Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия религии Пола Куртца Поночевная Инна Дмитриевна

Философия религии Пола Куртца
<
Философия религии Пола Куртца Философия религии Пола Куртца Философия религии Пола Куртца Философия религии Пола Куртца Философия религии Пола Куртца Философия религии Пола Куртца Философия религии Пола Куртца Философия религии Пола Куртца Философия религии Пола Куртца Философия религии Пола Куртца Философия религии Пола Куртца Философия религии Пола Куртца Философия религии Пола Куртца Философия религии Пола Куртца Философия религии Пола Куртца
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Поночевная Инна Дмитриевна. Философия религии Пола Куртца: диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.14 / Поночевная Инна Дмитриевна;[Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет], 2016

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Предпосылки формирования философии пола куртца 14!

1.1. Краткая характеристика особенностей религиозной ситуации в США 14!

1.2. История гуманистического движения в США: от либерального протестантизма к «светскому гуманизму» 22!

1.3. Прагматизм и аналитическая философия как источники формирования философской концепции Пола Куртца 38!

ГЛАВА II. Философия религии пола куртца 52!

2.1. Биография Пола Куртца 52!

2.2. Определение религии и анализ ее функций 58!

2.3. Философия светского гуманизма 62!

2.4. Скептическое исследование 65!

2.5. Нон-теизм 68!

2.6. Гуманистическая этика 85!

ГЛАВА III. Философия религии пола куртца в современном философском дискурсе 101!

3.1. Пол Куртц и иррациональная философия 101!

3.2. Новый атеизм и новый гуманизм 114!

3.3. Планетарный гуманизм и мульти-секуляризм 122!

Заключение 130!

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Статистические исследования религиозности в США за последние годы отразили рост количества опрошенных, не идентифицирующих себя с какой-либо конкретной формой религии. Согласно исследованиям института Гэллэпа, в США количество религиозно неаффилированных выросло с 9% в 1980 г. до 22% в 2015 г.1. Опросы Pew Forum дали схожие показатели: с 16,1% в 2007 г. до 22,8% в 20142. В социологической литературе эта категория людей получила устойчивое наименование «nones» от «nonbelievers» – неверующие, демонстрирующие индифферентное отношение к религии. Выяснение причины изменения религиозного «ландшафта» США – страны, долгое время считавшейся оплотом религиозности среди «модернизированных государств», являются важной проблемой, решение которой может дать новый материал для понимания процессов секуляризации в современном мире.

Изменения, отражаемые статистическими исследованиями, находят выражение и в других свидетельствах эпохи. Философские труды, научная и общественная деятельность профессора университета Буффало (Нью-Йорк, США) Пола Куртца (1925-2012), ставшего во второй половине ХХ века во главе общественного движения, ратующего за союз философии и науки в критике суеверия и мистицизма, за распространение этики, основанной на принципах светского гуманизма значимое свидетельство изменения отношения к религии в американском обществе. В связи с этим, выявление истоков и анализ содержания философии религии П. Куртца, является важным для современного религиоведения.

1 Считается суммарный процент опрошенных, ответивших на вопрос о религиозной принадлежности «дру
гая» и «никакая». См. результаты исследования на официальном сайте Gallup. URL:
.

2 America’s Changing Religious Landscape // Official Site of Pew Research Center. May 12, 2015. URL:
.

П. Куртц создал философию светского гуманизма. Согласно ей, приоритет в решении проблем (в том числе и этических) отдается не традиции, а свободному научному исследованию, ориентированному на практическую проверку высказываемых суждений. Важной частью этой философии стала «евпраксофия» – этическое учение, ценности которого независимы от религии, но при этом соответствуют общечеловеческим представлениям о добродетельной жизни. Другой аспект философии светского гуманизма – акцент на ее реализацию в институциональных формах. Под этим подразумевается создание локальных светских сообществ со своими праздниками, способами общего времяпровождения, группами социальной защиты и юридической поддержки малоимущих, незащищенных слоев населения.

П. Куртц внес значительный вклад в разработку проблем философии религии. Его понимание религии тесно связано с концепцией трансцендентного/потустороннего, непознаваемой реальности, в существование которой верят последователи религиозных и мистических традиций. Возможность веры в бытие этого измерения Куртц объясняет физико-биологическими и психологическими особенностями человеческого сознания, а также эволюционным преимуществом, которое религия могла дать людям на ранних этапах человеческой истории. Попытки воздействовать на трансцендентную реальность представляют собой магические действия, из которых, по мнению философа, впоследствии могли развиться религиозные институты. Коллективные религиозные практики (праздники, торжественные церемонии, инициации, церковные службы) дают людям чувство общности и единения, а религиозные нарративы (истории, мифы, жизнеописания героев и святых) и молитвы – средства психологического утешения1.

Представления и убеждения П. Куртца нашли отражение не только в его книгах, статьях и публикациях, но также и в программных документах, в разработке которых он принимал участие. «Гуманистический манифест-II»,

Куртц П. Искушение потусторонним. М.: Академический Проект, 1999. С. 575.

«Декларация светского гуманизма», «Гуманистический манифест 2000», «Нео-гуманистическое положение» 1 – эти документы стали не только отражением фундаментальных изменений, происходящих в американском обществе, но и важными организационными программами.

Куртцу принадлежит идея создания общепланетарной мульти-секулярной философии, учитывающей специфику разных регионов и культур, и утверждающей общечеловеческие гуманистические ценности.

