Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Адыгский религиозный синкретизм Ахохова, Елена Асланбиевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахохова, Елена Асланбиевна. Адыгский религиозный синкретизм : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1996.- 28 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-3/4068-9

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Конец нашего столетия ознаменовался эстом национального самосознания, охватившим многие регионы мира, в том геле и Россию. В саете этих тенденций перед религиоведением зстает целый ряд эвых непривычных задач. Необходимо определить место и роль религии в эавстветк м становлении отдельной личности и нравственном балансе об-ества через переосмысление ранее исследованных материалов, а также лривле-:ние новых, еще не введенных в научный оборот.

"Национальный космос" представляет собой сложную систему, в которой лав специфически национального и религиозного остается социальной доми-нтой. В этой связи большую роль играет изучение народных верований и об-дов как з историческом, так и в синхронном планах. Диахроническое изучение ет возможность выявить архаические корни традиционных верований, пока-гь национальные особенности развития духовного универсума на разных сии-онных срезах. Тщательное изучение всех особенностей функционирования повного универсума, учет всех элементов национальной психологии являются эбходимым условием поиска путей гдционального возрождения.

В религии, как в фокусе, собираются исторические, этнопсихологические, юкультурные и другие явления. Религиозный фактор — это оди*, из важней-х компонентов национальной культуры и национального самосознания, югне социокультурные процессы в жизни народа становятся понятными іько через призму изучения религиозного сознания, которое дает мировоз-нческое обоснование и оформление исторических и социокультурных фено-юв. С другой стороны, религиозное сознание неизбежно взаимодействует со ними светскими компонентами духовной культуры, что наряду с другими торами приводит к его эволюции. Содержание религии изменяется вместе с сненпем условий бытия, исторической судьбы народа. Механизм новообра-зний религии имеет много общего с механизмом новообразования в других

идеологических структурах, проявляя такие феномены, как преемственность традиция, ассимиляция, приспособление и др.1

Выбор понятия "синкретизм" для описания религиозного состояния ады гов неслучаен. Ряд исследователей отмечал неоднородный характер религиозно* практики адыгов /Лавров Л.И., Дубровин Н., Шортанов А.Т,/. Изучение адыг ского синкретизма осложнено тем, что в результате длительной и драматнческоі истории народа в его религиозной системе имели место многообразные колнче ственные и качественные изменения под влиянием внутренних и внешних при чин. Неоднократное и протяженное во времени проникновение монотеизм: (иудаизма, христианства и ислама) привели к образованию сложного синкрета где различные по своему происхождению элементы недифференцированно со существуют не противореча, а дополняя друг друга.

Исследования домусульманских пережитков и их функционирование і современных условиях имеет как практическое, так и теоретическое значение Теоретический интерес обусловлен тем, что сегодня адыгский вариант ислам: невозможно рассматривать в отрыве от воспринятого им наследия вытесненньи религий. Сохранение в исламе остатков язычества не только способствовало по явлению локальных различий в религиозней практике, но и оказало заметної влияние на современное состояние этой практики. Нельзя думань, что ислам, ас снмнлнруя традиции предшествовавших ему культов, преобразовал их в соот ветствни с особенностями своего вероучения и сам при этом не подвергся изменениям. Вместе с рецепцией местных традиций в исламе утверждались и чуждьи ему идеи. Многочисленные факты свидетельствуют о живучести обрядов и веро ванин доисламского происхождения, хотя многие из них сохранились лишь і рудиментарном виде. Они были перенесены в практику ислама, который при спосабливал часть местных религиозных традиций к своим догматическим усто ям. Ислам у адыгов стал своего рода оболочкой, внутри которого продолжаю жить и развиваться многие древние воззрения и культы.

Степень разработанности проблемы. Религиозный синкретизм адьігої еще не становился специальной темой для исследования, хотя некоторые от дельные проблемы, к которым обращается автор в диссертации, разрабатыва лись ранее в этнографической, исторической и филологической литературе. Ис-

I !. См. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. М., 1984, с. 6

з следования, послужнвше?основой данной работы посвящались, главным образом, реконструкциям мифологического пласта культуры адыгов и описанию языческо-христианского двоеверия доисламского периода, а также некоторым другим частным вопросам. Накоплен достаточно обширный фактологический материал этнографического, исторического и филологического характера, уделяющий внимание, в числе других, и вопросам религиозной истории адыгов. Труды дореволюционных авторов (Ш. Ногмов, Хан-Гирей, Каламбин, Дж.Ст. Белль, Т.Лапинский, Н.Дубровнн, Л.Я.Люлье и др.) заложили хорошую фактологическую базу. Усилия специалистов советского периода еще более расширили круг этнографических, археологических и источниковедческих материалов. Это работы Л.И. Лаврова, П.У. Аутлева, Е.П. Алексеевой, Р.Ж. Бетрозова, З.М. Налоева и других авторов.

Из трех периодов эволюции религиозных верований, на которые традиционно (хотя и с большой долей условности) делится религиозная история адыгов, наиболее основательно изучен языческий период, представленный многочисленными реминисценциями в фольклоре, языке, обрядах. Это — исследования А.Т.Шортанова в области сравнительной мифологии, филологические ра-эоты А.Гадагателя, М.И.Мижаева, Ю.М. Тхагазитова, этнографические труды большого числа ученых, благодаря которым появилась возможность перейти к-эбобщениям и исследованию данных проблем на более широком фоне.

