Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционный костюм обских угров Богордаева Аксана Александровна

Традиционный костюм обских угров
<
Традиционный костюм обских угров Традиционный костюм обских угров Традиционный костюм обских угров Традиционный костюм обских угров Традиционный костюм обских угров Традиционный костюм обских угров Традиционный костюм обских угров Традиционный костюм обских угров Традиционный костюм обских угров
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Богордаева Аксана Александровна. Традиционный костюм обских угров : 07.00.07 Богордаева, Аксана Александровна Традиционный костюм обских угров (Классификация, функции, развитие) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 СПб., 2005 347 с. РГБ ОД, 61:06-7/250

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Материал и технология изготовления одежды 29

1. Материал для одежды и технология его обработки 29

2. Материал для украшения одежды и технология его обработки

3. Утварь для шитья и хранения одежды 101

Глава II. Классификация и типология одежды 117

1. Состав костюмного комплекса 117

2. Типология элементов костюма по покрою (одежда, обувь, головные уборы) 149

3. Динамика локальных костюмных комплексов 192

Глава III. Классификация одежды по функциональным признакам 214

1. Повседневный комплекс 215

2. Празднично-обрядовый комплекс 225

Заключение 244

Список литературы 250

Информанты 273

Географические сокращения 277

Список сокращений 279

Приложение 281

I. Таблицы 282

II. Рисунки

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Костюм, как часть материальной культуры, отражает особенности адаптации человека к окружающей среде. Обладая высокой степенью устойчивости в рамках традиционной культуры, он занимает особое место в ряду источников по культурогенезу. В то же время, изменяясь под влиянием природно-климатических условий, экономических, социальных и других процессов, костюм отражает динамику их развития.

В традиционном обществе одежда выполняет не только защитные функции, охраняя тело от реальных и воплощенных иррациональными представлениями опасностей, но и существует как часть человека, одно из его воплощений. В отличие от многих элементов материальной культуры, костюм непосредственно связан с владельцем и имеет индивидуальные характеристики, основывающиеся на принятых в обществе нормах. Он остается в числе главных факторов визуального восприятия человека, соотношения с какой-либо культурой, социальным статусом, профессиональной деятельностью и т.п. Проявляющаяся при этом знаковость костюма позволяет рассматривать его как одну из форм общения между людьми.

Изучение традиционного костюма в историческом, социальном и знаковом аспектах дает возможность определить специфику формирования человеческой культуры в целом и в ее локальных вариантах в частности. В этом отношении традиционный костюм обских угров представляет собой уникальный комплекс, сочетающий архаичные элементы с современными материалами. Налицо его многокомпонентная основа, в целом характерная для культуры хантов и манси. Она проистекает из ряда факторов: географического, этнокультурного, культурно-генетического и др. Заключается она в том, что у разных групп были созданы отличные по своей хозяйственно-культурной направленности комплексы. Эти различия нашли свое отражение не только в особенностях культуры, но и в языке. Лингвистические исследования XIX, а затем и XX веков позволили выделить в языках хантов и манси целый ряд диалектов [Кастрен, 1860; Штейниц, 1937; Баландин, Вахрушева, 1957; Терешкин, 1981; Хайду, 1985 и др.]. На основе лингвистического деления, а также особенностей культуры и быта принято выделять у хантов три основных этнографических группы: южную, восточную и северную, у манси -четыре: южную, восточную, западную и северную [Соколова, 1975а. С. 192-197; Федорова, 2000г. С. 4].

Южная группа хантов занимала в XVIII - начале XX вв. территорию в нижнем течении Иртыша до его впадения в Обь с притоками р. Кон да и р. Демьянка. В XVIII в. на р. Конда имел место процесс «вогулизации» хантов за счет переселения манси с соседних южных и западных волостей [Соколова, 1983. С. 55]. К началу XX в. эта группа хантов была частично ассимилирована татарами и русскими [Мартынова, 1998. С. 203]. Отдельные группы иртышских и демьянских хантов в XIX в. мигрировали в бассейн Средней Оби [Там же. С. 23]. Восточная группа хантов локализуется в пределах обских притоков pp. В ах, Васьюган, Тромъеган, Аган, Юган, Салым. У восточных хантов обнаруживается ряд параллелей с культурой кетов, южных селькупов и эвенков [Соколова, 1975а. С. 200; Лукина, 1985. С. 282; Мартынова, 1998. С. 204]. Северная группа хантов проживает в бассейнах нижнего течения Оби (на Малой Сосьве, в низовьях Северной Сосьвы, Казыме, Лямине, Куновате, Сыне, Полуе и Надыме). Традиционный хозяйственно-культурный комплекс у северных хантов обнаруживает элементы ненецкого, коми-зырянского и мансийского происхождения [Соколова, 1983. С. 44; Мартынова, 1998. С. 137; Перевалова, 2004. С. 300-304].

Южная группа манси занимала территории в бассейне pp. Тавда, Тура с притоками Ницей и Тагилом, Средней Камы с Иньвой и Чусовой. К XVII в. здесь произошла тюркизация мансийского населения, в XIX в. -русификация, а часть населения переселилась на Конду [Долгих, 1960. С. 34; Соколова, 1983. С. 97-98]. Восточных манси, расселявшихся в бассейне р. Конды, определяют как переселенцев с западных и южных территорий, смешавшихся с южными хантами [Соколова, 1979. С. 124-125; Мартынова, 1998. С. 28]. Позднее часть этой группы переселилась на Северную Сосьву, где вошла в состав северных манси [Соколова, 1979. С. 124-125; Федорова, 1994. С. 258]. В культуре северных манси, занимавших территорию бассейна Нижней Оби, Северной Сосьвы, Ляпина, верхнего течения Лозьвы и Пелыма, прослеживается влияние ненцев, северных хантов и коми-зырян [Федорова, 1994. С. 261]. Территория проживания западных манси локализовалась по pp. Пелым, Нижняя и Средняя Лозьва, Вагильск. С XVII в. отмечается частичное переселение этой группы, в культуре которой обнаруживается много сходных черт с коми-зырянами и русскими, на Северную Сосьву [Соколова, 1979. С. 124-125, Федорова, 1994. С. 258].

Таким образом, процесс формирования культуры локальных групп обских угров был разновременным. В ходе этого процесса группы испытали на себе влияние иноэтничных компонентов, что нашло отражение в развитии особенностей культуры каждой из них. И, как замечает Е.Г.Федорова, наибольшие различия между этими группами лежали в сфере хозяйственной деятельности [2000г. С. 326].

У хантов и манси выделялись следующие ХКТ: оседлые рыболовы больших рек; полуоседлые охотники и рыболовы притоков Оби и Иртыша; полуоседлые охотники-оленеводы верховьев притоков Оби и Иртыша; кочевые и полукочевые оленеводы, а также - интегрированный ХКТ, включающий рыболовство, охоту, скотоводство и земледелие или огородничество [Головнев, 1993. С. 151-157; Томилов, 1993. С. 86-87; Федорова, 2000г. С. 153-154]. На этом фоне вычленяется пласт, связанный с южной культурой скотоводов-кочевников. Он-то и придает в немалой степени обским уграм особую этническую специфику и подчеркивает единство их происхождения. Таким образом, четко прослеживается двухкомпонентность культуры обских угров. С одной стороны, это сохраняющийся до нашего времени у некоторых групп хозяйственно-культурный комплекс местного таежного происхождения, с другой стороны, - южного скотоводческого [Чернецов, 1953. С. 60-61; Вереш, 1978. С. 108-109; Соколова, 1980а. С. 93; Федорова, 2000г. С. 325]. При изучении первого обнаруживаются связи обских угров с соседними сибирскими народами, второго - с народами Поволжья и Средней Азии [Лукина, 1985. С. 282-284; Федорова, 1994. С. 260 и др.]. У отдельных групп обских угров эти комплексы проявляются по-разному, что объясняется их обособленностью, влиянием соседних этносов, этноисторическими процессами в целом. Если рассматривать динамику культурных комплексов в хронологических параметрах, то выявляется ряд элементов, позволяющих определить, каким образом происходило формирование культурных признаков, характеризующих современную культуру обских угров.

В связи с этим представляется важным и актуальным выявление культурных компонентов общего и локального характера, а также их динамики в определенных хронологических рамках. Это дает возможность выделения наиболее архаичных элементов, принадлежащих к периоду обскоугорского единства, и более поздних напластований, появившихся в результате освоения новых пространств и под влиянием соседних этносов. Накопленный к настоящему времени материал по традиционному костюму обских угров позволяет проследить динамику его изменения в XVIII-XX вв.

Объектом данного исследования является культура обских угров.

Предмет исследования - особенности формирования традиционного костюма хантов и манси в XVIII-XX вв.

Цель исследования - определение специфики традиционного костюма обских угров на основе выявления его общих и локальных элементов у разных групп хантов и манси в XVIII-XX вв.

В задачи исследования входят:

— изучение технологии изготовления одежды и украшений;

— описание и классификация предметов утвари для шитья и хранения одежды;

— описание и типология одежды и украшений;

— классификация одежды по функциональным признакам;

— выявление динамики локальных костюмных комплексов в XVIII-XX вв.

Хронологические рамки исследования определяются XVIII-XX вв., что обусловлено наличием достоверной источниковой базы.