П. Куртц посвятил всю свою жизнь популяризации критического мышления и научных методов исследования, развенчанию мифов, критике суеверий, догм и предубеждений, утверждению гуманистических ценностей, тому что, по его мнению, способно заставить людей лучше понимать себя и свою ответственность за совершаемые поступки.

Философия религии П. Куртца представляет большой интерес с точки зрения развития идейного плюрализма в США второй половины XX в. – начала XXI в. и публичной «легализации» независимого от религии светского мировоззрения.

Степень разработанности темы

Для понимания той роли, которую в истории современной американской общественной мысли играет светский гуманизм и философия религии П. Куртца, большое значение имеют труды, в которых анализируются вопросы свободы совести и положения религии в США2. В них, прежде всего, на основе социально-политических и социологических исследований исследуется динамика секуляризационных процессов в общем контексте общественных, политических и культурных изменений в США. Среди работ отече-

1 Гуманистический манифест-I // Современный гуманизм: Документы и исследования. М.: РГО, 2000. С. 67-
70; Декларация светского гуманизма // Современный гуманизм: Документы и исследования. М.: РГО, 2000.
С. 81-91; Манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму // Здравый смысл, №13, 1999; Kurtz P.
Neo-Humanist Statement of Secular Principles And Values: Personal, Progressive, аnd Planetary. NY.: Prometheus
Books, 2011. URL:

2 См. например: Kenneth, D. Wald. Religion and Politics in the United States. Rowman & Littlefield Publishers,
Inc. Lanham, Maryland, 2006; Corwin E. Smidt, Kevin R. Den Dulk, Bryan T. Froehle. The Disappearing God Gap?
Religion in the 2008 Presidential Election. Oxford University Press, 2010.; Corwin E. Smidt, Kellstedt L., Green J.,
Guth J..
Religion and Politics in the United States // The Secular and the Sacred. Nation, Religion, Politics. Ed. by
William Safran. Frank Cass Publishers, 2003. P. 30-50.

ственных исследователей в этой области следует отметить работы Ю.А. За-мошкина, Л.Н. Митрохина, Д. Е. Фурмана, М. С. Стецкевича и др.1

В мировой историографии отсутствуют специальные исследования, посвященные философии религии2 П. Куртца. Однако имеется ряд работ зарубежных и отечественных авторов, пытавшихся в той или иной мере проанализировать творческое наследие американского философа в целом.

Исследования о философии П. Куртца на английском языке можно разделить на три группы. Во-первых, это обобщающие работы по истории американской философии конца ХХ века, где излагаются его воззрения3, а также историко-философские исследования, имеющие более частный характер, рассматривающие наследие П. Куртца в общем контексте истории американских просветительских теорий.4 Во-вторых, это исследования, авторы которых рассматривают движение секулярного гуманизма и общественную деятельность П. Куртца в контексте истории американского свободомыслия и атеизма5. В-третьих, это труды, написанные единомышленниками П. Куртца по движению светского гуманизма. Наиболее крупным научно-исследовательским центром движения светского гуманизма является создан-

1 Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М.: Наука, 1981; Митрохин Л.Н. Религиозные
«культы» в США. М., 1984; Религия в политической жизни США (70-е начало 80-х годов) / Ответственные
редакторы: Ю.А. Замошкин, Д.Е. Фурман. М.: Наука, 1985. Стецкевич М.С. Свобода совести: Учебное посо
бие. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2006; Стецкевич М.С. Религиозный фактор в современной политической
жизни США. Научно-практический журнал. Управленческое консультирование. 2010, № 3. С. 47-59.

2 См.: Аринин И.Е. Философия религии. Принципы сущностного анализа. Архангельск, 1998; Кимелев Ю.А.
Философия религии: систематический очерк. М.: Nota Bene, 1998; Шахнович М.М. Введение. Что такое фи
лософия религии?//Философия религии: учебник для академического бакалавриата/Под. ред. М.М. Шахно-
вич. М. : Юрайт, 2016.; Шохин В.К. Введение в философию религии. М.: Альфа-М, 2010. С.15-36; Введение
в общее религиоведение: учебник//Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Гардарика, 2001.

3Ryder J., Marsoobian A. (ed.) The Blackwell Guide to American Philosophy. Blackwell Publishing, 2004 (Русск. пер. Американская философия. Введение / под ред. Т. Марсубяна и Д. Райдера. М.: Идея-пресс, 2008; Kuklick B. A History of Philosophy in America. 1920-2000. Oxford University Press, 2002.

4 Promethean Love: Paul Kurtz and the Humanistic Perspective on Love / ed. by Madigan T.J. Cambridge Scholars
Publishing, 2008. 334 p.; Toward a New Enlightenment: The Philosophy of Paul Kurtz, ed. Bullough V. and Madi-
gan T.J
. – New Brunswick, NJ: Transaction, 1994.

5 См. например. Cimino R., Smith С. Secular Humanism and Atheism beyond Progressive Secularism // Sociology
of Religion (Oxford University Press) 2007, 68:4. P. 407-424; Schultz K.M. Secularization: A Bibliographic Essay //
University of Virginia’s Center on Religion and Democracy Review, 2005. P. 170-177; Shoji Ippei. Secularism in
America: A Brief History of Non-Religion Movement // Nanzan Review of American Studies (Nagoya), 29 (2007),
P. 97–106; Paul Kurtz / Icons of unbelief : Atheists, Agnostics, and Secularists. Edited by S.T. Joshi. Greenwood
Press, 2008. P. 193-211.

