Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционные рыбные промыслы уральских (яицких) казаков Ким, Галина Петровна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ким, Галина Петровна. Традиционные рыбные промыслы уральских (яицких) казаков : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Санкт-Петербург, 1995.- 217 с.: ил. РГБ ОД, 61 95-7/287-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Общая характеристика территории уральского казачьего войска/рыбные промыслы как важнейшее направление традиционного хозяйства .

1. Особенности заселения территории Уральского войска. 29

2. Формирование рыбных промыслов как важнейшей отрасли традиционного хозяйства региона . 36

Своеобразие уральского общинного рыболовства...40

Виды рыбных промыслов 45

Учуг в уральской рыбопромысловой системе 48

Значение рыбных промыслов для жизни войска

Речные промыслы

1. Осенняя плавня L.

Общая характеристика багренного цикла и рубежей промысла О L

Презентное багренье 94

Малое багренье Большое багренье 3. Лов "реЖаками" и "сижами" 101

4."Зимние невода" 5. Весенняя /севрюжья/ плавня - З 6. Запретный период 112

ГЛАВА 3. Морские промыслы 114

1. Аханное рыболовство 116

2. Весеннее курхайское рыболовство 123

3. Другие морские промыслы 129

ГЛАВА 4. Рыбные промыслы в культнрном аспекте 133

Заключение 158

Список сокращений 161

Список литературы 162

Список иллюстраций 183

Приложения

Формирование рыбных промыслов как важнейшей отрасли традиционного хозяйства региона

Формирование казачества как сословия завершилось в Донском, Яицком,Терском войсках в XIX в.полным подчинением центру и регламентацией правительством всех сторон жизни казаков.Государство как верховный собственник земли передало казачьим войскам на "вечное пользование" территории (16),которые те занимали,определило характер привилегий и повинностей казаков.Они были освобождены от рекрутских повинностей и от уплаты государственных податей, получили права беспошлинной торговли в пределах войсковой территории,безоброчной ловли рыбы,соледобычи и др.Главными обязанностями казаков стали военная служба,регулярная уже с начала XUU в.,постоянная охрана границ,занимавшая до 1/3 наличного состава войск, многочисленные командировки за пределы войсковых территорий.Знание быта,культуры и языков соседних народов делало казаков незаменимыми помощниками в научных экспедициях,дипломатических миссиях,торговых обменах.

Служба в XUIII в.длилась 25-35 лет,в XIX в.- 20 лет,у уральских казаков - 22 года.Казачеству,принимавшему участие почти во всех войнах,которые вела Россия в ХИН - начале XX вв..принадлежит особая роль в ее военной истории,в формировании незыблемых традиций воинского долга,взаимовыручки,боевого товарищества.

В число повинностей,выполняемых казаками,входили ремонт дорог,мостов,крепостей,казенных зданий,межевание земель,перепись -населения и пр.Часто повинности такого рода неслись за счет войсковой казны. Специфический и этнокультурный облик казачества,особенности формирования и существования в качестве особой сословной группы выделили его среди других групп восточнославянского населения страны.Казачья община на всем протяжении своего развития в организационной структуре хранила традиции казачьей "вольницы" XU -XUI вв.Представления об общей исторической судьбе,родстве всех казачьих войск,укладе жизни,унаследованном от предков,определили особенности самосознания казачества.Традиционным нравственным ценностям,таким,как свободолюбие,преданность воинскому долгу, коллективизм,взаимопомощь в разных сферах деятельности,физическое и нравственное здоровье,принадлежало особое место в формировании самосознания.

Истинный смысл своего существования казаки видели в служении Отечеству,которое в силу древнего характера взаимоотношений с верховной властью стало восприниматься как служение царю: казаки поступали на службу именно к царю,а не государству вообще,само же представление о государстве персонифицировалось в царе - конкретной личности,образе или идее власти.Поэтому казачество,своими правами,привилегиями обязанное самодержцу,видело в службе исполнение своего гражданского и воинского долга.