Территориальные рамки включают ареал расселения хантов и манси в XVIII-XX вв. в пределах Северо-Западной Сибири. В XVIII - начале XX в. эта территория входила в состав Тобольской губернии (Березовский, Тобольский, Туринский и Сургутский уезды), а с 1930-х гг. - Ханты-Мансийского (Остяко-Вогульского) и Ямало-Ненецкого округов. Территория занимаемая частью восточных хантов, вошла в состав Томской области (Каргасокский и Александровский районы), части западных манси - в состав Ивдельского района Свердловской области.

Изученность темы. До настоящего времени исследование костюма обских угров велось в рамках изучения материальной культуры или отдельных элементов одежды хантов и манси в целом, а также различных локальных групп этих народов. Собранные материалы позволяют выделить в историографии изучения одежды два больших периода.

Первый период характеризуется накоплением спорадического материала и включает XVIII - первую половину XX в. Он может быть разделен на два этапа. Первый этап включает исследования XVIII - первой половины XIX в. Впервые достаточно полное описание костюма остяков было приведено в сочинении Гр. Новицкого 1715 г. (первое издание -1884 г.) [1999]. Он указал на связь между хозяйственными занятиями и материалом для изготовления одежды, привел сведения об одежде из крапивной ткани, сукна, рыбьих кож, птичьих шкурок, оленьего меха, о вышивке и металлическим нашивкам. Гр. Новицкий описал составные части костюма — плечевую одежду, обувь, головные уборы; выделил предметы плечевой одежды, особенности мужского и женского, женского свадебного и мужского промыслового костюмов. Недостатком этой работы является отсутствие географической привязки, названий одежды. Учитывая маршруты поездок автора, можно локализовать описанные признаки костюма районом проживания средне- и нижнеобских хантов.

Отрывочные сведения об особенностях одежды хантов XVIII в. можно найти в записках ссыльных: Х.Ф. Вебера [Weber, 1721; 1729], К. Вреха [Wreech, 1725], Л. Сеницкого [Dokument..., 1754], Ф.И. Страленберга [Strahlenberg, 1730]. Они были переведены на русский язык и частично опубликованы во второй половине XX в. [Зиннер, 1968. С. 72-76, 91, 121-125; Кучинский, 1972. С. 32-33; Титова, 1976. С. 173-174]. Бывшие военнопленные опирались не только на свои наблюдения, но и использовали работы русских авторов, свидетельства своих товарищей.

Материалы об одежде обских угров были собраны участниками академических экспедиций. Упоминание об элементах одежды восточных и среднеобских хантов встречаются у Д.Г. Мессершмидта (1721 г.) [Messerschmidt, 1968]. Описания одежды березовских хантов, рисунок остяцкой девушки в костюме из ткани, приведены в дневнике Т. Кенигсфельда, участника экспедиции Н.И. Делиля 1740 г. В дневнике имеются сведения о выделке рыбьих кож и способах их окрашивания, о плечевой одежде из рыбьих кож [Титова, 1975. С. 94-100].

Наиболее полное описание костюмного комплекса этого периода, включая летний и зимний, женский и мужской, выполнил В.Ф. Зуев, исследовавший культуру березовских остяков и самоедов в 1771-1772 гг. [1947]. Автор впервые выделил сведения по одежде в самостоятельную главу, в которой привел названия ряда элементов костюма. Информация об обработке шкур, костюме медвежьего праздника и погребального обряда содержится и в других главах его сочинения.

Исследование В.Ф. Зуева послужило одним из источников для написания обобщающих трудов по культуре народов России. На его основе сделано описание костюма остяков у П. С. Пал л аса [1786, 1788] и Г.И. Георги [1799]. Ценность этим работам придает информация о выделке рыбьих кож у остяков, описания одежды из разных материалов, в том числе - рыбьих кож, оленьих шкур. В них дана также информация о женском и мужском костюмах вогулов. Г.И. Георги отмечал, что в мужском костюме вогулов много общего с костюмом «русских мужиков», а в женском - с «чувашками» и «татарками» [1799. С. 62].

На основании описания костюма южной группы вогулов И.И. Лепехина можно определить локальные особенности одежды этой группы [1814]. Автор отмечал сходство мужской одежды южных вогулов с русской, а женской - с чувашской. В целом, работы обобщающего характера дают представление об одежде хантов и манси, но локальную специфику отражают значительно меньше.

Ценным источником по одежде обских угров является «Описание Тобольского наместничества», выполненное уездными землемерами в рамках топографического обследования Сибири в 1784-1790 гг. [Описание Тобольского..., 1982]. Здесь приводятся сведения о мужском и женском костюмах «вагульцев и остяков» Тобольского округа, остяков Сургутского и Березовского уездов, информация о материале и способах украшения одежды [Там же. С. 28-33].

К числу источников начала XIX в. относятся записки Ф.М. Белявского и А.Я. Купфера. Одежде остяков посвящена отдельная глава в сочинении Ф. Белявского, где дано описание мужского и женского, летнего и зимнего костюмов северных хантов [2004. С. 72-73]. В записках А.Я. Купфера, побывавшего на Урале в 1828 г., отмечены особенности одежды западных манси, а также сходство отдельных элементов одежды вогулов с русскими, самоедами и вотяками [Зорина, 1999. С. 203].

В целом, источники XVIII - первой половины XIX в. дают общее представление о женской и мужской одежде южных манси, восточных и северных хантов и позволяют определить состав костюмного комплекса. Имеющиеся сведения очерчивают круг основных материалов, используемых для одежды и украшений. Недостатком источников этого периода является отсутствие названий элементов костюма и их полных описаний.

Второй этап и следующую большую группу этнографических источников в рамках обозначенного периода составляют исследования по культуре хантов и манси середины XIX - середины XX в. Письменные источники характеризуются в большинстве случаев научным подходом к предмету исследования, тематическим и территориальным охватом. Этому во многом способствовали экспедиции Петербургской Академии наук, а также работа созданного в 1845 г. Русского географического общества (РГО).

Среди исследований этого времени выделяются работы о локальных особенностях одежды обских угров, технологии изготовления, покрое, способах украшения и т.п. Сведения о крапивном ткачестве, праздничном женском костюме южных хантов, женском и мужском костюме восточных хантов приводятся в записках М.А. Кастрена 1845-1849 гг. [1860; 1999].

Информация о женском и мужском костюмах западных манси содержится в экспедиционных отчетах Н.В. Сорокина [Лукинский, 1872], Н. Малиева [1872] и Н.И.Кузнецова [1887. С. 744-745]. В записках О. Финша и А. Брэма встречаются данные об одежде северных хантов [1882]. В отчетах И.С.Полякова, совершившего поездку по Оби в 1876г., отражены материалы по обработке крапивы, погребальной одежде и украшениям женской одежды южных хантов [Поляков, 2002]. Заметки о женском и мужском костюме северных, восточных и южных манси, южных и северных хантов написаны финским ученым А. Алквистом в ходе поездок 1858, 1863 и 1883 гг. [Ahlquist, 1885]. В них он отмечал влияние татарской и коми-зырянской культуры на обских угров, что выразилось, на его взгляд, и в языке, и в костюме [Алквист, 1999. С. 167].

Сведения об одежде северных манси с указанием названий отдельных элементов, особенностей их изготовления, декора, покроя и способов ношения содержит отчет Н.Л. Гондатти [1888]. Им была собрана большая коллекция одежды северных хантов и манси. Полная опись этой коллекции прилагалась к отчету [Гондатти, 20006. С. 114-120]. Описания и фотографии одежды и швейной утвари юганских хантов приводятся в отчете Ф.Р. Мартина об экспедиции в Сургутский уезд в 1891 г. [Martin, 1897]. В 2004 г. вышел русский перевод этой работы [Мартин, 2004].

Среди работ обобщающего характера по культуре хантов конца XIX в. выделяются исследования С.К. Патканова. В них приведено описание технологии ткачества, вышивки бисером, плетения из шерстяных ниток южных хантов; отмечено сходство в вышивках хантов и народов Поволжья [1999. С. 225].

Большой объем информации по обработке материалов для изготовления одежды и украшений костюма у хантов и манси, фотоиллюстрации костюмных комплексов восточных и среднеобских хантов содержатся в работах финского исследователя У.Т. Сирелиуса [2001]. Он также является автором статьи о домашних ремеслах остяков [Сирелиус, 1906; 1907], в которой подробно рассмотрены орудия и приемы обработки шкур и крапивных волокон, способы крапивного ткачества, приведены рисунки деталей ткацкого станка, и станка в собранном виде [Сирелиус, 1906. С. 1-40].

В плане изучения обрядовой и шаманской одежды интерес представляют исследования К.Ф. Карьялайнена (экспедиции 1898-1902 гг.) по религии обских угров В опубликованной им монографии имеются сведения о погребальной и жертвенной одежде, костюмных комплексах медвежьих игрищ, родильного обряда, ритуальном костюме шамана [Karjalainen, 1921; 1922; 1927; Карьялайнен, 1994; 1995; 1996].

Описания женских и мужских костюмных комплексов обских угров содержатся в публикациях по итогам экспедиций, которые проводились по заданиям Западно-Сибирского отделения РГО, а также были организованы учебными заведениями и Тобольским губернским музеем. По этим публикациям наиболее полно представлены костюмные комплексы северных [Бартенев, 1896; 1998; Росляков, 1896] и восточных [Садовников, 1911; Скалозубов, 1998, Швецов, 1998] хантов, западных [Глушков, 1900; Павловский, 1907] и северных [Кориков, 1898; Инфантьев, 1910; Носилов, 1904; 1997] манси. Особое место в исследованиях культуры обских угров принадлежит А.А. Дунину-Горкавичу. В его монографии одежде северных и восточных хантов посвящена отдельная глава [1996. С. 76-85]. Здесь же приводится таблица с названиями применявшихся для изготовления одежды покупных тканей, указанием их ширины и цены. Описания элементов костюма медвежьего праздника с приложением рисунков были сделаны в работах финского ученого А. Каннисто [Kannisto, 1906; Kannisto, 1933; Каннисто, 1999].

