Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Земледельческий календарь азербайджанцев Исмаилова, Лала Ариф кызы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исмаилова, Лала Ариф кызы. Земледельческий календарь азербайджанцев : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / МГУ.- Москва, 1998.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 99-2/1660-6

Введение к работе

Актуальность темы. Изучение народного календаря, обычаев и праздников связанных с ним, во многих отношениях поучительно и полезно. Оно интересно не только для специалистов по этнографии и фольклору, но и для каждого, кто ближе хотел бы узнать свой народ и его жизнь. Научное объяснение и историко-этнографическое изучение народного календаря имеет важное значение для совершенствования сложившейся хозяйственной системы, возрождения некоторых в свое время забытых хозяйственных приемов. Изучение показывает, что рассматриваемые в настоящей работе календарные обряды и праздники азербайджанцев типично аграрные, земледельческие. Причем они сходны с распространенными и у других народов Кавказа, и вне его, на определенной фазе развития земледелия и соответствующих ему форм мышления. Как показывает исследование в области исторической этнографии, земледельческие народы издавна создали свой календарь, связанный с циклами природы и отмечавший начало и конец сельскохозяйственных работ, время сева, созревания и

уборки урожая. Изучение народного календаря представляет значительный исторический интерес. И это не случайно, ибо «народные обычаи и обряды - это существенная часть духовной культуры народа, отражающая его мировоззрение в различные периоды исторического развития»1. Таким образом, календарные праздники и обряды - это историческое, закономерное и устойчивое во времени явление. Их происхождение связано с процессом трудовой деятельности человека в прежние исторические эпохи. Они были вызваны к жизни для удовлетворения физиологических, этнических и духовных потребностей общественной жизни.2

Традиционный земледельческий календарь следует рассматривать как сложное общественное явление. В нем нашла своеобразное отражение социально-экономическая, бытовая, религиозно-обрядовая жизнь азербайджанского народа на протяжении ряда исторических эпох. Именно в нем и через него раскрывается особенность материальной и духовной культуры народа. Кроме того, изучение календаря представляет научный интерес как источник для этнической истории, как отражение общественного быта и мировоззрения народа.

С исторической точки зрения изучение календаря необходимо потому, что он является отражением прошлых судеб народа. В каждую последующую историческую эпоху новые условия жизни народа нередко порождали и новые верования, однако старые продолжали существовать рядом с ними, видоизменяясь и переплетаясь с новыми представлениями, образуя сложный клубок идей различного исторического происхождения.

Цели п задачи исследования. Основная цель диссертации -полное изучение всего годового цикла народного календаря, включая такие его аспекты как происхождение названий дней недели, деление дня и суток Ставится задача проследить на основе собранных материалов происхождение тех или иных обрядов и праздников. Показать общность которая обнаруживается при сравнительном изучении обрядов разных народов, как близких соседей так и географически отдельных. Проследить историческую связь между этими различными народами, и выяснить характер: основаны они на

1 Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние
праздники. М., 1973. с.388.

2 Андрианов Н.И., Лопат Р.А., Павлюк В.В. Особенности современного
религиозного сознания. М., 1966.С.225.

культурных связях, этнической близости, либо это стадиальное сходство, которое является свидетельством того, что в разных этнических средах на приблизительно одинаковом уровне общественно- экономического и культурного развития могут возникнуть сходные по своему существу явления и протекать идентичные по содержанию процессы.

Задача исследования также показать, что азербайджанцы с древнейших времен занимались полеводческим хозяйством и в данной отрасли накопили богатый опыт и навыки, и ярким примером этого является созданный местным населением земледельческий календарь, отражающий начало и конец сельскохозяйственных работ, начало пахоты и сева, время орошения и уборки урожая, выгона скота на пастбище и всю деятельность крестьянина. Наконец, исследование может иметь и прикладное значение, так как позволяет использовать многовековой опыт азербайджанского крестьянина в современном сельском хозяйстве.

Новизна исследования. В этнографической литературе имеются работы, посвященные разработке отдельных праздников, особенно много работ посвящено весеннему празднику - Новруз. Однако исследований, посвященных анализу годового цикла очень мало и носят они излишне обобщенный характер. Между тем известно, что «каждый праздник в отдельности может быть правильно понят только тогда, когда будет изучен весь годовой цикл их».3 Исходя из сказанного, в данной работе впервые подробно освещен весь годовой цикл «народного календаря» азербайджанцев. Анализ круга полевых этнографических источников с привлечением этнографической и исторической литературы позволил показать, что несмотря на существенное место скотоводства в хозяйственной деятельности азербайджанцев в прошлом, их народный календарь в своей основе является земледельческим. Впервые в полном объеме исследовано происхождение названий дней недели у современных азербайджанцев. К числу других особенностей диссертации, обуславливающих ее новизну, относится также освещение в ходе анализа происхождение и формирование тех или иных праздничных обрядов, выяснение вопроса о том, почему и как они возникли, насколько они соответствуют . культурном, духовным и нравственным воззрениям современных азербайджанцев.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Календарные праздники можно понять только при историческом к

3 Пропп В.Я. Русские аграрные праздники, с.12.

ним подходе, т.е. рассматривая их возникновение, бытование и исчезновение в тесной связи с конкретно-историческими условиями. Поэтому исследуя земледельческий календарь азербайджанцев, как бы слой за слоем мы раскрываем те идеи, которые в нем отлагались веками и восходим к той исторической ситуации, которая в этих верованиях отразилась. Как справедливо отмечает Б.А. Рыбаков, «анализ комплекса языческих верований и обрядов облегчает нам раскрытие той эволюции, которую прошло религиозное мировоззрение в период первобытности, античности и средневековья».4

Практическое значение. Изучение хозяйственной жизни и народного календаря азербайджанцев имеет также и практическое значение. Он позволяет выявить многовековой опыт, сельскохозяйственную мудрость земледельца. Данная работа окажется полезной для последующих исследований в данной области. Значение дополняется еще и тем, что диссертация послужит источником в вузовском преподавании, при чтении курсов лекций и проведении практических задач по этнографии. Помимо выше сказанного, народный календарь представляет собой важнейший элемент народной культуры, является результатом не только наблюдений многих поколений земледельцев и скотоводов за явлениями природы, но и использования, учета их в практической деятельности и в наше время.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре этнологии исторического факультета Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова. Связанная с темой диссертации статья о происхождении названий дней недели у азербайджанцев была опубликована в журнале «Проблемы истории» (1998г. №2). В октябре 1998 г. в ИНИОН РАН была депонирована статья "Обряды вызывания дождя и солнца". Автор выступал также с докладом по проблемам диссертации на третьей международной конференции по гендерным исследованиям "Мужчины и женщины: меняющиеся роли и образы" (Москва, 14-16 октября 1997 г.)

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, каждая глава завершается выводами. Обобщающее заключение дается после пятой главы. В конце работы даны библиография ( 162 наименований) и список информаторов (18 фамилий).