Но отношение к центру и государю не было однозначным.Оппозиция центру,упорное отстаивание независимости казачьих войск,безусловно,повлияли на самосознание казачества (16а).

"Попыткам командовать вне строя,...особенно если эти попытки посягают на обычаи и нравы рыболовства..." уральские казаки всегда были готовы дать отпор.В 1889 г.войско не подчинилось не - 15 -обдуманному распоряжению наказного атамана о продолжении презент-ного лова на следующем участке.Его опрометчивая фраза:"Прикажу на песке осетров багрить,- будете багрить,пока не прикажу оставить..."- едва не стала началом бунта.Испуганный атаман вынужден был повиниться перед войском:"Простите,господа войско.9 по новости ваших обычаев еще не узнал..."(17).

Первое Положение об Уральском войске 1803 года,отменявшее старинный обычай "наемки" (18) на службу,вызвало мятеж,подавленный правительством."Наемка" же была восстановлена в 1806 году.Еще больший протест вызвало Положение 1874 года,за непринятие которого последовала высылка наиболее упорных в Среднюю Азию (19).Подчинение этой реформе рассматривалось казаками как отступление от веры и отречение от дарованных прав,от искони установленного самим войском порядка не допускать никаких нововведений извне.Этим же объясняется противопоставление казачества как особой общности не только государству,но и другим группам населения,проживавше гона войсковой территрории,а также российским крестьянам/"мужикам"/

Учуг в уральской рыбопромысловой системе

Самобытность внутреннего устройства "полувоенной,полурыбачьей1 общины особенно ярко проявилось в хозяйственных занятиях уральцев. Так,сенокос в войске начинался в определденное время для жителей какой-либо станицы,причем рабочих из иногородних разрешалось иметь не более одного на каждого казака,Земля считалась чьей-либо,пока она распахана и засеяна,как только урожай снят,она ничья,войсковая. Даже сбор ягод /"торна"/ разрешался лишь с определенного срока.Не вовремя казак не имел права нарубить талов /лозы/ для плетня,нарезать камыша на топливо и пр."И на багреньи.на сенокосе,на плавне, как и на гулебщине (96) за зверьми,казаки ... все делают с удара, наперегонки,всем войском,командой,народом.Бродячей,всегда оживленной ватагой бросаются они в горячем азарте на травы,на рыбу,на вырубку тальников,словно на нечачянно найденный заветный клад "(97)

Общинная система рыбных промыслов возникла,вероятно,с начала существования яицкого войска: выходить на промысел свободные от службы казаки могли только вооруженные,чтобы обезопасить себя от нападений кочевников.Выбранный для наблюдения за порядком на лове атаман в случае необходимости принимал на себя обязанности воинского начальника.Посторонних /не казаков/ на рыболовстве не могло быть,т.к.сам промысел носил характер военной экспедиции."При такой организации военная служба и промыслы сливались в одно целое"(98).

В дальнейшем такие установки,продиктованные самой жизнью, становились основой общих для всех казаков законов и ненарушаемых обычаев.Так,например,возник принцип личного участия в промыслах с запретом участия рабочих и посторонних лиц.В целом в промысловом лове дольше всего сохранились старинные принципы устройства общины.

Внешне такая общность на промыслах долго выглядела почти идиллически.Лов начинался в строго установленные день и час,по определенному сигналу в присутствии всех допущенных к промыслу казаков.В строй вставали "без чинов"грядовой казак наравне с офицером. Промысловый атаман следил за соблюдением правил лова всеми участниками.Веками определенные участки промыслов давали возможность близкого общения казакам,съезжавшимся к рубежам из разных мест.По мнению В.Г.Короленко,"походы на рыбу всем войском содействуют в высшей степени сохранению на Урале казачьего быта и типа.Войско в эти периоды чувствует свое единство.На привалах кипят религиозные споры,распространяются политические новости.В старину всякая смута зарождалась в этих походах.Пугачев тоже собирался "объявиться" на плавне,но старшинская верхушка и осторожный Симанов отменили тогда осенний лов..."(99 ).