В начале XX в. в «Ежегоднике Тобольского губернского музея» появился ряд публикаций по культуре и быту остяков и вогулов. Особое место принадлежит коллективной статье, посвященной домашним ремеслам и промыслам остяков [Изделия..., 1911]. В 1912 г. в Ежегоднике опубликована статья В. Пигнатти по итогам его экспедиции к восточным манси [1912]. В ней автор, в частности, отмечает исчезновение у этой группы многих элементов традиционной одежды: бисерных украшений, рубах из крапивного полотна и др. В это же время появляется первая специальная работа, посвященная одежде хантов, принадлежащая В. Шемайеру [Semayer, 1914]. Изучая одежду восточных и южных хантов, он выявил в ней элементы сходства с костюмом финноязычных народов.

В 1920-30-е гг. продолжается всестороннее описание культуры отдельных групп хантов. Л.Р. Шульц привел описание мужской и женской, праздничной и повседневной одежды салымских хантов, определил новационные элементы [Шульц, 1924. С. 178-182, 189-190]. Костюм северных хантов охарактеризовал Гр. Старцев [1928]. Отдельной главой выделены данные о женском и мужском костюме ваховских хантов в исследовании М.Б.Шатилова [2000. С. 111-117]. В его работе впервые приведены сведения о шаманском костюме ваховских хантов с названием отдельных его элементов, а также дана фотография шамана в костюме [Там же. С. 193].

Особое значение имеют исследования В.Н. Чернецова, который заложил основы современного отечественного угроведения. Полевые записи В.Н. Чернецова являются ценным источником по одежде северных манси и содержат информацию по технологии изготовления, названиям одежды и ее составным частям [Источники..., 1987].

С середины XX в. начинается новый период в изучении одежды обских угров. Выделяется несколько направлений, в рамках которых велось изучение и описание одежды. К первому относятся работы, посвященные собственно одежде обских угров и народов Сибири в целом, а также материальной культуре хантов и манси, в числе элементов которой изучалась и одежда. Второе направление представлено исследованиями по орнаменту обских угров. В них одежда используется в качестве источника. К третьему направлению относятся работы о религиозных представлениях, материалы которых позволяют выявить обрядовые и жертвенные комплексы одежды обских угров. Эти направления развивались параллельно и дополняли друг друга.

К числу первых принадлежат статьи Н.Ф. Прытковой по традиционной одежде хантов [1953, 1971]. Впервые исследование одежды было начато с изучения процесса ее изготовления и орудий, применяемых при этом; и утвари, используемой для хранения одежды [1953]. При рассмотрении видов и типов одежды выделены женская, мужская и детская одежда. Внутри каждого комплекса сначала описывалась нижняя поясная одежда, затем нижняя и верхняя плечевая, пояса, обувь, рукавицы, украшения и прическа. Отдельно дано описание производственной и обрядовой одежды, приведены названия на хантыйском языке, определены хронология изменений и место одежды хантов среди одежды сибирских народов; выявлены наиболее стойкие элементы хантыйской одежды. Н.Ф. Прыткова пришла к выводу о том, что единая хантыйская общность была расчленена и дальнейшее продвижение ее групп пошло по северному и восточному направлениям [Прыткова, 1953. С. 229]. Она отнесла старинную верхнюю распашную одежду хантов к общесибирскому типу, а также выявила в ней параллели с одеждой народов Средней Азии [Там же. С. 226, 233].

Дальнейшие исследования позволили Н.Ф. Прытковой причислить распашную плечевую одежду обских угров к западносибирскому типу, а одежду глухого покроя - к приуральскому типу [1961а. С.237-239]. В распашной одежде восточных хантов ею было отмечено тяготение к енисейскому типу [Там же. С. 237]. Изучение и типологизация головных уборов народов Сибири определили два основных типа капоров, имеющих общесибирские признаки и бытующих у обских угров [Прыткова, 19616. С. 336-338].

Продолжением типологии отдельных элементов костюма народов Сибири и обских угров в их числе стало исследование Г.М. Василевич, посвященное обуви. В обуви обских угров ею были выделены поршневидный и башмаковидный типы [Василевич, 1963. С. 55]. Прослеживающиеся в этих типах обуви особенности покроя свидетельствуют о южном происхождении, знакомстве предков хантов и манси с верховой ездой, о древних связях с пешими, вероятно, тунгусоязычными, охотниками тайги, а также - о связях с аборигенным населением Приобья и ненцами [Там же. С. 61].

К этой же группе исследований относятся работы Я. Кодоланьи [Kodolanyi, 1969] и Я. Кодоланьи младшего [1985]. Обращая внимание на материал, из которого изготавливалась одежда хантов и манси, Я. Кодоланьи младший указывает на необходимость изучения пропорций использования меха и текстиля, а также на значительную роль полотна в их одежде [1985. С. 88].

В последней четверти XX в. изучение одежды обских угров продолжается в рамках описания культуры и отдельных ее аспектов у локальных групп обских угров. Детальное описание мужской, женской и детской одежды сынских и куноватских хантов, способов ее изготовления и ношения дано в статье З.П. Соколовой [1972. С. 15-66]. Анализ адаптивных свойств, происхождение некоторых элементов одежды обских угров, описание обрядового костюма имеются в других работах этого автора [1980а, 1982, 1991а, 2000а].

Анализ традиционной одежды васюганских, ваховских и александровских хантов позволил В.М. Кулемзину и Н.В. Лукиной прийти к выводу о том, что основные различия проявляются в производственной одежде этих групп, а «в более ранний период эта часть их культуры имела больше общих черт» [Кулемзин, Лукина, 1977. С. 104].

Изучая материальную культуру восточных хантов, Н.В. Лукина продолжила типологизацию отдельных элементов костюма обских угров конца XIX - начала XX в. На основе сравнительного анализа традиционной одежды восточных хантов конца XIX - начала XX в. и последней четверти XX в. ею был выделен ряд инновационных форм отдельных элементов костюма. Она классифицирует бытовавшие у этой группы пояса и рукавицы по материалу и способу изготовления, съемные украшения - по способу изготовления и форме. При рассмотрении нижней плечевой одежды Н.В. Лукина предлагает типологизировать одежду с учетом покроя второстепенных деталей (кокетки, рукавов, воротника и т.п.) и расположения украшений на них. Н.В. Лукиной были рассмотрены также сходные виды и типы одежды восточных хантов, с одной стороны, и народов Сибири, Средней Азии и Поволжья - с другой. Ею выделен ряд обскоугорских, общехантыйских и локальных, присущих только восточной группе хантов, особенностей одежды [Лукина, 1985. С. 234-237].

Ряд исследований по одежде и отдельным элементам костюма обских угров конца XIX - начала XX в. был проведен Е.Г. Федоровой [1978, 1991, 1992а, 1993, 1994, 2000а, 2000г, 2002]. Ею впервые обобщены и проанализированы материалы по традиционной одежде манси как в целом, так и по локальным вариантам. Для каждого элемента костюма она приводит описание локальных вариантов и терминологию на мансийских наречиях, что позволяет выделить общемансийские и локальные комплексы одежды южных, восточных, западных и северных групп. На базе сравнительного анализа в традиционной одежде манси выделены комплексы элементов одежды оседлого таежного охотничьего и рыболовческого населения, кочевников-скотоводов, кочевого таежного и тундрового населения, а также - коми-зырянский, татарский и русский комплексы [Федорова, 1994. С. 214-215].

Е.Г. Федорова использует материалы по традиционной одежде хантов и манси как важный культурно-генетический источник. К анализу привлекаются археологические источники по костюму древнего населения Западной Сибири, а также изображения на металлических зеркалах, бляшках и блюдах, элементы защитного вооружения. Анализируя материалы для изготовления одежды, состав костюмного комплекса, покрой элементов одежды, их распространение у разных групп хантов и манси, Е.Г. Федорова выделяет три их группы. К южной группе ею отнесены южные, салымские, среднеобские ханты, восточные и южные манси; к северной - северные ханты, северные и часть западных манси; к восточной - восточные ханты. Весь комплекс одежды восточных хантов был признан наиболее характерным для культуры таежных охотников. Отмечено, что для костюмного комплекса южной группы было характерно сходство с одеждой финно-угров Поволжья и народов Средней Азии, для северной - влияние культуры тундрового населения [Федорова, 2000г. С. 266-267].

В этот период выделяются работы, посвященные исследованию локальных комплексов культуры обских угров, в рамках которых рассматривались и особенности одежды [Тахтуева, 1993; Мартынова, 1998; Федорова, 20006]. Е.П. Мартынова, говоря о формировании особенностей ареальных комплексов культуры хантов XVII-ХГХвв., дает и краткое описание их одежды [1998]. Вопросы происхождения отдельных элементов традиционного костюма хантов и манси освещены в статьях М.В. Южаниновой [1992], В.А. Козьмина [2000] и др.