ный самим Куртцем Центр в Амхерсте (Нью-Йорк, США)1, при котором находится издательство «Prometheus Books». Каталог этого издательства отражает всю широту и объем исследований представителей движения светского гуманизма по естествознанию, гуманитарным и социальным наукам, в том числе и по философии прежде всего по философии науки, этике, религиоведению, а также критике мистицизма и паранауки2. Кроме этого, материалы по актуальным вопросам публикуются на страницах журналов «Free Inquiry» органа Международного совета по светскому гуманизму и «Skeptical Inquirer» журнала, созданного «во имя науки и разума» организационным комитетом, в состав которого за более 40 лет его существования входило и входит несколько Нобелевских лауреатов.

В отечественной историографии, прежде всего, следует отметить труды

А.С. Колесникова, Ю. П. Мельвиля, С. В. Никоненко, Н.С. Юлиной3, рассматривающие формирование англо-американских философских теорий, повлиявших на воззрения Куртца, а также учебник по этике А.В. Разина, в котором в общем контексте освещения этических теорий описывается этика П.

Курца4.

В предисловии к первой публикации труда П. Куртца на русском язы-ке5 Л.Н. Митрохин писал, что в нашей стране долгое время секулярный аспект западной философии был недооценен, и что деятельность П. Куртца, как и Международного гуманистического и этического союза (МГЭС) – яркое свидетельство наличия светской гуманистической традиции в странах Евро-

1 «Центр исследований» имеет представительства в разных уголках мира: Канаде, Франции, Испании,
Польше, Индии, Египте, Китае и других странах. См. информацию на офиц. сайте Центра. URL:

2 См. каталог издательства. Official website of the Prometheus Books. URL:

3Колесников А.С. Свободомыслие Бертрана Рассела. М.: Мысль,1978; Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991; Мельвиль Ю. П. Американский прагматизм. М., 1968; Никоненко С.В. Английская философия XX в. – СПб.: Наука, 2003; Юлина Н. С. Философская мысль и США. XX век: М.: Канон+, 2010. 600 с.; Юлина Н. С. Джон Дьюи // Философы двадцатого века. М.: Искусство, 1999. С. 77-105.

4 См. Разин А. В. Этика. М.: Академический Проект, 2006. С.599 и далее.

5 См.: Куртц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях // Вопросы философии, 1990. № 10. С. 166-174.

пы и США1. Одним из первых исследований на русском языке, в котором рассматривались воззрения П. Куртца, была диссертация И.В. Девиной2 (1984 г.), посвященная истории американского свободомыслия. Популяризацией движения светского гуманизма и творчества П. Куртца в России с 1990-х гг. занимается В.А. Кувакин – президент Российского гуманистического общества (далее – РГО). РГО осуществило публикацию ключевых документов этого движения, а также издание некоторых произведений Куртца3. Под руководством В.А.Кувакина О.А. Погодиной была написана и защищена кандидатская диссертация «Философия Пола Куртца» 4 (по специальности 09.00.03 «история философии»). В ней анализируется философское учение Куртца в целом, особое внимание уделяется теории познания, однако проблемы этики и философии религии, а также социальный контекст возникновения и распространения идей американского философа автором не рассматривается вовсе. Под редакцией В.А. Кувакина и А.Г. Круглова и под эгидой РГО было написано учебное пособие «Основы современного гуманизма»5. РГО издает журнал «Здравый смысл», на страницах которого была опубликована историографическая статья Ю. Ю. Черного «Современный гуманизм. Обзор»6, где упоминаются труды Куртца. В работах А. А. Кудишиной7 рассматриваются основные положения светского гуманизма и отдельные моменты истории развития этого движения. В кандидатской диссертации Т.Б.

1 Митрохин Л.Н. Предисловие к публикации / Куртц П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях // Во
просы философии, 1990. № 10. С. 166.

2 Девина И.В. Проблемы гуманизма и критики религии в современном движении свободомыслящих в США:

дис. ... канд. филос. наук: 09.00.06. М.: 1984.

3 См.: Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. М.: РГО, 2000; Куртц П. Запретный плод. Этика
гуманизма. М.:РГО, 2002; Куртц П. Что такое светский гуманизм. М.: РГО, 2008.

4 Погодина О.А. Философия Пола Куртца: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Погодина Ольга Алексан
дровна. М.: 2013. Погодина О.А. Прагматический натурализм П. Куртца // Вестник Костромского государ
ственного университета им. Н.А. Некрасова, 2011. С. 39-43.

5 Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Кувакина и А.Г. Круглова.
М.: РГО, 2002.

6 Черный Ю.Ю. Современный гуманизм (обзор) // Философия в XX веке. Ч. 2. М.: ИНИОН РАН, 2001. С.
119-158.

7 Кудишина А.А. Гуманизм – феномен современной культуры. – М.: Академический проект, 2005; Кудиши-
на А.А. Современный гуманизм как феномен культуры: философско-культурологический анализ: дис. …

докт. филос. наук: 24.00.01. М.: 2006.

Башкатовой,1 рассматриваются организационные модели гуманистического движения в США и России. Таким образом, следует признать, что вне рамок РГО специальное исследование российскими учеными воззрений П. Куртца в последние тридцать лет не осуществлялось, а философия религии не рассматривалась вовсе.

