Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Таежные промыслы хакасов в XIX - XX вв. Кыржинаков Артур Алексеевич

Таежные промыслы хакасов в XIX - XX вв.
<
Таежные промыслы хакасов в XIX - XX вв. Таежные промыслы хакасов в XIX - XX вв. Таежные промыслы хакасов в XIX - XX вв. Таежные промыслы хакасов в XIX - XX вв. Таежные промыслы хакасов в XIX - XX вв. Таежные промыслы хакасов в XIX - XX вв. Таежные промыслы хакасов в XIX - XX вв. Таежные промыслы хакасов в XIX - XX вв. Таежные промыслы хакасов в XIX - XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кыржинаков Артур Алексеевич. Таежные промыслы хакасов в XIX - XX вв. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 Абакан, 2005 229 с. РГБ ОД, 61:05-7/605

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Охотничий промысел 30

1.1. Орудия охоты и охотничье снаряжение 32

1.2. Пушной промысел 63

1.3. Мясное направление охоты 86

Глава 2. Рыболовство и добыча таежных даров 117

2.1. Способы и приемы ловли рыбы 117

2.2. Промысел кедрового ореха 128

2.3. Добыча таежного меда, сбор съедобных кореньев и ягод 137

Глава 3. Обычаи и обряды, связанные с таежными промыслами 145

3.1. Правила таежного быта охотников 145

3.2. Религиозно-обрядовая культура таежников 151

Заключение 170

Использованная литература и источники 178

Приложения 197

Введение к работе

Хакасы, проживающие в горно-степной долине Среднего Енисея, окруженной лесными массивами Саянских гор и Кузнецкого Алатау, издревле занимались охотой, рыболовством и добычей природных даров. Таежные промыслы представляли важную составную часть их хозяйственно-культурного комплекса, а получаемые блага, в результате хозяйственно-промысловой деятельности, существенно дополняли благосостояние скотоводов. В процессе своего многовекового исторического развития они создали своеобразную этническую культуру, соответственно связанную с их хозяйственной деятельностью. Их многовековой опыт освоения природных богатств Хонгорая, не нарушающий экологического баланса на этой ограниченной территории, заслуживает пристального внимания и изучения. Углубленное исследование указанных промыслов дает возможность в целом осмыслить хозяйственно-культурный комплекс коренных жителей Хакасии. Кроме того, наша диссертационная работа приобретает более широкое теоретическое и практическое значение в связи с тем, что хозяйственно-промысловая деятельность хакасов рассматривается на общем фоне таежных промыслов соседних этносов Саяно-Алтая. Данный аспект представляется важным для исследования в целом хозяйственно-культурного комплекса народов Южной Сибири.

Несмотря на значительное внимание ученых к хозяйственно-промысловой деятельности хакасов, до сих пор нет специального исследования по данной проблеме, в связи с чем тема нашей работы имеет особую научную значимость и актуальность.

Объектом исследования выступает система жизнедеятельности хакасского этноса направленная на развитие добывающих отраслей хозяйства.

Предметом исследования являются таежные промыслы хакасов, а именно — охота, рыболовства, добыча лесных даров, а также обычаи и обряды промысловиков.

Целью данной диссертации является комплексная характеристика всех отраслей добывающих промыслов хакасов на базе широкого историко-этнографического материала, как наших предшественников, так и собранных нами фактов, впервые вводимых в научный оборот.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- дать комплексное описание таежных промыслов хакасов: охоты, рыболовства, добычи лесных даров;

- выявить традиционные элементы указанных промыслов и их

инновационные черты в рассматриваемый период;

- сравнить традиционное природопользование хакасов с аналогичной хозяйственной деятельностью других народов Саяно-Алтайского региона;

- раскрыть религиозно-обрядовую культуру таежников и определить их значение и роль в области экстенсивного природопользования; Территориальные рамки исследования охватывают площадь республики Хакасия и территорий хакасских охотничьих угодий, располагавшихся на юге Красноярского края, республик Тывы и Горного Алтая, а также Кемеровской области, где компактно проживают шорцы, и расселения карагасов в Иркутской области.

Хронологические рамки диссертации охватывает период с начала XIX и до конца XX вв. Выбранный нами хронологический отрезок определяется социально-экономическими и социально-политическими изменениями в Хакасии в указанный период.

_ Нижним рубежом нашей работы является 1822 г. - год образования степных дум в Хакасии, когда произошли изменения в системе распределения охотничьих угодий, разрушение родовых устоев и появление первых статистических сведений о таежных промыслах. XIX в.

характеризуется тем, что в этот период в таежных промыслах сохранялось

множество традиционных элементов, восходивших к более ранним этапам

истории его формирования. В этой связи представляются оправданные некоторые экскурсы в XVIII ст олетие и даже в более ранние исторические периоды. Это позволяет в полном объеме использовать архивные, фольклорные, лингвистические и нарративные источники.

Верхним рубежом работы является последнее десятилетие XX в., которое определяется резкими социально-экономическими и социально-политическими изменениями в России. В этот период в связи с распадом Советского Союза, приведшего к социально-экономическому кризису в

Щ стране (упадок сельского хозяйства, массовая безработица в сельской

местности), значительная часть хакасов, проживающая в притаежной зоне Хакасии, стала обращаться к хозяйственно-промысловой деятельности. Также рыночный спрос на продукты природных даров (кедровый орех, пушнина, целебные вещества и т.д.) способствовал развитию добывающего хозяйства хакасов. Выбранный временной отрезок позволяет нам выявить инновационные элементы и черты указанных промыслов и проследить необходимость занятия хакасов хозяйственно-промысловой деятельностью в указанное время. Рассматриваемый период дает возможность наиболее полно

использовать накопленный нами этнографический полевой материал.

• Методологической основой диссертации послужили, прежде всего, принципы системного подхода к изучаемой проблеме, сравнительно-исторический метод и теоретические разработки российских ученых Л.П. Потапова, СИ. Вайнштейна, В.Я. Бутанаева и др., посвященные исследованиям традиционных хозяйственно-культурных комплексов. Таежные промыслы хакасов - охота, рыболовства, добыча лесных даров, а также религиозно-обрядовые действия промысловиков, рассматриваются как в контексте описательной характеристики, так и с позиции системного подхода, предполагающего анализ указанных отраслей добывающего _ хозяйства как единого промыслового комплекса, включающего в себя и соционормативные элементы культуры. Сравнительно-исторический метод применен для выяснения общего и особенного таежных промыслов хакасов с аналогичной деятельностью других народов Саяно-Алтая. В то же время данный метод использовался для выяснения эволюции таежных промыслов хакасов. Кроме того, для изучения таежных промыслов хакасов в диахронии нами применяется принцип историзма.

Методы исследования. Наша диссертационная работа в первую очередь базируется на традиционных для этнографического исследования полевых методах, к которым относятся непосредственное наблюдение, опрос, беседа, письменная фиксация и фотофиксация объектов, способствовавшие получить достоверный полевой этнографический материал.

В ходе исследования широко использовались описательный, типологический и ретроспективный методы. Для выявления определенных видов и форм, способов и приемов охоты, рыболовства, а также видов промысловых орудий в диахронном и синхронном аспектах важную роль сыграл типологический метод. С помощью описательного метода дан этнографический обзор исследуемого вопроса. Ретроспективный метод использовался при анализе лингвистических и фольклорных источников для реконструкции отдельных форм хозяйственно-промысловой деятельности народов Саяно-Алтая до XX в.

Историография вопроса. История изучения таежных промыслов хакасов начинается в XYIII в. (времени присоединения Хакасии к России и организации первых академических экспедиций в Сибирь). В указанный период Сибирь посетили несколько академических экспедиций с целью изучения данного региона и его населения. Руководители этих экспедиций Д.Г. Мессершмидт, Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас, И. Георги и др., собрали весьма ценный материал по этнографии Сибири, в том числе по традиционным хозяйственным занятиям хакасов. в начале XIX в. исследователь Г.И. Спасский один из - представил описание хозяйственной жизни хакасов. Он занимался исследованием практически все хакасских групп и отметил их единство в хозяйственном, культурном и языковом отношениях. Относительно таежных промыслов ученый уделил внимание и описал некоторые способы охоты на пушных, копытных и хищных зверей. Кроме того, Г.И. Спасский составил словари, которые представляют интерес с точки зрения наличия в них таежной терминологии.1

В первой половине XIX в. вопросы охоты, рыболовства хакасов были освещены в труде царского чиновника Н.С. Щукина. В его работе уделено и внимание некоторым способам добычи мелких пушных зверей и копытных

(ружейная охота на мелких пушных зверей, ловли копытных ловчими ямами, белок - плашками). Кроме того, автор указал на ареал распространения охотничьих угодий в горно-таежных массивах Хакасии. Он пишет: «На промыслы уходят в Саянские горы, к вершинам рек Абакана, Амыла, Кизири и Казыря». Также исследователь выделил главные объекты пушного промысла (белка, соболь). Относительно рыболовства Н.С. Щукин отметил, что хакасы рыбу ловят сачками. В этой работе встречаем сведения и о собирательстве: «Летом заготавливают коренья сараны, пионов, собачьего зуба».3

Некоторые сведения по данной проблеме прослеживаются в труде Степанова А. П. «Енисейская Губерния», составленного на основе этнографических, археологических данных. В его исследовании содержатся сведения о быте и хозяйственной деятельности хакасов, в частности и об охоте. К сожалению, он описывает только некоторые элементы активной и пассивной охоты и промыслового инвентаря промышленника,4 а другие отрасли добывающего хозяйства остались за пределами его внимания, что не представляется для нас возможным представить в полном объеме данный комплекс хозяйства.