С декоративным оформлением одежды связан другой блок исследований этого периода. К нему относятся работы по орнаменту обских угров. К числу первых принадлежит монографическое исследование Т. Вахтер [Vahter, 1953]. Оно основано на материалах музейных коллекций одежды обских угров, привезенных А. Алквистом, А. Каннисто, У.Т. Сирелиусом и др. Монография сопровождается приложением, содержащим иллюстративные материалы по одежде хантов и манси, включая все элементы костюма: плечевую и поясную одежду, обувь, пояса, головные уборы, рукавицы и украшения. Особую ценность имеют приводимые сведения об одежде южных хантов и восточных манси, а также о месте приобретения того или иного элемента костюма.

Сведения об орнаментации одежды из рыбьих кож и ровдуги, по вышивке шерстяными и сухожильными нитками содержатся в работах С.В.Иванова [1952, 1954, 1963]. Объемный иллюстративный материал о способах орнаментации одежды и утвари, типах орнамента и украшениях одежды восточных хантов представлен в «Альбоме хантыйских орнаментов», составленном Н.В. Лукиной [1979]. В монографии О.М. Рындиной с акцентом на декоративную сторону дается описание одежды тех групп обских угров, которые сохраняли этот элемент культуры в конце XIX - начале XX в. Исследование орнамента позволило определить истоки таких способов украшения одежды хантов и манси, как меховая мозаика, окрашивание и др. [Рындина, 1995. С. 366-396].

Способы и приемы декоративного оформления традиционной одежды у отдельных групп обских угров описаны в работах A.M. Сязи [1995], Т.А. Молдановой [1999], Е.А. Ерныховой [2000] и др. Приводимые иллюстрации, отражающие архитектонику украшений одежды, способы и виды украшений элементов костюма, являются важным источником для изучения декоративных традиций костюма обских угров. При изучении семантики, мифологии и генезиса орнамента казымских хантов Т.А. Молданова рассматривает материал и технологию вязания, изготовления бисерных украшений, аппликации, мозаики [1999]. В ее работе рассматриваются вопросы, связанные с продолжительностью бытования и степенью традиционности орнаментированных изделий, в том числе одежды. Описание и типология элементов костюма разных диалектных групп нижнеобских хантов даются в исследовании A.M. Сязи [2000].

Отдельные элементы обрядового костюма описываются в работах, посвященных религиозным представлениям обских угров. Сведения об одежде погребального и родильного обрядов, жертвенной одежде, о костюмных комплексах медвежьих игрищ имеются в работах З.П. Соколовой [1971, 1978, 19806, 1980в, 1999], В.М. Кулемзина [1984], И.Н. Гемуева и A.M. Сагалаева [1986], Е.И. Ромбандеевой [1980, 1993], И.Н. Гемуева [1990], А.П. Зенько [1992, 1997], Н.М. Талигиной [1998, 1999], И.Н. Гемуева и А.В. Бауло [1999], Т. Молданова [1999], С.А. Поповой [2003], А.В. Бауло [20046].

Особое место в ряду этих работ принадлежит исследованию В.М. Кулемзина, посвященному шаманизму восточных хантов [1976]. Он впервые приводит описание нескольких вариантов шаманского облачения. По мнению В.М. Кулемзина, для обских угров не было характерно использование полного шаманского костюма. Это объясняется, с одной стороны, существованием разных категорий шаманов, ранг которых предполагал обладание определенными элементами костюма, с другой, — утратой этих элементов.

В этот период появляется ряд работ по культуре народов Поволжья и Сибири, в которых авторы отмечают, в том числе, и сходства с одеждой обских угров [Попов, 1955; Крюкова, 1970; Прыткова, 1970а; Жеребцов, 1972; Хомич, 19766; Симченко, 1976 и др.]. Н.Ф. Прыткова, анализируя одежду самодийских народов, выделяет в ней угорский пласт, соотносящийся с туникообразным покроем плечевой одежды [1970а]. Л.В. Хомич определяет женскую распашную одежду угров как изначально заимствованную у ненцев [19766]. Рассматривая историко-культурные взаимоотношения коми с обскими уграми, Л.Н. Жеребцов к числу параллелей относит использование крапивы для изготовления холста, туникообразный покрой рубах и украшение их вышивкой, употребление мужской верхней одежды, запахивающейся налево. Изготовление обуви из рыбьей кожи у коми он считает заимствованным от обских угров [1982].

Подводя итоги историографическому обзору, отметим, что с XVIII по XX в. был накоплен значительный материал по одежде обских угров. Были рассмотрены процесс изготовления одежды и ее украшений, типология одежды и украшений у отдельных групп, обрядовый комплекс одежды, осуществлена классификация одежды по сезонному и половозрастному признакам. Была определена принадлежность элементов костюма к определенному хозяйственно-культурному комплексу, выделены общехантыйские и общемансийские признаки одежды, выявлены параллели в одежде групп обских угров и народов Поволжья, Сибири и Алтая, обозначены заимствования у соседних народов - ненцев, коми-зырян, татар, селькупов и русских.

Как правило, основной принцип изучения одежды обских угров до настоящего времени заключался в характеристике покроя одежды и отдельных ее частей. При этом нередко утрачивался смысл функционирования того или иного предмета одежды. В то же время рассмотрение традиционной одежды по месту нахождения в составе комплекса приводило к потере целостного восприятия костюмного комплекса, его единства во всех составляющих частях. Мало рассматривались такие вопросы, как особенности изготовления одежды у отдельных групп, сочетание в составе костюмного комплекса видов плечевой и поясной одежды, обуви, головных уборов и других элементов, динамика локальной вариативности в костюме обских угров; хронологические рамки бытования костюма. Это дает возможность продолжить исследование в рамках комплексного изучения традиционного костюма.

Методологическая основа. Важным для данной работы является понятие культуры жизнеобеспечения этноса. Речь идет о той части культуры, которая направлена на поддержание жизнедеятельности ее носителей и рассматривается как «некая надсистема или совокупность различных систем», обеспечивающих возможность адаптации в процессе изменения социально-политической, историко-культурной и природно- географической среды [Арутюнов, Мкртумян, 1984. С. 19; Арутюнов, 1989. С. 201]. Одежда выделяется как самостоятельная жизнеобеспечивающая система с витальной и знаковой функциями [Арутюнов, Мкртумян, 1984. С. 20, 25-26]. Такой подход обуславливает использование комплекса научных методов, включая сравнительно- исторический, сравнительно-типологический и структурно- функциональный, а также методы полевой этнографии.

Основы сравнительно-исторического анализа одежды народов мира разрабатывались в рамках изучения истории костюма [Киреева, 1970; Древняя одежда..., 1986; Мерцалова, 1993; Вейс, 1998 Богословская, 1995; Доде, 2001 и др.]. Современное исследование строится на определении тенденций развития костюма в пространственно-временных рамках в соответствии с социально-экономическими и политическими изменениями, происходившими в обществе. Исторический костюм определяется как ««изменяющаяся одежда», которая более или менее - в особенности с конца средневековья - подчиняется моде», в то время как «народные или национальные костюмы, которые претерпели лишь незначительные изменения, ...представляют собой достаточно «стабильную» одежду, различающуюся в зависимости от государственных и географических границ и многих других факторов» [Брун, Тильке, 2001. С. 6].

В диссертации анализ специфики костюмного комплекса обских угров строится на определении, разработанном в ходе исследований традиционной одежды отдельных регионов и народов, где костюм определяется как единый стилевой ансамбль, включающий в себя комплекс элементов: нижнюю и верхнюю одежду, головные уборы, обувь, украшения и аксессуары [Маслова, 1984. С. 4; Доде, 1993. С. 6; Суслова, Мухамедова, 2000. С. 7]. Единый стиль и комплексность отличают понятие «костюм» от понятия «одежда». В этнографической науке традиционная одежда рассматривается достаточно широко и включает помимо собственно одежды (плечевая, поясная), головные уборы, обувь, украшения, прическу и другие элементы, составляющие, в том числе, различного рода костюмы [Лебедева, Маслова, 1967; Сухарева, 1982; Лобачева, 1989; Молотова, 1992; Гаврильева, 1998 и др.].

Исходя из определения костюма, была составлена классификация одежды по месту нахождения в составе костюмного комплекса, проанализирован состав костюмного комплекса у обских угров и выявлена его специфика у отдельных групп. На основе анализа употребляемых для одежды материалов в диссертации выделены этапы формирования костюма, прослежены пути развития отдельных его элементов в исторической динамике XVIII-XX вв. у разных групп хантов и манси.

Применение сравнительно-типологического метода для изучения одежды строится на выявлении общих признаков в географических и хозяйственно-культурных рамках [Ратцель, 1902; Адлер, 1903; Прыткова, 1961а; Василевич, 1963; Федорова, 1995, Липе, 2001 и др.]. Учитывая формальный характер данного подхода, сравнительно-типологический анализ одежды обских угров здесь произведен на основе изучения покроя, который определяется в работах отечественных исследователей как ведущий типологический признак [Куфтин, 1926; Белицер, 1951; Потапов, 1951; Гаген-Торн, 1960; Лебедева, Маслова, 1967; Крестьянская одежда..., 1971; Прыткова, 1970а; Сычев, 1977; Гаджиева, 1981; Традиционная одежда..., 1989; Иванова, 2002 и др.].