Источниковая база диссертационного исследования состоит из нескольких групп источников. К первой из них относятся официальные документы о свободе совести, а также декларации и манифесты, в которых излагаются доктринальные положения светского гуманистического движения. Ко второй группе источников относятся книги и статьи Пола Куртца2, а также работы других светских гуманистов (Н. Уолтера, К. Ламонта)3. Третья группа источников произведения представителей других философских традиций, которые напрямую или косвенно пересекаются с проблемным полем философии религии П. Куртца. Среди них: американские и английские прагматисты Ч. С. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи, С. Хук и Ф.К.С. Шиллер, представители аналитической философии Б. Рассел, А. Айер, Э. Флю, а также авторы, относящиеся к течению «нового атеизма» Р. Докинз, С. Харрис, Д. Денетт. Кроме того, в работе затрагиваются произведения оппонентов гуманистической философии – труды протестантских теологов Г. Дункана, Т. ЛаХэи, Г. Берри, а также философов С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, П. Фейрабенда, Ж. Деррида, М. Фуко. В четвертую группу источников входят статистические исследования центра Пью4 и Института Гэллапа5. К пятой группе относятся материалы

1 Башкатова Т.В. Гуманизм как регулятивный принцип деятельности социально-гуманитарных организаций

в России: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04. Иркутск: 2007.

2 Kurtz P. Eupraxophy: Living without Religion. Buffalo, NY: Prometheus Books, 1989; Skepticism and Human
ism: The New Paradigm. New Brunswick, NJ: Transaction, 2001. Multisecularism. A New Agenda. New Jersey:
Transaction Publishers, 2010; и др. На русском языке: Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. М.: Рос
сийское гуманистическое общество, 2002; Мужество стать: Добродетели гуманизма. М.: Российское гума
нистическое общество, 2000; Что такое светский гуманизм. М.: Российское гуманистическое общество, 2008
и др.

3 Walter N. Humanism. Finding Meaning in the Word. Amherst (N.Y.): Prometheus Books, 1997; Lamont C. The
Philosophy of Humanism. 8th edition. Amherst, NY: Humanist Press, 1997.

4 The Pew Research Center’s Forum on Religion & Public Life, official website. URL:

5 The Gallup Center, official website. URL:

официальных сайтов гуманистических организаций, публикации в блогах и СМИ за 2010-2015 гг.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является комплексный анализ философии религии Куртца, как одного из создателей современного светского гуманистического движения. В соответствии с этой целью определяются следующие задачи исследования:

1.! Определить основные черты религиозной ситуации в США, повлиявшие на появление новых форм либерального протестантизма и религиозного гуманизма.

2.! Исследовать идейные предпосылки формирования философии религии П. Куртца.

3.! Выявить значение прагматизма и аналитической философии для философии религии П. Куртца.

4.! Раскрыть основное содержание философии религии П. Куртца через анализ ее основных концептов.

5.! Показать связь философии религии П. Куртца с естественнонаучной критикой мистицизма.

6.! Рассмотреть основное содержание внерелигиозной этики П. Куртца и ее связь с философией религии.

7.! Раскрыть основные положения критики П. Куртцем современного философского анти-гуманизма и «нового атеизма».

8.! Исследовать основное содержание концептов «планетарный гуманизм» и «мульти-секуляризм».

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественном религиоведении осуществляется комплексный всесторонний анализ философии религии П. Куртца. В диссертации рассматриваются основные этапы формирования светского гуманизма П.Куртца, демонстрируется его связь с либеральными течениями в протестантизме, натурализмом, философией прагматизма и аналитической философией. В диссертации ис-

следуется место философии религии Куртца в современном философском дискурсе: полемика с представителями «нового атеизма», религиозного консерватизма и иррациональной философии.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования и сделанные в ней выводы могут послужить основой для дальнейшего изучения и теоретической разработки современной философии религии, а также проблем свободомыслия и свободы совести. Кроме того, материалы работы исследования могут быть использованы для подготовки лекционных курсов по философии религии, религиоведению, истории свободомыслия и атеизма, истории и культуре США.

Методология и методы исследования обусловлены целью и задачами, поставленными в диссертации, а также спецификой анализируемого материала. Автор опирался на принципы историзма и научной объективности, использовал методологию историко-философского анализа. При разработке проблемы были использованы методы, применяемые в различных гуманитарных дисциплинах: сравнительно-исторический, проблемно-понятийный и классификационный.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.! Особенность философии П. Куртца заключается в ее ориентированности на практическое применение. Это определило его специфическое отношение к проблемному полю философии религии: первостепенный интерес представляет не столько религия или ее критика, сколько возможности создания секулярной альтернативы – светской системы ценностей и моральных предписаний.

2.! Философская критика религии П. Куртца включает четыре основных направления: критика рациональных доказательств бытия Бога; критика религиозного языка; исторический анализ священных текстов; опровержение аргумента «от чудес».

3.! Отличительной особенностью философии религии П. Куртца, в основе которой лежат философский натурализм, отрицание трансцендентного

(потустороннего) и гуманистическая эвдемоническая этика, является последовательная критика религии, которую он называет «агностическим атеизмом» или «нон-теизмом».

