5 % крестьян. 87 % хозяйств осваивали целину, имея в среднем 10,5 десятин на хозяйство. По формам землепользования хозяйства распределялись следующим образом: общинная - 62,6 %, подворная - 36,3 %, хуторская - 0,97 %.

Животноводство первоначально играло вспомогательную роль, как и различные ремесла, носивших домашний характер. Немцы разводил крупный рогатый скот, свиней, овец, для обеспечения земледельческих работ -лошадей14.

Из зерновых преобладали пшеница, овес, ячмень. Большое значение имело выращивание картофеля, который давал в Сибири отличные урожаи. Значительное развитие получило огородничество и садоводство. На огородах культивировались капуста, картофель, огурцы, морковь, свекла, горох, фасоль, бобы, помидоры, дыни, арбузы, тыква. Огородные культуры, как и молочная продукция, имели потребительское, а не товарное назначение. Яблоневые и вишневые сады, в частности, существовали в районе Сосновских хуторов.

Основными сельскохозяйственными орудиями были в начале XX в. металлические плуги, сеялки, бороны и молотилки фабричного производства. Почти в каждой деревне существовала кузнеца, в которой изготавливались сельскохозяйственные орудия кустарным способом и мелкий сельскохозяйственный инвентарь. Одна веялка приходилась на 5 дворов, молотилка - на 19, сеялка - на 20, косилка и жнейка - на 2.

Животноводство у немцев в Сибири развивалось в трех направлениях: разведение крупного рогатого скота, свиноводство и овцеводство. Коровы «немецкой» породы давали по 160 пудов молока в год. Разведение овец практиковалось в основном в южных районах. Шерсть в основном шла на продажу, в домашних условиях ее пряли, вязали из нее различные изделия, катали валенки. Из выделанных шкур шили не только верхнюю зимнюю одежду, головные уборы, но и особую обувь: зимние высокие сапоги мехом внутрь. Из животного жира варили мыло. Кожа шла на изготовление упряжи, различных ремесленных изделий.

В течение короткого времени большинство немецких хозяйств стало высокотоварными, развивалась специализация: свиноводство, овцеводство, племенное животноводство и семеноводство, производство масла и сыра. Значительное распространение в немецких селениях получил мельничий промысел. Практически в каждом селе имелась мельница, торговая точка, несколько кустарных мастерских. Только в Омском уезде немцам принадлежало 24 паровые мельницы (32% всех паровых мельниц). В 1912-1913 гг. в Акмолинской области было организовано 12 маслодельных артелей .

Современное языковые процессы у немцев Западной Сибири

Языковая компетентность представителей этнической общности принято считать доминантным механизмом проявления национального самосознания . При определении круга вопросов, касающихся языковой сферы, необходимо учитывать, во-первых, языковую структуру, во-вторых, различные социальные функции языка, и, в-третьих, реализацию языка в речевом поведении людей. Для этносов, проживающих в условиях доминирования языка иноэтничного окружения, проблема роли национального языка в сознании и культуре актуальна вдвойне. Необходимость выяснения реального соотношения реального соотношения немецкого и русского языков обусловлена тем, что развитие двуязычия меняет соотношение функциональной нагрузки взаимодействующих языков в различных сферах жизнедеятельности этноса.

Соответственно, как в целом для изучения языков, так и при их этнолингвистическом исследовании можно выделить три важнейших аспекта: 1) структурный, выражающий изменения лексики, фонетики, морфологии, синтаксиса и других единиц языка; 2) функциональный, понимаемый как развитие социальных функций языка, соотносимых с различными сферами человеческого общения; 3) поведенческий, состоящий в речевом поведении и квалифицируемый как неотъемлемая часть социальной деятельности человека63.

В данной работе основное внимание уделено проблеме функционального развития языка и речевому поведению, структурный компонент в меньшей степени. Подобная расстановка акцентов обусловлена прежде всего тем, что употребление языка (поведенческий аспект) влияет на функциональное развитие, а оно, в свою очередь, оказывает влияние на структурное развитие языка.

Под немецким языком понимается не только литературный язык (Hochdeutsch), но и различные диалекты немецкого языка, представленные на территории Западной Сибири (верхне-, средне- и нижненемецкий), наддиалектное койне, особый культовый язык и т. д.