Во второй половине XIX в. таежные промыслы хакасов в комплексном отношении были представлены в работе И.И. Каратанова, члена Русского Географического Общества, «Черты внешнего быта качинских татар».5 Следует отметить, что автор в своей работе осветил культуру и быт сагайцев, а не качинцев. Эти не точности были допущены при издании этого труда. В том исследовании мы исчерпали ценные сведения, касающиеся добывающей отрасли хакасов. Исследователь, пытаясь дать научное объяснение формам добывающего хозяйства хакасов, рассмотрел различные стороны охоты, рыболовства и добычи таежных даров. Исследуя охоту, он прежде всего, уделил внимание экономической стороне данного вопроса: продаже и сбыту продуктов охоты, приводя их статистические сведения. Вместе с тем, в указанной работе имеются описания некоторых способов активной охоты (ружейная охота на медведя, волков, пушных зверей, маралов на солонце) и пассивной (ловли петлями кабарги, добычи мелких пушных зверей плашкой, травлении волков ядом, ловушки-перевеса на тетеревов).6 В способах рыболовства он говорит о ловле сетями, неводом и удочкой и сбыте рыбопродукта. Также исследователь указал на различные способы добычи кедрового ореха, ограничиваясь отрывочными описаниями. Однако автор не ставил задачи специального изучения традиционного природопользования хакасов, поэтому вопросы данной проблемы остались за пределами предметной области исследования.

Необходимо отметить научные труды Н.Ф. Катанова - первого хакасского ученого, выдающегося лингвиста, востоковеда и тюрколога. Данный исследователь записал значительное количество ценных материалов уг об этническом составе, религиозных представлениях, промысловых обрядах (р хакасского народа, а также исторические предания. Всего по хакасам им было опубликовано около 25 статей. В одной из работ Н.Ф. Катанова «Сагайские татары Минусинского округа Енисейской губернии», встречаются сведения и о хозяйственно-промысловой деятельности хакасов. В этом исследовании в основном представлены статистические сведения добычи зверей и рыболовства хакасов, которые отражают экономическую сторону изучаемой проблемы.8

В XIX в. важную роль в изучении традиционной культуры и быта хакасов сыграл Минусинский краеведческий музей, Ч основанный Н.М. Мартьяновым в 1876 г. С деятельностью музея связаны имена ссыльных народников Ф.Я. Кона, Д.А. Клеменца, Е.К. Яковлева и др., получивших признание в сибиреведении.

Исследователь Е.К. Яковлев, являясь политическим ссыльным, изучив литературу и этнографические коллекции Минусинского музея и используя собственные полевые материалы, впервые произвел полный этнографический обзор хакасского народа (семейная обрядность, хозяйство, религиозные верования и др.). В его труде также уделяется внимание к хозяйственно-промысловой деятельности хакасов. О таежных промыслах -ч автор написал следующее: «Важную роль, как подсобного промысла и самостоятельного занятия, играют особенно в жизни подтаежных сагайцев и качинцев звероловство, рыболовство, сбор кедровых орехов».9 Из примера видим, что в XIX в. не только подтаежное население занималось добывающим хозяйством, но и скотоводы степной зоны Хонгорая. Исследуя эти промыслы, автор отметил и описал орудия охоты, рыболовства и охотничье, снаряжение. Из орудий и снаряжения зверолова - ружье, лук и стрелы, черкан, горн, самострел, мерка для пороха и дроби, нарты, лыжи и лыжная палка, плашку для мелких пушных зверей и петлю на тетерева, при этом указал размеры и назначения этих орудий. Он также описал рыболовные снасти — сеть, невод, верша, удочка, острога и вентирь.10 Кроме этого, Е.К. Яковлев упомянул о некоторых способах охоты: «Мелкие звери ловятся преимущественно петлями, ловушками, капканами, более крупные -самоловами, ямами и стреляются из ружья».11 К сожалению, автор не сумел сделать должный анализ всем перечисленным орудиям таежников и способам охоты, . поэтому исследование приобретает (неполноценный характер. Д.А. Клеменц, революционер-народник 1870-х гг., за свою 15-летнюю жизнь в ссылке в Сибири собрал огромный и разнообразный материал о народах Сибири. В его работе «Население Сибири» отведено незначительное место рассмотрению звероловства у хакасов. В свою очередь, автор, анализируя хозяйственную деятельность хакасов, выделил две группы: «Есть «ловцы» или промышленники на рыб, зверей и птицу, кочевники, питающиеся от своих стад и периодически передвигающихся с места на место». Он упомянул, что рыболовство, белкование, соболевание, добыча кедрового ореха и собирание ягод требуют «необъектной силы». В то же время исследователь отметил о существовании охотничьих фетишей у хакасов: «Идолы у инородцев на всякие случаи жизни: одни помогают от болезней, другие охраняют скот, третьи обеспечивают удачу на промысле».14 В целом сведения Д.А. Клеменца показывают, что в хозяйственном комплексе хакасов таежные промыслы сочетались с традиционным скотоводством.

Некоторые сведения о хозяйственно-промысловой деятельности хакасов имеются в работе П.Е. Островских «Этнографические заметки о тюрках

Минусинского края», вышедшей в 1895 г.15 В его исследовании затронуты некоторые вопросы охоты (способы охоты на мелких пушных зверей, копытных, снаряжение охотника). Например, Островских П.Е. написал о ружьях следующее: «Охотники употребляют преимущественно самого примитивного устройство кремневое ружье, как более якобы надежнее и практичнее пистонного». Из примера видно, что кремневое ружье являлось более надежным.16 Вместе с тем многие вопросы данной проблемы остались не раскрытыми.

В конце XIX в. статистическим комитетом Енисейской губернии была организована экспедиция с целью изучения быта и хозяйственного положения населения Хонгорая, в котором участвовали А.А.Кузнецова, П.Е.

Кулаков и А.А. Ярилов.

В результате экспедиции, материалы по материальной культуре и экономическому положению были опубликованы в книге А.А. Кузнецовой, П.Е. Кулакова «Минусинские и Ачинские инородцы» в 1898 г. В этой работе хозяйственную деятельность хакасов осветил П.Е. Кулаков. Он, рассматривая их хозяйство, отмечает, что скотоводство и звероловство занимают незначительное место и находятся на стадии упадка, при этом указал на приоритетность земледелия. Автор пишет об этом: «Как только администрацией поднимается какой-нибудь вопрос, который почему-либо не нравится, все управы сейчас же начинают хором одни и те же жалобы: «К хлебопашеству по кочевому образу своей жизни не привыкли, промыслов нет, звероловство, вследствие золотопромышленности, прекратилось — отчего грозит нам крайняя нищета и бедность». Далее он же отмечает: «Земледелие все - таки сделало у инородцев успехи и весьма значительные в особенности там, где этому способствовало близкое соседство русских и благоприятные естественно-географические условия». На этом примере видим, что исследователь сделал ошибочные выводы о скотоводстве и

прекращении существования звероловства хакасов. Однако архивные факты и исследования исследователей И.И. Каратанова, Е.К. Яковлева свидетельствуют, что в этот период охотничий промысел в хозяйстве хакасов занимал значительное место.

Работа П.Е. Кулакова соответственно с этим подверглась критике со стороны ряда ученых-современников А.А. Ярилова,19 Н.Н. Козьмина.20

Скрупулезное и более углубленное изучение экономического положения Кызыльского ведомства была выполнена А.А. Яриловым в работе «Кызыльцы и их хозяйство». В/ней J автор} рассматривая хозяйственный комплекс хакасов, производит подворное исследование хозяйства кызыльцев, в котором прослеживаем сведения о звероловстве и рыболовстве. Исследуя охотничий промысел, А.А. Ярилов привел статистические сведения об орудиях таежников, добыче зверей, при этом указал количество продажи, и цены шкур добытых зверей в этом ведомстве. В то же время исследователь отметил некоторые способы ружейной охоты (охота на медведей, лисиц, маралов, белок с собакой). Более того, он указал на сезоны охоты, также привел сведения о возникновении маралятников в хакасских хозяйствах.21 В рыболовстве ученый, прежде всего, акцентировал внимание на экономическую сторону (сбыт и продажа рыбопродукта, размер улова в день и за год). Вместе с тем он описал некоторые способы ловли рыбы (сетями, неводом, удочкой и лучением). В целом хозяйственный комплекс хакасов рассмотрен автором через призму экономических отношений, поэтому отдельные вопросы этнического природопользования остались за пределами его внимания.