В рамках костюмного комплекса обских угров каждый элемент классифицирован по месту нахождения в его составе (плечевая и поясная одежда, обувь, головной убор и т.д.). В результате чего был определен основной состав костюма. Дальнейшая систематизация каждой категории элементов осуществлялась с учетом комплекса признаков: по материалу, покрою, способу ношения и т.д. Базовый состав костюма (одежда, обувь, головные уборы) был типологизирован по покрою. Так, анализ покроя плечевой одежды выполнялся с учетом основного для народов Сибири признака - наличие или отсутствие вертикального разреза спереди, т.е. деление одежды на распашной и глухой типы [Прыткова, 1961а. С. 227]. Обувь обских угров проанализирована путем вычленения башмаковидного и поршневидного типов, выделенных Г.М. Василевич у народов Сибири [1963. С. 42]. По наличию вторичных признаков (покрой деталей, способы украшения и т.п.) элементов костюма обских угров некоторые из них были дифференцированы на подтипы и варианты. Классификация несъемных украшений одежды строится на основе употребляемого материала и технологии [Федорова, 19886. С. 99-100], а съемных украшений - по месту нахождения в составе комплекса и технологии [Клюева, Михайлова, 1988. С. 105-128]. Таким образом, впервые были систематизированы материалы по традиционной одежде всех групп обских угров и составлена ее общая классификация (до этого одежда хантов и манси изучалась по отдельности), позволившая определить общие и локальные типы одежды, и причины ее изменений.

Сравнительно-типологический метод наряду со сравнительно-историческим использовался в работе и для изучения функциональных признаков одежды. На базе такого анализа была осуществлена формальная дифференциация одежды.

Применение структурно-функционального метода, который позволяет рассматривать одежду не только как структуру, состоящую из отдельных знаков, но и как «явление бытовой культуры, находящееся во взаимосвязи с другими аспектами жизни», позволило выделить в костюме обских угров повседневный и празднично-обрядовый комплексы [Богатырев, 1971. С. 306; Арутюнов, 1989. С. 218; Леви-Строс, 2000. С. 364]. Определение этих комплексов базировалось на присущей народному костюму полифункицональности, где функции рассматриваются как точки пересечения с различными функциональными сферами культуры, и выделении доминирующих функций [Богатырев, 1970. С. 300; Кузнецов, 1995. С. 41]. В ходе такой классификации впервые были описаны половозрастные, сезонные, производственные, обрядовые признаки традиционной одежды всех групп хантов и манси.

Сбор полевых материалов и описание музейных предметов осуществлялся по программе изучения одежды сибирских народов, разработанной Н.Ф. Прытковой [Прыткова, 19706. С. 208-222].

Источникоеая база диссертации включает опубликованные и неопубликованные этнографические, фольклорные и лингвистические источники. При отборе материала автор старался следовать известному положению о том, что исследование любой проблемы истории должно опираться на исчерпывающую совокупность источников или же на достаточно репрезентативное их сочетание [Янин, 1977. С. 20].

Этнографические источники представлены полевыми материалами автора, музейными предметами и опубликованными данными.

Экспедиционные исследования проводились в Тюменской области на территории проживания северных (ляпинских) манси (Березовский район, 1991г., 2004 г.), восточных (кондинских) манси (Кондинский район, 1993 г.), среднеобских хантов (Ханты-Мансийский район, 1995 г., 2000 г.), восточных (аганских) хантов (Нижневартовский район, 1997 г., 2000г.), юганских хантов р. Демьянки (Уватский район, 1999-2000 гг.).

Полевые источники включают записи, фиксирующие изготовление, • применение и хранение одежды, ее местонахождение, степень сохранности, а также измерение основных параметров. Широкий территориальный охват позволил выявить бытование локальных костюмных комплексов и отдельных элементов костюма, определить наиболее устойчивые из них, проследить степень их сохранности. Устные сведения в ходе полевых исследований получены от информантов в основном пожилого возраста путем опроса, беседы, записей рассказов, воспоминаний.

• Неопубликованные этнографические источники представлены также музейными коллекциями Тобольского государственного историко- архитектурного музея-заповедника (ТГИАМЗ), Тюменского областного краеведческого музея им. И.Я. Словцова (ТОКМ), Когалымского городского краеведческого музея (КГКМ), Березовского историко- краеведческого музея (БИКМ) и Саранпаульского краеведческого музея (СКМ). Изученные предметы собирались с конца XIX в. (22 предмета из коллекций ТГИАМЗ) до конца XX в. (10 предметов из коллекций ТОКМ; предметов из коллекций КГКМ; 10 предметов из БИКМ; 4 предмета из • СКМ), что позволяет проследить общую динамику изменений в традиционной одежде обских угров. Эти музейные коллекции характеризуют одежду разных групп обских угров и содержат, в том числе, материалы по утраченному к началу XX в. костюму кондинских, иртышских и салымских хантов, кондинских манси, детали костюма последней четверти XX в. северных и восточных хантов, северных манси (ТОКМ, БИКМ, СКМ), а также - тромъеганских и обских хантов конца XX в. (КГКМ).

Автором учтены и опубликованные музейные коллекции: Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета [Каталог, 1979], Омского государственного объединенного исторического и литературного музея [Народы Севера, 1986] и Государственного музея природы и человека г. Ханты-Мансийска [Обские угры, 2002; Мифологическое время, 2003]. В частности, в коллекциях Музея ТГУ представлены краткое описание и размеры одежды, собранной в 1960-х гг. Н.В. Лукиной и В.М. Кулемзиным у васюганских, ваховских и александровских хантов [Каталог, 1979. С. 230-286]. В каталогах Омского музея демонстрируются образцы хантыйской одежды, собранные на территории Западной Сибири в конце XIX - начале XX в., приводятся описания, фотографии и рисунки предметов, говорится об условиях поступления, местах комплектования. Особую ценность составляют описания элементов костюма демьянских и нижнеобских хантов конца XIX - начала XX в. из коллекций И.Н. Шухова и Т.П. Белоногова [Народы Севера, 1986]. В издании Ханты-Мансийского музея показаны утраченные к настоящему времени элементы костюма среднеобских хантов конца XIX - начала XX в., а также обрядовая одежда [Обские угры, 2002; Мифологическое время, 2003].

Следует заметить, что музейные коллекции одежды, как правило, создавались из отдельных предметов и чаще всего не составляют единых костюмных комплексов. В описях часто отсутствуют данные о том, в каком сочетании использовался тот или иной элемент, иногда нет сведений о названии предмета на национальном языке, его функциональном назначении, месте приобретения, что затрудняет определение костюмного комплекса.

Опубликованные этнографические источники включают также изданные тексты архивных документов [Описание..., 1982], дневниковые записи В.Н. Чернецова [Источники, 1987], записки путешественников, ссыльных, чиновников, ученых XVIII-XIX вв., которые работали на севере

Западной Сибири: Гр. Новицкого, Л. Сеницкого, В.Ф. Зуева, И.Г. Георги, И.И. Лепехина, Ф.М. Белявского, A.M. Кастрена, У.Т. Сирелиуса и др. Они содержат сведения по одежде локальных групп обских угров или дают общую информацию по отдельным предметам костюма. Описания традиционной одежды в работах исследователей XX в. (В.Н. Чернецова, Н.Ф. Прытковой, З.П. Соколовой. Н.В. Лукиной, Е.Г. Федоровой и др.) отличаются подробностью, корректным определением хронологических рамок, часто сопровождаются иллюстративным материалом.

Среди опубликованных фольклорных источников - тексты сказок, мифов, преданий, героических сказаний и песен, записанные у хантов и манси в конце XIX-XX в. Б. Мункачи, А. Каннисто, С.К. Паткановым, В.Н. Чернецовым, Г.И. Пелих, Н.В. Лукиной, В.М. Кулемзиным и др. [Мифы, предания..., 1990; Земляной Братец, 1997], а также мансийские сказки A.M. Коньковой [1993]. Особенностью этих источников является то, что содержащаяся в них информация о костюме имеет косвенный, часто аллегорический характер и в то же время отражает особенности одежды отдельных групп хантов и манси.

Лингвистические источники. Названия отдельных деталей костюма даны по словарям хантыйского и мансийского языков [Терешкин, 1981; Ромбандеева. Кузакова, 1982; Молданова, 1988]. Недостающие языковые материалы компенсируются данными из этнографической литературы. Так, хантыйские названия предметов одежды приводятся по монографиям Н.В. Лукиной [1985], Т.А. Молдановой [1999], A.M. Сязи [2000], мансийские — Е.Г. Федоровой [1994].

Таким образом, диссертационное исследование опирается на подлинные и весьма разнообразные источники, полнота которых позволяет решать поставленные автором задачи.

Научная новизна. Существенно новым является исследование особенностей формирования традиционного костюма обских угров в XVIII-ХХвв. на основе изучения его исторических, социальных и знаковых аспектов. Впервые обобщены сведения по костюму обских угров XVIII-XX вв., дана полная характеристика используемых материалов и технологий изготовления одежды. Проанализирован состав костюма обских угров и осуществлена его классификация по материалу; определены базовый костюмный комплекс и ход его развития в XVIII-XX вв. Впервые на основе изучения общих и локальных особенностей вычленены костюмные комплексы, рассмотрены их динамика и преемственность по периодам с XVIII в. до конца XX в. В работе так же обобщены материалы по обрядовому костюму обских угров, выявлены его общие и локальные особенности.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при создании этнографических атласов, сводов этнографических источников, для написания обобщающих работ по этнографии Сибири и сопредельных территорий, в музейной работе для создания экспозиций, при подготовке и чтении спецкурсов по этнографии Сибири, а также при дальнейшей разработке проблем культурогенеза обских угров и других народов Сибири, типологии и семантики одежды.