Но самый принцип равноправия всех членов общины нарушался уже в определении участников главных рыболовств: к промыслам допускались лишь действительно служащие и жалованные /получающие жалование/ казаки.Значительная часть войскового населения - отставные, "неверстанные" казаки,поселенцы - была лишена этого права.

С введением в І801 г.Войсковым управлением разрешений на лов -ярлыков "за печатью" /по-казачьи -"печаток"/ усиливается социальная дифференциация среди казачества.Атаманско-старшинская верхушка получила права на несколько паев,для неимущих казаков приобретение пая было прямым путем в кабалу.Богатые казаки,имеющие лучшие снасти,могли теперь нанять работников,скупить несколько ярлыков.Рядовым же казакам на промысле предстояла борьба не только с природой,но и с капиталом,постепенно уничтожавшим общинные правила рыболовства,порождавшим хищническое отношение к общинному богатству.Неимущие казаки объединялись в компании по 5-6 человек,деля всю добычу поровну.Доля эта,конечно,была несравнима с доходами зажиточного казака.Реальную возможность рыбачить среди допущенных к промыслу казаков имели не все,т.к. для этого необходимы были значительные средства,

Разногласия между членами казачьей общины проявлялись и в отношении к рыболовному атаману - начальнику промысла,первоначально выбираемому казаками,а затем назначаемому Войсковой канцелярией. Почетная и материально выгодная должность занималась обычно ставленниками старшин,что вызывало недовольство рядового казачества. Так,в 1734 г. в жалобе на атамана Г.Меркульева казаки указывали, что "сын ево,атаманов,Иван Григорьев,почти повсягодно бывает на рыбной ловле при казаках атаманом"!100).Права,которыми наделялся промысловый атаман,давали ему большие возможности "отсеивать" от лова неугодных казаков.

Впрочем,уральская летопись хранит память и об ином понятии должности и честного имени.В 1863 г. плавенным атаманом был назначен уже известный историк и бытописатель казачьего края И.И.Іе-лезнов.Наказной атаман сделал ему выговор за якобы небезкорыстное потакание казакам на промысле.Железнов не снес позора незаслуженной обиды и застрелился.

Общая характеристика багренного цикла и рубежей промысла

Съезд к рубежу,назначенному на день,начинался не ранее 10 часов утра,чтобы все участники лова,многие из которых из-за холодов ночевали на близлежащих форпостах и хуторах,имели время для сбора.

При съезде на сборный пункт каждый казак стремился занять наиболее выгодную позицию,с которой быстрее можно было домчаться до рубежа.Нужно было обладать изрядной ловкостью,сноровкой,чтобы в шуме,толкотне.а то и драке не повредить багров своих и соседских. Наказание со стороны атамана и его помощников /эртаульных/ следовало незамедлительно: у провинившегося казака обрубали багры и гужи.Потеря в горячую пору драгоценного времени оборачивалась крушением надежд на удачный лов в выгодном месте.Так же наказывали и того.кто решался окольным путем скакать к рубежу.Поэтому соблюдение единых для всех правил,уважение чужих прав возводилось в ранг неписанных законов (205).

На багреньи.как и на других главных и второстепенных видах промыслов.казаки объединялись в артели по 6-15 человек,члены которых оказывали друг другу помощь в лове и делили добычу по паям. Воз с провизией тоже был общий.

До 1821 года после условного знака - пушечного выстрела.обозначавшего начало промыслового дня.баграчеи кидались в сани и сломя голову мчались к ятови,чтобы успеть раньше других разбить прорубь в заранее облюбованном месте.Поводом для прекращения скачек на ятовь стали оттепели в конце 1821 года,когда лед оказался тонок и ненадежен.С этого времени казаки выезжали к месту сбора на лошадях,затем пешком отправлялись к рубежу и ожидали сигнала по обоим берегам /см.прил.,илл.16,рис.2/,соблюдая глубокую тишину, чтобы не испугать рыбы прежде времени.Багренье стало называться пешим (206).