Особо следует выделить работу историка Н.Н. Козьмина, касающуюся социально-экономического развития Южной Сибири в начале XX в. В его труде «Хакасы», написанной еще 1913 г., с помощью обработки статистико-экономических данных по хакасским ведомствам 1909-1913 гг., впервые представлено социально-экономическое положение хакасского аала на начало XX в. Исследуя хозяйство хакасов, автор пишет и о звероловстве. NB -результате—рассмотрения" охотничьехс»—промысла,, рн установил, что JLVO Ц промысловая деятельность наиболее была развита в подтаежных, /чем. в степных районах, при этом указал: «В Абаканском ведомстве охотой занималось лишь 2,9 % хозяйств, а в Аскызском - 26,5 %, в Кызыльском 18,5 %».23 В данной работе Н.Н. Козьмин рассмотрел звероловство хакасов в основном в экономическом аспекте, тем самым показал, что охота является составной частью хозяйственного комплекса коренных жителей Хакасии. Первый хакасский этнограф С.Д. Майнагашев посвятил свои исследования языку и духовной культуре хакасов. Для нашей работы представляют интерес сведения ученого о существовании охотничьих фетишей, которым приносится жертва перед отправлением на охоту.24 Вместе с тем, шаманские культы тесно переплетаются с мировоззрением звероловов, в котором прослеживаются общие представления о духах-хозяев гор и рек.

Следует отметить работу А.Ф. Тугаринова «Соболь в Енисейской губернии», вышедшую в 1913г. В своем исследовании он описывает некоторые способы охоты на соболя - активные (ружейная охота с собакой) и пассивные (ловля капканами, плашкой), также приводит статистические сведения добычи соболя в Енисейской губернии. В результате автор проследил некоторые стороны динамики добычи соболя как важного направления в пушном промысле хакасов, что является в той или иной мере дополнением по данной проблеме.

. Таким образом, в рассмотренных трудах исследователей дореволюционного периода освещены отдельные некоторые стороны охоты, рыболовства и добычи таежных даров, также ряд обычаев и обрядов, связанных с этими промыслами. В целом эти исследования послужили основой для дальнейшего исследования темы диссертации.

Знаменательным этапом в изучении таежных промыслов хакасов стал советский период. В 20-30 - е гг. XX в. из исследователей, затронувших вопрос хозяйственно-промысловой деятельности хакасов, следует назвать Н.П. Дыренкову.

В 1920-30 - е годы ленинградский этнограф Н.П. Дыренкова посвятила ряд исследований хакасскому этносу. В одной из её рукописных работ «Хакасы» мы встречаем сведения, касающиеся хозяйственного комплекса жителей Хакасии. Ученый, исследуя хозяйство хакасов, отмечает, что население занималось скотоводством, земледелием и промыслами. Автор, анализируя отрасли присваивающего хозяйства, указал, что основное значение имели охота и рыболовство. Так, рассматривая охотничий промысел, Н.П. Дыренкова упомянула о плате ясака пушниной и сделала вывод, что большое значение промыслы имели у притаежных сагайцев и бельтыров, особенно у койбалов и кызыльцев. Из орудий охоты исследователь отмечает лук и стрелы, ружье (кремневое, пистонное), самострел, черкан, горн для подманивания маралов, манок на косуль, при этом приводит хакасские названия этих орудий. Кроме того, она записала легенды и предания коренного населения Хакасии, в которых прослеживаются верования таежников. В целом исследователь осветила некоторые стороны охоты, рыболовства и собирательства и пыталась показать значимость таежных промыслов в жизни хакасов.

В области этнографии в 20-30-е г. XX в. по соседним этносам Саяно-Алтая вышли труды Б.Э. Петри, А.А. Янушевича, в которых представлены добывающие отрасли хозяйства карагасов и шорцев.

На основании собственных полевых материалов А.А. Янушевич в своей работе подробно характеризует способы охоты, принципы организации промысла и промысловый инвентарь шорского охотника27. Однако в его " исследовании охота как одна из главных систем жизнеобеспечения шорцев не получила достаточного отражения.

Хозяйственно-промысловая деятельность карагасов с точки зрения описательной характеристики отражены в исследовании Б.Э. Пэтри. В этой работе представлены основные виды добывающей деятельности указанного народа. Автор описал способы охоты (гоньба по насту, добыча медведя в берлоге, белкование с собакой и др.) и рыболовства (ловля сетями, вершой, добыча острогой и т.д.) тофалар. Кроме того, он отметил о сборе дикорастущих растений, также о вере в горных духах.28 Вместе с тем орудия промыслов остались за пределами внимания ученого, поэтому снижает ровень исследования.

Большой вклад в изучение истории и культуры народов Саяно-Алтая внес Л.П. Потапов. Он первым из исследователей применил комплексное использование источников по изучению этногенеза, этнической истории, культуры и быта хакасов. В результате были опубликованы «Краткая история и этнография хакасов XVII-XIX вв.» и «Происхождение и формирование хакасской народности», в которых автор, рассматривая хозяйственный комплекс хакасов, уделил внимание некоторым сторонам изучаемой проблемы.29 В способах и приемах охоты и артельной организации звероловов исследователь отметил следующее: «Техника и приемы охоты целиком сохраняли архаичный облик и в этом отношении почти не отличались от охоты шорцев. Этому занятию сопутствовала целая серия различных обрядов, поверий, примет и запретов. В охоте преобладало артельное начало с уравнительным распределением добычи между артельщиками».30 Он упомянул также об уплате ясака пушниной и привел описание бортничества у хакасов. Кроме того, ученый указал на существование собирательства, при этом он отметил, что при захоронении женщины погребали корнекопалку. 1 Из примера видно, что это орудие занимало значительное место в жизни коренного населения Хакасии. Л.П. Потапов рассмотрел многие стороны охоты и рыболовства, в частности организации промыслов, способы добычи зверя и ловли рыб, также религиозные представления таежников.

В этот же период вышли ряд работ Л.П. Потапова, посвященные шорцам и алтайцам, в которых в полном объеме рассмотрены таежные промыслы указанных народов. В своих трудах он дал этнографическое описание основных способов активной и пассивной охоты и рыболовства алтайцев и шорцев. Автор акцентировал внимание также на формы ф организации этих промыслов (артель). В орудиях добывающего хозяйства подробно описаны лук и стрелы, самострел, черкан, сети-обметы и т.д. В снаряжении охотника он отметил о промысловой одежде, средствах передвижения (лыжи, нарты у шорцев), охотничьем поясе. Не менее ценными в трудах Л.П. Потапова являются сведения и о промысле кедрового ореха, сборе дикорастущих растений.33

Следует отметить, что в сравнительном плане мы берем алтайцев, проживающих в северной части Алтая, так как все отрасли таежных промыслов представлены только в их хозяйственно-культурном комплексе.

В 1944 г. в Хакасии создается Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (ХакНИИЯЛИ), ставший научным центром, в рамках которого началось комплексное изучение хакасского этноса. С деятельностью этого института связаны имена таких исследователей: П.И. Каралькина., Ю.А. Шибаевой, К.М. Патачакова, В.Я. Бутанаева, В.Г. Карцова и Г.А. Моховой.

П.И. Каралькин, будучи заведующим сектора истории данного института, сыграл важную роль в изучении традиционной культуры и быта

хакасов. По заданию ХакНИИЯЛИ были организованы ряд экспедиций под его руководством с целью изучения материальной и духовной культуры коренного населения Хакасии. В одной работе П.И. Каралькина «Промысел диких пчел у южных хакасов», изданной в Известиях Всесоюзного Географического Общества в 1952 г., имеются весьма ценные сведения добычи таежного меда. В его исследовании описаны способы данного промысла и в качестве иллюстраций представлены фотографии солонцов для пчел"и. Кроме того, в рукописном фонде ХакНИИЯЛИ хранится неопубликованная работа П.И Каралькина «Земледелие и охота бельтыров»," в которой в описательной характеристике рассмотрены вопросы земледелия, охоты и рыболовства. В целом эти материалы выступили как дополнением при комплексном рассмотрении данной проблемы.

