Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Баптистская концепция исторического процесса: содержание, особенности, эволюция Скороход, Владимир Юрьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скороход, Владимир Юрьевич. Баптистская концепция исторического процесса: содержание, особенности, эволюция : автореферат дис. ... кандидата философ. наук : 09.00.06 / Академия наук Украины. Ин-т философии.- Киев, 1992.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/1806-5

Введение к работе

Актуальность теми исследования. Исходя из задачи возрождения
принципа плюрализма в общественной кизни, важнейшим направлением
їеятельности современно!! философской науки является не только даль-
іейзее развитие научи oil теории, но и объективное, углублённое изу- .
гение идеалистических и религиозных концепций, одной из которые
'причём наиболее теоретически разработанных и популярных/ являет
ся баптистская. 3 настоящее время актуализировалась задача всесто-
юнн'его изучено* общественных процессов. Её невозможно решить, без
лализа и сравнения взглядов на исторический процесс, различных фи-
ософсках теорий, иоо достижение истины возі/.о'шо лшъ на основе ов
ладения в научном поиске принципа мировоззренческого плюрализма.
. Баптизм является одной из самых гибких религиозных концессий,
ействутаих в наием государстве. Его теоретики в последнее время,
собекно интенсивно разрабатывает и развивают концеэдию историчес-
ого процесса, которая становится всё более популярной не только в
реде последователей EX" а и среди других христианских конфессий,
оэтому её изучение ко.тет принести «гользу при рассмотрении тенден
ції и сущности социально-исторического развития. Кроме того, углу-
пённый анализ исследуемой баптистской концепции будет способст-
ОЕать более полному учёту особенностей вероучения не только Е2Б,
и протестантизма в целом, что имеет вагдое значение для духовной
їзни Украины. ' .

Б настоящее время произошло смещение акцентов в баптистском зроучении с проблемі шідивіпуального бытия человека,на проблемы Явственного бытия, сущности исторического процесса и.место чело-їка в нём. Современные баптистские теоретики уделяют повышенное шмание глобальным проблемам и их месту в контексте социально-кс-гаического раззггтия человечества. Законченный вид в баптизме привело эсхатологическое учение, для аргументации которого привле-іется всё больше обществоведческого и научного материала. Предпрн-т.іа»)тся попытка собственной периодизации истории на основе, йдеали-ячвских критериев, при этом целый ряд вакнеідшх исторических со-тнГ: трактуется верно.

Становятся очевидным, -.то современный баптизм, делая небезус-аные попытки сбликония своего вероучения с реальной действнтель-cti-э, пользуется всё большим успехом среди части наших сограждан,

б чём решаетуга роль играет именно концепция: исторического процесса. Ііозтоі.у всестороннее глубокое раскрь."л:е её содержания, осно-вызашееся преаде всег на анализе эволюции взглядов оаптизма и евангелизыа па поставленный круг вопросов, Судет спосооствовать духовно;.:;; развитии граждан и является актуальной, задачей, совремєі по* ііклософской науки.

Степень разработанности ігооблемн. Рассматриваемая в диссертЕ цик проблематика во второе пол.ИХ - нач.22 в. частично осведала( з работах таких исследователей, как И.Аіівазов, С. Л. Бондарь, 1.1. А Л льнев, А.Роздественский, А.Уашнский, А. и В.Чертковы, В.И.Ясевич-Бородаевская и др. Вышеперечисленные авторы главное внимание уде-ллли не столько анализу вероучения баптизма и евангелизыа, сколько критике их социально-политически?: позиций, а также их отношешг к проблемам войны и мира. Необходимо подчеркнуть, что в втот пері: од не было создано ни единой целостной работы по рассматриваемой проблеме, баптизм и евангелпзм изучались односторонне, с позиций господствушей православной идеологии, поэтому они квалифицировались как инородные явления, чундые элементы отечественной духовной .тизки, враги государства и народа.