Апробация работы. Основные положения исследования были изложены в выступлениях на V конгрессе этнографов и антропологов России (2003), IV Сибирском симпозиуме «Культурное наследие народов Западной Сибири» (2001), на международной научной конференции «Духовная культура финно-угорских народов» (1997), на Всероссийской научной конференции «Экология древних и современных обществ» (1999, 2002). Работа обсуждалась на заседаниях Отдела этнографии Сибири МАЭ РАН и гуманитарного отдела ИПОС СО РАН. Результаты исследования отражены в 15 публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списков литературы и информантов, Приложения.

Материал для одежды и технология его обработки

Материал для изготовления одежды и украшений определяется характером природно-климатических условий, хозяйственных занятий этноса, товарообменом, культурными связями, а также уровнем технологий. Таким образом, в использовании материала для одежды выделяется две традиции: местная и привнесенная с других территорий. Последняя отражает историко-культурные и культурно-генетические связи.

В качестве материала для изготовления одежды обские угры использовали шкурки птиц и пушных зверей, рыбьи кожи, ровдугу, оленьи, лосиные и овечьи шкуры, шерсть, крапивное, конопляное и льняное полотно, полушерстяную ткань домашнего производства, сукно, шелк и хлопчатобумажные ткани. Коровьи и лошадиные шкуры применяли для шитья обуви и женских шуб, а собачий мех - для оторочки одежды.

Перечень этих материалов показывает, что формирование традиционного костюма хантов и манси могло происходить как в рамках присваивающего (охота, рыболовство), так и в рамках производящего (скотоводство и земледелие) хозяйства. Учитывая сложный процесс культурогенеза обских угров, необходимо ответить на вопрос: какие материалы являлись основными для изготовления одежды и с каким типом хозяйственной деятельности они связаны. Для этого определим общераспространенные и локально бытовавшие виды материалов и проследим возможную динамику их использования в рамках исследуемого периода.

В условиях присваивающего хозяйства, ориентированного на охоту и рыболовство в таежной зоне, одними из доступных материалов для изготовления одежды были шкуры диких животных. Мясное и пушное направления охотничьего промысла давали возможность получать и использовать для шитья одежды шкуры крупных копытных (лося, дикого оленя), шкурки птиц и пушных зверей. Материалом для одежды, обеспечиваемым рыболовным промыслом, являлась рыбья кожа. Лосиные и оленьи шкуры по своим размерам, влаго- и теплонепроницаемости относятся к числу наиболее предпочтительных для таежных охотников и рыболовов. Однако у обских угров одежда из шкур этих животных не получила широкого распространения, что объясняется рядом причин, в том числе: сложностью обработки и техническими качествами шкур [Лукина, 1985. С. 151; Федорова, 2000г. С. 223]. В то же время широко применялись шкурки птиц и пушных зверей.

Птичьи шкурки по влаго- и теплонепроницаемости не уступали шкурам крупных копытных. Кроме того, они были легче, что является важным качеством одежды таежного охотника. К числу негативных характеристик птичьих шкурок относят непрочность и недолговечность [Федорова, 2000г. С. 224]. Одежда из шкурок птиц и сами шкурки фигурируют в фольклоре манси и хантов. В одном из героических сказаний сосьвинских манси о богатырях-предках одежду из «глухариных шкур» предрекает народу Казымской женщины Верхнеобской богатырь [Мифы, предания..., 1990. С. 400].

Описания одежды из птичьих шкурок содержатся в этнографических источниках XVIII в. Гр. Новицкий упоминает шкурки птиц (гусей, лебедей и др.), из которых «составляли шубы» [Новицкий, 1999. С. 39]. В XIX-XX вв. ареал применения птичьих шкурок локализовался в бассейне Средней и Нижней Оби с притоками и включал территорию проживания северных и западных манси, северных и восточных хантов (табл. 1). Из этого материала шили плечевую одежду, головные уборы, обувь [Прыткова, 1953. С. 190; 19616. С. 330; Соколова, 1972. С. 42; Лукина, 1985. С. 204; Народы Севера..., 1986. С. 104-105; Федорова, 1994. С. 177-178; Дунин-Горкавич, 1996. С. 78; Шатилов, 2000. С. 249]. В конце XX в. птичьи шкурки использовались для шитья детской и женской одежды у аганских и тромъеганских хантов (КГКМ № 036/7, 265, 517), (ПМА, 1997 г.).

Для шитья одежды применяли гусиные, лебединые, утиные, гагарьи и гагачьи шкурки. Обработка птичьих шкурок по сравнению со шкурами крупных животных характеризуется меньшими трудозатратами, однако шитье одежды из них требовало большего времени и сноровки. В 2000 г. у среднеобских хантов зафиксированы сведения по обработке птичьих шкурок: их снимали, выщипывали крупные перья, обезжиривали, посыпая древесной стружкой, затем сушили, смазывали рыбьим жиром, мяли руками и сшивали сухожильными нитками. Таким образом, из небольших по размеру птичьих шкурок получался составной мех (ПМА, Ханты-Мансийский район, 2000 г.). Аналогичная обработка птичьих шкурок для пошива одежды известна также у кетов [Алексеенко, 1962. С. 51]. В целом, одежда из шкурок птиц бытовала у многих народов Сибири и Дальнего Востока: барабинцев, ненцев, тувинцев-тоджинцнв, эвенков, ульчей, ительменов, чукчей, эскимосов [Вайнштейн, 1961. С. 115; Прыткова, 1961а. С. 232; 1976. С. 15; Василевич, 1969. С. 133; Старкова, 1976. С. 114; Смоляк, 1984. С. 162; Хомич, 1995. С. 128].

Традицию изготовления одежды из птичьих шкурок Н.В. Лукина определяет как общесибирское явление с несколькими очагами [1985. С. 150], Е.А. Алексеенко - как характерный признак культуры приречных жителей [1986. С. 216], а А.Г. Селезнев относит к южному очагу общесибирской традиции, в котором древние (уральские?) элементы смешались с южносибирскими, характерными для средневековых «лесных» народов», барабинских и сибирских татар, северных алтайцев и селькупов [Селезнев, 1994. С. 38].

О приречном характере этой традиции у обских угров и развитии ее в местных природно-климатических условиях говорит факт использования птичьих шкурок населением бассейна Средней и Нижней Оби (табл. 1).

Шкурки пушных зверей. Нередко птичьи шкурки в одежде комбинировали со звериными: беличьими, заячьими, собольими и др. Отдельные части шкурок пушных зверей сшивали, в результате чего получался так называемый составной мех. Кроме того, обским уграм была известна одежда, сшитая целиком из меха пушных зверей. Это лисьи, беличьи или собольи шубы [Гондатти, 1888. С. 15; Сирелиус, 1906. С. 3]. Собольи шубы, бобровые одеяния фигурируют в фольклоре обских угров в качестве нарядной, праздничной и богатой одежды [Мифы, предания..., 1990. С.167, 335, 346].

Этнографическими источниками такая одежда фиксируется у обских угров с XVIII в. [Новицкий, 1999. С. 39]. В конце XIX - начале XX в. она бытовала у всех групп хантов и манси [Прыткова, 1953. С. 153, 163, 190-193; 204; Федорова, 1978. С. 202; 1994. С. 154-155, 194; Лукина, 1985. С. 60, 150; Источники..., 1987. С. 33; Дунин-Горкавич, 1996. С. 78-80; Кастрен, 1999. С. 76] (табл. 1).

В XX в. одежда из составного меха встречалась редко. Отдельные предметы сохранялись у восточных хантов, чаще в качестве детской, иногда нарядной, праздничной. К причинам ее исчезновения можно отнести испромышление пушного зверя и замену пушнины шкурами домашних оленей. Кроме того, такая одежда, в силу эстетической привлекательности и высокой товарности, могла идти на продажу и постепенно вышла из обихода [Таксами, 1975. С. 40; Прыткова, 1976. С. 80; Старкова, 1976. С. 94].

Материал для украшения одежды и технология его обработки

Украшения составляют неотъемлемую часть традиционного костюма, подчеркивая его знаковую функцию. В совокупности с одеждой, обувью, головными уборами и различного рода аксессуарами украшения определяют тот неповторимый облик традиционного костюма, который позволяет его владельцу ощущать сопричастность с определенным этносом, социальной и религиозно-конфессиональной группой, родом, производственной сферой и т.п. Традиционные украшения наряду с произведениями народного искусства формируют фонд художественных традиций народов, отражая эстетическое восприятие ими окружающего мира и его духовную составляющую.

В декоративном убранстве костюма выделяются съемные украшения (головные, шейно-нагрудные, наспинные, украшения для рук и ног и др.) и несъемные, нанесенные на одежду или прикрепленные к ней (нашивки, подвески и т.п.). Последняя группа включает обширный перечень различных видов и способов декора, непосредственно связанных с материалом одежды, ее покроем и уровнем технологий. Считалось, что этой группе украшений предшествовали съемные, перенос которых на одежду и прикрепление к ней обусловили появление декорирования [Адлер, 1903. С. 53-54; Липе, 2001. С. 70]. Хотя изготовление съемных украшений во многом зависело от развития технологий, однако они могли и приобретаться в ходе торговли и обмена. Отмечая многочисленность видов сырья для украшений, Ю. Липе выделял материалы, которые употреблялись повсеместно, например, раковины каури и бусы [2001. С. 71]. Другим излюбленным материалом для украшений является металл.