4.! Рассматривая религию как веру в трансцендентное (потустороннее), П. Куртц включает вневероисповедную мистику и веру в паранормальное в круг религиозных феноменов. Куртц четко и аргументировано показывает, что мистицизм очень часто рядится в одеяние науки, и что следует отличать подлинную науку от псевдонаучного шарлатанства.

5.! Важнейшим пунктом философии религии Пола Куртца является учение об евпраксофии. Главной особенностью евпраксофии является ее «альтернативность» религиозным установкам. По мнению Пола Курт-ца, евпраксофия в контексте светского гуманизма должна выступать в качестве учения о практической мудрости, утверждающей позитивные ценности человеческой жизни.

6.! В рамках концепции «мульти-секуляризма» П. Курц предполагает, что для успешного утверждения научной, гуманистической философии необходимо признать, что формы секуляризма должны быть адаптированы к уникальным социально-культурным традициям того или иного

региона.

7.! Выступая против крайностей иррационализма и «нового атеизма» П. Куртц исследует истоки анти-гуманизма в постмодернистской философии, анализирует его практические последствия и обращает внимание на важность гуманистической ориентированности философии и сохранения в ней общечеловеческих принципов.

8.! Со светским измерением философии религии тесно связана идея Пола Куртца о возможности построения планетарного сообщества, в котором разделение по религиозному, национальному, гендерному признакам будет неактуальным. Восприятие людей, как представителей одного биологического вида, отодвигает значимость идеологических границ

на второй план, отдавая первое место необходимости формирования приемлемых условий для создания общечеловеческой цивилизации.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертационного исследования были представлены в виде докладов на различных отечественных и международных конференциях и в виде статей, опубликованных в научных рецензируемых журналах. В частности, были прочитаны доклады на следующих конференциях: «Второй конгресс российских исследователей религии» // Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург (20-22 ноября 2014 г.); «Европа-2014: гуманитарное знание между прошлым и будущим» // Европейский гуманитарный университет, Вильнюс, Литва (16–17 мая 2014 г.); «Третьи студенческие Смольные чтения» // СПбГУ, Факультет свободных искусств и наук (18-19 апреля 2014 г.); «Религия в меняющемся мире» // СПбГУ, Философский факультет, 2011. Следующие статьи были опубликованы в научных рецензируемых журналах из списка ВАК и сборниках трудов: «П. Куртц и философская критика светского гуманизма»1, «У истоков светского гуманиз-ма»2, «Светский гуманизм и религиозный консерватизм в США»3, «Светский гуманизм XXI века о соотношении религии и этики»4.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, двух приложений, списка литературы.

История гуманистического движения в США: от либерального протестантизма к «светскому гуманизму»

Этот раздел диссертации посвящен анализу обстоятельств возникновения и развития гуманистического движения США. Под гуманистическим движением понимаются изменения в американской культуре и общественной мысли конца XIX-XX в., которые нашли выражение в т.ч. в манифестах, текстах и программных документах официальных организаций и частных сообществ, ориентированных на такие идеи, как признание ценности человеческой жизни, утверждение важности свободы слова, совести, творчества и научного поиска. Особенность гуманистического движения в США заключалась в том, что оно, вначале неявно, но затем более и более отчетливо стало приобретать секулярное (светское) то есть свободное от религиозного влияния содержание.

В истории современного гуманистического движения выделяют три периода: 1) возникновение (середина XIX в. - начало 1930-х гг.); 2) организационное оформление гуманистического движения (начало 1930-х - начало 1980-х гг.); 3) окончательное размежевание с религиозным гуманизмом (с унитарианством и деизмом) и институциональное оформление в виде светского гуманизма, получившего международное распространение (с 1980-х гг.). Возникновение гуманистического движения относят ко второй половине XIX в., когда в Европе и США начали появляться общественные объединения, вдохновленные развитием науки, борьбой с невежеством и пропагандой рационализма во имя счастья всего человечества. Они создавались по различным поводам, носили разные названия и имели свои особенности. Среди создателей этих движений были философы и либеральные теологи, естествоиспытатели и вольнодумцы, атеисты и верующие, рационалисты и мистики. Несмотря на разнообразие их позиций, всех этих людей объединяла общая неудовлетворенность существующим общественным устройством.

В формирование гуманистического движения внесли значительный вклад, прежде всего, философы-позитивисты и члены позитивистских обществ, пропагандирующих научное знание, экономисты-либертарианцы60, а также представители унитарианства – близкого к философскому деизму либерального движения в протестантизме, отрицающего учение о Троице и ряд других важнейших христианских догматов.

Еще мыслители эпохи Возрождения создали новую гуманистическую этику, в центре которой был человек – «лучшее из божественных творе ний».61 В 50-х годах XIX века Огюст Конт (1798-1857) создал позитивистскую концепцию новой идеологии «религии человечности» или «религию гуманности» (religion de l humanit)62. Главные черты этой идеологии восхищение человеческим разумом и его достижениями, значение искусства как ретранслятора идей науки и философии и необходимость создания светских ритуалов. О. Конт противопоставлял «религию гуманности» традиционным формам религии политеизму и монотеизму видя в них «прошлые ступени» эволюционного развития человеческого общества. Новая религия, по мнению французского философа, должна была быть идеологией будущего, объединяющей силой для всех «рас» человечества63. Несмотря на то, что «новая религия» была достаточно жесткой системой механистического понимания общественной жизни, в которой высшей ценностью был объявлен коллектив, а не личность, теоретические разработки философа оказали сильное впечатление на современников и потомков64. Идея Конта о создании «религии гуманности» нашла много последователей по всему миру65.