В целом картину багренья можно определить как непрерывное движение: стремительный бег после сигнала,отточенная быстрота в пробивании прорубей,постоянная перемена мест в поисках более удачного, огромная масса бьющейся на льду рыбы,тщетно хватающей воздух жабрами...

Проруби /по-казачьи "пролуби"/ бились небольшие,полуаршинные при помощи пешен с рукояткой длиной до 13 вершков /5?.2 см./.Чтобы не упустить пешни в прорубь,на паховище привязывали шнур / гайтан"/,который баграчей надевал на руку,От осколков льда прорубь очищалась саком - проволочным овальной формы черпаком на деревянном черене /"саковище"/ с развилками.

Двигаясь вокруг проруби,баграчей быстрыми движениями опускал Оагор до дна и сейчас же выдергивал на длину размаха руки.От тьмы казаков на всем обозримом пространстве валил пар: шаркая,неистовая работа доводила до седьмого пота.Распаляла надежда достать в реке "годовое продовольствие на всю семью свою"(20? ).Не студила искателя нелегкого рыбацкого счастья и ледяная купель,в которую не раз приходилось окунаться на пути к берегу с добычей на импровизированном плоту - куске льда,способном удержать удальца с уловом и снастью і 208).

От ловкости,быстроты,умения зависела удача в этом соревновании "со зверем" - так уралец называл "красную" рыбу за особую ее ценность (209).Неумолчные крики баграчеев о помощи,которую мог оказать разве что соартельщик.чаще всего ни к кому не были обращены.Это было,скорее,традицией,способом выражения напряженного состояния.

Если же участок оказывался неудачным,рыбаки перебегали или, бросившись в сани,переезжали на другое место,выше или ниже того, где уже были разбиты проруби,но в пределах определенного на день рубежа.

Самарские,саратовские,московские купцы,как хищные птицы сопровождающие промысловое войско,зорко следили за каждым рыбаком, Иногда удача,присоединенная ко многолетнему опыту баграчея,помогала по неписанному промысловому обычаю выгодно выторговать поддетую,но еще не вытащенную на лед рыбу.Купец пытался по виду рыбака определить величину поддетой рыбы,казак хитрил,напрягая мускулы, придавая физиономии значительное выражение.Зная истинную стоимость своей добычи,баграчей заламывал двойную,тройную цену.Покупатель, горячась.пытался сбавить ее... Но сделка совершалась: каждый надеялся на свою выгоду.Суть этих отношений достаточно полно выражалась в коротком диалоге:

Другие морские промыслы

Правда,считать это суеверие распространенным только в казачьей среде,было бы неверным.Оно было широко распространено среди русских,украинцев,сербов (382 ).Д.К.Зеленин в своих работах (383) не только обобщил и интерпретировал почти все имевшиеся к тому времени опубликованные и архивные материалы,но и привел многочисленные данные,собранные им самим и его учениками и корреспондентами по поводу запрета спрашивать "куда едешь?" или "куда идешь?" у охотников и рыболовов.По мнению Д.К.Зеленина,важнейшим в этом случае следует считать табу вопроса,т.к.при отправлении на охоту или рыбную ловлю требовалось особое сохранение тайны.Как предполагал ученый,само слово "куда" могло сближаться по созвучию со словами с корнем "куд-".имеющими негативное,злокозненное значение /кудъ - кудесничество,колдовство; куд - злой дух,бес/.Примеры распространения подобного суеверия среди русских и греческих рыбаков Черного моря приводит А.И.Куприн в цикле рассказов "Листригоны"