Таежные промыслы хакасов были освещены в работе хакасского этнографа К.М. Патачакова «Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом», опубликованной в 1957 г. Здесь автор, рассматривая таежные промыслы хакасов, главный акцент делает на звероловство и рыболовство жителей Хакасии. Он, анализируя охотничий промысел, описал некоторые орудия охоты и охотничье снаряжение, а также способы охоты на хищных, копытных и пушных зверей. Из орудий охоты исследователь описал самострел, лук и стрелы, горн для приманивания маралов, отметил о ружьях и снаряжении охотника. Среди способов охоты мы встречаем описания: гоньба по насту маралов, добыча их во время случки, охота на косуль с помощью пикульки, ловля кабарги петлей, добыча медведя в берлоге и ловля соболя сетью-обметом. В рыболовстве он отметил способы ловли рыбы петлей, удочкой, вершой, сетью, неводом, добывание рыб из лука. В этой работе мы встречаем сведения и о добыче Л таежного меда и промысле кедрового ореха. Автор также рассмотрел некоторые стороны обычаев и обрядов таежников. В его труде в качестве иллюстративного материала представлены рисунки самострела, лука и стрел, охотничьего пояса с боеприпасами, а также рыболовные крючки. В другой работе К.М. Патачакова «Некоторые способы охоты у хакасов» осветил также основные способы активной и пассивной охоты на пушных, копытных и хищных зверей. В этой же работе встречаем сведения о религиозных представлениях охотников. Главным образом ученый среди видов добывающего хозяйства хакасов уделил внимание охоте и рыболовству. В Ц целом, рассматривая указанные промыслы, он дал этнографическое описание некоторым орудиям таежников, способам активной, пассивной охоты и рыболовства, а также анимистическим представлениям промышленников. К сожалению, автор в своей работе уделяет недостаточное внимание другим видам добывающего хозяйства.

Историк В.Г. Карцов в своем труде «Хакасия в период разложения феодолизма (XVIII - первая половина XIX в.), исследуя социально-экономический строй хакасов, уделил внимание звероловству хакасов. В этой работе ученый указал на кризис пушного промысла. Основную причину этого явления исследователь видел в развитии технического прогресса -появлении усовершенствованных ружей. Об этом автор написал: «Новое огнестрельное оружие распахнуло сокровищницу - тайгу с ее не доступными ранее пушными богатствами, и они ни чем не оберегаемые, были истреблены и расхищены в течение какого-нибудь десятилетия».41 Анализируя сведения о взносе ясака, исследователь сделал вывод, что население в XVIII в. платило ясак в основном деньгами. Он отмечает: «Уже в 1776 г. хакасские роды Кузнецкого ведомства (сагайцы, бельтыры, каргинцы, киийцы, изушерцы) Щ вносили деньгами от 72 до 96 % всей ясачной суммы». Этот исследователь в основном рассмотрел экономическую сторону охоты хакасов. Хакасский исследователь Г.А. Мохова на основе статистических сведений, архивных и литературных материалов издала труд «Социально- экономической очерк истории Хакасии в эпоху развития капитализма в России (вторая половина XIX в.)», где рассматриваются некоторые стороны охотничьего промысла и рыболовства хакасов. В этой работе исследователь, рассматривая звероловство хакасов, в основном затронула экономическую сторону охоты, при этом составила таблицу на основе статистических ІІ 1 сведений степных дум, также отметила о размере уплаты ясака.43

Относительно рыболовства автор, анализируя статистические данные степных дум об улове рыб, сделал вывод о том, что рыбный промысел в хозяйстве хакасов, особенно в пресных озерах и реках, занимал довольно большое место. 4

Во второй половине XX в. вышла работа СИ Вайнштейна «Историческая этнография тувинцев» (проблемы кочевого хозяйства). В этом труде автором наиболее полно рассмотрены добывающие отрасли хозяйства тувинцев. Относительно звероловства СИ Вайнштейн описал основные

способы добычи зверей (ружейная охота на белку с собакой, облава, гоньба щ/

по насту, на солонце и др.). В рыболовстве он отметил также основные способы ловли рыбы (руками, сетью, вершой и т.д.). В его работе особое внимание уделяется также промысловым орудиям. Он подробно описал лук и стрелы, самострел охотников. Более того, в его исследовании проанализирована артельная организация охотничьего промысла данного этноса и отмечены средства передвижения (лыжи-голицы и подбитые камусом). Также он упомянул о собирательстве и добычи кедрового ореха.45

Об охоте у Кызыльцев имеется небольшая статья Л.Б. Ермолова «Охота у Кызыльцев». Автор данной статьи описывает некоторые способы охоты и

,_, 46 т- ряд ловушек и орудии охоты хакасов-кызыльцев. В результате исследования Л.Б. Ермолов сделал вывод о влиянии русской культуры на хакасскую в области традиционного природопользования.

В рамках историографии по проблематике таежных промыслов шорцев следует отметить работы В.М. Кимеева., Д.В. Кацюба.

В исследованиях В.М. Кимеева,47 посвященных материальной и духовной культуре, нашли отражения вопросы традиционного природопользования коренного населения Горной Шории. Автором, на основе полевого материала и описаний коллекций музеев России, подробно дана описательная характеристика промыслового инвентаря и способов охоты шорцев, что весьма способствует сравнительному анализу в нашем исследовании.

В статье Д.В. Кацюба48 представлена полная картина развития пчеловодства у шорцев. Однако в этой работе для нас представляют интерес сведения, касающиеся поисков пчел и добычи таежного меда.

В 1993 г. вышла книга «История Хакасии с древнейших времен до 1917 г.» (под ред. Л.Р. Кызласова), в которой нашли отражения вопросы данной проблемы. Однако в этих сведениях встречаем некоторые не точности: «Добывали соболей, норок, лисиц, выдр ...». Напротив норка (американская норка), как известно, была завезена и выпущена охотоведами в таежные массивы Хакасии только в 50-е годы XX в.49 Следует отметить, что в этот же период пушной зверек был выпущен в другие регионы Саяно-Алтая, в частности в Горный Алтай и Кемеровскую область. В целом в этом исследовании не раскрыты способы добычи зверей, птиц и природных даров, а также организации промыслов и т.д.,51 что существенно снижает уровень работы.

В это же время была опубликована работа Л.В. Мельникова «Тофы» (историко-этнографический очерк), где рассмотрены вопросы охоты, рыболовства, промысла кедрового ореха и собирательства дикорастущих растений карагасов.52 Автор в своем исследовании указал на сезоны промыслов и описал некоторые способы добычи зверей и ловли рыб (ловля сетью, удочкой). В качестве иллюстраций представлены рисунки манков (манок на изюбра и кабаргу, сумка под патроны, образцы охотничьих ножей и фото охотника с ружьем с сошками). Однако в этой работе не раскрыты принципы организации промыслов, снаряжение охотника, а также значимость указанных промыслов в жизни тофаларов.

В последнее десятилетие XX в. промысловая деятельность населения Горной Шории исследованы в работах А.Н. Садового. Он разработал новый подход исследования традиционных систем жизнеобеспечения шорцев - в рамках региональной национальной политики. Ученый в своей работе раскрывает состояние биологических ресурсов, проблему сохранения традиционной хозяйственной специализации на промысле и намечает перспективы развития традиционного природопользования шорцев посредством выработки специальных программ.5

Хозяйственная деятельность населения Кемеровской области также в рамках региональной национальной политики исследована В.В. Поддубиковым. В своей работе он применил разработанную методику А.Н. Садового, и тем самым рассмотрел и проанализировал проблему значимости промысловой деятельности в традиционной системе жизнеобеспечения

автохтонных этносов Кемеровской области, а также наметил перспективы развития экстенсивных форм этнического природопользования.54

Одним из самых видных хакасских ученых настоящего времени является В.Я. Бутанаев, которому принадлежит целый ряд работ, посвященных духовной и материальной культуре, историческому фольклору, религии, обычному праву и этнической истории хакасов и др. В одной из важных для нас работ - «Социально-экономическая история Хонгорая (Хакасии) XIX- начала XX вв.», особое внимание уделяется добывающему хозяйству. В ней автор описывает различные стороны звероловства хакасов, прежде всего — экономическую, при этом отмечает: «На протяжении XIX в. значительное место в хозяйстве хакасов (кроме качинцев) занимала охота».55 В этой работе имеются также описания способов охоты на копытных (ружейная охота на косуль загоном, добыча их самострелом и ловчей ямой, добывание маралов на солонце, ловушкой «хазаа» и с помощью горна, ловля кабарги петлей), хищных (добыча медведя в берлоге), пушных (ловля соболя охотничьей сетью, капканами и выкуривание, добыча белки ружьем с собакой) и водоплавающую дичь (ловля дичи петлями, приспособлением «пара»).56 Также ученый отметил способы ловли пушных зверей волосяной петлей и черканом.57 Особый интерес представляет из этих описаний ловушка на маралов - «хазаа» (впервые в литературе освещено В.Я. Бутанаевым). Более того, исследователь отметил о размере уплаты ясака, артельной организации (таежный быт охотников: обычаи и обряды, рацион питания) и снаряжении зверолова (ружье и охотничий пояс, в котором находились го боеприпасы; лыжи и нарты). Вместе с тем В.Я. Бутанаев осветил следующие способы ловли рыбы: неводом, сетью, заездкой, рукавами, вершой и лучением. Описывая промысел кедрового ореха, автор отметил три способа добычи ореха (с помощью колота, залезанием на кедр и собиранием паданки), и ее размер. Относительно собирательства он подробно описал выкапывание съедобных кореньев и сбор ягод, а также приготовление из этих даров природы разных блюд.60 В работе В.Я. Бутанаева «Бурханизм тюрков Саяно-Алтая», главным образом освещены основные положения белой веры южносибирских тюрков, прослеживаются обычаи и обряды таежников, прежде всего, встречаем веру промышленников в духов-хозяев гор и рек. В этом труде отражены обычаи и обряды охотников, сопровождающие охоту на всем ее протяжении, от момента следования к охотничьим угодьям и до ее завершения.61 Более того, ученый подробно описал «соболиный и медвежий праздники», в честь случая добычи зверей. Также особый интерес привлекают описания охотничьего фетиша «Тубенге». Кроме этого, в этой работе особое внимание уделяется водным духам-хозяевам, которых почитали тюрки Саяно-Алтая. В этих сведениях мы встречаем обряд таежников — «кропление вином» водным духам.64 В качестве лингвистического материала встречаем терминологию на хакасском языке, что является весьма ценным в нашем исследовании. Не менее ценным является работа хакасского ученого В.Я. Бутанаева «Степные законы Хонгорая». В этом исследовании для нас важными являются сведениями об охотничьей артели и военной организации.65 Военное искусство хакасов тесно переплеталось с охотничьим промыслом. В средневековье охота являлась тренировкой по военному искусству.