Идеи позитивизма оказались особенно актуальными в конце XIX в., когда западное общество претерпевало серьезные общественные трансформации, связанные с урбанизацией и индустриализацией. В качестве реакции на изменения в странах Европы и США стали возникать движения разной степени радикальности, главным лозунгом которых была социальная справедливость. Во Франции, Италии, Испании и России социальные движения имели антиклерикальный и атеистический характер.

В США задачу одного из ведущих проводников нового стиля мышления, ориентированного на социальное обновление, взяло унитарианство – одно из крайне либеральных протестантских движений. В философии унита-рианских деноминаций, помимо отрицания важнейших христианских догматов, делается акцент на творческое развитие свободной личности, а особое отношение к справедливости и равенству всех людей без различия социальной и расовой принадлежности псоединяется с мистицизмом и персонализмом. В 1867 г. в США была создана Свободная религиозная ассоциация (Free Religious Association, FRA), целью которой было «научное исследование религии и поиск основ универсальной духовности»66 , а также стремление «уничтожить все границы и объединить всех верующих духовными связя-ми»67. Среди участников сообщества были такие выдающиеся мыслители как философ и общественный деятель Ральф Уолдо Эмерсон (Ralph Waldo Emerson, 1803-1882), борец за права угнетенных Лидия Мария Чайлд (Lydia Maria Child, 1802-1880), а также Феликс Адлер (Felix Adler, 1851-1933)68. Последний из них сегодня считается отцом-основателем т.н. «Этического движения» – влиятельного религиозно-либерального течения, многие идеи которого впоследствии стали частью философии светского гуманизма. Его заслугой стало основание в 1876 г. Нью-Йоркского общества этической культуры (New-York Society for Ethical Culture). Цели организации заключалась в том, чтобы с помощью проповедей и личного примера членов объединения помочь внедрению в практическую жизнь людей, не зависимо от их религиозных убеждений и философского мировоззрения, высших нравственных идеалов, а также «помощь слабым в достижении этих идеалов»69.

Прагматизм и аналитическая философия как источники формирования философской концепции Пола Куртца

Давая сжатое определение светского гуманизма, Куртц говорит, что он предполагает, во-первых, набор гуманистических ценностей, на которых основывается мораль, а во-вторых «он питает определенную форму агностического атеизма»225. Каков характер этого «агностического атеизма»?

Отличительной особенностью философии религии П. Куртца, в основе которой лежат философский натурализм, отрицание трансцендентного или потустороннего и гуманистическая эвдемоническая этика, является последовательная критика религии, которую он называет «агностическим атеизмом» или «нон-теизмом» 226. Не вызывает сомнений, что эти понятия использованы П. Куртцем для того, чтобы с одной стороны, избежать обвинений в радикальном характере критике религии, а с другой – подчеркнуть позитивный характер светского гуманизма в целом.

По существу, философия религии П. Куртца имеет атеистический характер, вспомним известное определение агностицизма, как «стыдливой формы материализма» (Ф.Энгельс). Безусловно, термин «нон-теизм» (nonheism, не-теизм) представляет собой производное все того же греческого слова atheos, обозначавшего человека, не столько отрицавшего существование бога или богов, сколько отрицавшего сотворение мира, провиденциализм и бессмертие души227. Куртц хочет наполнить понятие «атеизм» позитивным содержанием, всячески подчеркивая, что критика религии светским гуманизмом осуществляется не ради критики как таковой, и что в качестве основания этой критики лежит не нигилизм, а скептицизм, научное мировоззрение и положительная этическая программа.

Позицию «нон-теизма» Куртц интерепретирует как «не-нахождение серьезного основания для веры в Бога». Куртц отмечает, что такое мнение, конечно, похоже на атеизм, но «атеисты обычно определяют свои взгляды через то, против чего они выступают, в то время как нон-теисты рассматривают свое неверие как часть более широкого научно-философского и этического мировоззрения»228. Он подчеркивает, что отсутствие веры в сверхъестественное не делает человека гуманистом, и задает риторический вопрос: «Ленин, Сталин, Хайдеггер или Мэдлен Мюррей О Хэйр были атеистами, но были ли они гуманистами?» 229.

Для того, чтобы определить специфические особенности «нон-теизма» в ряду других форм критики религии и главное – отмежеваться от радикального атеизма, Пол Куртц вводит следующую классификацию «неверия». По его мнению, существуют две формы критики религии: 1) Догматический атеизм, отрицающий веру в бога без каких-либо разумных доводов. 2) Сознательное неприятие теизма за отсутствием доводов и разумных аргу ментов за него, и/или принятие положительных свидетельств в пользу нетеи стической точки зрения230. Последний подход, по его мнению, действительно близок к позиции агностицизма, но, однако, не по причине незнания ответа на вопрос о том, существует ли бог или нет, а из-за отсутствия аргументов в пользу его существования. Свою позицию Куртц объясняет одним из правил теории аргументации: обязанность «доказывать любые утверждения лежит на том, кто их выдвигает»231.