Реаая задачу, восстановления научной объективности, в анализе и обобщении воззрений баптизма и евангелизыа на проблемы 'социально-исторического развития, yse в то время достаточно разработанных,, диссертант использует труды евангелистскнх и баптистских тео реткков В. «Іванова, Д.'Лазаева, ШЛІатьвса, З.Г. и П.ВЛавловых, Іі.Т мошенко и др., 'а такке издававшие ся в то время печатные издаїшя "Гость",. "Баптист", "Слово истины", "Утренняя звезда" и др., официальные документы /"Баптисты, их учение и задачи", "Вероучение русских евангельских христиан-баптистов", материалы Всемирного ко нгресса баптистов в Лондоне в 1905 г., материалы Всероссийского съезда кругов баптистской молодёжи, юношей и девиц в Ростове-на-Дону 1909 г. и др./

Исследователи баптизма и евакгелизма 20-30-х г.г. Р.Блкменау, З.Д.Бонч-Бпуевич, II.Зарин, Ф.Путшіцев, Б.Тихомиров, А.Ярцев и др. своп работы посвящали лишь отдельны:.! моментам их вероучения, анализ отношения баптизма и евангелизма к вопроса*; социально-исторического развития данными авторами давался исключительно фрагыен-' тарно. Их произведения в первую очередь Скли направлены против пр; ктическоіі деятельности верующих, прл этом были написаны необъективно, поскольку были пронизаны идеологическим заказом.

Учитывая этот ігакт, ;щссортаит при аналізе еі,;кгельско-оапти-стсхоа Еоїщеіщип исторического процесса того і:Ь\лох.я опирался поезде всего аа труди их теоретиков Арвдца, П.Дадко, И.И.Бондаренко, П.Ф.Савельеза, П.В.Павлова, ії. С.Проханова, Р.Д.Хомяка я др., а также широко использовал баптистские и еваїтелистские печатные издания /"Слово истшш", "Баптист", "Баптист Украины", "Источник из камня", "Утренняя звезда", "іристианкн" и др./, оХицкадьные доку-' ь:енты /"Исповедание веры христиан-баптистов", "декларация об ус-таноаченки а защите справедливого общественного строя", материалы ІУ Всеукраинского съезда баптистов, ХХУІ Всесоюзного съезда баптистов и др./

В работах современных исследователей ЕХБ В.Н.Арестова, Б.И.Гальперина, А.И.Клибанова, П.П.Яшина анализируются исторические аспекты возникновения и функционирования вероучения баптистов, их практическая деятельность и социально-политическая позиция. И.ЛЛча-уданский, Л.Н.Ыитрохин, З.Г.Филкмонов главное внимание уделяла анализу баптистски}: взглядов на двикущпе силы исторического процесса, и в первую очередь - проЕд/^цциачизму. Отношение ЕХБ к науке как движущей силе истории получ;іло достаточно подрооное освещение в трудах И.И.Акинчица и Л.Н.Митрохина. Исследованию баптистской эсхатологии посвятил свои труды П.Г.Гопченко. Диссертант обращался тага» к работал А.Н.Колодного, П.И.Косухи, Ъ.А.Лобовика, Г.С.Лялиной, Н.А.Катуковой, В.А.Подоляка и др. видных учёных.

Однако следует учитывать то, что концепция исторического процесса ЕХБ претерпела в последнее время существенную трансформацию, что выразилось преэде есєго в модернизированной осмыслении периодизации истории, трактовке ваг.пєіянях исторических событий, новом по;сходе к спектру движущих сил истории, глобальным-проблемам, категориальном членении эсхатологии. Эти вопросы ке нагли долзного освещения з научных изданиях. С целью восполнения этого пробела івтор обращается к работам современных баптистских теорэтиков І.М.Бычкова, Я.Х.Духончецко, М.Я.Жидкова, АЛЗ.Карева и др.,- а так-г:е к лх печатна.; изданияі,! /"Вратскиіі вестник", "Настольная книга :ресвитера", "Сборц;ц; духовных статей" и др./, специализированным :оллецтиьтт!«. трудам /"Евгтгэяъскив христиане-баптисты в СССР", 'История евангельских христиан-баптистов", календари "&ХБ и др./, злачным документам, прендэ всего материалам съездов и "пленумов іСіЇІБ.