Язык играет чрезвычайно важную роль в жизни этноса, так как аккумулирует в себе коммуникативную (средство общения), когнитивную (средство познания) и эмоциональную (средство выражения чувств) функции. Функциям языка соответствуют многочисленные сферы общения людей, из которых наиболее важными являются школа, наука, литература, периодическая печать, переписка и делопроизводство, общественные и культурно-массовые мероприятия и т.д. Из большого числа сфер проявления функций языка мы выделяем школьное обучение, издательскую продукцию и межличностное общение, так как именно они оказывают решающее влияние на развитие этнических процессов.

Вопрос немецко-русского двуязычия актуален для нашего исследования в контексте проблемы бинарности национального самосознания. Распространение двуязычия значительно расширяет сферу межэтнических процессов, являясь одной из возможных предпосылок трансформации национального самосознания.

Кроме изучения речевой деятельности (т.е. реального речевого употребления одного или более языков в различных сферах жизнедеятельности этноса), проводилось изучение языковой ориентации (предпочтение немецкого или русского языка в проективной ситуации) и языковой компетентности (мера, степень знания языка). Только охватив все эти стороны развития языковой ситуации можно охарактеризовать процессы в языковой сфере в целом64.

Историческая ситуация развития немецкого языка в России дает представления о направлении, динамике и тенденции развития процессов в области языка у немцев Сибири. Основная масса колонистов до конца XIX в. русским языком не владела. Этому способствовали колонизационные манифесты Российского правительства, которые гарантировали немцам сохранение самоуправления и привычного уклада жизни, благодаря чему делопроизводство велось на немецком языке. Школьные учителя содержались за счет общины, а образованием в колониях чаще всего занималась церковь.

Еще одной важной сферой распространения немецкого языка являлись книгоиздательство и пресса. С 1827 г. по 1914 г. выходила "Sankt-Petersburger Zeitung". Специально для колонистов издавались газеты "Odessaer Zeitung" и "Saratousche Deutsche Zeitung" и другие. Были основаны издательства «Союз» и «Энергия» в Саратове, «Радуга» в Гальбштадте, «Готлиб Шаат» в Пришибе, издательство Ницше в Одессе, которые печатали газеты и книги для колонистов.

Газеты, кроме обычных публикаций и распространения литературного творчества российских немцев, неоднократно печатали материалы о школьном образовании. Выдвигались требования введения родного языка в школе для преподавания на нем всех предметов, кроме русского языка и истории России64.

Эти проекты не могли осуществиться. В канун Первой Мировой войны в России обострились антинемецкие настроения, а с началом войны положение немцев резко ухудшилось. Были закрыты немецкие газеты, в обществе запрещалось говорить по-немецки.

Первые десятилетия советской власти характеризовались расширением общественных функций национального языка у немецкого населения. Это связано прежде всего с тем, что национальная политика государства должна была служить построению социализма в стране, а образование и печать на национальных языках должны были являться проводниками коммунистической идеологии среди нерусского населения. После Октября 1917 г. национально-государственное строительство пошло по пути создания территориальных автономий и функциональное развитие немецкого языка проходило в рамках автономной республики, национальных районов и сельсоветов.

Положение в немецких селах Сибири с функционированием немецкого языка в отличие от Европейской части страны было сложнее. В связи с негативным отношением большинства местного населения к советской власти, руководство существующих немецкого района и немецких национальных сельских советов в основной своей массе было русским. Делопроизводство в этих образованиях осуществлялось на русском языке65.

В конце 1920-х гг. наметилось увеличение сети немецких школ Сибири, но уже в 1930-х гг. для развития немецкого начального образования характерен процесс ликвидации национальной школы. С 1938 г. немецкий язык в бывших национальных школах получил статус иностранного66.

Начало Великой Отечественной войны означало полную ликвидацию общественных функций национального языка у немецкого населения страны.

Восстановление позиций немецкого языка начинается с частичной реабилитацией немцев в середине 1950-х гг., сопровождаясь выпуском периодики („Arbeiter", „Neues Leben") и программ радиовещания.

В 1960-80-е гг. практически не издавалась литература на немецком языке, за исключением небольшого числа учебной и детской литературы. С 1981 по 1989 гг. два раза в год выходил альманах советско-немецкой прозы, поэзии и публицистики „Heimatliche Weiten", который по ряду обстоятельств, в основном политического свойства, не был известен широкому кругу немецких читателей.