В целом, работы профессора В.Я. Бутанаева сыграли основополагающую роль в научном решении многих вопросов нашей темы.

Таким образом, видно, что историками и этнографами уделено немало внимания данной проблеме. Однако многие вопросы добывающего хозяйства хакасов остались не раскрытыми. В целом эти исследования послужили для автора более глубокому рассмотрению избранной темы.

Источниковая база. Основным источником при написании диссертации послужили полевые материалы автора, собранные в течение четырех лет с 2001 по 2004 г. во время этнографических экспедиций по районам Республики Хакасия (Аскизский, Таштыпский, Бейский, Шири некий, Орджонекидзевксий). В процессе сбора полевого материала нами опрошено более 40 информаторов. Для выявления достоверного полевого материала применяли перекрестный опрос и аудиозаписи в ходе работы с информантами. Следует отметить, что на современном этапе традиционные знания большей частью народа утрачиваются, но, тем не менее, есть знатоки своей культуры. Особую признательность выражаем основным информаторам: Тахтаракову П.В., Чарочкину А.П., Чучумакову А.Н., Сунчугашеву СП., Боргоякову Н.П., Кызынгашеву М.Н., Нербешеву Е.Н., Кыржинакову A.M., Пакачакову М.Н., Кичееву Г.М., благодаря которым был собран добротный материал, послуживший одним из основных источников для изучения данной проблемы. Кроме того, исследователь сам практически овладел навыками таежных промыслов — охотой на белок и косуль, рыболовством и промыслом кедрового ореха. В нашем исследовании были привлечены неопубликованные архивные материалы как центральных архивохранилищ страны, так и местных архивов и рукописных фондов. Нами проработаны следующие архивы и рукописные фонды: - архив Института Востоковедения (г. Санкт-Петербург), архив Кунсткамеры Петра I (г. Санкт-Петербург), архив Русского Географического Общества (АРГО) (г. Санкт-Петербург). - Центральный Государственный архив республики Хакасия (ЦГАРХ) (г. Абакан). - минусинский филиал Государственного архива Красноярского края (МФГАК). - рукописный фонд Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (ХакНИИЯЛИ) (г. Абакан).

В архиве Института Востоковедения проработан фонд Д.Е. Клеменца, в котором отведено внимание к добывающему хозяйству хакасов. В основном здесь исчерпали отрывочные сведения об охоте.66

В архиве Русского Географического Общества в разрядах 64 и 55 выявлены рукописи И.И. Каратанова, Н.Попова, А.В. Адрианова.67 Наиболее среди них важную роль сыграла работа И.И. Каратанова, где дано комплексное описание таежных промыслов хакасов. В целом эти источники дают дополнительные сведения о способах и приемах охоты, рыболовства, собирательства, промысла кедрового ореха и промысловом инвентаре, а также религиозно-обрядовой культуре таежников.

В архиве Кунсткамеры Петра I имеется фонд Н.П. Дыренковой. Ею собранные этнографические материалы являются весьма ценными в отношении изучения таежных промыслов хакасов. В этих документах мы почерпали как этнографические, так и фольклорные материалы, отражающие добывающую отрасль хозяйства таежников. Кроме того, в этом архиве хранятся материалы Северной экспедиции ИЭ АН СССР. 1981 г.69 В собранных материалах этой экспедиции нами обнаружены в основном сведения об охоте, которые выступили как дополнением в нашей работе.

Важным источником по теме диссертации являются документы Центрального Государственного архива Республики Хакасия. Наибольший

интерес для нашей работы представляют фонды Степных дум, в которых

выявили статистические сведения о звероловстве, рыболовстве и промысле кедрового ореха.70

Некоторые сведения о религиозно-обрядовой культуре таежников имеются в фонде Н.Г. Попова, хранящиеся в Минусинском филиале Государственного архива Красноярского края.71

В нашем исследовании важную роль сыграли материалы рукописного фонда Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. В рукописном фонде данного института находятся личный архив Л.А. Ярилова, работы Ю.А. Шибаевой, П.И. Каралькина, К.М. Патачакова.72

Эти материалы являются весьма ценными в отношении изучения охоты и рыболовства хакасов. Более того, в указанных источниках встречаются сведения и о религиозных представлениях таежников.

Кроме того, нами проведена работа в фондохранилищах Хакасского краеведческого музея и музея Института истории и права ХГУ им. Н.Ф. Катанова, в которых хранится ряд орудий охоты и рыболовства хакасов.

В диссертации в значительной степени использовались письменные источники, описывающие особенности хозяйственно-культурного комплекса населения Хакасско-Минусинского края.

Прежде всего, это переводы древнекитайских летописей, ставшие

доступными исторической науке с первой половины XIX в.73 В китайских официальных документах I тысячелетия н.э. содержатся сведения о занятиях населения, обитавших к северу «варварских» народах. В этих источниках

значительное место уделяется енисейским кыргызам (киликидзе, хягас, гянь- гунь - которые являются предками современных хакасов), и их соседям.

Важным материалом в нашем исследовании являются сообщения персидского историка Рашид-ад-Дина и монгольская хроника «Сокровенное сказание монголов» (перевод Н. Козина).74 При ретроспективном анализе эти источники представляют достоверные знания о тюркских и монгольских народах. Вместе с тем монголы очень тесно контактировали с тюркскими племенами, в том числе с группами, проживавшими на Саяно-Алтае, и имели достаточно четкое представление об этнической культуре и быте в рассматриваемом регионе.

Немаловажное значение имеют и опубликованные документы по

истории Хакасии XVII - нач. XVIII вв. где содержатся некоторые сведения по данной проблематике.

При выяснении вопроса таежных промыслов хакасов нами в качестве источника были привлечены работы российских исследователей по истории и этнографии хакасов Г.Ф. Миллера, А.П. Степанова, Н.Ф. Катанова. Данный вид источника послужил в основном для выяснения вопросов охоты и религиозных представлений охотников

При анализе таежных терминов использовались лингвистические L материалы. Прежде всего, это словари В.Я. Бутанаева. (Хакасско-русский историко-этнографический словарь, Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края.). В нашем исследовании также были привлечены этимологические словари Э.В. Севортяна78 и Хакасско-русский, Русско тувинский, Русско-алтайский словари.79 Лингвистические материалы сыграли •4 немаловажную роль при уточнении таежной терминологии и для выяснения этимологии ряда терминов, связанных с нашим исследованием.

Для написания данной работы руководствовались опубликованными фольклорными материалами.80 Фольклорные источники являются одним из важных материалов, ибо устное народное творчество хакасов создавалось на протяжении всего многовекового исторического развития этноса. В указанных источниках мы исчерпали в первую очередь сведения, касающиеся орудий, способов охоты и рыболовства, также религиозных представлений таежников.

Ш Вспомогательную роль в нашей работе сыграли статистико экономические материалы. В 1890-92 гг. было проведено обследование землепользования и хозяйственного быта сельского населения Енисейской губернии. Материалы этого обследования полно охватили и хакасские хозяйства. Из них наибольший интерес представляют статистические таблицы по ведомствам, в которых имеются цифровые данные об охоте и рыболовстве хакасов.81 Однако эти данные не в полной мере отразили добывающего хозяйства, так как другие отрасли хозяйственно-промысловой деятельности не были учтены.

. Следующим статистическим материалом являются данные статистико экономического обследования хакасских ведомств в 1909-1910 гг., представленные фондом землеустроительных мероприятий, проведенные под руководством Н.Н. Козьмина и М.Н. Богданова. Извлечения из них в свое время были опубликованы Н.Н. Козьминым и М.Н. Богдановым.82 Вместе с тем, вопросы охоты нашли отражения в публикации Н.Н. Козьмина, где объективные показатели позволили автору пересмотреть ряд ошибочных выводов, освещенных в литературе (о прекращении существования звероловства и «вымирании» хакасов и т.д.).