При паппсокпи работы автор о сражался такзе к грудам, соврекєн-

"4' -

них зарубежных исследователей баптизма, в частности Я.Еабко-Поті новича, В.іугое, С.ливена, Д.Стивса, В.Калв, Л.Шендеровохого, Г.І.дддриха, И.А.К.ієтк, учёт точки зрения которых способствовал бодее полному л всестороннему освещения проблемы.

цель и зачачи исследования. Главной целью настоящей работы является изучение направлении и тенденции развития концепции исп рического-- процесса ЕІБ, а такне сопоставление баптистской и нау ной трактовок данной проблемы для нахоздения обапх позиций в реї ний вопросов социального развития.

Достижение поставленном цели исследования обусловило необхо; иость реиекия еледуюзих задач:

дать анализ взглядов ортодоксального и современного байти; ма на. важнейшие социально-исторические события; :.

рассмотреть зволшиэ воззрений оаптпзг.ана источники и сщ теку движущих сій исторического процесса;

осмыслить позиции современного баптизма по глобальным прос лемам современности;

проанализировать трактовку современника! теоретиками ЕХБ cj юности настоящего этапа развития;

изучить основные направления эволюции баптистской эсхатодс гии и футурологии.

Научая нозчзна исследования. В работе впервые даётся целое ныл научные анализ взглядов ЕХБ на сущность исторического процес са, делается прогноз относительно дальнейшее направлений развит* этой концепции, проводится сравнение,-С одной стороны, ортодоксе льноп и 'современной саптистскои, а с другой стороны, оаптистскої и научной трактовок анализируемой проблемы.

' Проведённое исследование позволило сформулировать ряд пологе
ний, отличающихся' научной новизной: . * -

- современный оаптистскиіі прззіїдекциализм характеризуется пг
эде всего признанием свободы воли человека, а. вследствие этого и
его способность» положительно уїдять на ход развития истории, чт
привело тє озтіжов-ЕІБ к отказу от проповеди покорности к социач
ного ицди^дреректкзка и признанию роли народних насс и личности' в
истории. 5 сис'лЄгіє двкпущпх сил общественного .развития наряду с
провидг>тциализ;-:оьї как его., основой Оаптия.: всё более шделяег рол
научно-технического развития и штердадько-производстьенноп' дея
тельности ладей, а таюіе целенаправленного социально-производств
ного творчества отдельной личности ж человечества в целой, что с

собствузт популяризвшщ_зерОучения ЕХБ, создаёт видимость адекватного восприятия-рзальной аизни;

осмысление современным баптизмом глобальних проблей направлено презде всего на лх полояительное практической разрешение, отказавшись от признания божественного промысла главным источником войн и считая виновникам их возникновения самих людей, поскольку. они, обладая свободой воли, используют ее во зло, современные теоретики КАБ вместе с тем особо подчёркивает активную роль человека в деле сохранения мира, признают т$озь".ожв.ость существования человечества вообие без войн, призывают верущих к активной практической шіротворческоіг деятельности, х.реиешв экологических проблем, усматривая в этом провиденциальную золю бога;

в современном баптистском вероучении центральное место заняла эсхатология, результатом чего явилось резкое усиление взглядов о скором пряпествии Христа, которое баптизм рассматривает пре-пде всего как следствие падения нравственности общества, вызванное в первую очередь отхо.тоы от религии. Модернизм эсхатологии UB про-т является ярче всего в том, что пг'улзошю смешение акцента с устранения верующих, с подчёркивания негативних сторон эсхатологии /конец света, страппшіі суд, ад и др./ на описание Осшьей любви и ола-л:енства. загробной зизни в раю, что привело теоретиков оаптизіла к отказу от конкретно-чувственных трактовок рая и ада, их'аллегорической характерної;—е;