Предложенная Н.Ф. Прытковой классификационная схема украшений народов Сибири предусматривает их дифференциацию на привозные и местные, что позволяет определить не только заимствованные элементы, но и устойчивость традиции их использования [Прыткова, 19706. С. 208-222]. В то же время, такая систематизация исключает возможность изучения развития украшений, их трансформации и комплектности. Следует учитывать, что во многом выбор вида и типа съемных украшений определялся общественными приоритетами, а также видами и покроем одежды, головных уборов, обуви. Именно в сочетании с ними украшения обретали свой смысл и придавали костюму завершенную форму, отражающую этническую специфику.

Основные функции (знаковая и охранительная) украшений, их подчиненность виду одежды отражают тенденции, присущие в целом декоративному убранству традиционного костюма. При изучении особенностей формирования комплекса традиционных украшений на первый план выходят природно-климатический фактор, обуславливающий применение определенных материалов для одежды и прикрепленных к ней украшений; уровень развития производства, позволяющий получать эти материалы и делать из них украшения; торгово-обменные отношения. Таким образом, анализ видового состава традиционных украшений обских угров и условий их производства позволяет определить общие и локальные элементы, взаимосвязь с материалом одежды, динамику распространения.

Сохранившиеся описания костюмов обских угров XVIII в. не содержат подробных сведений по их декору. Тем не менее, более поздние данные и современные исследования позволяют на основе анализа используемых для пошива одежды материалов определить наиболее распространенные способы украшения костюма в тот период. Кроме того, определению динамики украшений одежды обских угров способствуют, с одной стороны, известные виды материала, из которого изготавливалась одежда, с другой, - процесс развития орнаментального искусства.

Для украшения одежды ханты и манси употребляли мех, ровдугу, шерстяные нитки, ткань, сукно, металл, бисер, бусы, пуговицы, тесьму, подшейный волос оленя. Диапазон способов декорирования включал в себя окрашивание; вышивку, в том числе бисером; нашивание металлических блях, пуговиц, бус, а также различного рода подвесок и кисточек; аппликацию сукном и хлопчатобумажными тканями; мозаику; плетение из бисера; опушку мехом; окантовку края и швов шерстяными нитками, тканью и сукном.

Окрашивание. Одним из архаичных способов декорирования является окрашивание. На древние корни этой традиции у обских угров указывает одинаковое обозначение краски в хантыйском и мансийском языках - олюп (X), олюп (М). Красили рыбью кожу, ровдугу, оленьи и лосиные шкуры, готовую одежду из ткани, шерстяные нитки для вышивания.

Обские угры раскрашивали отдельные части готовой одежды из шкур, кожи, ровдуги: ворот и манжеты малицы или шубы, головки, края голенищ и другие детали обуви и т.д. По-видимому, наиболее древним следует считать способ украшения, при котором краска наносилась полосами на края и основные швы одежды. В связи с этим интересным представляется семантическая связь хантыйских слов полоса - олъ и крашеный -ольпанг; краска - нэруп и нэрты - тереть, красить, мазать, намазать . В то же время, у манси производным от слова краска - длюп является блъпыц- цветной , а родство слов красить - келланкве и келуп - кровь, ярко-красный, алый , может свидетельствовать в пользу древнего использования красной краски. Действительно, красный цвет - выгыр (М), еурты (X) является наиболее употребимым в технике раскрашивания у обских угров. Красная краска добывалась сравнительно легко и, по-видимому, способы ее производства можно отнести к наиболее древним. На территории проживания обских угров был известен способ получения краски из коры дерева (ольхи, лиственницы и др). В конце XIX - нач. XX в. для ее изготовления также использовали охру, смешанную с растительным маслом; сок красных ягод; березовый гриб, краснотал [Сирелиус, 1907. С. 46-47; Изделия..., 1911. С. 28, 31; Дмитриев-Садовников, 2000. С. 18-20]. Казымские ханты окрашивание ровдужной обуви производили оленьей кровью, которую смешивали с настоем из лиственничной коры [Иванов, 1963. С. 75]. Для получения краски черного цвета и придания вещи влагонепроницаемости северные и восточные ханты использовали сажу, смешанную с рыбьим жиром [Прыткова, 1953. С. 199; Тахтуева, 1993. С. 12].

Состав костюмного комплекса

У обских угров в состав костюма входили плечевая и поясная одежда, пояс, обувь, головной убор, рукавицы, шейно-нагрудные, накосные и наручные украшения. Каждый из компонентов был представлен несколькими видами и типами, различающимися по способу ношения и изготовления, материалу и покрою. Видовое разнообразие одежды во многом зависело от применяемых для ее шитья материалов, что нашло отражение и в названиях.

Выявленная при исследовании технологии изготовления одежды и украшений динамика показала, что применение отдельных материалов у разных групп обских угров не было синхронным, и некоторые из них вышли из бытования достаточно рано. Анализ костюмного комплекса позволит ответить на вопросы: в рамках какого хронологического периода и для каких предметов одежды употреблялся тот или иной материал; существовали ли взаимозаменяющиеся материалы по отношению к конкретному предмету одежды; с каким хозяйственным комплексом связано существование того или иного элемента костюма.

Плечевая одежда (нижняя и верхняя) составляла основу костюма обских угров. История развития костюма показывает, что изначально всякая одежда была и нательной (нижней) и верхней, а выделение собственно верхней одежды связано с традицией употребления наслаиваемых одежд, что являлось отражением социального статуса [Коляков, 1989. С. 105-106]. У народов Сибири верхняя плечевая одежда первоначально повсеместно была единственной, а особая нательная одежда стала появляться лишь в XVII-XVIII вв. [Прыткова, 1961а. С. 227].

Нижняя плечевая одежда. Длительное время существование нижней плечевой одежды (рубах) у обских угров ставилось под сомнение. Основанием служило ее редкое использование, особенно у северных групп, и широкое распространение «русских» рубах. В отношении хантов высказывалось мнение, что в старину они не носили нижней плечевой одежды, а проникавшие к ним через пришлое население рубахи были лишь у богатых или родовой знати [Паллас, 1788. С. 50; Прыткова, 1953. С. 144; Зуев, 1999. С. 144]. Существование нижней одежды оспаривалось и предполагавшимся заимствованным характером ткачества. Однако, как установлено, ткачество являлось традиционным занятием обских угров и обеспечивало получение материала для одежды, в том числе, и рубах [Лукина, 1985. С. 152-153; Федорова, 1994. С. 108-110; Глушкова, 2002. С. 116]. Кроме того, и сама традиция ношения рубах из ткани имеет достаточно прочную основу.

В то же время письменные источники XVIII в. свидетельствуют о том, что рубахи из тканей носило не все население и не всегда. Постоянное ношение рубах из холста отмечается у вогульских женщин, тогда как мужчины носили рубахи русского образца и у некоторых групп - лишь по праздникам [Георги, 1799. С. 62; Лепехин, 1814. С. 28]. Северные остяки, у которых одежда (в том числе и рубахи) были из шкур и рыбьей кожи, носили рубахи из ткани в редких случаях и выменивали их у пришлого населения [Георги, 1799. С. 70; Зиннер, 1968. С. 76, 91, Кучинский, 1972. С. 32; Зуев, 1999. С. 144]. В XVIII в. рубахи из крапивного полотна фиксировались в качестве нательной одежды остяцких женщин [Новицкий, 1999. С. 38]. Данные сведения подтверждают факт существования традиции использования нижней плечевой одежды (рубах) обскими уграми в мужчинами и женщинами.

Следовательно, можно говорить о том, что у обских угров рубахи повсеместно использовались в качестве нижней плечевой одежды еще в XVIII в. Выпадение рубах из числа общераспространенных элементов костюма в XIX в. не означает, что этот вид одежды исчез. Традиция использования рубах из ткани как вида нижней одежды сохранилась, но в рамках локальных групп произошли изменения. У одних холст заменили хлопчатобумажные ткани, у других стали использоваться рубахи русского образца. Кроме того, в начале XX в. был заимствован или сформировался в собственной среде новый вид женской нижней одежды - рубахи-платья, которые шились из хлопчатобумажных тканей, шелка и т.п.

Из этнографических источников известно и о рубахах из других материалов (табл. 7). Имеются сведения о бытовавших у северных хантов в конце XIX - нач. XX в. рубахах из рыбьей кожи [Соколова, 1972. С. 39]. В этнографической литературе и фольклоре манси упоминаются мужские рубахи из ровдуги [Конькова, 1993. С. 104; Алквист, 1999. С. 37].

Несмотря на то, что рубахи бытовали у всех групп обских угров, назывались они у хантов и манси по-разному (табл. 8). Более того, в мансийском языке существовали два термина, обозначающие рубаху: у северных и западных манси - суп, у восточных манси, которые носили рубахи из крапивного холста и достаточно рано перешли на одежду русского образца, - карт. Это позволяет связать слово карт с собственно рубахами из холста. Кроме того, у этой же группы манси компонент карт участвует в образовании слова йукарт - штаны , точно так же как и суп у северных манси в сложении слова штаны - манъсуп, ёлысуп. Рассматривая этимологию и словообразование терминов ёлысуп и манъсуп, Е.Г. Федорова приходит к заключению, что слово суп изначально могло обозначать одежду вообще при том, что это была одежда именно из ткани [1994. С. 119].