Куртц подчеркивает, что нон-теизм отличается не только от радикального или, как он пишет, «эмоционального» атеизма, но и от деизма мыслителей эпохи Просвещения, поскольку они верили «в то, что божественное существо сотворило или замыслило Вселенную, а затем предоставило ее самой себе»232. При этом, однако, Куртц обращает внимание на то, что некоторым светским гуманистам «близки взгляды Спинозы на природу, упорядоченность и законы которой вызывают благоговение перед ней»233. Но, опять же, это восхищение не является поклонением загадочным и необъяснимым силам, а лишь восторженным удивлением перед гармонией и красотой окружающего мира.

Критика религии и современной мифологии, мистицизма и паранормальных теорий связана с рационалистическим взглядом на мир, и является, по мнению П. Куртца, чрезвычайно важным аспектом деятельности светских гуманистических организаций и творчества ученых-популяризаторов науки и философов, отстаивающих принципы светского гуманизма. Критическому анализу этих феноменов посвящен известный труд самого Куртца, который называется «Искушение потусторонним» (1986)234.

Философская критика религии П. Куртца включает четыре основных направления: критика рациональных доказательств бытия Бога; критика религиозного языка в целом, скептически оценивающая возможность точного понимания религиозных метафор и двусмысленностей; исторический анализ священных текстов; опровержение аргумента «от чудес». Следует сказать, что все эти четыре направления критического анализа религиозных феноменов опираются на глубокое знание многовековой традиции философской критики религии. В аргументах Куртца против религии и мистицизма, изложенных в книге «Искушение потусторонним», образованный читатель найдет доводы, представленные еще Эпикуром, Валлой, Гоббсом, Спинозой, Вольтером, Гольбахом, Юмом, Кантом, Фейербахом, Марксом, Д. Штраусом.

В этом смысле, светский гуманизм продолжает традиции не только англосаксонского прагматизма и позитивизма, как обычно принято считать, но он опирается на всю традицию западноевропейской философии религии и свободомыслия в целом.

Философия светского гуманизма

Изменение отношения к атеизму в обществе также внесло свои коррективы в отношение скептических и гуманистических организаций к религии. Не исключением стал и Центр исследований. В 2008 г. П. Куртц покинул пост управления организацией, став «почетным руководителем в отставке». Его место занял Рональд Линдсей (Ronald Lindsay). В 2009 г. широкую известность получила инициатива Центра отметить 30 сентября «День бого-хульства»379. Эта дата отсылает «Карикатурному скандалу» 2005-2006 г., когда в датской газете «Jyllands-Posten» были опубликованы изображения пророка Мухаммеда. В рамках празднования «Дня богохульства» прошла серия мероприятий, выставок и лекций. В рамках программы состоялся конкурс, участники которого предлагали слоганы, которое могли бы рассматриваться обществом, как кощунственные. Победитель получал футболку с выигравшим конкурс слоганом380.

Ответом на это празднование стала публикация П. Куртца, в которой он назвал раскритиковал это решение Центра. По его мнению, «право публиковать вольнодумную критику религии должно приниматься, как один из аспектов самовыражения. Но Центр исследований, самостоятельно спонсирующий высмеивание христианства, поощряя антикатолические, антипротестантские и иные антирелигиозные изображения, выходит за рамки цивилизованного дискурса плюралистического общества. Это мало чем отличается от антисемитских карикатур. Тем не менее, некоторые фундаменталистские атеисты прибегли к такому ходу, чтобы привлечь внимание прессы. Этим они опозорили основной этический принцип, за который Центр исследова-378 Цит. по Secular Humanist Takes On New Atheism // Huffington Post. May, 24. 2010. URL: http://www.huffingtonpost.com/2010/03/24/secular-humanistakes-on_n_512153.html (дата обращения: 03.02.2016). ний решительно выступал до этих пор: терпимость к противоположным точкам зрения»381.

Свой ответ на изменение «религиозного ландшафта» Куртц выразил весной 2010 года в программном документе «Нео-гуманистическое положение о светских ценностях и принципах»382. Одним из ключевых отличий от предыдущих программ стало более снисходительное отношение к «мягким формам религиозности». В преамбуле документа утверждается следующее: «В мире существует множество форм религиозных и нерелигиозных верований. На одном краю спектра – традиционные религиозные верования; на другом – «новый атеизм». Но гуманизму, как альтернативе этих двух крайностей, уделяется недостаточно много внимания. Это Положение призвано утвердить нерелигиозный светский Нео-гуманизм»383. На первом месте 16-ти ключевых положений документа стоит тезис «стремиться быть более инклюзивным, привлекая, как и не-религиозных, так и религиозных гуманистов, а также тех религиозных верующих, кто разделяет общие ценности»384. И, хотя второым тезисом идет призыв «быть скептическими по отношению к традиционным формам религии»385, тем не менее, в документе прослеживается явно смягченная позиция по отношению к религии.

В мае 2010 г. Советом светского гуманизма, Комитетом скептических исследований и журналом «Свободное исследование» было объявлено, что Пол Куртц покинул советы правления всех трёх организаций. В интервью, последовавшим за этой новостью, Куртц отметил, что это решение было принято против его желания. Среди причин, которые мотивировали новое руководство на такой шаг, он назвал различия в понимании целей и задач Центра исследований: «На мой взгляд, ключевым элементом нашей миссии является качественная, уважаемая, утонченная, академическая критика рели-381 Kurtz P. A Dissenting View About Blasphemy Day // CFI. September 29, 2009. URL: http://www.centerforinquiry.net/blogs/entry/a_disssenting_view_about_blashphemy_day/ (дата обращениягии. Но что более важно, мое видение роли Центра всегда было связно с распространением натуралистического и научного мировоззрения на все сферы человеческих интересов, и, в особенности, на область ценностей»386.