В целом источниковая база представляет достаточный материал для решения поставленной цели исследования.

Научная новизна работы. В диссертации впервые в полном объеме реконструированы таежные промыслы хакасов. Описаны традиционные / способы и приемы добывающего хозяйства коренных жителей Хакасии и І І ! прослежены их инновационные элементы в рассматриваемый период. Впервые введен в научный оборот ряд ранее неопубликованных архивных материалов и проведен сравнительный анализ таежных промыслов хакасов с отраслями добывающего хозяйства других народов Саяно-Алтая. В научный оборот вводятся новые понятия и термины как хакасские так и русские, касающиеся исследуемой проблемы.

Орудия охоты и охотничье снаряжение

Хакасско-Минусинский край - составная часть Саяно-Алтайского нагорья, является одной из самых богатых регионов России природными ресурсами, фауной и флорой. В Хакасии водится 76 видов млекопитающих и около 315 видов птиц. Согласно типовым правилам охоты РСФСР, в Хакасии разрешается охотиться на 45 видов птиц и 28 видов млекопитающих.6 Столь разнообразная биофауна, прежде всего, диктовала в охотничьем промысле различные орудия охоты и соответствующее охотничье снаряжение. В средние века основным стрелковым орудием являлись лук и стрелы. Так, Н.П. Дыренкова пишет: «Орудиями промысла до конца XVIII в. были лук и стрелы. Наряду с луком существовали ружья, которые получали путем обмена. В XIX в. лук и стрелы сменяет ружье кремневое, впоследствии ружья центрального боя. Кроме ружья орудиями промысла были: самострел -«айа», различного типа ловушки - «сіргей, паспах, сохтырба», петли -«тузах», сеть на соболя, деревянная труба - «пыргы» и берестяная свистулька - «сымысхы» для приманивания оленей и диких коз».7

Орудия звероловов можно условно разделить на две группы: а) орудия активной охоты, б) орудия пассивной охоты. К орудиям активной охоты относятся лук со стрелами - «соганныг охча», огнестрельное ружье - «мылтых», дубины - «тохпах», арканы -«аргамчы», бичи - «хамчы», «чыда» - нож привязанный к палке в виде копья, лыжная палка - «курчек». Пассивные орудия: петли - «тузах, хыл», самострелы - «айа», черканы - «сіргей», плашки - «паспах», железные капканы - «хахпан» и т.д.

Традиционным оружием охоты у хакасов был лук со стрелами «соганныг охча»8. Луком охотились с давних времен. Обширные сведения об этом оружии и использовании его на охоте встречаются почти в каждом народном предании, в героическом эпосе и сказке, т.е. фольклорном наследии хакасского этноса. Например: «Пуга Моке муус чаачахтыг, аныц пір бкіс чеені тыт чаачахтыг полтыр» (Пуга Моке со сложным луком, его осиротевший племянник был с простым луком сделанным из лиственницы), «Алты частыг Халдама сарыг муус чаач,ахтыг кірізін, анда тыыдыбызып анда кіцірет тур» (Шестилетний Халдама подтянул тетиву сложного лука с накладками из рога и х испробовал в натяг).9 У охотников луки были двух типов - сложный и Г простой. Изготавливали сложный лук из кедра или лиственницы и обклеивали жилами при помощи рыбьего клея или клея, сваренного из » рогов и копыт.10 Сложносоставные луки были с костяными накладками, J сделанными из рогов горного козла - «теке». Для упругости концы лука загибались вверх и притягивались к дуге крученой сухожильной пружинящей нитью - «сал». Тетива - «кириш» изготовлялась из скрученных овечьих кишок, спинных жил скота или кожаных ремешков из воловьей шкуры. Поражающая дистанция достигала до 200-300 шагов. Футляр для лука - «садах», имевший форму полумесяца, носился за спиной. Верхний чехол для лука - «чазаа» делался из барсучьей шкуры и надевался на саадак. Он предохранял лук от сырости.11 Сложный лук представлен в экспозиции Хакасского краеведческого музея. Древко лука сделано из кедра, длиной 175 см., без тетивы12. О сложном луке хакасов в свое время отметил А.П. Степанов: «Упругий лук, длиной в 2 аршина, стянутый тетивой из толстой, как бечева, струны, имеет обыкновенную форму. Он оклеен сверху берестой и обложен внизу роговой накладкой. Чтобы при спуске стрелы тетива не ушибала правой руки, прикрепляется к ней ниже кисти, на запястье, костяной выгнутый щиток. Стрела бьет зверя на выстрел винтовки, а иногда и далее, смотря по устройству лука, сил и искусству стрелка».13 Простым луком охотились на мелких пушных зверьков, его изготавливали из лиственницы длинной более одного метра. Простыми и сложными луками со стрелами также охотились тувинцы, алтайцы и шорцы. У тувинцев сложный лук был М-образной формы, склеенный из нескольких кусков рога (обычно использовали рога маралов, отпавшие в марте) и слоя дерева, а также сухожилий. Луковище, длина которого достигала 2 м, обклеивалось полосками бересты. Тетиву делали из кожи, скрученной с жилой марала. Простой лук они также изготавливали из лиственницы, но использовали и ель. Для этого срубали дерево, раскалывали ствол вдоль и отбирали для луковища часть (крепь), которую затем обрабатывали ножом. Для большой упругости к луковищу приклеивали, сухожилие. Тетиву связывали из скрученной кожи лошади, лося и медведя.14 О сложном луке шорцев отметил Л.П. Потапов следующее: «Внешний вид шорского хорошо помнят жители нижнего течения р. Мрассы. По их рассказам -это был сложный охотничий лук, который делался из нескольких пород дерева и имел роговую обкладку».15 Простой лук они делали также из дерева. Тетиву свивали из толстой конопляной бечевки.16 У алтайцев сложный лук также обкладывался роговой обкладкой из рога, горного козла (теке).17 Из описаний видно, что у этих народов луки по конструкции были схожи, сложные - обкладывались роговой накладкой, простые делались в основном из лиственницы.

Пушной промысел

В охотничьем промысле хакасов важным направлением являлся пушной промысел. В средние века и вплоть до середины XIX в. хакасы платили ясак пушниной, которая являлась и эквивалентом для обмена товаров. О значимости пушного промысла справедливо отметил К.М. Патачаков: «Царизм от пушнины сибирских народов извлекал огромные доходы. Поэтому царское правительство поощряло охоту хакасов, особенно на пушных зверей. Почти до середины XIX в. русским купцам и местным торговцам запрещалось до сбора ясака для правительственной казны, вступать в торговые отношения с местным населением».147 Иногда хакасы откупались шкурами зверей: «И они де, кыргызские князцы и улусные люди, собрав за Кару с сыном сорок бобров, да семдесят соболей, да двои ферези камчатые холодные, да шубу соболю, да две рыси, да две шубы волчьи послали с Кариною женою в Томской город. И отпустили Карину жену в Кыргызы».148 Кроме того, пушнину обменивали на другие товары потребления. Например, этнограф В.Я. Бутанаев отметил: «Вплоть до начала XX в. единицей обмена между хакасами и тувинцами служили связки из 100 беличьих шкурок. Вероятно, в древние времена беличья шкурка служила эквивалентом и при торговых сношениях со Средней Азией. Например, у народов Южной Сибири белка называется «тиин», а у тюрков Средней Азии так называют мелкую монету».149 Как уже отмечалось, пушнина являлась источником уплаты ясака. Например, платежной душой -«ухчы» (букв, боец, стрелок) считался мужчина в возрасте от 18 до 50 лет и с каждого «бойца» взимался ясачный сбор пушным зверем: или один бобр, или три соболя, или 300 белок. Ясак собирали два раза в году: весной в апреле-мае и осенью в ноябре-декабре. В XIX в. в связи с развитием товарно-денежных отношений и с уменьшением улова ценных пушных зверей, взнос ясака стал производиться деньгами. Во второй половине XIX в. с каждой бойцовской души собирали подушную подать весной и осенью по три рубля, т.е. шесть рублей в год.150

Из пушных зверей добывали белку «тиин», соболя «албага», колонка «холнах», горностая «хара хузурух», хорька «сарлаах», бобра «хундус», выдру «хамнос», бурундука «кбрік», лису «тулгу» и зайца «хозан», а в современное время и норку. Главными объектами пушного промысла были белка и соболь, а остальных мелких пушных зверей добывали во время беличьего или соболиного промысла. Специально также охотились на лису, норку, иногда даже на бурундука. Также в этом направлении охоты рассматриваем охоту на волка, рыся и росомаху, так как этих зверей добывали исключительно из-за шкур. Сезон охоты на пушных зверей начинался в октябре, с первых снегов, и заканчивался в марте. Охотились на этих зверей коллективно и индивидуально.