У хантов рубаха и более поздняя рубаха-платье именовались - ернас. Происхождение этого термина в хантыйском языке объяснялось заимствованием из коми-зырянского [Алквист, 1999. С. 167].

Существование разных терминов для обозначения рубах отражает процесс их формирования, который был связан с использованием материалов для их изготовления. Разнообразие терминов может указывать на то, что у отдельных групп развитие рубах происходило автономно.

Верхняя плечевая одежда обских угров разнообразна. Это - халаты, кафтаны, шубы, лузаны, парки, гуси (кумыши, совики), малицы, маличные рубахи (навершницы). Такое обилие видов одежды может отражать как процесс адаптации к природным условиям и условиям хозяйственной деятельности, так и культурно-генетические связи.

Достаточно устойчивой является традиция применения шерстяных (сукна) и полушерстяных (сукманины) материй для шитья халатов и кафтанов (табл. 7). По источникам XVIII в., эти виды одежды фиксируется у хантов, которые помимо сукна шили их из рыбьей кожи [Георги, 1799. С. 71; Прыткова, 1953. С. 142-143; Лукина, 1985. С. 40]. В то же время у вогулов этот вид одежды описывался как «русский», что нашло отражение в его обозначении как зипун, шабур, армяк [Георги, 1799. С. 62; Лепехин, 1814. С. 28; Зорина, 1999. С. 203], терминах, хотя и заимствованных русскими, но использовавшихся для названия характерной для них одежды. В XIX - нач. XX в. южные, восточные и среднеобские ханты делали их из холста, сукманины, сукна и хлопчатобумажных тканей, в XX в. - из покупных тканей [Патканов, 1894. С. 11; Шульц, 1924. С. 178-179; Прыткова, 1953. С. 157; Соколова, 1972. С. 40-41; Дунин-Горкавич, 1996. С. 77-79; Шатилов, 2000. С. 11, 115]. Халаты из хлопчатобумажных тканей в конце XIX - нач. XX в. бытовали и у северных манси [Федорова, 1994. С. 182]. Повсеместное применение одежды из ткани и сукна на протяжении рассматриваемого периода свидетельствуют о существовании единой для всех групп хантов и манси традиции.

Повседневный комплекс

Повседневный костюм обских угров обладал половозрастными, производственными и сезонными признаками, но основным здесь представляется практическое назначение, связанное с хозяйственной деятельностью.

Половозрастные признаки. Следует еще раз напомнить, что к мужской одежде относились: шуба, малица, парка, гусь, лузан, навершница (маличная рубаха), рубаха, халат, штаны, кожаный пояс, налобник из шкур, капоры I типа, все виды шапок и обуви, чулки, рукавицы, из украшений - кольца и затылочное украшение, а к женской -шуба, рубаха, халат, кафтан, штаны, пояс-повязка, пояс, платок с бахромой или косынка с подвесками, капор II типа, обувь и чулки, рукавицы, а также украшения (головные, накосные, шейно-нагрудные, наручные).

Заметно, что в мужском и женском комплексе присутствуют одни и те же виды одежды: шубы, халаты, рубахи, штаны, обувь, платки. Однако все они имеют половозрастные признаки в особенностях покроя, архитектонике и количестве украшений, различаются орнаментом. Мужские шубы, как правило, короче женских. Кроме того, по покрою и названию выделяется мужская разновидность шубы - колег. Женскими были халаты туникообразного покроя. Мужские и женские халаты восточных хантов, имея одинаковый покрой, отличаются количеством украшений (женские украшались больше, чем мужские). Входящие в состав женского и мужского костюма рубахи различаются по длине (женские длиннее мужских), покрою (женские имеют, как правило, туникообразный покрой, мужские - с поликами и кокеткой), расположению и количеству украшений (помимо края на женских рубахах украшены рукава, грудь, спинка, бока и т.д.). Мужская и женская обувь различается количеством украшений (женская украшалась больше) или орнаментом (на мужской обуви делался «мужской» орнамент, на женской - «женский»).

Мужчины и женщины используют платки головные или шейные [Лукинский, 1872. С. 9; Прыткова, 1953. С. 161; Лукина, 1985. С. 59-60; Федорова, 1994. С. 156]. Но обязательным атрибутом женского платка являются кисти, нашитые по краям. Платок относится к женским символам и в фольклоре выступает аллегорическим образом женщины: «Красный платок утром встает, огонь зажигает, а черный платок целый день лежит, ничего не делает...»; «Из дерева женщину сделал. Хорошей одеждой одел, платком покрыл, на нары посадил. Наружу выйдет, в дом войдет, смотрит: совсем женщина сидит...» [Мифы, предания..., 1990. С. 255, 326].

Женский костюм имеет больше нашивных и съемных украшений, чем мужской. Однако кольца и перстни являлись атрибутом и мужского, и женского костюмов.

К числу элементов женского костюма, которые могли носить и мужчины, относятся шуба и халат. Эта одежда использовались мужчинами в качестве домашней, спальной в конце XIX - нач. XX в. у северных манси, северных и восточных хантов [Гондатти, 1888. С. 15; Лукина, 1985. С. 41; Носилов, 1997. С. 52, 86]. В ХІХ-ХХвв. в мужском костюме фиксируются элементы, которые могли надевать женщины и девочки [Малиев, 1872. С. 8; Прыткова, 1953. С. 167; Бартенев, 1998. С. 122]. Например, у северных хантов и западных манси малицу надевают женщины, отправляясь в дальний путь. Малица шьется и для девочек в возрасте до 7 лет. У северных манси лузаны, которые являлись преимущественно мужской промысловой одеждой, использовались и женщинами [Федорова, 1986. С. 144].

Таким образом, выделяются пары одного вида одежды, которые состоят из двух подтипов или вариантов. Они различаются покроем и количеством украшений. Это мужские и женские рубахи, халаты, шубы, обувь, платки, пояса.

Отдельные группы составляют элементы одежды, не имеющие аналогий в костюме противоположного пола. В женском костюме это кафтаны, туникообразные халаты, пояса-повязки, капоры II типа, в мужском - малицы, лузаны, гуси, парки, навершницы, штаны и натазники, кожаный пояс, шапки. Как можно видеть, для женского костюма более характерна верхняя плечевая одежда распашного типа - халаты, кафтаны, шубы.

Архаичными признаками обладает детская одежда, поскольку в ней часто используются элементы, которые вышли из употребления у взрослых. Материалы по детской одежде северных и восточных хантов и северных манси конца ХГХ-ХХв. представляют следующую картину. Первой одеждой младенца являлась рубашка, которая по мере взросления дополнялась другими деталями костюма [Богордаева, 2002. С. 184-186]. Это еще раз подчеркивает степень традиционности рубахи для обских угров.

У северных хантов зафиксированы дополнительные элементы одежды ребенка грудного возраста: нагрудник из кожи, ровдуги, ткани, а иногда и бересты с пришитыми колокольчиками по краю, берестяные наколенники - шаш йирып тонты колени завязывающая береста [Прыткова, 1953. С. 220-225].

После того, как ребенок начинает ходить, ему шьют одежду, соответствующую по покрою взрослой с учетом локальных особенностей и элементами половой дифференциации: рубашки, халаты и обувь женского покроя - для девочек, рубашки, штаны, обувь мужского покроя, гуси, малицы и т.п. для мальчиков [Прыткова, 1953. С. 212-219; Лукина,

1985. С. 37-39; Федорова, 1994. С. 202; Дунин-Горкавич, 1996. С. 76-77; Лапина, 1998. С. 58; Попова, 2003. С. 100, 103]. Детская плечевая одежда (рубашки, гуси) часто имеет на спинке завязки, при помощи которых регулируется ее ширина [Прыткова, 1953. С. 212; Лукина, 1985. С. 49].

Верхняя одежда ребенка снабжалась дополнительными украшениями - бубенчиками и колокольчиками, пришитыми к рукавам, ластовицам и спинке плечевой одежды, а также орнаментом по вороту, рукавам и подолу одежды, которые выполняли функцию оберегов [Прыткова, 1953. С. 214; Лукина, 1985. С. 43-44; Федорова, 1988а. С. 85; Попова, 2003. С. 106]. У восточных хантов украшение-оберег из бисера пришивался на ворот сак а детям в возрасте полугода. Здесь же фиксируется обычай делать отверстие в ластовице у рубашек детей до появления у них зубов, а после появления зубов - нашивание на халаты девочек аппликативных или бисерных полос, а также полосы из ряда бляшек или пуговиц [Лукина, 1985. С. 38, 42].

Одежда девушки повсеместно была более яркой, шилась из лучших материалов и имела больше украшений. К числу наиболее распространенных признаков девичьего костюма у обских угров можно отнести украшение волос (кос) и груди. По-видимому, с переходом к этой возрастной категории связано использование головных, накосных и шейно-нагрудных украшений. У северных хантов костюм девушки дополнялся венцом веш кел , веги кет - веревочка лица (ХКз), у северных манси ложными косами и нагрудными украшениями - турлопс и палъсак [Прыткова, 1953. С. 166; Лапина, 1998. С. 54; Попова, 2003. С. 144-145]. Такие украшения выполняли охранительные функции [Попова, 2003. С. 146]. Наблюдается прямая связь эстетической функции с эротической, что явственно проявляется при определении одежды девушки как наиболее нарядной, красивой, яркой и т.п.