В ответном интервью, новый руководитель Центра исследований Рональд Линдсей отметил, что стратегия Центра по утверждению гуманистических ценностей не изменилась, поменялась лишь тактика. Она стала более открытой к сотрудничеству с другими скептическими организациями, а также ориентированной посредством массовых конкурсов и мероприятий на более широкую аудиторию387.

После ухода из Центра исследований Куртц стал развивать Институт науки и человеческих ценностей, который он основал двумя годами раньше, в 2008 г. Одной из ключевых задач этой организации является продвижение «Нео-гуманистического положения о светских ценностях и принципах», а также изучение и распространение гуманистических ценностей.

Новый атеизм и новый гуманизм

Особое внимание в этом разделе уделяется критике Куртцем основных доказательств бытия Бога, с указанием на их исторические истоки и слабые аспекты «теологической аргументации», а также вопросу теодицеи. Другим аспектом нон-теизма является критика суждений, претендующих на истинность, которыми оперируют представители 1) и монотеистических религий, 2) новых религиозных движений, 3) мистических культов; 4) верующие в паранормальные явления. Посредством анализа источников и ссылками на существующие работы критиков религии, Куртц указывает на противоречия и нестыковки в анализируемых им учениях.

Особое место уделяется взглядам Куртца на вопросы взаимоотношения политики и религии. В частности, в диссертации излагается его идея о сходстве религиозных движений и тоталитарных обществ, о важности поддержки и продвижения либеральных и демократических ценностей для сбалансированного гармоничного общества, в котором ключевые права личности на свободу совести, слова и самовыражения охраняется законом.

Показано, почему обоснование этики на вере в потусторонние силы приводит к догматизации учения, и, как следствие, препятствует ее гибкости и адаптивности к изменениям внутри и вне общества, приводя к конфликтам и противоречиям. Затем анализируется представление Куртца о гуманист-чиеской этике. Согласно ему, такая этика базируется на двух основаниях. Первое из них – метод этического исследования. Он подразумевает 1) формулировку моральной дилеммы; 2) сбор существующей информации и ее анализ; 3) выбор оптимального решения. Характерным примером является проблема эффективности смертной казни как средства предотвращения последующих преступлений. Для ее решения, следует руководствоваться не только мнением, основанном на интуиции, необходимо провести сравнительные исследования в тех регионах, где смертная казнь разрешена, и там, где она запрещена. Второе основание гуманистической этики – априорное (но с должными оговорками) принятие основных гуманистических доброде телей. К ним Куртц относит, в частности, 1) честность; 2) верность; 3) благожелательность; 4) порядочность.

Дополнительный элемент гуманистической этики – ее нацеленность на практическое применение, ориентация на проблематичность, а не на спекулятивное теоретизирование о понятиях, категориях и атрибутах.

Важным аспектом гуманистической этики является учение Куртца о еврпаксофии. По мнению Куртца, евпраксофия – это умудренный взгляд на космос и мудрость в повседневной жизни. Необходимость в этой новаторской концепции Куртц видит в том, чтобы посредством нее можно было «определить нерелигиозные системы убеждений, которые выражают естественнонаучное понимание природы и гуманистический образ жизни»405. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы о философии религии П. Куртца. Он воспринимал религию, как явление, состоящее из двух элементов: первый из них – вера в трансцендентное и связанные с этой верой заблуждения и мифы. Второй элемент – практики и действия, выполняющие ряд функций в жизни индивида и коллектива: психологическую, социологическую, эстетическую, этическую, экзистенциальную и др. Но на этом философия религии не заканчивается: П. Куртц предпринял попытку создания позитивной альтернативы религии. Первый элемент он «отсек» с помощью рациональной критики заблуждений и мифов, предложив взамен разработанную методологию научного исследования. Второй он также подверг критическому анализу, и высказал мнение о возможности выполнения указанных функций светскими институтами. Для реализации этой идеи он создал ряд гуманистических, социально ориентированных организаций, а также разработал гуманистическую этику и практическую философию добродетельной жизни – евпраксофию.

В третьей главе диссертационного исследования анализируется место философии религии Куртца в современном философском дискурсе. Эта глава состоит из трех частей. Первая из них посвящена полемике Куртца с «ирра- циональной философии», то есть философские течения XX в., которые, по мнению Куртца, пытались подвергнуть критике принципы либерализма, гуманизма и индивидуализма (М. Хайдеггер, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Делёз, Ж. Деррида). Проводится анализ взглядов представителей этой философии на проблемы религии, а также их критика научного метода и гуманистических ценностей. В качестве контраргументов приводятся суждения Куртца и других сторонников неогуманистической волны конца 80-х – начала 90-х годов XX века. В частности, их критика концепций радикального субъективизма, иррационализма, антигуманизма и мировоззренческого пессимизма.

Результатом анализа этой полемики является следующие выводы. Во-первых, открытый научный поиск вкупе с методами объективации (проверки гипотез, повторяемости экспериментов) способен составить положительную альтернативную иррациональным взглядам, основанным на субъективном чувствовании. Во-вторых, крайний субъективизм в духе С. Кьеркегора или М. Хайдеггера может вступить в конфликт с принципами либеральной демократии и привести к оправданию ненависти и шовинизма.