в области универсальной эсхатологии современный баптизм о'со- . бо подчёркивает, что основоіі попадания в царство божье '-наряду с верой является конкретные добрые дела, в первую очередь честный труд к нравственно-добродетельная хизнь, что привело к отчётливому.выделении ценности земной казни и утверждению, что царство божье присутствует уае езігчас б скрытом виде в сердцах верующих. Б области персональной эсхатологии современный баптизм полагает, что спасение предназначено не только веруздим, однако вопрос о конечной судьбе неверующих замалчивает, чем способствует экзальтации рзлиги-озпо-млстическях чувстз людей;

истолкование ряда важнейших частных событии и глооальннх проблем оо^есгвеппо-истор.г-узскоги развития с позиций стихл«но-научно-го подхода /в частности, таких, как сущность науки и труда, харак-герпстп'.а zozhu и мира, глобальных проблем, роль народних, касс я . личности в истории и др./ дает з настояг-эе врокя возможность нева-лу:э::;;*к черэз сотрудничество с последователями Ї2Б совместных прок-

тическях действий в решении вопросов социального созидания, стро
ительства справедливого демократического общества, что безуслов»
отражает интересы всех граздан нашей страны. "".' -'.. ..

t Теоретике—методологической основой диссертационного нссладб вания являются работы отечественных и зарубешшх ^илосо$бв, осно ванные на диалектическом истолковании развития исторического про цесса/ Автор опирался такте на работы философов-религиоведов, в торых разработаны принципы методологического анализа редигиозног мировоззрения в целом и его составных кокшнєетов применительно теме нашего исследования - бога, провиденциализма,- эсхатологии и др. Бри освещении специфики украинского -оапткзиа диссертант обра цался прежде всего к трудам религиоведов из Украины и диаспоры. ' ОсБовополагашими методологическими указателями при анализа-

' следуемого, явления послужили научные труда отечественных религио ведов, в которых учтены последние правительственные документы о тях взаимоотношений между государством, и .церковью, ве рушиш и н верупцики, основанные на лринщшах плюрализма и научной объектив кости. ..... - - " '

В своей работе автор использовал сравнительно-исторический," аналитике—синтетический, аострактно-члогический кетоды.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что е выводы и положения могут помочь в работе по объективно-научному следованию вероучения евангельских христиан-баптистов и всего пр тестангЕзма в целом с целью укрепления взаимопонимания_ые«ду-вер

-вийди.и..неверующими. Результаты_диссертации-іігагут быть использов ны для дальнейшего изучения как данной, так к океанах проблем боласти научного религиоведения, философии, политологии, социодо гш и; др./, .при чтении курса "История религии и свободомыслия", спецкурсов, посвященных христианству, протестантизму, собственно

баптизму..

- Апробация результатов исследования. Основные положения и ви вода диссертации излагались автором в докладах на пяти научных к нференциях "Актуальные вопросы диалектики материальной и духое ноіі сфер общества" /Днепропетровск, 1987/, "Общественное сознани и перестройка" /Москва, 1988/, "Актуальные просяєш развития (Ьші софии з современных условиях" /Киев, 1985/, "Опыт и цроодеиы nej стройки воспитания учащихся" /запорохье, 1989/, "Пути повышения зрелости'общественного сознаннн" /Москва, 1969/, а также на эасе даниях научно-методологического семинара кафедры философии Криво

-- 7 "

рожского педагогического института л. кафедры ре.:лгговедения Кгаз^ ского госунквврситета, на итоговой научной конференции Крнворохс-' кого педагогического ннотнтута за 1991 год.

Всего по теме диссертация опубликовано семь научных работ об
апіл объёмом 2,5 п.л. -

Структура диссертации определена спецификой темы, целью,, за-~ дачаии и логикой научного исследования поставленной проблемы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографических ссылок.

Похожие диссертации на Баптистская концепция исторического процесса: содержание, особенности, эволюция