Появился также ряд работ, отражающих и систематизирующих адыгские фавственные и этические ценности, что было использовано диссертантом при шписании параграфа "Взаимодействие религиозного и светского в адыгском пикете". Это работы Б.Х. Бгажнокова, Х.М. Думанова, С.Х. Мафедзева и др.

Гетерогенный и синкретичный характер религиозного сознаия и релнгн->зной практики адыгов отмечался в работах Л.И. Лаврова, А.Т. Шортанова и іекоторьгх других, но проблемы эволюции, формирования и функционирования тих явлений оставались неизученными. Почти не освещена специфика сознания овременных верующих, особенности связи и взаимодействия этих представле-іий с традиционными (политеистическими) формами религии. Религия не рас-матривалась как конституент духовного универсума.

Цель и задачи исследования, Цєлію работы является выявление сьецифи кп и условий формирования и функционирования религиозного синкретизмі адыгов. Религиозный синкретизм сам по себе явление сложное и многоуровие вое, следовательно, задачи, стоящие перед исследователем носят разноплановьн характер:

— выяснение генезиса, путей и причин трансформации основных мифо
логем адыгского мифа;

выявление особенностей процесса сращивания язычества с моно теистическими религиями и их растворение в ритуалах, обрлдах, языке и фольк лоре;

анализ архетипических мифологических представлений как продукт истории и культуры,

выявление причин и механизма трансформации религиозного созна ния и религиозной практики;

—раскрытие роли и функций традиционного национального элемента і его взаимодействие с религией;

—изучение особенностей развития религиозного сознания и практики н разных этапах истории народа.

Научная новизна работы. Реферируемая работа является первым ольїтої религиоведческого исследования адыгского религиозного синкретизма. Новизна работы состоит в следующем;

реконструированы и систематизированы древние религиозные пре; ставлення адыгов на основе мифологического пласта культуры,

прослежены пут трансформации мифологического пантеона адыгов;

— показано формирование и особенности языческо-христнанск<
исламского синкрезвдма адыгов;

прослежены генетические корни выделенных констигуенгов совремеї но» о сложного религиозного еннкрега;

раскрыты взаимодействие и специфика функционирования синкреги ма в сегодняшней религиозной практике, быту и сознании адыгов;

— проанализировано взаішодейспше религиозною и светскої
(адыгский зшкет) в функциональном аспекте с целью выяснения социально!
мехлнпма, обеспечившею еіоіікосіь традиционно! о сознания и быга цдыюв.

Объект и материал исследования.Объектом изучения в диссертации яв-іяются форма верования, религиозная практика и религиозное сознание адыгов. Материалом исследования послужили этнографические данные по Адыгее , Шпсупш, Кабарде, и Черкесии, легенды и преданид , опубликованные в раз-пчных сборниках, начиная с середины прошлого века по настоящее время, ри-уальные песни , адыгский эпос "Нарты", Привлекались материалы, собранные юльклорными экспедициями, материалы рукописного фонда Кабардино-балкарского научно-исследовательского института истории, филологии и эко-омики, а также данные Российско-Турецкого социологического исследования Уровень религиозности адыгского населення в Кабардино-Балкарской респу-шгке и Кейсери (Турция)" (авторы; Нарт /Кардан/ Тахсин, Кайсерийский унн-грситет и Алхасов Мухамаднн /Аслан/ Михайлович, Республиканский центр сследовакий общественного мнения, Нальчик, КБР.)

Теоретическая и методологическая основа. В реферируемой работе ис-эльзован системный подход к изучаемым явлениям и системно-структурный их іализ, поскольку религия - это целостная динамическая система, состоящая из тределенной совокупности взаимосвязанных элементов и выполняющая ряд дикций.

Системный подход, как одно из направлений конкретно-исторического ітода дает возможность получить целостное представление об изучаемых реа-іях. Комплексное исследование религии требует учитывать социальные, нсто-іческие, культурные и другие явления, опираясь на принципы историзма. Та-!С категории как становление, развитие, закономерность, содержание помога-г раскрыть механизм эволюционирования, особенности становления отдель-«х ее форм, показывают специфику развития ее конституентов, объясняют оеобразие трансформации этнококфессиональных систем, заимствований, еемственности, схождений, имеющих место при взаимодействии двух и более рм религии.

Автор придерживается фундаментального принципа религиоведения — инципа историзма, требующего конкретно-исторического анализа, так как тигиозные традиции, будучи важным элементом духовной культуры сами яв-

6 ляются относительно самостоятельной системой и меняются вместе со всем социокультурным комплексом.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке курен истории культуры адыгов, философии, социологии, религиоведения, этнопсихологии и других в средних и высших учебных заведениях. Уяснение характера религиозного отражения действительности на разных этапах исторического пути адыгов может оказаться полезным в теоретическом и практическом плане, поскольку нередко, особеннс при воссоздании ранних этапов этногенеза, религиозный материал оказывается важным историко-этнографическим фактором.

Материал работы, результаты научного анализа и выводы могут оказаться полезными для типологических исследований религиозного состояния Северокавказских народов.

Апробация работц. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Основные идеи работы излагались автором на международном Конгресе* "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру", на республи канской конференции по вопросам культуры, на методологических семинара) факультета филологии Кабардино-Балкарского Государственного Универснте та.

В целом работа легла в основу спецкурса по истории духовной культурі; адыгов, которую диссертант читает в Северо-Кавказском Государственном Ин ституте Искуссгп.

Структура работы. Реферируемая работа состоит из введения, ірех глаї заключения и библиографии. Главы разделены на параграфы в соошетегиии поставленными задачами.