В Славгороде для немецкого населения Алтайского края уже 36 лет выходит газета "Zeitung fur dich".

В Омске издается еженедельник "Bunte Woche", а для населения Азовского немецкого национального района - "Ihre Zeitung". Для детей обычно выписывается «Миша» на немецком языке. Люди старшего поколения и верующие читают религиозную литературу. Много литературы поступает в последнее время по каналам гуманитарной помощи из Германии.

В настоящее время немецкий язык как родной преподается в местах компактного проживания, но и здесь наблюдается тенденция к его сокращению. Так, в Азовском районе функционируют 13 школ с преподаванием национального языка в качестве родного, в Любинском - 7, вместо 8 в 1995 г, в Исилькульском - 3, вместо 4, прекратили существование такие школы в Марьяновском, Одесском и Щербакульском районах .

Большой вклад в изучение языка российских немцев внесли лингвисты Сибирского региона под руководством профессора Г.Г. Едига . С 1969 по 1989 гг. под его редакцией выходил сборник «Вопросы диалектологии», благодаря которому исследования омской диалектологической школы стали широко известны. Систематические лингвистические исследования были прекращены после эмиграции Г.Г. Едига и его учеников в Германию. Основным итогом многолетней работы стала монография Н. Беренд и Г. Едига «Немецкие диалекты в Советском Союзе. История исследования и библиография», вышедшая в Марбурге в 1991 г.69

Трансформационные процессы в семейно-бытовой сфере, межнациональные браки

Формирование национального самосознания, передача характерных этнических черт поведения и культурного наследия из поколения в поколение осуществляется через такой социальный институт как семья. Значительную роль в отнесении себя к тому или иному этносу, наряду с такими факторами как система образования, территория проживания, политическая ситуация, непосредственное межличностное общение, для ребенка играет уровень авторитета родителей10.

Изучение закономерностей подбора брачных партнеров позволяет глубоко анализировать не только взаимодействия этносов, но и таких процессов как становление новой социальной структуры, формирование локальных субкультур и т.д. Оно дает возможность также изучать взаимодействие этнических и социальных процессов. Еще Ю.В. Бромлей отмечал, что обычно можно наблюдать склонность людей вступать в браки с лицами своей национальности11. Тем более, что в условиях значительного межнационального напряжения вряд ли можно ожидать, что национально-смешанные браки будут частым явлением.

Национально-смешанные семьи представляют собой наибольший «диапазон выбора» как в области культуры, так и в области самосознания . Межнациональные браки являются одним из каналов сближения образа жизни различных групп населения . В процессе урбанизации традиционные правила подбора брачного партнера теряют свое абсолютное значение, однако продолжают действовать как тенденция, и в межнациональные браки чаще вступают те, кто по различным причинам ослабил связи с традиционной структурой14.

Опыт проведения конкретных этносоцологических исследований в регионах подтверждает, что межнациональные браки с одной стороны выступают в роли фактора, действующего на ход этнических процессов, а с другой стороны - в качестве определенного результата этих процессов15. Особое значение межнациональные браки имеют для этногенетических процессов, конечным результатом которых является образование новых этнических общностей .

В настоящее время в целом преобладают объединительные процессы. В нашу задачу входило изучение влияния межэтнической брачности немцев Западной Сибири на две разновидности этнообъединительных процессов: процессы этнической ассимиляции и консолидации. Для достижения этого необходимо было во-первых, выявить достигнутый уровень межэтнической брачности немцев Западной Сибири, во-вторых, определить границы и уровень эндогамности исследуемых групп, в-третьих, определить уровень межличностных установок респондентов на межэтнические браки.

Анализ статистических материалов, в частности пятипроцентная выборка наиболее распространенных сочетаний национальностей в смешанных супружеских парах СССР 1985 г., показывает, что в качестве брачного партнера немцев чаще всего выступают представители славянской (русские, украинцы, белорусы) и прибалтийской группы.

Представители немецкой национальности достаточно активно вступают в межэтнические браки. В свою очередь, удельный вес браков с немцами в общем числе смешанных браков русских, белорусов, прибалтов и других национальностей, представленных в таблице, сравнительно невелик . Это объясняется дисперсным расселением немцев на территории бывшего СССР.