В пушном промысле наиболее доходным считалось белкование. За сезон добывали от 50 до 300 штук белок на человека. В XIX в. цена шкурки белки колебалось от 6 до 25 коп. Этим промыслом зарабатывали от 10 до 100 руб. на двор. Например, Тихон Кичеев добыл 118 штук белок и продал их за 29 руб., когда Иван Бурнаков продал 35 п. разного хлеба и два мешка картофеля всего на 17 руб. Это сопоставление говорит о немаловажной роли охоты в хозяйстве хакасов. В указанный период некоторые хакасские баи занимались коммерческой деятельностью. Согласно архивным данным, весной Афанасий Тиников купил 5000 беличьих шкурок на 650 руб., а осенью продал эти же шкурки за 750 руб, т.е. его доход составил 100 руб.151

Беличий промысел начинался в октябре, заканчивался в декабре. На промысел белки уезжали в тайгу на месяц или на 1,5 месяца. Некоторые охотники промышляли белку возле населенного пункта. Если уезжали в тайгу, то охотники объединялись в артели (аргыс) от трех до шести человек, иногда больше. На этот счет существует хакасская пословица, которая гласит: «Аргыс чох, тайгаа чбрбечец». - «Без артели нельзя ходить в тайгу».

Руководил всей охотой «одаг пазы» (букв, глава артели). Он являлся старейшинам и опытным охотником. Глава артели следил за порядком и дисциплиной во время промысла, и его приказания беспрекословно исполнялись остальными членами охоты. Шкурки убитых зверей хранились у этого же охотника.

Псе продовольствие и провизию таежников доставляли на конях, иногда пешком. Некоторые охотники своих лошадей оставляли в тайге до окончания промысла, но обычно коней отправляли назад в аал. Этим делом занимались подростки, они же приезжали за добытчиками в тайгу в условленное время. Если охотники оставляли коней в тайге, то их кормили сенном, заготовленным сеноставками (садах).152

Наиболее распространенный и эффективный способ белкования -ружейная охота с собакой. У каждого таежника была своя охотничья собака. Хорошие охотничьи собаки очень дорого ценились. Согласно архивным данным, хорошую охотничью собаку не меняли даже на коня.153

По сведениям информаторов, собак для охоты специально не обучали: «Ацначац адай позы ацнапча». - «Охотничья собака сама будет охотиться». Процесс охоты белкования происходил следующим образом: «Собака по свежему следу находила белку и загоняла ее на дерево. Своим лаем она сообщала хозяину о «добыче». Охотник, услышав лай собаки, подходил к дереву и, разыскав спрятавшегося зверька, стрелял обычно в голову белки, чтобы не испортить шкурку. Таким способом в день-добывали от 10 до 20 белок.154 Этот способ практиковался всеми тюрками Саяно-Алтая. Тувинцы, в отличие от хакасов, отправлялись на охоту верхом на оленях или лошадях, также с собакой. СИ. Вайнштейн об этом пишет: «На промысел они выезжали артелями в два-четыре человека на оленях или лошадях, взяв собой собак. Промышляя белку, в основном полагались на собаку. Услышав ее лай, охотник подъезжал к дереву, среди ветвей которого скрывался зверек, слезал с оленя или лошади и, увидев белку, стрелял, стараясь попасть в голову, чтобы не испортить шкурку».155 Карагасы также добывали белку в первый период зимнего сезона охоты с помощью собаки. Об этом способе охоты у тофалар указал Б.Э. Пэтри: «В осенний период зимнего промысла ее (белку - К.А.) добывают при помощи собаки».156

Во второй половине XX в., хакасы ловили белок также железными капканами. По сообщению информатора В.П. Боргоякова, он ловил белок железными капканами «хахпан». Капканы ставил под деревьями, при этом их маскировал, так он успешно добывал белок, в среднем 100 штук за сезон.

Некоторые охотники ставили на белок плашки - «паспах». Приманкой для белок служили некоторые виды грибов, чаще всего маслята, опята и кедровые орехи. Добытая плашкой белка продавалась по 1 сорту.157 Плашки практиковались также у алтайцев (агаш дер), ими ловили белок, горностаев, бурундуков, зайцев и других зверьков.

Способы и приемы ловли рыбы

Коренное население таежной зоны Хакасии, кроме охотничьего промысла, занималось рыболовством. Жители степных районов республики рыбной ловле не придавали большого значения. Согласно фольклорному наследию хакасского этноса, предки степных хакасов негативно относились к речной рыбе, даже испытывали к ней отвращение, называя ее иносказательно «суг хурты» - букв, водяные черви.1 Иное противоречивое отношение к рыбе было у таежных хакасов, у них она являлась неотъемлемой частью пищевого рациона. Столь значимое значение рыболовства отразилось даже в лексике хакасского языка. Например, существует загадка о рыбе: «Істі інгеліг, тасты таналыг». — «внутри иголки, снаружи перламутр».2 Кроме того, хакасы выработали специальные половозрастные названия для хариуса (как самой вкусной таежной рыбы): «сахчых» - однолетний хариус, «сарганах» -двухлетний хариус, «сарга» -трехлетний хариус, «хоора» -четырехлетний хариус, «хара хоора» — пятилетний хариус, «кок хоора» - «патриарх» хариусов. Также, в хакасском языке существуют термины, обозначающие частей рыбы: «атпах» — жабры, «алнындагы ханаттар» - передние плавники, «соондагы ханаттар» - задние плавники, «палых хастыргы» -чешуя рыб, «палых істі харны» — внутренности рыбы, «палых істі чаа» -внутренний жир, «узурген» — икра рыб, «майыс» - молоки рыб, «уйбут» -слизь рыб и др.3

В реках Хакасии водилось всего около 20 различных видов рыб: таймень (пил), осетр (сарыр палых), стерлядь (осхай), ленок (кускус), хариус (хоора, ах палых), щука (сортан), окунь (ала пуга), елец (номза), налим (хорты, миндір), пескарь (пудуре, сиирес), карась (пазыр), усач (саглах) и др. К наиболее ценным породам рыб относились осетр, стерлядь, хариус и таймень. Осетр, как самая большая и ценная рыба, отмечен в китайской летописи: «Из рыб есть одна, длиною около семи фунтов, гладкая без костей, рот под носом».4 Столь разнообразная ихтиофауна в таежных реках диктовала, прежде всего, различные способы и приемы ловли рыбы, а также различную рыболовную снасть.

Главными рыболовными снастями для хакасов служили невод (сбзірбе), сеть (пуу), верша (суген),5 котцы (толацат), также была распространена удочка (хармах). Кроме того, рыбу ловили петлей (тузах), стреляли из лука (охча), били острогой (сасхыс).6

На больших реках рыболовы использовали лодки — «киме». Лодки у хакасов были двух типов. Первый тип - берестяные лодки - «тос киме». Такую лодку делали следующим образом: разваренную в котлах бересту сшивали в два слоя гибкими кореньями черемухи и крепили на деревянном каркасе. Длина берестяной лодки достигала 5 метров. Этими лодками пользовались еще в XIX в., хотя они были полностью вытеснены долбленками. Второй тип - лодки-долбленки — «киме». Для изготовления лодок-долбленок организовывались небольшие артели из 3-5 человек. По островам Абакана, Енисея и Июсов срубались крупные тополя (хара тирек). Сначала выстругивали приблизительно форму лодки длиной в 6-7 м, затем сердцевину выдалбливали специальным топориком - «адылга».7 На дне просверливали ряд отверстий, куда вбивали колышки из коры тополя (собра). Они определяли толщину лодки и являлись ограничителями при выдалбливании сердцевины. Для разведения бортов требовалось большое мастерство, ибо при небольшой оплошности дерево раскалывалось. Перед разведением бортов внутрь наливали воду, в которую опускали раскаленные на огне камни. Так, горячей водой дерево распаривали, разводились долбленки при помощи упругов - «киргіс». Некоторые опытные мастера могли даже наизнанку выгнуть борта лодки.8

Как было отмечено, главными рыболовными снастями были невод, сеть, верша, котцы. Невод хакасы плели сами из волокна дикой конопли (киндір). По сведениям информаторов этим занятием занимались в основном женщины, но также плетением невода занимались мужчины. Размеры неводов, прежде всего, зависели от реки, т.е. если река была большая, то длина невода достигала до 20 м, ширина до полутора -двух м, а иногда даже больше, если она была небольшой, то длина невода составляла около 5 м, ширина 1,5 м.9 Нижняя часть невода снабжалась грузилами, а верхняя -поплавками. Грузилами служили обыкновенные камни, которые привязывались конопляной нитью. Поплавки (халгахтар) делали из бересты (тос), которую просверливали или закручивали и привязывали ее также конопляной нитью к неводу, но чаще всего делали поплавки из дерева (агас халгахтар). На рыбалку хакасы брали с собой готовые конопляные нитки и поплавки, так как во время рыбалки в неводе может образоваться какая-нибудь дыра, которую зашивали, или мог развязаться поплавок, который также при необходимости заменяли. На двух концах привязывали палки (тайахтар) длиной от полутора до двух метров, с помощью которых направляли и вытаскивали невод.