Описанный И.И.Железновым Федор Попов "облавливал" всех на промысле и прослыл за то колдуном,ворожейцем:"ему шишиги /черти/ сажают на удочку белуг.Между тем мнимый колдун езжал в Саратов и Астрахань,встречался и беседовал со многими опытными людьми и кем-то посторонним, рыболовами; из разговоров с ними и собственных наблюдений дошел до открытия,что крючья без "наживы",т.е.без насаживания на них мелкой рыбы,гораздо "уловистее",чем с "наживой".Через несколько лет казаки,наткнувшись на стан Попова и пересмотрев его снасти,убедились, что они устроены не так,как у них,и пришли к выводу,что Фе (382 ).Топорков А.Л."На кудыкину гору"//Русская речь.1390.N З.с. І41-І44. (383).Зеленин Д.К. Русское закудыкать; этюд из социальной психологии языка //Siavia.1929.R.8.N 3; Он же.Табу у народов восточной Европы и северной Азии.Л.1929. дор Андреевич такой же православный,только поумнее их."С тех самых пор все рыболовы сделались колдунами...(384) Однако далеко не всегда так развенчивались суеверия.С навороженными баграми.началенными заговоренными омутами часто связывался успех на промысле,возможность "славно обрыбиться Ч 385.).

Плохой приметой на промысле считалось,если на багор попадала лягушка: это сулило неудачу на весь промысловый сезон.несмотря на перемену багра и места лова (386). Целебные свойства приписывались камню.очень редко попадавшемуся во внутренностях белуги /"белужьему"/.Он,якобы.помогал при родах (387). Нерушимой считалась традиция на багренье делить рыбу пополам, если ее подцепили два казака.Так же поступали и те,кто звал на помощь,будучи не в состоянии вытащить рыбу на лед (388).

Обряды,отражающие основное хозяйственное занятие казаков -рыболовство,к середине ХЇХ в.сохранились в масленичном цикле. Н.Савичев в этнографическом очерке "Увеселения в Уральском войске (389) приводит ряд примеров обрядов,обычаев,игр,связанных с различными временами года. По мнению Н.МДербанова (ЗЭО).савичевское описание масленицы наводит на мысль о том.что этот праздник сохранился у уральс (364).Железнов И.И. Указ.раб.с.35. них казаков в своем наиболее древнем,вероятно северном,варианте. Таков.например.обычай ряжения в "вывороченные наизнанку шубы" и к о ы о м н ы е"/в о й л о ч н ы е/ м а с к и.пол у ч и в ши е у к а з а к о в н азвание х а рюшки" .

Если в большинстве областей России масленичные обряды по преимуществу аграрные,то на Урале они приобрели своеобразие и оригинальность под влиянием рыболовства:"Две харюшки /маскированные/ ...едут...в старых челнах,привязанных к хвостам лошадей.на которых из всей упряжи только узда и возни.Раскидывают они сеть "ярыгу" .представляя плавенное рыболовство: в сеть бросается горбатый паяц,барахтается,кричит и жалуется,представляя из себя осетра,что ему не дают покоя в Урале и все ловят" (391).

Современные записи отражают варианты масленичных процессий в старину.Зто могли быть "сани с неводом,в которых казаки гребут веслами по снегу,невод разбрасывают" (392).

Участник первых послевоенных диалектологических экспедиций УПИ,краевед Б.Б.Пышкин подтверждает фрагментарное бытование обрядов, исполняемых только на весенне-летних промыслах:"Антоновски, братцы.орнем!"Орали - благодарили Урал после того,как удачно метнут невода,на плавне - в конце рубеяа...(393).Только у Б.П.Прав-духина полностью описывается обряд.совершавшийся после удачной ловли воблы весной в старице: казаки,встав на четвереньки.поползли к реке,"окунули три раза голову в ледяную воду и ... гаркнули в тишину:"Бры-ы-ыт.о-о-ор-нем!"Их утробный клич эхом отозвался на