Доля межнациональных браков, заключенных в СССР в 1989 г. немцами-мужчинами, составила 66,9 %, а немками - 64,4 %. В этом отношении российские немцы намного опережали все прочие крупные народы страны.

Основным источником для исследования межнациональной брачности немецкого населения Западной Сибири послужили материалы Омского архива ЗАГС за 1945-1991 годы . Период с 1962 по 1969 годы не исследовался, так как в актах о заключении брака отсутствовала графа о национальности супругов. При анализе статистических источников использовался метод определения частоты межнациональных браков, то есть нахождения их удельного веса в процентах в общем числе зарегистрированных браков19.

Рассматривая динамику национально-смешанных браков у немцев Омской области в период с 1945 по 1991 год, необходимо отметить, что доля национально-смешанных браков у немцев Сибири весьма высока. Если в первое послевоенное десятилетие доля национально-смешанных браков колебалась от 29 % до 45 %, то в период с 1961 по 1970 год национально-смешанные браки начинают превалировать над однонациональными.

На протяжении 1970-х годов тенденция роста национально-смешанной брачности у немцев Сибири сохранялась и в настоящее время доля таких браков приближается к 70 %.

Национально-смешанные браки чаще всего заключаются в городах или в смешанных населенных пунктах. Так, в г. Омске в 1991 г. немцами было заключено 242 брака. Из них 220 браков (90,9 %) были национально-смешанными. Больше всего браков было заключено с русским - 198 (81,8 %), 22 брака (9,1 %) - с представителями других национальностей: украинцами, белорусами, эстонцами, татарами, молдаванами. Однонациональных немецких браков было всего 22, что не превысило 10 % от общего числа браков.

В сельской местности, особенно в моноэтничных населенных пунктах, число однонациональных браков, безусловно, выше. Так, в том же 1991 г. в районах, где немецкое население проживает компактно, положение было следующим: в Исилькульском районе на 52 однонациональных брак (48,1 %) пришлось 56 национально-смешанных (51,9 %); в Москаленском районе было заключено 56 однонациональных браков (47, 5 %) и 62 национально-смешанных (52,2 %); в Щербакульском районе - 53 однонациональных (48, 6%) и 56 национально-смешанных (51,4 %).

Таким образом, на протяжении всего периода у немцев Сибири наблюдается устойчивая тенденция роста числа национально-смешанных браков. Их доля у немцев значительно превышает средние показатели по России, где доля национально-смешанных семей составляет около 15 % .

Каковы современные показатели по межэтнической брачности поможет ответить лишь Всероссийская перепись населения 2002 г. Отчасти этот процесс иллюстрируют результаты микропереписи населения 1994 г., в которых представлены размеры как моноэтничных и этнически смешанных домохозяйств.

По-прежнему, у немецкого населения преобладают этнически смешанные браки, основным брачным партнером выступают русские. Вторым по предпочтительности брачным партнером являются украинцы. Эти тенденции правомерны как для города, так и для села.

Безусловно, рост числа межнациональных браков является одновременно и показателем, и фактором развития процессов этнической ассимиляции и консолидации. Очень высокая доля межнациональных браков, когда их численность превышает число однонациональных, внутриэтнических браков, говорит о так называемом прорыве эндогамии этнической группы, который может, в конечном счете, привести к частичной или полной его ассимиляции. В особенности явление «прорыва эндогамии» относится к этнодисперсным группам.

Для исследования структуры национально-смешанных браков нами были выбраны следующие сельские районы: Азовский, Горьковский, Исилькульский, Любинский, Марьяновский, Москаленский, Одесский, Полтавский, Павлоградский, Тарский, Таврический и Щербакульский. Выбор этих районов обусловлен тем, что во-первых, немцы проживают здесь относительно компактными группами, а, во-вторых, чересполосно с теоретически возможными брачными партнерами: в северных районах - с русским, поляками, татарами, латышами, белорусами, в центральных - в основном с русскими, в южных районах - с русскими, украинцами, казахами, эстонцами.

Похожие диссертации на Современный образ жизни российских немцев : На материалах Западной Сибири 1989-2001 гг.