Неводом рыбачили коллективно, четыре-пять человек, весной, летом и осенью. Процесс рыбалки происходил следующим образом: двое с неводом заходили в воду, один спереди, другой сзади, а другие члены рыбалки ждали на берегу. Функция первого рыбака заключалась в том, чтобы, войдя в воду, обойти и захватить «условленную» яму, т.е. как можно ближе приблизиться к оврагу другого берега, и захватив эту яму, быстрее вытаскивать невод. Функция второго рыбака: он должен был медленно отпускать невод, перегораживая проток реки, идти за первым рыбаком, и, если первый рыбак обходил яму, то они оба должны одновременно вытаскивать невод.10

Другие члены рыбалки ждали улова, в случае, если возле ямы было много заваленных деревьев, то они кидали туда камни, чтобы рыбы выплыли из своих «убежищ». Когда рыбаки собирали улов, то некоторые из них, взяв рыбу, бросали ее на камень и при этом говорили: «Чоныц сыхсын».11 (Чтобы поймалась большая, рыба). Если попадались мальки (кічіг палыхтар), то их бросали обратно в воду, чтобы не рассердить «суг ээз1». Исследователь К.М. Патачаков отметил о весенней рыбалке с неводом: «Весной три-четыре группы объединялись в одну артель. Неводы связывали один к другому в длину, достигавшую до 60-70 м. Один конец такого невода держали на берегу, а с другим на лодках заезжали по реке и волокли к берегу». Осенью хакасы аналогично рыбачили неводом. Когда наступали первые заморозки и вода становилась холодной, то передним концом невода управляли специальным жердем (сыраньщ), чтобы не заходить в воду. Для этого на переднем нижнем конце невода, где была привязана передняя палка (тайах), делали петлю, в то же время привязывали к этой палке аркан. Затем брали жердь, длина которой достигала до 10-15 м, на одном конце которой была сделана зарубка (киртік) для петли.

Правила таежного быта охотников

Таежный быт хакасских охотников был весьма своеобразным. Хакасы, как правило, во время промысла объединялись в артель - «аргыс», состоит ну ю і-гз 4-6 человека. Хакасское название артели «аргыс» исторически взаимосвязано с древнетюркским словом «аркыш» — караван. 11о неси видимости, охотники отправлялись в далекий путь, как караваны купцов для добычи ценных товаров.1 Охотничья артель состояла из родственников по отцовской линии — «харындастар» или промышленников одного аала. Аналогичные объединения охотников существовали среди других тюркоязычных народов Саяно-Алтая. Однако для тувинцев родственный признак не являлся главным критерием в организации охотничьей артели. Так, например, пишет СИ. Вайнштейн: «Охотничьи артели в конце XIX - нач XX в. создавались независимо от родственных отношений, главным образом на основе более или менее равных по возможностям успешного участия в промысле, при чем нередко в них входили представители различных аалов».2 Как отмечали многие исследователи, хакасы являлись страстными охотниками. Так, об этом Д.А. Клеменц упомянул: «Сагаец кроме скотоводства, земледелия - страстный охотник. Я сам видел, как местный старик около семидесяти лет на войлок плакал и кричал, дайте мне ружье, дайте мне ружье. Он слышал и заметил, что люди помоложе его собирались и ушли на промысел. Сердце промышленника тосковало, он бился и метался, пробовал ночью уползти из юрты, его держали под домашним караулом. Он напоминал мне перелетную птицу, запертую в клетку».

Руководил всей артелью - «одаг пазы» (букв, глава артели). Одаг пазы был самым опытным и старейшим из охотников. В его обязанности входило следить за порядком и дисциплиной во время промысла, соблюдать обычаи и обряды таежников. Остальные члены артели были разных возрастов. Юношей приучали к охоте с 15 лет — возраст хакасского совершеннолетия. К 18 годам, ко времени начала уплаты ясака, они становились самостоятельными звероловами. В их обязанности входили второстепенные работы: носить воду, заготавливать дрова и др. Старшие учили их охотничьему мастерству; как нужно подкрадываться к зверям, как стрелять их, где обычно водятся звери и птицы и т.д. Кроме этого, они учили молодых, как нужно снимать шкуры с добытых зверей, как обрабатывать тушу зверя, а также к бережному отношению к природе.

До присоединения к России таежные массивы Хакасии были поделены на родовые охотничьи угодья. Например, койбалы за промыслом ходили за Енисей, в верховья р. Тубы и р. Ои. Другим же родам промышлять в этих местах не позволяли. Модары охотились по р. Амыл, где до сих пор сохранилось местность под названием «Мотрское болото». Сеок тумат зверовал в верховьях р. Белого Июса в урочище «Тумат сазы» - Туматское болото. Белтыры охотились в дебрях долины р. Хан-Тегир, сеок табан охотился в долине р. Джебаж, сеок хобый - по р. Аны, сагайцы - по горам Кузнецкого Алатау. Еще в начале XIX в. сеок том занимался «звероловством на землях своего рода», т.е. в верховьях р. Томи.4

После присоединения Хонгорая к России, в связи с разрушением родовых устоев и созданием новых административных единиц, охотничьи угодья стали превращаться в участки общего пользования. Значительная часть звероловных мест правобережья Енисея была захвачена русскими крестьянами. Например, 1824г. охотники Койбальской думы жаловались: «Шушенской волости разных деревень крестьяне имеют на нашей земле на разных реках Ое и Кебежу для загнання степной дикой козы огороды, где наши как предки, так и отцы промышляли».5

В XIX в. таежные массивы, окружающие Хонгорай, стали составлять общее владение хакасских ведомств. Согласно 38 проекта свода степных законов: «Все и каждый из 4-х родоначалий могут производить сей промысел беспрепятственно, во всех концах владений, принадлежащих совокупно всем родопачалиям». В .1839 г. Качинская дума сообщала: «звероловные места есть принадлежность целого, а не одной части инородческого общества Каминского родоначалия». В 1843 г. койбалы утверждали, что с сагайцами «мы промышляем зверя в одних и с ними в тайгах и в одно время».6 Таким образом, в рассматриваемый период, кызыльцы, качинцы и сагайцы охотились вместе в горах Кузнецкого Алатау; сагайцы и койбалы промышляли в Сабинских тасхылах; качинцы и койбалы отправлялись за Енисей в тайгу Восточных Саян; сагайцы и бельтыры добывали зверей в горах Хызыл Тобрах - за р. Томь; по р. Казыру - приток р. Томь; в верховьях р. Аскиз - гора Харлыган, Тигір Тізі, в верховьях р. М. Есь - гора Сахчах.

Разделение участков осуществлялось по праву первозахватного пользования. Для закрепления охотничьего участка ставились балаганы — «одаг». Например: по р. Джебашу находились участки Онас одаг, Плат одаг и т. д; по р. Б. Июс - Прок одаг, Ториче одаг и др. За разрешение охотиться на закрепленном участке чужие охотники платили 5 руб8 ( царских монет ) и ставили угощение главе охотничьего угодья. В некоторых случаях они выплачивали стоимость шкурками пушных зверей — от 30 до 50 белок.9 Охотничьи угодья не представляли собой предмет споров. Если кто-то без разрешения промышлял на чужой территории, то у него отбирали всю добычу и даже телесно наказывали.

В XIX в., вплоть до второй половины XX в., звероловы во время промысла жили в балаганах — «одаг». Согласно исследованиям этнографов, слово «одаг» происходило от корня «от» - огонь, огнище.11 Балаган делали из сучьев пихты, ели или из расколотых досок из этих же деревьев.12 Одаг обычно сооружали под кедром или под пихтой. Размеры балагана зависели от количества охотников. В одном одаге располагались 4 человека, если тероловов было больше, то строили 2 балагана. В отличие от хакасов, і у нипцы и карагасы строили одаг, только в непогоду. Возле балагана устраивали лабаз для продуктов (тасхах), шест (сарчын) для вешания ружья и боеприпасов. Ружья и боеприпасы оставляли вне одага для безопасности, так как внутри него разводили костер, и в любой момент при оплошности мог возникнуть пожар. Одаги просуществовали вплоть до второй половины XX в. Следует отметить, что наряду с одагами, еще в начале XX в., у хакасов (кызыльцев) появились срубные избушки, называемые «ыспачдх». Со П-ой половины XX в., эти срубные избушки «кирткен турачах» получили широкое распространение.14 Размеры избушек были разными, в зависимости от числа звероловов. Если избушку делали на 5 человек, то размером она была 4x4 м. Внутри возле входа, на левом или на правом углу избы, устанавливали железную печь. В остальной части сооружали нары. Крышу делали односкатной или двускатной, которую покрывали жердями или досками. Следует отметить, в некоторых случаях и в наши дни некоторые таежники по-прежнему сооружают традиционные одаги.

Похожие диссертации на Таежные промыслы хакасов в XIX - XX вв.